Научная статья на тему 'Исследование возможности использования методов теории выбросов случайных процессов в анализе безопасности операций, выполняемых при техническом обслуживании'

Исследование возможности использования методов теории выбросов случайных процессов в анализе безопасности операций, выполняемых при техническом обслуживании Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
58
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Мальцева Н.Н., Шаймарданов Л.Г.

Рассмотрены вопросы актуальности использования теории выбросов в оценке рисков, допускаемых при техническом обслуживании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование возможности использования методов теории выбросов случайных процессов в анализе безопасности операций, выполняемых при техническом обслуживании»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Технические науки

отработку правильной реакции пилотов в ответ на самопроизвольное (не обусловленное действиями пилотов) кренение самолета при отказах, например, двигателя или боковом сдвиге ветра.

Библиографические ссылки

1. Коваленко П. А. Пространственная ориентировка пилотов (психологические особенности). М. : Транспорт, 1989.

2. Пономаренко В. А. Психология человеческого фактора в опасной профессии. Красноярск : Поли-ком, 2006.

3. Мартыненко С. И. Об актуальности психологической подготовки пилотов к работе с авиагори-

зонтами // Проблемы подготовки специалистов для гражданской авиации и повышения эффективности работы воздушного транспорта : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. 18-19 ноября 2010 г. / под ред. Н. У. Ушакова. Ульяновск : УВАУГА(И), 2010.

4. Методика обучения пилотов гражданской авиации эффективному способу пространственной ориентировки по крену и тангажу : утв. 27.03.84. ГосНИИ ГА, 1984.

© Лютина О. И., Еремин А. Е., Мартыненко С. И., 2011

УДК 629.735.064

Н. Н. Мальцева Научный руководитель - Л. Г. Шаймарданов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОВ ТЕОРИИ ВЫБРОСОВ СЛУЧАЙНЫХ ПРОЦЕССОВ В АНАЛИЗЕ БЕЗОПАСНОСТИ ОПЕРАЦИЙ, ВЫПОЛНЯЕМЫХ

ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ

Рассмотрены вопросы актуальности использования теории выбросов в оценке рисков, допускаемых при техническом обслуживании.

Актуальность темы состоит в том, что безопасность операций, выполняемых при техническом обслуживании является одной из основных проблем в сфере технической эксплуатации авиационной техники и связана непосредственным образом с обеспечением безопасности полетов.

Цель работы - провести исследование возможности использования метода теории выбросов случайных процессов.

Задачей, которая ставится в работе, является необходимое применение метода «риск - анализа» и выявить возможности использования его при техническом обслуживании.

Анализ риска - систематическое использование необходимой информации для идентификации видов опасностей и оценки риска. В рамках этого метода выполняются следующие процедуры:

- выделение качественных и количественных характеристик, которые влияют на безопасность продукции;

- определение (там, где это возможно) предельных значений этих характеристик;

- идентификация известных и прогнозируемых видов опасностей;

- описание предполагаемой последовательности событий, которые могут последовать после наступлений опасной ситуации для каждого вида идентифицированной опасности;

- оценка риска для каждого вида идентифицированной опасности.

Оценка риска может быть количественной или качественной. В последнем случае важно частоту наступления опасной ситуации для каждого вида идентифи-

цированной опасности и возможные последствия. Оценка выполняется для случаев штатной (при наличии опасной ситуации) и нештатной ситуации [1].

Оценка риска - процесс выработки суждения, выносимого по результатам анализа риска, с целью определения приемлемости риска. В рамках этого этапа по каждому виду идентифицированной опасности в соответствии с принятым критерием оценивается, приемлем ли риск. Допустимость риска обусловлена социально-экономическими факторами общества и оценивается путем сравнения возможных потерь, связанных с наступлением опасной ситуации, и выгод для общества или индивида [1].

Важность решения указанной проблемы (обеспечение безопасности полетов), многократно подтверждается участившимися случаями технических и техногенных аварий с катастрофическими последствиями. А так же в настоящее время в авиационном сообществе сложилось устойчивое представление о том, что 70-80 % тяжелых авиационных происшествий являются следствием негативного влияния именно человеческого фактора.

