Научная статья на тему 'Исследование влияния степени развития речи на особенности различных видов памяти у слабослышащих детей'

Исследование влияния степени развития речи на особенности различных видов памяти у слабослышащих детей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
983
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУГОУХОСТЬ / РЕЧЬ / ПАМЯТЬ / HEARING LOSS / SPEECH / MEMORY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мужиченко Маргарита Владимировна, Новикова Е. И., Надежкина Е. Ю.

Показана четкая зависимость мнемических способностей слабослышащих детей от степени развития речи. Меньше страдает зрительная и больше слуховая и смысловая виды памяти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мужиченко Маргарита Владимировна, Новикова Е. И., Надежкина Е. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPLORING THE INFLUENCE OF THE LEVEL OF SPEECH DEVELOPMENT ON THE FEATURES OF VARIOUS MEMORY TYPES IN DEAF CHILDREN

A clear correlation between mnemic abilities of hearing-impaired children and the level of speech development was shown. Visual memory is less affected while auditory and semantic types of memory are more affected.

Текст научной работы на тему «Исследование влияния степени развития речи на особенности различных видов памяти у слабослышащих детей»

Кроме того, в гармоничных семьях культивировалась та позиция, что в самом сексуальном насилии важную роль играло поведение самого ребенка как «виновника» произошедшего. Более 60 % обследованных были лишены постоянного надзора со стороны родителей (феномен «социального сиротства»), свободное время проводили без определенных занятий, что в возрастном периоде от 7 до 18 лет сочеталось с невысокой успеваемостью по основной общеобразовательной программе, а также отмечалось раннее начало употребления табака и алкоголя, без явлений зависимости. Однако у 42 % обследованных отмечалась хорошая адаптированность в детских коллективах, особенно у несовершеннолетних на втором этапе психосексуального развития. У 43 % потерпевших на этапе следственной ситуации были выявлены те или иные психические расстройства. Из них большую часть составили психогенные расстройства — порядка 29 %, аффективные расстройства — 14 %, нарушения поведения, свойственные детскому возрасту (17 %), в сочетании с со-матовегетативными проявлениями. Органические расстройства и умственная отсталость диагностировались вне зависимости от конкретного этапа психосексуального развития и утяжеляли уровень дезадаптации подэкспертного [3]. В одном случае было диагностировано расстройство шизофренического спектра.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования составлены «портреты» исследованных лиц с тем или иным

уровнем нарушения адаптации, выделены прогностически значимые, информативные признаки, влияющие на дезадаптацию лиц, перенесших сексуальное насилие. Часть факторов (большинство факторов социальной направленности) могут быть изменены в сторону снижения их дезадаптирующего влияния, менее управляемыми являются факторы клинического характера.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бадмаева В. Д. Последствия сексуального насилия у детей и подростков // Журнал неврологии и психиатрии. — 2009. — № 12.— С. 35.

2. Оруджев Н. Я., Черная Н. А. Роль клинико-социальных факторов, влияющих на формирование дезадаптации лиц, перенесших сексуальное насилие // Тюменский медицинский журнал. — 2013. — № 1, Т. 15. — С. 54.

3. Оруджев Н. Я., Черная Н. А., Поплавская О. В. Особенности психического и психосексуального развития лиц, перенесших сексуальное насилие // Волгоградский научно-медицинский журнал. — 2014. — № 2.— С. 37.

4. http://www.volganet.ru/region/

Контактная информация

Черная Наталья Александровна — ассистент кафедры психиатрии, наркологии и психотерапии с курсом психиатрии, психиатрии-наркологии ФУВ, Волгоградский государственный медицинский университет, e-mail: [email protected]

УДК 616.28-008.14:[612.825.249+612.821.2]

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СТЕПЕНИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ НА ОСОБЕННОСТИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ПАМЯТИ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ

М. В. Мужиченко, Е. И. Новикова, Е. Ю. Надежкина

Волгоградский государственный социально-педагогический университет,

Волгоградский государственный медицинский университет, кафедра фундаментальной медицины и биологии

Показана четкая зависимость мнемических способностей слабослышащих детей от степени развития речи. Меньше страдает зрительная и больше слуховая и смысловая виды памяти.

Ключевые слова: тугоухость, речь, память.

EXPLORING THE INFLUENCE OF THE LEVEL OF SPEECH DEVELOPMENT ON THE FEATURES OF VARIOUS MEMORY TYPES IN DEAF CHILDREN

M. V. Muzhichenko, E. I. Novikova, E. Y. Nadezhkina

A clear correlation between mnemic abilities of hearing-impaired children and the level of speech development was shown. Visual memory is less affected while auditory and semantic types of memory are more affected.

Key words: hearing loss, speech, memory.

Роль слухового восприятия в развитии познава- окружающего мира оказывается весьма существенной. тельной деятельности слабослышащего ребенка, в обо- Что касается роли слуха в овладении речью, то эта гащении его представлений о предметах и явлениях роль у слабослышащих детей принципиально иная, чем

: 90 ----Выпуск 3 (55). 2015

у глухих, так как слабослышащий ребенок имеет возможность приобретать с помощью слуха тот или иной речевой запас, в то время как глухой ребенок полностью лишен этой возможности [1,3].

