76
PEDAGOGICAL SCIENCES / <<ШУШетУМ~^©У©Ма1>#26М)),2Ш9
Бабенко Е.А.
старший преподаватель, Филиал СГПИ в г.Буденновске
Кашурина Л. Ф.
старший преподаватель, Филиал СГПИ в г.Буденновске
Шумакова Анастасия студентка 2 курса Филиала СГПИ в г.Буденновске DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10943 ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ РЕФЛЕКСИВНЫХ УМЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ПОТРЕБНОСТИ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Babenko E.A.
Senior Lecturer, Branch of the State Pedagogical Institute in Budennovsk
Kashurina L.F.
Senior Lecturer, Branch of the State Pedagogical Institute in Budennovsk
Shumakova Anastasia
2nd year student of the Branch of the State Pedagogical Institute in Budennovsk
RESEARCH OF THE INFLUENCE OF REFLECTIVE ABILITIES ON THE DEVELOPMENT OF NEEDS OF PERSONAL GROWTH AT YOUNGER SCHOOL AGE
Аннотация
В работе раскрыт констатирующий эксперимент, направленный на выявление уровня развития потребности личностного роста у учащихся четвертых классов общеобразовательной школы. Авторами сделано предположение о том, что потребность личностного роста связана с уровнем развития рефлексивных умений. В статье описывается изучение потребности личностного роста с использованием адаптированного самоактуализационного тест САТ и исследование уровня развития рефлексивных навыков («Шкала М.Розенберга» в интерпретации А. А. Бодалевой и В. В. Столиной и модифицированный вариант методики «Лестница» Т. В. Дембо-С. Я. Рубинштейн). В заключении делается вывод о стопроцентном совпадении уровней развития потребности личностного роста и рефлексивных навыков на этапе констатирующего эксперимента в контрольной и экспериментальной группах учащихся.
Abstract
The paper reveals a ascertaining experiment aimed at identifying the level of development of the need for personal growth in students of the fourth grades of secondary school. The authors suggest that the need for personal growth is associated with the level of development of reflective skills. The article describes the study of the need for personal growth using the adapted self-actualization test SAT and the study of the level of development of reflective skills ("M. Rosenberg Scale" in the interpretation of A. A. Bodaleva and V. V. Stolina and modified version of the technique "Ladder" T. V. Dembo-S. ya. Rubinstein). In conclusion, it is concluded that one hundred percent coincidence of the levels of development, personal growth and reflective skills at the stage of ascertaining the experiment in the control and experimental groups of students.
Ключевые слова: потребность личностного роста, младшие школьники, рефлексивные умения, («Шкала М.Розенберга», методика «Лестница» Т. В. Дембо-С. Я. Рубинштейн.
Keywords: the need for personal growth, younger students, reflexive skills, ("scale Of M. Rosenberg", technique "Ladder" T. V. Dembo-S. ya. Rubinstein.
Современные тенденции в развитии образования обусловливают поиск новых методов и приемов, подходов к организации воспитательно-образовательного процесса через ориентацию на индивидуальное, личностное развитие ребенка. В структуру личности человека входит большое количество подструктур (от биологически обусловленных до мировоззренческих). Полноценное развитие личности возможно только при своевременном комплексном воздействии на все эти структуры. Показателем эффективности применения воспитательных методов и подходов к развитию личностных качеств является развитие у ребенка стремления к личностному росту.
Потребность в развитии ценностных качеств личности, т.е. потребность личностного роста, характерна для активного человека. Но данная потребность не появляется обособленно, спонтанно. На возникновение и развитие данной потребности
оказывает влияние социальная ситуация, личный пример взрослого или другого ребенка.
«Потребность личностного роста в младшем школьном возрасте может быть сформирована и развита в совместной деятельности ребенка со взрослым, на личном примере значимого взрослого, через оценочное мнение и организацию учебно-воспитательного процесса с ориентацией на рефлексию и интеграцию. Теоретический анализ литературы позволил нам обозначить рефлексивные упражнения как наиболее эффективные при формировании и развитии потребности личностного роста» [1].
Цель данного исследования - выявить, на каком уровне находится потребность личностного роста у младших школьников и уровень развития рефлексивных умений, есть ли между ними зависимость.
<<ШУШетиМ~^©У©Ма1>#26М)),2Ш9 / PEDAGOGICAL sciences
77
Нами были отобраны три методики:
1. Самоактуализационный тест САТ, направленный на выявление потребности личностного роста.
