Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ ГОРОДСКИХ АГЛОМЕРАЦИЙ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА: НА ПРИМЕРЕ ХАБАРОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ'

ИССЛЕДОВАНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ ГОРОДСКИХ АГЛОМЕРАЦИЙ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА: НА ПРИМЕРЕ ХАБАРОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
180
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАЛЬНИЙ ВОСТОК / АГЛОМЕРАЦИЯ / ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / СИСТЕМА РАССЕЛЕНИЯ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Задвернюк Людмила Валерьевна, Тюкавкина Ирина Леонидовна

В исследовании поднимается проблема устойчивости градостроительных систем Хабаровского края в условиях постиндустриального развития. Исторические особенности заселения края привели к очаговой форме территориальной системы расселения. Выделяются несколько городов, имеющие совершенно разный градоформирующий, демографический, ресурсный потенциал. В условиях демографического сжатия Дальнего Востока и указанной специфики городов стратегия дальнейшего развития каждого из его населенных пунктов должна учитывать как в целом специфику региона, так и специфику каждого конкретного места. Необходимость поиска основ структуроформирования системы расселения в пределах отдельной агломерации диктуется общемировыми тенденциями в градостроительстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF SUSTAINABILITY OF URBAN AGGLOMERATIONS OF THE FAR EAST: ON THE EXAMPLE OF THE KHABAROVSK URBAN AGGLOMERATION

The study raises the problem of sustainability of urban planning systems in the Khabarovsk Territory in the context of post-industrial development. The historical features of the settlement of the region led to a focal form of the territorial system of settlement. There are several cities that have completely different city-forming, demographic, and territorial potential. In the context of the demographic contraction of the Far East and the indicated specifics of cities, the strategy for the further development of each of its settlements should take into account both the specifics of the region as a whole and the specifics of each specific place. The need to search for the foundations of the structure formation of the settlement system within a separate agglomeration is dictated by global trends in urban planning.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ ГОРОДСКИХ АГЛОМЕРАЦИЙ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА: НА ПРИМЕРЕ ХАБАРОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ»

СОЦИОЛОГИЯ: ТЕОРИЯ, ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ, СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ

Исследование устойчивости городских агломераций Дальнего Востока: на примере Хабаровской городской агломерации

Задвернюк Людмила Валерьевна,

кандидат архитектуры, доцент, кафедра «Архитектура и урбанистика» Тихоокеанского государственного университета E-mail: lusyzadver@mail.ru

Тюкавкина Ирина Леонидовна,

старший преподаватель, кафедра «Архитектура и урбанистика» Тихоокеанского государственного университета E-mail: tiuka@yandex.ru

В исследовании поднимается проблема устойчивости градостроительных систем Хабаровского края в условиях постиндустриального развития. Исторические особенности заселения края привели к очаговой форме территориальной системы расселения. Выделяются несколько городов, имеющие совершенно разный градоформирующий, демографический, ресурсный потенциал. В условиях демографического сжатия Дальнего Востока и указанной специфики городов стратегия дальнейшего развития каждого из его населенных пунктов должна учитывать как в целом специфику региона, так и специфику каждого конкретного места. Необходимость поиска основ структуроформирования системы расселения в пределах отдельной агломерации диктуется общемировыми тенденциями в градостроительстве.

Ключевые слова: Дальний Восток, агломерация, градостроительное развитие, система расселения, устойчивое развитие

Введение. В условиях Дальнего Востока с ярко выраженной дифференциацией населенных пунктов по размеру, людности, основной функциональной ориентации формирование систем расселения на разных иерархических уровнях демонстрирует совершенно разные особенности, носящие специфический характер для каждого населенного пункта. Агломерирование приводит к нарастанию процессов углубления пространственного неравенства. Происходит рост центра за счет периферии. При этом проблемы взаимного развития поселений, входящих в агломерацию, касаются не только распределения населения, но и рационального совместного использования межсе-ленных территорий. Развитие транспортной инфраструктуры, организация рекреации, сохранение экологического каркаса, сельское хозяйство, лесное хозяйство требует поиска баланса, обеспечивающего общее качество среды обитания. Исследовать процессы развития агломерационных форм расселения в условиях Дальнего Востока важно с позиций возможных рисков и конфликтов, а также с позиций рационального формирования функционально-пространственных и планировочных взаимосвязей и их ресурсов, позволит сформулировать оптимальную модель ее развития.

