ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 14. ПСИХОЛОГИЯ. 2011. № 4
Л. В. Матвеева, Е. В. Лаврова
исследование трансформаций представления об опасности под влиянием сми
В статье описывается исследование кратковременного и долговременного воздействия СМИ на представление об опасности (ПО). С помощью авторского опросника «Оценка опасных ситуаций» выявлены субъективные ПО, и на их основе разработана новая классификация представлений об опасностях. Показаны различия в ПО у мужчин и женщин и особенности их трансформаций под влиянием новостных передач. Даны рекомендации к составлению новостных выпусков с учетом психологических механизмов восприятия опасных ситуаций, показываемых по телевидению.
Ключевые слова: представление об опасности, средства массовой информации, телевидение, новостной дискурс, опросник «Оценка опасных ситуаций».
This article describes a study of short and long term effects of media on the dander perception. With the new questionnaire «Dangerous situations assessment» were refined by the existing classification of dangers, as well as developed a new classification based on subjective perceptions of dangerous situations. We show the difference in perceptions of risk in men and women and especially their transformation under the influence of news coverage. We give recommendations for the compilation of news releases, taking into account the psychological mechanisms of perception of dangerous situations that are shown on television.
Key words: danger perception, mass media, TV, news discourse, questionnaire "Dangerous situations assessment".
С появлением в истории человечества знака как специфического регулятора человеческой деятельности изменилась сама деятельность, а также психика человека. Знак стал орудием психической деятельности, средством для управления своим поведением и поведением других (Выготский, 1960).
Язык — это развитая система знаков, благодаря которой человек может достаточно быстро передать информацию письменно или устно. Постепенно скорость передачи информации увеличилась, первым шагом на этом пути стало изобретение книгопечатания, затем возник-
Матвеева Лидия Владимировна — докт. психол. наук, профессор кафедры методологии психологии ф-та психологии МГУ. E-mail: [email protected]
Лаврова Елена Васильевна — аспирантка кафедры общей психологии ф-та психологии МГУ. E-mail: [email protected]
ли периодические печатные издания (газеты и журналы), телеграф, а ХХ в. — кинематограф, телевидение и интернет. Огромную роль в современном мире стали играть различные средства массовой информации (СМИ). Учитывая глобальность этого процесса, современный этап исторического развития принято обозначать как информационную революцию.
В результате информационной революции и появления новых технологий передаваемая информация перестала быть связанной с ее источником напрямую, т.е. с человеком, который ведет повествование. М. Маклюэн (2007) описывает, как вновь появляющиеся технологии меняли общественные отношения и стиль мышления людей. По его мнению, «средство есть сообщение», т.е. именно тот факт, что мы смотрим телевизор, оказывает на нас значимое влияние наряду с информацией, которую мы при этом воспринимаем. Одно и то же сообщение, переданное с помощью печати и с помощью телевизионной коммуникации, будет производить разный эффект, проявляющийся на разных уровнях сознания (Матвеева и др., 2002).
Поскольку СМИ — это новый мощный фактор, воздействующий на формирование картины мира человека, они требуют специального психологического исследования. Для оценки эффекта информационного воздействия важен как его семантический анализ, так и учет личностных особенностей воспринимающего субъекта. Для решения задачи изучения влияния СМИ требуются новые методологические приемы и методики.
В данном исследовании в качестве рабочей модели был выбран эффект трансформации представления об опасности под влиянием новостных сообщений. Представление об опасности (ПО) — чрезвычайно важная составляющая в картине мира человека. Оно существенно влияет на качество жизни людей. От ощущения наличия потенциальной опасности зависит мироощущение человека, уровень его тревожности. Поэтому исследование в этой области является весьма актуальным.
Понятие опасности описывает, с одной стороны, угрожающие человеку объекты и события реального мира, а с другой — создаваемую субъектом психологическую реальность. Некоторые психологи выделяют когнитивный и эмоциональный компоненты ПО, формирующиеся у человека в процессе адаптации к внешнему миру (Султанов, 2009; Schneier, 2008). В некоторых работах рассматривают три компонента: когнитивный, ситуативное психическое состояние и устойчивая личностная особенность (Савченко, Головина, 2006).
