Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ У ПЕРВОКУРСНИКОВ ВУЗА'

ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ У ПЕРВОКУРСНИКОВ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студент / суицидальный риск / социально-психологическая адаптация / корреляционная связь / student / suicidal risk / socio-psychological adaptation / correlation

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Волгуснова Екатерина Андреевна, Шерешкова Елена Андреевна

Актуальность статьи обусловлена необходимостью выявления раннего проявления факторов суицидального риска у первокурсников, для целенаправленной психологической помощи. Важность данного вопроса обозначена проблемой суицидальных рисков отмеченных в документах Федеральной государственной службе статистики, в связи с участившимися суицидальными попытками в вузе, проблемами взаимоотношения с близкими и однокурсниками и мн.др. Следовательно, раннее выявление показателей суицидального риска сможет обеспечить более высокий уровень прохождения социально-психологической адаптации студентов первых курсов. Автором сформулировано понимание суицидального риска и социально-психологической адаптации у студентов. Доказано, что у первокурсников были более выражены показатели «адаптация», «принятие себя», «принятие других» и «внутренний контроль», менее выражены «эмоциональный комфорт», «доминирование». Обнаружены низкие показатели общего суицидального риска при оптимальных и высоких показателях «антисуицидального фактора», средних значениях юношеского «максимализма» и «социального пессимизма». Корреляционные связи выявлены в большей мере между показателями социально-психологической адаптации (дезадаптивность, непринятием себя и других, эмоциональный дискомфорт, внешний контроль, ведомость, эскапизм) и показателями суицидального риска (демонстративность, социальный пессимизм, уникальность, максимализм, аффективность и несостоятельность, антисуицидальный фактор). Полученные результаты планируется использовать при подготовке программ профилактики и коррекции с применением различных психолого-педагогических методов (арт-терапии, драмотерапии, танцевально-двигательной терапии, телесно-ориентированной терапии и др.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The relevance of the article is due to the need to identify early manifestations of suicidal risk factors in first-year students, for targeted psychological assistance. The importance of this issue is indicated by the problem of suicidal risks noted in the documents of the Federal State Statistics Service, in connection with the increasing frequency of suicide attempts at the university, problems of relationships with loved ones and classmates, and many others. Consequently, early identification of indicators of suicidal risk can ensure a higher level of socio-psychological adaptation of first-year students. The author has formulated an understanding of suicidal risk and socio-psychological adaptation among students. It has been proven that first-year students had more pronounced “adaptation”, “self-acceptance”, “acceptance of others” and “internal control”, and less pronounced “emotional comfort” and “dominance”. Low indicators of general suicidal risk were found with optimal and high indicators of the “anti-suicidal factor”, average values of youthful “maximalism” and “social pessimism”. Correlation connections were identified to a greater extent between indicators of socio-psychological adaptation (maladaptation, non-acceptance of oneself and others, emotional discomfort, external control, knowledge, escapism) and indicators of suicidal risk (demonstrativeness, social pessimism, uniqueness, mansimalism, affectivity and failure, anti-suicidal factor). The results obtained are planned to be used in the preparation of prevention and correction programs using various psychological and pedagogical methods (art therapy, drama therapy, dance movement therapy, body-oriented therapy, etc.).

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ У ПЕРВОКУРСНИКОВ ВУЗА»

Анализ результатов по дополнительным критериям предоставил информацию о наличии достаточно больших различий в сформированности таких компонентов: критическое, аналитическое и творческое мышление, креативность, навыки поиска новой информации, способность кодировать и обрабатывать информацию, выстраивать коммуникации, наличие смысложизненных установок и ориентиров, навыки саморазвития, качества лидера, управленческие качества, стремление к раскрытию личностного потенциала. Таким образом анализ результатов проведенного мониторинга играют большую роль в определении индивидуальной работы со студентами по формированию у них метапредметных способностей в период обучения на 1 и 2 курсе, что позволить создать необходимые условия для дальнейшего эффективного освоения профессиональной программы подготовки и становления специалистом востребованного системой образования.

Выводы. Мониторинг позволил обнаружить дефициты метапредметных компетенций и увидеть индивидуальные потребности будущих учителей, связанные с развитием профессиональных компетенций. Наличие профессиональных дефицитов препятствует эффективному решению новых профессиональных задач. Возникает необходимость в организации целенаправленной работы по устранению выявленных дефицитов профессиональных компетенций будущих учителей в период обучения в вузе и своевременном их устранении.

