Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ВОПРОСОВ ИДЕНТИФИКАЦИИ И САМОИДЕНТИФИКАЦИИ ЛИЧНОСТИ В УЧЕНИЯХ ОТДЕЛЬНЫХ ФИЛОСОФОВ XIX-XX ВВ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ВОПРОСОВ ИДЕНТИФИКАЦИИ И САМОИДЕНТИФИКАЦИИ ЛИЧНОСТИ В УЧЕНИЯХ ОТДЕЛЬНЫХ ФИЛОСОФОВ XIX-XX ВВ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
95
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИФИКАЦИЯ / САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ / ЦЕННОСТЬ / ПРЕДСТАВЛЕНИЕ / МАССА / БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Петракова Анна Сергеевна

В статье рассмотрены взгляды отдельных философов XIX-XX вв. на вопросы идентификации и самоидентификации личности. Автор обращает внимание на онтологические, гносеологические и асиологические аспекты проблемы отождествления, затрагиваемые мыслителями в истории социальной философии. Среди рассмотренных концепций идентификации можно отметить, что И. Кант считает отождествление частью процесса познания. Л. Фейербах, З. Фрейд само стремление к идентификации обуславливают бессознательной потребностью к пониманию себя. А. Шопенгауэр и Ж.П. Сартр в идентификации видят возможность узнавания себя в других, а само отождествление, считают, происходит не с действительными качествами других, а с представлениями о них в сознании идентифицирующего. Г. Риккерт, Н. Гартман, В. Дильтей видят в процессе установления тождества стремление к поиску и утверждению ценности личности для самой себя, других и социальной системы в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTIGATION OF THE ISSUES OF PERSONALITY IDENTIFICATION AND SELF-IDENTIFICATION IN THE TEACHINGS OF INDIVIDUAL PHILOSOPHERS OF THE XIX-XX CENTURIES

The article considers the views of individual philosophers of the XIX-XX centuries on questions of identification and self-identification of a person. The author draws attention to the ontological, epistemological and asiological aspects of the problem of identification, touched upon by thinkers in the history of social philosophy. Among the considered concepts of identification, it can be noted that I. Kant considers identification to be part of the process of cognition. L. Feuerbach, Z. Freud, the very desire for identification is determined by the unconscious need to understand oneself. A. Schopenhauer and J. P. Sartre see in identification the possibility of recognizing oneself in others, and the identification itself, they believe, does not occur with the actual qualities of others, but with ideas about them in the mind of the identifyer. G. Rickert, N. Hartman, V. Dilthey see in the process of establishing identity the desire to search for and affirm the value of the individual for himself, others and the social system as a whole.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ВОПРОСОВ ИДЕНТИФИКАЦИИ И САМОИДЕНТИФИКАЦИИ ЛИЧНОСТИ В УЧЕНИЯХ ОТДЕЛЬНЫХ ФИЛОСОФОВ XIX-XX ВВ»

УДК 159.9.01; 124.5

DOI 10.34823/SGZ.2022.2.51788

Author ID: 871046

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8794-1078

А.С. ПЕТРАКОВА кандидат философских наук, доцент кафедры рекламы и дизайна Академии маркетинга и социально-информационных технологий (ИМСИТ), г. Краснодар*

Исследование вопросов

идентификации и самоидентификации личности в учениях отдельных философов XIX-XX вв.

В статье рассмотрены взгляды отдельных философов XIX-XX вв. на вопросы идентификации и самоидентификации личности. Автор обращает внимание на онтологические, гносеологические и асиологические аспекты проблемы отождествления, затрагиваемые мыслителями в истории социальной философии. Среди рассмотренных концепций идентификации можно отметить, что И. Кант считает отождествление частью процесса познания. Л. Фейербах, З. Фрейд само стремление к идентификации обуславливают бессознательной потребностью к пониманию себя. А. Шопенгауэр и Ж.П. Сартр в идентификации видят возможность узнавания себя в других, а само отождествление, считают, происходит не с действительными качествами других, а с представлениями о них в сознании идентифицирующего. Г. Рик-керт, Н. Гартман, В. Дильтей видят в процессе установления тождества стремление к поиску и утверждению ценности личности для самой себя, других и социальной системы в целом.

Ключевые слова: идентификация; самоидентификация; ценность; представление; масса; бессознательное.