Когнитивный компонент ПО состоит в оценивании ситуации по ряду параметров. Выявление наиболее значимых параметров можно отметить в ряде работ, посвященных темам опасности и влиянию СМИ. Американский исследователь П. Словик, представитель Калифор-
нийской школы, полагает, что в ПО наиболее значимы два фактора, влияющие на оценку степени опасности. Это субъективные вероятности опасных событий и последствия их воздействия. Как отмечено в работе Т.В. Корниловой: «Улучшение работы СМИ в информировании людей о риске мыслится как перенос акцента с вероятностей, на которых обычно сфокусировано внимание, на потенциальные последствия» (Корнилова, 2003, с. 183). В предпринятом исследовании также предполагалось уточнить структуру представлений об опасности в виде отдельных параметров.
Цель и план исследования
Цель данного исследования заключалась в том, чтобы выявить трансформирующее влияние информационных сообщений на ПО респондентов. При этом основное внимание уделялось когнитивному компоненту ПО, поскольку именно когнитивные психические функции обеспечивают обработку информации, оценку отдельных ее параметров, отбор наиболее значимых моментов, их сохранение и использование в виде обобщенных представлений. Когнитивные процессы обработки информации об опасности проявляются в изменении параметров ее оценивания.
Исследование строилось по следующему плану: 1. Выяснение того, как представлена опасность в сознании респондентов. 2. Составление списка ситуаций, наиболее часто расцениваемых как опасные. 3. Выявление основных параметров оценивания опасных ситуаций. 4. Исследование трансформации ПО под влиянием кратковременного и долговременного просмотра новостного контента.
Разработка пунктов опросника
Список опасных ситуаций, включаемых в опросник, был составлен в ходе предварительного сбора информации. Сначала респонденты отвечали на вопрос: «Что такое опасность?» Анализ ответов показал, что в субъективной картине мира опасность чаще описывается в виде определенных ситуаций или обстоятельств, которые угрожают жизни, здоровью или препятствуют удовлетворению потребностей личности. Затем респондентов просили перечислить конкретные ситуации, которые они оценивают как опасные. Набор наиболее часто упоминавшихся ситуаций стал базовым (стимульным) материалом, который предлагался респондентам для оценивания в форме выставления баллов в зависимости от значимости опасности (10-балльная шкала). На основании полученных ответов был составлен список ситуаций для опросника «Оценка опасных ситуаций». Ситуации подбирались с учетом существующих классификаций опасностей таким образом, чтобы были представлены разные типы опасностей.
Понятие опасности может быть отнесено к разнообразным явлениям и ситуациям, поэтому в созданных ранее классификациях использовались несколько подходов.
Одна из классификаций опасностей различает их по источнику возникновения. Опасность может исходить от людей, технических систем, обладающих значительной энергией, химически или биологически активных компонентов окружающей среды, от информационных источников и т.д. Например, выделяют техногенную, социальную, экологическую, военную, экономическую опасности. Часто упоминается радиационная или химическая опасность (Бельков, Мирошниченко, 2008). Опасности могут носить как внешний, так и внутренний экзистенциальный характер (Леонтьев, 2003; Франкл, 1990).
Можно выделить 4 основных уровня проявления опасностей: мировой или глобальный, уровень отдельных государств, уровень социальных групп (различных по количеству членов) и индивидуальный уровень. На таком подходе строится и соответствующая классификация (Коротец, 2003). Наиболее удачной, по-видимому, можно считать классификацию, предложенную немецким психологом Д. Галтунгом. Он классифицировал опасные ситуации по трем типам, исходя из критерия удовлетворения потребностей. Он выделил опасности, которые препятствуют удовлетворению физических потребностей, социальных и экзистенциальных потребностей. Например, к первому типу относится опасность голода, болезней, ко второму — опасность потерять социальный статус или свободу. Опасности, препятствующие удовлетворению потребности в идентичности, соответствуют экзистенциальным опасностям и относятся к третьей группе ^ики^, 1995). Сходная по структуре классификация приводится в работе Б. Щербатых (2002). В ней различные виды страхов разделялись также на три группы: биологические, социальные и экзистенциальные. К первой группе относятся страхи, непосредственно связанные с угрозой жизни или здоровью человека, вторая представляет боязни и опасения за изменение своего социального статуса, третья группа страхов связана с глубинной сущностью человека и характерна для всех людей вне зависимости от конкретных ситуаций.
Результаты, полученные в ходе опроса о характере опасностей, позволили уточнить классификацию, предложенную в работе Б. Щербатых. Согласно уточненной классификации, в ней представлены четыре основных группы опасностей: физические, социальные, экзистенциальные и инфернальные (или мистические) опасности, которые существуют в воображении человека.
