Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ТОКСИЧНОСТИ ДИЗЕЛЕЙ, РАБОТАЮЩИХ НА РАЗЛИЧНЫХ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ТОПЛИВАХ И РЕЖИМЕ МАКСИМАЛЬНОГО КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА'

ИССЛЕДОВАНИЕ ТОКСИЧНОСТИ ДИЗЕЛЕЙ, РАБОТАЮЩИХ НА РАЗЛИЧНЫХ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ТОПЛИВАХ И РЕЖИМЕ МАКСИМАЛЬНОГО КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
74
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗЕЛЬ / ГАЗОМОТОРНОЕ ТОПЛИВО / МЕТАНОЛ / ЭТАНОЛ / ЭМУЛЬСИЯ / МЕТИЛОВЫЙ ЭФИР РАПСОВОГО МАСЛА / ТОКСИЧНОСТЬ / ОТРАБОТАВШИЕ ГАЗЫ / DIESEL / GAS ENGINE FUEL / METHANOL / ETHANOL / EMULSION / RAPESEED OIL METHYL ETHER / TOXICITY / EXHAUST GASES

Аннотация научной статьи по химическим технологиям, автор научной работы — Лиханов Виталий Анатольевич, Лопатин Олег Петрович

В работе представлены исследования нагрузочных характеристик токсичности дизельных двигателей, работающих на различных альтернативных топливах. На основании проведённых лабораторно-стендовых исследований рабочих процессов дизельных двигателей установлена возможность улучшения их экологических показателей, экономии нефтяного дизельного топлива путём применения таких альтернативных источников энергии как природный газ, метаноло-топливная эмульсия (МТЭ), этаноло-топливная эмульсия (ЭТЭ), метанол и метиловый эфир рапсового масла (МЭРМ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по химическим технологиям , автор научной работы — Лиханов Виталий Анатольевич, Лопатин Олег Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Study on the toxicity of diesel engines operating on different alternative fuels and in maximum torque mode

The paper presents studies of the load characteristics of the diesel engines toxicity running on various alternative fuels. Based on conducted laboratory and bench tests of diesel engines' working processes, the possibility of improvement of their ecological indicators and oil diesel fuel saving by application of such alternative energy sources as natural gas, methanol-fuel emulsion (MFE), ethanol-fuel emulsion (EFE), methanol and methyl ether of rapeseed oil (MERO) was defined.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ТОКСИЧНОСТИ ДИЗЕЛЕЙ, РАБОТАЮЩИХ НА РАЗЛИЧНЫХ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ТОПЛИВАХ И РЕЖИМЕ МАКСИМАЛЬНОГО КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА»

Исследование токсичности дизелей, работающих на различных альтернативных топливах и режиме максимального крутящего момента

I

В.А. Лиханов, профессор, зав. кафедрой ФГБОУ ВО «Вятская ГСХА», д.т.н., О.П. Лопатин, доцент кафедры ФГБОУ ВО «Вятская ГСХА», к.т.н.

В работе представлены исследования нагрузочных характеристик токсичности дизельных двигателей, работающих на различных альтернативных топливах. На основании проведённых лабораторно-стендовых исследований рабочих процессов дизельных двигателей установлена возможность улучшения их экологических показателей, экономии нефтяного дизельного топлива путём применения таких альтернативных источников энергии как природный газ, метаноло-топливная эмульсия (МТЭ), этаноло-топливная эмульсия (ЭТЭ), метанол и метиловый эфир рапсового масла (МЭРМ).

__Ключевые слова:

дизель, газомоторное топливо, метанол, этанол, эмульсия, метиловый эфир рапсового масла, токсичность, отработавшие газы.

П

роизводство дизелей - одно из приоритетных направлений в машиностроении, поскольку оно обеспечивает решение целого ряда проблем: научно-технических, экономических, экологических, оборонных и других. Поскольку характеристики дизеля являются определяющими показателями эксплуатационных, энергетических, экономических, экологических и массо-габаритных свойств эксплуатируемой техники, то дизель ещё долгое время будет оставаться безальтернативной энергетической установкой [1, 2].

Необходимо отметить, что наметившаяся в последние годы тенденция по укреплению обороноспособности страны имеет не только стратегическое значение для Российской Федерации, но и непосредственно влияет на развитие и производство силовых установок для всего автотранспортного парка страны, достаточно немалая доля которого оснащена силовыми установками - дизельными двигателями. При современном перспективном развитии дизельных двигателей предполагается не только их топливная экономичность, но и минимизация выбросов вредных веществ с отработавшими газами (ОГ): оксидов азота (N0.^), сажи (С), суммарных углеводородов (СН), оксида углерода (СО) и диоксида углерода (СО2) [3, 4].

