ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
PSYCHOLOGICAL STUDIES
DOI: 10.12731/2658-4034-2023-14-3-106-121 УДК 159.923.2
Научная статья |
Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред
ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕНДЕНЦИЙ ВЛИЯНИЯ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА НА ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ САМООТНОШЕНИЯ
Цель. В статье анализируется взаимосвязь особенностей самоотношения преподавателя вуза и профессиональной идентификации. Раскрываются основные подходы в изучении полюсов самоотношения педагогов, особенности взаимодействия и взаимовлияния с профессиональным самосознанием. Осознание тождественности с профессией, положительное отношение педагога к себе как к профессионалу повышает уровень самоуважения, генерализованно распространяясь на позитивное, принимающее отношение к себе на уровне личности.
Но наряду с позитивным профессиональным сценарием, в жизни преподавателя мы можем наблюдать проявления кризисных аспектов, истоки которых содержатся в негативном полюсе самоотношения - низком интересе к своей личности, разочаровании в себе, низком уровне самоуважения, самокритике, невыраженном контакте с пониманием и осознанием своих желаний, потребностей, аспектов эмоционально-чувственной сферы.
Т.А. Бусыгина
Методология проведения работы. В процессе исследования был проведен теоретический анализ литературных источников. Эмпирическое исследование, выявляющее взаимосвязь полюса самоотношения от уровня профессиональной идентификации, было проведено на выборке из 130 преподавателей российских вузов обоих полов со стажем более 18лет с помощью психодиагностических методик. Количественная обработка результатов произведена на базе статистических программы STATISTICA 6.0.
Результаты. В результате эмпирического исследования нами были получены выводы о том, что преподаватель с развитой профессиональной идентификацией может опираться на нее как на фактор, способствующий самопринятию, самоуважению и самореализации.
Психологическая работа с негативным и позитивным полюсом самоотношения может стать мерой предупреждении эмоционального выгорания и успешного выхода из кризисных состояний.
Область применения результатов. Результаты исследования помогут углубить представления о значимости психологической работы со стрессовыми ситуациями, развитием позитивного самоотношения, самоуважения, самоинтереса на базе укрепления профессионального самосознания педагогов, а также в создании психологических программ по развитию эмоциональной компетентности и профилактике профессионального выгорания преподавателей вузов.
Ключевые слова: профессиональная идентичность; профессиональное самосознание; самоотношение; эмоциональная сфера; я-концепция; самопринятие; самоуважение; эмоциональное выгорание
Для цитирования. Бусыгина Т.А. Исследование тенденций влияния уровня профессиональной идентификации преподавателя вуза на особенности проявления самоотношения //Russian Journal of Education and Psychology. 2023. Т. 14, № 3. С. 106-121. DOI: 10.12731/2658-4034-2023-14-3-106-121
Original article |
Pedagogical Psychology, Psychodiagnostics of Digital Educational Environments
STUDY OF TRENDS IN THE INFLUENCE OF A UNIVERSITY TEACHER'S LEVEL OF PROFESSIONAL IDENTIFICATION ON THE FEATURES OF SELF-ATTITUDE MANIFESTATION
T.A. Busygina
Purpose. The article analyzes relationship between features ofa university teacher's self-attitude and professional identification. The main approaches to the study of the poles of teachers' self-attitude, andfeatures of interaction and mutual influence on professional self-awareness are revealed. Awareness of identity with the profession, a positive attitude of the teacher towards him/ herself as a professional increases the level of self-esteem, generally extending to a positive, accepting attitude towards him/ herself at the personality level. But alongside with a positive professional scenario, in the life of a teacher, we can observe manifestations of crisis aspects, the origins ofwhich are contained in the negative pole of self-attitude -a low interest in one's personality, disappointment in oneself, low level of self-esteem, self-criticism, unexpressed contact with understanding and awareness ofone's desires, needs, aspects of the emotional and sensual sphere.
Methodology of the research. In the process of research, a theoretical analysis of literary sources was carried out. An empirical study that reveals the relationship between the pole of self-attitude and professional identification was conducted on a sample of 130 Russian university teachers of both sexes with more than 18 years of experience using psychodiagnostic methods. Quantitative processing of the results was carried out on the basis of the statistical program STATISTICA 6.0.
