СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ
УДК 371.4
Грибанова Надежда Евгеньевна
кандидат педагогических наук, доцент Липецкий государственный педагогический университет
ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ДЕВЯТИКЛАССНИКОВ
Статья посвящена исследованию нравственных воззрений и убеждений современных подростков. Его результаты показывают, что большинство опрошенных девятиклассников хотят быть хорошими людьми, но в их нравственном сознании идет борьба противоположных стремлений и установок. Есть тенденция к доминированию альтруистических ценностей, но если объединить «материалистов» и «неопределившихся» в одну группу, то она окажется приблизительно равной группе «альтруистов». Основные жизненные ориентиры девятиклассников не противоречат традиционным для России нравственным ценностям. Бескорыстие, помощь нуждающимся, дружба, супружеская верность и забота о детях, любовь к животным, патриотизм занимают заметное место в системе ценностей подростков. Однако новые социально-экономические условия требуют переосмысления новым поколением такой ценности как неприемлемость обогащения за счет других людей. Требуется воспитание правосознания, ограничение эгоистических и гедонистических проявлений. Необходимо нацеливать подростков на более глубокое осознание опасности наркотиков и алкоголя, повышение ценности учебы, искоренение хамства и грубости, деловой необязательности.
Ключевые слова: нравственные ценности, нравственное сознание, нравственное воспитание, смысл жизни, альтруизм.
Подростковый и юношеский возраст -это тот период, когда развиваются и формируются психологические структуры, обеспечивающие последующую зрелость и цельность личности. Центральным в процессе личностного становления в этом возрасте является нравственное сознание.
В выборе мировоззренческих основ подрастающее поколение ориентируется на ценности и мораль общества в целом, современное состояние которого характеризуется изменением в системе ценностных ориентаций. Противоречия функционирования нравственных ценностей российского общества на данном этапе заключаются с одной стороны в необходимости возрождения традиций русской культуры, многие из которых были искажены или забыты в XX веке, и с другой стороны - в потребности переосмысления ценностей других культур, оказывающих влияние на российское общество.
Важно не только сохранять такие черты национального характера, как высокая духовность, бескорыстие, доброта, сострадание, но и развивать умение реализовывать устремленность к высшим целям в практической деятельности.
Необходимо переосмыслить индивидуализм как проявление личной ответственности и личной чести и возродить коллективизм, свободный от конформизма и подавления конкретного человека. Нужно развить в русском национальном характере правосознание как проявление духовности, основанное на глубоком уважении к достоинству, правам и свободе окружающих. Воспитывая такие национальные черты, как совестливость, утонченное чувство справедливости, следует пробуждать в дополнение к этому стремление знать и соблюдать законы. В условиях рыночной экономики требуется возродить и продолжить лучшие традиции отече-
ственного предпринимательства: честность и порядочность, негативное отношение к спекулянту, ориентация на производство, а не хищническое перераспределение.
Поскольку современное подрастающее поколение проходит свое становление в непростых условиях смены многих старых ценностей и формирования новых, его нравственность формируется относительно стихийно. Социологические исследования последних лет показывают, что у современных подростков и юношества наблюдаются противоречивые ценностные ориентации, включающие утилитарные и гедонистические установки.
В наши дни молодежь отдает предпочтение таким либеральным ценностям как свобода и независимость, что может быть связано с началом доминирования в российской молодежной среде индивидуалистических тенденций и снижению коллективистских начал, приводящим к кризису социальной идентичности. [5, с. 86-87].
Как показывают данные ВЦИОМ и другие исследования, если в советское время интересная работа по значимости у юношества была на одном из первых мест, то теперь ценность труда падает, происходит снижение ориентаций молодёжи на интересную работу и общественную деятельность, труд из терминальной ценности превращается в инструментальное средство для заработка и карьерного роста [3, с. 124].
Целью данного исследования было внести вклад в создание общей картины жизненных ценностей нового поколения, углубить представления о сущности и содержании изменений, происходящих в нравственных воззрениях и убеждениях современных подростков.
Мы провели содержательный анализ складывающейся у девятиклассников системы ценностных
средний балл
/ > ^ ^ / ,<? ///г// 4 *у л////
/ ✓ У У УУ ,/ У У У У
А у?
«я
- -а/
Рисунок 1. Результаты изучения жизненных ценностей
ориентации путем использования анкеты изучения жизненных ценностей [2], опросника об отношении к аморальным и неэтичным поступкам [4], анкеты «Шесть вопросов» А.В. Фокиной в сокращенном и измененном виде [1]. Исследование проводилось в феврале 2015 г. В нем приняли участие 75 учеников 9-х классов МБОУ «Гимназия № 12» г. Липецка. При заполнении анкет школьники не были ограничены по времени. На все вопросы отвечали анонимно.