На основании анализа существующих классификаций, а также результатов, полученных в ходе опроса о характере опасностей, нами была взята за основу классификация Б. Щербатых и уточненная классификация (рисунок), в которой учтены ПО, наиболее широко
представленные у опрошенных респондентов. Данная классификация базируется на источниках, которые продуцируют опасные ситуации. Данная классификация позволяет оценить состав сообщений новостных передач. В основном в новостных передачах речь идет о физических и социальных опасностях.
Таким образом, в опросник были включены 36 ситуаций различного типа, которые предлагалось оценить по степени выраженности опасности, также было оставлено 4 пустых места для ситуаций, которые респонденты могли по желанию дописать сами.
Разработка шкал опросника
Шкалами опросника стали параметры оценивания опасных ситуаций. Для их выявления использовались две методики: полуструктурированное интервью на тему «Представление об опасности» и модифицированная методика репертуарных решеток Келли, направленная на оценивание опасных ситуаций, освещаемых в СМИ. В данных процедурах приняли участие 12 респондентов в возрасте 25—45 лет — 6 зрителей и 6 авторов новостей.
Вначале с респондентами проводилась беседа на тему «Опасность в жизни и на экране», а затем им демонстрировались ранее записанные новостные сюжеты (видеоролики), объединенные в 5 групп по 3 сюжета в каждой. Видеоролики отбирались таким образом, чтобы достаточно полно представить разные типы опасностей. После просмотра респонденты составляли письменный отчет по аналогии с методикой решетки Келли.
В результате было выделено 5 основных параметров оценивания опасных ситуаций: интенсивность, глобальность, вероятность, контролируемость, близость. Параметр интенсивности оценивает величину ущерба, который может принести возникновение опасной ситуации;
Классификация опасностей
параметр глобальности — то, насколько человека может затронуть та или иная ситуация, касается ли она только его самого, его семьи или всей страны; параметр вероятности — насколько, с точки зрения конкретного человека, велика вероятность возникновения подобной ситуации в его жизни; параметр контролируемости — насколько сам человек способен воздействовать на ситуацию в том случае, если она возникнет; параметр близости опасности оценивает личный опыт сопричастности человека к подобной ситуации и зависит от того, сталкивался ли он или его близкие с ней ранее.
Данные анализировались с помощью частотного контент-анализа. Сравнивалось количество упоминаемых слов-маркеров, относящихся к категориям того или иного параметра.
Сравнение частот встречаемости 5 параметров не выявило значимых различий в представлениях авторов и зрителей новостных сообщений об опасности и о роли телевизионной коммуникации в их формировании. Таким образом, можно заключить, что профессиональная принадлежность не является ключевым фактором в развитии ПО.
Согласно проведенному нами частотному контент-анализу наибольшую значимость из 5 выявленных параметров имеет контролируемость. Если человек считает, что он может заранее предвидеть ситуацию, повлиять на нее или успешно справиться с ее последствиями, то она представляется гораздо менее опасной.
Выделенные параметры составили шкалы опросника. Разработанный опросник был использован далее в основном исследовании, которое состояло из двух этапов. На первом этапе в нем было 36 ситуаций и одна шкала — «оценка опасности». На втором этапе в опросник было добавлено еще 12 ситуаций, а в качестве шкал использовались 5 основных параметров: интенсивность, вероятность, контролируемость, глобальность и близость опасности.
Трансформации ПО под влиянием долговременного и кратковременного просмотра новостного контента
На первом этапе, в котором участвовали 53 респондента (30 женщин, 23 мужчины), выяснялось, как влияет на ПО долговременный просмотр новостного контента.
Процедура. Респонденты заполняли опросник «Оценка опасных ситуаций». Затем в течение 3 недель они смотрели новости по каналу НТВ в 22.00 и в конце каждой недели снова заполняли тот же опросник.
Результаты. По средним баллам, выставленным респондентами различным ситуациям по критериям воспринимаемой субъективной опасности, были рассчитаны рейтинги для каждой опасной ситуации в отдельности как до, так и после воздействия.
До просмотра роликов самые высокие баллы получили следующие ситуации: война, потеря близкого человека, опасная болезнь,
попадание в заложники. Заметно, что все они так или иначе связаны с универсальным страхом смерти. Потере близкого человека и опасному заболеванию женщины придают несколько большее значение, чем мужчины. По-видимому, это можно связать с большей их ориентацией на семью и большей заботой о своем здоровье по сравнению с мужчинами. В категорию наименее опасных ситуаций попали: смотреть новости, внезапное отключение света и увидеть на небе комету.
