Научная статья на тему 'Исследование влияния конструктивных параметров короткозамкнутого кольца на электромагнитное поле системы «Шина с током ферромагнитный шихтованный замкнутый сердечник»'

Исследование влияния конструктивных параметров короткозамкнутого кольца на электромагнитное поле системы «Шина с током ферромагнитный шихтованный замкнутый сердечник» Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
129
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАГНИТНЫЙ ПОТОК / СДВИГ ФАЗ / СЕРДЕЧНИК / ELCUT / MAGNETIC FLUX / THE PHASE SHIFT / THE CORE

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Клименко Ксения Александровна

В статье представлены результаты исследования влияния конструктивных параметров короткозамкнутого кольца на распределение потоков рассеяния и фазовых соотношений между основным магнитным потоком сердечника и током шины в программном комплексе Elcut.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Клименко Ксения Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the influence of construct parameters of a short-circuited ring on the electromagnetic field of system «bus with a current ferromagnetic closed core»

In the article results of investigation of construction parameters of a short-circuited ring of flows and the scattering phase relationships between the main magnetic flux of the core and the current of bus in software system Elcut are presented.

Текст научной работы на тему «Исследование влияния конструктивных параметров короткозамкнутого кольца на электромагнитное поле системы «Шина с током ферромагнитный шихтованный замкнутый сердечник»»

ЭЛЕКТРОТЕХНИКА. ЭНЕРГЕТИКА ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (103) 2011

1. Опыт автоматизации водопроводной станции в г. Петро-дворце / А. А. Айсаев [и др.] // Водоснабжение и санитарная техника. — 1998. — № 10. — С. 22 — 24.

2. Яковлев, С. В. Научные исследования в области водоснабжения и водоотведения / С. В. Яковлев // Водоснабжение и санитарная техника. — 1993. — № 4. — С. 10—13.

3. Лезнов, Б. С. Энергосбережение и регулируемый привод в насосных установках / Б. С. Лезнов. — М. : ИК «Ягорба» — «Биоинформсервис», 1998. — 179 с.

4. Онищенко, Г. Б. Электропривод турбомеханизмов / Г. Б. Онищенко, М. Г. Юньков. — М. : Энергия, 1972. — 240 с.

НИКОНОВА Галина Владимировна, кандидат технических наук, доцент кафедры «Информационноизмерительная техника».

Адрес для переписки: e-mail: ngvlad@mail.ru

Статья поступила в редакцию 20.05.2011 г.

© Г. В. Никонова

УДК 621.31.002 к. КЛИМЕНКО

Омский государственный технический университет

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ КОНСТРУКТИВНЫХ ПАРАМЕТРОВ КОРОТКОЗАМКНУТОГО КОЛЬЦА НА ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ СИСТЕМЫ «ШИНА С ТОКОМ -ФЕРРОМАГНИТНЫЙ ШИХТОВАННЫЙ ЗАМКНУТЫЙ СЕРДЕЧНИК»__________________________

В статье представлены результаты исследования влияния конструктивных параметров короткозамкнутого кольца на распределение потоков рассеяния и фазовых соотношений между основным магнитным потоком сердечника и током шины в программном комплексе Е!сы1.

Ключевые слова: магнитный поток, сдвиг фаз, сердечник, Е!сы1.

Целью данной работы является определение влияния конструктивных размеров короткозамкнутого кольца на распределение потоков рассеяния и фазовых соотношений между основным магнитным потоком сердечника и током шины, что имеет существенное значение при разработке различных электротехнических аппаратов, содержащих короткозамкнутые кольца. Таким образом, изложенные в данной работе исследования содержат полезную информацию, которая может найти применение при создании электротехнических устройств.

Численный расчет осуществлялся с применением программного комплекса Е1си1;. Е1си — это интегрированная диалоговая система программ, позволяющая решать плоские и осесимметричные задачи электромагнитного поля [1]. Форма и геометрические размеры исследуемой системы представлены на рис. 1.

