Научная статья на тему 'Исследование влияния эксплуатационных факторов на параметры нагружения силового электрооборудования троллейбусов'

Исследование влияния эксплуатационных факторов на параметры нагружения силового электрооборудования троллейбусов Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
98
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРОЛЛЕЙБУС / ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ / ЭКСПЛУАТАЦИЯ / ТЕМПЕРАТУРНЫЙ РЕЖИМ / ФАКТОРЫ НАГРУЖЕНИЯ / ИЗОЛЯЦИЯ

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Шавкун Вячеслав Михайлович, Певная Анастасия Алексеевна, Уваров Богдан Олегович

Рассматриваются вопросы влияния длины перегона на температурные режимы силового электрооборудования троллейбусов, в частности тяговых электродвигателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим сельскохозяйственным наукам , автор научной работы — Шавкун Вячеслав Михайлович, Певная Анастасия Алексеевна, Уваров Богдан Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование влияния эксплуатационных факторов на параметры нагружения силового электрооборудования троллейбусов»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_

Одним из эффективных методов контроля качества строительно-монтажных работ является тепловизионное обследование зданий. Также, тепловизионная съемка дает возможность выявлять потери тепловой энергии в ранее построенных зданиях. Список использованной литературы:

1. Юров, А.И. Ресурсосбережение и экология - стимул экономического роста и основа безопасности жизнедеятельности региона [Текст] / А.И. Юров, А.Г. Фиапшев // Вестник АПК Старополья.- 2014.- №3((15).- С. 81-86.

2. Хамоков М.М. Производственная и энергетическая эффективность использования биогазовой установки [Электронный ресурс] / М.М. Хамоков, Ю.А. Шекихачев, В.З. Алоев и др. // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ). - Краснодар: КубГАУ, 2012. - №№02(076). С. 537 - 546. - Шифр Информрегистра: 0421200012\0134, IDA [article ID]: 0761202045. - Режим доступа: http://ej .kubagro.ru/2012/02/pdf/45.pdf.

3. Чапаев, А.Б. Способы реализации мероприятий по энергосбережению с применением энергосервисных договоров [Электронный ресурс] / А.Б. Чапаев, Ю.Г. Бозиева // Интернет-журнал «Науковедение», 2015 №5 (30) - М.: Науковедение, 2015.- Режим доступа: http: // naukovedenie.ru / PDF / 213TVN515. pdf.

© Чапаев А.Б., 2015

УДК 621.333

Шавкун Вячеслав Михайлович

канд. техн. наук, E-mail: shavkun1977@mail.ru Певная Анастасия Алексеевна магистр, 6-й курс E-mail: anastasiya.pevnaya@mail. ru Уваров Богдан Олегович магистр, 5-й курс, г. Харьков, Украина E-mail: gudulian@mail.ru

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ФАКТОРОВ НА ПАРАМЕТРЫ НАГРУЖЕНИЯ СИЛОВОГО ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ ТРОЛЛЕЙБУСОВ

Аннотация

Рассматриваются вопросы влияния длины перегона на температурные режимы силового электрооборудования троллейбусов, в частности тяговых электродвигателей.

Ключевые слова

Троллейбус, электродвигатель, эксплуатация, температурный режим, факторы нагружения, изоляция.

Режимы нагружения силового электрооборудования электротранспорта определяются условиями эксплуатации тяговой единицы (ТЕ). Комплексное, системное исследования основных эксплуатационных факторов является важной задачей, решение которой позволит повысить уровень адекватности разрабатываемой методики реальным условиям.

Для анализа условий эксплуатации подвижного состава (ПС) были проведены исследования маршрутных систем крупных городов Украины. При этом широко использовались методы теории вероятностей и математической статистики [1,2], которые позволили с достаточной степенью точности определить законы распределения различных параметров движения для троллейбусов различных модификаций и уровнем технического состояния.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_

Экспериментальные исследования позволили выявить влияние множества факторов на режимы работы силового привода. Среди них в качестве основных можно выделить [3]:

- протяженность перегонов;

- ходовая скорость или время хода по перегону;

- ограничения скорости движения ТЕ;

- напряжение контактной сети;

- квалификация и опыт водителя;

- техническое состояние ПС.

Влияние каждого фактора в отдельности и всех в совокупности определяет сложные процессы нагружения силового электрооборудования (СЭО) троллейбусов. Выявление основных статистических характеристик, законов распределения исследуемых эксплуатационных факторов, их корреляции с величиной удельного электропотребления позволяет более подробно рассмотреть процесс формирования режимов нагружения силового привода,

Длина перегона влияет также на температурные режимы силового электрооборудования. Увеличение длины перегона увеличивает продолжительность режима тяги, следовательно, и продолжительность работы тягового электрического двигателя (ТЭД) под током. Допустимая же длительность работы СЭО при той или иной нагрузке определяется нагреванием его частей сверх безопасных значений температур, регламентируемых соответствующими нормами.

На рис. 1 приведена кривая движения тяговой единицы на перегоне протяженностью L с однократным включением силовой цепи, с нанесенной на нее кривой потребляемого тяговым электродвигателем тока.

Ушх

' m

t, --¡X-> /

<-

Рисунок 1 - Кривые и 1(1) для однократного включения ТЭД на перегоне Ь.

