Научная статья на тему 'Исследование влияния разницы в скоростях вращения валков одной клети на процесс прокатки'

Исследование влияния разницы в скоростях вращения валков одной клети на процесс прокатки Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
440
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД КОНЕЧНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ / ПРОДОЛЬНАЯ ПРОКАТКА / КОЭФФИЦИЕНТ ТРЕНИЯ / СКОРОСТЬ ВРАЩЕНИЯ / КОНТАКТНОЕ ДАВЛЕНИЕ / FINITE ELEMENT METHODS / LONGITUDINAL ROLLING / FRICTION COEFFICIENT / ROLLING VELOCITY / CONTACT PRESSURE

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Нестеренко Дмитрий Леонидович, Шевченко Денис Владимирович, Боровков Алексей Иванович

В ходе проведенных исследований была создана математическая и конечно-элементная модели системы валок-пластина, позволившие с достаточной точностью описать процессы, возникающие в ходе прокатки. Были получены графики зависимостей нормальных и касательных контактных напряжений от коэффициента трения. В ходе решения несимметричной задачи был получен график зависимости перемещений точек верхнего и нижнего краёв пластины. Были выделены и описаны характерные зоны, которые проходит металл в ходе прокатки. Было установлено, что даже небольшое различие в скоростях вращения валков одной клети, которое может быть вызвано рассогласованием приводного механизма, разницей в диаметрах валков и другими причинами, приводит к значительному отклонению пластины от горизонтальной оси на выходе из очага деформации. Полученные результаты в дальнейшем могут быть использованы для оптимизации процесса продольной прокатки в гладких цилиндрических валках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Нестеренко Дмитрий Леонидович, Шевченко Денис Владимирович, Боровков Алексей Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research of the influence on rolling process the difference between rotational velocities of one mill's rolls

In the course of the research the mathematical and finite-element models of rollslab system were created. It allowed describe quite accurate processes that occur during the rolling and that could be found in science literature. Friction coefficient dependent normal/tangential stress diagrams were obtained. Displacement curve of upper and lower edges slabs points were derived as a result of non-symmetric task solving. There were determined and described special zones that metal passes through while rolling. It was established that even small difference in rolls angular velocities could become a reason of significant vertical deflection of the slab at the outlet of deformation zone. The difference could be caused by disagreement of drive mechanisms or by difference in rolls diameters. The findings could be used for optimization of the longitude rolling process in plain rolls.

Текст научной работы на тему «Исследование влияния разницы в скоростях вращения валков одной клети на процесс прокатки»

Д. Л. Нестеренко, Д. В. Шевченко, А. И. Боровков

Санкт-Петербургский государственный технический университет

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ РАЗНИЦЫ В СКОРОСТЯХ ВРАЩЕНИЯ ВАЛКОВ ОДНОЙ КЛЕТИ НА ПРОЦЕСС ПРОКАТКИ

В ходе проведенных исследований была создана математическая и конечно-элементная модели системы валок-пластина, позволившие с достаточной точностью описать процессы, возникающие в ходе прокатки. Были получены графики зависимостей нормальных и касательных контактных напряжений от коэффициента трения. В ходе решения несимметричной задачи был получен график зависимости перемещений точек верхнего и нижнего краёв пластины. Были выделены и описаны характерные зоны, которые проходит металл в ходе прокатки. Было установлено, что даже небольшое различие в скоростях вращения валков одной клети, которое может быть вызвано рассогласованием приводного механизма, разницей в диаметрах валков и другими причинами, приводит к значительному отклонению пластины от горизонтальной оси на выходе из очага деформации. Полученные результаты в дальнейшем могут быть использованы для оптимизации процесса продольной прокатки в гладких цилиндрических валках.

Ключевые слова: метод конечных элементов, продольная прокатка, коэффициент трения, скорость вращения, контактное давление.

