Научная статья на тему 'Исследование возможности применения добровольного углеродного рынка для цели регулирования выбросов углерода транспортной сферой в регионах'

Исследование возможности применения добровольного углеродного рынка для цели регулирования выбросов углерода транспортной сферой в регионах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
208
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
услуги экосистем / выбросы углерода / автотранспортные предприятия / углеродный рынок / эффективность проекта / ecosystem services / carbon emissions / trucking enterprises / carbon market / project effectiveness.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — В В. Соколенко, С Ж. Чимитова

Цель статьи – показать роль междисциплинарного проектного метода в решении проблемы регулирования выбросов углерода в транспортной сфере Приморского края. Изложены основные промежуточные результаты исследований экопотенциала Приморского края, находящегося под влиянием выбросов углерода автотранспортом. Рассчитаны доли выбросов углерода предприятиями грузовых транспортных средств от объема выбросов всего автотранспорта региона. Доказана необходимость введения критерия экологической нагрузки в виде показателя бюджета углерода экосистем. Обоснована выгода от использования инструмента – углеродного рынка для оздоровления экосистем, пополнения доходной части бюджета Приморского крае и сокращения расходов на охрану окружающей среды. Составлены сценарии организации добровольного рынка углерода и производных инструментов по компенсации углеродного следа. Проведена эмпирическая оценка экономического углеродного рынка при возможности его применения с целью регулирования выбросов углерода автотранспортом региона. Использованы методы количественного и статистического анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — В В. Соколенко, С Ж. Чимитова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF POSSIBILITY OF APPLYING A VOLUNTARY CARBON MARKET FOR THE PURPOSE OF REGULATING CARBON EMISSIONS BY TRANSPORT SPHERE IN REGIONS

The purpose of the article is to show the role of the interdisciplinary design method in solving the problem of regulating carbon emissions in the transport sector of Primorsky Krai. The main intermediate results of studies of the ecological potential of the Primorsky Territory, which is under the influence of carbon emissions by vehicles, are outlined. The share of carbon emissions by freight transport enterprises from the total volume of emissions of all vehicles in the region was calculated. The necessity of introducing an environmental load criterion in the form of an indicator of the carbon budget of ecosystems is proved. The benefits of using the tool – the carbon market for improving ecosystems, replenishing the revenue side of the budget of the Primorsky Territory and reducing environmental costs are justified. Scenarios for organizing a voluntary carbon market and carbon footprint derivative instruments. An empirical assessment of the carbon market with the possibility of its application in order to regulate carbon emissions by the region’s motor transport was carried out. The methods of quantitative and statistical analysis are used.

Текст научной работы на тему «Исследование возможности применения добровольного углеродного рынка для цели регулирования выбросов углерода транспортной сферой в регионах»

ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ДОБРОВОЛЬНОГО УГЛЕРОДНОГО РЫНКА ДЛЯ ЦЕЛИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЫБРОСОВ УГЛЕРОДА

ТРАНСПОРТНОЙ СФЕРОЙ В РЕГИОНАХ

B.В. Соколенко, д-р экон. наук, доцент

C.Ж. Чимитова, магистр

Дальневосточный федеральный университет (Россия, г. Владивосток)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10080

Аннотация. Цель статьи - показать роль междисциплинарного проектного метода в решении проблемы регулирования выбросов углерода в транспортной сфере Приморского края. Изложены основные промежуточные результаты исследований экопотенциала Приморского края, находящегося под влиянием выбросов углерода автотранспортом. Рассчитаны доли выбросов углерода предприятиями грузовых транспортных средств от объема выбросов всего автотранспорта региона. Доказана необходимость введения критерия экологической нагрузки в виде показателя бюджета углерода экосистем. Обоснована выгода от использования инструмента - углеродного рынка для оздоровления экосистем, пополнения доходной части бюджета Приморского крае и сокращения расходов на охрану окружающей среды. Составлены сценарии организации добровольного рынка углерода и производных инструментов по компенсации углеродного следа. Проведена эмпирическая оценка экономического углеродного рынка при возможности его применения с целью регулирования выбросов углерода автотранспортом региона. Использованы методы количественного и статистического анализа.