На сегодняшний день процессы агломерирования на Дальнем Востоке рассматриваются в основном с точки зрения географии, экономики, социологии [1]. С точки зрения градостроительного планирования территории необходимо подробно рассмотреть пространственные взаимосвязи различных функциональных процессов в зоне влияния городской агломерации, в т.ч. учесть возможность организации аграрных продуктивных ландшафтов как часть территории города.

Специфика Хабаровской городской агломерации в том, что поселения тяготеющие к городу-центру исторически складывались как сельские, что характерно для городов Дальнего Востока в целом. Город фактически оказался в кольце сельскохозяйственных угодий, препятствующих территориальному росту. В настоящее время численность г. Хабаровска показывает незначительную положительную динамику, но ожидать экстенсивного роста города пока рано. При этом существует тенденция формирования субурбий, являющихся по сути способом расселения горожан. Также можно отметить, что современное сельское хо-

сз о

о Л о

о сз о в

зяйство не обеспечивает все население поселков Хабаровского района местами приложения труда. Работая в городе жители поселков становятся фактически горожанами. При этом пространственная среда сельских населенных пунктов демонстрирует явные отличия от городской, появляются проблемы социальной сегрегации.

Одна из причин захвата территории агломерации субурбиями является трансформация ее сельскохозяйственной функции. Однако кроме сельского хозяйства поселения и селитьбы агломерации выполняют и иные функции (рекреационную, туристическую, оздоровительную, производственную). И в настоящее время проблема территориально-пространственной и функциональной организации территорий Хабаровской городской агломерации заключается в поиске наиболее оптимальной формы для сохранения устойчивости всей системы.

Актуальность исследовательской проблематики прежде всего заключается в поиске устойчивых форм расселения в условиях Дальнего Востока. Процессы агломерирования населенных пунктов характерны и для рассматриваемого региона. В стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 г. [2] агломерационные формы развития позиционируются как основные элементы территориальной организации государства. При этом можно отметить, что формирование агломераций это не однозначный процесс, имеющий различные формы и проявления в зависимости от специфики региона. Необходимость уточнения характеристики агломерационных процессов на Дальнем Востоке России, это важно для совершенствования управления пространственным развитием [1].

Особенности градостроительного развития Дальнего Востока. Дальний Восток осваивался Россией с XVII в. В данном случае пространственно это современные территории Якутии, Магаданской области, Чукотки, Камчатки, Амурской области, Хабаровского и Приморского краев, о. Сахалин. Это крайние восточные земли Евразийского материка. Освоение шло неравномерно, т.е. южные части Дальнего Востока (Амурская область, Хабаровский край, Приморский край) интенсивно начали осваиваться с середины XIX в., тогда как в Якутии первые поселения возникли на самом раннем этапе освоения. Несмотря на то, что за более чем два века градостроительные приемы претерпели значительные изменения от строительства деревянных острогов, до строительства городов с регулярной планировкой и каменными зданиями [4], характер освоения территории не менялся. Каркас системы расселения держался на отдельных населенных пунктах, таких как Якутск, позднее добавились Анадырь, Охотск, е Петропавловск-Камчатский и др., и еще позднее М Благовещенск, Хабаровск, Владивосток. й Интерес Российского государства к Дальнему ° Востоку был, прежде всего, как к ресурсной ба-ав зе. Первоначально это была добыча пушнины.

С XIX в. большой интерес стала вызывать добыча драгоценных металлов, а также леса, рыбы и морепродуктов. Крайняя восточная граница государства проходила по побережью Охотского моря, что вызывало интерес и в развитии торговли с Японией, Америкой. Это же обстоятельство делало восточную границу России уязвимой в стратегическом отношении. Соответственно освоение Дальнего Востока в большей степени носило военный характер. Условия ведения сельского хозяйства не являлись достаточно благоприятными для самообеспечения продуктами питания, особенно в отношении выращивания зерновых культур. Сельскохозяйственное население концентрировалось вокруг городов центров. Сформировалась очаговая система расселения.