Введение

В XXI веке прокатка металлов остаётся одним из основных способов обработки металлов давлением. Прокатка металлов - способ обработки металлов и металлических сплавов давлением - состоит в обжатии их между вращающимися валками прокатных станов [1].

В работе рассмотрен самый распространённый вид прокатки -продольная прокатка в гладких цилиндрических валках. При проходе металла между валками высота его сечения уменьшается, а длина и ширина увеличиваются. При нормальных условиях в процессе прокатки толщина исходной полосы Н0 по всей ширине и длине одинакова, зазор между валками Н1 по всей длине бочки валков и сопротивление деформации прокатываемого металла по всему его объему также одинаковы. Наблюдающиеся почти всегда отклонения от этих условий приводят к неравномерной деформации, которая также может быть вызвана несогласованным вращением валков и процессами, происходящими в очаге деформации - той части полосы, которая в данный мо-

мент подвергается пластической деформации. Различают неравномерность деформации по ширине, толщине и длине полосы.

На протяжении трёх столетий процесс прокатки непрерывно оптимизируется: улучшается качество изделия на выходе, уменьшаются энергетические затраты. Однако любые натурные эксперименты в этой области связаны со значительными экономическими затратами, что осложняет и замедляет исследовательский процесс. Теоретические же исследования не позволяют всесторонне описать все происходящие в процессе прокатки явления. Поэтому актуальным является вопрос создания адекватной конечно-элементной (КЭ) модели, которая позволит, оперативно меняя параметры прокатки, как можно более полно исследовать возникающие в ходе ее процессы и явления.

Целью работы является создание адекватной КЭ-модели, позволяющей описать известные из литературы эффекты, возникающие в процессе прокатки, а также выявить новые. В частности, на основе созданной КЭ-модели предполагается выявить и описать влияние скорости вращения валков и коэффициента трения между валками и прокатываемой полосой на напряжённо-деформированное состояние в очаге деформации. Проведённые исследования помогут лучше понять природу процесса прокатки и причины возникновения неравномерности деформаций.

1. Исследование влияния сил трения на распределение контактных сил в процессе прокатки

В ходе проведенного КЭ-исследования рассматривался процесс прокатки листа стали при температуре 400°С. Движение металла при входе и выходе равномерное. Оба валка приводные, валки обладают одинаковыми окружными скоростями и диаметрами, а металл по своим механическим свойствам однороден. Ширина прокатываемой полосы много больше её толщины, поэтому задача решалась в плоско-деформированной постановке. В качестве металла проката была выбрана сталь Ст3. В качестве математической модели, описывающей механическое поведение стали, использовалась билинейная модель пластичности с упрочнением. В качестве материала валков была выбрана сталь 50Х. Для описания механического поведения этого материала использовалась линейно-упругая математическая модель.

В программной системе КЭ-анализа А№У8 был смоделирован процесс прокатки, включая захват полосы металла валками. Валки диаметром 0,5 м вращаются с постоянной угловой скоростью 15°/с. Под действием начальной скорости полоса металла подаётся в меж-валковое пространство, где захватывается валками за счёт сил трения и подвергается обжатию с Ъы = 10 см (толщина на входе в межвалковое

пространство) до Н{ = 8 см (толщина на выходе) при величине отно-

вЫ

/

сительного обжатия

—100%

V К .

= 20%.

В теории прокатки очагом деформации называют ту часть полосы, которая в данный момент времени подвергается пластической деформации. На рис. 1, а представлен возникающий в процессе прокатки очаг деформаций, полученный в ходе решения задачи. Анализируя полученное поле пластических деформаций, в нём можно выделить «ядро деформации» и зоны затрудненной деформации. Полученные результаты качественно совпадают с теоретическими данными (рис. 1, б) [1].

Рис. 1. Вид очага деформации в поле интенсивности пластических деформаций: а - полученный в ходе решения задачи; б - теоретический [1]

В настоящее время установлено, что распределение давлений по дуге контакта зависит от условий прокатки, и в первую очередь от коэффициента трения / и фактора формы ¡а / кср (кср - средняя высота

прокатываемой полосы, ¡d - длина дуги контакта), который характеризует степень обжатия [2].

