Исследование влияния дисперсного армирования модифицированным базальтовым микроволокном на прочностные свойства цементного
раствора
Т.К. Белова, В.А. Гурьева, В.И. Турчанинов Оренбургский государственный университет
Аннотация: Рассматривается влияние дисперсного армирования модифицированным базальтовым микроволокном (МБМ) на прочностные свойства цементных растворов. Изучено влияние МБМ на прочностные свойства и подвижность растворных смесей различных составов с равным водоцементным отношением и растворных смесей нормальной консистенции. В результате ввода в состав масс модифицированной микрофибры получен искусственный камень с улучшенными прочностными характеристиками (предел прочности при изгибе и сжатии), что свидетельствует о целесообразности введения таких микроволокон в растворные смеси. Однако при этом значительно снижается подвижность смесей, что требует введения пластификатора. Результаты испытаний указывают на целесообразность применения модифицированной базальтовой микрофибры в строительном производстве как компонента при разработке высокопрочных тонкодисперсных отделочных и гидроизоляционных составов. Ключевые слова: дисперсное армирование, модифицированная микрофибра, самоармирование цементного камня, прочностные свойства, нанодобавка.
В настоящее время дисперсное армирование бетонов и растворов волокнами продолжает получать все более широкое распространение [1, 2]. Номенклатура искусственных волокон-фибр весьма обширна, однако наиболее распространены по сравнению с другими четыре вида армирующих волокнистых материалов: стальные, стеклянные, базальтовые волокна и волокна на основе полипропилена. «Упрочнение бетонов и растворов данными волокнами основывается на предположении, что материал бетонной матрицы передает волокнам приложенную нагрузку посредством касательных сил, действующих на поверхности раздела» [3], следовательно, на эффективность дисперсного армирования оказывает влияние отношение модулей упругости материалов фибр по отношению к материалу матрицы.
В последнее время в связи с развитием нанотехнологий оформилось новое направление в дисперсном армировании бетонов и растворов -
динамическое дисперсное самоармирование цементного камня [4]. В отличие от традиционного метода дисперсного армирования волокнами данный метод основан на предположении, что введение в растворную смесь наномодифицированных дисперсно-упрочняющих заполнителей приводит к росту в составе цементного камня протяженных кристаллических структур длиной в сотни микрометров, что приводит к соответствующему упрочнению цементного камня на основе таких нанодобавок.
В качестве таких дисперсно-упрочняющих заполнителей могут служить базальтовая микрофибра, углеродные микроволокна, модифицированные фуллероидами, нанотрубками, астраленами и др. кластерами углерода. Данные кластеры являются разновидностями аллотропических модификаций углерода [5], которые при введении в растворную смесь играют роль зародышей структурообразования, наноармирующего элемента, центров зонирования новообразований в матрице [6].
Также в работах [7, 8] отмечается, что углеродные наноматериалы способны изменять микроструктуру минеральной цементной матрицы за счет увеличения содержания гидросиликатов кальция повышенной плотности и снижения пористости.
Таким образом, с одной стороны микрофибра сохраняет свои достоинства как удобный для дисперсного армирования материал, а с другой стороны, каждое отдельное волокно в процессе созревания бетона «разрастается» в направлении расположения этого конкретного волокна, усиливая эффекты дисперсного армирования [9].
Технология динамического дисперсного армирования бетонов и растворов является одним из возможных «нано» инструментов для создания высококачественных бетонов и растворов.
Целью работы явилось исследование прочностных свойств цементных растворов, армированных модифицированной микрофиброй. В качестве такой микрофибры применяли модифицированную базальтовую микрофибру (далее МБМ) производства ООО «НТЦ прикладных нанотехнологий», ее основные параметры представлены в таблице 1.
Для изготовления цементных образцов в качестве вяжущего применялся портландцемент ЦЕМ I 42,5Н производства ООО «Южноуральская Горно-перерабатывающая Компания», соответствующий требованиям ГОСТ 31108-2003 «Цементы общестроительные. Технические условия». В качестве мелкого заполнителя использован природный песок Архиповского месторождения, расположенного в Оренбургской области, отвечающий требованиям ГОСТ 8736 «Песок для строительных работ. Технические условия». Для регулирования свойств растворной смеси использовался суперпластификатор Sika ViscoCrete 20 Gold по ТУ 2493-00913613997-2011. Для затворения смеси применялась питьевая вода, отвечающая требованиям ГОСТ 23732-79 «Вода для бетонов и растворов. Технические условия».