Приведем некоторые результаты нашего исследования:
В первом задании - анкете изучения жизненных ценностей (рис. 1) - 1-е место занимают любовь и дружба (средний балл 4,4 по пятибалльной шкале), 2-е место - желание развить свои способности, много знать и уметь, иметь семью и детей (4,3), третье - стремление иметь интересную работу (4,18).
Первое место объясняется тем, что приоритет общения со сверстниками свойственен подростковому возрасту. Дружба, любовь - непреходящие ценности, так же как и семья, дети.
Желание развить свои способности, много знать и уметь, занявшие второе место, способствуют нравственному развитию личности, поскольку побуждают к труду. Вместе с тем важно акцентировать внимание подростков на общественно-полезном применении своих талантов. Высокая значимость саморазвития для современных школьников говорит педагогам о том, что нравственность нужно воспитывать не вопреки индивидуальности ребенка, а через нее.
То, что ценность профессиональной деятельности заняла третье место, показывает, что девятиклассники всерьез задумываются о будущей ра-
боте, но то, что ценность учебы несколько отстает от нее (3,9), может свидетельствовать о том, что не всегда школьники понимают необходимость хорошо учиться для овладения желаемой профессией.
Стремление к признанию со стороны окружающих (любви, уважения) оцененное в 4,05 балла, оказалось несколько выше, чем желание делать добро и выполнять свой долг (нравственные ценности) и ценности отношений со старшими (4 балла). Это может означать некоторую степень эгоизма, желания скорее брать, чем давать.
Одинаковые показатели альтруистических и материальных ценностей (3,8) указывают на опасность сдвига ориентаций школьников в сторону вторых под воздействием тех или иных негативных факторов.
Желание весело проводить время и отдыхать в свое удовольствие (3,5) занимает третье место с конца, однако эта ценность тоже относительно значима для подростков. Из этого следует необходимость научить школьников относиться к отдыху как к инструментальной ценности: отдых дает силы для работы, проведение часов досуга с родными и друзьями способствует сплочению семьи и укреплению дружбы.
Во втором задании на вопрос, «Какие из следующих поступков никогда не могут быть оправданы, какие могут быть допустимы иногда, а к чему надо относиться снисходительно?» можно было дать один из следующих ответов: «никогда не может быть оправдано», «иногда это допустимо», «к этому следует относиться снисходительно», «затрудняюсь ответить». Результаты опроса показаны в таблице 1.
В числе безусловных табу - заброшенность и беспризорность детей (это никогда не смогли бы
Таблица 1
Отношение к аморальным и неэтичным поступкам
Никогда не может быть оправдано Иногда это допустимо К этому следует относиться снисходительно Затрудняюсь ответить
Обогащение за счет других 42,8 40 8,6 8,6
Хамство, грубость, нецензурная брань 48,6 40 11,4 0
Деловая необязательность 37,1 31,4 14,28 17,14
Публичное проявление неприязни к представителям других национальностей 71,4 17,1 5,7 5,7
Присвоение найденных денег, вещей 34,3 31,4 31,4 2,9
Проституция 48,6 17,1 20 14,3
Употребление наркотиков 68,5 22,9 8,6 0
Дача/получение взятки 51,5 42,8 0 5,7
Уклонение от уплаты налогов 57,1 37,2 5,7 0
Пьянство, алкоголизм 62,8 22,9 8.6 5,7
Безбилетный проезд в общественном транспорте 14,3 45,7 34,3 5,7
Уклонение от службы в армии 28,6 60 5,7 5,7
Жестокое обращение с животными 91,4 5,7 0 2,9
Измена Родине 80 14,3 0 5,7
Плохое воспитание детей, заброшенность, беспризорность 97,1 2,9 0 0
Сопротивление милиции 48,6 28,6 11,4 11,4
Супружеская измена 68,5 25,7 2,9 2,9
Аборт 71,4 20 2,9 5,7
оправдать 97,1% опрошенных), жестокое обращение с животными (91,4%), измена Родине (80%). Ни один из участников не отнесся к этим поступкам снисходительно, так же как и к взяточничеству.
На четвертом месте по непримиримости подростков - публичное проявление неприязни к представителям других национальностей и аборты (71,4%), на пятом - употребление наркотиков и супружеская измена (68,5%), на шестом - пьянство и алкоголизм (62,8%). Кроме того, более половины участников опроса считают совершенно недопустимыми уклонение от уплаты налогов (57,1%), дачу/получение взяток (51,5%).
