УДК 332.12
исследование влияния университетов на региональное экономическое развитие
м.а. каменских,
ассистент кафедры экономики и организации промышленного производства E-mail: [email protected] Пермский национальный исследовательский политехнический университет
Данная статья посвящена актуальной и сложной проблеме влияния университетов на региональное развитие. В настоящее время университеты играют большую роль в регионе, оказывая не только традиционные образовательные, но и инновационные услуги: генерацию знаний, трансфер технологий, коммерциализацию инноваций и др. Эта тенденция особенно ярко проявляется в связи с переходом развитых экономик на путь знаний. Таким образом, усиливается роль информации и знаний в экономическом развитии и повышении конкурентоспособности не только на национальном и глобальном, но и на региональном уровне. Кроме этого, значимость университетов возрастает и в связи с усилением взаимодействия с промышленными предприятиями, правительством, венчурными фондами и другими институтами региональной экономической и инновационной системы. Цель такого взаимодействия -создание и коммерциализация инноваций с помощью совместных НИОКР и финансирования, в том числе со стороны власти.
В статье отражены основные функции университетов, реализуемые на территории региона, а также результаты их деятельности, способы влияния и взаимодействия с другими институтами на региональное развитие, экономическую и инновационную системы региона.
Автором проанализированы основные работы, посвященные роли университетов, а также их взаимодействия с другими институтами в рамках региональной экономической и инновационной систем.
Выделены основные характеристики региональной системы, в которой возможно успешное взаимодействие университетов и предприятий в целях генерации новых знаний и коммерциализации инноваций. Сделаны выводы о положительном влиянии университетов на экономику региона.
Ключевые слова: университет, регион, инновации, взаимодействие, влияние, развитие, конкурентоспособность
В настоящее время многие государственные стратегии развития основываются на предположении, что инвестиции в университетские исследования и инфраструктуру усиливают конкурентоспособность и способствуют развитию региона. Данная концепция объясняется тем, что в последние годы экономика переходит на путь знаний и университеты становятся основным элементом региональной инновационной системы. Деятельность университета может оказывать существенное влияние на инновационное развитие и конкурентоспособность как отдельных предприятий, так и отраслей, и региона в целом. Таким образом, экономическое развитие региона становится одной из важнейших задач университетов [8]. Стоит отметить, что подобный подход к деятельности университетов встречает и критику. Например, в работе И. Феллера представлена гипотеза о неспособности университетов влиять на экономическое развитие [10]. Также ставится вопрос о целесообразности усиления университетов, потому что в данном случае есть вероятность снижения качества образовательного процесса. С учетом данной полемики в статье рассматривается влияние университетов на экономическое развитие региона и взаимодействие университетов, предприятий и правительства.
Очевидно, университеты являются необходимым, но не достаточным субъектом для региональ-
ного развития. Только во взаимодействии с другими институтами университеты могут принести значительный положительный вклад в развитие региона. В то время как университеты ориентированы на образование и фундаментальные исследования, предприятия ориентированы на конкурентоспособность и увеличение прибыли. Совместить данные цели можно через трансфер знаний и технологий и совместные научно-исследовательские проекты в целях генерации новых знаний и последующей коммерциализации продукции.
Инновации по своей сути представляют собой социальный процесс. Центры инновационной и экономической деятельности обеспечивают эффект экстерналий (эффект синергии), своего рода дополнительный эффект, появляющийся благодаря сотрудничеству институтов. Подобный эффект возможен на одной территории, где взаимодействуют разные субъекты с использованием ресурсов системы. Таким образом, развитие инноваций и появление эффектов синергии более вероятны на территориях с большим числом институтов. Такая концентрация институтов приводит к более глубокой специализации и разделению труда. Эффект синергии в свою очередь способствует снижению затрат и создает лучшие условия для проектирования инноваций и качественно новых товаров и услуг. Кроме того, территориальное единство создает возможности для усиления взаимодействия через расширение доступа к информации.
Одним из первых системно описал значимость человеческого капитала в процессе генерации знаний П. Ромер. Он выявил кооперацию различных высокотехнологичных и узкоспециализированных предприятий и других организаций, которая стимулирует развитие инноваций [14]. В соответствии с его теорией, простая урбанизация и специализация могут создать только экономику, предрасположенную к инновациям, но именно взаимодействие субъектов системы фактически создает ту экономику, в которой возможны эффективные инвестиции в НИОКР, развитая инфраструктура с поддержкой транспортной, информационной и образовательной систем, а также коммуникаций. Впоследствии данную теорию развивали и другие исследователи. Наиболее известными являются концепция новой индустриальной географии [9] и новой экономической географии [13].