В речевом развитии детей с нарушениями слуха наиболее наглядно и ярко выступает их своеобразие по сравнению с нормально слышащими детьми — поздние сроки начала овладения словесной речью, одновременное и параллельное усвоение разных видов речи (словесной и жестовой; устной, письменной, дак-тильной), характерное для многих глухих словесножестовое двуязычие, трудности овладения словарным составом и грамматическим строем словесной речи. Все эти особенности влияют на развитие других когнитивных процессов, прежде всего памяти и мышления, сказываются на формировании личности детей, их познавательных интересов [2, 3, 7].

ЦЕЛЬ РАБОТЫ

Изучение влияния степени развития речи на особенности различных видов кратковременной памяти у слабослышащих детей.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Для проведения исследования привлекались учащиеся 3 и 6 классов общеобразовательной и специализированной школы-интерната для глухих детей г. Волгограда.

Все учащиеся в зависимости от возраста и степени развития речи были разделены на группы. У каждого испытуемого определяли объем различных видов кратковременной памяти (зрительной механической, слуховой механической, зрительной образной и смысловой) с помощью стандартных методик [5].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Определение объема слуховой механической памяти показало, что у школьников с тугоухостью вне зависимости от степени развития речи достоверно более низкие показатели по сравнению с контрольной группой (табл.). При этом самый низкий объем данного вида памяти выявлен у младших школьников с нарушени-

ем слуха и невнятной речью. Так, если у третьеклассников с нормальной остротой слуха объем слуховой памяти составил (5,40 ± 0,40) усл. ед., то у детей этого же возраста с невнятной речью — всего лишь (2,9 ± 0,89) (р < 0,01). В то же время в процессе возрастного развития у них наблюдалось более заметное улучшение памяти, чем у других испытуемых. В контрольной группе увеличение среднего показателя объема слуховой механической памяти от 3-го к 6-му классу составило 24,3 %, у тугоухих детей с речью — 23,1 %, а у детей без речи — 32,6 %.

При исследовании зрительной механической памяти были зарегистрированы более низкие ее значения по сравнению с контрольной группой только у слабослышащих третьеклассников с невнятной речью. Как показывают данные табл., объем этого вида памяти у них был равен (3,1 ± 0,49) усл. ед., а у детей без нарушения слуха — (5,81 ± 0,56) (р < 0,01). У остальных испытуемых показатели зрительной механической памяти оказались достоверно выше контрольных значений. Например, у подростков с нормальной остротой слуха ее объем составил (6,43 ± 0,60) усл. ед., тогда как у слабослышащих школьников шестого класса с внятной речью — 8,3 ± 0,51 (р < 0,05). Анализ возрастных изменений зрительной механической памяти показал ее неодинаковую динамику у испытуемых обследованных групп. В контрольной группе улучшение развития памяти на данном отрезке онтогенеза произошло на 9,6 %, у слабослышащих детей с речью — на 3,6 %, а у школьников без речи на 129 %. Возможно, больший объем исследуемого вида памяти у тугоухих детей связан с компенсацией недостатка слуховой памяти за счет усиления зрительной.

Изучение зрительной образной памяти не выявило достоверных различий между показателями контрольной и опытной групп учащихся с внятной речью, тогда как у младших школьников с плохим развитием речи объем этого вида памяти достоверно был снижен. Так, в контрольной группе младших школьников он составил (7,00 ± 0,26 усл. ед, а у третьеклассников с невнятной речью — 5,40 ± 0,77 (р < 0,05). Средние показатели этого вида памяти от третьего к шестому классу возросли в контрольной группе на 9,7 %, у слабослы-

Объем различных видов кратковременной памяти у школьников (М ± m)

Вид памяти Объем памяти, усл. ед.

контрольная группа экспериментальная группа, IV степень тугоухости

3 класс 6 класс 3 класс 6 класс

внятная речь невнятная речь внятная речь невнятная речь

Слуховая механическая 5,4 ± 0,4 7,13 ± 0,35 3,00 ± 1,22* 2,90 ± 0,89** 3,10 ± 0,35** 4,23 ± 0,81**

Зрительная механическая 5,81 ± 0,56 6,43 ± 0,60 8,0** ± 0,9 3,10 ± 0,49** 8,30 ± 0,51* 7,10 ± 0,96*

Зрительная образная 7,00 ± 0,26 7,75 ± 0,31 6,53 ± 0,58 5,40 ± 0,77* 7,81 ± 0,51 7,09 ± 0,53

Смысловая 6,66 ± 0,33 7,80 ± 0,26 7,21 ± 0,95 3,80 ± 0,84** 7,60 ± 0,42 6,00 ± 0,38*

*р < 0,05;

**p < 0,01.

Выпуск 3 (55). 2015

91

шащих детей с речью на 16,4 %, без речи — 23,9 %. Слабое развитие образной памяти, особенно у глухонемых детей, связывают с тем, что они в большей степени, чем слышащие, смешивают сходные объекты, что приводит к менее точному их узнаванию и воспроизведению. Это задерживает развитие их образной памяти и отрицательно сказывается на расширении наглядного опыта, накоплении представлений о разнообразных предметах и явлениях окружающего нас мира и их использовании, в их памяти смешиваются образы сходных фигур [4, 8].