Results. As a result of empirical research, we came to the conclusion that the teacher with a well-developed professional identification can rely on it as a factor contributing to self-acceptance, self-esteem and self-realization. Psychological work with a negative and positive pole
of self-attitude can be a measure to prevent emotional burnout and to successfully overcome crisis states.
Scope of the results. The results of the research will help to deepen the understanding of the importance ofpsychological work with stressful situations, the development of a positive self-attitude, self-esteem, self-interest on the basis of strengthening the teachers' professional self-awareness, as well as in the creation ofpsychological programs for the development of emotional competence and the prevention ofprofessional burnout of university teachers.
Keywords: professional identity; professional self-awareness; self-attitude; emotional sphere; self-concept; self-acceptance; self-esteem; emotional burnout
For citation. Busygina T.A. Study of Trends in the Influence of a University Teacher's Level of Professional Identification on the Features of Self-Attitude Manifestation. Russian Journal of Education and Psychology, 2023, vol. 14, no. 3, pp. 106-121. DOI: 10.12731/26584034-2023-14-3-106-121
Введение
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами
На разных этапах профессиональной деятельности преподавателя, реализации профессиональной миссии актуализируется переживание идентичности. Профессиональная идентичность является компонентом структуры профессионального самосознания и влияет на уровень профессионализма, на эффективность профессиональной деятельности (Т.С. Березина, А.Г. Истомина, Л.В. Клименко, И.Ю. Краева, Л.М. Митина, Т.В. Мищенко, О.А. Обременко, Е.А. Пе-траш, О.Ю. Посухова, Н.Л. Регуш, А.А. Реан и др.).
Н.Л. Регуш доказывает в своем исследовании тот факт, что в процессе профессионализации происходят изменения в качественных характеристиках профессиональной идентичности - профессиональных качествах, изменении внешних и внутренних ориентиров тождественности, степени осознанности профессиональной идентичности [12].
Петраш Е.А. обосновывает точку зрения, согласно которой результаты деятельности педагога обусловлены его структурой профессионально важных качеств, способностью к анализу и оценке своей деятельности и ее итогов, что будет отражать опору на персональную идентификацию с профессией [9].
В общественном сознании образ учителя характеризуют как человека гармоничного, в самосознании которого представлено многообразие образов Я, с которыми он себя идентифицирует [9]. Но в процессе профессионализации мы можем наблюдать динамику личностных изменений, влияющих на самосознание человека, образы Я и его самооценку. По мере профессионализации могут происходить как ресурсирующие, так и деструктивные трансформации.
И.Ю. Краева пишет о том, что проблема кризиса профессиональной идентичности педагогов появилась в результате процессов модернизации современного образования и новых профессиональных задач и требований [4,103].
Двадцатилетний опыт психолого-педагогических исследований и психологического консультирования, тренинговой работы с преподавателями автора данной статьи привел к наблюдениям о том, что также наряду с позитивным профессиональным сценарием, в жизни преподавателя мы можем наблюдать проявления кризисных аспектов, истоки которых содержатся в негативном полюсе самоотношения - низком интересе к своей личности, разочаровании в себе, низком уровне самоуважения, самокритике, слабом контакте с пониманием и осознанием своих желаний, потребностей, аспектов эмоционально-чувственной сферы. В этот период страдает система психологической самоподдержки, личность поддается негативным убеждениям о себе и деструктивным эмоциональным состояниям.
Методология
Формулирование целей статьи
Цель нашего исследования - выявление взаимосвязи между особенностями профессиональной идентификации и полюсом самоотношения преподавателя.
Характеризуя процесс идентификации, важно учитывать индивидуальную динамику личности, изменчивость образов Я, внутри и вне профессии, в системе отношений с самим собой и другими.