При расчете электромагнитного поля в Е1си была создана математическая модель системы. Математическая модель содержит сердечник, короткозамкнутое кольцо и шину с током. В табл. 1 приведены параметры элементов математической модели системы. По шине протекает синусоидально изменяющийся ток (1т= 180 А, ф = 0°).

На рис. 2 представлены результаты моделирования электромагнитного поля системы в программном комплексе Е1си при следующих условиях:

— длина короткозамкнутого кольца составляет 12 мм;

— толщина стенки короткозамкнутого кольца имеет следующие значения: 1 мм (рис. 2а), 2 мм (рис. 2б), 4 мм (рис. 2в).

Результаты расчета по сечениям сердечника, указанным на рис. 2 представлены в табл. 2 и 3. В табл. 2 — комплексные значения магнитного потока, в табл. 3 — амплитудные значения индукции магнитного поля.

На рис. 3 представлены результаты расчета электромагнитного поля при высоте короткозамкнутого кольца И = 24 мм и толщине кольца: а) 1 мм, б) 2 мм, в) 4 мм. Комплексные значения магнитного потока по сечениям сердечника приведены в табл. 4, локальные амплитудные значения по линиям, указанным на рис. 3, в табл. 5.

Результаты расчета электромагнитного поля системы при высоте кольца И = 36 мм приведены на рис. 4. На этом же рисунке указаны сечения сердечника, для которых производился расчет. В табл. 6 — представлены комплексные значения магнитного потока по сечениям, в табл. 7 — локальные амплитудные значения индукции магнитного поля.

Из анализа полученных результатов сделаны следующие выводы.

1. При поперечном сечении короткозамкнутого кольца Бк равном поперечному сечению шины Б0,

Рис. 1. Исследуемый образец системы с короткозамкнутым кольцом

Рис. 2. Картина электромагнитного поля системы при высоте короткозамкнутого кольца Ь=12 мм при варьировании толщины стенки М: а) 1 мм; б) 2 мм; в) 4 мм

Параметры Сердечник Шина Коротко- замкнутое кольцо

Материал Электро- техническая сталь Медь Дюраль

Относительная магнитная проницаемость 1200 1 1 1

Электро- проводность, См/м 0 2 56-106 [2] 37 1 06 [2]

Примечания: 1 — в данной задаче материал принят линейным; 2 — пренебрегаем электропроводностью материала сердечника, т.к. сердечник шихтованный и изготовлен из изолированных листов электротехнической стали.

б)

Рис. 3. Картина электромагнитного поля системы при высоте короткозамкнутого кольца Ь=24 мм при варьировании толщины стенки М: а) 1 мм; б) 2 мм; в) 4 мм

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (103) 2011 ЭЛЕКТРОТЕХНИКА. ЭНЕРГЕТИКА

ЭЛЕКТРОТЕХНИКА. ЭНЕРГЕТИКА ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (103) 2011

Сечение Магнитный поток, Вб Фт = Ф т-е№ Сечение Магнитный поток, Вб Фт = ®те)ф Сечение Магнитный поток, Вб Фт = Фт • еФ

1 - 1 6,5448-10-5 • е^77'74 2 1 N5 6,5436 • 10-5 • е^54° см 1 см 6,5148 • 10~5 • е'96,61°

3 - 3 3,2703• 10-5 • е-^7655° 4 - 4 3,2211 • 10-5 • е^925СР 1 3,1789^ 10-5 • е^9264°

Он 1 Он 1,6589• 10-5 • е-^71,01° 6 1 О) 1,6115' 10-5 • е^89,68° «3 1 «3 1,5561• 10-5 • е^90'03Р

Таблица 3

Номер локальных точек по расчетным линиям Локальные амплитудные значения модуля магнитной индукции В (Тл) по линиям