Для условий эксплуатации городского электротранспорта характерны повторно-кратковременные режимы нагружения тягового электродвигателя. Тогда при допущении, что тепловая энергия АР, выделяемая ТЭД, определяется выражением:

АР = IV, (1)

где г - сопротивление обмоток ТЭД , уравнение теплового баланса, при усреднении входящих в него величин [4,5]:

- = -1/2Ыг = 12йг = 12эт (2)

Iх 0 ^х 0 ^х 0

где 1э - средний квадратичный ток за время хода 1Х.

Очевидно, что величина среднего квадратичного тока зависит от продолжительности режима или режимов движения под током. Что в случае отсутствия дополнительных препятствий однозначно определяется длиной перегона (рис.2).

г I

\

V

Ч

\

\

€-Ь-►

I

Рисунок 2 - Кривые и 1(1) для 1э движения под током на перегоне Ь.

Зоной повышенного внимания является изоляция обмоток ТЭД. Срок службы изоляции, следовательно, и ТЭД обратно пропорционален температуре в третьей степени.

Величину превышения температуры ТЭД над температурой окружающей среды оценивают с помощью уравнения нагревания однородного тела [4,5]:

где тх - установившееся повышение температуры нагрева обмоток при данной нагрузке над

температурой окружающей среды (при / ^да);

т0 - начальное превышение температуры обмоток над температурой окружающей среды;

Т - тепловая постоянная времени для обмоток тягового двигателя; ^ - время нагревания обмоток тягового двигателя.

Выражение (3) содержит сумму двух экспонент: нагревания (рис. 3, кривая 1) и остывания с начальной координатой (рис. 3, кривая 2).

Выражение (3) содержит время ^ нагревания обмоток ТЭД, которое определяется продолжительностью движения ПС в режиме тяги или под током, что реализуется при режиме разгона или при дополнительном включении силовой цепи на перегоне.

В ходе экспериментальных исследований было установлено, что в реальных режимах эксплуатации реализуемые режимы нагружения СЭО не только не приводят к перегреву обмоток, но и в ряде случаев не способствуют просушиванию ТЭД, что существенно увеличивает вероятность пробоя изоляции, а следовательно уменьшает продолжительность работы силового привода тяговой единицы.

Список использованной литературы: ¡.Бочаров П. П. Теория вероятностей. Математическая статистика [Текст] / П. П. Бочаров, А. В. Печинкин. -М.: ФИЗМАТЛИТ, 2005. - 296 с.

2.Бондаренко В. Г. Теорiя ймовiрностей i математична статистика [Текст] / В. Г. Бондаренко, I. Ю. Кашвська, С. М. Парамонова. - К.: НТТУ «КП1», 2006. - 125 с.

-►

Рисунок 3 - Кривые нагревания и остывания ТЭД троллейбуса.

3. Шавкун В. М. Дiагностування тягових електричних машин електротранспорту / В. М. Шавкун // Восточно-европейский журнал передовых технологий. - Вып. 1/7(67), 2014. - С. 48 - 52.

4.Вукалович М. П. Термодинамика. Учебное пособие для вузов [Текст] / М. П. Вукалович, И. И. Новиков. -М.: Машиностроение, 1972. - 672 с.

5. Черкасский В. М. Насосы, вентиляторы, компрессоры. Учебник для теплоэнергетических специальностей вузов [Текст] / В. М. Черкасский. - М.: Энергоатомиздат, 1984. - 416 с.

© Шавкун В. М., Певная А. А., Уваров Б. О., 2015

УДК: 658.5.012.7

Шутова Ольга Александровна

Ст. преподаватель СГАУ им. Вавилова г. Саратов olga.shutowa@gmail.com Манукян Ани Фрунзеевна Студентка 3 курса СГАУ им. Вавилова г. Саратов Manukyananya@gmail.com

ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ПРИНЦИПОВ ХАССП НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Аннотация

В статье описываются проблемы внедрения системы ХАССП на предприятиях пищевой промышленности, рассматриваются возможные пути решения этой проблемы. Определены основные этапы внедрения концепции ХАССП, а также путем рассуждений определена необходимость определения критических контрольных точек на предприятия и их дальнейшего мониторинга.

Ключевые слова Безопасность, проблема, качество, система, ХАССП

15 февраля 2015 года закончился переходный период Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции.»

Согласно Статье 10 «Обеспечение безопасности пищевой продукции в процессе ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации» изготовитель должен разработать, внедрить и поддерживать процедуры, основанные на принципах ХАССП (в английской транскрипции НАССР) - системы управления безопасностью пищевых продуктов. В этой связи, все предприятия пищевой промышленности должны внедрить принципы системы ХАССП. С данным нововведением российские пищевые организации заметно «оживились»[2, ^14].

Успех предпринимательства в настоящее время является неразделимым с понятием управления качеством. Наличие разработанной и внедренной системы сертификации качества на предприятии, выданного аккредитованным органом по сертификации, является гарантом того, что выпускается доброкачественная и безопасная продукция. Уровень безопасности определяется не только при входном контроле сырья, но и в процессе всего технологического процесса.

В настоящее время технология производства продуктов питания становится более сложным процессом и требует строжайшего соблюдения технологической и производственной дисциплины, гигиенических правил, норм дозировки и т.д. Необходимо отметить, что высокие требования к качеству пищевых продуктов предъявляет и современный потребитель, который хочет не только хорошо и качественно питаться, но и быть уверенным в полной безопасности пищевых продуктов.

Внедрение ХАССП в России продолжается уже более пяти лет, но сертифицировано на сегодняшний

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.