Некоторые авторы связывают проблему самоотношения с концепцией Я-образа. Так В.И. Оседло, В.Ф. Витоняк утверждают, что «.. .Я-образ содержит целостное эмоционально-ценностное оценочное отношение личности к себе, который формируется путем ин-териоризации полученного опыта, соответствия своим ожиданиям, социальных оценок, что мотивирует деятельность личности, определяет отношения с окружающим миром, а значит и влияет на развитие как отдельных черт, так и на развитие личности в целом. Роль «Я-образа» состоит в его влиянии на жизнедеятельность человека, стратегии коммуникации с другими людьми, проявляется как регулятор ее поведения, способствуя достижению внутренней целостности и интеграции...» [6, 55].
Осознание самотождественности с профессией, положительное отношение к себе как к профессионалу, представителю этого профессионального сообщества повышает уровень самоуважения, генерализованно распространяясь на позитивное, принимающее отношение к себе на уровне личности.
Учитывая высокий уровень стрессогенности, которой характеризуется профессия педагога, нами затрагивается также и проблема профессиональных кризисов, которая связана априори с профессиональным самосознанием. Наступление кризиса может выражаться как внутреннее противоречие между требованиями деятельности и возможностей педагога, между экспектациями и реальными отношениями со студентами, администрацией вуза, между профессиональной самооценкой и реальной экспертной оценкой и т.п. Нам близок подход Зеер Э.Ф. Сыманюк Э.Э., согласно которому при разных видах профессионального кризиса происходит либо «ревизия» Я-концепции, либо ее коррекция [3, 140].
Целям нашего исследования также отвечает позиция О.И. Бабич, согласно которой важно проводить своевременный мониторинг и профилактику факторов профессионального выгорания, что будет
способствовать восстановлению стрессоустойчивости и защитных ресурсов организма педагога, стабилизации эмоционального состояния [10 ].
В этой связи нас интересует ответ на вопрос: может ли профессиональная идентификация влиять на полюс самоотношения?
Основы понимания самоотношения как компонента самосознания были описаны И.И. Чесноковой, также в научный психологический тезаурус ей было введено понятие «эмоционально-ценностное отношение». По определению автора, «эмоционально-ценностное самоотношение» - это специфический вид «эмоционального переживания», в котором отражается собственное отношение личности к тому, что она узнает, понимает, «открывает» относительно самой себя. Переживание при этом понимается как внутренняя динамическая основа, способ существования, через который человек осознает ценностный смысл собственных отношений к себе [18, 17].
Обобщая позиции отечественных и зарубежных исследователей, самоотношение представляет собой интеграцию как когнитивных (И.С. Кон, А.И. Лисина, В.Ф. Сафин, Л. Уэллс и др.), так и эмоциональных аспектов (Р. Бернс, Д. Марвел, С.Р. Пантилеев, К. Роджерс, Е.Т. Соколова, В.В. Столин, И.И. Чеснокова и др.), поэтому самоотношение может определяться как система сравнительных оценок своей деятельности и как вид эмоциональных переживаний, направленных на себя.
Ученые разделяют самоотношение на позитивное и негативное. Когда личность полностью себя принимает, самоотношение - позитивное и проявляется в том, что личность присваивает принадлежащие ей положительные качества, как и тождество отношения окружающих и самоотношения (Р. Бернс, А.В.Визгина, ВН.Мясищев С.Р. Пантелеев, Н.И. Сарджвеладзе, В.В. Столин и др.). Если какие-либо характеристики отрицаются, то модальность самоотношения становится амбивалентной или негативной (В.Ф. Сафин, Е.Т. Соколова, В.А. Соснин). Дуальность полюса самоотношения личности обусловлена потребностью понимания своего состояния, защиты «Я» от негативных переживаний и поддержанием самоценности на
высоком позитивном уровне. Зная зоны коррекции личных и профессиональных качеств, повышается уровень принятия актуальных продуктивных характеристик личности. Таким образом, с точки зрения С Р. Пантилеева, структура самоотношения может описываться как состоящая из трех компонентов: позитивного оценочного самоотношения (самоуважение), позитивного эмоционального самоотношения (аутосимпатия), негативного самоотношения (самоуничижение) [8, 116].