Таблица 1
Основные параметры МБМ
№ п/п Параметр Значение
1 Средний диаметр волокна, мкм 8-10
2 Средняя длина волокна, мкм 100-500
3 Насыпная плотность, не более, т/м 0,45
4 Влажность, не более, % 2
5 Органическая часть по массе, не более, % 2
6 Цвет желто-коричневый
астралены,
7 Наномодификатор водорастворимые аддукты углеродных нанокластеров
Прочностные свойства цементного раствора (предел прочности при изгибе и сжатии) определялись в соответствии с ГОСТ 310.4 - 81 «Цементы. Методы определения прочности при изгибе и сжатии». Подвижность растворной смеси оценивалась по диаметру расплыва стандартного конуса диаметром 100 мм.
С целью изучения влияния МБМ на прочностные свойства цементного раствора проведены лабораторные испытания четырех составов раствора с равным водоцементным отношением: контрольный (без МБМ и добавок); с МБМ; с добавкой суперпластификатора; с добавкой суперпластификатора и МБМ. Составы растворных смесей представлены в таблице 2.
Предел прочности при изгибе вычислялся как среднее арифметическое значение двух наибольших результатов испытания трех образцов в возрасте 7 суток. Предел прочности при сжатии в соответствии с ГОСТ 310.4-81 вычислялся как среднее арифметическое значение четырех наибольших результатов испытания 6 образцов. Предел прочности в возрасте 28 суток получен путем пересчета предела прочности в возрасте 7 суток по логарифмической зависимости.
Результаты испытаний образцов приведены в таблице 3.
Таблица 2
Составы растворных смесей
№ состава В/Ц цемент, части песок, части МБМ, % от массы вяжущего Суперпластификатор, % от массы вяжущего
1 0,5 1 3 0 0
2 0,5 1 3 1 0
3 0,5 1 3 0 1
4 0,5 1 3 1 1
Анализ результатов исследований, представленных в таблице 3, показывает, что растворные образцы, армированные модифицированной
базальтовой микрофиброй (состав № 2), имеют повышенные прочностные свойства: прочность при изгибе повысилась на 8 %, а прочность при сжатии повысилась на 11 % по сравнению с контрольным составом без МБМ и добавок. Аналогично, сравнивая образцы с добавлением суперпластификтора (составы 3 и 4), можно сделать вывод о том, что прочность при сжатии армированных образцов повысилась на 7,4 %, однако прочность при изгибе понизилась на 3 %. Пониженная прочность 3 и 4 составов в сравнении с составами 1 и 2 объясняется избыточным количеством воды за счет повышения подвижности растворных смесей при вводе суперпластификатора.
Таблица 3
Результаты испытаний
№ состава Предел прочности в возрасте 7 суток, кгс/см2 Предел прочности при сжатии в возрасте 28 суток, кгс/см2 Диаметр расплыва конуса, мм
при изгибе при сжатии
1 70 257,2 437,24 109
2 75,5 285 484,50 103
3 69 228,4 388,28 155
4 67 245,2 416,84 144
В исследованиях также была определена подвижность растворных смесей. Результаты испытаний показали, что при введении МБМ в массы значительно снижается их подвижность (таблица 3). Регулирование данного показателя может осуществляться вводом суперпластификатора.
Дальнейшие исследования проводились на цементно-песчаных растворах нормальной консистенции с добавками МБМ и суперпластификатора.
Составы смесей и результаты физико-механических испытаний образцов приведены в таблицах 4 и 5.
Таблица 4
Составы растворных смесей
№ В/Ц цемент, песок, МБМ, % от массы вяжущего Суперпласти фикатор, %
состава части части от массы вяжущего
5 0,43 1 3 0 1
6 0,45 1 3 1 1
Таблица 5
Результаты испытаний
Предел прочности в возрасте 7 Предел прочности Расплыв
№ суток, кгс/см2 при сжатии в конуса,
состава возрасте 28 суток, мм
при изгибе при сжатии кгс/см2
5 75,15 400,8 681,36 106
6 77,5 356,8 606,56 111
Как видно из результатов испытаний, представленных в таблице 5, снижение водопотребности цементно-песчаных растворов до значений, соответствующих нормальной консистенции, приводит к резкому повышению прочности растворов. Некоторое снижение прочности при сжатии образцов с добавкой МБМ в сравнении с бездобавочным вариантом объясняется большим В/Ц и подвижностью растворной смеси состава 6 по сравнению с составом 5 и, следовательно, большей пористостью цементного камня состава 6. Но прочность при изгибе повышается, что свидетельствует о проявлении армирующего воздействия микрофибры.
Следует отметить, что бетон и строительный раствор, представляющий собой песчаный бетон, характеризуются конгломератной структурой со значительным количеством пор и пустот, снижающих прочностные характеристики материала. Таким образом, их прочность в значительной степени зависит от характера макроструктуры бетона. Астралены, вводимые
совместно с МБМ, влияют на тонкую структуру цементного камня, т.е. на микроструктуру. Поэтому наибольший эффект от их использования следует ожидать при вводе их в состав тонкодисперсных композиций, таких как финишные отделочные составы и т.п. Причем, как отмечают ученые [10], наибольший эффект от использования МБМ достигается за счет снижения расхода суперпластификаторов при вводе астраленов.
