Научная статья на тему 'Исследование тревожности, агрессии и агрессивности у "одиноких" и "не одиноких" студентов'

Исследование тревожности, агрессии и агрессивности у "одиноких" и "не одиноких" студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2515
261
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИЯ / АГРЕССИВНОСТЬ / ВРАЖДЕБНОСТЬ / ОДИНОЧЕСТВО / ЛИЧНОСТНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ / НЕЙРОТИЗМ / ПЕРЕЖИВАНИЕ / САМООЦЕНКА / ТРЕВОЖНОСТЬ / ЭКСТРАВЕРСИЯ / ИНТРОВЕРСИЯ / УСТАНОВКИ / ЦЕННОСТИ / AGGRESSION / AGGRESSIVENESS / HOSTILITY / LONELINESS / PERSONAL ANXIETY / NEUROTISM / EXPERIENCE / SELF-APPRAISAL / ANXIETY / EXTRAVERSION / INTROVERSION / DIRECTIVE / VALUES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бильданова Виля Рустемовна, Шагивалеева Гузалия Расиховна

Данная статья посвящена исследованию переживания одиночества у студентов. Характер переживания одиночества связан с различными психологическими свойствами личности, среди которых можно назвать тревожность и агрессию. Наличие у личности определенных психологических свойств (интроверсии, высокого уровня тревожности, агрессивности и др.) может увеличивать вероятность того, что она окажется в ситуации одиночества так же, как наличие других свойств (экстраверсии, низкой тревожности и др.), может уменьшать эту вероятность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The research of «lonely» and not «lonely» students'' state of anxiety, aggression and aggressiveness

This paper is dedicated to the study of students' experience of loneliness. Experience of loneliness is connected with various psychological characteristics of a person, such as anxiety and aggression. The presence of certain psychological characteristics (introversion, a high level of anxiety, aggression, etc.) may increase the possibility that a person would find himself in a situation of loneliness, as well as the presence of other characteristics (extraversion, low level of anxiety) may decrease this possibility.

Текст научной работы на тему «Исследование тревожности, агрессии и агрессивности у "одиноких" и "не одиноких" студентов»

УДК 159

ББК 88

Бильданова Виля Рустемовна

старший преподаватель кафедра психологии Казанский федеральный университет

г. Елабуга Шагивалеева Гузалия Расиховна кандидат психологических наук, доцент кафедра психологии Казанский федеральный университет г. Елабуга Bildanova Vilya Rustemovna Senior Teacher ^air of Psychology Kazan Federal University Elabuga

Shagivaleeva Guzalia Rasikhovna

Candidate of Psychological Sciences, Assistant Professor ^air of Psychology Kazan Federal University

Elabuga [email protected]

Исследование тревожности, агрессии и агрессивности у «одиноких» и

«не одиноких» студентов The research of «lonely» and not «lonely» students' state of anxiety, aggression

and aggressiveness

Данная статья посвящена исследованию переживания одиночества у студентов. Характер переживания одиночества связан с различными психологическими свойствами личности, среди которых можно назвать тревожность и агрессию. Наличие у личности определенных психологических свойств (интро-версии, высокого уровня тревожности, агрессивности и др.) может увеличивать вероятность того, что она окажется в ситуации одиночества так же, как наличие других свойств (экстраверсии, низкой тревожности и др.), может уменьшать эту вероятность.

This paper is dedicated to the study of students' experience of loneliness. Experience of loneliness is connected with various psychological characteristics of a person, such as anxiety and aggression. The presence of certain psychological characteristics (introversion, a high level of anxiety, aggression, etc.) may increase the possi-

bility that a person would find himself in a situation of loneliness, as well as the presence of other characteristics (extraversion, low level of anxiety) may decrease this possibility.

Ключевые слова: агрессия, агрессивность, враждебность, одиночество, личностная тревожность, нейротизм, переживание, самооценка, тревожность, экстраверсия, интроверсия, установки, ценности.

Key words: aggression, aggressiveness, hostility, loneliness, personal anxiety, neurotism, experience, self-appraisal, anxiety, extraversion, introversion, directive, values.