2. Методика «Шкала самоуважения» М. Ро-зенберга.
3. Модифицированный вариант методики «Лестница» Т.В.Дембо-С.Я.Рубинштейн.
Последние две методики направлены на выявление сформированности разнообразных рефлексивных умений у учащихся.
Самоактуализационный тест САТ помогает измерить степень самоактуализации, т.е. степень сформированности потребности личностного роста. Он представляет собой сделанную на кафедре социальной психологии МГУ русскоязычную адаптацию опросника POI (Опросник личностных ори-ентаций) Эверетта Шострома, ученика Маслоу.
Для исследования был выбран четвертый класс, т.к. к 9-10 годам у детей уже должна быть
сформирована потребность личностного роста, которая в шести-семилетнем возрасте практически отсутствует у большинства детей. Вначале нами было проанализировано общее количество баллов, полученное детьми за все вопросы для того чтобы, во-первых, удостовериться, что испытуемыми давались честные ответы, во-вторых, с целью оценивания сформированности потребности личностного роста. Если ребенок набирал более 80 Т-баллов, результаты считались ложными и не рассматривались. 55-70 Т-баллов - высокий уровень развития потребности личностного роста. 40-45 Т-баллов -средний уровень. Менее 40 баллов - потребность не сформирована (низкий уровень).
Анализ теста САТ показал, что потребность личностного роста у учеников четвертого класса сформирована либо на низком, либо на среднем уровне (таблица 1).
Таблица 1
Распределение испытуемых по уровням развития _ потребности личностного роста (Тест САТ)
Уровень развития потребности личностного роста (кол-во Т-баллов) Ложный (более 80) Высокий (55-70) Средний (40-54) Низкий (менее 40)
Количество человек, % от общего количества 4 (8%) 6 (12%) 20 (40%) 20 (40%)
Таблица 1 иллюстрирует, что четверо учащихся, что составляет 8% от общего количества учеников класса, дали ложные ответы, завысив их с целью показаться лучше. Шестеро учеников (12%) имеют высокую потребность личностного роста. Данных детей мы исключили из эксперимента. Остальные 40 человек в равном количестве представлены теми, у кого потребность личностного роста сформирована на среднем уровне и теми, у кого она низка, - по 40% от общего количества четвероклассников. Данных учеников мы разделили на две группы- экспериментальную и контрольную, в них
вошли по пять человек со средним уровнем потребности личностного роста и по пять с низким уровнем потребности. Далее мы проанализировали, в какой степени развиты отдельные аспекты потребности личностного роста у детей контрольной и экспериментальной группы. Выраженность показателей по двум основным и семи дополнительным шкалам методики САТ помещены в таблице 2. % ответов или Т-баллы высчитывались нами по формуле: Итого баллов по шкале*100/ max количество баллов по шкале*10 (число испытуемых).
Таблица 2
Выраженность показателей развития аспектов потребности личностного роста у учеников контрольной и экспериментальной групп на констатирующем этапе эксперимента
Аспекты (шкалы) потребности личностного роста Ориентация во времени Поддержка Ценностные ориентации Гибкость поведения Сензитивность Самоуважение Самопринятие Принятие агрессии Контактность
ФИО ^^^ max 17 90 20 24 13 15 21 16 20
Экспериментальная группа
1. 6 33 5 6 5 7 8 4 10
2. 7 36 7 5 6 6 7 8 11
3. 8 26 6 6 7 6 9 12 13
4. 12 39 8 7 5 5 7 8 12
5. 9 29 9 11 7 8 8 10 14
6. 10 41 9 8 6 6 9 9 9
7. 12 31 5 7 4 5 6 8 11
8. 9 37 9 11 7 8 8 10 14
9. 8 22 6 6 4 5 9 7 9
10. 5 24 5 6 5 4 6 6 8
ИТОГО (%) 86 318 69 73 56 60 77 82 111
50,59 35,33 34,50 30,42 43,08 40,00 36,67 51,25 55,50
78 РЕБАСООГСАЬ 8С1Е1ЧСЕ8 /
Контрольная группа
1. 7 34 9 10 6 6 7 8 10
2. 9 32 8 8 7 6 5 7 11
3. 8 41 9 11 8 8 7 9 12
4. 8 35 6 7 4 5 8 7 10
5. 6 28 6 5 7 4 5 6 8
6. 8 44 8 6 6 8 6 8 9
7. 9 39 5 5 5 7 5 6 9
8. 11 28 4 6 7 5 7 6 10
9. 8 31 6 5 6 6 6 8 12
10. 10 33 6 7 7 8 8 7 11
ИТОГО (%) 84 345 67 70 63 63 64 72 102
49,41 38,33 33,50 29,17 48,46 42,00 30,48 45,00 51,00
Таблица иллюстрирует, что все аспекты потребности личностного роста и в экспериментальной, и в контрольной группах развиты примерно на одинаковом уровне. Ни один из аспектов не развит в достаточной мере (65-75 Т-баллов). Хуже других
60 50
40 30 20
проявились показатели таких шкал потребности личностного роста, как: гибкость поведения, ценностные ориентации и самопринятие. Проявление семи дополнительных аспектов мы проиллюстрировали рисунком 1.