* Петракова Анна Сергеевна, e-mail: petrakova_1984@list.ru 226

A.S. PETRAKOVA Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor of the Department of Advertising and Design of the Academy of Marketing and Social Information Technologies (IMSIT), Krasnodar

Investigation of the issues of personality identification and self-identification in the teachings of individual philosophers of the XIX-XX centuries

The article considers the views of individual philosophers of the XIX-XX centuries on questions of identification and self-identification of a person. The author draws attention to the ontological, epistemolo-gical and asiological aspects of the problem of identification, touched upon by thinkers in the history of social philosophy. Among the considered concepts of identification, it can be noted that I. Kant considers identification to be part of the process of cognition. L. Feuerbach, Z. Freud, the very desire for identification is determined by the unconscious need to understand oneself. A. Schopenhauer and J. P. Sartre see in identification the possibility of recognizing oneself in others, and the identification itself, they believe, does not occur with the actual qualities of others, but with ideas about them in the mind of the identifyer. G. Rickert, N. Hartman, V. Dilthey see in the process of establishing identity the desire to search for and affirm the value of the individual for himself, others and the social system as a whole.

Keywords: identification; self-identification; value; performance; weight; unconscious.

Вопросы идентификации и самоидентификации личности волновали мыслителей каждой эпохи. Подобный интерес связан, прежде всего, с тем, что отождествление себя и других по ряду признаков и качеств позволяет личности не просто осознавать себя как таковую, но видеть сходство с другими, ощущать себя частью социума, понимать собственное место в системе общественных отношений, а также определять цель и смысл своего существования.

Идентификация - это процесс установления тождества между личностью и различными объектами окружающего мира, которое позволяет говорить об их общности по

различным признакам (внешность, гендер, национальность, религиозная принадлежность и проч.). Осуществляя идентификацию с другими, личность стремиться определить свое место и назначение в системе социальных связей, в то же время, самоидентификация призвана решить вопрос осознания себя как таковой и детерминации собственных черт и качеств как схожих или отличных от характеристик других представителей социума. Иными словами, идентификация и самоидентификация - это два процесса, тесно связанных между собой и дающих возможность каждой личности лучше понимать себя, утвердить собственную ценность в сознании своем и себе подобных, более эффективно строить коммуникативные связи с другими, принимая и трансформируя групповые нормы и ценности.

Специфика понимания процессов идентификации и

самоидентификации личности в учениях немецких философов

И. Кант рассматривает вопросы идентификации и самоидентификации личности, преимущественно, в аксиологическом и гносеологическом аспектах. По И. Канту, в каждом человеке есть божественное начало, обуславливающее наши «первоначальные моральные задатки ... вообще»1. Одновременно с этим люди идентифицированы философом как «существа, во многих потребностях постоянно зависимые от природы»2 и осознающие эту зависимость. Долг и свобода воли, по мнению мыслителя, необходимы в качестве идентификационных доминант, поскольку позволяют человеку осознавать себя как способного к моральному самовоспитанию. В частности, И. Кант пишет, что «в нравственном формировании прирожденных моральных задатков добра мы должны начинать не с естественной невинности, а с предположения о злонравии произволения в принятии его максим вопреки первоначальным нравственным задаткам, и, так как склонность к этому неистребима, беспрестанно противодействовать ей»3.

Основанием идентификации себя и других в поле ценностных смыслов у философа являются исключительно

1 Кант И. Собрание сочинений. В 8-ми т. Религия в пределах только разума. Метафизика нравов. М.: ЧОРО, 1994, т. 6, с. 53.

2 Там же, с. 53.

3 Там же, с. 54.

поступки человека, которые детерминируются другими с позиции их соответствия моральной норме. Одновременно с этим И. Кант не отрицает возможность свободного выбора, присущую человеку, поскольку наличие способности быть нравственным вовсе не означает ее обязательного практического воплощения в действии. Идентификация служит цели установить подлинную моральную суть индивида, определить, насколько он благоразумен в своем стремлении не искоренить, но принять свои пороки и суметь укротить их настолько, чтобы они не определяли вектор личностного действия.

Самоидентификация, по И. Канту, необходима для осознания себя как личности, принятия своей индивидуальности и утверждения собственной нравственной позиции. Идентификация же, в свою очередь, служит цели установить соответствие по моральным снованиям между различными представителями социума.

В гносеологическом аспекте процесс отождествления в учении И. Канта раскрывается как механизм познания собственной сущности и сущности других, поиска причин и оснований существования личности и мира вокруг и соотнесения действительного с субъективными представлениями о нем.

