потенциал; уровень развития инфраструктуры межрегионального рынка, наличие финансовых возможностей поддержки интеграционных процессов, качество законодательства и т. д. [11].
Итак, кластеры могут принести широкий круг выгод для бизнеса и экономики в целом:
во-первых, они позволяют обеспечить стабильные тенденции экономического роста и развития за счет увеличения масштабов деятельности, повышения ее эффективности, развития специализации производства, увеличения объемов внешней торговли, привлечения стабильных поставщиков сырья и услуг, предоставляющих целую систему скидок и льгот;
во-вторых, они приводят к формированию, развитию и последующему укреплению связей между основными хозяйствующими элементами, что приводит к созданию новых идей и форм бизнеса в виде сетевых структур, инновационных и хозяйственных агломераций, промышленных и инновационных районов и т. д.;
в-третьих, наличие в рамках кластера предприятий-лидеров является ключевым фактором развития бизнеса, так как позволяет поглотить наиболее слабые предприятия, а также сгладить разницу между последователями лидера с целью их подтягивания;
в-четвертых, в процессе формирования и развития кластеров происходит оптимизация наиболее важных потоков - информационных, материальных, финансовых, трудовых, а это, в свою очередь, позволяет снизить затраты и наиболее эффективно использовать имеющиеся ресурсы;
в-пятых, наличие в пределах кластера научно-образовательных структур позволяет придать производимой продукции и услугам инновационный характер, что позволяет повысить их конкурентоспособность на мировом рынке товаров и услуг;
в-шестых, в рамках кластера создаются оптимальные условия для развития инфраструктуры, повышения квалификации кадров, оборота финансовых и материальных ресурсов, формирования благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата;
в-седьмых, благодаря географической и тематической близости предприятий и организаций появляется возможность для обмена
опытом, межфирменного сотрудничества, получения большого объема заказов;
в-восьмых, крупные кластеры имеют возможности оказания влияния на государственную экономическую политику, на направления функционирования и развития других кластеров, на выработку соответствующей нормативно-правовой базы, на характер внешнеторговой политики страны и т. д.
Литература:
1. Васильев В. А. Создание кластеров малых гостиниц. Повышение их конкурентоспособности / В. А. Васильев. // Next Stop, 2008. - № 1.
2. Куценко Е. С. Кластеры в экономике: практика выявления / Е. С. Куценко. // Обозреватель-Observer, 2009. - № 10.
3. Мигранян А. А. Теоретические аспекты формирования конкурентоспособных кластеров в странах с переходной экономикой / А. А. Мигранян. // Вестник КРСУ, 2002. - № 3.
4. Ларионова Н. А. Кластерный подход в управлении конкурентоспособностью региона / Н. А. Ларионова. / Экономический вестник Ростовского государственного университета, 2007. - № 1.
5. Руднева. // Экономика региона, 2007. - № 18. Ч. 2.
6. Руднева П. С. Опыт создания структурных кластеров в развитых странах / П. С.
7. Развитие кластеров: сущность, актуальные подходы, зарубежный опыт / авт.-сост. С. Ф. Пятинкин, Т. П. Быкова. - Мн.: Тесей, 2008.
8. Портер М. Конкуренция / М. Портер. - М.: Вильямс, 2005.
9. Портер М. Международная конкуренция / М. Портер. - М.: Международные отношения, 1993.
10. Скоч А. В. Эффективность кластеризации региональной экономики / А. В. Скоч. // Экономические стратегии, 2007. - № 5.Цихан Т. В. Кластерная теория экономического развития / Т. В. Цихан. / Теория и практика управления, 2003. - № 5.
11. Cluster specialization patterns and innovation styles. - Den Haag, 1998.
УДК 331.104
ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ЛОЯЛЬНОСТИ В ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ КОМПАНИЯХ
Мхитарян М.А., аспирант, ФГОБУВО «Финансовый университет при Правительстве РФ»
В данной статье дана теоретическая база организационной лояльности. Рассмотрены основные теоретические модели, обозначены наиболее перспективные векторы развития теории лояльности. Проведено авторское исследование целью, которого является выявление уровня организационной лояльности. Использованы методы социологического исследования: анкетирование, интервью. Проведен комплексный анализ результатов исследования, выявлены наиболее лояльные и неблагонадежные группы сотрудников, обозначены основные тенденции.