На рис. 2 приведены типичные эпюры распределения давлений Р по дуге контакта при прокатке толстых (а), средних (б) и тонких (в) полос.

а б в

Рис. 2. Эпюры нормального контактного давления

При малых значениях параметра Ь1 К< 1 давление имеет максимальное значение вблизи плоскости входа (рис. 2, а). В интервале 1< ¡й IА <1,5 давление распределяется по дуге контакта приблизительно равномерно (рис. 2, б). При более высоких значениях фактора формы (¡а I Аср>3) (тонкие полосы) на эпюрах давления появляется отчетливо выраженный пик, расположенный ближе к выходу из очага деформации (рис. 2, в) [3].

Экспериментальные данные показывают, что при постоянном значении фактора формы высота пика на эпюре давлений возрастает с увеличением коэффициента трения (рис. 3).

Рис. 3. Распределение нормальных контактных напряжений

В рассматриваемой задаче значение фактора формы ¡л / Нср = 0,8 . Максимум контактного давления смещён к входу металла в очаг де-

формации, что характерно для значения фактора формы ¡а / Кср < 1. На

графике распределения контактных давлений (см. рис. 3) отчётливо наблюдается двойной пик. Ли и Кобаяши [4] было установлено, что наличие двойного пика зависит от геометрических параметров системы валок-пластина согласно формуле

Н = Я

К - К К.

где К - толщина пластины на входе, КоШ - на выходе, а Я - радиус валка. Так, при Н < 3 график распределения контактных давлений имеет два пика, а при Н > 3 - один. При данных геометрических параметрах системы Н = 2,25 < 3 график распределения контактного давления имеет двойной пик, что подтверждает адекватность созданной КЭ модели.

На рис. 4 представлены графики распределения касательных напряжений на контактной поверхности по дуге контакта для различных коэффициентов трения. Из рис. 4 видно, что при увеличении коэффициента трения касательные напряжения возрастают по модулю, а нейтральное сечение (точка, соответствующая нулевому значению касательных напряжений) смещается в сторону направления прокатки (рис. 5), что соответствует экспериментальным данным [2].

н ______

| 200

§. 150

« 100' Я

а 50

5 о 5 -50 3-100

сз

щ -150 3 -200 -250

1-300 ¡2

ц = 0,25

— ц = 0,28 А

- ц = 0,3

— и = 0,33 0 л

—ц = 0,35 / \

1 \ . ■ шЛ у\ , ■

* УтТ^ТалТ

Дуга контакта

Рис. 4. Распределение касательных контактных напряжений

Рис. 5. График зависимости положения нейтрального сечения на дуге контакта от коэффициента трения

2. Исследование влияния разницы в скоростях вращения валков одной клети на процесс прокатки в гладких валках

В ходе проведенного исследования рассматривался процесс несимметричной прокатки листа стали двумя парами гладких цилиндрических валков. Движение металла при входе и выходе равномерное, все 4 валка приводные, валки обладают одинаковыми диаметрами, но разными скоростями вращения. Верхним валкам задана угловая скорость 60° 16’/с. Нижним валкам задана скорость на 1 % больше, чем верхним, то есть 60°767с.

МПа

Рис. 6. Распределение касательных напряжений

Различие в скоростях вращения валков отразилось на распределении компонента тензора напряжений т в очаге деформации

(рис. 6). На рис. 6, а показан очаг деформации для случая, когда валки вращаются с одинаковыми скоростями, на рис. 6, б - с разными. Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод, что даже незначительное различие в скоростях вращения валков приводит к качественному изменению распределения компонента тензора напряжений т^ в очаге

деформации: в верхнем валке увеличивается зона отрицательных касательных напряжений, а в нижнем - положительных. Различие в скоростях вращения верхних и нижних валков привело к отклонению листа от горизонтальной оси на выходе из межвалкового пространства. В рассматриваемой задаче при расстоянии между центрами валков 1,5 м отклонение достигло значительной величины - 6,1 см.