Еще в середине 1990-х гг. трансфер знаний со стороны университетов был признан важным фак-
тором для регионального экономического развития. Вследствие этого многие ученые начали изучать различные механизмы трансфера технологий от университета к предприятию (промышленности). П. Бисон и Р. Монтгомери оценили влияние университетов на региональный рынок труда [6]. Оценка производилась по ряду показателей:
- финансирование НИОКР;
- общее число выпускников бакалавриата;
- число выигранных грантов в 20 странах мира. В итоге авторы выявили 4 результата воздействия университетов на рынок труда:
1) повышение квалификации работников (вследствие этого возрастает занятость и потенциальный доход);
2) усиление способностей к развитию и созданию новых технологий;
3) усиление спроса на инновации, в том числе за пределами региона;
4) проведение фундаментальных исследований (что приводит к технологическим инновациям). Самое сильное влияние на рынок труда университет оказывает, если его выпускники остаются работать в регионе. С этим связана проблема утечки мозгов. В настоящее время многие регионы экспортируют выпускников высших учебных заведений, так как в других регионах есть большие возможности для развития. Таким образом, получается, что регионы с низким уровнем развития теряют в этой связи возможность для усиления конкурентоспособности территории.
Исследования роли университетов в регионе проводились многими учеными. Одной из значимых работ в этой области является работа Л. Торнацки [15], который разработал модель, отражающую роль университета в региональной экономике. Выводы работы представлены на рис. 1. Влияние университетов на экономическое развитие территории через трансфер технологий, генерацию знаний и образовательные услуги представлено во взаимодействии университетов с предприятиями и властью.
На основании проанализированной литературы был выделен ряд факторов, влияющих на интенсивность взаимодействия университетов и предприятий.
Во-первых, это окружающая среда. Разные университеты и предприятия, финансовые организации, венчурные фонды, органы власти оказывают влияние на сотрудничество. Также имеет значение
Источник: составлено автором на основании работы [15].
Рис. 1. Роль университета в экономике знания (регион)
уровень развития инновационной, информационной, технологической инфраструктур. Окружающая среда может быть определена как «институты, люди и прочие единицы, которые вовлечены в сотрудничество и оказывают влияние на экономическое развитие региона» [15].
Во-вторых, это такие использующиеся инструменты, как миссия, цели и задачи, стратегия развития, четкое видение результатов, которые облегчают университетам и предприятиям взаимодействие.
В-третьих, это такие формальные институты и соглашения, как контракты, команды для совместных исследований, консультационные группы и др. Они позволяют укрепить формальное сотрудничество, разрешить возникающие споры об интеллектуальной собственности при производстве нового знания и новых технологий.
В регионе каждый университет взаимодействует с предприятиями, правительственными учреждениями, венчурными компаниями в рамках инновационной, технологической, социальной и информационной инфраструктур. С начала 1990-х гг. концепции главенствующей роли государства во взаимодействии институтов и рыночной модели взаимодействия подвергаются критике как не отражающие действительность. В результате появляется модель тройной спирали, созданная
Г. Ицковицем и А. Дейдесдорфом. Данная модель описывает сбалансированное взаимодействие основных институтов (власти, бизнеса и университетов), которые являются ключевыми элементами инновационной системы [12]. Базовой идеей модели становится концепция сетевого взаимодействия. Таким образом, все участники инновационного процесса уравниваются и перенимают часть несвойственных им функций. Например, университет становится предпринимательским, т.е. занимается коммерциализаций знаний. Сетевая организация создает гибкие институциональные образования, позволяющие быстрее адаптироваться к изменениям окружающей среды.