Так, при эксплуатации самолетов одного производителя, например, фирмы Боинг уровень безопасности полетов по различным странам и континентам различается в 20 раз, вследствие различной квалификации специалистов и организационных форм.

На примере самолета Ту-154 можно рассмотреть перечень нарушений по вине человеческого фактора:

- при посадке произошло грубое приземление самолета с перегрузкой 2, 07 единиц.

- несанкционированный набор высоты экипажа ТУ-154М ЯЛ-85679 привел к опасному сближению с воздушным судном ТУ-134;

Секция «Эксплуатацияи надежность авиационной техники»

- после посадки самолета экипажем записано: «В полете большой угол отклонения штурвала влево»;

- после прилета в аэропорт «Домодедово» было произведено контрольное взвешивание перевозимого на самолете груза, в результате которого выявлена перегрузка самолета на 15411 кг.

Библиографическая ссылка

1. Безопасность и надежность технических систем : учеб. пособие / Л. Н. Александровская, И. З Аронов и др. М. : Университетская книга ; Логос, 2008.

© Мальцева Н. Н., Шаймарданов Л. Г., 2011

УДК 621.548

С. А. Медведев Научный руководитель - Г. Д. Коваленко Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ВЕТРОГЕНЕРАТОР РОТОРНОГО ТИПА МАЛОЙ МОЩНОСТИ

Дается краткое описание конструктивной схемы ветрогенератора роторного типа малой мощности, ее особенности и преимущества.

Вопрос об эффективном использовании энергии ветра был поставлен в 1914 г. (до 1918 г.). Н. Е. Жуковский со своими учениками - создает впервые теорию ветродвигателей. С тех пор было создано множество вариантов ветродвигателей, которые получили распространение в СССР в большей степени в сельском хозяйстве. Энергия ветра может быть использована всюду, поэтому она имеет особое значение среди других источников энергии. Человек, главный потребитель электрической энергии, заинтересован в ее дешевизне и доступности.

Цель проекта заключается в создании новой конструктивной схемы ветрогенератора с мощностью на выходе 0,5 кВт.

Мною для повышения КПД используется механизм управления углом атак 8-образных лопастей. Система тяг предусматривает передачу сил ко всем лопастям так, что они устанавливаются на равновесные углы. Путем изменения длин тяг устанавливается оптимальное положение, при котором крутящий момент наибольший.

Энергия воздушных масс, возбуждает вращение лопастей 8-образной формы, которые передают крутящий момент крестовине сверху и окружности рото-

ра снизу, главный вал служит лишь для их жесткого крепления. Зубчатая передача, расположенная на окружности ротора снизу позволяет беспрепятственно снимать крутящий момент генератором автомобильного типа. Эта схема передачи крутящего момента нова, и позволяет снизить потери на трение и выиграть до 10-15 % снимаемой мощности по сравнению с ременной передачей.

Предполагается, что реализация предложенного устройства даст следующие преимущества:

- автономность и экологичность;

- отсутствие необходимости поворотных устройств ориентации ротора по направлению ветра;

- простая конструкция;

- малые гироскопические нагрузки, большой начальный момент;

- возможность вращаться при любом направлении ветра.

Легкость и прочность материалов ВРТ позволяет создать долговечную и простую конструкцию, активную даже при невысокой скорости ветра.

© Медведев С. А., Коваленко Г. Д., 2011

УДК 629.73.001.63

Р. Т. Меликов, А. А. Кудряшов Научный руководитель - П. Р. Чирков Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ВОЗДУШНЫЙ РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С НАГРЕВОМ ВОЗДУХА В ЯДЕРНОМ РЕАКТОРЕ И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ В БПЛА

История создания. Принципиальная схема работы. Применение в современной авиации.

Появление реактивных двигателей с приводом от ядерного реактора было связано с необходимостью СССР и США в создании стратегических бомбардировщиков. Обеим сторонам требовались бомбардировщики с радиусом действия свыше 15 000 км используя существующие на тот момент двигателя не-

возможно было создать самолеты с требуемыми ЛТХ а следовательно требовался абсолютно новый тип двигателей.

Задача создания реактивного бомбардировщика необходимой дальности полета с обычной силовой установкой в 1950-е гг. представлялась непреодолимо

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.