СОЦИОЛОГИЯ
УДК 316
ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ
И ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЕЖИ В МАЛОМ ГОРОДЕ
Э. Р. Калимуллина
Аннотация: В статье рассмотрены такие понятия как «самореализация», «трудоустройство и карьерный рост», «профориентация школьников». Изучены результаты исследования среди молодежи о возможностях самореализации в малом городе в сравнении с мегаполисом. Исследованием доказана необходимость открытия в малом городе психологического центра по профориентации школьников.
Ключевые слова: самореализация, малый город, мегаполис, трудоустройство, карьерный рост, профориентация школьников
INVESTIGATION OF POSSIBILITIES OF SELF-REALIZATION
AND EMPLOYMENT OF YOUNG PEOPLE IN A SMALL TOWN
E.R. Kalimullina
Abstract: The article deals with such concepts as «self-realization», «employment and career development and career guidance of students». It studies the results of a study among young people about the possibilities of self-realization in a small town in comparison with the megalopolis. Studies have proven the need to open a small town psychological center for career counseling students.
Keywords: self-realization, a small city, megalopolis, employment, career development, career guidance of students
Современное представление молодежи об успешной жизни, возможностях самореализации, трудоустройства по специальности с высокой заработной платой с первых дней и различных развлечениях в любое время дня и ночи никак не связывается с малым городом, в котором они выросли. Местом, где, по их мнению, они обязательно достигнут самых высоких показателей жизни, непременно считается мегаполис. Возможно ли, убедить молодежь, что реализовать себя и свой потенциал они могут и в своем малом городе? В данной работе мы постарались ответить на данный вопрос.
Во-первых, определим, что представляет собой «самореализация». Согласно Г.И. Козыреву «самореализация личности — это стремление индивида наиболее эффективно использовать объективные условия (институты) со-
циализации и свои индивидуальные способности и возможности для достижения намеченных стратегических целей». [3, с. 58]
А. Маслоу в своей иерархической теории потребностей выделил стремление к самореализации как самую основную потребность человека. А.В. Петровский считает, что потребность в самореализации - «это по существу потребность индивида стать лично-стью»[4, с. 65].
В потребность самореализации можно включить не только духовное становление личности, это также и желание заниматься интересующими видами деятельности, от которых человек получает удовольствие, общение с друзьями, создание крепкой семьи, и прочее. Также важное место в процессе самореализации занимает успешное трудоустройство, желание реализовать
свой потенциал, планирование карьеры.
В социологической литературе существует понятие «трудовая карьера», представляющая собой продвижение индивида по ступеням профессиональной лестницы в течение всей трудовой жизни, его профессиональные перемещения, смена видов работ на пути к достижению успеха на служебном поприще, выражающемся в занятии более престижными видами труда, более высокой оплате труда, большей служебной ответственности и власти. [1, с. 338]
В 2014 году среди молодежи города Лениногорска было проведено социологическое исследование о причинах миграции молодежи из малых городов в мегаполисы. В опросе участвовало 250 человек. В результате были выявлены причины, по которым молодежь покидает город Лениногорск. Так, большинство опрошенных (64%) считают, что в более крупном городе больше возможностей самореализации. Далее ответы расположились следующим образом: 20% опрошенных считают, что в городе нет никаких развлечений для молодежи, 17% - нет возможности трудоустройства по специальности, 14% - нет возможности трудоустройства в общем, 12% респондентов хотят жить независимо от родителей. Помимо этого, 10% опрошенных выбрали ответ «другое», предложив свои варианты: получение высшего образования (в Лениногорске нет подходящего ВУЗа и специальности) и «не нравится данный город».
Также молодежи был задан вопрос о возможностях трудоустройства в Ле-ниногорске или другом близлежащем малом городе (Альметьевск, Бугульма, Азнакаево и пр.). Как и в предыдущем вопросе, многие выбирали несколько вариантов ответов. Так, 32% респондентов считают, что работу найти можно, но нужно начинать с малого и поначалу будет низкая заработная пла-
та. 73% опрошенных ответили, что работу можно найти, а 32% считают, что работу также найти можно, но не по специальности. Радует тот факт, что только 9% выбрали ответ «нет возможности трудоустройства», т.е. меньшинство. Три человека предложили свои варианты ответов: нет никаких достойных специальностей для молодежи; достойную работу можно найти, но нужно постараться; если захотеть, то работу можно найти, главное желание.