Ключевые слова: организационная лояльность, фокусы лояльности, лояльность.
THE STUDY OF THE LEVEL OF ORGANIZATIONAL COMMITMENT TIN THE TRANSPORT AND LOGISTICS COMPANIES
Mkhitaryan M., the post-graduate student, FSBEI HE «Financial university under the government of the Russian Federation»
In this paper a theoretical framework of organizational commitment. Describes the main theoretical models, identifies the most promising directions of development of the theory of commitment. The author conducted the research purpose, which is to identify the level of organizational commitment. Used methods of sociological research: surveys, interview. A comprehensive analysis of the research results identified the most commitment and unreliable group of employees, identified the main trends.
Keywords: organizational commitment, foci of organizational commitment.
Феномен организационной лояльности попал в поле зрения исследователей во второй половине ХХ века. Интерес к нему был обусловлен несколькими причинами. С одной стороны в теории управления того времени заметные позиции занимала концепция социальной организации, инициирующая исследования внутриор-ганизационных отношений в русле гуманистической психологии. В этом контексте лояльность, как механизм управления, выглядела более «человечной» чем то, что предлагала обезличенная теория организационных систем. Хоторнский эксперимент и исследования Э. Мейо, породили новый подход к управлению организацией и персоналом ее в частности.[5] Так же бурное развитие социальной
психологии так же можно считать одной из предпосылок для возникновения и развития теории лояльности. С другой стороны, эволюция организаций как таковых привела к формированию особой категории персонала - работников интеллектуального труда, которые в отличие от «синих воротничков» были менее чувствительны к классическим методам управления и мотивации. Для них требовались более утонченные формы воздействия, и концепт лояльности казался весьма многообещающим с этой точки зрения.
Цель исследования - Выявить уровень лояльности сотрудников транспортно-логистической организации.
Предмет исследования - уровень лояльности сотрудников
транспортно-логистическои компании, причины сложившего уровня лояльности.
Первые работы по теории лояльности относятся к 60-м годам прошлого века, а к концу XX столетия насчитывалось более десятка различных моделеИ организационной лояльности, концептов и теориИ. [4]
Дж. Мейер и Н. Аллен разработали модель многомерной организационной лояльности, которая наиболее востребована с практической точки зрения. В их интерпретации структура лояльности состоит из следующих элементов:
■ эмоциональная привязанность к организации (аффективная лояльность);
■ осознание затрат связанных с уходом из организации (продолженная) ;
■ ощущение обязательств перед организацией (нормативная).
[1]
Инструментом измерения лояльность данной модели стал опросник «Шкала организационной лояльности» (Organizational Commitment Scale). Следует заметить, что именно благодаря опроснику модель Мейера-Аллен получила широкое распространение.
Так же следует отметить, достаточное важный вектор развития теории лояльности, теория фокусов лояльности - направление относительно молодое, но весьма перспективное. В нем лояльность рассматривается не как монолитное явление, а как сложный конструкт, который напоминает мозаику, то есть лояльность складывается из целого ряда объектов по отношению, к которым сотрудник лоялен.
Т. Беккер, систематизировав то, что было изучено его предшественниками. Он выделил следующие фокусы лояльности: лояльность к организации, лояльность к топ-менеджменту, лояльность к непосредственному руководителю, и лояльность к коллективу.[3] В свою очередь А. Коэн в качестве объектов лояльности выделяет: профессию, коллег, организацию в целом. [2]
Метод - анкетирование, интервью, анализ документов.
Результаты исследования - В опросе приняло участие 288 сотрудника транспортно-логистической организации. Критерием выборки была территориальная доступность респондента на момент анкетирования.
Аудит лояльности был проведён с помощью методики Майера-Аллен «Шкала организационной лояльности» (OCS). В ходе исследования были получены следующие результаты:
Продолженная лояльность - 3,6
Аффективная лояльность - 4,3
Ценностная лояльность - 3,5
Нормативные значения по шкалам:
Продолженная лояльность - 3,9
Аффективная лояльность - 4,1
Нормативная лояльность - 3,8
Исходя из полученных данных, становиться ясно, что уровень лояльности сотрудников, с учетом стандартных отклонений - средний.
