ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ВИДА ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ НА УСПЕШНОСТЬ ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ Семикопенко И.М.
Семикопенко Ирина Михайловна - учитель иностранных языков, Муниципальное общеобразовательное учреждение Двулученская средняя общеобразовательная школа Валуйского района Белгородской области,
с. Двулучное
Аннотация: в статье анализируются проблемы общения современных подростков. Рассматриваются взаимосвязи между реальным, виртуальным общением и успешностью процесса социализации школьников.
Ключевые слова: социализация, реальное общение, виртуальное общение, социальная активность, адаптированность в обществе, автономность, нравственность.
Важнейшей задачей общественного развития является обеспечение успешной социализации личности человека. Особенно актуальной для общества является социализация детей и подростков. Как известно, процесс социализации личности реализуется через ведущую деятельность. В подростковом возрасте ведущей деятельностью является общение со сверстниками.
В последнее десятилетие мы наблюдаем изменения в процессе общения подростков. Сегодня виртуальное общение занимает большое место в жизни современных школьников. Всё чаще мы слышим жалобы родителей о том, что дети слишком много времени проводят в социальных сетях, предпочитая общение в Интернете любой другой активной деятельности.
Общение имеет огромное значение для формирования психики человека, развития и становления разумного, культурного поведения. В процессе общения происходит обмен духовными ценностями, передача информации от старшего поколения младшему, от одной нации другой. Именно в процессе общения ребенок приобретает социальный опыт.
В психологии общение определяют как, намеренное влияние и воздействие на поведение, состояние, установки партнера [9]. Посредством общения человек реализует свои мысли, чувства, отношение к другим людям.
Пройдя огромный исторический путь, человечество изобрело Интернет, ставший незаменимым явлением в жизни человека. В том числе в сфере человеческого общения. Появился термин «виртуальное общение», под которым понимаем умение человека выражать свои мысли в письменной форме. Люди, которые общаются между собой, представлены в виде изображений, знаков, символов.
Анализируя литературные источники, мы определили, что популярность виртуального общения среди подростков объясняется проблемами подросткового возраста. Виртуальный мир - это особое психологическое пространство, где человек может быть не тем, кем он является в реальной жизни. Он может виртуально достигать целей, которые не доступны в реальном мире. В виртуальном мире подросток не стесняется, чувствует себя уверенно и раскованно. Виртуальное общение создает иллюзию благополучия и счастья. Виртуальное общение позволяет получить признание и эмоциональную поддержку, чего часто нет в жизни подростка. В тоже время такое общение может быть прервано в любой момент, без объяснения причин. Не нужно считаться с мнением реального собеседника.
Таким образом, уход от реального общения можно назвать негативным явлением. Подросток живет в реальном мире среди реальных людей, с которыми необходимо взаимодействовать ежедневно.
В социальной психологии выделены показатели успешной социализации личности, а именно:
^ социальная адаптированность
^ социальная автономность
^ социальная активность
Приспособление человека к условиям среды, в которой он проживает, называется адаптированностью. Уровень адаптации личности в обществе определяется рядом признаков:
■ степенью овладения социальными нормами, принятыми в обществе в различных сферах жизнедеятельности;
■ наличием жизненных целей и понятий о социально-приемлемых способах их достижения;
■ уровнем образования, достаточным на данном возрастном этапе.
Социальная автономность, определяется как обособление в обществе,
формирование собственной независимой позиции. В качестве признаков автономности личности М.И. Рожков рассматривает следующие виды автономии:
■ ценностная автономия (наличие собственных взглядов);
■ психологическая автономия (позитивная Я-концепция, высокий уровень самоуважения, самопринятия, чувство собственного достоинства);
■ эмоциональная автономия (избирательность эмоций, их сбережение и сменяемость);
■ поведенческая автономия (готовность и способность самостоятельно решать свои проблемы).
Социальная активность личности определяется, как способность осуществлять общественно значимые преобразования в окружающем мире. Активность личности проявляется регулярно:
■ в активной жизненной позиции человека;
■ принципиальности, последовательности в отстаивании взглядов;
■ ответственности за принятые решения.
Достижение человеком определенного баланса между адаптированностью и автономностью в обществе называют социализированностью.
По результатам диагностической работы со школьниками 13-17 лет мы выявили три уровня социализированности подростков. Большинство обучающихся имеют средний уровень социализированности. Высокий уровень социализированности характерен для 8% обучающихся. У 8% подростков выявлен низкий уровень социализированности.
Подробный анализ результатов и проведенное анкетирование обучающихся позволили выявить ряд закономерностей. Выявлена прямая зависимость между негативным отношением к школе и низким уровнем социализированности подростков. Выявлена прямая зависимость между трудностями в учебе у подростков и низким уровнем социализированности.
Ключевым моментов интерпретации результатов диагностики можно считать вывод о том, что сегодня Интернет являются одним из ведущих микрофакторов, влияющих на социализацию современных школьников. В среднем 5-6 часов проводит школьник в сети Интернет.
Социальная сеть «ВКонтакте» наиболее популярный ресурс общения среди подростков. Являясь ведущей деятельностью в подростковом возрасте, общение носит избирательный характер. Виртуальное общение привлекает подростков. Отсутствие пространственных ограничений, свобода выбора собеседника при коммуникации в Сети позволяют подростку значительно расширить круг контактов, найти партнеров по общению, даже если в реальности подросток имеет низкий социометрический среди одноклассников. Интернет, как нерегламентированная и неопределенная среда, позволяет конструировать пользователю свою «виртуальную личность», свободно выбирать тип поведения.
Каждый пятый предпочитает виртуальное общение реальному. Однако, в процессе взросления предпочтение виртуального общения у подростков снижается. Диагностирована прямая зависимость между низким уровнем социализированности подростков и их предпочтением виртуального общения. Это обусловлено тем, что общение в социальных сетях подросток не имеет возможности получать адекватный социально-культурный опыт.
Проведенная работа позволила нам определить пути обеспечения успешной социализации личности современного подростка. Когда подросток овладел различными способами взаимодействия со школьной средой, тогда можно с уверенностью говорить о том, что он успешно социализировался.
Список литературы
1. Кон И.С. Психология юношеского возраста. М., 2010. 438 с.
2. Леонтьев А.А. Психология общения. 2-е изд., испр. и доп. М: Смысл, 2007. 365 с.
3. Мнацанакан Л.И. Личность и оценочные способности старшеклассников: Кн. для учителя. М: Просвещение, 2011. 136 с
4. Фонарева А.М. Развитие личности ребенка. М., 2015. 198 с.
5. Щуркова Н.Е. Классное руководство: формирование жизненного опыта у школьников. М.: Педагогическое общество России, 2002. 254 с.