Таким образом, молодежь города Лениногорска считает, что, даже если не по специальности или с изначально низкой заработной платой, но трудоустроиться здесь можно. Несмотря на это, многие хотят уехать из города в мегаполис, так как там, по их мнению, больше возможностей трудоустройства и самореализации.
По мнению автора, молодых людей привлекает само понятие «самореализация». В него они могут вкладывать не только тот смысл, что был описан нами ранее, т.е. трудоустройство, реализация интересов, друзья, семья и прочее. Возможно, здесь кроется более глубокий смысл для них. Самореализация в мегаполисе - это, в первую очередь, непременно успех и удовлетворение запросов общества. «Соответствие планке общества и следование законам современного мира дает личности уникальную возможность почувствовать себя востребованным и находящимся на вершине» [2, с. 133]. С точки зрения взрослого человека, здесь имеет место юношеский максимализм, а также осмысление жизненного пути. Если говорить непосредственно о выборе профессии, последующем трудоустройстве и трудовой карьере, то «все чаще молодые люди связывают с выбором профессии выбор фундаментальных ценностей, ищут в ней ответ на главные вопросы жизни» [4, с. 68].
Проблема заключается в том, что на начальном этапе, при определении
своей профессии, своего будущего, своего места в мире, молодому человеку нужна помощь. Это естественно, что после школы многие хотят уехать из своего малого города в мегаполис, желая почувствовать ритм жизни большого города, ожидая успеха уже от самого переезда. Но в большинстве случаев здесь имеет место неопределенность, отсутствие конкретной цели в жизни, и лишь желание почувствовать себя более свободным и самостоятельным. Помимо этого, важным считается тот факт, что большая часть молодого населения малого города (в нашем случае города Лениногорска), не знает, какие возможности реализовать себя и свои способности у них есть здесь. Об этом мы узнали из проведенного опроса.
Так, респондентам был задан вопрос о том, что бы они хотели изменить в Лениногорске для наиболее благоприятного проживания в нем. Лишь 7% опрошенных указали в данном случае на то, чтобы в городе был более свободный выбор работы, и только один человек обратил внимание на то, что необходимо повысить заработную плату. Несколько человек указали на то, что в городе должно быть больше различных фирм, а также необходимо строить заводы. Только 4% опрошенных отметили, чтобы в городе появилось больше учебных заведений, в том числе вузов. Примерно половина респондентов написали, чтобы в Лениногорске открыли торгово -
развлекательный центр, 8% хотят, чтобы открыли кинотеатр, а 12% написали, что им нужны развлечения для молодежи, не конкретизируя, какие именно. Говоря о развлечениях для молодежи, респонденты также указывали, чтобы в городе появились: спортивные клубы, театр, музеи, ресторан Макдоналдс, молодежная хоккейная лига, боулинг, зоопарк и прочее. Только несколько человек указали на возможность приобретения доступного
жилья. Молодежь предлагала и такие ответы, как благоустройство города, озеленение, асфальтирование дорог, расширение территории, очистка пляжа и близлежащего озера, улучшение сферы досуга и услуг.
Да, нельзя отрицать того факта, что в Лениногорске нет торговоразвлекательного центра, кинотеатра и ресторана Макдоналдс, о появлении которого так мечтает большая часть молодежи. Но, что касается остальных пунктов, то здесь в большей степени имеет место плохая информированность или просто инертность, присущая многим молодым людям, найти интересное занятие на свой вкус. Естественно, что в сравнении с мегаполисом, сфера досуга и услуг для молодежи менее развита, но при желании, почти каждый молодой человек сможет найти себе занятие и в Лениногорске.
Такие муниципальные учреждения, как «Управление по делам молодежи, спорту и туризму» и Лениногорский дворец культуры выполняют комплекс различных функций для поддержки молодежи: активная работа в области спорта и туризма, решение жилищных проблем, содействие в трудоустройстве, поддержка одаренных детей и талантливой молодежи, организация культурного досуга и прочее [5].
Помимо этого, постоянная работа для улучшения качества жизни молодежи ведется и Лениногорским филиалом КНИТУ-КАИ. Лениногорский филиал сотрудничает с организациями и предприятиями города через проведение производственных практик с последующим трудоустройством выпускников, различных экскурсий на предприятия, встреч, круглых столов. Различные организации и предприятия города Лениногорска производят мониторинг специальностей и профессий, а также обращаются в филиал за квалифицированными специалистами. Помимо этого, по личным рекомендациям руководства Лениногорского фи-
лиала выпускников трудоустраивают в администрацию города и на государственную службу.
