Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ'

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
156
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ВОЗРАСТНЫЕ ГРУППЫ / КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / РЕСПОНДЕНТ / ТОЛЕРАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Буряк Н.Ю., Базлова А.С.

Данная статья посвящена изучению уровня толерантности в различных возрастных группах населения. В статье представлены цель исследования, задачи исследования, материалы и методы исследования, результаты и обсуждение, а также сделаны выводы. В качестве материалов и методов использовались разработанный опросник и адаптированная шкала для изучения толерантности в различных возрастных группах. Для оценки достоверности различий показателей в группах использовался U-критерий Манна-Уитни. Общие показатели по результатам опроса показали средний уровень толерантности. Выявлены достоверные различия при ответах на вопросы о гендерной толерантности. В старших возрастных группах уровень гендерной толерантности значительно ниже, чем у молодых респондентов. В то же время в младшей возрастной группе выявлен сниженный уровень терпимости в вопросах национальности и свободы вероисповедания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF THE LEVEL OF TOLERANCE IN DIFFERENT AGE GROUPS

This article is devoted to the study of the level of tolerance in different age groups of the population. The article presents the aim of the study, the tasks of the study, the materials and methods of the study, the results and discussion, and draws conclusions. As materials and methods, the developed questionnaire and the adapted scale for study of tolerance in different age groups were used. Mann-Whitney U-test was used to assess the reliability of differences between the groups. Overall scores in the survey showed an average level of tolerance. Significant differences were found in the responses to the questions about gender tolerance. In older age groups the level of gender tolerance is significantly lower than in younger respondents. At the same time, a lower level of tolerance for nationality and freedom of religion was detected in the younger age group.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ»

DOI: 10.24412/2304-6139-2022-48-1-43-46

Н.Ю. Буряк - канд. культурологии, доцент, кафедра педагогики и межкультурных коммуникаций, Институт экономики, управления и социальных коммуникаций, НАН ЧОУ ВО Академия маркетинга и социально-информационных технологий - ИМСИТ, г. Краснодар, mitburk@mail.ru,

N.Yu. Buryak - Cand. Cultural Studies, NAN CHOU VO Academy of marketing and social and information technologies-IMSIT, Krasnodar, Department of Pedagogy and intercultural communications, Institute of Economics, management and social communications;

А.С. Базлова - студентка направления подготовки Зарубежное регионове-дение, НАН ЧОУ ВО Академия маркетинга и социально-информационных технологий - ИМСИТ, г. Краснодар, nastya.bazlik@yandex.ru,

AS. Bazlova - Regional studies student, NAN CHOU VO Academy of marketing and social and information technologies-IMSIT, Krasnodar.

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ STUDY OF THE LEVEL OF TOLERANCE IN DIFFERENT AGE GROUPS

Аннотация. Данная статья посвящена изучению уровня толерантности в различных возрастных группах населения. В статье представлены цель исследования, задачи исследования, материалы и методы исследования, результаты и обсуждение, а также сделаны выводы. В качестве материалов и методов использовались разработанный опросник и адаптированная шкала для изучения толерантности в различных возрастных группах. Для оценки достоверности различий показателей в группах использовался U-критерий Манна-Уитни. Общие показатели по результатам опроса показали средний уровень толерантности. Выявлены достоверные различия при ответах на вопросы о гендерной толерантности. В старших возрастных группах уровень гендерной толерантности значительно ниже, чем у молодых респондентов. В то же время в младшей возрастной группе выявлен сниженный уровень терпимости в вопросах национальности и свободы вероисповедания.

Abstract. This article is devoted to the study of the level of tolerance in different age groups of the population. The article presents the aim of the study, the tasks of the study, the materials and methods of the study, the results and discussion, and draws conclusions. As materials and methods, the developed questionnaire and the adapted scale for study of tolerance in different age groups were used. Mann-Whitney U-test was used to assess the reliability of differences between the groups. Overall scores in the survey showed an average level of tolerance. Significant differences were found in the responses to the questions about gender tolerance. In older age groups the level of gender tolerance is significantly lower than in younger respondents. At the same time, a lower level of tolerance for nationality and freedom of religion was detected in the younger age group.

Ключевые слова: толерантность, возрастные группы, культурные ценности, респондент, толерантное поведение, личность, общество.

Keywords: tolerance, age groups, cultural values, respondent, tolerant behavior, personality, society.

Термин «толерантность» получил широкое распространение в социологии после того, как в ноябре 1995 года 185 государств, членов ЮНЕСКО подписали Декларацию принципов толерантности, утвержденной на генеральной конференции ЮНЕСКО. Толерантность провозглашена в ней как «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности» [1]. До этого времени термин «толерантность» использовался в некоторых областях человеческого знания. В частности, в медицине и фармакологии толерантность трактуется как привыкание организма к веществу, ввиду чего требуется большая дозировка для достижения того же эффекта. В музыке толерантностью считают уважительное отношение к разным стилям и музыкальным направлениям, а в экологии способность биологических организмов развиваться в среде, даже при неблагоприятны факторах. В социологии толерантность подразумевает признание того, что люди могут и обладают правом различаться по внешнему виду, речи, поведению, культурным и религиозным ценностям и сохранять свою индивидуальность. В

настоящее время в социологии различают более 10 видов толерантности из которых наиболее значимыми являются расовая, религиозная, гендерная, физиологическая и возрастная [2, 3].