Ключевые слова: услуги экосистем; выбросы углерода; автотранспортные предприятия; углеродный рынок; эффективность проекта.

Одной из актуальных проблем в регионах, в том числе и в Приморском крае, который по показателю количества автотранспорта на душу населения входит в тройку регионов наряду с Москвой и Санкт-Петербургом, сохраняется проблема загрязнения атмосферного воздуха выхлопными газами. В составе их наиболее опасны выбросы метана, углерода, влияющие на изменение теплообмена атмосферы и на колебания ее температурного режима.

Региональные транспортные системы территорий любой размерности встроены в природные системы, которые весьма чувствительны к концентрациям выбросов, высокий уровень которых постоянно растет. К примеру, в Приморье к 2017 году выбросы СО2 достигли 44% от общего объема краевых выбросов в атмосферу [1]. Это приводит к ухудшению функций экосистем и экологических условий жизни населения, к климатическим изменениям, сопровождающимся наводнениями, пожа-

рами. Только за два года (2017-2018 гг.) из-за последних ущерб в Приморском крае и соседних регионах Дальнего Востока исчислялся миллиардами рублей.

При наличии масштабного экологического потенциала в субъектах РФ Дальнего Востока (только площади лесных экосистем в Приморском крае составляют более 78%), оказывающего услуги по поглощению СО2, отсутствуют адекватные экономические рыночные инструменты по регулированию их выбросов различными отраслями экономики, включая транспорт. Таким инструментом мог бы быть добровольный рынок углерода, до сих пор не получивший широкое признание в регионах России.

Сложившаяся в регионе ситуация по загрязнению атмосферы с преобладанием в выбросах СО2 автотранспортной сферой предопределила характер междисциплинарного проекта «Добровольный углеродный рынок как инструмента регулирова-

ния выбросов углерода автотранспортными средствами в Приморском крае».

В ходе реализации проекта необходимо было не только изучить роль экосистем в круговороте углерода в природе, их кли-матозащитную функцию, но и составить региональную электронную базу экологического потенциала.

Рассчитана экономическая оценка бюджета углерода экосистем края, которую можно использовать как стоимость их услуг по поглощению СО2, выбрасываемого большинством секторов экономики [4]. Вовлечение экосистемных услуг в рыночный оборот при необходимости снижения выбросов СО2 в атмосферу вызывает интерес к исследованию экономических инструментов их регулирования (помимо налогов и сборов), что нашли применение в мировой практике развитых стран.

Целью междисциплинарного проекта стала оценка эффективности добровольного рынка углерода как инструмента регулирования выбросов углерода автотранспортными средствами на территории Приморского края для поддержания баланса бюджета углерода экосистем Приморского края.

Объектом исследования явились автотранспортные средства предприятий края, нарушающие равновесие экосистем при выбросах диоксида углерода.

Предмет исследования - добровольный рынок углерода - инструмент регулирования выбросов углерода автотранспортными средствами на территории Приморского края.

При анализе динамики выбросов загрязняющих веществ от использования транспортом моторного топлива и пересчете его в углерод выявлено, что удельный вес выбросов от грузовых транспортных средств организаций всех видов деятельности за исключением субъектов малого предпринимательства от общих выбросов автомобильным транспортом составил от 9,7% до 13,1% в период с 2013 по 2017 гг. [6].

Сосредоточение числа грузовых автомобилей и объемы их выбросов углерода в разрезе городов Приморского края отражено в таблице 1.

Из таблицы 1 видно, что в зависимости от категории (до 9 автомобилей; от 10 до 24 и т.п.) в среднем каждое предприятие Приморского края выбросило в 2017 г. от 13,5 до 507,39 тонн СО2-экв. Наибольшее количество грузовых автомобилей и автопредприятий находится в г. Владивостоке, поэтому выбросы преобладают в данном городском округе.

Для обоснования возможного применения добровольного рынка Приморском крае изучены основные положения Рамочной конвенция ООН об изменении климата (РКИК ООН) [3], Киотского протокола (КП), принявшего разработанный механизм по регулированию объемов выбросов парниковых газов [2], Парижского соглашения, докладов комиссии по климату МГЭИК при ООН, а также опыт реализации регулируемого и добровольного рынков в зарубежных странах.

