Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ РЕЖИМОВ НАГРУЖЕНИЯ НА КОЭФФИЦИЕНТ ПОЛЕЗНОГО ДЕЙСТВИЯ ВИНТОВЫХ ПАР'

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ РЕЖИМОВ НАГРУЖЕНИЯ НА КОЭФФИЦИЕНТ ПОЛЕЗНОГО ДЕЙСТВИЯ ВИНТОВЫХ ПАР Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
83
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЭФФИЦИЕНТ ПОЛЕЗНОГО ДЕЙСТВИЯ / ПРЯМОУГОЛЬНАЯ РЕЗЬБА / МЕТРИЧЕСКАЯ РЕЗЬБА / СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ / СИСТЕМА ИЗМЕРЕНИЯ / МЕТОДИКА ИСПЫТАНИЙ

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Каргин Александр Алексеевич, Гордюшкин Александр Витальевич, Муйземнек Александр Юрьевич

В приводах машин широкое применение находят передачи, предназначенные для пре-образования одного вида движения в другое. В их число входят и винтовые передачи. Целью работы является выявление зависимостей, связывающих технические характеристики, конструктивные параметры и характеристики нагружения винтовых передач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Каргин Александр Алексеевич, Гордюшкин Александр Витальевич, Муйземнек Александр Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ РЕЖИМОВ НАГРУЖЕНИЯ НА КОЭФФИЦИЕНТ ПОЛЕЗНОГО ДЕЙСТВИЯ ВИНТОВЫХ ПАР»

УДК 621

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ РЕЖИМОВ НАГРУЖЕНИЯ НА КОЭФФИЦИЕНТ ПОЛЕЗНОГО ДЕЙСТВИЯ ВИНТОВЫХ ПАР

А. А. Каргин1, А. В. Гордюшкин2, А. Ю. Муйземнек3

1'2'3Пензенский государственный университет, Пенза, Россия

1а1ехап^ка^т15@таП.ги 2Aleksandrgorduskin@gmail.com 3muyzemnek@yandex.ru

Аннотация. В приводах машин широкое применение находят передачи, предназначенные для преобразования одного вида движения в другое. В их число входят и винтовые передачи. Целью работы является выявление зависимостей, связывающих технические характеристики, конструктивные параметры и характеристики нагружения винтовых передач.

Ключевые слова: коэффициент полезного действия, прямоугольная резьба, метрическая резьба, системы управления, система измерения, методика испытаний

Для цитирования: Каргин А. А., Гордюшкин А. В., Муйземнек А. Ю. Исследование влияния режимов нагружения на коэффициент полезного действия винтовых пар // Вестник Пензенского государственного университета. 2022. № 4. С. 133-139.

Введение

Во многих приводах машин широко используются механические передачи. Классификации механических передач, их достоинствам и недостаткам, проектированию и применению посвящены следующие работы [1-4]. Особенности испытаний ряда механических передач в лабораторных условиях рассмотрены в работах [4,5]. Несмотря на это выявление зависимостей, связывающих технические характеристики, конструктивные параметры и характеристики нагружения винтовых передач, остается актуальной задачей. Из технических характеристик наибольший интерес представляет коэффициент полезного действия (КПД).

Для экспериментального определения КПД винтовых пар использована установка, описание которой приводится в работах [4-6]. Схема лабораторной установки показана на рис. 1.

Системы управления и измерения

Установка имеет механические и электронные измерительные устройства, с помощью которых можно определять мгновенный и средний КПД винтовой пары, а можно также исследовать возникающие при испытаниях нагрузки. Схема усовершенствованной системы измерения показана на рис. 2. Регистрация кривой реактивного момента осуществляется с помощью электронного запоминающего осциллографа иш-т иТБ2052СЕХ.

© Каргин А. А., Гордюшкин А. В., Муйземнек А. Ю., 2022

133

Рис. 1. Схема установки для экспериментального определения КПД винтовых пар: 1 - основание; 2 - пластинчатая пружина; 3 - индикатор часового типа; 4 - жесткий рычаг; 5 - электропривод; 6 - редуктор; 7 - приводной вал; 8 - винт; 9 - тяги; 10 - подпятник; 11 - зубчатое колесо; 12 - траверса; 13 - полочка для грузов; 14 - набор грузов; 15 - паз станины; 16 - ползун

Рис. 2. Схема усовершенствованной системы измерения

Внешний вид установки для экспериментального определения КПД винтовых пар с подключенной системой измерения показан на рис. 3.