Лениногорский филиал КНИТУ-КАИ является одним из центров научной и культурной жизни города. Ежегодно он устраивает научные конференции, олимпиады и прочие подобные мероприятия, приглашая принять уча-стиекак школьников, так и их учителей. Студенты Лениногорского филиала КНИТУ-КАИ имеют возможность развиваться не только в академическом плане, но и творческом через различные мероприятия. Активное участие студенты филиала принимают в спортивной жизни города и района.
В городе также имеются средне -профессиональные учебные заведения: ГАОУ СПО "Лениногорский нефтяной техникум", ГАОУ СПО "Лениногорский политехнический колледж" и ГАОУ СПО «Лениногорский музыкально-художественный педагогический колледж». В данных учебных заведениях также ведется активная работа со студентами как в академическом плане, так и в области спорта и культуры, а также помощи в трудоустройстве.
Какой можно сделать из этого вывод? В связи с тем, что молодежь Ле-ниногорска плохо информирована о возможностях самореализации, которые предоставляет им город, они не желают оставаться здесь учиться и строить карьеру, развиваться в творческом плане, создавать семью. Но в данном случае сложно утверждать, что вся проблема заключается лишь инертности молодого человека и его нежелании жить в малом городе. Часто на
Литература:
1. Агапова Е.П. Организация работы с молодежью: введение в специальность: учеб. пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2014. 446 с.
2. Каблова А.А. Сборник научных трудов НГТУ. 2006. №3. С. 133-140.
самоопределение, выбор ими профессии и учебного заведения влияет мнение родителей, которые поощряют или осуждают их интересы и увлечения. Также решение может быть принято под влиянием друзей. Существует проблема недостаточной профориентации молодежи, как в школе, так и дома. Компетентные психологические центры, которые занимаются психологической поддержкой и профориентацией школьников на этапе определения ими профессии, имеют большое значение и могут помочь молодежи со своими жизненными планами и, соответственно, с последующим трудоустройством, трудовой карьерой и самореализацией.
И, так как выбор наиболее удачного вида деятельности, профессии и последующего успешного трудоустройства и карьерного роста является одним из основных способов самореализации молодого человека, соответственно именно этому вопросу необходимо уделить наибольшее внимание. Создание психологического центра по профориентации школьников в городе Ле-ниногорске могло бы помочь большому числу выпускников школ определиться, каковы их цели на данном этапе их жизни, в какой области они имеют преимущество или особые навыки, как и где они могут их применить. Так, мы выяснили, что в Лениногорске есть достаточное количество различных учреждений для успешной самореализации молодого человека. А открытие в городе психологического центра по профориентации школьников поможет им в самоопределении.
3. Козырев Г.И. Основы социологии и политологии: учебник. М.: ИД «ФОРУМ»: ИН-ФРА-М, 2007. 240 с.
4. Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов. М.: Академический проект, 2000. 382 с.
5. Сайт города Лениногорска [Электронный ресурс]. http://leninogorsk. tatars-tan.ru/rus/odk.htm
6. Чупров В.И. Социология молодежи: учебник. М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. 336 с.
References:
1. Agapov E.P. Organization of work with young people: an introduction to the profession: the textbook. Rostov N / A: Phoenix, 2014. 446 p.
2. Kablova A.A. Collection of scientific works of NGTU. 2006. №3. P. 133-140.
3. Kozyrev G.I. Basics of sociology and political science: the textbook. M.: ID "Forum": IN-FRA-M, 2007. 240 p.
4. Kravchenko A.I. Sociology: the textbook for universities. M.: Academic Project, 2000. 382
p.
5. Site of the city Leninogorsk [Electronic resource]. http://leninogorsk.tatarstan.ru /rus/ odk.htm
6. Chuprov V.I. Sociology of Youth: the textbook. M.: Norm: INFRA-M, 2011. 336 p.
Сведения об авторе:
Калимуллина Эльвира Расимовна (г.Лениногорск), ассистент, кафедра Экономики и менеджмента, Лениногорский филиал Казанского национального исследовательского технического университета имени А. Н. Туполева (КАИ)
Kalimullina E.R. (Leninogorsk), assistant Department of Economics and management, Lenino-gorsky branch of Kazan National Research Technological University named after A.N. Tupolev (KAI)