На протяжении жизненного пути человек познает себя и накапливает знания о своей Я-концепции. Представление о самом себе может подвергаться оценке, стать предметом его более или менее устойчивого самоотношения, которое определяется уровнем самоценности и самоуважения, самопринятия и самопонимания, отношения к своим успехам и неудачам.
Подтверждение актуальности поиска взаимосвязи оценки своей личности, своих достижений на фоне профессиональной идентичности мы находим в исследованиях И.В. Заусенко, И.А. Остапенко.
Автор исследования факторов психологического благополучия педагога И.В.Заусенко считает, что значимым направлением психологического сопровождения педагогов является помощь в достижении большей психологической независимости через переосмысление собственных достижений, рост самоуважения и самоценности, осознание и принятие собственной ответственности за выбор профессиональной деятельности, в которой достаточно велики социальные ожидания, и за свое психологическое благополучие, и психологическая поддержка в поиске личностных ресурсов в управлении событиями собственной жизни [2,28].
И.А. Остапенко анализирует профессиональную идентичность с точки зрения ресурса уверенности, спокойствия через осознание важности собственной деятельности «... человек чувствует себя самодостаточным, понимает, что он на своём месте, что его жизнь проходит продуктивно и плодотворно. В условиях кризиса профессиональной идентичности наблюдаются прямо противоположные явления, ведущие к эмоциональной нестабильности личности, формирова-
нию представления о собственной ненужности, неэффективности своей работы, к эмоциональному выгоранию педагога...» [7, 132].
Поэтому целью данного исследования является выявление взаимосвязи между показателями профессиональной идентификации и самоотношения.
Гипотезой исследования служит предположение о том, что преподаватели с развитой профессиональной идентификацией склонны к самопринятию и самоуважению. Идентификация себя с профессией помогает в обретении контуров личности, позитивном самовосприятии и самопонимании.
Используемые в исследовании методы, методики и технологии
Данное исследование является частью масштабного диссертационного исследования, сбор экспериментальных данных осуществлялся в период с декабря 2021 по январь 2022 года.
Выборку составили 130 преподавателей обоих полов, от 40 до 75 лет, с педагогическим стажем не менее 18 лет. Формирование выборки осуществлялось по принципу добровольности.
Экспериментальными площадками исследования стали российские вузы: Самарский государственный социально-педагогический университет, Тольяттинский государственный университет, Самарский филиал Московского городского педагогического университета, Самарский государственный технический университет, Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, Вольский военный институт материального обеспечения, Сахалинский государственный университет, Мурманский арктический государственный университет, Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского.
Каждый участник исследования получил программу тестирования в самостоятельном он-лайн формате с видео-пояснением от автора исследования. Информированное согласие было получено от всех субъектов, участвовавших в исследовании.
С целью изучения взаимосвязи уровня профессиональной идентификации и показателей самоотношения нами применялись: тест Куна - Макпартленда «Кто Я» (Модификация Т.В. Румянцевой) [13, 82], методика диагностики социально-психологической адап-
тации Роджерса - Даймонда [16,193] и диагностика самоотношения В.В. Столина, СР. Пантелеева [1]; методика диагностики самоактуализации личности А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калина [16, 426].
Для проведения расчетов мы поделили респондентов по тесту исследования идентичности Куна - Маркпартленда «Кто Я?» на две группы. В первую группу были включены испытуемые с высоким уровнем профессиональной идентификации. Они ставили себя как преподавателей на первые места в ранговом списке. Испытуемые, которые вошли во вторую группу, ставили себя на позицию профессионалов на заключительные места.
Далее результаты первой группы были инверсированы в баллы и подвергнуты корреляционному анализу с итогами трех других методик и обработаны в программе STATISTICA 6.0.
Результаты
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов
В процессе обработки массива данных были получены следующие результаты, представленные в таблице 1.
Шкала «Самообвинение» отрицательно связана с «Профессиональной идентификацией» (г = -0,26). Человек, идентифицирующий себя с профессионалом, не склонен к самообвинению. Профессиональная идентичность помогает в адаптации. Когда у педагога развит контакт с собой, понимание себя, он четко осознает свою комфортную поведенческую стратегию в стрессовой ситуации, допускает возможность ошибки с возможностью рефлексии и коррекции, что будет способствовать личностному развитию, а эмоциональному выгоранию, стагнации через самообвинение.