С развитием путей сообщения, стала развиваться линейная система расселения вдоль транспортных коридоров, таких как Якутский, Охотский, Аянский тракты, позднее Сибирский тракт, р. Амур, позднее железнодорожная магистраль (Транссиб). Таким образом к началу XX в. на Дальнем Востоке сложилась сеть городов и сельскохозяйственных поселений, обладавшая своей уникальной спецификой. Города, возникающие преимущественно как военные посты, окруженные поселками, где не было дворянских усадеб и крепостных крестьян, становились важными центрами - стратегическими, культурными, образовательными.

Дальний Восток в первой половине XX в. развивался за счет активной индустриализации как в целом страны, так и отдельно как регион, к которому было большое внимание из-за его стратегического пограничного положения. Была недостаточная хозяйственная зрелость и освоенность по историческим причинам. И хотя в 30-ее гг. был сделан большой скачок в развитии промышленности и городов, опасность соседства капиталистической Японии и режима Маньчжоу-го предопределило размещение производительных сил в пространстве региона.

Основные обжитые районы страны располагались к западу от Урала, в предвоенные годы качественное развитие получила и Западная Сибирь. Территории восточнее Енисея все еще представляла собой очаговое расселения. Большие расстояния мешали комплексному освоению всей территории. Наиболее удобная для связи с развитыми территориями страны южная часть Дальнего Востока все же находилась очень далеко от центральных областей. Соответственно организация промышленного производства на масштаб всей страны было не рентабельно с точки зрения перевозок. Это же обстоятельство определяло и нерентабельность завоза всех необходимых товаров. Поэтому упор в развитии промышленности, а следовательно и городов делался на развитие собственного потребления и поддержания обороноспособности. В этом были и плюсы и минусы. Многое необходимо было завозить в т.ч. продукты питания. Те немногие относительно плодород-

ные почвы не обеспечивали всех продовольственных потребностей. Однако наличие богатых естественных ресурсов - морских, минеральных вызывала большой в т.ч. стратегический интерес для освоения, минус был в том, что транспортировка этих ресурсов не делала производство достаточно рентабельным. Уже на тот момент было ясно, что некоторые добывающие отрасли необходимо ориентировать на внешний рынок (рыбо- и лесозаготовки).

Наибольшее территориальное распространение приобрела отрасль добычи и переработки рыбы и других морских ресурсов (что было также и в царское время). Отрасль поддерживалась портами и рыбоперерабатывающей промышленностью. Лесная отрасль тоже развивалась, много леса шло на экспорт, что на тот момент вызывало диспропорцию, больше вывозилось чем обрабатывалось. Горнорудная промышленность испытывала затруднение, т.к. основная переработка была за пределами региона. Угольная промышленность и сельское хозяйство были не профилирующими, а обеспечивающими (обслуживающими). Транспорт и особенно речной и морской требовали развития судоремонта и судостроения. За счет строительства новых промышленных центров в регион привлекались большие массы людей, что приводило к росту городов и способствовало изменениям в структуре населения, бывшего ранее больше сельским.

В период до начала Великой Отечественной войны были построены основные промышленные предприятия Дальнего Востока - это металлургический, нефтеперерабатывающий и судостроительный заводы в Комсомольске-на-Амуре, несколько машиностроительных заводов в Хабаровске, Владивостоке, Благовещенске. Необходимость снабжать производство энергией привело к развитию угэлектростанций и тепловых электростанций. На Камчатке развивалась рыбопереработка, где были построены множество заводов соответствующего профиля. Также можно отметить активность геологоразведки и рост горной промышленности в Якутии, Магаданской области, богатые запасами золота, олова, свинца, цинка, железа, в т.ч. алмазов.

Во второй половине XX в. активное освоение природных ресурсов и развитие указанных отраслей промышленности, а соответственно и транспортного сообщения между различными населенными пунктами привели к закреплению каркаса расселения, который дополнялся сопутствующими городами и поселками. Имеющими определенную взаимосвязь друг с другом.

Таким образом на Дальнем Востоке за XX в. власти сформировалась сложная система городских поселений начиная от крупных индустриальных центров с разнообразными хозяйственными функциями до небольших поселков с резко выраженной односторонней производственной специализацией преимущественно добывающей (рыба, лес, уголь, металл). Крупные центры такие как Ха-

баровск, Владивосток, Благовещенск (в меньшей степени другие города-центры) имели региональное значение, т.к. в них были сосредоточены крупные культурные, образовательные учреждения, НИИ, промышленность, крупнейшие в регионе логистические узлы.

