DOI: 10.17805/trudy.2022.5.4 ПЕДАГОГИКА
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СУБЪЕКТОВ МИКРОСРЕДЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ НАМЕРЕНИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА
Е.В. Алексеева Московский гуманитарный университет
Аннотация: В статье представлены результаты исследования влияния субъектов микросреды - родственников, друзей, других людей на формирование предпринимательских намерений студентов.
Ключевые слова: микросреда; факторы; предпринимательские намерения
STUDY OF THE INFLUENCE OF MICROENVIRONMENT SUBJECTS ON THE FORMATION OF ENTREPRENEURIAL INTENTIONS OF UNIVERSITY STUDENTS
E.V. Alekseeva Moscow University for the Humanities
Abstract: The article presents the results of a study of the influence of subjects of the microenvironment -relatives, friends, other people on the formation of entrepreneurial intentions of students.
Keywords: microenvironment; factors; entrepreneurial intentions
Предпринимательство играет важную роль в развитии экономики страны, являясь одним из источников экономического роста, создания рабочих мест. По результатам социологических исследований среди тех, кто планирует открыть свое дело в ближайшие три года четвёртую часть составляет молодёжь в возрасте от 18 до 24 лет. Исследования показывают, что именно в вузе и в первые годы после его окончания начинают формироваться и реализовываться предпринимательские намерения, т.е. желание и готовность прилагать усилия для осуществления предпринимательской деятельности. Предпринимательские намерения представляют собой предпосылки фактического поведения человека и отражают степень, в которой человек проявляет мотивацию и готовность прилагать усилия для осуществления предпринимательской деятельности.
Современные методологические подходы в исследовании предпринимательства вообще и предпринимательских намерений студентов в частности проанализированы В.З. Юсуповым и М.Т. Джумагуловым. Этими авторами выделены такие подходы, как: монофункциональный, полифункциональный, функционально-ролевой, структурно-функциональный, междисциплинарный. Ими обоснована актуальность и потенциал двух последних подходов как методологического основания исследования проблем формирования готовности студентов вуза к предпринимательству (Юсупов, Джумагулов, 2020: 12). В работах В.З. Юсупо-
ва отмечается, что в современных отечественных и зарубежных исследованиях активно обсуждается не только проблема формирования предпринимательских намерений студентов, но и «предпринимательская модель университета» (Юсупов, 2019: 224).
В исследовании предпринимательских намерений значительное внимание уделяется выявлению факторов, влияющих на этот процесс. Наиболее масштабные отечественные исследования, посвящённые этой проблеме проведены Г.В. Широковой, Т.В. Цукановой, К.А. Богатырёвой и др. учёными. Исследователи пришли к выводу, что определяющую роль в формировании предпринимательских намерений студентов играют пять групп факторов: личные мотивы, университетская среда, семейный бизнес, демографические признаки (возраст, пол), социально-культурный контекст развития предпринимательства в целом (Широкова, Цуканова, Богатырёва 2015; Богатырёва, Широкова, 2017).
Цель статьи заключается в проведении эмпирического исследования влияния субъектов микросреды как фактора, влияющего на формирование предпринимательских намерений студентов.
Исследование проводилось в 2020-2021 уч. г. на базе факультета рекламы, журналистики, психологии и искусства Московского гуманитарного университета. Выборку составили 23 студента направления подготовки «Психолого-педагогическое образование» со 2 по 5 курс (группы Пп201_111, Пп201_311, Пп202_311, Пп201_321, Пп202_321, Пп401_311, Пп501_311).
Основным методом исследования являлся метод анкетирования. Использовалась анкета, разработанная Юсуповым В.З., Джумагуловым М.Т. и автором настоящей статьи. Для обработки результатов анкетирования использовались:
- регистрация как метод выявления наличия исследуемых признаков у каждого члена группы и общего их подсчета у всех членов группы; метод среднего значения (среднего арифметического), т.е. оценки среднего значения распределения исследуемого признака, которое является результатом деления всех выявленных числовых величин на их количество;
- метод корреляционного анализа, использование которого позволило с помощью шкалы Чеддока определить тесноту связи между предпринимательским окружением студента и уровнем его предпринимательских намерений использовалась.
Анкета предпринимательских намерений содержала обращение к студентам, разъясняющее замысел исследования предпринимательских намерений, определение этого понятия; перечень вопросов с вариантами ответов и возможностью их дополнения студентами. Обработка ответов на поставленные вопросы позволяла выявить влияние факторов формирования предпринимательских намерений на их уровень.
В исследовании были определены независимые и зависимые переменные. В качестве независимой переменной использовался уровень предпринимательских намерений студентов, измеряемый с помощью методики Линьяна и Чен (^пап,
2009). С этой целью в анкете предпринимательских намерений студенты отмечали в табл. 1 свой уровень согласия от 1 (полное несогласие) до 7 (полное согласие) с предлагаемыми шестью утверждениями.
Таблица 1
Определение студентами уровня согласия с утверждениями о предпринимательских намерениях (пример)
№ утв. Утверждения Уровень согласия
1 2 3 4 5 6 7
1. Я готов(а) сделать все что угодно, чтобы стать предпринимателем +
2. Моя профессиональная цель — стать предпринимателем +
3. Я готов(а) приложить все необходимые усилия для начала своего дела и управления собственной фирмой +
4. Я решительно настроен(а) на создание своей фирмы в будущем +
5. Я серьезно обдумываю возможность начала своего бизнеса +
6. У меня есть серьезное намерение однажды начать свое дело +
Исходя из полученных ответов рассчитывалось среднее значение уровня предпринимательских намерений каждого студента. Например, у студента п общая сумма баллов 23 делилась на 7 и получалось среднее арифметическое 3,29 балла.
