Научная статья на тему 'Исследование условий возникновения инновационной экосистемы в Тюменской области'

Исследование условий возникновения инновационной экосистемы в Тюменской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
158
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОСИСТЕМА / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ / THE INNOVATIVE EKOSYSTEM / INNOVATIONS / THE INNOVATIVE ACTIVITY / TYUMEN REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Григорова Ю. С.

Целью данной работы является исследование условий возникновения инновационной экосистемы (ИЭС) в Тюменской области. Для этого необходимо решить следующие задачи: выявить и проанализировать условия, способствующие возникновению и развитию ИЭС Тюменской области; оценить уровень зрелости ИЭС Тюменской области. Практическая применимость данного исследования обусловлена значимостью формирования инновационных экосистем для эффективного функционирования экономики страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Григорова Ю. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование условий возникновения инновационной экосистемы в Тюменской области»

Григорова Ю.С.©

Магистрант, кафедра мировой экономики и международного бизнеса, Тюменский государственный университет

ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОСИСТЕМЫ В

ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ*

Аннотация

Целью данной работы является исследование условий возникновения инновационной экосистемы (ИЭС) в Тюменской области. Для этого необходимо решить следующие задачи: выявить и проанализировать условия, способствующие возникновению и развитию ИЭС Тюменской области; оценить уровень зрелости ИЭС Тюменской области. Практическая применимость данного исследования обусловлена значимостью формирования инновационных экосистем для эффективного функционирования экономики страны.

Ключевые слова: инновационная экосистема, инновации, инновационная активность, Тюменская область

Keywords: the innovative ekosystem, innovations, the innovative activity, Tyumen region

В современном мире знание и технология являются наиболее важными и необходимыми компонентами для эффективного экономического роста страны и одними из внутренних резервов национальных экономик.

Чтобы сохранить свои конкурентные преимущества и лидировать в технологической гонке общество переходит на принципиально новый уровень организации общественного производства. Теперь необходимыми факторами качественного экономического роста являются инвестиции в «нематериальные экономические активы». К ним относятся исследования и разработки (НИОКР); рост инновационной активности; образование и повышение квалификации экономического активного населения.

Основной необходимостью существования таких инвестиций является активное участие государства в создании институциональных предпосылок для развития экономики, основанной на знании. Национальная инновационная система (НИС) является одной из наиболее ярких проявлений высокой степени организации экономической жизни общества [4,5].

Заманчивые перспективы от создания региональной инновационной экосистемы заставляют задумываться о наличии и степени зрелости ИЭС в городе Тюмени и Тюменской области. Согласно исследованию, проведенному Институтом инноваций инфраструктуры и инвестиций и фондом «Общественное мнение» (апрель 2010 г.), качество инновационной среды в Тюменской области имеет средний балл (25 из 68). Регионы, входящие в данную группу, исследователи определили так: "понимание властями актуальности инновационного развития сочетается с неготовностью и неспособностью действовать в данном направлении, а также опасениями перед преобразованиями». Если говорить о населении, то оно «эмоционально принимает инновации..., однако не видит собственной роли, своего возможного вклада в инновационное развитие региона [3]. Так какова же на самом деле степень инновационного развития Тюменской области?

Для возникновения и развития ИЭС необходимо существование определенных условий. Перечень условий был разработан и систематизирован на основе изучения опыта развития таких развитых региональных инновационных экосистем как, например, ИЭС Кремниевой Долины [5]. Если говорить о России, то таковой является Томская область. Таким образом, условия образования ИЭС региона можно систематизировать в виде таблицы и разделить на две группы: основные и дополнительные условия:

Таблица 1

Условия возникновения и развития ИЭС

© Григорова Ю.С., 2013 г.

Основные Дополнительные

Наличие венчурной индустрии и главных участников экосистемы Наличие историй успеха

Благоприятные для развития предпринимательства законодательство и система налогообложения Культурные аспекты (предпринимательский климат и среда)

Высокообразованная рабочая сила, ее высокая плотность. Наличие критической массы талантливых людей Географическое положение, климатические условия

Инновационная активность организаций Высокий авторитет региона

Фактор времени Наличие крупных корпораций

Наличие программ поддержки малого бизнеса

Для описания всех условий были проанализированы статистические данные и интернет ресурсы, сайт администрации и Комитета по инновациям Тюменской области. Охарактеризуем основные моменты инновационной среды Тюменской области.