Специфика взаимодействия между населенными пунктами на Дальнем Востоке состояла в том, что процессы агломерирования носили разный характер для каждого города центра. Так к примеру Магадан способствовал формированию группы горнопромышленных поселков, связанных с ним. Хотя они были расположены довольно далеко от него, но в условиях общей разреженности формировали все же единую систему, т.к. добываемые ресурсы аккумулировались в центре. Такую же специфику можно видеть в сложившейся системе расселения на Чукотке и в Якутии. Для Камчатки характерна своя специфика, где Петропавловск-Камчатский стал центром рыбоперерабатывающей промышленности, с которым были связаны все рыбацкие поселения полуострова. Для Сахалина и отдельных участков Амурской области, Хабаровского края (в отдалении от главных транспортных путей) характерно отсутствие крупных центров и взаимодействие всех поселений на базе единой отрасли.

В зоне алияния крупных городов (Хабаровск, Владивосток, Благовещенск) города и поселки городского типа сосредотачивались компактными группами с резко выраженными односторонними связями, т.е. центральный город являлся практически единственным потребителем функций ареала. К примеру Владивосток - крупный промышленные центр окружался рабочими поселками, поселками рыболовецких колхозов, курортами, поселками железнодорожных станций и т.д., обслуживающих город-центр. Такая же картина, но в меньшем масштабе характерна и для других городов Приморья.

Хабаровская агломерация тоже имела свою специфику формирования. Возникнув как военный пост, город - вся его хозяйственная деятельность была подчинена обслуживанию армии и флота. Только железнодорожная линия привела к появлению ремонтных и обслуживающих производств, превращая Хабаровск в транспортный узел. В советское время Хабаровск формировался как индустриальный узел машиностроения. Таким образом вокруг города сформировался пояс в основном сельскохозяйственных поселков и рабочих поселков в основном лесодобычи. Характерной чертой Хабаровской городской агломерации стало то, что сопутствующие населенные пункты не располагались компактно вокруг центра, а вытягивались вдоль железнодорожной магистрали.

Уникальной для Дальнего Востока была сформировавшаяся Комсомольская агломерация. Это был центр черной металлургии и тяжелого машиностроения. Как крупный промышленный центр и центр водно-железнодорожного транспорта Комсомольск способствовал возникновению

сз о

о Л о

о сз о в

по соседству связанных с ним промышленных пунктов, использующих местные сырьевые ресурсы. Это Амурск с ЦБК, Солнечный с горнорудной промышленностью, Пивань - транспортная специализация. Здесь наблюдается промышленная кооперация.

На современном этапе градостроительного развития Дальнего Востока в этом процессе активную роль приобрели социально-культурные аспекты. Утрата большого количества промышленных предприятий заставляет города развиваться в постиндустриальном русле. Взаимосвязь города-центра и его ближайшего окружения уже не носит такую производственную ориентацию, как в период XX в. Тем-не-менее, проблемы взаимосвязанного и взаимовыгодного сосуществования городских агломераций Дальнего Востока нуждаются в переосмыслении, т.к. это затрагивает и вопросы экологии, и вопросы сельскохозяйственного производства, и вопросы рационального функционального зонирования межселенных территорий. Исследование сложившихся и развивающихся взаимоотношений между населенными пунктами в агломерации требует уточнения самого понятия «агломерация», особенно в условиях Дальнего Востока.

На современном этапе развития градостроительства в мире и в России основной акцент делается на формировании двух тенденций - цен-тротсремительных и центробежных. Центростремительные тенденции заключаются в движении населения в наиболее развитые элементы системы расселения, т.е. в крупные города. Центробежные тенденции заключаются в движении населения из центров крупных городов в пригородную зону - субурбанизация. И первая и вторая тенденции связаны с градостроительным развитием пригородных зон отдельных городов и агломераций.