Гипотеза о том, что университет и сетевая организация могут стать источниками региональной конкурентоспособности и развития, получает все более широкое распространение. Стимулирование университетов часто выбирается в качестве стратегии развития как в развитых, так и развивающихся странах и регионах. Ярким примером данной тенденции является Массачусетский технологический университет в США, который является базой для формирования промышленного кластера. Подобные стратегии предполагают реструктуризацию университета или формирование предпринимательского университета. [7]. Таким образом, университет
берет на себя новые функции: институт, который отвечает за развитие человеческого капитала, становится генератором экономической активности. Кроме этого, была выделена новая роль университета, так называемая третья роль (third misson) -социальная, или «служение обществу» [11]. Таким образом, к классическим функциям университета (образовательной и исследовательской) добавляется еще одна - взаимодействие с окружением на территории. Вследствие этого происходят изменения как в самом университете, так и в его взаимодействии с предприятиями и государством. Общее направление развития вузовского сектора характерно для многих стран и представляет собой эволюцию по пути к исследовательскому, а затем - к предпринимательскому образовательному учреждению. Можно выделить несколько стадий этого развития. На первой стадии формируются научные группы и другие структуры внутри университета, одной из целей таких групп является поиск альтернативных источников финансирования. На второй стадии происходит вовлечение исследователей в трансфер знаний и технологий предприятиям через центры трансфера. На третьей стадии университеты непосредственно начинают предпринимательскую деятельность и создают предприятия.
Можно выделить 7 характеристик региональной экономики, основанной на знаниях, в которой взаимодействие университета и предприятия становится одним из важнейших факторов функционирования. К данным характеристикам относятся:
1) интеллектуальная и инновационная инфраструктура, в рамках которой происходит генерация новых идей;
2) коммерциализация знаний и технологий, созданных университетом;
3) конкурентоспособная материальная инфраструктура, которая включает передовые телекоммуникационные услуги;
4) достаточное количество высококвалифицированной рабочей силы;
5) венчурный капитал и другие источники инвестиций;
6) предпринимательская культура и определенный уровень доверия между участниками;
7) качество жизни, которое положительно отражается на способности людей создавать что-то новое и повышает конкурентоспособность региона.
Итак, в каждом из перечисленных факторов университет играет важную роль, тем самым оказывая влияние на региональное развитие. Очевидно, влияние университетов возможно только при наличии соответствующих ресурсов и функционирования указанных факторов.
В последующие годы роль университетов в регионе исследователи начали рассматривать с точки зрения инновационной инфраструктуры и генерации знаний. Данный подход описан в работе М. Портера, определившего основные факторы, с помощью которых университет влияет на региональную экономику1:
- возможность трудоустройства - влияние на занятость;
- потенциальные контракты - влияние на ВРП;
- повышение квалификации - влияние на качество человеческого капитала и рабочей силы;
- развитие рабочей силы - влияние на местные и региональные потребности в рабочей силе;
- сетевое взаимодействие - влияние на сотрудничество между университетами и предприятиями;
- инкубация - влияние на создание и развитие новых предприятий.
Согласно В. Власову и др. [1] система высшего образования выполняет несколько основных функций:
- образовательную функцию;
- совместные НИОКР;
- культурную функцию;
- повышение квалификации рабочей силы;
- трансфер технологий;
- создание новых продуктов. Коммерциализация новых продуктов является
общей функцией университетов и предприятий. Большое число качественно новой продукции способствует улучшению репутации и повышению статуса университетов, что позволяет университету получать больший объем финансирования, грантов, привлекать большее число студентов, расширять перечень специальностей, проводить больше НИОКР и в итоге создавать больший объем инноваций. Данный механизм связи между репутацией университета и коммерциализацией продукции преобразует университеты в сложную многоуровневую структуру с
1 Leveraging colleges and universities for urban economic revitalization: An action agenda, initiative for a competitive inner city and CEOs for Cities. URL: http://economyleague.org/files/File/ Brain%20leveraging.pdf.
УНИВЕРСИТЕТ
_±_
НАУКА: НИОКР;
трансфер знаний и
технологий;
открытие стартаиов;
публикации в научных
журналах;
научное
предпринимательство; разработка экономической стратегии
Рис. 2. Влияние университетов на региональное развитие
_X_
ОБРАЗОВАНИЕ:
выпуск
квалифицированных специалистов; обучение сотрудников предприятий; социальное воспроизводство; повышение качества человеческого капитала
разнообразными целями. Влияние университета на региональное развитие представлено на рис. 2.
