Научная статья на тему 'Исследование влияния периодических неровностей в трубопроводе на протекание вязкого гидродинамического потока средствами ANSYS'

Исследование влияния периодических неровностей в трубопроводе на протекание вязкого гидродинамического потока средствами ANSYS Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
85
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по математике , автор научной работы — Георги М. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование влияния периодических неровностей в трубопроводе на протекание вязкого гидродинамического потока средствами ANSYS»

10. Макаров Ю.В. Летательные аппараты МАИ. М.: Изд-во МАИ, 1994.

11. Остославский КВ. Аэродинамика самолета. М.: Оборонгиз, 1957.

12. Ханцен Ф. Основы общей методики конструирования (Систематизация конструирования). J1.: Машиностроение, 1962.

13. Шенли Ф.Р. Анализ веса и прочности самолетных конструкций. М.: Оборонгиз, 1957.

14. Шмитц Аэродинамика малых скоростей. М.: ДОСААФ, 1963.

15. Шуяьце X. Аэродинамика и летающая модель М.: ДОСААФ, 1963.

УДК 681.3.069:551.46:574

М.Ю. Георги

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПЕРИОДИЧЕСКИХ НЕРОВНОСТЕЙ В ТРУБОПРОВОДЕ НА ПРОТЕКАНИЕ ВЯЗКОГО ГИДРОДИНАМИЧЕСКОГО ПОТОКА СРЕДСТВАМИ ANSYS

ВВЕДЕНИЕ

Инженерно-технические задачи стоящие перед современной прикладной наукой требуют комплексного подхода к решению, зачастую чрезвычайно сложно реализуемого традиционными методами. Существует целый класс проблем, в особенности при конструировании и анализе техногенных и экологических систем, в которых необходимо: учитывать весьма сложную форму объектов внутри и/или снаружи которых происходит распространение аэрогидродинамического потока , , -дела и материалы с различными свойствами. В подобных случаях практически полностью отсутствует возможность приемлемо описать модель аналитически и возникает потребность в эффективной числовой методике позволяющей разрешать такие задачи.

Методы численного решения различного рода краевых задач, заложенные в математический аппарат большинства CAE-пакетов (Computer Added Engineering) решающие подобный класс проблем, основаны на проекционно-сеточных и разно. , -( ) ( ), -тие - граничных элементов (МГЭ).

В качестве физической модели рассматривается структура представляющая собой трубопровод с шероховатыми границами. При движении по трубе нефти либо ее производных образуются нафталиновые волнообразные наслоения [1], изменяющие свойства пристенного пограничного слоя, что в свою очередь преобразует равномерный ламинарный поток в вихревой турбулентный.

Задачей исследования является установление зависимости толщины и структуры вязкого турбулентного слоя вблизи неровной стенки трубы от величины неровностей, как в направлении движения жидкости, так и в перпендикулярном на.

иной модели турбулентности.

Область перемешивания претерпевает изменение вследствие наличия неровностей различной формы. Для достоверного описания процесса необходимо вне, , турбулентности.

В общем случае турбулентное движение возле шероховатых поверхностей трубы определяется следующими факторами: 1) величиной геометрической неровности, 2) формой неровностей, 3) расстоянием между неровностями вдоль потока и его дисперсией вдоль длины, 4) расстоянием между неровностями поперек потока и его дисперсией, 5) степенью турбулентности (числом Рейнольдса) [1], оцениваемого в данном случае, производится по следующей формуле:

Re

PDh

М

4 • D

где Dh =------- гидравлический диаметр, D - диаметр поперечного сечения,

Pw

Pw - смачиваемый периметр, Ц - абсолютная кинематическая вязкость, р -

v - . ,

составляет Re = 15000 - 20000 что обычно достаточно для возникновения турбулентных вихрей.