Современные тенденции градостроительства имеют как выраженный мировой характер, так и сугубо региональный. Разрастание городов, миграция населения из сельской местности и из малых городов в крупные, субурбанизация - эти проблемы характерны для большинства регионов как в мире, так и в России. Город как самодостаточный и основной элемент расселения перестал существовать в связи с социальным и культурным развитием общества, развитием техники, индустриализацией. Став открытой системой город генерирует не только свое собственное пространство, но и пространство вокруг себя, являясь центром более крупной системы. В литературе, посвященной системам расселения и градостроительству можно встретить множество понятий, описывающих данный аспект. Прежде всего эти процессы описываются понятием «городская агломерация» - компактное скопление населённых пунктов, е главным образом городских, местами срастаю-е щихся, объединённых в сложную многокомпонент-й ную динамическую систему с интенсивными про° изводственными, транспортными и культурными ^ связями [7].

Проблемы развития городов и его спутников как взаимосвязанных систем населенных мест и как пространственная структура системы расселения возникли на рубеже 19 и 20 вв., в связи с индустриализацией и быстрым ростом населения в городах. Одним из основоположников развития теории расселения как формирование спутников большого города является Э. Говард и его теория «города-сада», до сих пор являющейся актуальной и отчасти трансформировавшейся и идеях «нового урбанизма».

В. Лавров использует понятие «группа взаимосвязанных населенных мест» применительно к городу и тяготеющим к нему поселений для описания стратегии градостроительного проектирования не отдельного города, а всех поселений в рамках всей группы [9, 10], рассматривая современные пространственные формы расселения, отмечает, что наиболее точным понятием, описывающим совместное сосуществование населенных пунктов является «Групповая система населенных мест (ГСНМ) - совокупность городских и сельских поселений различной величины и экономического профиля, объединенных развитыми территориально-производственными связями, а также общей инженерной инфраструктурой, единой сетью центров социально-культурного обслуживания и мест отдыха населения. Во всех случаях в понятиях нет четких отсылок к формированию подобных систем исключительно городскими поселениями, хотя в качестве центра (или центров) всегда рассматривается город. При этом прослеживается требование прежде всего к территориальной связности, функциональной, социальной и композиционной [6, 9, 10].

Обеспечение устойчивости развития территории тесно связано с формированием устойчивых градостроительных систем. При этом каждый регион имеет свои специфические особенности - исторические, географические, ландшафтные, культурологические, социальные. В условиях Дальнего Востока с ярко выраженной дифференциацией населенных пунктов по размеру, людности, основной функциональной ориентации формирование систем расселения на разных иерархических уровнях демонстрирует совершенно разные особенности, носящие специфический характер для каждого населенного пункта.

Как отмечает Киреев А.А. [5] универсальность и однозначность агломерации как инструмента развития не возможна. Агломерирование приводит к нарастанию процессов углубления пространственного неравенства. Происходит рост центра за счет периферии. Переток населения северных и сельских территорий ДВ в крупные города Юга Дальнего Востока, стягивание в них биз-несов, трудовых ресурсов, транспортной и социальной инфраструктуры активно идут с 1990-х гг. Примеров же обратного движения - трансляции развития на периферию - крайне мало. Тем-не-мене, агломерационные формы развития градостроительных систем на сегодняшний день имеют

объективный характер. При этом проблемы взаимного развития поселений, входящих в агломерацию, касаются не только распределения населения (ограничения или стимуляции роста поселения), но и рационального совместного использования межселенных территорий. Пригородная зона становится «зоной» конфликтов множества «интересов», зоной столкновения разных стратегий развития: расширение застройки, развитие транспортной инфраструктуры, организация рекреации и сохранение и развитие экологического каркаса, сельское хозяйство, лесное хозяйство, найти баланс в развитии всех этих функций, сложная задача. Агломерирование это мощный механизм трансформации социально-экономического пространства, результат работы которого зависит от множества обстоятельств. Исследовать процессы развития агломерационных форм расселения в условиях Дальнего Востока важно с позиций возможных рисков и конфликтов. Исследование Хабаровской городской агломерации как частного случая Дальневосточного региона с позиций формирования функционально-пространственных и планировочных взаимосвязей и их ресурсов, рационального использования природных ресурсов, позволит сформулировать оптимальную модель ее развития. Несмотря на большое число исследований, посвященных как общетеоретическим вопросам развития систем расселения, так и отдельным аспектам - аграрным ландшафтам и особенностям сельской, малоэтажной пригородной и городской застройки, отдельным аграрным и агропромышленным комплексам и их архитектурной организации, вопросам пространственного размещения аграрных, рекреационных, селитебных и иных функций на территории городской агломерации крупного Дальневосточного города до сих пор уделено мало внимания.