В последние годы возрастает значимость не только научных исследований, проводимых в университете, но и его способности обмениваться знаниями и технологиями с промышленностью. Университеты признаются как ключевые партнеры в государственном и местном развитии, а в ряде случаев являются активными проводниками кластерной политики [3]. Исследуя преимущества трансфера, Ф. Насибуллина и Р. Ахмедьянова2 описали опыт немецких университетов и выдвинули гипотезу о том, что исследовательские университеты стремятся к обмену знаниями и технологиями с частными предприятиями. Это происходит, во-первых, потому что трансфер способствует созданию рабочих мест и территориальному экономическому развитию, во-вторых, потому что трансфер - хорошая возможность получения дополнительного финансирования для будущих исследований. В работах прошлых лет, посвященных данной тематике [4, 5], выявлено положительное влияние расходов университета на НИОКР и трансфера знаний и технологий на динамику рабочих мест и создание дополнительных выгод.
2 Насибуллина Ф.Ф., Ахмедьянова Р.А. Некоторые черты немецкой образовательной системы (на примере Дрезденского технического университета, Свободного университета Берлина и Университета Потсдама) // Вестник Казанского технологического университета. 2012. Т. 15. № 7. С. 263-266.
Функции и роли взаимодействия университета и предприятия в создании и развитии отраслей промышленности представлены на рис. 3. Например, развитие образовательных/трудовых ресурсов одинаково значимо для любой территории, в то время как создание новых и трансфер уже существующих технологий между университетом и предприятием приоритетны для промышленных регионов. Патентная политика значима как для старопромышленных регионов, так и для регионов с еще только развивающимися отраслями промышленности. Для всех регионов также значимы НИОКР, так как они способствуют развитию региона и усилению взаимодействия между акторами системы.
На каждом этапе существует необходимость взаимодействия с университетами в форме обучения сотрудников, консультирования и совместных исследований и публикаций. Таким образом, только во взаимодействии с другими участниками эффект от деятельности университета будет более значимым.
Изложенные подходы не разграничивают университетские результаты деятельности и результаты взаимодействия университетов, предприятий и власти. Таким образом, можно сделать вывод, что деятельность университета неразрывно связана с функционированием других региональных институтов, университеты в настоящее время стремятся к усилению взаимодействия для генерации знаний,
Создание новых отраслей Развитие отраслей Диверсификация Реструктуризация
промышленности: промышленности: отраслей «старых» отраслей
промышленности: промышленности:
V__V
фундаментальные и - усиление - налаживание - решение
прикладные взаимосвязей с новых связей с существующих
исследования; другими университетами и проблем за счет
политика активного предприятиями и предприятиями; взаимодействия с
технологического отраслями - изменение университетами;
лицензирования; (поставщиками, промышленной - смещение акцентов на
создание и субподрядчиками и структуры и образование
продвижение малых т.д.); среды работников и научные
инновационных - разработка стратегии исследования;
предприятий; развития; - исследование
усиление - развитие зарубежного опыта;
взаимосвязей между человеческого - планирование
университетами и капитала (повышение конференций В2В
предприятиями; квалификации, поиск
проведение необходимых
конференций, работников)
форумов и т.д.
Рис. 3. Стратегии промышленного развития региона (взаимодействие университетов и предприятий)
идей, трансфера технологий. Тем не менее новые формы связей между наукой, бизнесом и государством обсуждаются прежде всего для университетов, поскольку там автоматически происходит приток новых молодых ученых, а студенты привлекаются к научной работе [2]. На рис. 4 отражено потенциальное влияние университетов на региональное развитие.
В Концепции создания и государственной поддержки развития федеральных университетов3 выделены следующие основные результаты:
- создание дополнительных предпосылок для развития экономики территорий и регионов в составе федеральных округов и для деятельности федеральных университетов;
- необходимость более тесного и ответственного участия университетов в социально-экономическом развитии территорий, регионов. Итак, современные университеты перестали
3 Концепция создания и государственной поддержки развития федеральных университетов: приложение к протоколу заседания межведомственной рабочей группы по приоритетному национальному проекту «Образование» при Совете при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 29.09.2009 № АФ-33/03пр. URL: минобрнауки.рф/докумен-ты/2005/файлЛ07/41d3da2569937282fШ.pdf.
быть только образовательными учреждениями. Функции университетов расширились, и в настоящее время они решают задачи в научной и инновационной сферах. Университет выступает одним из основных институтов системы региона. В университете генерируются новые идеи и знания, поэтому университет становится базой для регионального развития. Для лучшего понимания роли университетов необходимо рассматривать их деятельность во взаимодействии с промышленностью. На региональное развитие влияют основные результаты деятельности университетов:
- результаты НИОКР;
- количество патентов;
- инновационные стартапы;
- рост занятости и заработной платы сотрудников.