После трехнедельного просмотра новостных роликов по 17 ситуациям из 36 значимо (получены достоверные статистические различия на уровне значимости 0.05) увеличились показатели в баллах по шкале опасности (статистическая обработка по критерию Фридмана). Иногда можно было проследить связь этих изменений с конкретными сообщениями: например, в новостях сообщалось, что пропала девочка в Красноярске, в результате люди стали больше беспокоиться о своих близких. Повышение показателей по большинству ситуаций связано, на наш взгляд, не с конкретными сообщениями, а с тем, что новости вызывают более настороженное отношение к миру, в котором высока степень неопределенности и непредсказуемости событий.
Появились и новые ситуации, воспринимаемые как опасные. Самая устойчивая — пожар. Со второй недели просмотра 40% респондентов начали стабильно вписывать ее в бланк опасных ситуаций. Очевидно, это было связано с новостным сообщением о пожаре в доме престарелых, повлекшем человеческие жертвы (Лаврова, 2009).
Таким образом, мы зарегистрировали все возможные трансформации ПО, описанные А.А. Леонтьевым (1975), а именно появление новых объектов, изменение отношения к опасностям и формирование общего тревожного эмоционального настроя.
На втором этапе выяснялось, как влияет на ПО кратковременный просмотр новостного контента и как изменяются параметры оценивания опасных ситуаций.
Процедура. Респондентам предъявлялась смонтированная 45-минутная запись сюжетов новостей, темы которых отражали различные виды опасностей (например, землетрясение, захват заложников, автокатастрофы и др.) и предлагалось оценить каждую ситуацию по 5 параметрам: интенсивность, вероятность, контролируемость, глобальность, близость. Экспериментальная группа включала по 60 женщин и мужчин; контрольная — по 20 женщин и мужчин. Все респонденты в возрасте 18—25 лет. Схема исследования предполагала анализ ПО до и после просмотра сюжетов новостей. Сюжеты отбирались таким образом, чтобы в них были представлены разные виды опасностей.
Результаты. Кратковременный просмотр новостных сообщений оказал значимое влияние на респондентов, при этом изменилось
соотношение выделенных параметров. Достоверность изменения была подтверждена с помощью статистической обработки результатов. Эффект воздействия несколько различался в группах мужчин и женщин.
До просмотра сюжетов субъективная степень интенсивности опасности у мужчин была выражена сильнее, чем после. Для статистической обработки использовался критерий Вилкоксона для зависимых выборок. Значимо (на уровне значимости 0.05) повысилась субъективная степень вероятности возникновения ситуаций и степень их субъективной близости людям. Параметр субъективной неконтролируемости опасного события после просмотра новостных сюжетов также возрос, а субъективная глобальность слегка снизилась.
На женщин просмотр новостей оказал несколько иное влияние. В отличие от мужчин, у них снизились показатели по субъективной неконтролируемости события и возросли показатели по субъективной глобальности и степени опасности событий. Так же, как и у мужчин, у них увеличились показатели по параметрам субъективной вероятности события и его субъективной близости.
Разнонаправленные тенденции у мужчин и женщин, на наш взгляд, объясняются различиями в жизненных стратегиях мужчин и женщин. психологическими различиями полов. Мужчин новости заставляют задуматься о глобальных процессах, о том, что любое событие может иметь значение для большого числа людей, а женщины под воздействием новостной коммуникации сосредоточивают внимание на событиях, которые могут произойти в их жизни или жизни их близких.
Классификация представлений об опасности
Еще одним результатом нашей работы стала классификация ПО. В отличие от предложенной ранее классификации опасностей, классификация ПО базируется не на источниках опасности, а на внутренних процессах оценивания ситуаций, что выявляется по изменениям параметров ПО. Эта классификация учитывает субъективность в отношении к опасности. Она помогает обнаружить, за счет оценки каких параметров возможно искажение общей интегративной оценки уровня опасности, которое может возникнуть под влиянием поступающей от СМИ информации.
С помощью кластерного анализа в программе SPSS было установлено, что представления об опасных ситуациях разделяют их на 4 основных типа.
1) В первый тип входят опасности высокой интенсивности, повлиять на которые практически невозможно. Человеку крайне сложно совладать с ними. Он одинок пред лицом таких опасностей. Их можно назвать «неизбежными» или «непреодолимыми» Это: наступление
старости, изменения во властных структурах, внезапная смерть, смерть близкого человека, начало грозы.