Следует также отметить, что существует множество государственных и региональных стратегий и программ развития Дальнего Вопроса. Это официальные документы правительства РФ, Правительства Хабаровского края: Национальная программа социально-экономического раз-

вития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года, Стратегия социально-экономического развития Хабаровского края на период до 2030 года, Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года и др. [2, 8, 11, 12]. Все эти программы также не дают комплексного ответа на вопрос развития системы расселения и в частности объективного развития агломераций, в т.ч. Хабаровской городской агломерации.

Для решения задач исследования дальневосточных агломераций необходимо использование как общетеоретических методов, так и прикладных. Анализ понятия «агломерация» в современной науке позволяет выявить как общетеоретические подходы к изучению этого процесса, так и специфические особенности, характерные для дальневосточного города. Рассматривая Хабаровскую агломерацию как систему взаимосвязанных населенных мест необходимо использовать системный подход, который заключается в последовательном рассмотрении компонентов, обеспечивающих устойчивость системы: структура системы (в т.ч. планировочная структура), функциональность (функциональная взаимозависимость и основные функции системы), процессуальность (возможность трансформации системы в зависимости от внешних и внутренний воздействий), коммуникационность (взаимодействие с окружением), компонентность (основные элементы формирующие систему). Для выявления современных особенностей развития Хабаровской городской агломерации необходимы наблюдение, фотофиксация, проведение социологических исследований (опрос, интервью, сбор статистической информации, касающейся жизнедеятельности каждого поселения, входящего в агломерацию). В состав Хабаровской агломерации авторы включают следующие поселения согласно таблице 1. В соответствии с количеством населения определена генеральная совокупность и выборка для социологического опроса.

Таблица 1. Перечень населенных пунктов Хабаровской городской администрации

№ Муниципальное образование Административный статус Население Выборка Процент от генеральной совокупности

1 Хабаровск город 616372 334 87,53%

2 Корфовское городское поселение рабочий посёлок Корфовский 9090 5 1,29%

3 Анастасьевское сельское поселение село Анастасьевка 5665 3 0,80%

4 Сельское поселение «Село Бычиха» село Бычиха 1914 1 0,27%

5 Восточное сельское поселение село Восточное 4810 3 0,68%

6 Галкинское сельское поселение село Галкино 1850 1 0,26%

7 Дружбинское сельское поселение село Дружба 1967 1 0,28%

8 Сельское поселение «Село Ильинка» село Ильинка 3148 2 0,45%

9 Сельское поселение «Село Казакевичево» село Казакевичево 734 1 0,10%

10 Князе-Волконское сельское поселение село Князе-Волконское 10783 6 1,53%

сз о

о Л о

о сз о в

Оконччание

№ Муниципальное образование Административный статус Население Выборка Процент от генеральной совокупности

11 Корсаковское сельское поселение село Краснореченское 4453 2 0,63%

12 Малышевское сельское поселение село Малышево 826 1 0,12%

13 Мирненское сельское поселение село Мирное 3548 2 0,50%

14 Мичуринское сельское поселение село Мичуринское 3272 2 0,46%

15 Сельское поселение «Село Некрасовка» село Некрасовка 9101 5 1,29%

16 Осиновореченское сельское поселение село Осиновая Речка 2362 1 0,34%

17 Сельское поселение «Село Петропавловка» село Петропавловка 166 1 0,02%

18 Побединское сельское поселение посёлок Победа 823 1 0,12%

19 Ракитненское сельское поселение село Ракитное 5661 3 0,80%

20 Сергеевское сельское поселение село Сергеевка 4407 2 0,63%

21 Тополевское сельское поселение село Тополево 13212 7 1,88%

Всего 704164 жителей (генеральная совокупность). Доверительная вероятность 95%, доверительный интервал 5% (погрешность). Общая выборка 384 человека.