Рис. 3. Внешний вид установки

Методика проведения исследования

Последовательность определения КПД винтовой пары следующая:

1. Собрать установку вместе с системой измерения, подготовить винтовую пару, КПД которой будет определяться.

2. Разместить в установке исследуемую винтовую пару. На полочку для грузов подвесить груз с требуемой массой (3 кг). Включить установку в сеть.

3. Произвести градуировку шкал индикатора и осциллографа по реактивному моменту с помощью градуировочного приспособления, входящего в состав лабораторной установки. Для этого подвесить на нить груз заданной массы, вычислить создаваемый грузом реактивный момент, записать соответствующие показания индикатора и осциллографа, вычислить соответствующие масштабные коэффициенты.

4. Включить двигатель, снять показания индикатора и осциллографа. По гра-дуировочному графику определить приложенные к винту моменты. Вычислить работу движущих сил и полезную работу за один оборот винта и рассчитать значения КПД.

Построить графики зависимостей реактивного момента от времени. Вычислить средние значения показаний индикатора и осциллографа при ходе гайки вверх и вниз, записать их в отчет. Испытания повторить три раза.

Коэффициент полезного действия ^ следует рассчитать по зависимости

Апс (1)

Адс 2пМ

где Апс - работа полезного сопротивления; Адс - работа движущей силы; Q - вес

поднимаемого груза; М - крутящий момент, приложенный к винту; 5 - шаг резьбы винта.

5. Повторить испытания, подвешивая грузы массой 5, 8 и 10 кг.

6. Заменить на установке винтовую пару, повторить испытания.

7. Начертить диаграмму изменения КПД в зависимости от осевой нагрузки.

8. Рассчитать значение теоретического КПД по зависимости

( и ^

р' = —— , (2)

^ соэР^

где р - половина угла при вершине.

Для прямоугольной резьбы теоретическое значение КПД определяется по зависимости [4]:

" = ГтЧ (3)

+ р)

где а - угол подъема винтовой линии; р = агс® и - угол трения пары винт - гайка; д - коэффициент трения пары винт - гайка.

Для остроугольной резьбой теоретическое значение КПД определяется с помощью выражения (3), в котором угол трения пары вычисляется по (2) [4].

Сопоставить полученные результаты расчетов с экспериментальными данными. 5. Составить отчет о проведенном исследовании.

Результаты экспериментальных исследований

Испытаниям подвергнуты винтовые пары, имеющие следующие резьбы:

- винтовая пара № 1 - прямоугольная резьба Прям. 42 (3x8). Наружный диаметр резьбы d = 42 мм, шаг резьбы Р = 8 мм, резьба трехзаходная п = 3, материал винта и гайки - сталь 40Х;

- винтовая пара № 2 - метрическая резьба М 42x4,5. Наружный диаметр резьбы d = 42 мм, шаг резьбы Р = 4,5 мм, резьба однозаходная п = 1, материал винта и гайки -сталь 40Х.

При коэффициенте трения в винтовой паре, равном 0,15, теоретический КПД первой винтовой пары равен 0,555, второй винтовой пары - 0,173.

Некоторые результаты экспериментальных исследований КПД винтовых пар представлены на рис. 4-5 и табл. 1.

Графики зависимостей реактивного момента от времени для исследуемых винтовых пар при всех значениях веса поднимаемого груза имеют схожий характер. В качестве примера на рис. 4 приведены графики зависимости реактивного момента от времени для винтовой пара № 1 при нагружении грузом, имеющим массу 3 кг.

2,50

2,00

1,50

^ 1,00 X

р 0,50 I

^ 0,00 о

^ -0,50 -1,00 -1,50 -2,00

0,00 5,00 10,00 15,00 20,00 25,00 30,00

Время, с

Рис. 4. Графики зависимостей реактивного момента от времени

Анализ зависимостей реактивного момента от времени позволил сделать следующие выводы:

- рабочий цикл состоит из двух основных этапов (хода гайки вверх и хода гайки вниз), продолжительность каждого этапа составляет около 12 с;

- на каждом этапе зависимость вращающего момента от времени имеет сложный характер. Начинается каждый этап с реализации переходного процесса, характеризующегося затухающими колебаниями высокой интенсивности. Длительность переходного процесса составляет около 1 с. Затем реализуется случайный колебательный процесс с изменяющимся средним значением. Зависимость среднего значения от времени на первом этапе нагружения имеет линейный характер (рис. 5). Амплитуда колебаний имеет постоянное значение;

- окончание второго этапа нагружения также сопровождается возникновением затухающего колебательного процесса высокой интенсивности.

