Научная статья на тему 'Исследование убойных животных на наличие микробов мясных отравлений'

Исследование убойных животных на наличие микробов мясных отравлений Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
25
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по ветеринарным наукам , автор научной работы — Д. Тетерник

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование убойных животных на наличие микробов мясных отравлений»

верстиями, а затем на плоских ситах с круглыми или -квадратными отверстиями при вертикальном колебании сит. Промеры пшеницы и горчака показали, что они имеют различную ширину; это дало возможность выделить горчак почти без остатка путем просеивания на ситах с круглыми отверстиями. Лабораторные опыты дали хорошие результаты, но машин достаточной мощности по очистке пшеницы от софоры мы пока не имеем. Машина проф. Якуба (Ташкент) счищает за рабочий день всего лишь двести пудов зерна. То же самое следует сказать и о машине изобретателя Манжера, которая кроме того очень примитивна по своей конструкции и работе (ручное удаление горчака с сит).

Для дальнейшего изучения софоры необходимы следующие мероприятия: а) изучение остальных алкалоидов; б) изучение физиологического и фармакологического действия алкалоидов; в) выявление влияния процессов хлебопечения на содержание алкалоидов; г) установление научно обоснованных стандартных норм на софору в хлебных продуктах; д)' разрешение вопроса очистки пшеницы от софоры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Карпов и Гоби, Врачебная газета 7, 1930.—2. Быков, Санита^но-гигиени-ческие очерки, Чимкент, 193'.—3.0 н же, За социалистическое здравоохранение, Ташкент, 1931.—4. Он же, Гигиена и эпидемиология, 4—5. 1932.— 5. Биленко, Сорняки хлебов Туркестана, 1930.—6. Полетаев, Советское мукомолье и хлебопечение, 5, 1932,—7. Орехов, Рабинович и Коновалов, Химико-фармацевтическая промышленность, 3, 1934.—8. О р е х о в. Химико-фармацевтическая промышленность, 5, 1934,—9. Мальцев, Сорная растительность, 1930,—10. Федченко, Определитель растений Туркестана, 1912.—11. Соколов и Будагин, Практическое руководство по санитарным исследованиям, 1933.

\

Д. ТЕТЕРНИК (Москва)

Исследование убойных животных на наличие микробов мясных отравлений

Из лаборатории ветсанитарии ВИЗЕ 1

Употребление в пищу мяса или мясных продуктов от больных животных даже после идеально проведенной технологической обработки может вызывать тяжелые заболевания.

Особенно часты несчастные случаи, вызываемые мясом животных, пораженных микробами, так называемых «мясных отравлений».

В разные времена существовали различные мнения о причинах мясных отравлений. В добактериологический период существовал взгляд, что причиной мясных отравлений являются химические яды. Впоследствии, с открытием птомаинов (ядов, возникающих при гниении животных белков), их стали считать источником заболеваний.

1 В данной работе принимали участие сотрудники лаборатории Л. Новикова, н Л. Макарова.

Не отрицая, что в отдельных случаях эти продукты могут вредно, отражаться на здоровье людей, нельзя все же приписывать им исключительную роль возбудителей мясных отравлений.

Сущность мясных отравлений была определена рядом немецких ученых, в первую очередь Болингером, указавшим на связь мясных отравлений у людей с потреблением мяса животных, больных септицемическими заболеваниями, и. Гертнером, которому удалось открыть возбудителя при отравлении мясом вынужденно убитой коровы.

Позже, во время отравления в Эртрике, де Нобиле выделил бактерию из мяса теленка, послужившего причиной отравления. Эта бактерия по своим морфологическим свойствам была похожа на В. enteritidis Gärtneri, но отличалась от нее по своим серологическим свойствам. Де Нобиле считал ее особым типом.

При отравлении в 1Бреславле Флюге и Кенше в мясе двух вынужденно убитых коров нашли микробов, которые по своим морфологическим и серологическим свойствам были тождественны с микробом, выделенным де Нобиле в Эртрике. IB дальнейшем они объединены были ¡под названием В. enteritidis Breslau.

В 1896 г. Ашар и Бансод (а несколько лет спустя Шоттмюллер) наблюдали у людей заболевания с тифоподобной клиникой, а выделенный ими микроб отличался по серологическим свойствам от В. typhi hominis. Указанные выше авторы назвали эту болезнь паратифом, а возбудителя. В. paratyphosus В. По своим морфологическим и биохимическим свойствам он очень похож с В. enteritidis Gärtneri и В. enteritidis Breslau, -но серологические свойства его иные.