Тенденция миграции населения из деревень и поселков в города При этом производство сельскохозяйственной продукции в крае реализуется в основном за счет сельского населения - 74, 1%, крестьянские (фермерские) хозяйства - 2,55%, а на долю крупных хозяйств приходится только около 23,35%. Потеря трудовых ресурсов в селах отрицательно влияет на самообеспеченность края и города. Обратный процесс - миграция горожан в пригороды, приводит не только к трансформации функциональной структуры пригородов в целом, но и к сокращению сельскохозяйственных угодий в частности, что также может снизить продовольственную безопасность города. Развитие агропроизводства на территориях внутри городских агломераций, новые способы сельскохозяйственного производства в городах, требует формулирования новых архитектурных, объемно-пространственных, средовых решений, чтобы повысить аграрную продуктивность городских и пригородных ландшафтов [13].

Заключение. Территория Дальнего Востока в целом и Хабаровского края в частности очень разнообразна по климатическим, демографическим и функциональным характеристикам. Сеть поселений Хабаровского края отличается недолгим периодом формирования, дисперсностью, малой людностью большинства поселений городского типа. Следствием этого становится очаговость системы расселения - концентрация вокруг основных центров и слабая связность с другими центрами. Кроме того, ресурсно-добывающая направленность экономики края диктует локацию существующих или будущих населенных пунктов. В этих © условиях определено, что наиболее оптимальной е! моделью формирования расселения должна стать й центричная. Центр локальной агломерации фор-~ мирует социально-культурные потребности в пре-^ делах зоны своего влияния. При этом новые посе-

ления в зависимости от функции могут быть как постоянными, так и временными. Рассмотрение существующего положения системы совместно с общей теорией формирования взаимосвязанных систем населенных мест, с учетом региональной специфики, позволит выявить не только элементы изменений и составить прогноз будущей эволюции системы расселения Хабаровской городской агломерации, но и выявить территориальные ресурсы для его многофункционального градостроительного развития в целях повышения устойчивости системы.

Литература

1. Демьяненко А.Н. Городские агломерации и стратегия пространственного развития: взгляд географа / А.Н. Демьяненко // Региона-листика. 2020. Том 7. № 3. С. 43-52.

2. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации (утвержденная указом Президента РФ от 21.01.2020 N 20) [электронный ресурс]. Режим доступа: https://mcx.gov.ru/ upload/iblock/3e5/3e5941f295a77fdcfed2014f82e cf37f.pdf (дата обращения 01.03.2022).

3. Глазычев В.Л. Урбанистика: монография / В.Л. Глазычев. - М.: Европа, 2008. - 220 с.

4. Карамзин О.Г. История развития градостроительства г. Якутска в XX веке / О.Г. Карамзин. - Якутск: Сахаплиграфиздат, 2000. - 100 с.

5. Киреев А.А. Агломерация как инструмент и проблема (заметки на полях «Стратегии пространственного развития РФ») / А.А. Киреев // Регионалистика. 2020. Т. 7. № 3. С. 71-78.

6. Колясников В.А. Современная теория и практика градостроительства: пространственное развитие расселения / В.А. Колясников, В.Ю. Спиридонов; Уральский государственный архитектурно-художественный университет (Ур-ГАХУ). - Екатеринбург: Архитектон, 2016. -194 с.: ил.

7. Мавлютов Р.Р. Пространственное развитие крупных городов России в период постин-

дустриального перехода / Р.Р. Мавлютов. -Волгоград: Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет, 2015. - 161 с.

8. Национальная программа социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2020 г. № 2464-р) [электронный ресурс]. Режим доступа: https://minvr.gov.ru/upload/iblock/fdc/nats-programma.pdf (дата обращения 01.03.2022).

9. Перцик Е.Н. Геоурбанистика: учебник для вузов (спец. «География » и «Геоэкология») / Е.Н. Перцик. - М.: Academia, 2009. - 432с.

10. Преобразование среды крупных городов и совершенствование их планировочной структуры. Ред.-сост. В. Лавров. М.: Строиздат, 1976. -126 с.

11. Стратегия социально-экономического развития Хабаровского края на период до 2030 года (в редакции Постановления Правительства Хабаровского края от 29 июня 2020 года N 277-пр) [электронный ресурс]. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/465353006 (дата обращения 01.03.2022).

12. Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р) [электронный ресурс]. Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/UVAlqU tT08o60Rkto0Xl22JjAe7irNxc.pdf (дата обращения 01.03.2022).

