Научная статья на тему 'Исследование влияния методов диагностирования и регулировки тормозных механизмов на эксплуатационные показатели надежности'

Исследование влияния методов диагностирования и регулировки тормозных механизмов на эксплуатационные показатели надежности Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
42
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим сельскохозяйственным наукам , автор научной работы — Осипов Г. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование влияния методов диагностирования и регулировки тормозных механизмов на эксплуатационные показатели надежности»

воздухозаборных отверстий. Для оценки влияния этого параметра в воздухозаборном тракте аэродинамического стенда была установлена поворотная воздушная заслонка. При повороте заслонки уменьшалось проходное сечение тракта и тем самым изменялось его сопротивление (£) . Результаты экспериментов представлены на рис. 4.

401 [ [

£

я"

20

10

О 50 100 \ 200

Рис. 4. Гэафик зависимости доли перетоков от коэффициента сопротивления предрадиаторной камеры

Как видно, с увеличением сопротивления предрадиаторной камеры доля перетоков также возрастает и достигает значительных величин. Следовательно, при проектировании систем охлаждения необходимо стремиться к снижению аэродинамического сопротивления воздухозаборной части воздушного тракта системы охлаждения.

Из всего вышесказанного видно, что при проектировании систем охлаждения необходимо учитывать влияние этих параметров на работу вентиляторной установки. Тем самым можно значительно повысить ее эффективность.

Г.В. Осипов

Курганский государственный университет, г. Курган

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ МЕТОДОВ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ И РЕГУЛИРОВКИ ТОРМОЗНЫХ МЕХАНИЗМОВ НА

ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ НАДЕЖНОСТИ

В процессе эксплуатации проверка и регулировка тормозного механизма производится через определенный пробег, определяемый периодичностью проведения очередного обслуживания В период между обслужи-ваниями износ тормозных накладок может значительно изменяться в зависимости от условий эксплуатации, квалификации водителя, коэффициента использования грузоподъемности и других факторов.

Результаты экспериментальных исследований показали, что в процессе эксплуатации при традиционной технологии технического обслуживания тормозов происходит неравномерный износ накладок, вызываемый односторонним действием разжимного устройства тормозного механизма. Наиболее интенсивное изнашивание наблюдается в области разжимного механизма и в меньшей степени - у осей колодок. По экспериментальным данным интенсивность изнашивания крайних частей тормозных различает-40

ся более чем в два раза. Это явление наблюдается у 80 -85 % накладок. Причиной этого является то, что при разведении тормозных колодок в процессе регулировки, предусмотренной технологическим процессом, значительно изменяется площадь поверхности контакта накладки с тормозным барабаном, что вызывает снижение тормозных качеств транспортного средства и увеличение износа тормозных накладок из-за увеличения удельных давлений вследствие уменьшения площади контакта тормозной накладки с тормозным барабаном.

Для обеспечения равномерного износа накладок необходимо в процессе эксплуатации производить регулировку эксцентриков осей колодок по мере износа тормозных накладок. При различной интенсивности изнашивания необходимо производить регулировку эксцентрикового механизма с учетом изменения толщины тормозной накладки для обеспечения равномерного износа.

Используя метод определения износа фрикционных накладок тормозов автомобилей [1], на транспортном предприятии был проведен анализ эксплуатационных показателей надежности тормозных накладок.

Для того, чтобы определить влияние метода диагностирования и регулировки тормозных механизмов на показатели надежности, были выбраны две подконтрольные группы автомобилей.

Тормозные механизмы автомобилей КамАЗ первой группы (26 автомобилей) диагностировались и обслуживались по методике, предусматривающей проведение регулировочных работ в зависимости от интенсивности и степени износа фрикционных накладок [2].

Автомобили второй группы (26 автомобилей) проходили обслуживание и диагностирование по традиционной и принятой на предприятии технологии. Сбор информации об отказах и неисправностях тормозов проводился путем непосредственного наблюдения за процессами ТО и диагностики.

Наработка на замену задних тормозных накладок Varl = 80*10*weibull(x; 48,9237; 2,3519; 0)

Рис. 1. Распределение ресурса фрикционных накладок тормозов задних колес автомобилей, обслуживаемых по традиционной технологии

Диагностирование и регулировка тормозных механизмов согласно разработанной методике позволили повысить надежность их работы, что выразилось в увеличении средней наработки на замену тормозных накладок передних колес на 8 % с одновременным уменьшением коэффициента вариации на 20% и снижением общего количества отказов за период эксперимента на 8,8 %.

Наработка на замену фрикционных накладок средних и задних осей (рис. 1 и 2) увеличилась в среднем на 20%. Коэффициент вариации наработки при этом уменьшился на 22%.

ВЕСТНИК КГУ, 2007. №4

Наработка на отказ задних тормозных накладок Varl = 80*10*weibull(x; 61,5168:4,017; 0)

порциональности роста числа субъектов транспортной деятельности и уровня транспортной безопасности.

