Кроме того, в гармоничных семьях культивировалась та позиция, что в самом сексуальном насилии важную роль играло поведение самого ребенка как «виновника» произошедшего. Более 60 % обследованных были лишены постоянного надзора со стороны родителей (феномен «социального сиротства»), свободное время проводили без определенных занятий, что в возрастном периоде от 7 до 18 лет сочеталось с невысокой успеваемостью по основной общеобразовательной программе, а также отмечалось раннее начало употребления табака и алкоголя, без явлений зависимости. Однако у 42 % обследованных отмечалась хорошая адаптированность в детских коллективах, особенно у несовершеннолетних на втором этапе психосексуального развития. У 43 % потерпевших на этапе следственной ситуации были выявлены те или иные психические расстройства. Из них большую часть составили психогенные расстройства — порядка 29 %, аффективные расстройства — 14 %, нарушения поведения, свойственные детскому возрасту (17 %), в сочетании с со-матовегетативными проявлениями. Органические расстройства и умственная отсталость диагностировались вне зависимости от конкретного этапа психосексуального развития и утяжеляли уровень дезадаптации подэкспертного [3]. В одном случае было диагностировано расстройство шизофренического спектра.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования составлены «портреты» исследованных лиц с тем или иным
уровнем нарушения адаптации, выделены прогностически значимые, информативные признаки, влияющие на дезадаптацию лиц, перенесших сексуальное насилие. Часть факторов (большинство факторов социальной направленности) могут быть изменены в сторону снижения их дезадаптирующего влияния, менее управляемыми являются факторы клинического характера.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бадмаева В. Д. Последствия сексуального насилия у детей и подростков // Журнал неврологии и психиатрии. — 2009. — № 12.— С. 35.
2. Оруджев Н. Я., Черная Н. А. Роль клинико-социальных факторов, влияющих на формирование дезадаптации лиц, перенесших сексуальное насилие // Тюменский медицинский журнал. — 2013. — № 1, Т. 15. — С. 54.
3. Оруджев Н. Я., Черная Н. А., Поплавская О. В. Особенности психического и психосексуального развития лиц, перенесших сексуальное насилие // Волгоградский научно-медицинский журнал. — 2014. — № 2.— С. 37.
4. http://www.volganet.ru/region/
Контактная информация
Черная Наталья Александровна — ассистент кафедры психиатрии, наркологии и психотерапии с курсом психиатрии, психиатрии-наркологии ФУВ, Волгоградский государственный медицинский университет, e-mail: [email protected]
УДК 616.28-008.14:[612.825.249+612.821.2]
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СТЕПЕНИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ НА ОСОБЕННОСТИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ПАМЯТИ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ
М. В. Мужиченко, Е. И. Новикова, Е. Ю. Надежкина
Волгоградский государственный социально-педагогический университет,
Волгоградский государственный медицинский университет, кафедра фундаментальной медицины и биологии
Показана четкая зависимость мнемических способностей слабослышащих детей от степени развития речи. Меньше страдает зрительная и больше слуховая и смысловая виды памяти.
Ключевые слова: тугоухость, речь, память.
EXPLORING THE INFLUENCE OF THE LEVEL OF SPEECH DEVELOPMENT ON THE FEATURES OF VARIOUS MEMORY TYPES IN DEAF CHILDREN
M. V. Muzhichenko, E. I. Novikova, E. Y. Nadezhkina
A clear correlation between mnemic abilities of hearing-impaired children and the level of speech development was shown. Visual memory is less affected while auditory and semantic types of memory are more affected.
Key words: hearing loss, speech, memory.
Роль слухового восприятия в развитии познава- окружающего мира оказывается весьма существенной. тельной деятельности слабослышащего ребенка, в обо- Что касается роли слуха в овладении речью, то эта гащении его представлений о предметах и явлениях роль у слабослышащих детей принципиально иная, чем
: 90 ----Выпуск 3 (55). 2015
у глухих, так как слабослышащий ребенок имеет возможность приобретать с помощью слуха тот или иной речевой запас, в то время как глухой ребенок полностью лишен этой возможности [1,3].
В речевом развитии детей с нарушениями слуха наиболее наглядно и ярко выступает их своеобразие по сравнению с нормально слышащими детьми — поздние сроки начала овладения словесной речью, одновременное и параллельное усвоение разных видов речи (словесной и жестовой; устной, письменной, дак-тильной), характерное для многих глухих словесножестовое двуязычие, трудности овладения словарным составом и грамматическим строем словесной речи. Все эти особенности влияют на развитие других когнитивных процессов, прежде всего памяти и мышления, сказываются на формировании личности детей, их познавательных интересов [2, 3, 7].
