УДК 629.735.083.06:075.8
А. В. Попов
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ФАКТОРОВ НА ДИНАМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТРДД ПРИ ПРИЕМИСТОСТИ
Аннотация: Представлены качественные и количественные показатели оценки изменения динамических свойств двухконтурного турбореактивного двигателя при проведении натурного эксперимента с изменением технического состояния элементов конструкции проточной части газодинамического стенда на базе Аи-25.
Опыт эксплуатации показывает, что газодинамическая устойчивость (ГДУ) компрессоров авиационных ГТД является одним из наиболее важных условий, определяющих уровень безопасности полетов. В настоящее время, с учетом специфики эксплуатации и конструктивных особенностей ряда двигателей, характерна такая неисправность, как снижение запаса газодинамической устойчивости. Снижение газодинамической устойчивости связано в первую очередь как с изменением геометрии элементов узлов проточной части, так и двигателя в целом. Изменение геометрии проточной части может быть связано с конструктивными и производственными факторами, наличием эксплуатационных факторов, а именно: износ спецслоя, погнутости, забоины, разбандажирование лопаток, отложение на лопатках, поверхности ротора и статора, коррозионный или эрозионный износ. Анализ статистических данных ТРДД Д-36 и Д-18Т ЗМКБ "Прогресс" указывает на то, что 70% от общего числа возникновения помпажа двигателя приходится на потерю газодинамической устойчивости на переходных процессах. Согласно [1] порядка 84 % от всего количества отказов и неисправностей, возникает на неустановившихся режимах роботы двигателя. Все большее внимание уделяется разработке методов диагностирования ГТД на переходных режимах, однако использование этих методов требует достаточной и необходимой контролепригодности двигателя, бортовых или наземных средств регистрации и контроля параметров рабочего процесса ГТД, необходима разработка адекватных математических моделей рабочего процесса и диагностических математических моделей, поиска и разработки новых диагностических признаков и комплекса параметров. Для качественной и количественной оценки влияния эксплуатационных факторов на динамические характеристики и газодинамический процесс работы ГТД в целом, были проведены исследования в математической среде МаАаЬ 6.5, используя данные эксперимента на газодинамическом стенде Аи-25.
Для двухвального ГТД условия совместной работы газогенератора описывается следующими
уравнениями [2, 3, 4].
Уравнение неразрывности в нестационарном потоке
Gr = Ge (1 + g т X1 - g отб - g охл )-AG -
(1)
где Ог - расход рабочего тела через сечение "Г" на входе в турбину; Ов - расход рабочего тела через сечение на входе в компрессор «В»; g т - относительный расход топлива; gотб, gохл - соответственно относительные расходы воздуха, отбираемые на самолетные нужды и охлаждение турбины;
АО = - увеличение (если > 0) или
Ув-Тд{ д
др
уменьшение (если — < 0) массы рабочего тела
содержащейся в объёме между сечениями на входе в компрессор и турбину, в единицу времени [5]; Р - плотность рабочего тела. Величина АО в уравнении (1) может быть представлена в виде
AG = ^ V dp
в- г .
(2)
где
dp dt
■ изменение во времени средней плотнос-
ти рабочего тела в рассматриваемом объёме; УВ _ Г - объём рабочего тела, заключенного между сечениями " В" и " Г". Уравнение (2) можно представить в виде
AG « 0,5VB-Г
Рв dPr
(3)
рг Л
Параметр АО можно разложить на составляющие, такие, как АО = АОк + АОкс..
Считая процесс в объеме компрессора близким к адиабатному, выразим связь между плотностью и давлением в дифференциальной форме [4], тогда для определения величины АОк можно воспользоваться уравнением (3), которое принимает вид
© А. В. Попов 2006 г.
ISSN 1727-0219 Вестникдвигателестроения № 1/2006
- 59 -
AG. « 0,3571M*dP*
PK dt
(4)
dPK
где —- - изменение во времени давления за ком-
dt
прессором.
AG* с = dM КС.
dt
Если принять во внимание, что Мк
(5)
Р К
1 ку к.с. *
RyT г
AGk
Кк
RrTr
dPK Р* dTr
dt
■■ \
T*dt
(6)
С использованием автоматической системы проектировании (САПР) КОМПАС 3D V6 Plus были получены значения объемов камеры сгорания, компрессора низкого давления и компрессора высокого давлении с некоторой допустимой погрешностью. Численное значение величины AG было получено из выражения
(
AG :
0,3571Кв-К Рс^ + Кк.с.