20 1 18

m^z/

JHiiii ш

'/MV.

Ж

ж

т ¡11

1 ■ \

Таблица 1

Количественные характеристики субъектов транспортной деятельности за 2002 Уральскому региону

■ 2005 г. по

2002 2003 2004 2005

Количество субъектов транспортной деятельности 98 170 231 361

Количество ДТП 266 530 573 846

Количество нарушений ПДД 749 850 924 2166

I Varl: N =80, Mean = 55,7693278, StdDv = 15,6190851, Max = 91,8810057, Min = 16,7071116_

Рис. 2. Распределение ресурса фрикционных накладок тормозов задних колес автомобилей, обслуживаемых по предлагаемой технологии

Увеличилась также и наработка на замену или на расточку тормозных барабанов задних колес в среднем на 12% с одновременным уменьшением коэффициента вариации наработки на 8%.

Анализ закономерности изнашивания тормозных накладок показал также устойчивое влияние разработанного метода диагностирования и технологии индивидуальной регулировки на характер износа.

Фрикционные накладки автомобилей, обслуживающихся по традиционной технологии, имели преобладающий износ в их верхней части. Таких колодок было 85 % из общего числа снятых колодок.

Регулировка, произведенная с учетом конкретной величины износа накладок, позволила достичь равномерного износа по всей длине накладки. Это способствует лучшему температурному режиму работы тормозов и, как следствие, увеличивает эксплуатационный ресурс накладки.

Список литературы

1. Патент на изобретение РФ №2224148. МГНС F 16 D 66/02. Способ

определения износа фрикционных накладок тормозов автомобиля /Васильев В.И., Грачев В.В., Шарыпов A.B., Осипов Г.В. Опубл. 20.02.04 Бюл. № 5.

2. Метод диагностирования тормозных механизмов автомобиля: Дис....

канд. техн. наук. -Тюмень, 2004. - 142 с.

С.А. Пянзина, A.B. Шарыпов

Курганский государственный университет,

г. Курган

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЪЕМА ИНСПЕКТОРСКИХ РАБОТ ПО ПРОВЕРКЕ КАЧЕСТВА ОКАЗАНИЯ УСЛУГ СУБЪЕКТАМИ ТРАНСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

На сегодняшний день в Уральском регионе наблюдается постоянный рост транспортного парка, как грузового, так и грузопассажирского. Одна из основных способствующих этому явлению причин - увеличение количественного уровня потребительского спроса населения в транспортных услугах. Как следствие этого - в настоящее время данный вид услуг предоставляется как государственными предприятиями, так и индивидуальными предпринимателями. Установилась тенденция обратной про-

Анализ данных таблицы 1 показывает, что рост количества субъектов транспортной деятельности по Уральскому региону прямо пропорционален росту количества ДТП и нарушений ПДД. Это влечет за собой постоянное снижение качества и безопасности предоставляемых пассажирских и грузопассажирских услуг.

Была проведена количественная оценка нарушений нормативных требований за этот же период с помощью программы модуля SOMap Analyzer, входящего в аналитический пакет программ Deductor Professional Lite v 3.0 от Base Group Labs., использующей алгоритм кластеризации - самоорганизующиеся карты Кохонена. Данная программа распределила субъекты транспортной деятельности по 4 кластерам.

1 кластер - высокий, включает субъекты транспортной деятельности с фактически полным выполнением нормативных требований;

2 кластер - средний, включает субъекты транспортной деятельности, выполняющие требования с некоторым отступлением от норм;

3 кластер - низкий, включает субъекты транспортной деятельности, выполняющие второстепенные нормативные требования или выполняющие требования не в полном объеме;

4 кластер - критический, включает субъекты транспортной деятельности с очень низким уровнем выполнения нормативных требований.

За указанный период наблюдается относительный рост количества нарушений нормативных требований субъектами транспортной деятельности, что влечет за собой увеличение сроков для устранения определяемых инспекторами нарушений. Не смотря на то, что в некоторые периоды наблюдается уменьшение количества нарушений, устанавливаемые сроки продолжают расти. Это следствие того, что нарушаются нормативные требования, в более значительной степени влияющие на БДД и качество предоставляемой субъектами транспортной деятельности транспортной услуги.

Можно выделить следующие факторы, влияющие на безопасность предоставляемых транспортных услуг:

- рост числа субъектов транспортной деятельности и неквалифицированных водителей;

- неудовлетворительное техническое состояние подвижного состава субъектов транспортной деятельности;

- низкий качественный уровень потребительского спроса населения;

- значительное сокращение финансирования дорожного хозяйства региона;

- низкая дисциплинированность и законопослушность водителей и пешеходов;

- недобросовестные методы конкурентной борьбы

и т.п.

Также следует отметить, что существуют не связанные с деятельностью субъектов транспортной деятель-

СЕРИЯ «ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ», ВЫПУСК 3

41

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.