Самоидентификация необходима, поскольку она дает возможность каждому осознавать не только наличие оснований своего существования, но устанавливать этому априорные доказательства, детерминировать характеристики личности, утверждать их тождественность собственной сущности, непрерывно создавая и поддерживая фундамент персональной идентичности.

Отличное от воззрений И. Канта представление о процессах отождествления принадлежит Л. Фейербаху. У философа человек в универсальном понимании идентифицирован как волевой субъект, способный действовать в соответствии со своими желаниями. При этом воля определяет стремления индивида, его целевую направленность и обуславливает убежденность в возможности достичь желаемого. В этом смысле самоидентификации рассматривается в качестве волевого акта. Более того, стремление человека к собственной дефиниции понимается Л. Фейербахом как неосознаваемое, продиктованное бессознательным стремлением понять, кто он есть и кем может быть в заданных условиях бытия. «Я хочу сделаться музыкантом, но эта моя воля является лишь

проявлением моего музыкального таланта, если только она обоснована, а в силу этого и успешна»1. (с. 328)

Иными словами, природа самоидентификации у Л. Фейербаха инстинктивна, сущность человека, его идентификационное ядро определяются бессознательным, представленным волей. Подобное видение природы и процессов самоидентификации отвергает всякую возможность манипулятивного влияния не нее. Волевая направленность объясняется самой природой, сущностью человека, инициирующей его стремления, а не наоборот, а значит, не имеет рационального объяснения. Именно потому индивид «. не может желать совершить больше того, что он может совершить»2. (с. 330)

А. Шопенгауэр, в свою очередь, исследуя процессы отождествления, устанавливает основания идентификации в онтологическом, гносеологическом и ценностно-смысловом полях существования личности. В частности, философ показывает, что идентификация - это часть процесса познания. При этом в ходе поиска тождества каждый индивид вступает в субъект-субъектные отношения, поскольку одновременно «находится в неизбежном отношении к другим объектам как определяемый, с одной стороны, как определяющий - с другой»3. Результат идентификации всегда субъективен, поскольку в других и в самих себе мы видим исключительно то, что соответствует уже сформированным в нашем сознании представлениям. И здесь кроется главная особенность процесса отождествления, отмеченная А. Шопенгауэром: идентифицируя себя и других, индивид опирается на предыдущий жизненный опыт и уже сформированные в ходе его приобретения мировоззренческие концепты, в то время, как сам процесс идентификации обусловлен врожденными задатками субъекта идентификации и его способностями к обобщению и систематизации.

В онтологическом аспекте идентификация раскрывается у мыслителя как процесс поиска соответствия себя уже сформированным представлениям о других. Иными словами, бытие оживает и наполняется красками исключительно тогда, когда отражается в сознании воспринимающего, т.к. «окру-

1 Фейербах Л. Сочинения: В 2 т. / Пер. с нем. / Ин-т философии. М.: Наука, 1995, т. 1, с. 328.

2 Там же, с. 330.

3 Шопенгауэр А. Собрание сочинений в 6 т. Т. 1: Мир как воля и представление. М.: ТЕРРА - Книжный клуб, Республика, 1999, с. 21.

жающий ... мир существует лишь как представление, то есть исключительно по отношению к другому, к представляющему, каковым является сам человек»1. Подобная мысль дает основание полагать, что у А. Шопенгауэра идентификация и самоидентификация раскрывают свое содержание как процессы, позволяющие соотносить представления личности о самой себе и о других, а результатом отождествления является не реальная схожесть его объектов, а мнимая, сотканная из уже сформированных в сознании образов.

В аксиологическом же аспекте смысловая направленность идентификации у А. Шопенгауэра напрямую зависит от ведущего мотива деятельности ее субъекта, определяемого его внутренней сутью. Так, «человеколюбивые мотивы не имеют никакой власти над тем, кто восприимчив исключительно к эгоистическим мотивам»2. Понимание сущности процессов идентификации в ценностном аспекте не столь конкретно, как в гносеологическом и онтологическом. Однако нравственная оценка мыслителем индивидов по трем ведущим мотивам деятельности (злоба, эгоизм и сострадание), позволяет говорить о том, что каждый, осуществляя идентификацию других, прежде всего, оценивает их поступки сквозь призму собственных ценностных представлений. Одновременно с этим индивид в процессе отождествления других, ищет и узнает в других самого себя, перенося, таким образом, ведущие ценностные ориентиры, присущие иным субъектам, на собственную персону.