Таким образом, положительное влияние университетов на региональное развитие очевидно. При этом необходимо рассматривать результаты во взаимодействии с предприятиями и другими институтами системы региона. В итоге происходит развитие социальной, культурной и инновационной инфраструктур. Также университеты косвенно влияют на качество рабочей силы, уровень предпринимательства и конкуренции.
1 1 1 Генерация знаний
1 1 V Развитие человеческого капитала
Оказание образовательных услуг. НИОКР. Персонал. Студенты Трансфер технологий
Технологические инновации
Обеспечение репутации
Инвестиции в наукоемкое производство
Развитие информационной инфраструктуры
1 1 1
1 1 1 Стимулирование окружающей среды
_ _Региональнаяк2еативность_ _
Прямое и косвенное сопутствующее влияние
Рис. 4. Результаты деятельности университетов и их влияние на региональное развитие
Список литературы
1. ВласовВ.А., Дмитриенко В.П., КлименовВ.А., Негруль В.В., Селиванова Е.Е., Мейснер М.Н. Роль университета в формировании региональной инновационной системы на примере Томского политехнического университета // Инновации. 2006. № 8. С. 36-40.
2. Дежина И.Г., Киселева В.В. Государство, наука и бизнес в инновационной системе России. М.: ИЭПП. 2008. 227 с.
3. Токунова Г.Ф. Университеты как субъекты социально-экономического развития регионов // Экономика образования. 2011. № 2. С. 72-76.
4. Третьяков Е.В. О региональной роли университетов // Университетское управление: практика и анализ. 2000. № 2. С. 5-6.
5. Чупрунов Е.В., Гурбатов С.Н. Классические университеты как база формирования федеральных и национальных исследовательских университетов // Высшее образование в России. 2009. № 9. С. 56-65.
6. Beeson P., Montgomery E. The effects of colleges and universities on local labor markets // The Review of Economics and Statistics. 1993. Vol. 75. № 4. P. 753-761.
7. Ernst D. Global Production Networks and the Changing Geography of Innovation Systems:
Implications for Developing Countries // East-West Center Working Papers. Economics series. 2000. N° 11. URL: http://www.eastwestcenter.org/fileadmin/stored/ pdfs/ECONwp009.pdf.
8. EtzkowitzH. Innovation in innovation: the Triple Helix of university-industry-government relations // Social Science Information. 2003. Vol. 42. № 3. P. 293-337.
9. Feldman M., Florida R. The geographic sources of innovation: technological infrastructure and product innovation in the United States // Annals of the Association of American Geographers. 1994. Vol. 84. № 2. P. 210-229.
10. Feller I. Universities as engines of R&D-based economic growth: they think they can // Research Policy. 1990. Vol. 19. № 4. P. 335-348.
11. Goddard J. B., Chatterton Р. The response of universities to regional needs // European Journal of Education. 2000. Vol. 35. № 4. P. 475-496.
12. Loydesdorff L., EtzkowitzH. The Triple Helix as a model for innovation studies // Science and Public Policy. 1998. Vol. 25. № 3. P. 195-203.
13. Martin S., Scott J. The nature of innovation markets failure and the design of public support for private innovation // Research Policy. Vol. 29. 2000. P. 437-447.
14. Romer P. Endogenous technological change // in the South: 1995-1996 data. Research Triangle Park, Journal of Political Economy. 1990. № 25. P. 72-102. N.C.: Southern Growth Policies Board. Southern
15. Tornatzky L.G., Waugaman P.G., Bauman J.S. Technology Council. 1997. 359 p. Benchmarking university-industry technology transfer
Regional economics: theory and practice Economy and management
ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)
STUDY OF THE INFLUENCE OF UNIVERSITIES ON REGIONAL ECONOMIC DEVELOPMENT
Mariya A. KAMENSKIKH Abstract
The article covers the actual and complex issue of the impact of universities on regional development. Currently, universities play an important role in the region, providing not only the traditional educational services but the innovative ones as well: knowledge generation, technology transfer, commercialization of innovation, etc. The trend is particularly pronounced in the developed economies while transiting to the path of knowledge. Thus, the role of information and knowledge in the economic development and competitiveness increases, not only at the national and global levels, but at the regional level as well. In addition, the significance of universities has increased with the increase of interaction with industry, Government, venture capital funds and other institutions of regional economic and innovation system. The purpose of this communication is to create and commercialize innovation through joint research and development and financing, including from the authorities side. The article reflects the core functions of universities realized throughout the region, as well as the results of their activities, the way they interact and communicate with other institutions on regional development, economic and innovative systems of the region. The author analyses the main works on the role of universities as well as their interaction with other institutions in the framework of regional economic and innovation systems. The author identifies the main characteristics of the regional system, in which the successful interaction of universities and businesses in order to generate new knowledge and commercialization of innovations can be realized. The author makes certain conclusions about the positive impact of universities on regional economy.
