Доктор технических наук А.В. Сигаев отмечал, что в начале семидесятых годов «только на основных магистральных улицах общегородского значения ряда городов отмечалась более высокая интенсивность движения легкового транспорта по сравнению с грузовым» [11] Он приводит данные, согласно которым «от 19 до 65 % суммарной протяжённости магистральных улиц городов обслуживали грузовое движение, а от 13 до 52 % совмещали движение массового пассажирского и грузового транспорта» [5-7, 9-12]. Это повлекло за собой постановку нового ряда вопросов, касательно будущего развития организации движения грузового транспорта и его разделения с пассажирским, что в конечном итоге привело к закономерному созданию специальной категории «дорог грузового движения». Они предназначались в первую очередь для перевозок строительных и промышленных грузов. Предполагалось, что новые дороги будут построены вне жилых территорий, однако они так и не были реализованы: формирование трасс такого состава потоков оказалось невозможным.
Действующий СНиП 2.07.01 -89 [2] и "Рекомендации по проектированию улиц и дорог" [1], разработанные ЦНИИП Градостроительства в 1994 г., содержат классификацию, в которой дороги грузового движения трансформировались в дороги регулируемого движения. Прошедшие более двадцати пяти лет с момента создания СНиПа 2.07.01-89 показывают, что это изменение оказалось оправданным [8].
В начале 1990-х гг. социально-экономические потрясения повлекли за собой изменение состава транспортного потока. Стремительно начал расти уровень автомобилизации населения, при этом уровень интенсивности грузового движения оставался прежним. Таким образом, доля индивидуального транспорта в общем потоке впервые начала доминировать над прочими видами.
На сегодняшний день структура транспортных потоков в российских городах сблизилась с составом потоков европейских и североамериканских городов. В первую очередь они определяются однородностью и преобладанием доли индивидуального транспорта в общем потоке. Таким образом, в будущем потребуется создание иных характеристик, согласно которым будет проводиться дифференциация улиц и дорог города.
С учётом растущих темпов развития дорожно-мо-стового строительства в Москве определение путей развития УДС становится одной из самых важных задач городского планирования. Изучение и понимание опыта прошлого необходимо для дальнейших исследований и
грамотного развития существующей транспортной инфраструктуры города. А понимание перспектив развития отечественной классификации УДС требует новых масштабных исследований, которые бы дополняли существующие обзоры.
Список литературы
1. Рекомендации по проектированию улиц и дорог городов и сельских поселений. - М.: ЦНИИП градостроительства Минстроя России, 1994. - 88 с.
2. СНиП 2.07.01 - 89. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений.
- М.: ЦНТИ Госстроя СССР, 1989. - 56 с.
3. Бахирев И.А., Сигаева Т.А., Кракович С.С. Развитие планировочной и функциональной улично-до-рожной сети в Москве //Архитектура и строительство Москвы.- 2008.- №5. [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: [http://asm.rusk.ru /08/ asm5/asm5_3 .htm]
4. Власов Д.Н., Сигаева Т.В. Южный поток для Запада столицы», //Архитектура и строительство Москвы, № 1 2010 г., с. 11-17.
5. Глухарева Т.А., Горбанев Р.В. Организация движения грузовых автомобилей в городах. - М.: Транспорт, 1989. - 125 с.
6. Горбанев Р.В., Ваксман С.А., Глухарева Т.А. Проблемы загрузки сети магистральных улиц и дорог больших городов автомобильным транспортом: Проблемы больших городов. - М.: ГОСИНИТИ, 1979. - Вып. №21. - 27 с.
7. Киселева О.Н., Сена С.Л., Федоров В.П. Определение матрицы существующих грузовых корреспон-денций на основе обследований на магистральной сети //Социально-экономические проблемы развития транспортных систем городов: Тез.докл. 2-ой обл. эконом. конф. - Свердловск, 1988. - С. 95 - 98.
8. Михайлов А.Ю., Головных И.М. Современные тенденции проектирования и реконструкции улично-дорожных сетей городов. - Новосибирск: Наука, 2004. - 267 с.
9. Сигаев А.В. Автотранспорт и планировка городов.
- М.: Стройиздат, 1972. - 234 с.
10. Сигаев А.В. Грузовые магистрали города. - М.: Высшая школа, 1975. - 254 с.
11. Сигаев А.В. Проектирование улично-дорожной сети. - М.: Стройиздат, 1978. - 263 с.
12. Сигаев А.В. Планировочные и транспортные проблемы городских агломерации. - М.: Стройиздат, 1978. - 263 с.