1. ПОСТРОЕНИЕ МОДЕЛИ. ПРЕПРОЦЕССИНГ

По функциональному назначению пакет ANSYS включает в себя четыре модуля. Моделирование осуществляется в модуле препроцессор (Preprocessor -/Prep7). Пакет имеет достаточно мощные средства моделирования объектов практически любой сложности в 2-D и 3-D. Создание и анализ физических моделей осуществляется при помощи встроенного Фортран - подобного макроязыка программирования. Кривизна поверхности создаваемой модели, при этом, ограничена b-сплайном третьего порядка.

Грамотное разбиение построенной модели на элементы является едва ли не главным аспектом создания адекватной модели. Элементная сетка должна отражать основные особенности рассматриваемого физического процесса [2]. Исходя , . сгущения в данном случае составляет 500, это означает, что размер элемента находящегося на оси распространения в 500 раз больше элемента прилегающего к ше-. , -нено его дискретным аналогом. Как видно на рис. 1. построенную сетку удалось оптимизировать так, чтобы избежать триангуляции, т.е. все элементы имеют пря-, .

Рис.1. Конечно-элшентный аналог непрерывного пространства. Граничные

условия

2. ЗАДАНИЕ ГРАНИЧНЫХ УСЛОВИЙ И НАГРУЗОК. РЕШАТЕЛИ. СХОДИМОСТЬ

РЕШЕНИЯ.

Следующий шаг - это задание начальных и граничных условий. Этот этап осуществляется в модуле «Решение (Solution- /solu1)». Ограничившись осе - симметричным рассмотрением, верхняя кромка рассматривается как граница «не протекания» Vy = 0. Нижняя кромка это твердая граница, на которой Vx,Vy = 0,

(inlet)

границе задается входная скорость потока, в данном случае Vx = 1 м/с. Свободная

граница на выходе моделируется P = 0. Расчеты производились для воды и нефти, основным отличием которых является вязкость.

Выходными значениями (результатами вычислений) в ANSYS/FLOTRAN являются компоненты скорости потока Vx,Vy,Vz и суммарная скорость V^ (рис.

7,8,9), давление P , а также температура.

(2) ,

диапазоне 1.4 —1.5 от скорости на входе, что очень четко согласуется с экспериментальными и эмпирическими данными. Картина поля скоростей наглядно показывает различие в поведении столь различных жидкостей.

Наибольшее распространение в настоящее время получила предложенная Б. Лоундером [3] двухпараметрическая модель турбулентности к — £ и ее модификации.

В ходе исследований установлено, что наиболее применима для описания подобных мелкомасштабных турбулентных гидродинамических вихрей модель тур, -

ей (к — £).

Рис. 2. Особенности распределения давления по диаметру трубы вблизи неровностей. Нефть.

= 1 м/с, р = 850кг/м3, ц = 1.237 • 10-3Па • сек

При анализе результатов следует учитывать, что подобная модель весьма сложна для численного анализа и имеет проблемы со сходимостью ввиду того, что каждая неровность вносит дополнительную нестабильность в решение. Вследствие этого приходится прибегать к комбинированию методами итеративного решения

.

10-4. Однако при этом получаемая картина адекватна происходящим физическим , .

Л

1

мт*«о

РомагОгарМс*

«ГАСГГ-1

АУЯЫОис

•1.402

.011111

.049444

.10440

.14240*

.199424

.МММ

.104000

.1414)1

.198047

.447411

.404417

.441)41

.490204

.644941

.70)046

.7407*

.7*7714

.0444)9

.*0)2*4

.*4021*

.**7141

I

Рис.3. Особенности распределения скорости по диаметру> трубы вблизи

неровностей. Нефть.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ф.Г. Галимзянов, Р.Ф. Галимзянов. Теория внутреннего турбулентного движения. Издательство “Эксперт”, УФА. 1999. 351с.

2. J.N. Reddy. “An introduction to the finite element method.” McGraw-Hill, Inc (1993), 684p.

3. Launder B.E., Spalding D.B. “The numerical computation of turbulent flows”, Computer method in Applied mechanics an engineering, Vol.3. 1974. P.269-289

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.