Стоит отметить, что в целом у мужчин по всем трем показателям лояльности результаты выше, чем у женщин. Так же наблюдается тенденция усиления аффективной лояльности с увеличением стажа работы в организации и обратной динамики связанного с продолженной лояльностью. Другими словами, чем дольше сотрудники работают в компании, тем меньше выгод они видят себя в данной организации в будущем. С ценностной лояльностью не было выявлено связей с такими характеристиками персонала как пол, возраст, стаж работы в организации. Для того, что бы понять, каковы причины полученных результатов необходимо рассмотреть сопутствующие параметры, которые были включены в исследования:
- удовлетворенность (соц.-псих. климатом, отношениями в коллективе, системой мотивации, непосредственным руководством, высшим руководством)
- формат и интенсивность формальных и неформальных коммуникаций,
- степень профессиональной идентификации и возможности профессиональной реализации,
- уровень вовлеченности персонала проявляющееся в фактическом поведении: производительность труда (субъективная оценка работников, непосредственного руководства); уровень инициативности персонала, - видение будущего: образ организации сейчас и в будущем
- степень разделяемости и принятия организационных ценностей, целей, норм, степень идентификации с организацией
По итогам исследования, нами было принято решение рассмотреть все данные в разрезе определенных кластеров: нелояльных сотрудников, благонадежных, и лояльных. Данная категоризация представлено в виде диаграммы, для больше информативности.
Исходя из данных представленных на диаграмме, можно выделить, наибольшее количество сотрудников проявляют лояльное поведение в эмоциональном и ценностном плане, то есть результаты обработки их анкет показали значение выше средних. Но справедливости ради, стоит отметить, что 25% сотрудников не лояльносны с точки зрения ценностей. Это обяъясняется тем, что ценностная составляющая лояльности очень полярна, одни сотрудники могут принимать правила и ценности, для других это будет не приемлимо, и изменить ситуацию большинство организации не станут,в виду того, что для этого придется потратить, много ресурсов и времени.
продолженная лояльность аффективная лояльность нормативная лояльность
Н Полученные данные В Нормативные значения Диаграмма №1 (Уровень организацонной лояльности)
Диаграмма №2 (Распределение кластеров сотрудников в соответсвии с уровенем организационной лояльности)
Но стоит отметить, что количество сотрудников, чья общая лояльность на низком уровне достигает отметки 40%.
Выводы: в ходе данного исследования была дана попытка выявить уровень сложного организационного фемномена как лояльность персонала при помощи использования социологическим методов исследования. Основная задача для организации на данный момент - снижание количества неблагонадеждных сотрудников.
Литерата:
1. Becker. T. Foci and bases of commitment // The Academy of Management Journal, Vol. 35, No. 1 (Mar., 1992), pp. 232-244;
2. Cohen, A Relationship amoung five forms of commitment: an emperical assessment // Journal of Organizational Behavior. 1999. 20 (3). 285-305;
3. Meyer, J. P., Allen, N. J. A three-component conceptualization of organizational commitment// Human Resource Management Review.-1991.-P. 61;
4. Мхитарян М.А. Зарубежные теории, концепции и модели организационной лояльности // ИНИОН РАН. Депонированные работы № 3 2013;
5. Мескон М. Основы менеджемента // Изд-ство Дело, М. -1992;
УДК 336.025
МЕХАНИЗМЫ ФИНАНСОВЫХ РАССЛЕДОВАНИЙ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
ПРАКТИКЕ
Ефимов В.С., к.э.н., с.н.с., профессор кафедры «Финансы и кредит», ЧОУВО «Московский университет им. С.Ю. Витте», e-mail:
Бродунов А.Н., к.э.н., доцент, заместитель заведующего кафедрой «Финансы и кредит», ЧОУ ВО «Московский университет им. С.Ю.
Витте», e-mail: [email protected]
Исследованы методы и механизмы финансовых расследования применительно к приведенной классификации финансовых преступлений. Особое внимание уделено выявлению и расследованию корпоративных мошенничеств.