Мировой опыт решения экологических проблем, связанных с использованием дизельных двигателей, позволил выработать многочисленные пути для этого,

в том числе и перевод на альтернативные топлива. Кроме того, постепенное ужесточение законодательных норм по ограничению эмиссии указанных токсичных компонентов ОГ дизелей, а также ограниченные запасы природных ресурсов способствуют активизации поиска новых альтернативных топлив и совершенствования топливных систем для правильной организации процесса сгорания этих топлив в дизелях. При этом всё более массовое применение находят не только газомоторные топлива, но и альтернативные биотоплива, основанные на спиртах (метиловый, этиловый) и растительных маслах (рапсовое, подсолнечное, соевое, арахисовое, пальмовое), а также их производные [5, 6].

Работу дизелей, служащих для привода транспортной техники, принято оценивать по нагрузочным характеристикам при постоянной частоте вращения коленчатого вала (КВ). При этом в качестве параметров, характеризующих нагрузку дизеля, могут быть использованы эффективная мощность, крутящий момент или среднее эффективное давление.

Рис. 1. Нагрузочные характеристики токсичности дизеля 4Ч 11,0/12,5 (0впр = 23°, п = 1700 мин-1):

2*

ЛЕТ С ВАМИ

59

- дизельное топливо; - газомоторное топливо;

------газомоторное топливо с EGR 10 %;--------газомоторное топливо с EGR 20 %;

----газомоторное топливо с EGR 30 %;..........- газомоторное топливо с EGR 40 %

СН,%

0,4 0,3 0,2 0,1 о

со, % 0,06 0,05 0,04

0,1

0,3

0,5

N о*

. — ■ - —

ч - - — - —

"ч.

X "*ч С н

с

_

■ — . ~ - -- с О

**

ЫОх.ррт 210 190 170

с,

ЬоэсИ

2

1 о

0,7 рр, МПа

Рис. 2. Нагрузочные характеристики токсичности дизеля 4ЧН 11,0/12,5 (0впр = 11°, п = 1900 мин-1):

- дизельное топливо; - газомоторное топливо

При проведении стендовых исследований дизелей в число скоростных режимов почти всегда, кроме номинального, характеризующего заявленное изготовителем двигателя значение частоты вращения КВ, при которой обеспечиваются номинальная (нетто) и эксплуатационная (брутто) мощности, входит и характерный промежуточный режим, характеризующийся частотой вращения коленчатого вала дизеля, соответствующей режиму максимального крутящего момента, если данный режим лежит в диапазоне частоты вращения КВ от 60 до 75 % от номинальной. Максимальный крутящий момент характеризуется наибольшим значением крутящего момента дизеля при работе последнего по внешней скоростной характеристике.

Значение максимального крутящего момента характеризует так называемый коэффициент приспособляемости дизеля, от которого в свою очередь зависят его тяговые свойства и устойчивая работа под нагрузкой.

Целью данной работы является изучение показателей токсичности и дымно-сти ОГ высокооборотных дизельных двигателей малой размерности, работающих на различных альтернативных топливах на режиме максимального крутящего момента.

Рис. 3. Нагрузочные характеристики токсичности дизеля 4ЧН 11,0/12,5 с охлаждением наддувочного воздуха (0впр = 11°, п = 1700 мин-1):

- дизельное топливо;

газомоторное топливо

В Вятской государственной сельскохозяйственной академии на базе кафедры тепловых двигателей, автомобилей и тракторов проведены исследования и разработаны модификации следующих дизелей: Д-240 (4Ч 11,0/12,5) для работы на газомоторном топливе (80 % природный газ, 20 % дизельное топливо), спиртосодержащих топливах - МТЭ, ЭТЭ, состоящие из 25 % спирта (метанол либо этанол), 0,5 % сукцинимида С-5А, 7 % воды, 67,5 % дизельного топлива (ДТ); Д-245.12С (4ЧН 11,0/12,5) с турбонаддувом, Д-245.7 (4ЧН 11,0/12,5) с охлаждением наддувочного воздуха для работы на газомоторном топливе; Д-21А1 (2Ч 10,5/12,0) для работы на метаноле (88 %) и МЭРМ (12 %) [7-10].

Для оценки токсичности и дымности ОГ дизеля при работе на тех или иных режимах используют характеристики токсичности. При эксплуатации дизелей наиболее часто изменяемыми параметрами являются нагрузка и частота вращения [10].