Если говорить о инновационных объектах г.Тюмень, то в городе функционируют 12вузов, один из которых, например, (Тюменский государственный университет) отмечен в рейтинге ИА Интерфакс 2011года с оценкой 69 из 100 возможных по уровню развития инноваций и коммерциализации разработок.

Объектами инновационной инфраструктуры Тюменской области являются:

•Ассоциация «Тюменский научно-технологический парк»;

• Всероссийское общество изобретателей и рационализаторов;

• Инновационный научно-технологический центр «Технопарк»;

• Научно-производственное объединение «Сибирско-уральский инновационный центр;

• Технопарк Тюменского госуниверситета;

• Тюменский Областной бизнес-инкубатор;

• Тюменский центр научно-технической информации;

• Управляющая компания «Инвестиционное агентство Тюменской области»;

• Центр внедрения новых технологий;

• Центр коллективного пользования научным оборудованием Тюменского государственного университета;

• Центр коллективного пользования научным оборудованием Югорского государственного университета;

• Фонд развития и поддержки предпринимательства в Тюменской области;

• Инновационный фонд поддержки производства «Развитие» (г.Сургут);

• Научно-производственный инновационный комплекс (Технопарк) Тюменского государственного нефтегазового университета (ТюмГНГУ);

• Департамент инвестиционной политики и государственной поддержки Тюменской области.

В этом списке был и Венчурный инвестиционный фонд в Тюменской области, но в прошлом году он был закрыт в связи с тем, что не удалось найти для него управляющую компанию.

Уполномоченным органом Правительства Тюменской области, отвечающим за инновационное развитие региона, является Комитет по инновациям Тюменской области (председатель Комитета — Санников Алексей Германович).

Основной целью этих объектов является стимулирование развития малого и среднего инновационного предпринимательства в Тюменской области. К примеру, в настоящее время в технопарке получают поддержку 33 малые компании, реализующие инновационные проекты, из них 16 разместились в кабинетах бизнес-инкубатора на льготных условиях (1 год - 0% рыночной стоимости; 2

год - 50% рыночной стоимости; 3 год - 75% рыночной стоимости). Всем резидентам предоставляются консультационные и информационные услуги для эффективного ведения бизнеса [6].

По мнению американского социолога Грановеттера М., исследующего инновационную сеть Силиконовой долины, венчурные капиталисты являются ключевым звеном экосистемы инноваций, т.к. помимо финансирования они выполняют и другие функции (маркетинг, налаживание связей и т.д.). В России такие функции (ввиду недостатка венчурных капиталистов) могут осуществлять и другие агенты. Например, такая функция как помощь в «упаковке проектов» может бытьоказана более опытными организациями, за плечами которых не один реализованный проект. Деятельность объектов направлена на комплексную поддержку всех стадий инновационного процесса: от формализации идеи, до внедрения новой технологии в серийное производство.

Необходимым условием развития ИЭС является и наличие кадров, способных создавать и коммерциализировать инновации. Однако на практике тяжело количественно оценивать данные показатели, так как они носят качественный характер. Необходимо отметить, что процесс «взращивания» высокообразованной рабочей силы в Тюменской области постоянно идет, это отмечалось в послании губернатора Тюменской области Владимира Якушева от 25 октября 2012 года. По словам губернатора, 85% детей округа вовлечено в различную внеурочную деятельность, стимулирующую всестороннее развитие их способностей; разработана программа «Развитие инновационной инфраструктуры Тюменского государственного университета для содействия эффективному освоению ресурсов Западной Сибири»; и т.д. [1].

Кроме того, было решено проанализировать человеческий потенциал в Тюменской области, так как он является необходимым ресурсом для нормального развития и эффективного функционирования национальной экономики. Тогда чем больше степень обеспеченности человеческим потенциалом, тем больше потенциальная возможность национальной экономики к росту,поэтому человеческий потенциал играет важную роль в инновационной зрелости региона.

Согласно данным, опубликованным в докладе 2010 года, составленном согласно программе развития ООН в Российской Федерации, Тюменская область заняла второе место в стране по индексу развития человеческого потенциала [8].

Эксперты рассчитывали индекс развития человеческого потенциала на основе трех равнозначных компонентов, сообщает пресс-служба губернатора Тюменской области. Это индекс дохода, определяемый показателем валового регионального продукта в соотношении с покупательной способностью в долларах США, индекс образования, определяемый показателями грамотности и доли учащихся среди детей и молодежи в возрасте от 6 до 23 лет и, наконец, уровень долголетия, определяемый ожидаемой продолжительностью жизни [1].

