Научная статья на тему 'Исследование влияния токовой нагрузки на износ контактных элементов токоприемника электроподвижного состава'

Исследование влияния токовой нагрузки на износ контактных элементов токоприемника электроподвижного состава Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
197
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСОКОСКОРОСТНОЙ ТРАНСПОРТ / УСТРОЙСТВА ТОКОСЪЕМА / КОНТАКТНЫЕ ВСТАВКИ / ИЗНОС / ПЛОТНОСТЬ ТОКА / ПЕРЕМЕННЫЙ ТОК / ПОСТОЯННЫЙ ТОК / HIGH-SPEED TRANSPORT / CURRENT COLLECTOR UNITS / COLLECTOR STRIPS / WEAR / CURRENT DENSITY / ALTERNATING CURRENT / DIRECT CURRENT

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Ступаков Сергей Анатольевич, Филиппов Виктор Михайлович

В статье представлены результаты экспериментальных исследований износа контактных вставок для токоприемников высокоскоростного электрического транспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Ступаков Сергей Анатольевич, Филиппов Виктор Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research of influence of current load on deterioration of contact elements of the current collector of the electrorolling stock

In the article are presented the results of experimental researches of the wear of contact elements of pantograph of electric railway.

Текст научной работы на тему «Исследование влияния токовой нагрузки на износ контактных элементов токоприемника электроподвижного состава»

Сопоставление расчетных и экспериментальных данных позволяет сделать вывод об адекватности разработанной модели. Введение в расчетную схему изгибной жесткости контактных проводов и применение конечных элементов в виде недеформируемых связанных стержней позволило повысить точность вычислений при исследовании динамики волновых процессов в контактной подвеске при токосъеме.

Список литературы

1. Применение конечно-элементных моделей взаимодействия контактной сети и токоприемников с целью оптимизации их параметров / А. В. Ефимов, А. Г. Галкин и др. // Математическое моделирование в механике сплошных сред на основе методов граничных и конечных элементов // Тезисы докл. междунар. конф. BEM&FEM-99 XVII / - СПбГУ. СПб, 2000. -С. 72, 73.

2. Barenburg, В. G. Designing a Class Libraryfor Interactive Simulation of Rigid Body Dynamics [Текст] / В. G. Barenburg / Eindhoven University of Techmology. - Eindhoven, 2000. - 143 p.

УДК 621.336.7

С. А. Ступаков, В. М. Филиппов

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ТОКОВОЙ НАГРУЗКИ НА ИЗНОС КОНТАКТНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ТОКОПРИЕМНИКА ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОГО СОСТАВА

В статье представлены результаты экспериментальных исследований износа контактных вставок для токоприемников высокоскоростного электрического транспорта.

Решение проблемы надежной и экономичной передачи электроэнергии подвижному составу является актуальной задачей, которая обусловлена необходимостью экономии как электроэнергии, так и ресурсов, в частности, элементов контактной пары устройств токосъема. Проблема надежности и экономичности токосъема особенно актуальна в настоящее время в условиях создания в России высокоскоростного электрического транспорта. В свете этой проблемы при разработке новых или совершенствовании существующих устройств токосъема наряду с требованиями надежности и экономичности к ним предъявляется требование увеличения срока их службы. Увеличение срока службы элементов устройств токосъема может быть обеспечено различными способами, в том числе путем выбора таких материалов контактной пары, которые наиболее полно отвечают требованиям качества токосъема [1].

Коллектив кафедры «Электроснабжение железнодорожного транспорта» (ЭЖТ) Ом-ЕУПСа с 1977 г. принимает участие во всех отечественных программах, связанных с теоретическими и экспериментальными исследованиями по совершенствованию и разработке новых вариантов токоприемников. В настоящее время коллектив кафедры принимает участие в выполнении комплексного проекта по созданию высокотехнологичного производства с участием российского высшего учебного заведения по теме «Разработка и организация высокотехнологичного производства нового магистрального токоприемника для применения на линиях с модернизированной инфраструктурой системы токосъема» (договор от 7 сентября 2010 г. № 13.025.31.0034). Токоприемник предназначен для использования на электроподвижном составе постоянного и переменного тока и должен обеспечивать передачу тока до 2000 А при движении со скоростью 160 км/ч.

Полоз токоприемника оснащается контактными вставками, материал которых должен обеспечивать пропускание необходимого для подвижного состава тока и отвечать требова-

ниям к сроку службы для этих элементов. Для полозов токоприемников могут быть использованы контактные вставки угольные (ТУ 1916-020-27208846-99) или металлокерамические (ТУ 32 ЦТ 2041-97), причем металлокерамические - на медной или железной основе. В соответствии с планом-графиком договора предусмотрены следующие исследования контактных вставок токоприемника (рисунок 1): механические исследования материалов (трибосовме-стимость, задиростойкость и износостойкость), исследования износа от плотности тягового тока, исследования износа от температуры, исследования износа от контактного давления.

Результаты исследований физико-механических характеристик исследуемых материалов приведены в таблице.

Методика исследований износа материалов контактных вставок реализована на кольцевой установке горизонтального типа (рисунок 2), входящей в состав экспериментального комплекса лаборатории кафедры ЭЖТ. С целью исследования влияния абразивного потока на износ контактных вставок указанная установка использовалась совместно с аэродинамической.

Результаты исследований износа контактных вставок от нагрузки и от плотности тягового тока приведены на рисунках 3-8.