При большей разнице в скоростях вращения валков одной клети может возникнуть ситуация, когда слишком большое отклонение от горизонтальной оси не позволит пластине войти во второе межвалко-

вое пространство, пластина изогнётся и нарушит нормальный ход процесса прокатки. Подобные случаи требуют дополнительного изучения.

На рис. 7 представлен график зависимости вертикальных компонентов вектора перемещений, возникающих в точках верхнего и нижнего краёв пластины в ходе прокатки.

15 1 1—I—■—г—^—I—■—I—■—I—■—11 < —I

0 1 2 3 4 5 6 7

Время, с

Рис. 7. График зависимости вертикальных компонент вектора перемещений

Анализируя представленный график, можно выделить несколько характерных временных отрезков, которые проходит металл в ходе прокатки. Отрезок I соответствует времени свободного горизонтального движения пластины до соприкосновения с валками. В зоне II происходит интенсивное обжатие под действием начальной скорости пластины. Зона III отражает процесс захвата пластины валками при помощи силы трения. В зоне IV пластина упруго восстанавливается и выходит из межвалкового пространства. В зоне V пластина движется ко второй паре валков, изгибаясь вследствие различия в скоростях вращения валков. Войдя в контакт на границе двух зон, пластина стремительно увлекается вниз (зона VI) и втягивается во второе межвалко-вое пространство (зона VII). Последняя, VIII, зона соответствует обжатию пластины второй парой валков.

При прохождении зон ’УГ—УШ пластина встречает значительное сопротивление (рис. 8, а) и преодолевает этот отрезок примерно за одну секунду. В это время непрерывно продолжается подача металла в пространство между двумя парами валков. Не имея возможности свободно двигаться вперёд, металл начинает изгибаться (рис. 8, б).

Рис. 8. Вид пластины в разные моменты времени

Это может привести к накоплениям дополнительных деформаций и даже «загибанию» пластины. Помимо более точной синхронизации скоростей вращения валков одной пары, в качестве одного из способов борьбы с этим явлением, можно предложить увеличение скорости вращения второй пары валков, которое вызовет натяжение листа между парами валков.

Заключение

В ходе работы была создана конечно-элементная модель системы валок-пластина, позволившая с достаточной точностью описать представленные в литературе процессы, возникающие в ходе прокатки. Были получены графики зависимости нормальных и касательных контактных напряжений от коэффициента трения. В ходе решения несимметричной задачи был получен график зависимости вертикальных компонентов вектора перемещений точек верхнего и нижнего краёв пластины, выделены и описаны характерные зоны, которые проходит металл в ходе прокатки. Было установлено, что даже небольшое различие в скоростях вращения валков одной клети, которое может быть вызвано рассогласованием приводного механизма, разницей в диаметрах валков и другими причинами, приводит к значительному отклонению пластины от горизонтальной оси на выходе из очага деформации. Полученные результаты в дальнейшем могут быть использованы для оптимизации процесса продольной прокатки в гладких цилиндрических валках.

Библиографический список

1. Пресняков А. А. Очаг деформации при обработке металлов давлением. - Алма-Ата: Наука, 1988. - 136 с.

2. Процесс прокатки / М.А.Зайков В.П.Полухин, А.М.Зайков, Л.Н.Смирнов. - М.: Изд-во Моск. ин-та стали и сплавов, 2004.

3. Технология процессов обработки металлов давлением / П.И. По-лухин, А.А. Хензель, В.П. Полухин [и др.] / под ред. П.И. Полухина. -М.: Металлургия, 1988.

4. Shahani A.R., Nodamaie S.A. and Salehinia I. Parametric Study of Hot Rolling Process by the Finite Element Method. - Sharif University of Technology, 2009.

Получено 21.03.2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.