Научная статья на тему 'Исследование влияния эксплуатационных факторов на динамические характеристики ТРДД при приемистости'

Исследование влияния эксплуатационных факторов на динамические характеристики ТРДД при приемистости Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
263
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — А. В. Попов

Представлены качественные и количественные показатели оценки изменения динамических свойств двухконтурного турбореактивного двигателя при проведении натурного эксперимента с изменением технического состояния элементов конструкции проточной части газодинамического стенда на базе Аи-25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Qualitative and quantitive characteristics of dynamic properties of double contour jet engine are presented experiment while the technical state of the flowing part design of the engine "Аи-25" gas dynamics stall change

Текст научной работы на тему «Исследование влияния эксплуатационных факторов на динамические характеристики ТРДД при приемистости»

УДК 629.735.083.06:075.8

А. В. Попов

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ФАКТОРОВ НА ДИНАМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТРДД ПРИ ПРИЕМИСТОСТИ

Аннотация: Представлены качественные и количественные показатели оценки изменения динамических свойств двухконтурного турбореактивного двигателя при проведении натурного эксперимента с изменением технического состояния элементов конструкции проточной части газодинамического стенда на базе Аи-25.

Опыт эксплуатации показывает, что газодинамическая устойчивость (ГДУ) компрессоров авиационных ГТД является одним из наиболее важных условий, определяющих уровень безопасности полетов. В настоящее время, с учетом специфики эксплуатации и конструктивных особенностей ряда двигателей, характерна такая неисправность, как снижение запаса газодинамической устойчивости. Снижение газодинамической устойчивости связано в первую очередь как с изменением геометрии элементов узлов проточной части, так и двигателя в целом. Изменение геометрии проточной части может быть связано с конструктивными и производственными факторами, наличием эксплуатационных факторов, а именно: износ спецслоя, погнутости, забоины, разбандажирование лопаток, отложение на лопатках, поверхности ротора и статора, коррозионный или эрозионный износ. Анализ статистических данных ТРДД Д-36 и Д-18Т ЗМКБ "Прогресс" указывает на то, что 70% от общего числа возникновения помпажа двигателя приходится на потерю газодинамической устойчивости на переходных процессах. Согласно [1] порядка 84 % от всего количества отказов и неисправностей, возникает на неустановившихся режимах роботы двигателя. Все большее внимание уделяется разработке методов диагностирования ГТД на переходных режимах, однако использование этих методов требует достаточной и необходимой контролепригодности двигателя, бортовых или наземных средств регистрации и контроля параметров рабочего процесса ГТД, необходима разработка адекватных математических моделей рабочего процесса и диагностических математических моделей, поиска и разработки новых диагностических признаков и комплекса параметров. Для качественной и количественной оценки влияния эксплуатационных факторов на динамические характеристики и газодинамический процесс работы ГТД в целом, были проведены исследования в математической среде МаАаЬ 6.5, используя данные эксперимента на газодинамическом стенде Аи-25.

Для двухвального ГТД условия совместной работы газогенератора описывается следующими

уравнениями [2, 3, 4].

Уравнение неразрывности в нестационарном потоке

Gr = Ge (1 + g т X1 - g отб - g охл )-AG -

(1)

где Ог - расход рабочего тела через сечение "Г" на входе в турбину; Ов - расход рабочего тела через сечение на входе в компрессор «В»; g т - относительный расход топлива; gотб, gохл - соответственно относительные расходы воздуха, отбираемые на самолетные нужды и охлаждение турбины;

АО = - увеличение (если > 0) или

Ув-Тд{ д

др

уменьшение (если — < 0) массы рабочего тела

содержащейся в объёме между сечениями на входе в компрессор и турбину, в единицу времени [5]; Р - плотность рабочего тела. Величина АО в уравнении (1) может быть представлена в виде

AG = ^ V dp

в- г .

(2)

где

dp dt

■ изменение во времени средней плотнос-

ти рабочего тела в рассматриваемом объёме; УВ _ Г - объём рабочего тела, заключенного между сечениями " В" и " Г". Уравнение (2) можно представить в виде

AG « 0,5VB-Г

Рв dPr

(3)

рг Л

Параметр АО можно разложить на составляющие, такие, как АО = АОк + АОкс..

Считая процесс в объеме компрессора близким к адиабатному, выразим связь между плотностью и давлением в дифференциальной форме [4], тогда для определения величины АОк можно воспользоваться уравнением (3), которое принимает вид

© А. В. Попов 2006 г.

ISSN 1727-0219 Вестникдвигателестроения № 1/2006

- 59 -

AG. « 0,3571M*dP*

PK dt

(4)

dPK

где —- - изменение во времени давления за ком-

dt

прессором.

AG* с = dM КС.

dt

Если принять во внимание, что Мк

(5)

Р К

1 ку к.с. *

RyT г

AGk

Кк

RrTr

dPK Р* dTr

dt

■■ \

T*dt

(6)

С использованием автоматической системы проектировании (САПР) КОМПАС 3D V6 Plus были получены значения объемов камеры сгорания, компрессора низкого давления и компрессора высокого давлении с некоторой допустимой погрешностью. Численное значение величины AG было получено из выражения

(

AG :

0,3571Кв-К Рс^ + Кк.с.