Рисунок 1 - Виды испытаний контактных вставок токоприемника

Параметр

Материал сопротивление, Ом удельное сопротивление, Ом-мм2/м твердость по Бри-неллю плотность, г/см3 водопо- глощение, % удельная теплоемкость, Дж/кг-К

Угольные вставки 1,15 27,633 86,81 1,749 0,992 720

Металлокерамические вставки на медной основе М 26,432 121,23 9,508 0,076 385

Металлокерамические вставки на железной основе 1,2 28,834 129,04 8,627 0,091 444

Контактный провод БрМгО,25Ф 1,52 22,000 102,56 8,143 0,082 390

Кольцевая установка содержит раму 1 с установленным на ней кольцевым токопроводом 2, с возможностью вращения в горизонтальной плоскости со скоростью улк, управляемый привод 3 вращения и испытуемый токоприемник 4, контактные элементы 5 которого введены в контакт с указанным токопроводом 2. Вентилятор 6 оснащен регулятором скорости ув воздушного потока 7, датчиком скорости воздушного потока в зоне контакта 8, датчиком линейной скорости кольца 9 и блоком формирования сигнала управления 10, выход которого связан с управляющим входом указанного регулятора 7, а входы - с выходами упомянутых датчиков 8 и 9. Блок 10 выполнен в виде соединенных последовательно элемента сравнения 11 и усилителя мощности 12, причем входы элемента сравнения 11 соединены с выходами датчиков 8 и 9 через делители напряжения 13.

Рисунок 2 - Схема взаимодействия кольцевой и аэродинамической установок

На основе исследования совместимости элементов трибосистемы «контактная вставка -контактный провод» и их износостойкости можно сделать вывод о том, что металлокерами-ческие контактные вставки менее подвержены износу по сравнению с угольными. Результаты исследований износа контактных вставок от нажатия в контакте приведены на рисунке 3.

№ 1(5) 2011

Рисунок 3 - Износ контактных вставок от нажатия в контакте: - угольных; -■- - металлокерамических на основе железа; - металлокерамических на основе меди

На рисунках 4-8 условные обозначения материалов соответствуют обозначениям, при нятым на рисунке 3.

Рисунок 4 - Износ контактных вставок от нажатия при наличии абразива в контакте

Рисунок 5 - Износ контактных вставок от плотности тягового тока (постоянный ток)

Рисунок 6 - Износ контактных вставок от плотности тягового тока (переменный ток)

Рисунок 7 - Абразивный износ контактных вставок от плотности тягового тока

(постоянный ток)

Рисунок 8 - Абразивный износ контактных вставок от плотности тягового тока

(переменный ток)

По результатам проведенных испытаний можно сделать следующие выводы:

1. Все исследуемые материалы контактных вставок (углерод, металлокерамика на железной основе и металлокерамика на медной основе) при взаимодействии с бронзовым контактным проводом являются трибосовместимыми.

2. Для всех исследуемых материалов наблюдается увеличение износа с ростом токовой нагрузки в контакте.

3. Более износостойким материалом из исследуемых является металлокерамика на железной основе. Сравнение значений износа при одинаковых значениях плотности тока в контакте позволяет сделать вывод о том, что износ металлокерамических вставок на основе железа 47,2 % ниже, на чем угольных, а износ металлокерамических вставок на основе меди на 41,5 % ниже износа угольных.

4. Привнесение частиц абразива в зону контакта повышает износ контактных вставок на основе углерода в 1,8 раза. Наименее чувствительными к воздействию абразива в контакте являются металлокерамические вставки на железной основе, износ которых увеличился в 1,3 раза. При наличии в контакте тягового тока тенденция увеличения износа для всех материалов сохраняется.

5. Наиболее чувствительным к повышению влажности окружающей среды являются угольные контактные вставки, повышение влажности до 80 % увеличивает их износ в 1,44 раза. Повышение влажности незначительно повышает износ металлокерамических контактных вставок рассматриваемых типов.

6. Характер износа угольных и металлокерамических контактных вставок не изменяется от рода тока (постоянный или переменный ток).

о

7. Повышение плотности тягового тока до 1000 А/см сопровождается увеличением износа угольных вставок в 3,13 раза, металлокерамических на железной основе - в 2,6 раза, металлокерамических на медной основе - в 2,75 раза.

1. Сидоров, О. А. Методы исследования износа контактных пар устройств токосъема монорельсового электрического транспорта: Монография [Текст] / О. А. Сидоров, С. А. Ступа-ков / Омский гос. ун-т путей сообщения. - Омск, 2009. - 155 с.

УДК 621.331:621.311

А. А. Хряков, М. М. Никифоров

СНИЖЕНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ПОТЕРЬ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ НА ТЯГУ ПОЕЗДОВ НА ПОЛИГОНЕ

ПОСТОЯННОГО ТОКА

В статье рассмотрена структура потерь электрического энергни на тягу поездов, представлен новый г^афровой электронный счетчик электроэнергии постоянного тока, дана оценка техннко-экономнческой эффективности его внедрения на электроподвижном составе и фидерах контактного сети тяговых подстангщй.

Уровень потребления электрической энергии на тягу поездов на полигоне постоянного тока сети железных дорог в 2010 г. составил 12,24 млрд кВт-ч. При этом небаланс электрической энергии, отпущенной на тягу поездов по счетчикам тяговых подстанций и потребленной по счетчикам электроподвижного состава (далее - небаланс электрической энергии на тягу поездов), на полигоне постоянного тока за указанный период составил 18,6 %. Согласно методике, представленной в работе [1], составляющие технологических потерь электрической энергии на полигоне постоянного тока не превышают 10,4 %, а уровень нерациональ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.