Понятие тревожности занимает важное место в психологических теориях и исследованиях. Тревожность - субъективное проявление неблагополучия личности. Формами проявления тревожности можно назвать неуверенность в себе, мнительность, беспокойство о возможных неприятностях. Среди социальных и социально-психологических факторов, вызывающих тревожность, выделяют неумение «войти в коллектив», наладить контакт с товарищами и др.

Целью нашего исследования является исследование тревожности и агрессивности у «одиноких» и «не одиноких» студентов.

Для эмпирического исследования мы использовали методику Ч.Спилбергера в модификации Ю.Л. Ханина «Шкала самооценки» и методику Г.Айзенка «Опросник EPI». В последней измеряется «нейротизм», понимаемый как эмоциональность, импульсивность, неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, склонность к раздражительности.

В ряде исследований показано, что нейротизм хорошо коррелирует с личностной тревожностью, что и подтвердилось в нашем исследовании.

Приведем результаты тестирования студентов по указанным методикам приведены в Таблице.

Показатели уровня нейротизма, реактивной (РТ) и личностной (ЛТ) тревожности, враждебности и агрессивности субъективно одиноких __и не одиноких студентов_

N п/п Свойства личности Группы студентов

«Одинокие» студенты «Не одинокие» студенты

В целом (152) Не избегающие одиноче-ство(42) Избегающие одиночеств(110) В целом (232) Не избегающие одиноче-ство(38) Избегающие одиночеств(194)

1 Нейро- тизм 1 6,10 18,23 15 ,29 13, 94 16,5 0 13,43

2 РТ 3 3,89 32,14 34 ,55 31, 96 31,8 0 31,99

3 ЛТ 5 1,71 52,95 51 ,24 45, 84 49,5 0 45,11

4 Враждебность 1 3,75 12,91 14 ,07 11, 90 13,7 11,54

5 Агрессивность 2 2,44 21,14 22 ,93 20, 98 21,2 20,94

Примечание:1:-критерий Стъюдента показывает:

- по нейротизму значимые на уровне 0,01 различия между 1-ой и 4-ой, 5-ой и 6-ой ячейками (между 2-ой и 3-ей ячейками есть различия, значимые на уровне 0,05);

- по реактивной тревожности значимое на уровне 0,05 различие есть между 3-ей и 6-ой ячейками;

- по личностной тревожности есть значимые на уровне 0,01 различия между 1-ой и 4-ой ячейками, значимые на уровне 0,05 между 2-ой и 3-ей, 5-ой и 6-ой;

- по враждебности имеются значимые на уровне 0,01 различия между 1-ой и 4-ой, 3-ей и 6-ой, 5-ой и 6-ой ячейками;

- по агрессивности есть значимые на уровне 0,01 различия между 1-ой и 4-ой ячейками, на уровне 0,05 между 2-ой и 3-ей ячейками статистически значимы).

Средний индекс нейротизма по всей выборке - 14,81 - оказался значительно выше теоретического среднего значения, равного 12. Как видим, даже среди субъективно не одиноких студентов он приближается к отметке в 14 баллов. Это говорит о наличии общего повышенного фона нейротизма среди студентов, что может объясняться, и возрастной спецификой, отчасти, социально-экономическими условиями жизни данной группы молодежи, но в любом случае должно стать объектом внимания.

Более 50% опрошенных имеют показатель по шкале нейротизма превышающий среднее значение (индекс 15 и более). Численность таких студентов почти одинакова в группах субъективно одиноких и не одиноких студентов, но относительные показатели отличаются: среди студентов, считающих себя одинокими, повышенный индекс нейротизма имеют почти две трети (66,4%), а в противоположной группе таковых насчитывается лишь 40.9%. Отсюда следует, что лица с выраженным нейротизмом в равной степени могут субъективно ощущать себя одинокими или не одинокими, но, среди первых, они будут составлять значительное большинство.

Как видно из Таблицы, самый высокий показатель нейротизма наблюдается у субъективно одиноких студентов, не стремящихся избежать одиночества. У них часто возникают эмоционально негативные переживания: боязнь, опасения, страхи. Более смягченными кажутся результаты, показанные субъективно одинокими студентами, избегающими одиночества. Нейротизм у них выражен меньше.