На рис. 1 представлены нагрузочные характеристики токсичности дизеля, работающего на газомоторном топливе на скоростном режиме, соответствующем максимальному крутящему моменту.

2*

ЛЕТ С ВАМИ

61

N0*, ррт

1000

500

О

С,

ЬозсИ

6 4 2 0

СО, % 0,20 0,15 0,10 0,05

N О,

___ __ —

.__ С н

с

г

С 02

___.

с О / /

■___ У

сн,%

0,6 0,4 0,2

со2)% 8 6 4 2

0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 Рй, МПа

Рис. 4. Нагрузочные характеристики токсичности дизеля 4Ч 11,0/12,5 (0впр = 23°, п = 1700 мин-1):

- дизельное топливо; — —--МТЭ

Анализируя графики содержания токсичных компонентов при работе двигателя на газомоторном и газомоторном с рециркуляцией отработавших газов (EGR) режимах, можно отметить, что характер кривых в целом схож с дизельным процессом. Применение газомоторного топлива приводит к значительному снижению содержания в ОГ сажи, СО2 и СО (при нагрузке выше 0,57 МПа), при этом отмечается рост N0^ СН и СО (при малых нагрузках). Применение EGR снижает содержание N0.^ в ОГ во всём диапазоне нагрузок. Так, при работе на газомоторном топливе с EGR 40 % в диапазоне изменения нагрузки от 0,13 до 0,26 МПа происходит снижение N0.^ от 2,1 до 2,7 раза. Применение 10%-ной EGR приводит к снижению содержания СН в ОГ газодизеля до 11,8 %, а применение EGR в размере 20 % вызывает уже увеличение содержания СН.

На рис. 2 представлены нагрузочные характеристики токсичности дизеля с турбонаддувом, работающего на газомоторном топливе, при частоте вращения, соответствующей максимальному крутящему моменту.

Из рис. 2 хорошо видно, что при переходе с дизельного топлива на газомоторное происходит снижение в ОГ содержания N0.^ и сажи, но при этом наблюдается рост содержания СН и СО.

Рис. 5. Нагрузочные характеристики токсичности дизеля 4Ч 11,0/12,5 (©впр = 23°, п = 1700 мин-1):

- дизельное топливо; — — — ЭТЭ

На рис. 3 представлены нагрузочные характеристики токсичности дизеля с охлаждением наддувочного воздуха, работающего на газомоторном топливе, на режиме максимального крутящего момента.

Анализируя изменение содержания токсичных компонентов в ОГ дизеля с охлаждением наддувочного воздуха при переходе с дизельного топлива на газодизельный режим необходимо отметить, что при работе дизеля на газомоторном топливе во всём нагрузочном диапазоне значительно снижается содержание оксидов азота N0.^ и дымности ОГ, при этом отмечается увеличение других исследуемых токсичных компонентов.

На рис. 4 и 5 представлены нагрузочные характеристики токсичности дизеля, работающего на МТЭ и ЭТЭ, на скоростном режиме, соответствующем максимальному крутящему моменту.

Сравнивая содержание токсичных компонентов в ОГ дизеля при работе на дизельном топливе и спирто-топливных эмульсиях (рис. 4 и 5), можно отметить, что применение на дизеле МТЭ и ЭТЭ приводит к снижению содержания сажи, N0^ СО2 и СО (при средних и максимальных нагрузках).

На рис. 6 представлены нагрузочные характеристики токсичности дизеля,

2*

ЛЕТ С ВАМИ

63

тйгч

N0*, ррт

600 400 200

со21% 8 6 4

с, 2

Ьс^сИ

6 4 2

N 0Х /

___ —■-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ч

С н

С 02 —- ----

/

/

■ - -. — . с о

---

с

— ■ —

сн,%

0,4 0,2 0

СО, %

0,6 0,4 0,2

0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 рр, МПа

Рис. 6. Нагрузочные характеристики токсичности дизеля 2Ч 10,5/12,0 (п = 1400 мин '): - дизельное топливо (0впр = 30°);

------ метанол и МЭРМ (0впр = 34°)

работающего на метаноле и МЭРМ, на скоростном режиме, соответствующем максимальному крутящему моменту.

Как видно из рис. 6, у дизеля, работающего на метиловом спирте и МЭРМ, наблюдается снижение выбросов сажи и N0.^ во всём исследуемом нагрузочном диапазоне, причём с увеличением нагрузки снижение выбросов сажи становится более существенным, что характеризуется более полным её выгоранием. Также необходимо отметить снижение оксида и диоксида углерода на максимальных нагрузках.