Соответственно мало число подростков, снисходительно относящихся к супружеским изменам и абортам (2,9%), публичному проявлению неприязни к представителям других национальностей, уклонению от уплаты налогов (5,7%), пьянству и употреблению наркотиков (8,6%).
Можно сделать вывод, что главные ценности подростков, выявленные с помощью этого опросника, - жизнь и благополучие детей, животных, родительский долг, безопасность родной страны. Здесь нужно заметить, что отношение к службе в армии не коррелирует с отношением к Родине в целом: 60% опрошенных считают, что иногда это допустимо - высший балл во втором столбце - что, по нашему предположению, можно объяснить наличием неуставных отношений в армии.
Процент подростков, не приемлющих аборты и супружескую измену, оказался более чем вдвое выше, чем процент молодежи и старшего поколения
в аналогичном опросе 2007 года [4]. Если это отношение разделяют остальные российские подростки и если оно сохранится с возрастом, то в обществе будет наблюдаться не деградация, а, наоборот, возрождение семейных ценностей. Настораживает, правда, снисходительное отношение двадцати процентов опрошенных к проституции, и то, что только половина участников безусловно осуждает ее. Полагаем, что это вызвано распространенным в обществе нравственным релятивизмом.
Нетерпимость к употреблению наркотиков и алкоголизму достаточно высока, однако эти опасные явления заслуживают еще более категоричного неприятия.
По сравнению с опросом 2007 года, даже с мнениями молодежи, резко уменьшился процент категорично осуждающих обогащение за счет других (42,8%) и деловую необязательность (37,1%). Не увеличится ли в бизнесе и на производстве число корыстных и необязательных людей?
Еще больше терпимость девятиклассников к присвоению найденных вещей и денег, безбилетному проезду в общественном транспорте. Отношение к этим, вроде бы мелким, «шалостям и проступкам», показывает недостаточно сформированное правосознание подростков.
Третье задание (измененный опросник А.В. Фокиной).
1. За что бы Вы ввели пожизненное заключение?
Как можно было предположить, самыми страшными для подростков оказались преступления, направленные против жизни, здоровья и непри-
косновенности личности. Среди преступлений, которые школьники считают наиболее опасными, на первом месте стоит убийство, на втором - преступления сексуального характера: педофилия и изнасилование. Были названы не только преступления и правонарушения, караемые законом (измена Родине, распространение наркотиков, пьяное вождение) но и морально осуждаемые явления (плохое отношение к детям и к родителям, аборты).
2. У Вас есть 3 миллиона долларов. Как Вы распорядились бы деньгами?
Сорок процентов опрошенных ориентированы на альтруистические ценности. Мы отнесли в эту группу тех, кто отдал бы все или большую часть денег нуждающимся (в первую очередь, детям и животным) или семье. Чаще всего эти две статьи расходов идут вместе: «Купила бы квартиру родителям - 1 миллион, отдала бы в детдом - 2 миллиона». Встречались как обобщенные формулировки «Так как моя мечта не оценивается денежными единицами, то я бы просто отдала деньги», так и конкретные идеи «Построил бы спорт-комплекс паркура, лагерь по обучению выживанию в разных условиях».
Двадцать три процента подростков, несмотря на разнообразие ответов, мы объединили в группу ориентированных на прагматические, индивидуалистические и материальные ценности: «Купил бы акции Газпрома», «Полетел бы в космос», «Прыгнул бы с парашютом», «Гулял бы», «Потратил бы в свое удовольствие», «Уехал бы на необитаемый остров», «Купила бы огромный дом и жила там с друзьями».
Двадцать процентов девятиклассников ничего не написали в этой графе или признались, что затрудняются ответить. Причины могут быть разными: лень включить воображение, отсутствие опыта размышлений на подобные темы и т.д.
Семнадцать процентов школьников не склоняются ни к альтруистическим, ни к материалистическим ценностям. В их ответах в равной степени есть указания и на то, и на другое.
Анализ ответов на второй вопрос показал, что количество практично или гедонистически настроенных подростков вместе с неопределившимися несколько превышает количество «альтруистов» (рис. 2).
3. Какой поступок Вы хотели бы совершить, чтобы знать, что жизнь прожита не зря?
В ответах на этот вопрос основное противоречие оказалось не между альтруизмом и эгоизмом, а между альтруизмом и отсутствием мыслей о смысле жизни вообще: 29% девятиклассников ничего не написали в этой графе или признались, что затрудняются ответить.