ЦЕЛЬ РАБОТЫ
Изучение влияния степени развития речи на особенности различных видов кратковременной памяти у слабослышащих детей.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Для проведения исследования привлекались учащиеся 3 и 6 классов общеобразовательной и специализированной школы-интерната для глухих детей г. Волгограда.
Все учащиеся в зависимости от возраста и степени развития речи были разделены на группы. У каждого испытуемого определяли объем различных видов кратковременной памяти (зрительной механической, слуховой механической, зрительной образной и смысловой) с помощью стандартных методик [5].
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Определение объема слуховой механической памяти показало, что у школьников с тугоухостью вне зависимости от степени развития речи достоверно более низкие показатели по сравнению с контрольной группой (табл.). При этом самый низкий объем данного вида памяти выявлен у младших школьников с нарушени-
ем слуха и невнятной речью. Так, если у третьеклассников с нормальной остротой слуха объем слуховой памяти составил (5,40 ± 0,40) усл. ед., то у детей этого же возраста с невнятной речью — всего лишь (2,9 ± 0,89) (р < 0,01). В то же время в процессе возрастного развития у них наблюдалось более заметное улучшение памяти, чем у других испытуемых. В контрольной группе увеличение среднего показателя объема слуховой механической памяти от 3-го к 6-му классу составило 24,3 %, у тугоухих детей с речью — 23,1 %, а у детей без речи — 32,6 %.
При исследовании зрительной механической памяти были зарегистрированы более низкие ее значения по сравнению с контрольной группой только у слабослышащих третьеклассников с невнятной речью. Как показывают данные табл., объем этого вида памяти у них был равен (3,1 ± 0,49) усл. ед., а у детей без нарушения слуха — (5,81 ± 0,56) (р < 0,01). У остальных испытуемых показатели зрительной механической памяти оказались достоверно выше контрольных значений. Например, у подростков с нормальной остротой слуха ее объем составил (6,43 ± 0,60) усл. ед., тогда как у слабослышащих школьников шестого класса с внятной речью — 8,3 ± 0,51 (р < 0,05). Анализ возрастных изменений зрительной механической памяти показал ее неодинаковую динамику у испытуемых обследованных групп. В контрольной группе улучшение развития памяти на данном отрезке онтогенеза произошло на 9,6 %, у слабослышащих детей с речью — на 3,6 %, а у школьников без речи на 129 %. Возможно, больший объем исследуемого вида памяти у тугоухих детей связан с компенсацией недостатка слуховой памяти за счет усиления зрительной.
Изучение зрительной образной памяти не выявило достоверных различий между показателями контрольной и опытной групп учащихся с внятной речью, тогда как у младших школьников с плохим развитием речи объем этого вида памяти достоверно был снижен. Так, в контрольной группе младших школьников он составил (7,00 ± 0,26 усл. ед, а у третьеклассников с невнятной речью — 5,40 ± 0,77 (р < 0,05). Средние показатели этого вида памяти от третьего к шестому классу возросли в контрольной группе на 9,7 %, у слабослы-
Объем различных видов кратковременной памяти у школьников (М ± m)
Вид памяти Объем памяти, усл. ед.
контрольная группа экспериментальная группа, IV степень тугоухости
3 класс 6 класс 3 класс 6 класс
внятная речь невнятная речь внятная речь невнятная речь
Слуховая механическая 5,4 ± 0,4 7,13 ± 0,35 3,00 ± 1,22* 2,90 ± 0,89** 3,10 ± 0,35** 4,23 ± 0,81**
Зрительная механическая 5,81 ± 0,56 6,43 ± 0,60 8,0** ± 0,9 3,10 ± 0,49** 8,30 ± 0,51* 7,10 ± 0,96*
Зрительная образная 7,00 ± 0,26 7,75 ± 0,31 6,53 ± 0,58 5,40 ± 0,77* 7,81 ± 0,51 7,09 ± 0,53
Смысловая 6,66 ± 0,33 7,80 ± 0,26 7,21 ± 0,95 3,80 ± 0,84** 7,60 ± 0,42 6,00 ± 0,38*
*р < 0,05;
**p < 0,01.
Выпуск 3 (55). 2015
91
шащих детей с речью на 16,4 %, без речи — 23,9 %. Слабое развитие образной памяти, особенно у глухонемых детей, связывают с тем, что они в большей степени, чем слышащие, смешивают сходные объекты, что приводит к менее точному их узнаванию и воспроизведению. Это задерживает развитие их образной памяти и отрицательно сказывается на расширении наглядного опыта, накоплении представлений о разнообразных предметах и явлениях окружающего нас мира и их использовании, в их памяти смешиваются образы сходных фигур [4, 8].
