Научная статья на тему 'Исследование влияния СОТС на параметры качества при торцевом фрезеровании алюминиевого сплава'

Исследование влияния СОТС на параметры качества при торцевом фрезеровании алюминиевого сплава Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
75
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОРЦЕВОЕ ФРЕЗЕРОВАНИЕ / FACE MILLING / ШЕРОХОВАТОСТЬ ОБРАБОТАННОЙ ПОВЕРХНОСТИ / ROUGHNESS OF THE TREATED SURFACE / ПРЯМОЛИНЕЙНОСТЬ И ПЛОСКОСТНОСТЬ / RIGIDITY OF THE TECHNOLOGICAL SYSTEM / FORCES OF CUTTING

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Джемилов Эшреб Шефикович, Бекиров Эскендер Латиф Оглы, Мартыненко Дмитрий Алексеевич

В статье рассматривается процесс обработки алюминиевого сплава Д16 торцевым фрезерованием на вертикально-фрезерном станке мод. 6Р11 без СОТС, а также с использованием в качестве СОТС масел растительной природы (подсолнечное и рапсовое) и минерального (И20); приведены результаты параметров, характеризующие качество (шероховатость на длине обработки) и точность (отклонения прямолинейности и плоскостности) обработанной поверхности, полученные при помощи современных измерительных приборов, оснащенных программным обеспечением (профилометр TR200).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Джемилов Эшреб Шефикович, Бекиров Эскендер Латиф Оглы, Мартыненко Дмитрий Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование влияния СОТС на параметры качества при торцевом фрезеровании алюминиевого сплава»

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СОТС НА ПАРАМЕТРЫ КАЧЕСТВА ПРИ ТОРЦЕВОМ ФРЕЗЕРОВАНИИ АЛЮМИНИЕВОГО СПЛАВА Джемилов Э.Ш.1, Бекиров Э.Л.2, Мартыненко Д.А.3 Email: Dzhemilov1136@scientifictext.ru

'Джемилов Эшреб Шефикович — кандидат технических наук, доцент;

2Бекиров Эскендер Латиф оглы — аспирант;

3Мартыненко Дмитрий Алексеевич — магистрант, кафедра технологии машиностроения, Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь

Аннотация: в статье рассматривается процесс обработки алюминиевого сплава Д16 торцевым фрезерованием на вертикально-фрезерном станке мод. 6Р11 без СОТС, а также с использованием в качестве СОТС масел растительной природы (подсолнечное и рапсовое) и минерального (И20); приведены результаты параметров, характеризующие качество (шероховатость на длине обработки) и точность (отклонения прямолинейности и плоскостности) обработанной поверхности, полученные при помощи современных измерительных приборов, оснащенных программным обеспечением (профилометр TR200).

Ключевые слова: торцевое фрезерование, шероховатость обработанной поверхности, прямолинейность и плоскостность.

INVESTIGATION OF THE INFLUENCE OF LCTM ON THE QUALITY PARAMETERS AT THE FACE MILLING OF THE ALUMINUM ALLOY Dzhemilov E.Sh.1, Bekirov E.L.2, Martynenko D.A.3

'Dzhemilov Eshreb Shefikovich - Candidate of Technical Sciences, Associate Professor;

2Bekirov Eskender Latif ogly - Graduate Student;

3Martynenko Dmitrii Alekseevich - Master Student, DEPARTMENT OF MACHINE BUILDING TECHNOLOGY,

STATE BUDGET EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION OF THE REPUBLIC OF CRIMEA CRIMEAN ENGINEERING-PEDAGOGICAL UNIVERSITY, SIMFEROPOL

Abstract: the article deals with the processing of aluminum alloy D16 by face milling on a vertical milling machine mod. 6P11 without LCTM, as well as using vegetable oil (sunflower and rapeseed) oils and mineral (I20) as LCTM; The results of parameters characterizing the quality (roughness at the processing length) and the accuracy (deviations of straightness and flatness) of the treated surface, obtained with the help of modern measuring instruments equipped with software (the profilometer TR200) are given. Keywords: rigidity of the technological system, face milling, roughness of the treated surface, forces of cutting.

УДК 621.9.079

Обеспечение качества и себестоимости продукции, выпускаемой машиностроительными предприятиями, определено высокой конкуренцией на мировом рынке.

Известно, что качество машины заложено в физико-механических свойствах поверхностного слоя детали. Работа современного машиностроительного производства направлено на создание машин и механизмов, которые при рациональных конструктивных формах и правильном выборе материалов могут быть лёгкими, жесткими и прочными. Износостойкость узлов машины зависит от скорости возникновения и развития трещин на трущихся поверхностях, особенно при знакопеременных нагрузках, т.е. долговечность будет зависеть от качества поверхностного слоя детали.

Торцевое фрезерование является одной из самых распространенных видов механической обработки, при котором происходит процесс наибольшего съема поверхности материала. Правильный выбор оборудования, инструмента, режима и условий обработки обеспечивает получение изделия с заданными свойствами поверхностного слоя.

Процессы контактного взаимодействия инструмента с деталью при торцевом фрезеровании ещё недостаточно изучены.

Исследованию обеспечения качества поверхностного слоя при обработке фрезерованием посвящены работы Харламова Ю.А. [1], Бердичевского Е.Г. [2], Энтелиса С.Г. [3]. Структура поверхностного слоя с

заданными параметрами является важным фактором, определяющим качество обработки. Имеются методики для расчета отдельных параметров, таких как шероховатость, остаточные напряжения, микротвердость, которые выведены для традиционных методов лезвийной обработки конструкционных сталей и не учитывают весь комплекс свойств, характеризующих состояние поверхности детали.