На основании полученных данных определялся уровень сформированности предпринимательских намерений с учётом следующих границ:
- от 1 балла до 4 баллов - низкий уровень (6 студентов);
- более 4 баллов до 7 баллов - средний уровень (9 студентов);
- более 8 баллов до 10 баллов - высокий уровень (8 студентов).
Под микросредой чаще всего понимается сформировавшееся пространство активной социальной деятельности человека, в котором он непосредственно взаимодействует с окружающими его людьми в различных сферах своей жизнедеятельности. В этой связи вполне обоснованным является представление о микросреде формирования предпринимательских намерений, которая представляет собой близкий круг людей (родители, родственники, друзья, другие люди), которые занимаются предпринимательском и /или могут оказать помощь в предпринимательской деятельности студента.
С целью выявление влияния этого фактора в анкету изучения предпринимательских намерений были включены два вопроса:
7. Есть ли среди близкого вам круга людей предприниматели?
- да
• родители
• братья / сёстры
• другие родственники
• друзья
• другие люди (укажите кто)_
— нет
8. Если вы решите стать предпринимателем, то можете рассчитывать на помощь:
• родителей
• братьев / сестёр
• других родственников
• друзей
• других людей (укажите кого)_
• только на себя
Обработка данных анкеты позволила получить результаты, представленные в табл. 2.
Таблица 2 Влияние субъектов микросреды на формирование предпринимательских намерений студентов
Субъекты Субъекты микросреды студентов Субъекты микросреды,
предпринимательского с различным уровнем предпри- которые помочь студентов
окружения нимательских намерении с различным уровнем ПН
Низкий Средний Высокий Низкий Средний Высокий
уровень уровень уровень уровень уровень уровень
Родители 1
Братья/ Сёстры 1
Другие родственники 2 3 1 2
Друзья 1 4 1 1 4 2
Другие люди 3 3
Нет предпринимателей 5 4
Надежда только на себя 5 4 5 4 1
Итого 6 9 8 6 9 8
Наглядное представление зависимости уровня предпринимательских намерений от субъектов предпринимательского окружения даёт составленная с помощью Microsoft Exsel диаграмма 1. Диаграмма 1 показывает, что чем больше в окружении студента предпринимателей и чем ближе они к студенту по уровню родства, тем выше уровень предпринимательских намерений.
Диаграмма 2 (см. с. 26) иллюстрирует прямую зависимость уровня развития предпринимательских намерений от надежды студентов на помощь, которую они ожидают от субъектов среды своего окружения. Теснота связи между двумя названными высокая.
5/
■ низкий ■ средний ■ еысокий
Диаграмма 1. Субъекты предпринимательского окружения
Учёными установлено, что на формирование предпринимательских намерений студентов оказывают влияние пять групп факторов, в число которых входит семейный бизнес. Проведённое нами исследование показывает, что бизнес семьи студента является важным, но не единственным субъективным фактором микросреды социальной деятельности личности, связанной с формированием предпринимательских намерений.
Нами установлена важность исследования более широкого круга субъектов микросреды студента, влияющих на формирование предпринимательских намерений студентов. К ним относятся не только близкие, но и другие родственники и друзья. В результате проведённого исследования выявлена сила (теснота) взаимосвязи между уровнем предпринимательских намерений студентов и двумя факторами, влияющими на него:
- число и близость степени родства субъектов предпринимательского окружения,
- возможности, с точки зрения студента, оказания субъектами и предпринимательского окружения помощи в реализации предпринимательских намерений.
По шкале Чеддока у студентов с низким уровнем предпринимательских намерений исследуемая взаимосвязь является заметной (количественный показатель 0,65), а у студентов с высоким и средним уровнем предпринимательских намерений проявляется высокая степень взаимосвязи между исследуемыми переменными (количественный показатель 0,76).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Богатырёва К.А., Широкова Г.В. (2017) От предпринимательских намерений -к созданию бизнеса: опыт российских студентов. Форсайт. Т. 11. № 3. С. 25-36.
Широкова Г.В., Цуканова Т.В., Богатырёва К.А. (2015) Факторы формирования предпринимательских намерений студентов // Вестник С.-Петерб. ун-та. Сер. Менеджмент. Вып.3. С. 21-31.
Юсупов В.З., Джумагулов М.Т. (2020) Функциональный и междисциплинарный подходы в исследовании предпринимательства // Научные труды Московского гуманитарного университета. №4. С. 12-18. DOI: https://www.doi.org/10.17805/ trudy.2020.4.
Юсупов В.З. (2019) Профессиональное воспитание студентов вуза: понятие, структура, генезис развития // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 216-231. DOI: 10.17805/zpu.2019.2.20.
Алексеева Елена Вячеславовна - обучающаяся 5 курса бакалавриата направления подготовки «Психолого-педагогическое образование» Московского гуманитарного университета. Научный руководитель: Юсупов В.З., доктор педагогических наук, профессор. Адрес: 111395, Россия г. Москва, ул. Юности, д.5. Тел.: +7(499) 374-74-59. Эл. адрес: elenaalekseeva138@mail.ru.
Alekseeva Elena Vyacheslavovna, a student of the 5th year of bachelor's degree in the direction of training "Psychological and pedagogical education" of the Moscow University for the Humanities. Scientific supervisor: Yusupov V. Z., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor. Address: 5 Yunosti str., Moscow, 111395, Russia. Tel.: +7(499) 374-74-59.Email: elenaalekseeva138@mail.ru
Для цитирования:
Алексеева Е.В. Исследование влияния субъектов микросреды на формирование предпринимательских намерений студентов вуза. 2022. № 5. С. 22-27. DOI: https://www.doi.org/ /10.17805/й^у.2022.5.4