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЛАЗЕРНОЙ ОБРАБОТКИ НА ИЗНОСОСТОЙКОСТЬ
ЖАРОПРОЧНЫХ СТАЛЕЙ И СПЛАВОВ
Шлякова Елена Валериевна
Канд. техн. наук, доцент кафедры физико-математических дисциплин, Омского автобронетанкового инженерного
института
Толмачева Наталья Александровна
Канд. техн. наук, доцент кафедры физико-математических дисциплин, Омского автобронетанкового инженерного
института
АННОТАЦИЯ
Рассматривается влияние лазерной термообработки и лазерного легирования на износостойкость сплавов на никелевой основе, показана зависимость скорости изнашивания поверхностей сплавов от параметров процесса. Ключевые слова: лазерная термообработка, легирование, износостойкость, сплавы на никелевой основе.
Износостойкость деталей в первую очередь обеспечивается повышенной твердостью поверхности [1]. Установлено, что в результате лазерной термообработки на поверхности сталей и сплавов формируются слои с повышенной микротвердостью [2]. Следовательно, лазерная термообработка должна способствовать увеличению износостойкости поверхностей сталей и сплавов.
В ряде работ приводятся положительные результаты исследования влияния лазерного облучения на износостойкость поверхностей сталей и сплавов [3-5].
В ходе экспериментов нами проведены испытания лопаток газотурбинного двигателя, выполненных из сплава ЭП109, на износ, который обусловлен циклическими термическими и вибрационными нагрузками. Блок-схема сравнительных виброиспытаний лопаток на износ приведена на рис. 1, где 1 - электродинамический вибратор, 2 - элемент натурного диска, 3 - лопатки турбины, 4 - направление возбуждения колебаний.
з
Рисунок 1. Блок-схема сравнительных стойкостных виброиспытаний лопаток на износ
Для создания относительных перемещений контактных поверхностей система лопаток возбуждается вибратором и вводится в резонансные колебания с частотой до 200 Гц. Характер колебаний лопаток по разработанной методике оказывается близким к реальным колебаниям лопаток в двигателе (задавался заказчиком предприятия). Для оценки величины износа до и после испытаний замерялись размеры контактных поверхностей бандажных полок лопаток.
Износ оценивался по величине выработки на контактных поверхностях средней лопатки системы, т.к. характер нагружений, которым она подвергается в процессе испытаний, оказывается близким к тем, которые испытывает лопатка в процессе работы двигателя. Амплитуда колебаний равна 6 мм. Перед испытанием на износостойкость проводилось облучение лопаток лазером в различных режимах.
Режимы лазерной обработки без оплавления поверхности: плотности мощности излучения q1 = 3 104 Вт/см2; q2 = 5104 Вт/см2; q3 = 7104 Вт/см2; q4 = 9104 Вт/см2; длительность импульсов т = 1,5^10-3с, в качестве поглощающего покрытия использована сажа.
I 104, и!иш 3,5
О -.-1-1-1-1-I
0 1 2 3 4 5 6
(| 105Вт см2
Рисунок 3. Зависимость скорости изнашивания сплава ЭП109 после лазерного легирования от плотности мощности лазерного излучения
I 10'8, МШИН 3,5
3
2,5 2
1,5 1
0,5 0
0123456789 10
С). 104 Вт/см2
Рисунок 2. Зависимость скорости изнашивания сплава ЭП109 от плотности мощности лазерного излучения
На рис. 2 показана зависимость скорости изнашивания сплава ЭП109 от плотности мощности лазерного излучения. Очевидно, что скорость изнашивания контактных поверхностей лопаток в результате лазерной термообработки уменьшается в 2,25 раза при лазерной обработке с плотностью мощности излучения 5 104 Вт/см2.
Эффект упрочнения поверхности сплава ЭП109 после лазерного облучения без оплавления поверхности объясняется образованием в поверхностном слое более дисперсных структур за счет высоких скоростей охлаждения.
Представляет интерес изучение влияния лазерного облучения с оплавлением поверхности и введением легирующего компонента на износостойкость материала лопаток газотурбинного двигателя.
Эксперимент проводился на 9 образцах, амплитуда колебаний 6 мм, время испытаний 15 мин. Контактные поверхности бандажных полок покрывались алюминидом кобальта, лазерная обработка осуществлялась при плотностях мощности излучения q1 = 2 105 Вт/см2, q2 = 3 105 Вт/см2; q3 = 5 105 Вт/см2 длительности импульса излучения 1,5 • 10-3с.
Наименьший износ наблюдается на облученных образцах при плотности мощности лазерного излучения в зоне обработки 3 • 105 Вт/см2 (рис.3).