Таким образом, результаты предварительных исследований:
1. Подтверждают целесообразность введения модифицированной базальтовой микрофибры в цементные растворы с целью их дисперсного армирования;
2. Свидетельствуют о повышении прочностных характеристик цементно-песчаного камня;
3. Свидетельствуют об уменьшении подвижности растворной смеси и возникновении трудности перемешивания.
4. Указывают на целесообразность при внедрении МБМ в строительное производство основной акцент сместить на разработку высокопрочных тонкодисперсных отделочных и гидроизоляционных составов.
Литература
1. Страданченко С.Г., Плешко М.С., Армейсков В.Н. Разработка эффективных составов фибробетона для подземного строительства // Инженерный вестник Дона, 2013, №4 URL: ivdon.ru/magazine/archive/n4y2013/1995/.
2. Моргун В.Н., Пушенко О.В. О структуре фибропенобетонов // Инженерный вестник Дона, 2012, №3 URL: ivdon.ru/magazine/archive/n3y2012/955/.
3. Рабинович Ф.Н. Дисперсно армированные бетоны. М: Стройиздат, 1989. 176 с.
4. Фаликман В.Р. Наноматериалы и нанотехнологии в современных бетонах // Промышленное и гражданское строительство. 2013. №1. С. 31-34.
5. Булярский С.В. Углеродные нанотрубки: технология, управление свойствами, применение. Ульяновск: ООО «Стрежень», 2011. 478 с.
6. Алаторцева У.В. Конструкционные сталефибробетоны, модифицированные комплексными углеродными микро- и наноразмерными добавками :дис. ... канд. техн. наук: 05.23.05. Волгоград, 2011. 151 с.
7. Shan S.P., Konsta-Gdoutos M.S., Metaxa Z.S., Mondal P. Nanoscale modification of cementious materials. Proceeding of the Third International symposium on nanotechnology in construction. Springer, 2009, pp. 125-130.
8. Konsta-Gdoutos M.S., Metaxa Z.S., Shan S.P. Nanoimaging of highly dispersed carbon nanotube reinforced cement based materials / Seventh International RJLEM Symposium on Fibre Reinforced Concrete: Design and Applications, Chennai, India, 2008, pp. 125-131.
9. Пономарев А.Н. Высококачественные бетоны. Анализ возможностей и практика использования методов нанотехнологии // Инженерно-строительный журнал. 2009. №6. С. 25-33.
10. Ваучский М.Н. Нанобетон: мифы и реальность // Стройпрофиль. 2007, №8 URL: stroyprofile.com/archive/2889.
References
1. Stradanchenko S.G., Pleshko M.S., Armeyskov V.N. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2013, №4 URL: ivdon.ru/magazine/archive/n4y2013/1995/.
2. Morgun V.N., Pushenko O.V. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2012, №3 URL: ivdon.ru/magazine/archive/n3y2012/955/.
3. Rabinovich F.N. Dispersno armirovannye betony [Dispersion reinforced concrete]. M: Stroyizdat, 1989. 176 p.
4. Falikman V.R. Promyshlennoe i grazhdanskoe stroitel'stvo. 2013. №1. pp. 31-34.
5. Bulyarskiy S.V. Uglerodnye nanotrubki: tekhnologiya, upravlenie svoystvami, primenenie [Carbon nanotubes: technology, management properties, application]. Ul'yanovsk: OOO «Strezhen'», 2011. 478 p.
6. Alatortseva U.V. Konstruktsionnye stalefibrobetony, modifitsirovannye kompleksnymi uglerodnymi mikro- i nanorazmernymi dobavkami [Structural dispersion reinforced concrete modified complex carbon micro and nanoscale additives]. : dis. ... kand. tekhn. nauk: 05.23.05. Volgograd, 2011. 151 p.
7. Shan S.P., Konsta-Gdoutos M.S., Metaxa Z.S., Mondal P. Nanoscale modification of cementious materials. Proceeding of the Third International symposium on nanotechnology in construction. Springer, 2009, pp. 125-130.
8. Konsta-Gdoutos M.S., Metaxa Z.S., Shan S.P. Nanoimaging of highly dispersed carbon nanotube reinforced cement based materials. Seventh International RJLEM Symposium on Fibre Reinforced Concrete: Design and Applications, Chennai, India, 2008, pp. 125-131.
9. Ponomarev A.N. Inzhenerno-stroitel'nyy zhurnal. 2009. №6. pp. 25-33.
10. Vauchskiy M.N. Stroyprofil'. 2007, №8 URL: stroyprofile .com/archive/2889.