Что же касается смысловой памяти, то ее объем обнаружил выраженную зависимость от уровня развития речи. Так, если у школьников шестого класса без нарушения слуха величина смысловой памяти составила (7,80 ± 0,26) усл. ед., то у подростков этой возрастной группы с внятной и невнятной речью — соответственно 7,6 ± 0,42 и 6,0 ± 0,38 (р < 0,05). При этом наиболее низкие результаты были выявлены у третьеклассников с отсутствием речи. Однако именно у них возрастная динамика объема смысловой памяти оказалась более существенной по сравнению с другими группами испытуемых. Увеличение ее объема в контрольной группе произошло в среднем на 14,6 %, у слабослышащих детей с речью на 5,1 % , а у тугоухих детей без речи — на 36,6 %.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенные нами исследования показали, что за исключением зрительной механической объем всех остальных видов кратковременной памяти у тугоухих детей был ниже, чем у нормально слышащих учащихся.

Обнаружена выраженная зависимость показателей мнемических функций от уровня развития речи. Школьники с хорошо развитой речью, несмотря на IV степень тугоухости, значительно меньше отличались от контрольной группы по большинству параметров. Самые низкие объемы различных видов памяти отмечены у слабослышащих третьеклассников с невнятной речью, у которых период пребывания в специализированной школе был небольшим.

Интенсивность развития памяти от 3-го к 6-му классу в специализированной школе оказался выше, чем в общеобразовательной школе, особенно у детей с невнятной речью. В более старшем возрасте показатели различных видов памяти практически не отличались у слабослышащих детей с речью и без речи. Такая динамика может быть связана с применением комплексов развивающих упражнений, развитием разговорной и дактильной речи у слабослышащих детей, с обогащением речевого запаса, применением специальных методов обучения в специализированной школе.

Кроме того, выявлены особенности разных видов кратковременной памяти у испытуемых с нарушением слуха. Так, слуховая механическая память значительно снижена у всех учащихся с тугоухостью независимо от развития речи и возраста. В то же время зритель-

ная механическая память у большинства слабослышащих детей, особенно в более старшем возрасте, даже выше, чем у школьников контрольных групп, что, по-видимому, обусловлено ее компенсаторным развитием. Зрительная образная память у тугоухих детей с речью также достоверно не отличается от контроля. То есть, процессы памяти, связанные с использованием зрительного анализатора, у слабослышащих детей страдают в меньшей степени, хотя так же зависят от развития речи, особенно в младшем возрасте.

Уровень смысловой памяти в большей мере зависит от развития речи. Оказалось, что она практически не страдает у слабослышащих детей с хорошо развитой речью, в то время как у школьников с невнятной речью значительно снижена.

Полученные результаты показывают, насколько важным является развитие речи у слабослышащего ребенка с раннего детства, в период, когда осуществляется формирование и накопление новых знаний. Развитие речи, в свою очередь, будет способствовать обогащению речевого запаса и благоприятно влиять и на развитие памяти и мышления [6 ,7].

ЛИТЕРАТУРА

1. Дъячков, А. И. Воспитание и обучение глухонемых детей / А. И. Дъячков. — М.: Изд-во АПН РСФСР 1961. — 210 с.

2. Зайцева, Г. Л. Жестовая речь. Дактилология / Г Л. Зайцева. — М.: Владос, 2000. 190 с.

3. Корсунская, Б. Д. Методика обучения глухих дошкольников речи / Б. Д. Корсунская. — М.: Просвещение, 1969. — 240 с.

4. Кузьмичева, Е. П. Методика развития слухового восприятия глухих учащихся / Е. П. Кузьмичева. — М., 1991. — 212 с.

5. Методическое руководство к лабораторным занятиям по возрастной анатомии, физиологии и гигиене человека / Л. И. Алешина, С. Ю. Лебедченко, М. В. Мужи-ченко, Е. И. Новикова и др. — Волгоград: Перемена, 2005. — 141 с.

6. Мужиченко, М. В. Оценка состояния мышления у детей с IV степенью тугоухости / М. В. Мужиченко // Современные тенденции в науке и образовании: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции, г Москва, 28 февраля 2015 г: в 5 частях. Часть I. — М.: «АР-Консалт», 2015. — С. 20—21.

7. Пашенцева, Л. В. Первоначальное обучение слепоглухонемых детей словесной речи / Л. В. Пашенцева // Дефектология. — 1983. — № 2. — С. 23—35.

8. Розанова, Т В. Развитие памяти и мышления глухих детей / Т В. Розанова. — М., 1978. — 214 с.

Контактная информация

Мужиченко Маргарита Владимировна—к. м. н.,

доцент кафедры морфологии, физиологии человека и медико-педагогических дисциплин, Волгоградский социально-педагогический университет, e-mail: [email protected]

92

Выпуск 3 (55). 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.