Толерантность - общественное явление, формирующееся на протяжении большого временного промежутка. Поэтому одной из основных задач любого общества является формирование и воспитание толерантной личности своих граждан [4]. Для нашей многонациональной и многоконфессиональной страны с разными и непохожими друг на друга культурами - это необходимое условие сохранения целостности государства. В России уже реализован ряд государственных программ, направленных на решение данной проблемы («Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе», «Формирование толерантного сознания и толерантного поведения»). Кроме того, толерантность включена в перечень профессиональных навыков или компетенций в некоторых программах профессионального образования [5]. Однако в повседневной жизни случаи «не толерантного» поведения людей по отношению друг к другу продолжают иметь место [6, 7].

Актуальность научных исследований, посвященных толерантности, представляется очевидной [4]. Они позволяют оценить, в какой степени принципы толерантности разделяются различными группами населения, а также официальными организациями и общественными институтами, определяют направления деятельности, направленной на формирование этих принципов в обществе. Научный подход к изучению этого явления позволит избежать манипуляций сознанием людей, которые проводят, прикрываясь благими намерениями и под видом толерантности, подмены истинных понятий ложными с помощью различных социальных технологий, как это делают отдельные авторы [8]. Россия, помимо национального и культурного многообразия, находится в особых условиях еще и потому, что разные поколения, а соответственно и разные возрастные группы, в силу сложившихся политических условий, имели разные подходы к воспитанию и формированию принципов толерантности. Интерес к выявлению возможных различий по вопросам толерантности в разных возрастных группах послужил поводом для выполнения настоящей работы.

Цель исследования: Изучить уровень толерантности в разных возрастных группах населения.

Задачи исследования:

1. Создать анкету для опроса респондентов в разных возрастных группах.

2. Провести анкетирование респондентов различных возрастных групп.

3. Провести статистическую обработку полученных данных.

4. На основании полученных результатов сделать вывод об уровне толерантности в исследуемых возрастных группах населения.

Материалы и методы исследования: в основу работы положены результаты опроса 91 респондента в возрасте от 15 до 62 лет. Все они были разделены на 2 группы. Первую составили 47 молодых людей в возрасте до 30 лет. Вторую люди старших возрастных групп от 31 до 60 лет - 44 человека. Средний возраст респондентов в первой группе составил 20,2±2,3 года. Во второй 47±5,6 лет. Опрос проводился с помощью разработанной нами анкеты, в которой содержались вопросы, разбитые на блоки. Анкета содержала 3 блока по 5 вопросов, первый с вопросами относительно гендерной толерантности, второй - толерантности в вопросах национальности и вероисповедания, третий - толерантности в вопросах свободы выбора и свободы личности. На каждый вопрос давалось по три возможных варианта ответа. Варианты ответов оценивались в баллах, от 1 до 3. Наивысшее количество баллов по блоку вопросов составляло 15, по всей анкете - 45. Оценивалось, как и общее количество баллов, так и количество баллов, полученное при ответах на определенный блок вопросов. Для объективизации оценки полученных результатов нами предложена шкала толерантности, адаптированная к данной анкете. Респондентов, получивших от 15 до 24 баллов, относили к лицам с низкой толерантностью, от 25 до 34 к лицам со средней толерантностью. Высоким, общий уровень толерантности считали у респондентов, набравших от 35 до 45 баллов. Статистика: Все данные представлены в формате М±т. Для оценки достоверности различий полученных показателей тестирования в группах исследования использовали методы непара-

метрической статистики, в частности и критерий Манна-Уитни для независимых малых выборок. Статистическую обработку полученных данных осуществляли с помощью программы «^айБйса 10».

Результаты и обсуждение: в группе респондентов в возрасте до 30 лет основную массу составили лица с неоконченным высшим образованием - 29 (61,7 %) человек. Юношей и девушек с неоконченным средним и средним специальным образованием было 8 (17 %). Еще 10 (21,3 %) респондентов были представлены работающими людьми со средним и средним специальным образованием. Общая оценка по анкете в первой группе составила 32,3±1,3 балла, что соответствовало среднему уровню толерантности. При ответе на 1 блок вопросов, характеризующий состояние толерантности в вопросах гендерной принадлежности и идентификации средняя оценка составила 13.2±0,3 балла. Наименьшая степень толерантности отмечена при оценке ответов на 2 блок вопросов о национальной и религиозной толерантности - 8,1±0,6 балла. Толерантность первой группы по отношению к свободе личности и выбора также соответствовала среднему уровню и составила 11,0±0,4 балла (рисунок 1).