\

Рк

R г Тг j

dP*

dt

(7)

приемистости данного двигателя. Принимая во внимание вышесказанное, при расчете мощностей, моментов и расходов воздуха по контурам, параметром АО можно пренебречь. Для определения таких динамических характеристик как избыточные моменты роторов низкого и высокого давлений, постоянной времени роторов необходимо располагать значением регистрируемого параметра, как пвд = /(/). Значение безразмерной величины АМ, избыточного момента роторов двигателя определяем из выражения [2, 4]

[6], то уравнение (5) сводится к следующему виду

AM, = 6,28J

dn,

(8)

где Л р - полярный момент инерции ротора относительно оси вращения.

Постоянную времени роторов низкого и высокого давлений определяем по формуле [2, 4]

T, =-

-0,1046J г

AM,

(9)

На рис. 1, 2 представлены результаты вычисления динамических характеристик ТРДД с использованием термогазодинамических параметров, полученных при проведении эксперимента.

Получив значение АО можно сделать вывод, что этот параметр не оказывает существенного влияния в определении расхода рабочего тела при

Щ 2»

2С0 133. 1GC. 50 . I

/ г! \ \

i 1 V

/ \

1 ■■ \

3£(М 4500 SSM iSÜO 710

tlf^ сю.'ши

3iÜ0

ш

/

/ ч

/ v

г \

llu.L4iriDl

• IVM mnf lüjji; | IM I i y'i2< i

-Ofll

.OjCQ -0JÖ3 -Oöt -0J05 -OfS

/ N. Л :

L 1

11й ■ sx trri 1 !

'¿¡и.оС.'из>:

T о

-СШ5 .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-tun

-Ц015, -0Й25

r4r.Gt/M3H

aoo MIÜ iDDüo IIMD iscoo LIÜCC .¿OOC г

Рис. 1. Изменение динамических характеристик при исходном состоянии ТРДД: а - значение избыточного крутящего момента ротора низкого давления АМнд, б - значение избыточного крутящего момента ротора высокого давления АМвд , в - значение постоянной времени ротора низкого давления Тнд , г - значение постоянной времени ротора высокого давления Твд

шт

A'"^'-—- N

j \ % V

■ /' - r. L \

Щ \ г i!

I i

50£0 ¡LiCiftj J10X L2CG0 130ОО14:ЙС щ

Г.« ,Г t/lvn-JH

Рис. 2. Изменение динамических свойств ТРДД с неисправностью: а - значение избыточного крутящего момента ротора низкого давления АМнд, б - значение избыточного крутящего

момента ротора высокого давления АМвд; 1 - повреждение элементов конструкции проточной части КВД, 2 - повреждение элементов конструкции проточной части КНД, 3 - повреждение элементов конструкции проточной

части ТНД, 4 - неисправность топливных форсунок

Исследуя поведение изменения динамических характеристик Тнд, Твд, АМнд, АМвд , можно прийти к выводу, что наибольшее влияние на динамические свойства двигателя при приемистости оказывают такие неисправности, как повреждение проточной части КВД, при этом наибольшая чувствительность проявляется у характеристики АМвд = /(пвд). Поэтому необходимо проводить дальнейшие исследования с целью оценки характера поведения коэффициентов усиления, степени устойчивости системы, постоянной времени и газодинамической устойчивости в целом. Перечисленные параметры могут быть использованы в качестве диагностических признаков при разработке диагностической модели оценки технического состояния проточной части ТРДД.

Список литературы

1. Зарубежный опыт//Воздушный транспорт. Экспресс информация. - 1988. - № 19 -С. 6-14.

2. Дмитриев С.А., Ратинский В.В., Шаабдиев С.Ш.

Исследование переходных процессов в двух-контурных двигателях при повреждении элементов проточной части // Промышленная теплотехника. - К.: 1998, т. 20, №6, - С. 42-44.

3. Сосунов В.А, Литвинов Ю.А. Неустановившиеся режимы работы авиационных газотурбинных двигателей. - М.: Машиностроение, 1975.

- 216 с.

4. Панин В.В. Газодинамическая устойчивость компрессоров авиационных ГТД. - Киев: КМУ-ГА, 1998. - 152с.

5. Станюкович К.П. Неустановившееся движение сплошной среды. - М.: Наука, 1971. - 854 с.

6. Добрянский Г.В., Мартьянова Т.С. Динамика авиационных ГТД. - М.: Машиностроение, 1989.

- 240 с.

Поступила в редакцию 13.03.2006 г.

Анота^я: Наведен1 яксн та ктьюсн1 показники оцнки зм ¡ни динам1чних властивостей двоконтурного турбореактивного двигуна при проведенн i натурного експерименту ¡з зм ¡ною техн ¡чного стану елемент ¡в конструкцУ проточно!' частини газодинамiчного стенду на баз '\ АШ1-25.

Abstract: Qualitative and quantitive characteristics of dynamic properties of double contour jet engine are presented experiment while the technical state of the flowing part design of the engine "Аи-25" gas dynamics stall change.

ISSN 1727-0219 Вестникдвигателестроения № 1/2006

61

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.