\
Рк
R г Тг j
dP*
dt
(7)
приемистости данного двигателя. Принимая во внимание вышесказанное, при расчете мощностей, моментов и расходов воздуха по контурам, параметром АО можно пренебречь. Для определения таких динамических характеристик как избыточные моменты роторов низкого и высокого давлений, постоянной времени роторов необходимо располагать значением регистрируемого параметра, как пвд = /(/). Значение безразмерной величины АМ, избыточного момента роторов двигателя определяем из выражения [2, 4]
[6], то уравнение (5) сводится к следующему виду
AM, = 6,28J
dn,
(8)
где Л р - полярный момент инерции ротора относительно оси вращения.
Постоянную времени роторов низкого и высокого давлений определяем по формуле [2, 4]
T, =-
-0,1046J г
AM,
(9)
На рис. 1, 2 представлены результаты вычисления динамических характеристик ТРДД с использованием термогазодинамических параметров, полученных при проведении эксперимента.
Получив значение АО можно сделать вывод, что этот параметр не оказывает существенного влияния в определении расхода рабочего тела при
Щ 2»
2С0 133. 1GC. 50 . I
/ г! \ \
i 1 V
/ \
1 ■■ \
3£(М 4500 SSM iSÜO 710
tlf^ сю.'ши
3iÜ0
ш
/
/ ч
/ v
г \
llu.L4iriDl
• IVM mnf lüjji; | IM I i y'i2< i
-Ofll
.OjCQ -0JÖ3 -Oöt -0J05 -OfS
/ N. Л :
L 1
11й ■ sx trri 1 !
'¿¡и.оС.'из>:
T о
-СШ5 .
-tun
-Ц015, -0Й25
r4r.Gt/M3H
aoo MIÜ iDDüo IIMD iscoo LIÜCC .¿OOC г
Рис. 1. Изменение динамических характеристик при исходном состоянии ТРДД: а - значение избыточного крутящего момента ротора низкого давления АМнд, б - значение избыточного крутящего момента ротора высокого давления АМвд , в - значение постоянной времени ротора низкого давления Тнд , г - значение постоянной времени ротора высокого давления Твд
шт
A'"^'-—- N
j \ % V
■ /' - r. L \
Щ \ г i!
I i
50£0 ¡LiCiftj J10X L2CG0 130ОО14:ЙС щ
Г.« ,Г t/lvn-JH
Рис. 2. Изменение динамических свойств ТРДД с неисправностью: а - значение избыточного крутящего момента ротора низкого давления АМнд, б - значение избыточного крутящего
момента ротора высокого давления АМвд; 1 - повреждение элементов конструкции проточной части КВД, 2 - повреждение элементов конструкции проточной части КНД, 3 - повреждение элементов конструкции проточной
части ТНД, 4 - неисправность топливных форсунок
Исследуя поведение изменения динамических характеристик Тнд, Твд, АМнд, АМвд , можно прийти к выводу, что наибольшее влияние на динамические свойства двигателя при приемистости оказывают такие неисправности, как повреждение проточной части КВД, при этом наибольшая чувствительность проявляется у характеристики АМвд = /(пвд). Поэтому необходимо проводить дальнейшие исследования с целью оценки характера поведения коэффициентов усиления, степени устойчивости системы, постоянной времени и газодинамической устойчивости в целом. Перечисленные параметры могут быть использованы в качестве диагностических признаков при разработке диагностической модели оценки технического состояния проточной части ТРДД.
Список литературы
1. Зарубежный опыт//Воздушный транспорт. Экспресс информация. - 1988. - № 19 -С. 6-14.
2. Дмитриев С.А., Ратинский В.В., Шаабдиев С.Ш.
Исследование переходных процессов в двух-контурных двигателях при повреждении элементов проточной части // Промышленная теплотехника. - К.: 1998, т. 20, №6, - С. 42-44.
3. Сосунов В.А, Литвинов Ю.А. Неустановившиеся режимы работы авиационных газотурбинных двигателей. - М.: Машиностроение, 1975.
- 216 с.
4. Панин В.В. Газодинамическая устойчивость компрессоров авиационных ГТД. - Киев: КМУ-ГА, 1998. - 152с.
5. Станюкович К.П. Неустановившееся движение сплошной среды. - М.: Наука, 1971. - 854 с.
6. Добрянский Г.В., Мартьянова Т.С. Динамика авиационных ГТД. - М.: Машиностроение, 1989.
- 240 с.
Поступила в редакцию 13.03.2006 г.
Анота^я: Наведен1 яксн та ктьюсн1 показники оцнки зм ¡ни динам1чних властивостей двоконтурного турбореактивного двигуна при проведенн i натурного експерименту ¡з зм ¡ною техн ¡чного стану елемент ¡в конструкцУ проточно!' частини газодинамiчного стенду на баз '\ АШ1-25.
Abstract: Qualitative and quantitive characteristics of dynamic properties of double contour jet engine are presented experiment while the technical state of the flowing part design of the engine "Аи-25" gas dynamics stall change.
ISSN 1727-0219 Вестникдвигателестроения № 1/2006
61