□ ЭГ
□ КГ
10 0
1 2 3 4 5 6 7
Рисунок 1. Показатели проявления аспектов потребности личностного роста в контрольной и экспериментальной группах на констатирующем этапе
Условные обозначения: ЭГ -экспериментальная группа, КГ - контрольная группа, 1. - ценностные ориентации, 2. - гибкость поведения, 3. - сен-зитивность, 4. - самоуважение, 5. - самопринятие, 6. - принятие агрессии, 7. - контактность
Рисунок иллюстрирует, что лучше других развиты такие составляющие потребности личностного роста, как контактность, принятие агрессии и сензитивность. Практически не сформированы ни в контрольной, ни в экспериментальных группах личностные ценности и гибкость поведения.
Затем мы провели с учениками контрольной и экспериментальной группы тесты, направленные на выявление уровня развития рефлексивных навыков: «Шкала М.Розенберга» в интерпретации А.А.Бодалевой и В.В. Столиной и модифицированный вариант методики «Лестница» Т.В.Дембо-С.Я.Рубинштейн. Результаты, полученные на этапе констатирующего эксперимента по данным методикам, занесены в таблицу 3.
<<ШУШетиМ~^©У©Ма1>#26М)),2Ш9 / РЕБЛОООГСЛЬ 8С1Е1ЧСЕ8 79
Таблица 3
Выраженность показателей развития рефлексивных умений у учеников контрольной и экспериментальной групп на констатирующем этапе эксперимента
Методики выявления ре--/' флексивных умений ребенок Шкала Розенберга (баллы, уровень) Методика «Лестница» Уровень развития рефлексивных навыков
Уровень притязаний Уровень самооценки
Экспериментальная группа
1. 19 низкий 53 45 низкий
2. 27 средний 63 57 средний
3. 18 низкий 55 36 низкий
4. 12 низкий 52 38 низкий
5. 19 низкий 49 39 низкий
6. 29 средний 61 49 средний
7. 27 средний 71 47 средний
8. 24 средний 67 49 средний
9. 23 средний 62 52 средний
10. 15 низкий 34 45 низкий
Контрольная группа
1. 27 средний 64 49 средний
2. 29 средний 62 48 средний
3. 18 низкий 41 39 низкий
4. 28 средний 65 46 средний
5. 16 низкий 28 36 низкий
6. 19 низкий 44 38 низкий
7. 29 средний 69 55 средний
8. 21 средний 68 54 средний
9. 12 низкий 41 36 низкий
10. 16 низкий 45 43 низкий
Таблица 3 иллюстрирует, что количество детей с невысоким уровнем рефлексивных навыков в контрольной и экспериментальной группах одинаковое: по пять человек, такое же количество детей имеют низкие рефлексивные навыки. Результат менее 60 баллов по графе «Уровень притязаний» свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он - индикатор неблагоприятного развития личности. Количество баллов ниже 45, набранное при самооценке по методике «Лестница», указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти испытуемые составляют «группу риска». За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.
В начале эксперимента при формировании контрольной и экспериментальной групп было выявлено, что у данных детей на таком же уровне соответственно находится и потребность личностного роста. Совпадение уровней развития потребности личностного роста и рефлексивных навыков на этапе констатирующего эксперимента в контрольной и экспериментальной группах учащихся оказалось, таким образом, 100-процентным. Мы предполагаем, что между развитием потребности личностного роста и развитием рефлексивных навыков существует прямопропорциональная зависимость.
Список литературы:
1. Бабенко Е.А., Кашурина Л.Ф. Развитие потребности личностного роста у детей младшего школьного возраста//Наука и образование: новое время. 2017. № 1 (18). С. 38-41.