2 - 2 4 - 4 6 - 6

1 0,2732727 0,1345121 0,0679709

2 0,2732261 0,1344861 0,0673532

3 0,2731073 0,1344295 0,0673209

4 0,2729446 0,1343547 0,0672765

5 0,2727481 0,1342677 0,0672276

6 0,2725274 0,1341642 0,0671742

7 0,2722686 0,1340635 0,0671319

8 0,2721230 0,1339871 0,0670989

9 0,2719830 0,1339190 0,0665680

10 0,2719165 0,1338873 0,0659421

Таблица 4

Сечение Магнитный поток, Вб Фт = Фт • еФ Сечение Магнитный поток, Вб ®т=®ш-е№ Сечение Магнитный поток, Вб Фт=Фт'е1ф

7 - 7 3,2564• 10-5 • е-ДО1Р 8 - 8 3,2161- 1СГ5 • е^9259 со 1 со 3,1646-10~3 • ¿9262'

9 - 9 1,6759•1С-5•e-j7Я71Р 10 - 10 1,6115- 1СГ3 • е^89,96 10' - 10' 1,5723-10~5 • е№98>

11 - 11 8,8344• 106 • е-^79 12 - 12 8,0256- 10“6 • е№96С 12' - 12' 8,0242-10“6 • ёш'т

а) б) в)

Рис. 4. Картина электромагнитного поля системы при высоте короткозамкнутого кольца Ь=3б мм при варьировании толщины стенки М: а) 1 мм; б) 2 мм; в) 4 мм

Номер локальных точек по расчетным линиям Локальные амплитудные значения модуля магнитной индукции В (Тл) по линиям

8 - 8 10 - 10 2 1 2

1 0,1342896 0,0686239 0,0323479

2 0,1342347 0,0672101 0,0335931

3 0,1341564 0,0671763 0,0335775

4 0,1340585 0,0671303 0,0335543

5 0,1339516 0,0670732 0,0335245

6 0,1338480 0,0670128 0,0334923

7 0,1337509 0,0669545 0,0334600

8 0,1336676 0,0669033 0,0334299

9 0,1336081 0,0668664 0,0334092

10 0,1336462 0,0668403 0,0333942

Таблица 6

Сечение Магнитный поток, Вб Фт = Фт-е)Ф Сечение Магнитный поток, Вб Фт = Ф т-е] Ф Сечение Магнитный поток, Вб Фт = Фт-е)Ф

13 - 13 2,1729- 10-5-е-)77'02° 14 - 14 2,1448- Ю^-еР!660 14' - 14' 20)446-10-5 - е?164°

15 - 15 1,1461 - 10-5 - е-№83° 16 - 16 1,0706- 10-5 - е89700 16' - 16' 10641-1СГ5 - ер9’67°

17 - 17 6,5031-10-6- е-)56'05 18 - 18 5,3465- т-6^87'050 18' - 18' 5,1091 -10- - е)87'05°

Таблица 7

Номер локальных точек по расчетным линиям Локальные амплитудные значения модуля магнитной индукции В (Тл) по линиям

4 1 4 6 1 6 18 - 18

1 0,0899109 0,0448188 0,0224863

2 0,0894514 0,0447867 0,0224417

3 0,0893878 0,0447442 0,0223958

4 0,0893114 0,0446969 0,0223481

5 0,0892277 0,0446480 0,0223016

6 0,0891434 0,0445964 0,0222517

7 0,0890641 0,0445407 0,0222047

8 0,0889939 0,0444910 0,0221597

9 0,0889441 0,0444476 0,0221193

10 0,0889178 0,0444121 0,0220880

независимо от длины кольца, наблюдается одинаковое значение магнитного потока в сердечнике под кольцом, при этом фазовый сдвиг магнитного потока относительно фазы тока шины равен практически 90°.

2. Если поперечное сечение короткозамкнутого кольца Бк больше поперечного сечения шины с током

Б0, то согласно данным таблиц 2, 4, 6, значение модуля магнитного потока в сердечнике под кольцом уменьшается, а сдвиг фаз принимает значения меньшие 90°, а если поперечное сечение Бк меньше сечения Б0, то значение модуля магнитного потока — увеличивается, а сдвиг фаз принимает значения, большие 90°.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (103) 2011 ЭЛЕКТРОТЕХНИКА. ЭНЕРГЕТИКА

ЭЛЕКТРОТЕХНИКА. ЭНЕРГЕТИКА ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (103) 2011

1. Электротехнический справочник: В 4 т. Т. 1. Общие вопросы. Электротехнический материалы / Под общ. ред. профессоров МЭИ В. Г. Герасимова и др. — 9-е изд., стер. — М. : МЭИ, 2003. - 440 с.

