Научная статья на тему 'Исследование влияния вида общения подростков на успешность их социализации'

Исследование влияния вида общения подростков на успешность их социализации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
409
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / РЕАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / ВИРТУАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / АДАПТИРОВАННОСТЬ В ОБЩЕСТВЕ / АВТОНОМНОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Семикопенко Ирина Михайловна

В статье анализируются проблемы общения современных подростков. Рассматриваются взаимосвязи между реальным, виртуальным общением и успешностью процесса социализации школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование влияния вида общения подростков на успешность их социализации»

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ВИДА ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ НА УСПЕШНОСТЬ ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ Семикопенко И.М.

Семикопенко Ирина Михайловна - учитель иностранных языков, Муниципальное общеобразовательное учреждение Двулученская средняя общеобразовательная школа Валуйского района Белгородской области,

с. Двулучное

Аннотация: в статье анализируются проблемы общения современных подростков. Рассматриваются взаимосвязи между реальным, виртуальным общением и успешностью процесса социализации школьников.

Ключевые слова: социализация, реальное общение, виртуальное общение, социальная активность, адаптированность в обществе, автономность, нравственность.

Важнейшей задачей общественного развития является обеспечение успешной социализации личности человека. Особенно актуальной для общества является социализация детей и подростков. Как известно, процесс социализации личности реализуется через ведущую деятельность. В подростковом возрасте ведущей деятельностью является общение со сверстниками.

В последнее десятилетие мы наблюдаем изменения в процессе общения подростков. Сегодня виртуальное общение занимает большое место в жизни современных школьников. Всё чаще мы слышим жалобы родителей о том, что дети слишком много времени проводят в социальных сетях, предпочитая общение в Интернете любой другой активной деятельности.

Общение имеет огромное значение для формирования психики человека, развития и становления разумного, культурного поведения. В процессе общения происходит обмен духовными ценностями, передача информации от старшего поколения младшему, от одной нации другой. Именно в процессе общения ребенок приобретает социальный опыт.

В психологии общение определяют как, намеренное влияние и воздействие на поведение, состояние, установки партнера [9]. Посредством общения человек реализует свои мысли, чувства, отношение к другим людям.

Пройдя огромный исторический путь, человечество изобрело Интернет, ставший незаменимым явлением в жизни человека. В том числе в сфере человеческого общения. Появился термин «виртуальное общение», под которым понимаем умение человека выражать свои мысли в письменной форме. Люди, которые общаются между собой, представлены в виде изображений, знаков, символов.

Анализируя литературные источники, мы определили, что популярность виртуального общения среди подростков объясняется проблемами подросткового возраста. Виртуальный мир - это особое психологическое пространство, где человек может быть не тем, кем он является в реальной жизни. Он может виртуально достигать целей, которые не доступны в реальном мире. В виртуальном мире подросток не стесняется, чувствует себя уверенно и раскованно. Виртуальное общение создает иллюзию благополучия и счастья. Виртуальное общение позволяет получить признание и эмоциональную поддержку, чего часто нет в жизни подростка. В тоже время такое общение может быть прервано в любой момент, без объяснения причин. Не нужно считаться с мнением реального собеседника.

Таким образом, уход от реального общения можно назвать негативным явлением. Подросток живет в реальном мире среди реальных людей, с которыми необходимо взаимодействовать ежедневно.

В социальной психологии выделены показатели успешной социализации личности, а именно:

^ социальная адаптированность

^ социальная автономность

^ социальная активность

Приспособление человека к условиям среды, в которой он проживает, называется адаптированностью. Уровень адаптации личности в обществе определяется рядом признаков:

■ степенью овладения социальными нормами, принятыми в обществе в различных сферах жизнедеятельности;

■ наличием жизненных целей и понятий о социально-приемлемых способах их достижения;

■ уровнем образования, достаточным на данном возрастном этапе.

Социальная автономность, определяется как обособление в обществе,

формирование собственной независимой позиции. В качестве признаков автономности личности М.И. Рожков рассматривает следующие виды автономии:

■ ценностная автономия (наличие собственных взглядов);

■ психологическая автономия (позитивная Я-концепция, высокий уровень самоуважения, самопринятия, чувство собственного достоинства);

■ эмоциональная автономия (избирательность эмоций, их сбережение и сменяемость);

■ поведенческая автономия (готовность и способность самостоятельно решать свои проблемы).

Социальная активность личности определяется, как способность осуществлять общественно значимые преобразования в окружающем мире. Активность личности проявляется регулярно:

■ в активной жизненной позиции человека;

■ принципиальности, последовательности в отстаивании взглядов;

■ ответственности за принятые решения.

Достижение человеком определенного баланса между адаптированностью и автономностью в обществе называют социализированностью.

По результатам диагностической работы со школьниками 13-17 лет мы выявили три уровня социализированности подростков. Большинство обучающихся имеют средний уровень социализированности. Высокий уровень социализированности характерен для 8% обучающихся. У 8% подростков выявлен низкий уровень социализированности.

Подробный анализ результатов и проведенное анкетирование обучающихся позволили выявить ряд закономерностей. Выявлена прямая зависимость между негативным отношением к школе и низким уровнем социализированности подростков. Выявлена прямая зависимость между трудностями в учебе у подростков и низким уровнем социализированности.

Ключевым моментов интерпретации результатов диагностики можно считать вывод о том, что сегодня Интернет являются одним из ведущих микрофакторов, влияющих на социализацию современных школьников. В среднем 5-6 часов проводит школьник в сети Интернет.

Социальная сеть «ВКонтакте» наиболее популярный ресурс общения среди подростков. Являясь ведущей деятельностью в подростковом возрасте, общение носит избирательный характер. Виртуальное общение привлекает подростков. Отсутствие пространственных ограничений, свобода выбора собеседника при коммуникации в Сети позволяют подростку значительно расширить круг контактов, найти партнеров по общению, даже если в реальности подросток имеет низкий социометрический среди одноклассников. Интернет, как нерегламентированная и неопределенная среда, позволяет конструировать пользователю свою «виртуальную личность», свободно выбирать тип поведения.

Каждый пятый предпочитает виртуальное общение реальному. Однако, в процессе взросления предпочтение виртуального общения у подростков снижается. Диагностирована прямая зависимость между низким уровнем социализированности подростков и их предпочтением виртуального общения. Это обусловлено тем, что общение в социальных сетях подросток не имеет возможности получать адекватный социально-культурный опыт.

Проведенная работа позволила нам определить пути обеспечения успешной социализации личности современного подростка. Когда подросток овладел различными способами взаимодействия со школьной средой, тогда можно с уверенностью говорить о том, что он успешно социализировался.

Список литературы

1. Кон И.С. Психология юношеского возраста. М., 2010. 438 с.

2. Леонтьев А.А. Психология общения. 2-е изд., испр. и доп. М: Смысл, 2007. 365 с.

3. Мнацанакан Л.И. Личность и оценочные способности старшеклассников: Кн. для учителя. М: Просвещение, 2011. 136 с

4. Фонарева А.М. Развитие личности ребенка. М., 2015. 198 с.

5. Щуркова Н.Е. Классное руководство: формирование жизненного опыта у школьников. М.: Педагогическое общество России, 2002. 254 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.