Таким образом, А. Шопенгауэр схематизирует процесс идентификации, выделяя в нем субъекта (осуществляющего идентификацию индивида), объекта (являющегося образом того другого, с кем происходит отождествление) и предмет (те свойства и качества, которые приписываются объекту как действительные и подлинные). У мыслителя также прослеживается мысль о том, что идентификация -процесс двусторонний, осуществляемый одновременно многими индивидами по отношению друг к другу.

1 Шопенгауэр А. Собрание сочинений в 6 т., т. 1, с. 18.

2 Шопенгауэр А. Об основе морали // Собрание сочинений. В 6 т. Т.3. Малые философские сочинения. М.: ТЕРРА - Книжный клуб, Республика, 2001, с. 484.

Конструирование процессов идентификации и самоидентификации личности в социально-философской концепции З. Фрейда

В концепции З. Фрейда сущностные основы идентификации напрямую связаны с психологией массы. Самоидентификация имеет две составные компоненты: сознательную и бессознательную. Сознательная компонента, поскольку она напрямую связана с психической надстройкой, имеет своим основанием социальные нормы. Здесь основополагающими критериями идентификации выступают социальный статус, престиж, общественная репутация и проч. Важно, что у З. Фрейда, это сознательно контролируемый процесс, где субъектами его реализации выступает как сам индивид, так и окружающие его на разных этапах социализации референтные группы. Нельзя сказать, что формирование надстройки происходит у всех одинаково или хотя бы имеет некие схожие моменты. Напротив, в процессе социализации частью сознания становится то, что было воспринято извне, но прошло процесс преломления у самого индивида, став впоследствии его частью. Иными словами, на формирование социальной сознательной компоненты идентификационного базиса влияют в равной мере и составляющие общественного сознания (нормы, идеалы, понятия, принципы, правила, законы), и индивидуальные свойства личности, которые позволяют воспринимать социальное неоднозначно, а определенным образом, пропуская его через себя и одновременно перестраивая его смысловые конструкты.

Что касается, второй идентификационной компоненты, то ею З. Фрейд называет «однородный у всех бессознательный фундамент»1. (гл. 1). Выявить эту основу позволяет поведение индивида в массе, когда он находится «в таких условиях, которые позволяют ему отбросить вытеснение своих бессознательных влечений»2. (гл. 1).

В массе личность нивелируется, и индивид превращается в первобытного варвара, которым правят инстинкты. З. Фрейд указывает на чрезвычайно интересные нравственные метаморфозы. В частности, совесть и стыд как этические категории теряют свою значимость для индивидуального сознания, поскольку их основой является «со-

1 Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого «Я». М.: Академический проект, 2014, с. 9

2 Там же, с. 9.

циальный страх»1. Однако массе присуща, так называемая коллективная нравственность, которая ей самой и остальному обществу может нести как созидание, так и разрушение. С одной стороны, образование индивидов, потерявших всякий налет социальности, реализует свои первобытные инстинкты, проявляя жестокость, грубость, обесценивая результаты развития цивилизации и культуры. С другой же, масса, понимаемая как совокупность индивидов, способна формировать и проявлять коллективную нравственность через демонстрацию преданности, стремления к идеалу. Следуя этой мысли, З. Фрейд предполагает, что вопреки обособленному индивиду, стремящемуся преимущественно к личной выгоде, толпа реализует некий всеобщий замысел и этим нравственно облагораживает тех, кто к ней причастен.

Однако, самоидентификация в толпе связана не только с осознанием себя ее частью, с выходом на первый план инстинктов и влечений, уже не подавляемых сознанием и социальной нормой. Для индивида в массе характерно некритичное восприятие действительности, образность мышления. Возбудимость связана с силой воздействия раздражителей, которые не взывают к разуму, а, напротив, абсурдны, нелогичны, но, в то же время, ярки, образны. Отсюда можно сделать вывод о том, что самоидентификация в массе связана с двумя психическими процессами: «коллективным торможением интеллектуальной деятельности» и «повышением аффективности»2. (гл. 3) При этом З. Фрейд выдвигает интересный тезис о том, что высокую значимость имеет инстинкт подчинения, который обуславливает следование за вожаком, формируя преданную приверженность его идеям. Более того, общность индивидов становится таковой, лишь уже обладая осознаваемой схожестью во взглядах, мотивах, желаниях.

Следовательно, образование массы нельзя назвать полностью бессознательным процессом. Скорее, это процесс, внешне контролируемый и программируемый, что объясняет необходимость наличия вожака, конкретную целевую направленность озвучиваемых им идей и изначальную общность взглядов участников. Логично предположить, что внушаемость индивидов в толпе, связанная со снижением

1 Там же, с. 10.