Выводы

На основании проведённых лабораторно-стендовых исследований рабочих процессов дизелей Д-240 (4Ч 11,0/12,5), Д-245.12С (4ЧН 11,0/12,5) с тур-бонаддувом, Д-245.7 (4ЧН 11,0/12,5) с охлаждением наддувочного воздуха и Д-21А1 (2Ч 10,5/12,0) установлена возможность улучшения их экологических показателей, экономии дизельного топлива путём применения различных альтернативных топлив - природного газа, МТЭ, ЭТЭ, метанола и МЭРМ.

2*

лет с ВАМИ

При работе дизеля на газомоторном топливе с EGR 20 % происходит снижение содержания в ОГ сажи от 7,3 до 13,0 раз, N0X до 29,6 %, СО до 2,3 раза, СО2 от 28,6 до 42,3 %.

При работе дизеля с турбонаддувом на газомоторном топливе происходит сни- 65

жение содержания в ОГ сажи от 5,0 до 12,7 раза и N0X от 5,3 до 16,0 %.

При работе дизеля с охлаждением наддувочного воздуха на газомоторном топливе происходит снижение содержания в ОГ сажи до 11,0 раз, N0.^ от 12,9 до 25,7 %.

При работе дизеля на МТЭ происходит снижение содержания в ОГ сажи от 7,9 до 16,6 раза, N0X до 35,5 %, СО до 31,3 %, СО2 от 8,3 до 11,6 %.

При работе дизеля на ЭТЭ происходит снижение содержания в ОГ сажи от 5,7 до 7,7 раза, N0X до 43,9 %, СО до 37,5 %, СО2 от 14,8 до 22,6 %.

При работе дизеля на метаноле и МЭРМ происходит снижение содержания в ОГ сажи от 3,7 до 6,7 раза, N0X до 46,1 %, СО до 6,5 раза, СО2 до 17,5 %.

_Использованные источники

1. Starik A.M., Savelev A.M., Favorskii O.N., Titova N.S. Analysis of emission characteristics of gas turbine engines with some alternative fuels // International Journal of Green Energy. - 2018. - Vol. 15. - No. 3. - P.161-168.

2. Presser C., Nazarian A., Millo A. Laser-driven calorimetry measurements of petroleum and biodiesel fuels // Fuel. - 2018. - Vol. 214. - P. 656-666.

3. Mikulski M., Wierzbicki S. Numerical investigation of the impact of gas composition on the combustion process in a dual-fuel compression-ignition engine // Journal of Natural Gas Science and Engineering. - 2016. - Vol. 31. - P. 525-537.

4. Sivakumar M., Ramesh kumar R., Syed Thasthagir M.H., Shanmuga Sundaram N. Effect of aluminium oxide nanoparticles blended pongamia methyl ester on performance, combustion and emission characteristics of diesel engine // Renewable Energy. - 2018. -Vol. 116. - P. 518-526.

5. Chai X., Mahajan D., Tonjes D.J. Methane emissions as energy reservoir: context, scope, causes and mitigation strategies // Progress in Energy and Combustion Science. -2016. - Vol. 56. - P. 33-70.

6. Romanyuk V., Likhanov V.A., Lopatin O.P. Reducing the environmental threat of motor vehicles by converting engines for operating on natural gas // Теоретическая и прикладная экология. - 2018. - № 3. - С. 27-32.

7. Лиханов В.А., Лопатин О.П. Снижение токсичности отработавших газов автомобильного дизеля конвертацией на спирто-топливные эмульсии // Экология и промышленность России. - 2018. - Т. 22. - № 10. - С. 54-59.

8. Копчиков В.Н., Фоминых А.В. Влияние применения метанола и метилового эфира рапсового масла на содержание оксидов азота в отработавших газах дизеля 2Ч 10,5/12,0 в зависимости от изменения установочных углов // Научно-технический вестник Поволжья. - 2015. - № 1. - С. 107-110.

9. Фоминых А.В., Копчиков В.Н., Николаевский М.Д. Определение оптимальных установочных углов опережения впрыска метанола и метилового эфира рапсового масла дизеля 2Ч 10,5/12,0 при работе с двойной системой топливоподачи // Аграрный научный журнал. - 2015. - № 1. - С. 51-53.

10. Лиханов В.А., Лопатин О.П. Улучшение экологических показателей дизельных двигателей применением биотоплива // Двигателестроение. - 2018. - № 4 (274). - С. 13-17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.