Согласно Всероссийской переписи населения 2010 года, структура населения по наличию ученой степени выглядит следующим образом [7]:

Таблица 2

Население, имеющее ученую степень в Тюменской области, [7]

Население с высшим и послевуз. проф. образованием Указавшее наличие ученой степени В том числе Не указавшее наличие ученой степени

Кандидата наук Доктора наук Не имеющее ученой степени

Тюменская область

Мужчины в возрасте 20 лет и более 249996 238881 3188 649 235044 11085

Женщины в возрасте 20 лет и более 384954 367499 3229 430 363840 17455

Всего 634920 606380 6417 1079 598884 28540

Ханты-Манскийский автономный округ

Мужчины в 118273 114770 1043 2216 113511 3503

возрасте 20 лет и более

Женщины в 178756 173362 1130 144 172088 5394

возрасте 20 лет и более

Всего 297029 288132 2173 360 285599 8897

Ямало-ненецкий автономный округ

Мужчины в 45080 42836 333 29 42474 2244

возрасте 20 лет и более

Женщины в 65518 62308 251 33 62024 3210

возрасте 20 лет и более

Всего 110598 105144 584 62 104498 5454

ИТОГО 1042545 999656 9174 1501 988981 42891

Для сравнения, например, в Томской области, характеризующейся высоким инновационным потенциалом, общий показатель населения, указавшего наличие ученой степени равно 193818 человек.

Таким образом, с одной стороны количество людей, приближенных к науке и к инновациям в Тюменской области достаточно, однако, остается проблема того, что зачастую компании вынуждены искать дополнительных источники идей за рубежом и в других городах.

Далее, перечень налоговых льгот в сфере инновационной деятельности выглядит следующим образом:

Таблица 3

Налоговые льготы и преференции в сфере инновационной деятельности в Российской Федерации, [2]

Вид налоговой льготы Описание

1.Освобождение от НДС при реализации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. При создании/усовершенствованииопределенных видов НИОКР, таких как разработка конструкции инженерного объекта или техническойсистемы; разработка новых технологий; создание опытных образцов машин, оборудования, материалов, не предназначенных для реализации третьим лицам, их испытание и т.д., (подп. 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ).

2.Освобождение от НДС реализации прав на результаты интеллектуальной деятельности. Сюда включается реализация исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, секретыпроизводства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора (подпункта 26 п. 2 ст. 149 НК РФ). При этом налогоплательщик не вправе отказаться от использования указанного освобождения. - Не освобождается от НДС реализация материальных носителей с программным обеспечением в товарной упаковке, содержащейусловия лицензионного договора. Также не освобождаются от обложения НДС выполнение работ по созданию или модификации программ для ЭВМ по договору подряда, а также оказание информационных, сервисных и техническихуслуг, связанных с использованием переданных прав.

3.Упрощенный учет расходов на НИОКР (ст.262 НК РФ) При этом к расходам, связанным с НИОКР относятся, в частности: - амортизация по ОС и НМА (кроме зданий и сооружений) за месяцы, когда они использовалисьисключительно для выполнения НИОКР; - оплата труда занятых в НИОКР работников (пропорционально времени их участия); - связанные с такими работами материальные расходы; - расходы на оплату работ подрядчиков; - отчисления на формирование фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, созданных в соответствии

с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике», в сумме не более 1,5 процента доходов от реализации; - другие расходы, непосредственносвязанные с НИОКР в объеме не более 75% от расходов на оплату труда «НИОКР-работников».

4.Единовременный учет расходов на приобретение электронно-вычислительной техники (п.6. ст.259 НК РФ). Налогоплательщик вправе учитывать затраты на приобретение электронно-вычислительной техники в составе материальных расходов в полной сумме по мере ввода ее в эксплуатацию при соблюдении определенныхусловий.

5. Ускоренный порядок амортизации основныхсредств, используемых в научно-техническойдеятельности (подпункт 2 п.2 ст.259.3 НК РФ). При амортизации основныхсредств, используемых для осуществления научно-техническойдеятельности, компании вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент не выше 3. Предоставленавозможность применения нелинейного (ускоренного) метода начисления амортизации, позволяющего отнести на расходы до 50% первоначальной стоимостиосновныхсредств в течение первой четверти срока их полезного использования.