13. Тюкавкина И.Л. Территориальные резервы и перспективы развития аг-рарных элементов в городе Хабаровске / И.Л. Тюкавкина // Новые идеи нового века - 2020: материалы Двадцатой Международной научной конференции: в 3 т. -Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2020-3.т. - Т. 1. - С. 464-470

STUDY OF SUSTAINABILITY OF URBAN AGGLOMERATIONS OF THE FAR EAST: ON THE EXAMPLE OF THE KHABAROVSK URBAN AGGLOMERATION

Zadvernyuk L.V., Tyukavkina I.L.

Pacific National University

The study raises the problem of sustainability of urban planning systems in the Khabarovsk Territory in the context of post-industrial development. The historical features of the settlement of the region led to a focal form of the territorial system of settlement. There are several cities that have completely different city-forming, demographic, and territorial potential. In the context of the demographic contrac-

tion of the Far East and the indicated specifics of cities, the strategy for the further development of each of its settlements should take into account both the specifics of the region as a whole and the specifics of each specific place. The need to search for the foundations of the structure formation of the settlement system within a separate agglomeration is dictated by global trends in urban planning.

Keywords: Far East, agglomeration, urban development, settlement system, sustainable development.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Demyanenko A.N. Urban agglomerations and the strategy of spatial development: a geographer's view / A.N. Demyanenko // Regionalistics. 2020. Volume 7. No. 3. S. 43-52.

2. Doctrine of food security of the Russian Federation (approved by Decree of the President of the Russian Federation of 01/21/2020 N 20) [electronic resource]. Access mode: https://mcx.gov.ru/ upload/iblock/3e5/3e5941f295a77fdcfed2014f82ecf37f.pdf (accessed 03/01/2022).

3. Glazychev V.L. Urbanistics: monograph / V.L. Glazychev. - M.: Europe, 2008. - 220 p.

4. Karamzin O.G. The history of the development of urban planning in Yakutsk in the XX century / O.G. Karamzin. - Yakutsk: Sakhapligraphizdat, 2000. - 100 p.

5. Kireev A.A. Agglomeration as a Tool and a Problem (Marginal Notes of the Strategy for Spatial Development of the Russian Federation) / A.A. Kireev // Regionalistics. 2020. V. 7. No. 3. S. 71-78.

6. Kolyasnikov V.A. Modern theory and practice of urban planning: spatial development of settlement / V.A. Kolyasnikov, V. Yu. Spiridonov; Ural State University of Architecture and Art (Ur-GAHU). - Yekaterinburg: Architecton, 2016. - 194 p.: ill.

7. Mavlyutov R.R. Spatial development of large cities of Russia during the post-industrial transition / R.R. Mavlyutov. - Volgograd: Volgograd State University of Architecture and Civil Engineering, 2015. - 161 p.

8. National program for the socio-economic development of the Far East for the period up to 2024 and for the future up to 2035 (approved by the order of the Government of the Russian Federation of September 24, 2020 No. 2464-r) [electronic resource]. Access mode: https://minvr.gov.ru/upload/iblock/fdc/nats-pro-gramma.pdf (accessed 03/01/2022).

9. Pertsik E.N. Geourban studies: a textbook for universities (special "Geography" and "Geoecology") / E.N. Pertsik. - M.: Academia, 2009. - 432 p.

10. Transformation of the environment of large cities and improvement of their planning structure. Ed.-stat. V. Lavrov. M.: Stroiz-dat, 1976. - 126 p.

11. Strategy for the socio-economic development of the Khabarovsk Territory for the period until 2030 (as amended by the Decree of the Government of the Khabarovsk Territory of June 29, 2020 N 277-pr) [electronic resource]. Access mode: https://docs.cntd. ru/document/465353006 (accessed 03/01/2022).

12. Spatial development strategy of the Russian Federation for the period up to 2025 (approved by the order of the Government of the Russian Federation of February 13, 2019 No. 207-r) [electronic resource]. Access mode: http://static.government.ru/me-dia/files/UVAlqUtT08o60Rkto0Xl22JjAe7irNxc.pdf (accessed 03/01/2022).

13. Tyukavkina I.L. Territorial reserves and prospects for the development of agrarian elements in the city of Khabarovsk / I. L. Tyukavkina // New ideas of the new century - 2020: materials of the Twentieth International Scientific Conference: in 3 volumes - Khabarovsk: Izd - to the Pacific. state un-ta, 2020-3.t. -T.1. - pp. 464-470.

сз о

о Л о

о сз о в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.