Пятьдесят семь процентов опрошенных ориентированы на общественно-полезную деятельность и создание семьи: «Создать что-то новое, что облегчит жизнь всем людям на Земле», «Изобрести лекарство от рака», «Дать деньги в детдом», «Спасти чужую жизнь ценой своей», «Вырастить детей», «Построить дом, посадить дерево, вырастить сына» и т.д. Лишь 14% подростков считают залогом успешности жизни новые впечатления и ощущения, но и в них нет ничего асоциального «Влюбиться», «Увидеть мир», «Прыгнуть с парашютом», «Сходить на концерт "Rammstem"».
Можно сделать вывод, что на уровне мыслей, чувств, желаний у подростков все же проявляется тенденция к альтруизму. Помочь реализовать бескорыстные стремления может информирование школьников о благотворительных организациях, профориентационная работа, направленная на то, чтобы учащиеся смогли в будущем принести максимальную пользу обществу.
Что касается деталей, девятиклассники больше ориентированы на помощь чужим людям или животным. Это может объясняться как абстрактностью самой ситуации, так и свойственными данному возрасту мечтами о глобальных добрых делах, необремененностью собственной семьей. Альтруистические мечты школьников можно помочь осуществить, не только организуя благотворительные акции и волонтерские десанты, но и на-
45% 40% 35% 30% 25% 20% 15% 10% 5%
40%
17%
альтруистические прагматические и затрудняются ответить смешанные ценности
ценности индивидуалистические
Рисунок 2. Ориентация подростков на различные ценности
поминая подросткам о необходимости проявлять сочувствие и оказывать помощь старшим членам своей семьи, быть внимательными к знакомым, соседям и т.д.
4. Надо ли быть хорошим человеком?
Восемьдесят процентов опрошенных ответили на этот вопрос утвердительно, иногда с пояснениями: «Да, но не с точки зрения окружающих, а иметь чистую совесть и всегда слушать ее», «Да, но для себя и своих близких, и не важно, как о тебе отзываются другие», «Да, хотя это скучно и тяжело».
Одиннадцать процентов подростков написали «не обязательно», а девять процентов затруднились ответить.
Результаты проведенного исследования показывают, что большинство опрошенных девятиклассников хотят быть хорошими людьми, но в их нравственном сознании идет борьба противоположных стремлений и установок. Есть тенденция к доминированию альтруистических ценностей, но если объединить «материалистов» и «неопределившихся» в одну группу, то она окажется приблизительно равной группе «альтруистов».
Основные жизненные ориентиры девятиклассников не противоречат традиционным для России нравственным ценностям. Бескорыстие, помощь нуждающимся, дружба, супружеская верность и забота о детях, любовь к животным, патриотизм занимают заметное место в системе ценностей подростков. Однако у части опрошенных прослеживаются прагматические, материалистические и гедонистические установки. Нравственный релятивизм, распространенный в современном обществе, приводит к излишней терпимости к некоторым отрицательным социальным явлениям и аморальным поступкам.
Новые социально-экономические условия требуют переосмысления новым поколением такой ценности как неприемлемость обогащения за счет других людей. Требуется воспитание правосознания, ограничение эгоистических проявлений. Не-
обходимо нацеливать подростков на более глубокое осознание опасности наркотиков и алкоголя, повышение ценности учебы, искоренение хамства, грубости и использования нецензурной лексики, деловой необязательности.
Вызывает беспокойство большой процент подростков, которые не смогли ответить на вопросы, выявляющие отношение к ценностям и смыслу жизни. Трудности с поиском этого смысла могут привести к апатии или нигилизму. Поэтому родители и учителя должны побуждать школьников к размышлениям на эти самые важные для самоопределения личности темы.
Библиографический список
1. Аксёнов А.В., Фокина А.В. Экспресс-метод диагностики ценностных ориентиров современных подростков // Справочник педагога-психолога. Школа - 2013. - № 1 (январь) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.menobr.ru/ materials/49/40416/ (дата обращения: 22.01.20115).
2. Ваш психолог [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.vashpsixolog.ru/ psychodiagnostic-school-psychologist/114-questionnaire/1070-anketa-izucheniya-zhiznennyx-czennoste (дата обращения: 15.01.20115).
3. Казарина-Волшебная Е.К., Комиссарова И.Г., Турченко В.Н. Парадоксы трансформации ценностных ориентаций российской молодежи // Социологические исследования. - 2012. - № 6. - С. 121-126.
4. Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты // Институт социологии РАН: Аналитический доклад. - М., 2007. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.isras.ru/ analytical_report_Youth_7_1.html (дата обращения: 12.01.20115).
5. Петров А.В. Ценностные предпочтения молодежи: диагностика и тенденции изменений // Социологические исследования. - 2008. - № 2. -С. 83-90.