Научная статья на тему 'Исследование ценностного сознания у служащих, находящихся на современной государственной службе'

Исследование ценностного сознания у служащих, находящихся на современной государственной службе Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
326
128
Поделиться
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЛУЖАЩИЕ / ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИ-ЕНТАЦИИ / ЗНАЧЕНИЯ / МЕТОД М.РОКИЧА / ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Юрьева О. Ю.

В статье рассматриваются вопросы ценностных ориентаций государс-твенных гражданских служащих. Раскрыт тезис о влиянии ценностного созна-ния на деятельность государственных гражданских служащих. Представлено исследование ценностей по методике М.Рокича действующих государственных гражданских служащих и студентов, предполагающих в будущем работать на государственной гражданской службе. Определены трансформации ценностей исследуемых групп.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Юрьева О.Ю.,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Исследование ценностного сознания у служащих, находящихся на современной государственной службе»

УДК 316.6

ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО СОЗНАНИЯ У СЛУЖАЩИХ, НАХОДЯЩИХСЯ НА СОВРЕМЕННОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ

О.Ю.Юрьева

В статье рассматриваются вопросы ценностных ориентации государственных гражданских служащих. Раскрыт тезис о влиянии ценностного сознания на деятельность государственных гражданских служащих. Представлено исследование ценностей по методике М.Рокича действующих государственных гражданских служащих и студентов, предполагающих в будущем работать на государственной гражданской службе. Определены трансформации ценностей исследуемых групп.

Ключевые слова: государственные служащие, ценности, ценностные ориентации, значения, метод М.Рокича, формирование ценностей.

В ходе множественных изменений, происходящих во всех сферах жизнедеятельности важным является применение нового подхода в изучении и понятия ценностей, т.е. требуется новая методология рассмотрения серьезных трансформаций, которые происходят сегодня в государственной службе, что обуславливает актуальность исследования. Важнейшей составляющей происходящей трансформации является изменение в мировоззрении государственных служащих, а система их ценностных ориентаций подвержена весьма существенным сдвигам. Проблема ценностей и ценностных ориентации является предметом изучения ряда наук о человеке и обществе, в частности, философии, социологии, психологии, педагогики. Ученые рассматривают ценности как критерии, которые используются людьми для выбора и обоснования своих действий, а также для оценки других людей, себя и событий. В итоге, ценности представляют собой в большей степени критерии оценки, чем качества, присущие самим объектам [1; 2].

Чем же характеризуется ценностное сознание современной государственной службы? Какие произошли в ней изменения за последние годы? Во что трансформировалась прежняя иерархия ценностей? Обратимся к данным, полученным автором в ходе проведения исследования по методике «Ценностные ориентации» М.Рокича [3; 4], адаптированной А.А.Гоштаутасом, А.А.Семеновым и В.А.Ядовым и модифицированной Д.А.Леонтьевым [5].

В феврале-марте 2013 года на базе Казанского (Приволжского) государственного университета (КФУ) было проведено эмпирическое исследование ценностей на государственной службе. В исследовании приняло участие 147 человек, из них 72 государственных гражданских служащих -руководители отделов министерств и ведомств Республики Татарстан, обучающихся в Высшей школе государственного и муниципального управления КФУ по программе профессиональной переподготовки «Государственное и муниципальное управление»; и 75 студентов третьих и четвертых курсов, обучающихся по программе «Малая академия государственного управления в Республике Татарстан». М.Рокич [3; 4] выделяет два типа ценностей: терминальные и инструментальные.

Терминальные ценности - это убеждения в том, что определенные конечные цели индивидуального существования с личной и общественной точек зрения заслуживают того, чтобы к ним стремиться. Инструментальные ценности - это убеждения в том, что определенный образ действий (например, честность, рационализм) с личной и общественной точек зрения является предпочтительным в любых ситуациях [5, с. 6-12].

Количественно-процентный состав участников исследования характеризуется следующим соотношением: студенты - юноши 49% от объёма выборки и девушки 51%; руководители - мужчины 74,1% и женщины 25,9%. Возрастной состав групп: студенты - 21-22 года; руководители - 34-45 лет.

Анализируя показатели, полученные по методике М.Рокича, можно определить важность инструментальных ценностей или ценностей и личностных черт, которыми должен обладать человек. Анализ ответов руководителей и студентов позволяет выявить иерархию инструментальных ценностей (по мере снижения их значимости) (см. Таблицу 1).