2 Там же, с. 21-23.

их мыслительной активности, а также заразительность, при которой индивиды, передавая идеи друг другу, оказывают взаимовлияние, создают уникальные возможности для манипуляции толпой. В этом случае способность к самоидентификации себя как части массы обуславливает необходимость следовать инстинктам и реализовывать общий замысел даже вопреки обстоятельствам, а способность управлять этим процессом становится средством социального контроля. Что же касается особенностей процессов отождествления, то в контексте образования массы они имеет ряд характеристик: при образовании массы индивид сначала сознательно уступает контроль бессознательному, а затем подчиняется инстинктам, проявляя аффективность своего поведения. Более того, внушаемость является следствием сознательного отказа от социального контроля и объясняется потребностью быть частью некой общности, находится с ней в согласии1.

З. Фрейд указал, что процессы самоидентификации и идентификации имеют своей основой не познавательную активность человека, а его двойственную природу, имеющую бессознательные корни и потребность в сознательном управлении течением своей жизни. Именно их сложный синтез позволяет идентифицировать человека как биосоциальное существо, показывая единство воли и разума, реализуемые в его поведении.

Онтологические основы идентификации в учении Ж.П. Сартра

Понимание идентификации у Ж.П. Сартра напрямую связано с проблемой соотношения бытия и сознания. Субъектом установления тождества является индивид, обладающим способностью к познанию; объектом мыслится бытие или его часть, которая подлежит детерминации в сознании. При этом бытие само по себе и образ бытия в сознании индивида - это два разных бытия, между которыми не может быть установлено полного соответствия. «Это значит, что бытие сознания не совпадает само с собой в полной тождественности»2. Следовательно, каждый объект реальности обладает бытием,

1 Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого «Я». М.: Академический проект, 2014, с. 26.

2 Сартр Ж.П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. М.: Республика, 2000, с.106-107.

которое, между тем, воспринимается сознанием индивида как субъектом познания. В результате сопоставления объекта с его бытием в сознании возникает образ этого бытия, который не тождественен самому объекту реальности и его бытию, поскольку искажен бытием сознания.

Другими словами, идентификация у Сартра - это процесс поиска соответствия, но не всегда его результат, поскольку «бытие есть то, что оно есть»1, но не тот образ бытия, которым оно стало в результате своего познания. Идентичность же в данном случае возможна лишь по нескольким основаниям, но не по всем в связи с искажением бытия сознанием.

Аналогично в случае с самоидентификацией, когда объективное бытие индивида, его качество должны прийти в соответствие с субъективным восприятием самого себя в сознании. Вопрос, который в этой связи задает исследователь, касается утверждения реальности бытия. Так, реальны оба типа бытия: и действительное, и мыслимое, но это бытие одного и того же объекта, которое при таком рассмотрении самому себе не тождественно и различается по самим основаниям идентификации. Следовательно, при идентификации личности происходит поиск основания идентификации в сознании идентифицирующего субъекта и его сопоставления с образом личности, а не с самой личностью, как и в случае с самоидентификацией, когда тождество устанавливается между образом Я, реальным для сознания субъекта, и иными предметами идентификации (образами других людей, отдельными свойствами и качествами).

Аксиологические аспекты идентификации в концепциях Г. Риккерта, Н. Гартмана, В. Дильтея

Г. Риккерт, Н. Гартман и В. Дильтей рассматривают вопросы идентификации преимущественно с позиций их аксиологического содержания.

У Г. Риккерта идентификация служит открытию ценности другого для самого себя в сознании оценивающего. Мыслитель развил специфическое учение о ценностях, в котором последние детерминированы как некое свойство, придающее целостному объекту действительности значимость. Ценностью обладает все то, что имеет смысл существования в

1 Сартр Ж.П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. М.: Республика, 2000, с. 107.

контексте взаимодействия с другими. Идентификация как процесс поиска и установления тождества служит цели утверждения ценности другого для самого себя и для идентифицирующего. Ценность, таким образом, не относится к миру субъектов, равно как и к миру объектов, но существует сама по себе, заключая в себе значимый для субъекта смысл. Иными словами, ценность идентифицирована как таковая только в случае, если ее смысл служит развитию представлений о действительности и идентификации ее объектов как наделенных значимостью в контексте объективного бытия. Материальные объекты, в свою очередь, могущие быть оцененными как ценности, на самом деле Г. Рик-кертом названы благами, а их детерминация таковыми «фактом оценки». Одновременно с этим философ заключает, что, так как ценности, идентифицированные субъектом как таковые, существуют, то есть обладают бытием, то они являются частью действительности, хотя при анализе понятий должны быть отнесены скорее к абстракциям, нежели к их дефинициям. Кроме того, поскольку ценности мыслятся таковыми исключительно в сознании субъекта оценки, то они не могут быть отнесены к категории действительности, но их нужно рассматривать в рамках понятия о мире вообще, объединяющего в себе все существующее и мыслимое1. Идентификация имеет несколько целей: познание индивидом самого себя и других, а также детерминацию конструктов окружающей индивида реальности и установлению их подлинной ценности для субъекта отождествления.