Часть субъективно одиноких студентов, удовлетворена своей жизненной ситуацией или убедила себя в ее удовлетворительности. При сохраняющемся высоком уровне нейротизма эти студенты «рисуют» себе более приемлемую картину своих межличностных связей и отношений и собственной личности. Данная группа студентов, несмотря на выраженный нейротизм, имеет более высокую самооценку и в большей степени рассматривает самих себя как желательных для других людей партнеров по общению.

Эмпирические результаты нашего исследования еще раз доказывают тот факт, что именно сам субъект является ключевым звеном возникновения одиночества. Обнаруживается тесная связь между определенной совокупностью устойчивых психологических свойств студентов и тем, как они относятся к проблеме одиночества, и как его переживают. В то же время, полученные результаты достаточно противоречивы и не дают достаточных оснований для выводов об уровни тревожности одиноких и не одиноких студентов. Для этого мы рассмотрели результаты тестирования студентов по методике Ч.Спилбергера «Шкала самооценки». По данной методике тревожность как черта личности отражает относительно стабильное, индивидуальное отношение к тревоге, т.е. частоту переживания индивидом состояния тревоги. Исследования тревожно-

1 \ ^ V

сти направлены на разграничения: 1) тревожности ситуативной - связанной с

" V " ГЧ \ ^ Г"

конкретной внешней ситуацией; 2) тревожности личностной - стабильного свойства личности. Уровни тревожности студентов также представлены в Таблице.

Вычисление средних значений уровня реактивной тревожности в разных выборках показало их близость друг к другу: статистически значимых различий между ними нет, за исключением различий между избегающими одиночества субъективно одинокими и не одинокими студентами. Сравнение индексов в различных группах показывает, что у субъективно одиноких показатель несколько выше, но различие небольшое. Субъективно одинокие студенты, в целом, имеют более высокую реактивную тревожность.

Более показательными являются данные по личностной тревожности (ЛТ). Как видно из Таблицы, ее индексы в различных группах студентов за небольшим исключением соответствуют распределению индексов нейротизма. Самый высокий показатель наблюдается у субъективно одиноких студентов, не избегающих одиночества, а самый низкий у избегающих его субъективно не одиноких.

Личностная тревожность рассматривается в качестве узлового момента, оказывающего большое влияние на «попадание» человека в одиночество и на его переживание. Средние показатели личностной тревожности в группе субъективно не одиноких студентов находятся в пределах нормы, группе субъективно одиноких студентов они значительно превышают эту норму. Личностная тревожность у 40,1% студентов оказалась равной или превысила 50 баллов, а у 21,9% не превысила 42 балла. В группе субъективно одиноких студентов соотношение меняется: 58,8% имеют повышенную личностную тревожность и только 8,7% - пониженную.

Проведенный анализ данных, полученных по методике Ч.Спилбергера «Шкала самооценки», выявил связи между личностной тревожностью, с одной стороны, и наличием объективного или субъективного одиночества, - с другой. Мы получили данные, которые свидетельствуют о том, что категории субъективно не одиноких студентов соответствует низкий уровень и личностной, и реактивной тревожности. Эти студенты уверены в себе, спокойны, у них не возникает проблем в общении и установлении контактов с другими людьми.

Отрицательный эмоциональный фон любого человека характеризуется подавленностью, плохим настроением. В таких случаях возникают проблемы в общении и установлении контакта. Человек много времени проводит один, нечем не интересуется. Одной из причин такого эмоционального состояния может быть проявление повышенного уровня тревожности.

Представляет интерес анализ связей между одиночеством и отношением к нему личности, с одной стороны, и выраженностью у нее агрессивных тенденций в поведении, с другой стороны. Агрессивные проявления можно разделить на два основных типа: мотивационную и инструментальную агрессию. Практических психологов интересует мотивационная агрессия как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большой степенью вероят-

ности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии.

Для измерения проявлений агрессии и агрессивности мы использовали опросник Басса-Дарки. Результаты тестирований студентов представлены в Таблице. Анализ результатов выявил наличие определенных связей между состоянием агрессии и одиночеством.