Ключевые слова: финансовые расследования, финансовые преступления, корпоративные мошенничества
MECHANISMS OF FINANCIAL INVESTIGATIONS IN THE DOMESTIC PRACTICE
Efimov V., Ph.D., Senior Research Fellow, Professor of the Finance and Credit chair, Moscow Witte University, e-mail: [email protected] Brodunov A., Ph.D., associate professor, deputy head of the Finance and Credit chair, Moscow Witte University, e-mail: [email protected]
We studied the methods and mechanisms of financial investigations in relation to the classification of financial crimes. Particular attention is paid to the identification and investigation of corporate fraud.
Keywords: financial investigations, financial crimes, corporate fraud.
К сегодняшнему дню понятие «финансовые расследования» вошло в российский лексикон и практику. В его основе лежит семантическое понятие от глагола «расследовать», в его первом значении - подвергнуть всестороннему рассмотрению, изучению факты, обстоятельства дела и, во-второмзначении - осуществить следствие[1]. В этом смысле говорится о различных расследованиях, проводимых парламентами, финансовыми разведками, контрольно-надзорными, правоохранительными органами, консалтинговыми компаниями.
Вкладывая в данное понятие тот или иной смысл, его использует значительное количество самых разнообразных субъектов. Велико распространение использования понятия «финансовых расследований» во всемирной сети Интернет,которая является одним из измерителей частоты обращениятерминов в практической деятельности. Так, «финансовые расследования» по количеству ссылок, вы-даваемыхведущими поисковыми системами (YANDEX, RAMBLER, GOOGLE) в русскоязычной зоне Интернета, ненамного уступают таким понятиям,как финансовый контроль, аудит, анализ.
В теоретическом плане попытка проанализировать содержание финансовых расследований была предпринята в статьях российских авторов: Н.А. Пименова, Е.А. Кондратьевой и А.Р. Горюнова, А.В. Дедкова.
Так, Н.А. Пименов считает, что«под финансовыми расследованиями как процессуальной деятельностью следует понимать сбор, закрепление, всестороннее рассмотрение, изучение существенных, имеющих значение для дела обстоятельств совершенного нарушения, связанного с посягательством на отношения по формированию, распределению, перераспределению и использованию фондов денежных средств (финансовых ресурсов) субъектов экономических отношений». Соединив в этом определении «процессуальную деятельность», являющуюся определенным «гибридом» финансового контроля и работы правоохранительных органов, с классическим определением финансов, Н.А. Пименов рассматривает «нарушение в финансовой сфере» как движение денег за рамками правового поля[2].
Е.А. Кондратьева и А.Р. Горюновсчитают, что финансовые расследования надо рассматривать как практическую (процессуальную) деятельность и как научное направление.Под финансовыми рассле-
дованиями как процессуальной деятельностью они понимают «сбор, всестороннее рассмотрение, изучение существенных обстоятельств совершенного нарушения в сфере денежных отношений, возникающих в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием, распределением и использованием фондов денежных средств». Одновременно под финансовыми расследованиями они рассматривают направление научных исследований, «в рамках которого исследуются нарушения в финансовой сфере, ставящее своими целями разработку эффективной методологии, методики профилактики, выявления и расследования указанных нарушений, а также рекомендаций по построению эффективной финансовой системы, в своей основе препятствующей совершению нарушений»[3].
Из второго определения усматривается, что наряду с юридическим направлением (разработка эффективной методологии, методики профилактики, выявления и расследования нарушений в финансовой сфере)в финансовые расследования как научное направление данные авторы вкладывают и экономическое содержание (рекомендации по построению эффективной финансовой системы, препятствующей совершению нарушений).
Содержание термина «нарушения в финансовой сфере» у них идентично позиции Н.А. Пименова и сводится к «финансовым правонарушениям (ответственность за совершение которых предусмотрена в Налоговом кодексе, Кодексе об административных правонарушениях, Бюджетном кодексе, валютном законодательстве и др.) и финансовым преступлениям (ответственность за совершение которыхпредусмотрена в Особенной части Уголовного кодекса)». В развитии обоснования междисциплинарного характера финансовых расследованийони включают следующие «аспекты»:
- экономический- выявление и изучение экономического механизма совершения нарушений; оценка вреда последствий конкретного нарушения; разработка рекомендаций для устранения экономических причин нарушений;
- юридический - квалификация конкретного нарушения; изучение законодательства на предмет ухода от ответственности за совершенные нарушения, разработка рекомендаций для их устранения;
- криминалистический - процесс сбора, закрепления и изучения