Когда в 1001 г. Траутман выделил из лошадиного рубленого мяса бактерию со всеми присущими В. paratyphosus В. признаками, наряду с В. enteritidis Gärtneri и В. enteritidis Breslau стали считать также возбудителем мясных отравлений и В. paratyphosus В.

В дальнейшем исследованиями целого ряда авторов доказана чрезвычайная распространенность в природе паратифозных микробов, которые вызывают многие болезни у домашних животных, 'птиц и диких зверей (например, В. Suipe-stifes, открытый Сальмоном и Смитом еще за несколько лет до В. enteritidis Gärtneri и рассматривавшийся вначале1 как возбудитель чумы свиней). Работы последних лет указывают на то, что В. Suipestifes при некоторых нам еще неизвестных обстоятельствах может также вызывать мясные отравления у людей, что при широко распространенном потреблении мяса свиней заслуживает особого внимания. В. abortus equi, вызывающий повальные выкидыши у кобыл, В. abortus ovis, iParatyph. ovis и др. также вызывают иногда мясные отравления.

Все эти микробы по своим основным бактериологическим свойствам являются тождественными, и только по биохимическим и серологическим свойствам они образуют отдельные группы. Благодаря широкому распространению и общему сходству микробов паратифозно-энтеритной группы вопрос о мясных отравлениях, казавшийся вначале ясным, стал до чрезвычайности запутанным, и только в последнее время, в результате работ целого ряда ученых (Фишера., Мюллера, Биттера и других представителей так называемой ¡К и л ь с к о й школы) удалось выяснить бактериологическое различие между отдельными представителями Ра-ratyphus-enteris группы.

Особенная заслуга представителей Кильской школы заключается в том, что им удалось разграничить В. paratyph. В. от В. enteritidis Gärtneri и В. enteritidis Breslau. Они доказали, что паратиф человека и мясные отравления — совершенно различные болезни.

Вследствие диференциации В. enteridis Breslau и В. enteritidis 'Cärtneri от paratyph. В. возбудителями мясных отравлений считаются уже не В. paratyph В., а В. enteritidus Gärtneri и В. enteritidis Breslau.

Представляют значительный интерес данные, приводимые Мейером. Если в Германии за период 1£03—il925 гг. В. paratyph. В. был признан в 101 случае (61,6%) исследованных мясных отравлений, a IB. enteritidis Breslau в 1,8Р/о и В. enteritidis Gärtneri в 14 случаях, то уже за ;'1<Ш/30 г. В. enteritidis Breslau был признан возбудителем в Зб.ЗР/о случаев, В. enteritidis 'Cärtneri — в 05,8% и В. paratyph. В. — только в 111,3% случаев.

Причиной мясных отравлений являются в большинстве случаев больные животные, реже — мясо здоровых животных, зараженное при переработке.

Вопрос этот подробно изучен в Германии, где ему посвящен ряд научных трудов. В Германии главным источником мясных отравлений считаются вынужденно убитые животные.

Из данных сводок Климмекка, приводимых Штандфусом, видно, что случаев мясных отравлений на вынужденный убой приходилось:

Лошади —из 10 случаев . . . Рогатый скот—из 32 случаев Телята—из 4 случаев .... Свиньи —из 23 » ....

8 = 80%

21 =65,6°/о

3 = 75% 8 — 30,4°/(

По Мейеру на вынужденный убой приходилось:

Лошадиное мясо . , Мясо рогатого скота Телячье мясо . . . . Свиное .......

83,3% » 18,7% »

26,3% »

63,6% всех мясных отравлений

» » »

» »

В случаях мясных отравлений, приводимых Виманом и Брюгеманом, 28 из 43 (или 7(?/о) приходится на вынужденный убой.

Из болезней, которыми были поражены вынужденно убитые животные, по данным Мейера в первую очередь идут заболевания кишечника, затем заболевания родовых .путей, гнойные раны, абцесы печени, заболевания вымени, воспаление легких, воспаление брюшины, мыт, флегмона, поражения копыта, рожа, септицемия свиней, удар молнии, солнечный удар, столбняк суставолом жеребят, инородные тела, перелом таза, простуда, неожиданное удушье, залеживание перед родами и др.