I Ю '.ими 4'
о -I-,-,-,-,-,-,-,
О 10 20 30 40 50 60 70
врешшотьнлшш. мин
Рисунок 4. Зависимость скорости изнашивания сплава ЭП109 от продолжительности испытаний: 1 - кривая износа контактных поверхностей необлученных лопаток; 2 - кривая износа контактных поверхностей лопаток после лазерного облучения с введением алюминида кобальта.
Поскольку установлено значение плотности мощности, при котором величина износа наименьшая (3 105 Вт/см2), исследовалась зависимость величины износа от продолжительности испытаний при сохранении всех параметров лазерного воздействия ^ = 3 105 Вт/см2, длительность импульса 1,5^10-3 с, расстояние до источника излучения 245 мм), доведя время испытаний до 60 минут. Результаты показаны на рис.4.
С целью подтверждения стабильности результатов облучались лопатки в количестве 90 штук: плотность мощности лазерного излучения в зоне обработки 3 105 Вт/см2, длительность импульса излучения - 1,5^10-3 с, покрытие - Со3А12. Испытания проводились в течение 60
минут. Результаты представлены в таблице 31. Каждое значение величины износа исследованных образцов является средним арифметическим трех измерений. Изменение износа достаточно стабильно. Среднее значение скорости изнашивания составляет на необлученных лопатках - 2,79 ± 0,43 • 10-8 м/мин, на облученных - 0,82 ± 0,42-108 м/мин. Таким образом, лазерное облучение поверхности лопаток приводит к снижению скорости изнашивания ~ 3,4 раза. Обработка велась при небольших плотностях мощности излучения, поэтому повышение износостойкости можно объяснить и улучшением микрорельефа поверхности, увеличением плотности поверхностного слоя.
\ '1
Рисунок 5. Лопатка ГТД с облученным участком
Лазерное легирование позволяет получать на поверхности сплавов слои с повышенной твердостью и износостойкостью, что за счет создания сплава, отличающегося от матричного материала химическим составом.
Полученные результаты позволяют сделать вывод о целесообразности разработки технологического процесса лазерного упрочнения лопаток ГТД с введением в поверхностный слой алюминида кобальта, изготовленных из сплава ЭП109, что влечет увеличение ресурса работы двигателя и соответствующие технологические выгоды.
Список литературы
1. Материаловедение и технология материалов: учебник / Г.П. Фетисов [и др.] - М.: Высшая школа, 2002. - 638 с.
2. Шлякова, Е.В. Повышение стойкости к коррозии и износу поверхностей изделий из жаропрочных сталей и сплавов методом лазерной обработки: дис.
...канд. тех. наук: защищена 30.06.2009: утв. 9.10.2009 / Е.В. Шлякова. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2009. - 152 с.
3. Методы испытаний на трение и износ / Л.И. Куксе-нова [и др.] - М.: Интермет Инжиниринг, 2001. -152 с.
4. Куксенова Л.И. Задачи инженерии поверхности при формировании износостойкого структурного состояния металлических материалов /Л.И. Куксе-нова, Л.М. Рыбакова, В.Г. Лаптева // МиТОМ -1999. № 7. С. 41-48
5. Кикин Ю.А. Повышение теплостойкости и износостойкости быстрорежущих сталей лазерным ударно-волновым воздействием / Ю.А. Кикин, А.И. Пчелинцев, Е.Е. Русин // Физика и химия обработки материалов. - 2003. № 5.
ВЛИЯНИЕ ДИНАМИЧЕСКИХ КРИТЕРИЕВ В ЖИЗНЕННОМ И ФУНКЦИОНАЛЬНОМ ЦИКЛАХ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
Юлдашева Татьяна Анатольевна
Инженер, соискатель, г.Севастополь Доронина Юлия Валентиновна
Д.т.н, доцент, г.Севастополь
АННОТАЦИЯ
В исследовании описан подход к комплексной оценке эффективности информационных систем циклического типа, на основе анализа изменчивости критериев в жизненном, функциональном циклах и при воздействии пиковой нагрузки.
Ключевые слова: эффективность информационной системы, жизненный цикл, функциональный цикл, пиковая нагрузка, динамические критерии.
Эффективность информационных систем (ИС) является комплексной характеристикой совокупности технических, эксплуатационных и экономических показателей и требует непрерывного совершенствования как
отдельных показателей, так и методов ее оценки. Учет совокупности разнородных показателей эффективности ИС, используемых в новых технологиях, становится проблемным в связи с необходимостью комплексного оценивания частных критериев подобных сложных систем. Решение