Научная статья на тему 'Исследование уровня толерантности у студентов-психологов Шадринского государственного педагогического университета'

Исследование уровня толерантности у студентов-психологов Шадринского государственного педагогического университета Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
184
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / TOLERANCE / ИНТОЛЕРАНТНОСТЬ / INTOLERANCE / КУЛЬТУРНАЯ ДИСТАНЦИЯ / CULTURAL DISTANCE / СОВМЕСТИМОСТЬ / COMPATIBILITY / ВЗАИМОПРИЯТИЕ / VZAIMOPRIYATIE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Горина Алена Михайловна, Спицына Оксана Александровна

В статье представлен анализ проведенного исследования уровней толерантности у студентов-психологов Шадринского государственного педагогического университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Study tolerance level psychology students Shadrinsk State Pedagogical University

The article presents an analysis of the study levels of tolerance among students of psychology Shadrinsk State Pedagogical University.

Текст научной работы на тему «Исследование уровня толерантности у студентов-психологов Шадринского государственного педагогического университета»

Четверо и больше 4,6 8,3 2,4 2,7

Итого: 100,0 100,0 100,0

Отсутствует суицидальный риск у респондентов в семьях, где трое детей. С

уменьшением числа детей суицидальный риск возрастает в разы. Однако не очень хорошо выглядит ситуация и там, где детей четверо и больше: впрочем, по этому пункту велика ошибка по причине слабой репрезентативности.

Таблица 8

Ответы респондентов на вопрос об отношениях в семье _

Какие у Вас отношения в семье? Категории Степень и

Все респондентов по направленнос

опрошенн риску жизни ть влияния

ые Риск Нет фактора

(N=153) суицида (N=12) риска (N=80) (СНВ)

Доля в выборочной совокупности 100% 7,8% 54,2%

«Теплые» 75,8 33,3 86,7 0,4

«Прохладные» 13,1 41,7 4,8 7,4

Конфликтные 4,6 0,0 3,6 0,2

Затрудняюсь ответить 6,5 25,0 4,8 4,5

Итого: 100,0 100,0 100,0

Практически отсутствует суицидальный риск у респондентов в семьях, где «теплые» отношения. И наиболее велик суицидальный риск в семьях, где «прохладные» и «затрудняюсь ответить» отношения. Хорошо выглядит ситуация, где отношения «конфликтные»: впрочем, и здесь велика ошибка по причине слабой репрезентативности.

УДК 159.9

А.М. Горина, О.А. Спицына, г. Шадринск

Исследование уровня толерантности у студентов-психологов Шадринского государственного педагогического университета

В статье представлен анализ проведенного исследования уровней толерантности у студентов-психологов Шадринского государственного педагогического университета.

Толерантность, интолерантность, культурная дистанция, совместимость, взаимоприятие.

А.М. Goring О.А. Spitsyna, Shadrinsk

Study tolerance level psychology students Shadrinsk State Pedagogical

University

The article presents an analysis of the study levels of tolerance among students ofpsychology Shadrinsk State Pedagogical University.

Keywords: Tolerance, intolerance, cultural distance, compatibility, vzaimopriyatie.

К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, верованиям, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в наше время как в обществе в целом, так и в отдельных его институтах.

Общепризнанно, что человечеству не хватает толерантности, а проще говоря, взаимоуважительного, благожелательно - терпимого отношения друг к другу. Толерантность же может помочь каждому и всем вместе чувствовать себя более уверенно и устойчиво в этом изменчивом мире. При этом, лучше понимая другого, человек лучше понимает себя. Толерантность в обществе способствует внутренней устойчивости общества и каждого человека, создает условия для самораскрытия и саморазвития. Толерантность важна как форма сосуществования и существования.

Слово «толерантность» происходит от лат. Ш1егапйа - «терпеть», множественность переводов обусловливает многозначность толкования данного научного понятия и разнообразное толкование в различных науках. Существует широкое разнообразие представленных в литературе мнений авторов о границах, структурных компонентах, параметрах, факторах, детерминантах толерантности.

В проводимом исследовании как основное мы опирались на определение толерантности, которое дается в работах Л.В. Байбородовой, Н.Г.Капустиной, М.И.Рожкова, О.А.Спицыной. Это реализуемая готовность к осознанным личностным действиям, направленным на достижение гуманистических отношений между людьми и группами людей, имеющими различное мировоззрение, разные ценностные ориентации, предпочтения, стереотипы поведения, основой, которой является коммуникативная компетентность субъектов взаимодействия.

Анализ исследований толерантности среди молодежи в возрасте 15-20 лет в 2012 году Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) показывает, что складывается крайне неблагоприятная картина. Вызывает особую тревогу тот факт, что у 66 % опрошенных чрезвычайно низкий уровень толерантности по отношению к людям других национальностей, что сподвигло нас на проведение экспериментального исследования наличествующего уровня толерантности у студентов нашего ВУЗа.

Объект исследования — толерантность молодежи, включающая в себя различные формы толерантности студентов во взаимоотношениях друг с другом. Цель данной работы - выявить какой уровень толерантности доминируют среди студентов-психологов.

В соответствии с задачами исследования изучение проблемы проводилось при использовании батареи методик в связи с общепризнанным фактом, что единой общепризнанной методики диагностики толерантности не существует. В связи с тем, что толерантность - явление многомерное и многоуровневое, это позволяет обратиться к существующим диагностическим средствам, направленным на диагностику отдельных характеристик, связанных с толерантностью - интолерантностью.