Стоит отметить положительную корреляционную связь «профессиональной идентификации» и шкалы «принятие себя» (г = 0,42). Когда профессиональный образ педагога понятен, имеет четкие контуры, то характеризуется адекватностью, ценностью, без травмирующих блоков.
Таблица 1.
Корреляционные связи высокого уровня профессиональной идентификации с показателями самоотношения
Значения шкал для корреляции Коэффициенты корреляции (статистически значимы при уровне значимости р=0,05 )
Значения 3,19
Среднеквадратическое отклонение 2,50
Шкала I - Самоуважение 0.03
Шкала II - Аутосимпатия -дружественность-враждебность к собственному «Я». 0,16
Шкала III - Самоинтерес -меру близости 0,24
к самому себе
Шкала IV - Ожидаемое отношение
от других - ожидание позитивного 0,11
или негативного отношения к себе
Шкала 5 (самообвинение) -0,26
Шкала 6 (самоинтерес) 0,37
Шкала 7 (самопонимание) 0,25
Принятие себя 0,42
Непринятие себя -0,17
Автономность (Автономность 0,21
Самопонимание (Самопонимание) 0,24
Аутосимпатия (Аутосимпатия) 0,26
Кодировка 2 инверсированная в баллы 1,00
Шкала «Самоинтереса» положительно связана с «профессиональной идентификацией», уважением к себе, интересом к своим внутренним психологическим процессам.
Также отметим положительную корреляционную взаимосвязь шкалы «Аутосимпатия» с «профессиональной идентификацией» (г=0,26). Аутосимпатия, представляет собой позитивную концепцию видения себя, дружественное отношение к себе, самоодобрение и доверие себе. Человек без Я-концепции не устойчив. Предположим, что обнаруженная связь транслирует терапевтическую идею о том, что идентификация себя с профессией ведет к психологическому благополучию, поэтому педагог может опираться на профессиональную идентификацию.
Выводы
1. В ходе профессионального развития наблюдается динамический процесс изменения личности, который существенно влияет на самоотношение и некоторые аспекты эмоциональной сферы, приводя как к позитивным, так и к негативным трансформациям личности.
2. Гипотеза исследования о влиянии степени профессиональной идентификации на самоотношение педагога подтвердилась.
3. Наличие корреляционных связей между высоким уровнем профессиональной идентификации и показателями позитивного самоотношения рассматривается нами в качестве фактора психологического благополучия преподавателя, а именно профессиональная идентификация связана с низким уровнем самообвинения и дает поддержку в социально-психологической адаптации; развитие контакта с собой, интерес к своим внутренним психологическим процессам, уважение к себе и самоодобрение помогает педагогу осознать свою комфортную поведенческую стратегию в стрессовых ситуациях и способствуют эмоциональной стабильности.
4. Профессиональная идентификация связана с принятием себя.
5. Психологическая работа с полюсом самоотношения может раскрываться в практическом поле профессионального самосознания педагога и участвовать в предупреждении эмоционального выгорания и успешного выхода из кризисных состояний. Для реализации этой задачи в данный момент нами проводится психологический тренинг для преподавателей, эффективность которого будет проанализирована в следующих статьях.
Список литературы
1. Глуханюк Н. С. Практикум по психодиагностике: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во Моск. психол.-социал. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2005. 204 с.
2. Заусенко И. В. Психологическое благополучие педагога // Педагогическое образование в России. 2012. № 2. С. 28-31.
3. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Психология профессионального развития: учеб. пособие для вузов. 3-е изд., испр. и доп. М.: Изд-во Юрайт, 2023. 234 с. URL: https://www.litres.ru/book/evald-fridrihovich-z/
psihologiya-professionalnogo-razvitiya-3-e-izd-ispr-i-64985572 (дата обращения: 10.05.2023).
4. Краева М. Ю. Кризис профессиональной идентичности педагога в условиях модернизации образовательной системы // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2011. № 4. С. 103-108. URL: https://www. psymgou.ru/jour/article/view/788/511 (дата обращения: 03.05.2023).