Рисунок 1 - Результаты анкетирования респондентов в исследуемых группах

Вторая группа в 100 % случаев была представлена работающими людьми в среднем возрасте 47±5,6 лет. Лиц со средним и средним специальным образованием было 14 (34,1 %), с высшим образованием - 27 (65,9 %). В старшей возрастной группе средняя оценка по анкете составила 27,2±1,3 балла, что соответствовало нижней границе среднего уровня толерантности. При этом наиболее низкие показатели зафиксированы при ответе на 1 блок вопросов, характеризующий состояние гендерной толерантности - 7,5±0,6 балла. Наибольшая степень толерантности в старшей возрастной группе, в отличии от более молодых респондентов, проявилась в вопросах национальности и вероисповедания. Средняя оценка составила 10,1±0,9 балла. Толерантность старшей возрастной группы по отношению к свободе личности и выбора также соответствовала среднему уровню и составила 9,6±0,3 балла.

При анализе полученных результатов установлено, что различия показателей общей оценки по анкете, полученной в группах наблюдения, не имеют статистической достоверности (р>0,05) и соответствую среднему уровню толерантности. Это свидетельствует о примерно одинаковом распространении принципов толерантности в разных возрастных группах населения. В то же время обращает на себя внимание статистически достоверная разница (р<0,05) в отношении вопросов гендерной принадлежности, где респонденты молодого возраста оказались более толерантны, нежели опрошенные люди среднего и старшего возраста. Также молодые респонденты проявили более высокий уровень толерантности при ответе на вопросы касающиеся свободы личности и свободы выбора. Настораживает низкие показатели оценок в первой группе при ответе на блок вопросов о национальности и вероисповедания -8,1±0,6 балла, что соответствует примерно границе между средним и низким уровнем толе-

рантности. Средняя оценка по данному блоку вопросов во второй, более старшей группе составила 10,1±0,9 балла. Это свидетельствует о необходимости усиления воспитательной работы среди учащихся старшей школы, средних специальных и высших учебных заведений, по повышению уровня толерантности в вопросах религиозной и национальной принадлежности. Выводы

1. Общий уровень толерантности хотя и несколько выше у опрошенных лиц молодого возраста, чем у старших возрастных групп, но соответствует средним показателям.

2. Респонденты, представляющие молодую возрастную группу, оказались более терпимыми в вопросах гендерной принадлежности и касающиеся свободы личности и свободы выбора.

3. Респонденты старших возрастных групп показали более высокий уровень толерантности при ответе на вопросы о национальности и вероисповедания.

Источники:

1. Декларация принципов толерантности: Утверждена резолюцией V. 61 Генеральной конференцией ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г. Учительская газета. 2000; 12 сент.: 21.

2. Безюлева Г.В. Толерантность: взгляд, поиск, решение / Г.В. Безюлева, Г.М. Шеламова. - М: Вербум-М, 2003. - 168 с.

3. Фадеев С.Б. Народная культура как средство формирования гендерной толерантности детей старшего дошкольного возраста: автореф. дисс. ... канд. пед. наук: - Екатеринбург, 2012. - 155с.

4. Бурдина Г.Ю. Формирование основ толерантности у дошкольников на традициях этноэтикета в контексте нового образовательного стандарта (к постановке проблемы) // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Выпуск 2, март-апрель, 2014. http://naukovedenie.ru 70PVN214.

5. Кочкина А., Лосева Н., Сташенков Д. Выставка «Археология детства: игрушки, игры и обряды в традиционных обществах» Самарская область. Этнос и культура. Информационный вестник. 2005;5: 15-18.

6. Баева Л.В. Толерантность: идея, образы, персоналии / Л.В. Баева. - Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2009. - 217 с.

7. Лекторский В. А. О толерантности, плюрализме и критицизме. Вопросы философии. 1997; 11: 39-44.

8. Мацковский М. Толерантность как объект социологического исследования. Век толерантности. 2001; 3-4: 54-59.

References:

1. Declaration of the principles of tolerance: Approved by resolution V. 61 of the General Conference of UNESCO on November 16, 1995 Teacher's newspaper. 2000; Sep 12: 9 pm

2. Bezyuleva G.V. Tolerance: view, search, decision / G.V. Bezyuleva, G.M. Shelamova. - M: Ver-bum-M, 2003. - 168 p.

3. Fadeev S.B. Folk culture as a means of forming gender tolerance in children of senior preschool age: Ph.D. diss. ... cand. ped. Sciences: - Ekaterinburg, 2012. - 155 p.

4. BurdinaG.Yu. Formation of the foundations of tolerance among preschoolers on the traditions of ethnoetiquette in the context of a new educational standard (to the formulation of the problem) // Internet journal "NAUKOVEDENIE" Issue 2, March-April, 2014. http://naukovedenie.ru 70PVN214

5. Kochkina A., Loseva N., Stashenkov D. Exhibition "Archaeology of childhood: toys, games and rituals in traditional societies" Samara region. Ethnos and culture. Information Bulletin. 2005; 5:15-18.

6. Baeva L.V. Tolerance: idea, images, personalities / L.V. Baeva. - Astrakhan: Astrakhan University Publishing House, 2009. - 217 p.

7. Lektorsky V. A. About tolerance, pluralism and criticism. Questions of Philosophy. 1997; 11:39-44.

8. Matskovsky M. Tolerance as an object of sociological research. Age of Tolerance. 2001; 3-4: 54-59.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.