Таблица 1. Группировка предприятий всех видов, по числу имеющихся в их собственности грузовых автомобилей (без микропредприятий и ИП) и объемы выбросов углерода в разрезе крупных городских округов Приморского края в 2017 г._

Показатели Всего по Приморскому краю Владивосток Уссурийск Находка

Всего предприятий, ед. 584 137 63 53

В них автомобилей, ед. 6809 1852 724 774

в том числе предприятия с числом автомобилей До 9 вкл. число предприятий, ед. 396 94 44 32

в них автомобилей, ед. 1455 358 162 110

средний выброс ПГ на 1 предприятие, тонн СО2-экв. 13,5 14,0 13,5 12,6

<N о ч о н о число предприятий, ед. 121 24 12 15

в них автомобилей, ед. 1827 353 182 254

средний выброс ПГ на 1 предприятие, тонн СО2-экв. 55,52 54,08 55,76 62,26

OS о ч «ч (N н О число предприятий, ед. 40 10 3 4

в них автомобилей, ед. 1349 316 110 110

средний выброс ПГ на 1 предприятие, тонн СО2-экв. 124,00 116,19 134,82 101,11

Показатели Всего по Приморскому краю Владивосток Уссурийск Находка

в том числе предприятия с числом автомобилей От 50 до 99 число предприятий, ед. 21 6 4 -

в них автомобилей, ед. 1350 419 270 -

средний выброс ПГ на 1 предприятие, тонн СО2-экв. 236,36 256,76 248,18 0,00

От 100 число предприятий, ед. 6 3 - 2

в них автомобилей, ед. 828 406 - *

средний выброс ПГ на 1 предприятие, тонн СО2-экв. 507,39 497,59 0,00 0,00

Источник: составлено по: [6]

В частности, проанализированы функционирующие системы торговли выбросами в странах Европейского Союза (ЕС), США, Китая, Японии, Южной Кореи, Новой Зеландии, Австралии, показавшие положительные результаты этого инструмента к 2018 году и в планах на перспективу. К примеру, Европейский рынок покрывает 45% выбросов СО2-экв. в ЕС (при установленном на 2018 г. лимите выбросов 1,9 млрд. СО2-экв. в год). Япония взяла на себя обязательство сократить выбросы парниковых газов на 26% к 2030 г. и на 80% к 2050 г. [5]. В настоящее время помимо Европейского союза и США, в Мексике, Бразилии, Индии, Швейцарии и других странах на национальных и региональных уровнях действуют добровольные и обязательные схемы ограничения и сокращения выбросов.

Понимание того, что углеродный рынок как экономический инструмент для реализации рыночных вариантов механизмов гибкости, применим для снижения выбросов парниковых газов, он одновременно позволяет решать задачи государства по стимулированию и вовлечению бизнеса в низкоуглеродное развитие производств, внедрение новых технологий. Вместе с тем включение углеродного рынка в стратегию экологической политики способствовало странам выполнять национальные обязательства по ограничению выбросов СО2; снижать высокие государственные затраты, сохранять конкурентоспособность национального бизнеса.

Как видно из перечня преимуществ применения рынка углерода (как добровольного, так и регулируемого), этот инструмент объединяет субъекты хозяйствова-

ния в направлении сокращения выбросов парниковых газов, стимулирует их реали-зовывать задачи обеспечения устойчивого функционирования природных экосистем и развития территорий в целом. Добровольный рынок в отличие от регулируемого допускает многообразие стандартов и возможность выбора среди них наиболее подходящего, чтобы апробировать новые категории проектов, новые схемы углеродной торговли и финансирования проектов.

Внедрение углеродных рынков требует учета стоимости экоуслуг, оказываемых

Из таблицы 2 видно, что Приморский край обладает высоким уровнем лесистости (более 78%) и, следовательно, большим углеродопоглотительным потенциалом, важным для экологии и экономики края в случае его вовлечения в рыночный оборот через обмен стоимости услуг экосистем на разрешенные объемы выбросов углерода по цене в руб./тСО2 - экв.