Литература:

1. Аванесов, B.C. Применение образовательных технологий и педагогических измерений для модернизации образования / B.C. Аванесов// Современная высшая школа: инновационный аспект.-2015. - № 1.-С.63.

2. Бурханова, И.Ю. Формирование метапредметных компетенций магистрантов в условиях педагогической практики автореф. дис. ...канд. пед. наук: 13.00.08/Бурханова Ирина Юрьевна. -М.,2018. -24 с.

3. Вербицкий, A.A. Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования / A.A. Вербицкий // Высшее образование в России. - 2010. - №5. - С. 32-37

4. Вербицкий, A.A. Формирование инвариантов компетентности студента: ситуационно-контекстный подход / A.A. Вербицкий, М.Д. Ильязова // Высшее образование сегодня. - 2011. -№ 3. - С. 34-38

5. Гончар, Е.А. Формирование профессионально-специализированных компетенций у будущих учителей географии в контекстном обучении: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Гончар Екатерина Анатольевна. - Уфа, 2015. - 276 с.

6. Гуторова, Г.Д. Метапредметные компетенции и оценка уровня их сформированности у обучающихся основной школы / Г.Д. Гуторова // Филология и культура. Philology and culture. - Серия: Педагогика, 2021. - №2(64). - С. 239-245

7. Зеер, Э.Ф. Понятийно-терминологическое обеспечение компетентностного подхода в профессиональном образовании / Э.Ф. Зеер // Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. науч. трудов. - Вып. 5. - М.: ВЛАДОС, 2007. -С. 345-356

8. Зимняя, И. А. Единая социально-профессиональная компетентность выпускника университета: понятие, подходы к формированию и оценке / И. А. Зимняя. - URL: https://lektsii.org/ll-63219.html (дата обращения: 12.07.2023)

9. Зимняя, И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. -2005. -№11. - С. 14-20

10. Компетентностный подход в педагогическом образовании: монография / Под ред. В.А. Козырева, Н.Ф. Радионовой, А.П. Тряпициной,-СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2005.-296 с.

11. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М.: Просвещение, 1996. - 308 с.

12. Митина, Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя / Л.М. Митина. - М.: Академия, 2004. - 320 с.

13. Мухамедьярова, H.A. Формирование и оценка уровня сформированности метапредметных компетенций / H.A. Мухамедьярова, А.Н. Богачев // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2021. - № 3 (163).-С. 77-99

14. Сизова, Е.В. Реализация метапредметного подхода в высшей школе: от теории к практике / Е.В. Сизова // Интернет-журнал Мир науки. -2017. - Т. 5. - № 6. - URL: http://mir-nauki.com/PDF/37PDMN617.pdl"

15. Скворцова, Ю.В. Разработка методики самооценки метакогнитивных знаний и метакогнитивной активности / Ю.В. Скворцова, М.М. Кашапов // Творческая деятельность профессионала в контексте когнитивного и метакогнитивного подходов: монография // ред. М.М. Кашапов, Ю.В Пошехонова. - Ярославль: ЯрГУ, 2012. - С. 361-372

16. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. Пособие / В.А. Сластенин, П.Ф. Исаев, E.H. Шиянов. - М.: Академия, 2002. -576 с.

17. Тарханова, И.Ю. Об измерении сформированности универсальных компетенций студентов вузов / И.Ю. Тарханова, Е.И. Казакова // Педагогика. -2018. - № 8,- С. 79-84

18. Татур, Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста / Ю.Г. Татур // Высшее образование сегодня. - 2004. - №3. - С. 21-26

19. Хуторской, A.B. Метапредметный компонент нового образовательного стандарта: как с ним работать / A.B. Хуторской // Сельская школа. -2013. - №4. - С. 71-87

20. Ялалов, Ф.Г. Профессиональная многомерность: многомерные компетенции / Ф.Г. Ялалов // Филология и наука. -2015. -№ 2 (40). - С. 326-330

Психология

УДК 159.922.8

кандидат психологических наук, доцент Волгуснова Екатерина Андреевна

Институт психологии и педагогики Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Шадринский государственный педагогический университет» (г. Шадринск); кандидат психологических наук, доцент Шерешкова Елена Андреевна

Институт психологии и педагогики Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Шадринский государственный педагогический университет» (г. Шадринск)

ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ У

ПЕРВОКУРСНИКОВ ВУЗА

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью выявления раннего проявления факторов суицидального риска у первокурсников, для целенаправленной психологической помощи. Важность данного вопроса обозначена проблемой суицидальных рисков отмеченных в документах Федеральной государственной службе статистики, в связи с участившимися суицидальными попытками в вузе, проблемами взаимоотношения с близкими и однокурсниками и мн.др. Следовательно, раннее выявление показателей суицидального риска сможет обеспечить более высокий уровень

прохождения социально-психологической адаптации студентов первых курсов. Автором сформулировано понимание суицидального риска и социально-психологической адаптации у студентов. Доказано, что у первокурсников были более выражены показатели «адаптация», «принятие себя», «принятие других» и «внутренний контроль», менее выражены «эмоциональный комфорт», «доминирование». Обнаружены низкие показатели общего суицидального риска при оптимальных и высоких показателях «антисуицидального фактора», средних значениях юношеского «макисимализма» и «социального пессимизма». Корреляционные связи выявлены в большей мере между показателями социально-психологической адаптации (дезадаптивность, непринятием себя и других, эмоциональный дискомфорт, внешний контроль, ведомость, эскапизм) и показателями суицидального риска (демонстративность, социальный пессимизм, уникальность, мансимализм, аффективность и несостоятельность, антисуицидальный фактор). Полученные результаты планируется использовать при подготовке программ профилактики и коррекции с применением различных психолого-педагогических методов (арт-терапии, драммотерапии, танцевально-двигательной терапии, телесно-ориентированной терапии и др.).

Ключевые слова: студент, суицидальный риск, социально-психологическая адаптация, корреляционная связь.

Annotation. The relevance of the article is due to the need to identify early manifestations of suicidal risk factors in first-year students, for targeted psychological assistance. The importance of this issue is indicated by the problem of suicidal risks noted in the documents of the Federal State Statistics Service, in connection with the increasing frequency of suicide attempts at the university, problems of relationships with loved ones and classmates, and many others. Consequently, early identification of indicators of suicidal risk can ensure a higher level of socio-psychological adaptation of first-year students. The author has formulated an understanding of suicidal risk and socio-psychological adaptation among students. It has been proven that first-year students had more pronounced "adaptation", "self-acceptance", "acceptance of others" and "internal control", and less pronounced "emotional comfort" and "dominance". Low indicators of general suicidal risk were found with optimal and high indicators of the "anti-suicidal factor", average values of youthful "maximalism" and "social pessimism". Correlation connections were identified to a greater extent between indicators of socio-psychological adaptation (maladaptation, non-acceptance of oneself and others, emotional discomfort, external control, knowledge, escapism) and indicators of suicidal risk (demonstrativeness, social pessimism, uniqueness, mansimalism, affectivity and failure, anti-suicidal factor). The results obtained are planned to be used in the preparation of prevention and correction programs using various psychological and pedagogical methods (art therapy, drama therapy, dance movement therapy, body-oriented therapy, etc.).

Key words: student, suicidal risk, socio-psychological adaptation, correlation.

Введение. Начало обучения в вузе становится для студентов первого курса стрессовым этапом, на котором они встречаются с трудностями учебной мотивации, неумением выстраивать межличностные отношения, неразделенной влюбленностью, предательством друзей, равнодушием близких к переживаниям первокурсника, синдром «отличника», стыд и вина за свою несостоятельность и многие другое. В нашем вузе возникла потребность в оказание психологической помощи студентам, особенно первокурсникам из-за участившихся проявлений аутоагрессии и суицидальных попыток. Причиной данного социального явления послужили нереализованное чувство принятия и любви в отношение с родителями, обостренное чувство «ненужности» и беспомощности.

В связи со случившимися инцидентами в вузе возникла потребность организации психологической службы с целью оказания своевременного психологического сопровождения студентам, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях, кризисах становления идентичности в условиях учебно-профессиональной деятельности.