В. Дильтей утверждает, что идентификация являются частью процесса познания индивидом самого себя и мира вокруг. В ходе ее осуществления личность, не способная к получению объективного знания, воспринимает лишь отдельные фрагменты действительности, трактует их в соответствии с уже имеющимися представлениями и лишь затем осуществляет поиски тождества. Иными словами, сопоставление происходит не с подлинными качествами другого, а со сформированными ранее представлениями о них в сознании идентифицирующего. При этом ценность самого процесса отождествления заключается в возможности лучше понять самих себя и других, найти не только сходство, но и принять отличия. Сами ценности в учении В. Дильтея

1 Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М.: Республика, 1998, с. 25-29.

показывают значимость отдельных элементов для целого1. Так, раскрытие ценности другого человека у философа означает определение того, насколько данный человек важен для самого существования и функционирования ему подобных, социальной системы в целом и тех ее элементов, с которыми он вступает в непосредственное или опосредованное взаимодействие.

В учении Н. Гартмана искажения в процессе идентификации связаны с ценностными представлениями объекта идентификации. Апеллируя категориями этики и воплощая в материальную плоскость априорные ценности (они, таким образом, из идеи превращаются в руководство к действию или бездействию), индивидуальное сознание устанавливает тождество между конкретным субъектом бытия и его качеством. Другими словами, «ценности не только не зависят от ценных вещей (благ), но и позитивно их обуславливают»2. Идентификация, иными словами, позволяет утвердить ценность объекта идентификации в сознании субъекта через установление его априорной значимости как элемента предметно-содержательной среды.

Заключение

При всей разности взглядов на вопросы идентификации и самоидентификации личности интерес к данной проблеме в истории социальной философии существовал всегда. Обобщив позиции мыслителей, чьи концепции были рассмотрены, можно утверждать, что процессы отождествления сопровождают жизнедеятельность каждой личности, начиная с первых моментов осознания ею себя как таковой. Ряд исследователей, таких как Л. Фейербах, З. Фрейд и др., видят основанием идентификации бессознательное стремление человека к установлению оснований своего бытия. У. Л. Фейербаха отчетливо прослеживается мысль о том, что в других мы ищем и стремимся узнать самих себя. Иными словами, идентификация вне общества невозможна и бессмысленна. Более того, процесс отождествления по своей структуре отчасти схож с коммуникационным, поскольку сама его эффективность для индивида обусловлена качеством обратной связи. Иначе говоря, идентифицируя себя с

1 Dilthey W. Gesammelte Schriften. VII. Bd. Stuttgart, Gottingen. 1992, р. 232-234.

2 Гартман Н. Этика. СПб.: Владимир Даль, 2002, с. 178.

кем-то, каждый человек подсознательно стремится соответствовать тому представлению, которое уже сформировано о нем в сознании значимого другого. З. Фрейд, в свою очередь, утверждает, что идентификация протекает в русле социализации и служит адаптации индивида к социуму путем усвоения и принятия как собственных социальных норм, правил, устоев и принципов. Одновременно с этим биологическая составляющая человеческой сущности, отвечающая за инстинктивные проявления, также является частью идентификационного базиса и определяет схожесть индивидов между собой, обуславливая их стремление к объединению, совместным действиям и подчинению сильнейшему. Г. Риккерт, Н. Гартман и В. Дильтей видят в идентификации возможность утвердить ценность личности для самой себя и других, показать ее значимость для социальной системы как элемента для целого. У Ж.П. Сартра, в свою очередь, по аналогии с позицией И. Канта, идентификация осуществляется не с действительными объектами окружающего мира, а с представлениями о них, созданными в сознании идентифицирующего. И здесь становится спорным вопрос о подлинности результатов отождествления. Важность же идентификации обусловлена тем, что формируемая в процессе отождествления себя с другими идентичность служит опорой для самой личности, ее осознания и лучшего понимания себя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.