Критерием нагрузки на экосистемы может быть количественный показатель бюджета углерода, рассчитанный, во-первых, для определенной территории за ряд лет, из которых возможно остановиться на максимальном значении, как точки начала отсчета проводимых наблюдений с тем, чтобы отслеживать изменения этой величины, соответствующей состоянию

экосистемами, а экосистемы, в свою очередь, определяют максимальное количество углерода, которое может быть поглощено и компенсировано для сохранения баланса в атмосфере.

Углеродный рынок в Приморском крае мог стать бы дополнительным источником финансирования лесных хозяйств для большего эффекта в реализации мероприятий по их развитию, восстановлению и увеличению бюджета углерода лесные экосистемы, по защите лесов от пожаров, которые приводят к негативной динамике в лесопользовании (табл. 2).

экосистем. В случае уменьшения этой величины следует поднимать стоимость единицы услуги экосистем, выраженной в цене поглощенной единицы объема выброса углерода (т.С /га/год).

Нарастающие негативные последствия от деятельности субъектов хозяйствования, включая функционирование всего транспортного комплекса края, безотлагательно диктуют внедрение более активных инструментов снижения нагрузки на экосистемы. В таблице 3 приведены расчеты дополнительных доходов при разных видах инструментов и их эффективности в снижении доли расходов на реализацию по программе охраны окружающей среды в Приморском крае.

Таблица 2. Основные показатели лесопользования в Приморском крае [6]

Показатели Темп изменений к предыдущему году

2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

Площадь земель лесного фонда, млн. га 11,9 11,9 11,9 11,9

Общий запас, млн. куб. м. 1753657 1753359 1753247

Расчетная лесосека, млн. куб. м. 7491 7335 7219

Лесистость, % 78,7 78,3 78,1

Лесовосстановление, тыс. га 106 98 103,6

Площадь одного пожара, га 114,8 155,4 109,1

Таблица 3. Сравнительная оценка прогнозных сумм компенсации выбросов углерода при различных сценариях организации добровольного углеродного рынка на 2017 г._

Сценарий Показатель Объемы компенсаций выбросов / вовлеченность участников рынка

100% 75% 50% 25%

Схемы углеродной торговли Прогнозная сумма, тыс. руб. 10409,62 7807,21 5204,81 2602,41

Доля от фактических расходов на программу охраны окружающей . среды в Приморском крае в 2017 г., % 7% 5% 4% 2%

«Зеленые» облигации Прогнозная сумма, тыс. руб. - - - -

Доля от фактических расходов на программу охраны окружающей среды в Приморском крае в 2017 г., % - - - -

Компенсации «углеродного следа» Прогнозная сумма, тыс. руб. 20 784,54 15 588,41 10 92,27 5 196,14

Доля от фактических расходов на программу охраны окружающей среды в Приморском крае в 2017 г., % 14% 11% 7% 4%

Расчет рыночной цены для углеродного рынка производился с учетом стоимости единицы выбросов на углеродных рынках стран Азиатско-тихоокеанского региона (данным 1САР - международного форум для правительств и органов власти, которые создают системы торговли квотами на выбросы парниковых газов (СТВ) [7].

Среднерыночная цена позволила рассчитать гипотетический суммарный доход, представленный в таблице 3, если бы квоты на выбросы были разрешены на весь его объем продаж квот через аукционы или биржи. Расчеты показали, что внедрение схемы углеродной торговли могло бы сэкономить соответственно от 2% до 7% фактических расходов на реализацию программы охраны окружающей среды в Приморском крае еще в 2017 году. Сэкономленные средства могли быть потрачены на снижение затрат по ликвидации ущербов от изменения климата или сокращение количества заболеваний, вызванных загрязнением атмосферного воздуха.

Сумма, полученная вследствие компенсации выбросов автотранспортными предприятиями всех видов деятельности (за исключением малого предпринимательства) Приморского края, могла составить от 5,2 млн. руб. при 50% вовлеченности предприятий, 7,8 млн. руб. при 75% вовлеченности и до 10,4 млн. руб. при 100% вовлеченности автотранспортных предприятий.