6.Освобождение от налога на прибыль средств целевого финансирования (подпункт 14 п.1 ст.251 НК РФ). При исчислении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде средств целевого финансирования, полученные от таких фондов как Российский фонд фундаментальных исследований; Российский гуманитарный научный фонд; Фонд содействия развитию малых предприятий в научно-техническойсфере; Федеральный фонд производственных инноваций; иные фонды поддержки научной и (или) научно-техническойдеятельности.

7.Установлен новый порядок учета субсидий, получаемых субъектами малого и среднегопредпринимательства (ФЗ №23 от 11.03.2011). Данные средства необходимо включать в доходы пропорционально расходам, произведенным за счет этих средств. Однако такой порядок можно применять в течение не более чем двух налоговых периодов с даты получения субсидий.

8.Инвестиционный налоговый кредит. Форма отсрочки уплаты налога на прибыль (а также региональных и местных налогов) сроком до пяти лет на условиях возврата предоставленного кредита и начисленных процентов (по ставке не более 3/4 ставкирефинансирования Центрального банка РФ) (ст. 67 НК РФ).

9. Создание резерва расходов на НИОКР. Резерв создается под конкретные программы и на срок не более 2 лет, его предельный размер - 3% от доходов от реализации. Его суммавключается в состав прочих расходов на последнеечисло отчетного (налогового) периода. Послесоздания резерва расходы на НИОКР вы списываете за его счет, а все, что не уложилось в резерв, - в общем для НИОКР порядке.

10. Льгота по уплате налога на имущество по энергоэффективнымосновнымсредствам С 2012 г. можно не платить налог на имущество в течение 3 лет с момента ввода в эксплуатацию: - объектов по Перечню Правительства РФ; - объектов, имеющих высокийклассэнергетическойэффективности, если этот классопределяется в отношении таких объектов.

11. Нулевая ставка по налогу на прибыль для образовательных и медицинских организаций. Для организаций, осуществляющих образовательную или медицинскуюдеятельность, с 2011 г. предусмотрено применение нулевой ставки по налогу на прибыль (п. 1.1 ст. 284 НК РФ). При этом данные организации обязаны соблюдать ряд условий, установленных новой ст. 284.1 НК РФ.

Пониженный тариф страховыхвзносов (ФЗ от 28.12.2010 N 432-ФЗ "О внесении изменений в статью 58 Федерального закона "О страховыхвзносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социальногострахованияРоссийской Федерации, Федеральный фонд обязательного - Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, основным видом экономическойдеятельности (классифицируемым в соответствии с Общероссийскимклассификатором видов экономическойдеятельности) которых являются: научные исследования и разработки в размере 26% в 2011 и 2012 годах. - Для организаций, осуществляющихдеятельность в области информационных технологий (за исключением организаций, имеющих статус резидента технико-внедренческойособойэкономической зоны),

медицинскогострахования и территориальные фонды обязательного медицинскогострахования" и статью 33 Федерального закона "Об обязательном пенсионномстраховании в Российской Федерации"). которыми признаютсяроссийские организации, осуществляющиеразработку и реализацию программ для ЭВМ, баз данных на материальном носителе или в электронном виде по каналам связинезависимо от вида договора и (или) оказывающие услуги (выполняющие работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ, баз данных. Он составляет 14 процентов. Этот тариф будет действовать до 2017 г. включительно.

Расширен перечень организаций, имеющих право на применение упрощенной системы налогообложения. Установлено, что вправе применять УСН хозяйственныеобщества, учрежденные в соответствии с Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике" бюджетными научными учреждениями, и в соответствии с Федеральным законом "О высшем и послевузовскомпрофессиональном образовании" бюджетными высшими учебными заведениями, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат данным учебным заведениям и научным учреждениям.

Однако, несмотря на широкий перечень налоговых льгот, налоговая политика не всегда в должной степени стимулирует инновационную деятельность.

На основании полученной информации решено было провести количественную оценку наличия приведенных условий применительно к Тюменской области. С этой целью, на основе методики, составленной Яковлевой А.Ю. в диссертации "Факторы и модели формирования и развития инновационных экосистем" в национальном исследовательском университете "Высшая Школа Экономики", был составлен перечень вопросов, направленных на выявление условий, а также важности существования каждого из этих условий. В перечне по десятибалльной шкале необходимо было дать свою оценку уровню значимости каждого из условий и их наличия в г.Тюмени и Тюменской области. Оценка уровня значимости была выставлена на основе данных работы Яковлевой А.Ю., оценка фактического состояния была определена с помощью проведенных опросов представителей университетов и объектов инновационной инфраструктуры, предпринимателей Тюмени (см.Таблица 4).