Как следует из таблицы, субъективно одинокие в целом студенты более враждебны и более агрессивны, чем субъективно не одинокие. Во-вторых, наиболее велики различия по враждебности между субъективно одинокими и не одинокими студентами. Субъективно одинокие студенты, пытаясь преодолеть свое одиночество, проявляют враждебность по отношению к другим людям, что только отталкивает людей от них. В-третьих, среди субъективно одиноких студентов большую враждебность проявляют опять-таки те, кто старается избежать одиночества (они же оказываются более агрессивными), а среди субъективно не одиноких студентов те из них, кто, напротив, не стремится к этому.

Субъективно одинокие студенты, не избегающие одиночества и имеющие высокую личностную тревожность и высокий нейротизм создают для себя специфический образ «Я» и своей жизни (когнитивную модель), в котором одиночество перестает расцениваться как нечто негативное. Это позволяет им снизить «страх отвержения», исключить сильные проявления враждебности и агрессивности в отношениях с окружающими.

Одним из факторов, способствующих одиночеству, является нежелание человека очутиться в такой ситуации межличностного общения, при которой он подвергается риску получить отпор, почувствовать смущение и разочарование. Враждебность может быть результатом прежних неудовлетворительных контактов, а отсутствие ощущения надежности и теплоты в отношениях родителей с детьми может вызвать у человека склонность закрепить свою отчужденность от общества и одиночество как норму последующего образа жизни.

Задача педагогов и психологов состоит в том, чтобы выработать конкретные рекомендации, позволяющие обучать и воспитывать студентов. Органической частью программы работы педагогов со студентами являются специально подобранные упражнения к занятиям, направленные на установление конструктивных межличностных отношений и взаимопонимания, необходимых для преодоления одиночества. Основной задачей программы работы со студентами является развитие личности студентов с одной стороны, и разрушение определенных установок, ценностей, с другой стороны.

Библиографический список

1. Алишев, Б.С. Психологические проблемы построения теории ситуаций и её приложения к педагогическим взаимодействиям [Текст] /Б.С. Алишев. // Социально-психологические проблемы среднего профессионального образования. - Казань: ИСПО РАО, 2002. - С.424.

2. Василюк, Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) [Текст] /Ф.Е. Василюк. - М., 1980. - 192 с.

3. Вейс, Р.С. Вопросы изучения одиночества [Текст] /Р.С. Вейс. // Лабиринты одиночества. - М.: Прогресс, 1989. - С.114-128.

4. Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности [Текст] /О.П. Елисеев. -СПб.: Питер, 2001. - 560 с.

5. Лоренц,К. Агрессия (так называемое «зло») [Текст] /К.Лоренц. - М.: Прогресс, Универс, 1994. - 269 с.

6. Швалб, Ю.М., Данчева, О.В. Одиночество: социально - психологические проблемы [Текст] /Ю.М. Швалб, О.В. Данченва. - Киев: Украина. 1991. - 270 с.

7. Юнг, К.Г. Психологические типы [Текст] /К.Г. Юнг. - М.: Издво ЭКСМО -Пресс, 2001. - 480 с.

Bibliography

1. Alishev, B.S. Psychological problems of situational theory scheme and its application to the pedagogical interaction [Text] /B.S. Alishev. // Sotsialno-psikhologicheskie problemy srednego professio-nalnogo obrazovaniya. - Kazan: ISPO RAO, 2002. - P. 4-24.

2. Vasilyuk, F.Y. Psychology of emotional experience (analysis of the overcoming of critical situation [Text] /F.Y. Vasilyuk. - M., 1980. - 192 p.

3. Veys, R.S. The issue of loneliness study [Text] /R.S. Veys. // Labirinty odinochestva. - M.: Progress, 1989. - P. 114-128.

4. Yeliseev, O.P. Practicum on psychology of personality [Text] /O.P. Yeliseev. - SPb.: Piter, 2001. - 560 p.

5. Lorents,K. Aggression (the so-called «evil») [Text] /K.Lorents. - M.: Progress, Univers, 1994. - 269 p.

6. Shvalb, Y.M., Dancheva, O.V. Loneliness: socio-psychological problems [Text] /Y.M. Shvalb, O.V. Danchenva. - Kiev: Ukraina. 1991. - 270 p.

7. Carl Jung. Psychological types [Text] /C. Jung. - M.: Izdvo EKSMO - Press, 2001. - 480 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.