5. Митина Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя: учеб. пособие. М.: Академия, 2004. 319 с. URL: https://viewer. rsl.ru/ru/rsl01002439323 (дата обращения: 03.05.2023).
6. Оседло В. И., Винтоняк В. Ф. Теоретические аспекты профессионального «я-образа» личности // Психология и право. 2013. Т. 3, № 2. С. 55-65. URL: https://psyjournals.ru/journals/psylaw/archive/2013_ n2/61025 (дата обращения: 03.05.2023).
7. Остапенко И. А. Психологический анализ проблемы профессиональной идентичности педагога высшей школы на современном этапе развития образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т 6, № 4 (21). С. 132-135.
8. Пантилеев С. Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система: (спецкурс). М.: Изд-во МГУ, 1991. 109 с.
9. Петраш Е. А. Социально-психологическая адаптация личности в структуре профессиональной идентичности на разных этапах профессионализации : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Курск, 2009. 28 с. URL: https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01003475909?page=1&rotate=0& theme=white (дата обращения: 03.05.2023).
10. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения / авт.-сост. О. И. Бабич. Волгоград: Учитель, 2018. 122 с.
11. Ревунова И. В., Гаврилова И. В. Изучение особенностей профессиональной идентичности педагогов в зависимости от степени приобщения к профессии // Современные исследования социальных проблем. 2017. Т. 8, № 11. С. 126-135. https://doi.org/10.12731/2218-7405-2017-11-126-135
12. Регуш Н. Л. Профессиональная идентичность учителя на разных этапах педагогической деятельности: дис. ... канд. психол. наук.
СПб., 2002. 167 с. URL: https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01002296499 (дата обращения: 03.05.2023).
13. Румянцева Т. В. Методика «Кто Я?» // Румянцева Т. В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре: учеб. пособие. СПб.: Речь, 2006. Гл. 2,§2.2.С. 82-103. URL: https://viewer.rsl. ru/ru/rsl01003024549 (дата обращения: 03.05.2023).
14. Сарджвеладзе Н. И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. Тбилиси : Мецниереба, 1989. 204 с.
15. Столин В. В. Самосознание личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. 286 с.
16. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп: учеб. пособие. М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2002. 489 с.
17. Хватова М. В. Самоотношение в структуре психологически здоровой личности // Гаудеамус = Gaudeamus: психол.-пед. журн. 2015. № 1 (25). С. 9-17.
18. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977. 144 с.
19. Rogers Carl R. On becoming a person: a therapist's view of psychotherapy / introd. by Peter D. Kramer. Boston: Houghton Mifflin, cop. 1995. 420 p.
References
1. Glukhanyuk N. S. Praktikum po psikhodiagnostike [Workshop on psychodiagnostics]. Moscow: Publ. House of the Moscow Psychological and Social Inst.; Voronezh: MODEK, 2005, 204 p.
2. Zausenko I. V. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogical education in Russia], 2012, no. 2, pp. 28-31.
3. Zeer E. F., Symanyuk E. E. Psikhologiyaprofessional 'nogo razvitiya [Psychology of professional development]. Moscow: Yurayt Publ., 2023, 234 p. URL: https://www.litres.ru/book/evald-fridrihovich-z/psihologiya-pro-fessionalnogo-razvitiya-3-e-izd-ispr-i-64985572 (accessed May 10, 2023).
4. Kraeva M. Yu. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universi-teta. Seriya: Psikhologicheskie nauki [Bulletin of the Moscow State Regional University. Series: Psychological sciences], 2011, no. 4, pp. 103-108. URL: https://www.psymgou.ru/jour/article/view/788/511 (accessed May 3, 2023).
5. Mitina L. M. Psikhologiya truda i professional'nogo razvitiya uchitelya [Psychology of labor and professional development of teachers]. Moscow: Academy, 2004, 319 p. URL: https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01002439323 (accessed May 3, 2023).