2. ЕЬСиТ. Моделирование двумерных полей методом ко-

нечных элементов. Версия 5.5 : Руководство пользователя. — СПб. : Производственный кооператив ТОР. [Электронный

ресурс]. — URL : http:/www.tor.ru/elcut/demo/Manual.pdf (дата обращения : 17.06.2011).

КЛИМЕНКО Ксения Александровна, аспирантка кафедры «Теоретическая и общая электротехника». Адрес для переписки: e-mail: klimenko22@rambler.ru.

Статья поступила в редакцию 27.06.2011 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

©К. А Клименко

уДк 621332 К.Р.ХАЛИКОВ

Омский государственный университет путей сообщения

МЕТОД РАСЧЕТА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КОНТАКТНЫХ ПОДВЕСОК С НЕСКОЛЬКИМИ ТОКОПРИЕМНИКАМИ ПРИ ИХ ОДНОВРЕМЕННОЙ РАБОТЕ____________________________

В статье рассмотрены особенности взаимодействия нескольких токоприемников с контактными подвесками на электрических железных дорогах. Разработан новый метод расчета вертикального механического взаимодействия токосъемных устройств на участках электрических железных дорог, содержащих переходные пролеты, основанный на дискретизации параметров подвесок к точкам контакта токоприемников с учетом волновых процессов. Произведено сопоставление результатов экспериментальных и теоретических исследований.

Ключевые слова: электрические железные дороги, контактная подвеска, токоприемник, метод расчета.

При взаимодействии нескольких токоприемников с контактной подвеской необходимо учитывать влияние каждого из них на подъем контактных проводов в точках контакта с подвеской остальных. В результате этого уменьшается расстояние между основным и дополнительным стержнем фиксатора в большей степени, чем при одном токоприемнике, что может привести к ухудшению качества токосъема.

В настоящее время разработаны различные методы расчета вертикального механического взаимодействия токосъемных устройств [1, 2]. Однако их набор для участков электрических железных дорог, содержащих переходные пролеты, ограничен, и они не учитывают наличие нескольких токоприемников [3]. Поэтому предлагается новый метод расчета, основанный на дискретизации параметров подвесок к точкам контакта токоприемников с учетом волновых процессов.

При разработке метода приняты следующие допущения: контактные подвески представляют собой бесконечно длинные стержни, лежащие на неоднородном упругом основании (рис. 1); рассматриваются только вертикальные колебания системы; характер динамических возмущений, возникающих в подвеске от движущегося токоприемника, при рассмотрении их в подвижной системе координат сохраняется с точностью до постоянного множителя; токоприемники, взаимодействующие с подвеской, движутся в одном направлении с одинаковой постоянной скоростью и они представлены двухмассовыми моделями.

В общем виде, когда с контактной подвеской взаимодействуют N токоприемников, форма бегущей волны может быть представлена следующим образом:

Нс(х, 1) = НкаС(х) + и(х, 1), (1)

п

где иМ) = X 2к(Цфк(х - VI). к=1

х — расстояние, м;

Ї — время, с;

Нкас — расстояние от нижней поверхности контактного провода подвески до уровня головки рельса (УТР) при отсутствии нажатия токоприемника, м;

п — число динамических составляющих формы бегущей волны (принимается равным количеству токоприемников ^;

2к — обобщенная координата, м; фк — функция, задающая форму бегущей волны в контактной подвеске;

V — скорость движения электроподвижного состава, м/с.

Условия контакта между токоприемниками и контактной подвеской представляются в виде:

Нс (V 1 — и, ч = Нлі (Ч- (2)

где Іткіі — расстояние между первым и і-ьім токоприемником, м;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.