2,50 2,00 1,50 ± 1,00 I 0,50 о 0,00 -0,50 -1,00 -1,50

0,00 2,00 4,00 6,00 8,00 10,00 12,00 14,00 16,00

Время, с

Рис. 5. Графики зависимостей реактивного момента от времени на первом этапе нагружения

Результаты расчета КПД винтовой пары при разных нагрузках представлены в табл. 1. Экспериментально определенные значения реактивного момента приведены в столбце 3 табл. 1, текущие значения КПД - в столбце 4, средние значения КПД, вычисленные по результатам испытаний каждой винтовой пары при различных нагрузках, - в столбце 5. Графики зависимостей КПД от нагрузки для двух исследуемых винтовых пар показаны на рис. 6.

При вычислении КПД винтовой пары были учтены КПД элементов, входящих в состав лабораторной установки, - двух цилиндрических зубчатых передач, четырех пар подшипников скольжения, пары подшипников скольжения.

Таблица 1

Результаты расчета КПД винтовой пары при разных нагрузках

Номер винтовой пары Масса груза, кг Реактивный момент М, Н-см Коэффициент полезного действия ^

Текущее значение Среднее значение

3 12,78 0,305

1 5 15,62 0,417 0,4513

8 19,73 0,528

10 23,43 0,554

3 6,9 0,096

2 5 8,43 0,13 0,141

8 10,65 0,165

10 12,65 0,176

Рис. 6. Графики зависимостей КПД от нагрузки: 1 - первая винтовая пара; 2 - вторая винтовая пара

Анализ результатов вычисления КПД винтовых пар позволил сделать следующие выводы:

- КПД подвергнутых исследованию винтовых пар зависят от прилагаемых нагрузок. В исследованном диапазоне нагрузок с увеличением прилагаемой нагрузки КПД винтовой пары увеличивается;

- при всех нагрузках экспериментально определенные КПД винтовых пар имели значения меньше теоретических;

- зависимости КПД от нагрузки нелинейны. Наименьшие значения КПД соответствуют наименьшим нагрузкам. С увеличением нагрузок увеличивается и КПД винтовых пар, приближаясь к теоретическим значениям.

Заключение

Винтовые пары широко используются в изделиях машиностроения. Важнейшей характеристикой винтовой пары является КПД. Экспериментальное определение КПД винтовых пар является актуальной задачей. Для решения этой задачи требуется создание лабораторной установки и методики исследования. Результатом работы явилось усовершенствование испытательной установки, включая системы управления и измерения, а также методики определения КПД винтовых пар.

В результате экспериментальных исследований установлены зависимости КПД от нагрузки для двух винтовых пар. Анализ зависимостей свидетельствует о том, что во всем диапазоне изменения параметров нагружения КПД винтовой пары, имеющей прямоугольную резьбу, превышает КПД винтовой пары с метрической резьбой. С увеличением нагрузки КПД обеих пар увеличивается.

Значения КПД, полученные при максимальной нагрузке, удовлетворительно согласуются с теоретическими значениями КПД соответствующих винтовых пар.

Список литературы

1. Иванов М. Н. Детали машин : учеб. для студентов втузов / под ред. В. А. Финогенова. 6-е изд., перераб. М. : Высш. шк., 2000. 383 с.

2. Дунаев П. Ф., Леликов О. П. Конструирование узлов и деталей машин : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 12-е изд., стер. М. : Академия, 2009. 496 с.

3. Решетов Д. Н. Детали машин : учебник. 4-е изд. перераб. И доп. М. : Машиностроение, 1989. 496 с.

4. Муйземнек А. Ю., Шорин В. А. Детали машин и основы конструирования : учеб. пособие. Пенза : Изд-во ПГУ, 2019. 195 с.

5. Муйземнек А. Ю., Шорин В. А. Теория механизмов и машин: лаб. Практикум : учеб. пособие. Пенза : Изд-во ПГУ, 2017. 88 с.

6. Муйземнек А. Ю., Шорин В. А. Прикладная механика: лаб. Практикум : учеб. пособие. Пенза : Изд-во ПГУ, 2021. 76 с.

Информация об авторах Каргин Александр Алексеевич, студент, Пензенский государственный университет.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Гордюшкин Александр Витальевич, студент, Пензенский государственный университет.

Муйземнек Александр Юрьевич, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Теоретическая и прикладная механика и графика», Пензенский государственный университет.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.