Изложение основного материала статьи. Проблема превенции суицидальных попыток, самоубийств являются одной из трудно разрешимых проблем общества. Это подтверждают представленные данные по суицидам в Федеральной государственной службе статистики, Всемирной психиатрической ассоциации у обучающихся в возрасте 15-19 лет. Для данного возрастного периода свойственны проявления максимализма, ощущение собственной несостоятельности, не признанной уникальности, диффузной идентичности, высокой тревожности, повышенной утомляемости, раздражительности, конфликтности, не пройденная сепарация от родителей, трудности выстраивания межличностного взаимодействия со сверстниками, не принятие себя, отсутствие учебной мотивации, не сдача сессии и отчисление из вуза (О.В. Буховцева, Т.А. Власова, П.В. Григорьевская, Т.П. Браун, Н.М. Голубевой, Е.И. Огаревой, А.А. Сидоровой, В.Н. Соловьева, О.П. Степановой, В. А. Петровский и др.) [3, 8].

Обращаясь к терминологии, мы наблюдаем различное обозначение суицидального риска. Одни рассматривают его как негативные последствия научно-технического прогресса [1]; как результат влияния социальных факторов [7], другие - как следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого и неразрешенного микросоциального конфликта [2, С. 17-25]; как вид девиантного поведения [4].

В нашем исследование мы придерживаемся точки зрения А.Г. Амбрумовой и В.А. Тихоненко, указывающих на зарождение суицидальных мыслей на этапе социально-психологической дезадаптации [1, С. 6-28.]. Следует обратить внимание на уточнение понятия социально-психологической адаптации как вида взаимодействия личности с внешней средой, в ходе которого согласовываются ожидания его участников [5, С. 15-30.]. На их взгляд именно неудовлетворённость потребностей, мотивов, ценностных ориентаций личности приводит к конфликту, который определяет формирование кризисного состояния личности и значимость которого должна повлечь за собой формирование социально-психологической дезадаптации в юношеском возрасте.

Ряд исследований дополняет понимание изучаемой проблемы - «...У студентов с суицидальной направленностью по сравнению со студентами без суицидальных мыслей и намерений более высокий уровень эмоциональной дезадаптации, выше уровень стресса, они выбирают менее адаптивные способы совладания с ним. Чаще наблюдаются семейные дисфункции, они отличаются высоким уровнем социальной тревожности...» [9, С. 101-110].

Ещё одной причиной рассмотрения данного явления становится исследования распространенности суицидального поведения в студенческие годы [6, С. 38-42].

Неоспоримо возникает потребность выявления факторов суицидального риска в студенческой среде и обеспечения тем самым своевременной профилактики и прогнозирования суицидального риска у студентов, в целях определения спектра мероприятий по адаптации студентов проводимых психологической службой вуза.

Целью исследования - выявление социального-психологической адаптации студентов 1 курса.

Нами реализовывались задачи:

1. Выявление уровня социально-психологической адаптации суицидального риска у первокурсников.

2. Выявление связи показателей суицидального риска и социально-психологической адаптации у первокурсников.

Гипотеза исследования - успешная социально-психологическая адаптация снижает суицидальный риск

первокурсников.

Диагностика социально-психологической адаптации осуществлялась с помощью методики «Социально-психологическая адаптация» (адаптация Т.В. Снегирева; A.M. Прихожан). Задача дифференциации первокурсников по

уровню и факторам суицидального риска решалась посредством «Опросника суицидального риска» (модификация Т.Н. Разуваевой).

Для подтверждения достоверности полученных данных применялся коэффициент ранговой корреляции Спирмена. В проведенном нами исследовании участвовали 130 первокурсников очной формы обучения ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет». Средний возраст группы -18 ±2,3 лет.

Первоначально обратимся к изучению показателей социально-психологической адаптации первокурсников. Полученные данные отражены на таблицах 1.

Таблица 1

Уровни социально-психологической адаптации первокурсников по методики «Социально-психологическая адаптация», (Адаптация Т.В. Снегирева; A.M. Прихожан)

Показатели социально-психологической адаптации Уровни

высокий средний низкий

Интегральный показатель адаптации 69,3 30,7 0

Адаптивность 63,1 36,9 0

Дезадаптивность 0 44,6 55,4

Принятие себя 73,8 25,4 0,8

Непринятие себя 0,8 40,7 58,5

Принятие других 66,2 33,8 0

Непринятие других 0 58,5 41,5

Эмоциональный комфорт 27,7 64,6 7,7

Эмоциональный дискомфорт 13,1 34,6 52,3

Внутренний контроль 66,2 33,8 0

Внешний контроль 10,7 20 69,3

Доминирование 23,1 60 16,9

Ведомость 7,7 76,9 15,4

Эскапизм 9,2 58,5 32,3

Анализ представленных данных показал, что в выборке испытуемых имеется высокий уровень интегрального показателя социально-психологической адаптации, что предполагает благоприятные условия для развития личности.