Выводы. В российской практике регулируемый рынок углерода находится все

еще на стадии обсуждения. Поэтому выходом из нормативного вакуума остается добровольный углеродный рынок, мотивацией которого является социально-экологическая ответственность самих экономических субъектов. Но ввиду низкой эколого-ориентированной сознательности и ответственности бизнеса, других хозяйствующих субъектов как в целом по России, так и в Приморском крае, добровольно осуществлять экологические проекты и одновременно финансировать покупку углеродных кредитов готовы не все предприятия.

Создание регионального рынка углерода в Приморском крае повысило бы стимулирование не только предприятий автотранспорта, но и других сфер деятельности к сокращению выбросов углерода в атмосферу, развитию и внедрению низкоуглеродных технологий. Вместе с тем, рынок способствовал бы увеличению эффективности бюджетных средств на природо-восстановительные программы, созданию комфортных зон в районах проживания населения, повышению уровня его экологической культуры и эколого-ориентированного сознания у представителей регионального бизнеса.

Внедрение экономического инструмента в практику регулирования выбросов углерода повысит в перспективе экологический имидж региона, учитываемый соседними странами АТР, где активно развиваются углеродные рынки и реализуются планы по созданию зон комфортного проживания и ведения бизнеса.

Библиографический список

1. Единая межведомственная информационно-статистическая служба. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.fedstat.ru/ (дата обращения: 28.04.2019).

2. О ратификации Киотского протокола к РКИК ООН об изменении климата: федер. закон от 04 ноября 2004 г. № 128-ФЗ: принят Гос. Думой 22 октября 2004 г. // Российская газета. 2004. 9 ноября.

3. Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/climate_framework_con v.shtml (дата обращения: 15.03.2019)

4. Соколенко В.В., Коптенок Е.Л., Реброва Т.А., Чимитова С.Ж. Методики оценки бюджета углерода экосистем российского Дальнего Востока // Актуальные проблемы науки XXI века: сб. статей по материалам XXXIV Международ. науч.-практич. конф. (г. Москва, 31.06.2018 г.). - М.: Международная исследовательская организация «Cognitio», 2018. -С. 86-92.

5. Соколенко В.В., Дъяченко Ю.К., Тюрина Е.А. Углеродные рынки в мире: механизмы и трансформация концепций // Известия Дальнев. федер. ун-та. Серия: экон-ка и управление. - 2018. - №4 (83). - С. 119-137.

6. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://primstat.gks.ru/ (дата обращения: 22.02.2019)

7. ICAPI4CE - institute for Climate Economics with data from ICAP, World Bank, government officials and information, April 2018. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://icapcarbonaction.com/ru (дата обращения: 13.04.2019)

RESEARCH OF POSSIBILITY OF APPLYING A VOLUNTARY CARBON MARKET

FOR THE PURPOSE OF REGULATING CARBON EMISSIONS BY TRANSPORT

SPHERE IN REGIONS

V.V. Sokolenko, Doctor of Economic Sciences, Professor S.Zh. Chimitova, Master Far Eastern Federal University (Russia, Vladivostok)

Abstract. The purpose of the article is to show the role of the interdisciplinary design method in solving the problem of regulating carbon emissions in the transport sector of Primorsky Krai. The main intermediate results of studies of the ecological potential of the Primorsky Territory, which is under the influence of carbon emissions by vehicles, are outlined. The share of carbon emissions by freight transport enterprises from the total volume of emissions of all vehicles in the region was calculated. The necessity of introducing an environmental load criterion in the form of an indicator of the carbon budget of ecosystems is proved. The benefits of using the tool - the carbon market for improving ecosystems, replenishing the revenue side of the budget of the Primorsky Territory and reducing environmental costs are justified. Scenarios for organizing a voluntary carbon market and carbon footprint derivative instruments. An empirical assessment of the carbon market with the possibility of its application in order to regulate carbon emissions by the region's motor transport was carried out. The methods of quantitative and statistical analysis are used.

Keywords: ecosystem services; carbon emissions; trucking enterprises; carbon market; project effectiveness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.