2) Во второй тип входит большая часть опасностей из представленных в опроснике. Их можно назвать «знакомыми» Конечно, они случаются не каждый день, но, как правило, многие уже хоть раз сталкивались с подобными опасностями и имели опыт совладания с ними. Это: позднее возвращение родственников домой, внезапное отключение света, ссора, публичное попадание в неловкое положение, путь по темной улице и т.д.
3) Третий тип опасностей: оказаться за чертой бедности, испытывать ощущение ненужности, увольнение с работы, трогать пауков, змей, заплывать далеко в море, возмездие за грехи и т.д. В основном это опасные ситуации, в которые человек попадает по неосторожности или из-за недостаточной активности и предусмотрительности и несет определенную ответственность за случившееся. Несовладание с ними можно назвать расплатой за беспечность или некомпетентность. Осознание возможности подобных обстоятельств заставляет человека быть более деятельным и осведомленным.
4) В четвертый тип опасностей входят: начало войны, землетрясение, крушение самолета, поезда, потоп, наводнение, цунами, пожар и т.д. Эти опасности характеризуются высокой деструктивностью и низкой степенью возможного совладания. Это ситуации катастрофического характера, которые случаются нечасто и на которые крайне сложно оказать влияние. Особенность опасностей этого типа — высокая степень глобальности, так как при наступлении ситуации могут пострадать другие люди.
После просмотра новостных сюжетов структура ПО значительно меняется. Ситуации второго типа («знакомые опасности») начинают казаться менее контролируемыми. Ситуации катастрофического характера становятся субъективно ближе, но вместе с тем повышается их субъективная контролируемость, степень их субъективной опасности остается без изменений. Отдельно необходимо отметить, что после просмотра наиболее субъективно близким оказывается именно четвертый тип (катастрофический), все остальные отходят на второй план. Таким образом, можно сделать вывод о том, что новости могут отвлекать людей от повседневных проблем. По-видимому, новости пользуются популярностью отчасти из-за этого психологического эффекта — эмоциональной «причастности ко всему миру». Когда человек чувствует эту сопричастность, его собственные проблемы кажутся не такими страшными и неразрешимыми. Аналогичное объяснение можно встретить в работах М. Маклюэена.
В заключение подчеркнем, что для обеспечения информационной безопасности и предотвращения негативного влияния новостных передач необходимо проводить корректировку при их составлении.
Представление новостных сюжетов должно содержать информацию о событиях, а также негативные и позитивные эмоции, но при этом акцентировать внимание на повышении ощущения контролируемости событий, рассказывать о том, как можно справиться с опасной ситуацией.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Бельков О.А., Мирошниченко В.М. Опасность как социальное явление и научное понятие // Проблемы безопасности. Бюллетень Научно-исследовательского центра «Наука-XXI». 2008. № 1. С. 18—64.
Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960.
Корнилова Т.В. Психология риска и принятия решений, М., 2003.
Коротец В.И. Опасность и безопасность в современном мире: философско-культурологический анализ: Дис. ... канд. филос. наук. Ростов н/Д., 2003.
Лаврова Е.В. Представления об опасности и их изменения под воздействием новостных передач // Вестн. Университета (Гос. ун-т управления). 2009. № 20. С. 72—74.
Леонтьев А.А. Общение как объект психологического исследования // Методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Е.В. Шороховой. М., 1975.
Леонтьев Д.А. Экзистенциальная тревога и как с ней бороться // Моск. психо-терап. журн. 2003. № 2. С. 107—119.
Маклюэн М. Понимание медиа: Внешние расширения человека. М., 2007.
Матвеева Л.В., Аникеева Т.Я., Мочалова Ю.В. Психология телевизионной коммуникации. М., 2002.
Савченко Т.Н., Головина Г.М. Субъективное качество жизни: подходы, методы оценки, прикладные исследования. М., 2006.
Султанов Т.Н. Отношение спортсменов к экстремальным ситуациям // Уч. зап. ун-та им. П.Ф. Лесгафта. 2009. № 2. С. 72—76.
Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
Щербатых Б. Психология страха: Популярная энциклопедия. М., 2002.
Gultung J. Selected works. N.Y.; L., 1995.
Schneier B. The psychology of security. 2008. URL: http://www.schneier.com/essay-155.html
Поступила в редакцию 20.06.11