По материалам Штандфуса, Купельмайера, Вимана, Брюгемана и Климмекка причиной мясных отравлений чаще всего является мясо крупного рогатого скота (39,7%). Второе место занимает мясо лошадей (29,ltí/o), затем идет свинина — (Ь8,1®/о), телятина (Г1,1'°/о). Наименьший процент дает мясо овец и коз (2я/о).

По сводке Мейера наиболее благоприятным временем года rio количеству мясных отравлений являются летние месяцы: май—октябрь.

В Германии после введения обязательного бактериологического исследования туш резко сократилось количество отравлений мясом вынужденно убиваемых животных.

По данным Мейера в 1928 г. обследование туш 7-508 вынужденно убитых животных обнаружило микробы мясных отравлений в 373 случаях, а 1930 г. на 46 354 исследованных туш вынужденно убитых животных пришлось только '52(7 случаев обнаружения микробов.

Заслуживают внимания приводимые этим же автором цифры об уменьшении мясных отравлений. За i923—1S27 гг. в среднем отмечено по 16 массовых заболеваний в год с числом больных свыше 50 человек; Q1 раз источником заражения являлось рубленое мясо, 10,6 раз — мясо вынужденно убитых животных. За 1928— 1931 гг. в среднем на год приходилось только 3,75 массовых заболеваний, из них ничтожное число было вызвано рубленым мясом и мясом вынужденно убитых животных.

Но вместе с тем Мейер отмечает, что число отдельных единичных отравлений мясом дальше не снижается, а в 1601 г. даже повысилось по сравнению с предшествующим годом. Мейер объясняет это тем, что в настоящее время исследуется более тщательно каждый случай, подозрительный по мясному отравлению.

Вопрос об отравлении мясом и мясными продуктами в СССР совершенно не разработан, если не считать отдельных сообщений казуистического характера. Нет научных работ в данной области, нет и статистических сводок. Совершенно не выяснена пока роль мяса вынужденно убитых животных при мясных отравлениях. Только недавно мы начали изучать, как часто бактерии мясных отравлений встречаются у вынужденно убиваемых на мясокомбинатах СССР животных.

Данная работа построена на материалах бактериологического исследования вынужденно убитых животных с целью обнаружения микробов мясоотравителей. Она охватывает период в три года — с 1932 по 1934 г. Первоначально мы ставили себе задачей комплексно с лабораториями различных мясокомбинатов выяснить вопрос о ба-цилоносительстве микробов мясных отравлений у различных животных в целом ряде областей СССР, но ввиду отсутствия необхо-

димых условий для работы лабораторий на многих мясокомбинатах пришлось это исследование проводить, главным образом, на Московском мясокомбинате. Необходимо отметить, что в связи с постановлением ЦК ВКП(б) от 22 декабря 1933 г. в настоящее время уже большинство лабораторий мясокомбинатов проводит широкое бактериологическое исследование убиваемых животных.

С 1 января 1932 г. по 1 декабря 1934 г. нами было исследовано 1906 вынужденно убитых животных. Большинство (898 случаев) приходится на заболевания с невыясненной этиологией. Второе место (554 случая) занимают заболевания, объединенные в группу септико-пиемических заболеваний. На третьем месте стоят желудочно-кишечные заболевания (267 голов); сравнительно небольшой процент желудочно-кишечных заболеваний объясняется тем, что на старых московских бойнях внутренности полости живота уходили до осмотра их ветврачами. Дальше идут заболевания, связанные с родами (138 случаев), и последнее место занимает желтуха (59 случаев).

Из 1906 исследованных туш крупного рогатого скота было 890, телят — 52, лошадей — 76, свиней—770 и овец — 118.

Для исследования мы .брали от каждой туши следующие органы: печень, селезенку, почку, две лимфатических железы (подколенную и плечевую) и две мышцы —■ сгибатель и разгибатель передней и задней конечностей. Из каждого органа или части его производился высев на чашки Петри с простым агаром, агаром Эндо и Дригальского или Гасснера. Из мышц во всех случаях брались небольшие кусочки (примерно, с боб) для накопления (Anreicherund) в желчь, среду Гая, Катаевой или Мюллера. Для диференциации внутри группы мы пользовались следующими углеводами: глюкозой, лактозой, маннитом, сахарозой, арабинозой, дульцитом, глицерином, рамнозой, ксилозой и лакмусом Мольке по Петрушки.