При оценке спроса с позиции его источника было выявлено, что в большей степени спрос должен формироваться за счет рынка 8,9 баллов против государственного спроса (7,5 баллов). Однако на практике степень заинтересованности рынка оценивается как 5,8 баллов (рыночный) и 3,9 баллов (государственный). Таким образом, на основании этих оценок можно заключить, что, хотя и с небольшим отрывом, в большей степени инновационный бизнес удовлетворяетпотребностям рынка.

Благоприятные условия для развития бизнеса о важности для развития ИЖС оценено очень высоко для - 9,2 балла. Реальное существование этих условий находится на уровне 9 баллов. В регионе растут основные показатели деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. Значит, в области достаточно благоприятный деловой климат и здоровая конкуренция. Одна из основных мер государственной поддержки предпринимательства в Тюменской области - субсидирование малых и средних предприятий на развитие лизинга оборудования. С 2010 года поддержку получили 404 предприятия на общую сумму около 750 млн рублей. Правительство региона заинтересовано в развитии реального сектора экономики.

Важность наличия историй успеха оценивается экспертами на уровне 8 баллов, т.е. весьма высоко. Однако в Тюменской области данное условие представлено на среднем уровне - 6,2 баллов. Такая оценка является свидетельством, с одной стороны, существованием инновационных компаний как ООО «Тюменский инновационные центр» и др. С другой - отсутствием «якорных» международных высокотехнологичных компаний, позволяющих формировать спрос и «задавать планку» для остальных малых инновационных компаний.

Условие наличия крупных корпораций корреспондирует с условием наличия историй успеха. Значимость данного условия была оценена на уровне 7,7 баллов. В наличии же 7,3 балла. В области представлены такие крупные компании как Лукойл, ТНК-ВР, Газпром, Халлибертон (США), ОМУ

(Австрия), Салым Петролеум Девелопмент (компания «Шелл» Нидерланды-Великобритания) и многие другие, однако все они имеют только нефтегазовую специфику.

Важность существования программ поддержки малого бизнеса была оценена на весьма высоком уровне - 8,2 баллов. Реальная поддержка государства видится на уровне 7,6 баллов. Разница обусловлена тем, что, несмотря на эффективное функционирование таких институтов как Тюменский технопарк, бизнес-инкубатор, фонды поддержки предпринимательства, чувствуется нехватка законодательных актов в вопросах инновационного развития и эффективно построенная система льготного налогообложения для инновационных компаний.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С точки зрения периода, необходимого для формирования ИЭС в Тюмени, были взяты 5 временных отрезков (0-5 лет - 1-2 балла, 5-10 лет - 3-4 балла, 10-25 лет - 5-6 баллов, 25-50 лет -7-8 баллов, 50-100 лет - 9 баллов, по оценкам требуется в среднем 10-25 лет. Такое видение обусловлено, прежде всего, невозможностью построить инновационную экосистему за более короткий период.

Важность территориальной близости инвестора и объекта инвестиций оценена в 7,1 баллов. Практически аналогичную оценку имеет и фактическое положение дел (6,9). Этот факт очевиден, если говорить о Тюмени, Тюмень - небольшой город, инвесторы находятся преимущественно в зоне города.

Географическое положение и климатические условия региона играют не самую решающую роль: 6,2 и 6 баллов соответственно. С точки зрения наличия приведенных условий в Тюменской области, благоприятность географического положения оценивается в 6,1 балл; климатические условия - 4,5 балла.

В Тюменской области имеются благоприятные условия для развития сельского хозяйства. Сельскохозяйственные угодья - 21% земельного фонда на территории региона. Наличие почв с высоким потенциалом плодородия и достаточно умеренные климатические условия позволяют выращивать зерно, картофель, овощи, грубые и сочные корма. Здесь разводят крупный рогатый скот, свиней, коз, лошадей, птицу.