Представленные результаты по показателям социального-психологической адаптации были выше нормы: «адаптивности», «принятия себя», «принятие других», «внутреннего контроля», т.е. студенты продуктивно выполняют свою деятельность, эффективно удовлетворяют свои потребности и принимают свои сильные и слабые стороны, понимают свои потребности и ценности. Они готовы сотрудничать и слышать других. У респондентов проявляется сверхответственность, не только за свои действия и жизненный выбор, но и окружающих людей.

Показатели в границах норма обнаружились в «неприятие других», «эмоциональном комфорте» и «эмоциональном дискомфорте», «внешнем контроле», «доминирование» и «ведомости», «эскапизме» (уходе от проблем в иллюзии). Одни студенты проявляют раздражение на то, что другие люди живут не так как они; ощущают уверенность, оптимизм, другие респонденты наоборот впадать в отчаяние, пессимистически оценивать себя и мир; полагаются только на удачу и окружение, свойственно обвинять других в своих ошибках и неудачах. Некоторые обнаруживают выраженное желание господствовать, контролировать других, и наоборот другие полагаться на чужое мнение, безропотно подчиняясь авторитету, отказываясь от себя. Часть выборки первокурсников, подвергающаяся сильному стрессу, пережившая в детстве травматичные события (смерть родителей, различные формы насилие, развод родителей и др.), прячется в мир иллюзий, уходит в зависимости (алкоголь, легкие наркотики, интернет, пищевые девиации, созависимые отношения и т.д.).

Анализ результатов показывает превалирование в выборке первокурсников среднего и высокого уровня социально-психологической адаптации и низкого уровня социально-психологической дезадаптации, что свидетельствует о продуктивности общения, учебно-профессиональной и других видов деятельности.

Следующим этапом исследования стало выявление факторов суицидального риска и дифференциация студентов по уровню суицидального риска. Результаты исследования суицидального риска по методике «Опросник суицидального риска» (модификация Т.Н. Разуваевой) отражены таблице 2.

Таблица 2

Результаты исследования факторов суицидального риска по методике «Опросник суицидального риска»

в модификации Т.Н. Разуваевой

Факторы Уровни

высокий средний низкий

Демонстративность - 9,2 90,8

Аффективность - 13,8 86,2

Уникальность - 12,3 87,7

Несостоятельность 6,2 13,8 80

Социальный пессимизм 5,4 35,4 59,2

Слом социокультурных барьеров 0,7 25,4 73,9

Максимализм 1,5 55,4 43,1

Временная перспектива 1,5 7,6 90,9

Антисуицидальный фактор 21,5 53,8 24,7

Общий суицидальный фактор 4,1 25,2 70,7

Представленные результаты отражают выраженный антисуицидальный фактор - большинство студентов не романтизируют суицид, считает это грехом, имеет выраженное чувство долга, религиозные и социальные табу, эмоциональная привязанность к близким, боязнь боли.

Минимальные показатели фактора «слом социокультурных барьеров» не характерны для данного возрастного периода, возможно, это обусловлено личностным профилем данной выборки. Исключением по указанному фактору был один студент, стоящий на учете и сопровождаемый специалистами психологической службы вуза [8].

Дифференциация первокурсников по уровню суицидального риска позволила увидеть, что 70,7% студентов (92 человека) имеют низкий уровень суицидального риска; 25,2% (33 человек) - средний уровень; 4,1% (5 человек) высокий уровень.

Таким образом, превалирующее количество первокурсников имеет низкий уровень суицидального риска, точнее, каждый 3 первокурсник оказывается в зоне суицидального риска. Полученные показатели указывают на позитивную тенденцию снижения за последний год числа студентов, подверженных тем или иным факторам риска, что противоречит имеющимся статистическим данным.

Исследовательский интерес представляет выявление корреляционной связи между показателями социально-психологической адаптации и суицидальным риском у студентов первых курсов. Это важно изучить для разработки дифференцированного подхода в психологическом сопровождении студентов «группы риска».