Большинство выделенных культур получено от животных с невыясненным диагнозом. В 6 случаях найдено В. enteritidis Gartneri, в 3 случаях В. enteritidis Breslau, в 7 случаях В. abortus equi, в 24 случаях В. Suipestifes, в 1 случае В. abortus ovis, в 42 случаях 1 не аглю-тинирующие штаммы и в 10 случаях Coli intermedium.

На втором месте по количеству выделенных штаммов идут желудочно-кишечные заболевания; у крупного рогатого скота — в 2 случаях В. enteritidis Gartneri, в 5 случаях В. enteritidis Wituli; от свиней в 20 случаях выделен В. Suipestifes, в 4 случаях Voldagsen; у коров в 8 случаях выделены неаглютинирующие штаммы.

Третье место по количеству выделенных штаммов занимают животные с септико-пиемическими заболеваниями, а именно; в 2 случаях В. enteritidis Gartneri, в 20 случаях В. Suipestifes, в 7 случаях неаглютинирующие штаммы и 10 Coli intermedium.

На четвертом месте стоят заболевания, связанные с родами: из 138 исследованных животных в одном случае выделен В. enteritidis Breslau и в 6 неаглютинирующие штаммы.

Пятое место по количеству выделенных штаммов занимает желтуха: из 59 исследованных животных обнаружен в 4 случаях В. Suipestifes, на 118 исследованных овец — 7 раз Proteus vulgaris. Всего, таким образом, выделен 191 штамм паратифозно-знтеритной группы и 7 штаммов Proteus vulgaris.

Если рассматривать все бактерии, принадлежащие к паратифозно-энтеритной группе, как возбудителей мясных отравлений (что и де-

1 Неаглютинирующие штаммы принадлежат к группе паратифозно-энтеритной.

лается в Германии), то мы их будем иметь в среднем за 3 года у 10% исследованных вынужденно убитых животных.

Выводы. 1. Результаты исследования подтверждают наличие микробов мясных отравлений у вынужденно убиваемых животных.

2. Сравнительно высокий средний процент (10) микробов из па-ратифозно-энтеритной • группы, главным образом у вынужденно убитых животных с невыясненным диагнозом, говорит за невозможность выпуска мяса таких животных для потребления, а поэтому необходимо производить особенно тщательное бактериологическое исследование такого рода животных с обязательным применением метода накопления.

' 3. Постановление ЦК ВКП(б) от 22 декабря 1933 г. в первую очередь должно касаться организации бактериологических лабораторий на мясокомбинатах, так как вынужденно убиваемые животные являются основным источником мясных отравлений.

4. Для более точного выяснения отдельных случаев мясных отравлений необходима тесная увязка в этой работе ветеринарных и медицинских санитарных учреждений.

Л. И. ЕВРЕИНОВА (Москва)

Изучение миграции вшей по различным

плоскостям

Из дезинфекционного института Мосгорздрава (научный руководитель — проф. Антоновский, директор М. А. Глезер

В связи с огромной ролью вшей как переносчиков и возбудителей заразных болезней вопросу о миграции их отведено должное место в специальной литературе.

Hase отмечает, что вши прокладывают себе путь сквозь слой песка толщиной в 12 дюймов. Английский врач наблюдал в Трапезуйте перенос вшей с одного субъекта на другого при помощи ветра. Castellani отмечал в Италии перенос вшей мухами с одного человека на другого. Имеются и другие данные по этому вопросу, в частности любопытные' опыты по выявлению силы отталкивающего и притягивающего действия различных пахучих веществ при миграции вшей. Результаты этих опытов разноречивы. По данным Станчинского особенно отталкивающим действием на вшей обладает горчичный и табачный деготь. Croker проделал такой опыт: он посадил за стол, на котором помещалась вошь, несколько человек и заставлял их меняться местами, причем вошь всегда направлялась к одному и тому же лицу. По свидетельству Дарвина, вши, перенесенные с жителей Сандвичевых островов на английских матросов, погибали через три-четыре дня.

Но мы располагаем данными и иного характера. Проф. Гамалей указывает, что вши почти не чувствительны к пахучим веществам: они без всякого воздействия со стороны вползают в эквалиптовое

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.