6. Osedlo V I., Vintonyak V F. Teoreticheskie aspekty professional'nogo «ya-obra-za» lichnosti [Theoretical aspects of the professional "self-image" of an individual]. Psikhologiya ipravo, 2013, vol. 3, no. 2, pp. 55-65. URL: https:// psyjournals.ru/journals/psylaw/archive/2013_n2/61025 (accessed May 3, 2023).
7. Ostapenko I. A. Azimut nauchnykh issledovaniy: pedagogika i psikhologiya [Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology], 2017, vol. 6, no. 4 (21), pp. 132-135.
8. Pantileev S. R. Samootnoshenie kak emotsional'no-otsenochnaya sistema [Self-attitude as an emotional evaluation system]: (spetskurs). Moscow: Publ. House of MSU, 1991, 109 p.
9. Petrash E. A. Sotsial 'no-psikhologicheskaya adaptatsiya lichnosti v strukture professional 'noy identichnosti na raznykh etapakh professionalizatsii [Socio-psychological adaptation of personality in the structure of professional identity at different stages of professionalization] : avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. Kursk, 2009, 28p. URL: https://viewer.rsl.ru/ru/ rsl01003475909?page=1&rotate=0&theme=white (accessed May 3, 2023).
10.Profilaktikasindromaprofessional'nogo vygoraniyapedagogov [Prevention of professional burnout syndrome of teachers]: diagnostika, treningi, uprazhneniya / avt.-sost. O. I. Babich. Volgograd: Teacher, 2018, 122 p.
11. Revunova I. V., Gavrilova I. V. Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem [Modern studies of social problems], 2017, vol. 8, no. 11, pp. 126-135. https://doi.org/10.12731/2218-7405-2017-11-126-135
12. Regush N. L. Professional 'naya identichnost'uchitelya na raznykh etapakh pedagogicheskoy deyatel'nosti [Professional identity of a teacher at different stages of pedagogical activity]: dis. ... kand. psikhol. nauk. St. Petersburg, 2002, 167 p. URL: https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01002296499 (accessed May 3, 2023).
13. Rumyantseva T. V Psikhologicheskoe konsul tirovanie: diagnostika otnosheniy v pare [Psychological counseling: diagnostics of relationships in a couple]: ucheb. posobie. St. Petersburg : Speech, 2006, chap., 2, sect. 2.2, pp. 82-103. URL: https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01003024549 (accessed May 3, 2023).
14. Sardzhveladze N. I. Lichnost' i ee vzaimodeystvie s sotsial'noy sredoy [Personality and its interaction with the social environment]. Tbilisi: Metsniereba, 1989, 204 p.
15. Stolin V. V. Samosoznanie lichnosti [Self-consciousness of personality]. Moscow: Publ. House of Moscow univ., 1983, 286 p.
16. Fetiskin N. P., Kozlov V. V., Manuylov G. M. Sotsial'no-psikhologich-eskaya diagnostika razvitiya lichnosti i malykh grupp [Socio-psycholog-ical diagnostics of personality development and small groups]: ucheb. posobie. Moscow: Publ. House of Inst. Psychotherapy, 2002, 489 p.
17. Khvatova M. V. Gaudeamus [Gaudeamus] : psikhol.-ped. zhurn, 2015, no. 1 (25), pp. 9-17.
18. Chesnokova I. I. Problema samosoznaniya v psikhologii [The problem of self-consciousness in psychology]. Moscow: Science, 1977, 144 p.
19. Rogers Carl R. On becoming a person: a therapist's view of psychotherapy / introd. by Peter D. Kramer. Boston: Houghton Mifflin, cop. 1995, 420 p.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ Бусыгина Татьяна Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики ФГБОУВО «Самарский государственный социально-педагогический университет»
ул. Максима Горького, 65/67, г. Самара, 443090, Российская
Федерация
DATA ABOUT THE AUTHOR Tatyana A. Busygina, Candidate of Psychology, Associate Professor of the Department of Psychology and Pedagogy
Samara State University of Social Sciences and Education 65/67, Maxim Gorky Str., Samara, 443090, Russian Federation psipraxis@mail. ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6595-3513
Поступила 16.05.2023 Received 16.05.2023
После рецензирования 25.05.2023 Revised 25.05.2023
Принята 01.06.2023 Accepted 01.06.2023