Анализ инвестиционной привлекательности сформировал мнение относительно авторитета региона. Применительно к Тюменской области этот показатель составил 6 баллов, так как регион имеет достаточно высокий авторитет. Доказательством этому может служить анализ инвестиционной привлекательности регионов, проведенный Министерством регионального развития РФ в 2012г., где Тюменская область имеет максимальное значение сводного индекса инвестиционной привлекательности.

Однако, остается проблема нехватки венчурных капиталистов, в настоящее время местные состоятельные люди, обладая свободными средствами и не являясь при этом прямыми венчурными инвесторами, проявляют интерес к инновациям и начинают вкладывают те самые свободные деньги в интересные проекты.

Итак, на основе проставленных баллов была составлена матрица инновационной зрелости Тюменской области. Таким образом, Тюменская область находится в стадии роста инновационной экосистемы.

Таблица 4

Количественная оценка инновационной среды Тюменской области, согласно проведенному опросу

№ Условия Значимость Наличие Ср.балл

1 Венчурные капиталисты 8,3 6,7

2 Университеты 9,8 7,4

3 Исследовательские лаборатории 8,5 6

4 Корпорации, крупные компании 6 5

Консалтинговые фирмы (оказывающие услуги 4,8 4,3

5 ведения и развития бизнеса для старт-апов)

6 Аудиторские фирмы (оказывающие услуги для старт-апов) 4,8 3,7

7 Юридические фирмы (оказывающие услуги для старт-апов) 4,5 3,7

8 Кадровые агентства (оказывающие услуги для старт-апов) 4,2 3,2 5,28125

9 Рекламные агентства (оказывающие услуги для старт-апов) 4 3,2

10 СМИ 4,5 4,3

11 Малые инновационные компании 5,2 4

12 Высокообразованная рабочая сила 8,9 7,3

13 Законодательство и налогообложение 8 6,5

14 Период времени для появления условий, способствующих возникновению ИЭС 5,7 5,7

15 Благоприятные условия для развития бизнеса 9,2 9

16 Наличие спроса 8 4,5

17 Территориальная близость всех участников ИЭС 6 5,3

18 Истории успеха 5,5 4

19 Удобное географическое положение 6,2 6,1 4,98

20 Климатические условия 6 4,5

21 Крупные корпорации 5,3 4

22 Авторитет и известность региона в мире 7 6

Дополнительные условия

э: 3 о F О л. о s X о Ы с2 0 Низкий Высокий

— 5 4,9 ! Генезис Потенциал

Высокий ■ Рост 5,2 Зрелость

Рис.1. Матрица инновационной зрелости Тюменского региона по уровню условий, необходимых для

возникновения и развития ИЭС

В заключение хотелось бы отметить, что у Тюменской области с ее промышленным потенциалом, политической стабильностью и уже имеющейся базой имеется большая вероятность построения конкурентоспособной инновационной экосистемы. Что касается рекомендаций, то необходимы масштабные меры поддержки инновационной деятельности в таком виде, как они присутствуют в зарубежных странах, создание тесной взаимосвязи науки и бизнеса, более частое проведение мероприятий, направленных на популяризацию инновационной активности среди предпринимателей и населения тюменской области.

*'Исследование выполнено при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, соглашение 14.B37.21.0972 «Формирование и развитие региональной инновационной экосистемы»

Литература

1. В Тюменской области создадут систему социальных лифтов для одаренных детей // Информационное агентство Тюменская линия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.t-l.ru/146691.html;

2. Зобнина С.В., Балта Е.Ю. Налоговые льготы и преференции в сфере инновационной деятельности // Журнал «Налоговый вестник» от 12.07.2010[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://taxpravo.ru/analitika/statya-107300-nalogovyie_lgotyi_i_preferentsii _v_sfere_innovatsionnoy_deyatelnosti;

3. Качество инновационной среды в регионах // Деловой журнал «Эксперт» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://expert.ru/ratings/table_585526/;

4. Кондратьева Е.В. - Национальная инновационная система: теоретическая концепция// Методическое пособие / НГУ - Новосибирск, 2007. - 36 с.;

5. Котельников В. Корпоративная система управления инновациями // Центр предпринимательского творчества и системных инноваций [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.cecsi.ru/coach/innovation_system.html;

6. Официальный сайт Западно-Сибирского инновационного центра // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tyumen-technopark.ru;

7. Портал «Всероссийская перепись населения 2010» // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.perepis-2010.ru/;

8. Тюменцы — вторые по развитию человеческого потенциала // Региональный интернет портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nashgorod.ru/news/news37040.html;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.