Таблица 1. Результаты анализа опроса формирования инструментальных ценностей у

государственных служащих и студентов

№ Перечень ценностей Госслужащие (баллы) Студенты (баллы)

1. Ответственность (чувство долга, умение держать свое слово) 12 13

2. Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) 11 10

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения) 10 6

4. Образованность (широта знаний, высокая общая культура) 9 6

5. Исполнительность (дисциплинированность) 8 6

6. Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) 7 6

7. Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки) 5 6

8. Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) 4 5

9. Честность (правдивость, искренность) 3 3

10. Чуткость (заботливость) 2 1

11. Смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов 1 5

12. Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания 0 0

13. Аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах 0 2

14. Воспитанность (хорошие манеры); 0 1

15. Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно) 0 0

16. Жизнерадостность (чувство юмора) 0 0

17. Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения) 0 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Непримиримость к недостаткам в себе и других 0 0

При сравнении данных таблицы обращают внимание весьма высокие показатели у опрашиваемых и схожесть ответов у двух групп таких ценностей как ответственность и эффективность в делах. Немаловажное значение имеет исполнительность и образованность. В то же время такие ценности как самоконтроль, честность, воспитанность, аккуратность имеют низкие показатели в обеих группах. А ценности - высокие требования, независимость, непримиримость к недостаткам к себе и другим вообще имеют нулевые показатели. Имеются также и некоторые различия в градации инструментальных ценностей для госслужащих и студентов: смелость в отстаивании своих мнений и взглядов, терпимость к взглядам и мнениям другим, умение прощать другим их ошибки и заблуждения у группы студентов значительно выше, чем у руководителей.

Результаты, полученные по итогам опроса на уровне терминальных ценностей (Таблица 2), или ценностей, к которым нужно стремиться, свидетельствуют о том, что наиболее значимой у группы госслужащих является материальная обеспеченность, тогда как у группы студентов высшую оценку

получила ценность интересная работа. Наименьшей значимостью на этом уровне идеалов обладают такие ценности, как красота природы и искусства, любовь, самостоятельность в суждениях.

Следует отметить некоторые различия в ответах опрашиваемых обеих групп. Ценность общественное признание наибольшей популярностью пользуется среди ответов группы госслужащих, тогда как группа студентов отдает предпочтение интеллектуальному развитию и познанию. Исходя из выше перечисленного, следует сделать вывод, что трансформация ценностей является подтвержденным фактом.

Таблица 2. Результаты анализа опроса формирования терминальных ценностей у государственных служащих и студентов

№ Перечень ценностей Госслужащие (баллы) Студент (баллы)

1. Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни) 6 7

2. Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом) 7 9

3. Здоровье (физическое и психическое) 2 0

4. Интересная работа 7 11

5. Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве) 0 0

6. Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) 0 0

7. Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений) 13 7

8. Наличие хороших и верных друзей 0 0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе) 10 5

10. Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие) 5 8

11. Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей) 5 5

12. Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование) 8 3

13. Развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей) 0 0

14. Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) 1 4

15. Счастливая семейная жизнь 0 0

16. Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом) 2 4

17. Творчество (возможность творческой деятельности) 3 7

18. Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от 3 6

внутренних противоречий, сомнений)

Молодое поколение, стремящееся связать свою жизнь с государственной службой, можно охарактеризовать как независимое, ориентированное на достижения (личный успех через проявление компетентности в соответствии с социальными стандартами), а также на получение удовольствия, наслаждение жизнью, тогда как нынешние государственные служащие имеют большую заинтересованность именно в материальной составляющей их сферы деятельности.

Рассмотрев результаты исследования по методике М.Рокича, можно судить о сформированности у опрашиваемых системы ценностей, приоритетами которой являются индивидуальные и конкретные жизненные ценности, ценности профессионального самоопределения, а также этические и интеллектуальные ценности. Однако имеются некоторые различия в градации терминальных ценностей, что указывает на то, что для группы студентов менее значимым является установка на обладание материальным ресурсом, чем для группы руководителей. Таким образом, по нашему мнению, ценностный аспект крайне важен при изучении и реформировании государственной службы. В ходе исследования был сделан вывод, что в современных условиях основой гражданской службы являются система ценностей служащих, которые обеспечивают переход к более высокому качеству службы - служению обществу.

Источники:

1. Rokeach M. A Theory of Organization and Change Within Value-Attitude Systems // Human Communikation / Core Readings. Ed. Nancy L. Harper. N.Y. 1974.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Rokeach M. The nature of human values. New York, 1973.

3. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентации. М.: СМЫСЛ. 1992. 289 с.

4. Орланов Г.Б. Государственное управление: трансформация ценностей (социологические проблемы) // Труд и социальные отношения. №4. 2009. С. 117-123.

5. Тепляков Н.Н. Ценности личности и их трансформация // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. №2 (77). 2013. С.12-16.

References:

1. Rokeach M. A Theory of Organization and Change Within Value-Attitude Systems // Human Communikation / Core Readings. Ed. Nancy L. Harper. N.Y. 1974.

2. Rokeach M. The nature of human values. New York, 1973.

3. Leont'ev D.A. Metodika izucheniya cennostny'h orientacii. M.: SMY'SL. 1992. 289 s.

4. Orlanov G.B. Gosudarstvennoe upravlenie: transformaciya cennostey (sociologicheskie problemy') // Trud i social'ny'e otnosheniya. №4. 2009. S. 117-123.

5. Teplyakov N.N. Cennosti lichnosti i ih transformaciya // Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. №2 (77). 2013. S.12-16.

Зарегистрирована: 13.02.2014.