Высокие требования, предъявляемые к продукции машиностроения из алюминиевых сплавов обозначили цель исследования - повышение качества обработки поверхностей торцевым фрезерованием алюминиевых сплавов на основе применения экологически безопасных СОТС растительной природы.

Для проведения исследований в качестве оборудования использовался вертикально-фрезерный станок мод. 6Р11.

В качестве материала при проведении экспериментов был использован алюминиевый сплав Д16 -это термоупрочняемый деформируемый сплав алюминия, который имеет химический состав по ГОСТ 4784-97 (табл. 1).

Таблица 1. Химический состав в алюминиевого сплава Д16

Ке 81 Мп Сг Т1 А1 Си М§ Примесей -

до 0,5 до 0,5 0,3 - 0,9 до 0,1 до 0,15 90,9 - 94,7 3,8 - 4,9 1,2 - 1,8 до 0,25 Прочие, каждая 0,05; всего 0,15 Ti+Zr<0,2

Применяемый режущий инструмент - фреза торцевая 0100 мм с быстрорежущими пластинами Р6М5. Режимы резания: частота вращения - п = 800 об/мин, подача стола - Sм = 165 мм/мин, глубина резания t = 1,0 мм.

По полученным результатам измерений построены графики шероховатости вдоль обработанной поверхности (рис.1), отклонения прямолинейности (рис. 2) и плоскостности (рис. 3).

%

л н

и О

3

Рис. 1. Шероховатость обработанной поверхности алюминиевого сплава Д16 после торцевого фрезерования

Рис. 2. Отклонение прямолинейности обработанной поверхности после торцевого фрезерования алюминиевого

сплава Д16

б

в

г

Рис. 3. Отклонение от плоскостности обработанной поверхности после торцевого фрезерования алюминиевого сплава Д16: а — без СОТС; б — масло подсолнечное; в — масло рапсовое; г — масло И20

Полученные результаты и представленные графики показывают, что для обработки алюминиевого сплава Д16 торцевым фрезерованием целесообразно применять в качестве СОТС масло подсолнечное.

Список литературы / References

1. Харламов Ю.А. Адгезионное взаимодействие режущего инструмента с материалом заготовки / Ю.А. Харламов // Вестник СевНТУ, 2012. № 128. С. 266-269.

2. Бердичевский Е.Г. Смазочно-охлаждающие средства для обработки материалов: справочник / Е.Г. Бердичевский. М.: Машиностроение, 1984. 224 с.

3. Энтелис С.Г. Смазочно-охлаждающие технологические средства для обработки металлов резанием: Справочник / Под ред. С.Г. Энтелиса, Э.М. Берлинера. М.: Машиностроение, 1986. 352 с.

ПОРТАТИВНЫЙ СТАНОК ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ГЕОМЕТРИИ

ТОРМОЗНЫХ ДИСКОВ Боначев А.Е.1, Антоненкова Т.В.2 Email: Bonachev1136@scientifictext.ru

'Боначев Алексей Евгеньевич — студент; 2Антоненкова Татьяна Владимировна — доцент, кафедра технологий промышленного производства, Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток

Аннотация: в статье рассматривается возможность разработки отечественного портативного станка для восстановления геометрии тормозных дисков, анализируются существующие зарубежные аналоги данного авторемонтного оборудования, их положительные стороны, недостатки и отличия. Описываются архитектура данных станков, выбранные технические решения и возможность их модернизации. На основе выбранного прототипа предлагается разработать собственную конструкцию, отличающуюся расширенными технологическими возможностями, с целью увеличения спектра обрабатываемых дисков.

Ключевые слова: тормозная система, износ диска, протачивание, специальные приспособления, биение диска, режущий блок.

PORTABLE MACHINE FOR RESTORATION OF BRAKE DISCS GEOMETRY

Bonachev A.E.1, Antonenkova Т-V.2

'Bonachev Alexey Evgenievich — Student;

2Antonenkova Tatyana Vladimirovna - Associate Professor, DEPARTMENT OF INDUSTRIAL PRODUCTION TECHNOLOGIES,

FAR EASTERN FEDERAL UNIVERSITY, VLADIVOSTOK

Abstract: the article considers the possibility of developing a domestic portable machine for restoring the geometry of brake discs, analyzing existing foreign analogues of this auto repair equipment, their positive aspects, shortcomings and differences. The architecture of these machine tools, selected technical solutions and the possibility of their modernization are described. On the basis of the chosen prototype, it is proposed to develop its own design, which is distinguished by its advanced technological capabilities, in order to increase the spectrum of processed disks.

Keywords: braking system, disk wear, turning, special devices, disk runout, cutting unit.

УДК 67.05

Обеспечение исправного технического состояния тормозной системы автомобиля - основное условие безопасности дорожного движения. Опыт в эксплуатации, обслуживании и ремонте автомобилей разных марок и стран-производителей показывает, что одной из часто встречающихся проблем является износ тормозных дисков. Износ выражается в изменении геометрических показателей поверхности диска, появлении неровностей и повреждений. Восстановление геометрии тормозных дисков, работающих в паре с тормозными колодками - одна из задач, требующих решение.

В ходе проведенного поиска, выяснено, что в мировом автомобильном сообществе существуют всего 2 метода восстановления геометрии тормозных дисков:

1) Путём замены изношенного тормозного диска на новый.

2) Восстановлением рабочей поверхности тормозного диска протачиванием.

В основном используются два производственных метода восстановления рабочей поверхности тормозного диска путём протачивания: первый с полным демонтажом диска и установкой его для обработки на токарный станок; второй - протачивание диска без демонтажа на специализированном станке.

48

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.