Что же касается смысловой памяти, то ее объем обнаружил выраженную зависимость от уровня развития речи. Так, если у школьников шестого класса без нарушения слуха величина смысловой памяти составила (7,80 ± 0,26) усл. ед., то у подростков этой возрастной группы с внятной и невнятной речью — соответственно 7,6 ± 0,42 и 6,0 ± 0,38 (р < 0,05). При этом наиболее низкие результаты были выявлены у третьеклассников с отсутствием речи. Однако именно у них возрастная динамика объема смысловой памяти оказалась более существенной по сравнению с другими группами испытуемых. Увеличение ее объема в контрольной группе произошло в среднем на 14,6 %, у слабослышащих детей с речью на 5,1 % , а у тугоухих детей без речи — на 36,6 %.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенные нами исследования показали, что за исключением зрительной механической объем всех остальных видов кратковременной памяти у тугоухих детей был ниже, чем у нормально слышащих учащихся.
Обнаружена выраженная зависимость показателей мнемических функций от уровня развития речи. Школьники с хорошо развитой речью, несмотря на IV степень тугоухости, значительно меньше отличались от контрольной группы по большинству параметров. Самые низкие объемы различных видов памяти отмечены у слабослышащих третьеклассников с невнятной речью, у которых период пребывания в специализированной школе был небольшим.
Интенсивность развития памяти от 3-го к 6-му классу в специализированной школе оказался выше, чем в общеобразовательной школе, особенно у детей с невнятной речью. В более старшем возрасте показатели различных видов памяти практически не отличались у слабослышащих детей с речью и без речи. Такая динамика может быть связана с применением комплексов развивающих упражнений, развитием разговорной и дактильной речи у слабослышащих детей, с обогащением речевого запаса, применением специальных методов обучения в специализированной школе.
Кроме того, выявлены особенности разных видов кратковременной памяти у испытуемых с нарушением слуха. Так, слуховая механическая память значительно снижена у всех учащихся с тугоухостью независимо от развития речи и возраста. В то же время зритель-
ная механическая память у большинства слабослышащих детей, особенно в более старшем возрасте, даже выше, чем у школьников контрольных групп, что, по-видимому, обусловлено ее компенсаторным развитием. Зрительная образная память у тугоухих детей с речью также достоверно не отличается от контроля. То есть, процессы памяти, связанные с использованием зрительного анализатора, у слабослышащих детей страдают в меньшей степени, хотя так же зависят от развития речи, особенно в младшем возрасте.
Уровень смысловой памяти в большей мере зависит от развития речи. Оказалось, что она практически не страдает у слабослышащих детей с хорошо развитой речью, в то время как у школьников с невнятной речью значительно снижена.
Полученные результаты показывают, насколько важным является развитие речи у слабослышащего ребенка с раннего детства, в период, когда осуществляется формирование и накопление новых знаний. Развитие речи, в свою очередь, будет способствовать обогащению речевого запаса и благоприятно влиять и на развитие памяти и мышления [6 ,7].
ЛИТЕРАТУРА
1. Дъячков, А. И. Воспитание и обучение глухонемых детей / А. И. Дъячков. — М.: Изд-во АПН РСФСР 1961. — 210 с.
2. Зайцева, Г. Л. Жестовая речь. Дактилология / Г Л. Зайцева. — М.: Владос, 2000. 190 с.
3. Корсунская, Б. Д. Методика обучения глухих дошкольников речи / Б. Д. Корсунская. — М.: Просвещение, 1969. — 240 с.
4. Кузьмичева, Е. П. Методика развития слухового восприятия глухих учащихся / Е. П. Кузьмичева. — М., 1991. — 212 с.
5. Методическое руководство к лабораторным занятиям по возрастной анатомии, физиологии и гигиене человека / Л. И. Алешина, С. Ю. Лебедченко, М. В. Мужи-ченко, Е. И. Новикова и др. — Волгоград: Перемена, 2005. — 141 с.
6. Мужиченко, М. В. Оценка состояния мышления у детей с IV степенью тугоухости / М. В. Мужиченко // Современные тенденции в науке и образовании: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции, г Москва, 28 февраля 2015 г: в 5 частях. Часть I. — М.: «АР-Консалт», 2015. — С. 20—21.
7. Пашенцева, Л. В. Первоначальное обучение слепоглухонемых детей словесной речи / Л. В. Пашенцева // Дефектология. — 1983. — № 2. — С. 23—35.
8. Розанова, Т В. Развитие памяти и мышления глухих детей / Т В. Розанова. — М., 1978. — 214 с.
Контактная информация
Мужиченко Маргарита Владимировна—к. м. н.,
доцент кафедры морфологии, физиологии человека и медико-педагогических дисциплин, Волгоградский социально-педагогический университет, e-mail: [email protected]
92
Выпуск 3 (55). 2015