В исследовании использовался Экспресс-опросник «Индекс толерантности» в его основу лег отечественный и зарубежный опыт. Методика разработана Г.У.Солдатова, О.А.Кравцова, О.Е.Хухлаев, Л.А.Шайгерова. Целью исследования по данной методике является выявления уровней этнической толерантности, социальной толерантности и толерантность как черты личности. Специальное внимание уделено этнической толерантности-интолерантности (отношение к людям иной расы и этнической группы, к собственной этнической группе, оценка культурной дистанции. В опросе по рассматриваемой методике приняли участие респонденты из числа студентов-психологов. По результатам методики нами выявлено:

- в группе доминируют обучающиеся со средним уровнем толерантности91,6% респондентов. Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность. Представители группы с выраженными чертами толерантной личности составили в экспериментальной группе - 8% респондентов. Студентов- психологов с низким уровнем толерантности не выявлено.

По шкале этническая толерантность (отношение к людям иной расы и этнической группы, к собственной этнической группе, оценка культурной дистанции) выявлен высокий уровень- положительное отношение к этническим группам. По шкале социальная толерантность, которая позволяет исследовать толерантные и интолерантные проявления в отношении различных социальных групп (меньшинств, преступников, психически больных людей), а также изучать установки личности по отношению к некоторым социальным процессам получился средний уровень. И по шкале толерантность как черта личности, диагностирующей личностные черты, установки и убеждения, которые в значительной степени определяют отношение человека к окружающему миру, мы получили высокий уровень. То есть респонденты положительно относятся к окружающему миру.

В методике диагностики общей коммуникативной толерантности, предложенной В.В.Бойкоглавная роль отводится совместимости / несовместимости одноименных качеств партнеров, т.е. в процессе общения человек сопоставляет и оценивает качества и состояния другого на уровне отдельных подструктур личности. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что проявления коммуникативной толерантности обусловлены тем, что индивид либо не воспринимает различий между собой и другими, либо не испытывает негативных переживаний из-за этого. Таким образом, толерантность основывается на совместимости партнеров и их индивидуальных особенностей, таких как ценностные ориентации, привычки, потребности, этические нормы, эмоциональный фон. Она играет огромную роль для установления взаимопонимания, взаимопринятия друг друга. Диагностическое исследование с использованием методики позволяет нам сделать следующие выводы: по первой шкале доминирует низкий уровень 66,6% респондентов, большинство в группе готовы принимать индивидуальности встречающихся нам людей; по второй доминирует низкий уровень 58,3%, в группе нет тенденции оценивать людей, исходя из собственного Я; по третьей шкале получились следующие результаты: доминирует низкий уровень 91,6%, в группе не категоричны оценки в адрес окружающих; по четвертой шкале, так же доминирует низкий уровень 66,6% можно сказать о том, что группа легко может сглаживать и скрывать неприятные впечатления при столкновении с некоммуникабельными качествами людей; по пятой шкале доминирует так же низкий уровень 83,3%, здесь можно говорить о том, что у группы нет склонность переделывать и перевоспитывать партнера; по следующей шестой шкале мы получили низкий уровень 75%, группа не склонна подгонять партнеров под себя; по седьмой шкале мы получили низкий уровень 91,6%, это говорит о том, что группа терпима к дискомфортным состояниям окружающих; по восьмой шкале получили так же низкий уровень 83,3%, можно сказать о том, что хорошие адаптационные способности во взаимодействии с людьми у группы. Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что в целом у экспериментальной группы средний уровень коммуникативной толерантности.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что в данном экспериментальном исследовании, на студентах Шадринского государственного

педагогического университета не обнаружен низкий уровень толерантности, преобладает средний и высокий уровень толерантности, а это означает, что респонденты не склонны стереотипно оценивать собеседника и сравнивать с эталоном, студенты способны воспринимать человекатаким какой он есть и не стремиться его насильно переделывать.

УДК 378.016:2

В.Н. Дежнев, г. Шадринск

Изучение религиоведческих дисциплин как основа межконфессионального взаимодействия студентов и профилактики

религиозного экстремизма

В статье обоснована роль изучения религиоведческих дисциплин в противодействии религиозному экстремизму, обеспечении межконфессионального взаимодействия в образовательном пространстве вуза.

Религия, молодежь, образование, межконфессиональное взаимодействие, религиозный экстремизм.

V. N. Dezhnev, Shadrinsk

A study of the theological disciplines as a basis for interfaith interaction of

students and prevention of religious extremism

The article substantiates the role of the study of theological disciplines in countering religious extremism, interreligious interaction in educational space of the University.

Keywords: Religion, youth, education, interfaithcooperation, religiousextremism.

Вся учебная и воспитательная работа ВУЗа направлена на получение студентами необходимых компетенций для практической деятельности в избранной сфере, для жизни в современном обществе. Важное место в общественной жизни занимает религия как духовный общественный феномен, религиозные организации как объединения верующих. Без понимания сущности того или иного вероучения, роли религии в жизни общества и личности, вреда от деятельности религиозных организаций в экстремистских политических целях нельзя считать выпускника полностью готовым к деятельному участию в общественной жизни.

Политические и социальные противоречия и конфликты нередко облекаются в религиозную форму и внешне выглядят как конфликты межконфессиональные, а политический экстремизм выступает под религиозными знаменами. Примеры этого дает как давняя история человечества, так и современное развитие ситуации в мире. Характерной особенностью последних десятилетий стало искусственное взращивание в политических целях экстремистских религиозных организаций, целенаправленная вербовка в их ряды молодых людей, формирование из них религиозных фанатиков. Они используются в дальнейшем для пропаганды антигосударственных идей, для вооруженной борьбы со светскими режимами в целях свержения законный власти, для нарушения государственного суверенитета и территориальной целостности государств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.