Keywords: university, region, innovation, collaboration, influence, development, competitiveness
References
1. Vlasov V.A., Dmitrienko V.P., Klimenov V.A., Negrul' V.V., Selivanova E.E., Meisner M.N. Rol' universiteta v formirovanii regional'noi innovatsion-noi sistemy na primere Tomskogo politekhnicheskogo universiteta [The role of university in the formation of a regional innovation system (the Tomsk Polytechnic University case)]. Innovatsii - Innovation, 2006, no. 8, pp.36-40.
2. Dezhina I.G., Kiseleva V.V. Gosudarstvo, nauka i biznes v innovatsionnoi sisteme Rossii [The State, science and business in the innovation system of Russia]. Moscow, Institute of Economic Policy Publ., 2008, 227 p.
3. Tokunova G.F. Universitety kak sub"ekty sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya regionov [Universities as the subjects of social and economic development of regions]. Ekonomika obrazovaniya -Education economics, 2011, no. 2, pp. 72-76.
4. Tret'yakov E.V. O regional'noi roli universitetov [About the regional role of universities]. Universitet-skoe upravlenie: praktika i analiz - University management: practice and analysis, 2000, no. 2, pp. 5-6.
5. Chuprunov E.V., Gurbatov S.N. Klassicheskie universitety kak baza formirovaniya federal'nykh i natsional'nykh issledovatel'skikh universitetov [Classical universities as the base of formation of federal and national research universities]. Vysshee obrazovanie v Rossii - Higher education in Russia, 2009, no. 9, pp. 56-65.
6. Beeson P., Montgomery E. The effects of colleges and universities on local labor markets. The Review of Economics and Statistics, 1993, vol. 75, no. 4, pp. 753-761.
7. Ernst D. Global Production Networks and the Changing Geography of Innovation Systems: Implica-
tions for Developing Countries. East-West Center Working Papers. Economics series, 2000, no. 11. Available at: http://www.eastwestcenter.org/fileadmin/stored/ pdfs/ECONwp009.pdf.
8. Etzkowitz H. Innovation in innovation: the Triple Helix of university-industry-government relations. Social Science Information, 2003, vol. 42, no. 3, pp. 293-337.
9. Feldman M., Florida R. The geographic sources of innovation: technological infrastructure and product innovation in the United States. Annals of the Association of American Geographers, 1994, vol. 84, no. 2, pp. 210-229.
10. Feller I. Universities as engines of R&D-based economic growth: they think they can. Research Policy, 1990, vol. 19, no. 4, pp. 335-348.
11. Goddard J. B., Chatterton P. The response of universities to regional needs. European Journal of Education, 2000, vol. 35, no. 4, pp. 475-496.
12. Loydesdorff L., Etzkowitz H. The Triple Helix as a model for innovation studies. Science and Public Policy, 1998, vol. 25, no. 3, pp. 195-203.
13. Martin S., Scott J. The nature of innovation markets failure and the design of public support for private innovation. Research Policy, 2000, vol. 29, pp. 437-447.
14. Romer P. Endogenous technological change. Journal of Political Economy, 1990, no. 25, pp. 72-102.
15. Tornatzky L.G., Waugaman P.G., Bauman J.S. Benchmarking University-Industry Technology Transfer in the South: 1995-1996 data. Research Triangle Park, N.C., Southern Growth Policies Board. Southern Technology Council, 1997, 359 p.
Mariya A. KAMENSKIKH
Perm National Research Polytechnic University, Ust-Kathka, Perm Region, Perm Krai, Russian Federation [email protected]