Значимые корреляционные связи были получены между показателями социально-психологической адаптации и суицидальным риском у студентов первых курсов, с применением коэффициента ранговой корреляции Спирмена:

- демонстративность и дезадаптивность (0,41); непринятие других (0,344); эмоциональный дискомфорт (0,392); внешний контроль (0,455); ведомость (0,338); эскапизм (0,357);

- социальный пессимизм и дезадаптивность (0,381); непринятие других (0,36); эмоциональный дискомфорт (0,367); внешний контроль (0,423); эскапизм (0,351).

Можно полагать, что для студентов первого курса характерно при высоких показателях демонстративности и социальном пессимизме проявление дезадаптивности, непринятие окружающих людей, сниженный эмоциональный фон, отрицательные эмоциональные переживания, перекладывание ответственности за свою жизнь на других людей, готовности идти на поводу у других, бегство в иллюзорные виды деятельности.

А также корреляционная связь были между показателями:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- аффективность и интегральный показатель адаптации (-0,354); дезадаптивность (0,507); непринятие себя (0,425); непринятие других (0,368); эмоциональный дискомфорт (0,507); внешний контроль (0,416); ведомость (0,416); эскапизм (0,525);

- временная перспектива и интегральный показатель адаптации (-0,361); дезадаптивность (0,482); непринятие себя (0,383); непринятие других (0,459); эмоциональный дискомфорт (0,468); внешний контроль (0,515); ведомость (0,361); эскапизм (0,332).

Следовательно, для респондентов была свойственна выраженная эмоциональность и отсутствие временной перспективы на будущее при низких показателях готовности приспосабливается новшествам студенческой жизни, а также повышенная дезадаптивность, непринятие собственных особенностей личности и индивидуальности других, негативные переживания, безответственность, конформное отношение и уход в виртуально-фантазийный мир.

Также корреляционная связь имелись между показателями:

- уникальность и дезадаптивность (0,477); принятие себя (-0,335); непринятие себя (0,35); принятие других (-0,358); непринятие других (0,421); эмоциональный дискомфорт (0,503); внешний контроль (0,525); эскапизм (0,376);

- несостоятельность и дезадаптивность (0,563); непринятие себя (0,542); непринятие других (0,375); эмоциональный дискомфорт (0,487); внешний контроль (0,628); ведомость (0,459); эскапизм (0,555).

Можно отметить, что для первокурсников характерна повышенная ощущение собственной уникальности и одновременно чувство несостоятельности при высоких показателях дезадаптивности, отрицательное отношение к своей внешности, отказ от своей идентичности и отказ принимать идентичность других, глубокие отрицательные эмоции, обвинение других в собственных неудачах и ошибках, иллюзорность жизни.

Имелись корреляционные связи между показателями:

- антисуицидальный фактор и дезадаптивность (0,498); непринятие себя (0,378); непринятие других (0,451); эмоциональный дискомфорт (0,569); внешний контроль (0,544); ведомость (0,464); эскапизм (0,367).

Важно отметить, чтоу четверти опрошенных первого курса зафиксирован низкий антисуицидальный фактор, т.е. привлекательность и романтизм смерти, бессмысленность своего существования при высоких показателях дезадаптивности, отказ принимать себя и других, отрицательные эмоции, перенос ответственности за свою жизнь, неудачи, трудности на окружающих или судьбу; ведомость и бегство от реальности в фантастические миры и зависимости.

Выводы:

- показатели социально-психологической дезадапатции повышают суицидальный риск;

- в представленной выборке студентов наличествует средний уровень социально-психологической адаптации и суицидального риска;

- испытуемые первокурсники с высокими показателями демонстративности, социального пессимизма, уникальности, несостоятельности, аффективности, временной перспективы, низкими показателями демонстрируют высокие показатели дезадаптивности, непринятия других, непринятие себя, эмоционального дискомфорта, внешнего контроля, ведомости, эскапизма; при высоких показателях аффективности, временных перспектив отмечается низкий уровень интегрального показателя адаптации;

- современными методами нивелирования факторов суицидального риска и коррекции социально-психологической дезадаптации студентов могут быть арт-терапия, драммотерапия, танцевально-двигательная терапия, телесно-ориентированная терапии.

Литература:

1. Амбрумова, А.Г. Суицид как феномен социально-психологической дезадаптации личности / А.Г. Амбрумова, В.А. Тихоненко // Актуальные проблемы суицидологи: Труды МНИИП. - 1978. - Т. 82. - С. 6-28

2. Войцех, Ф. Нарушение адаптации и суицидальное поведение у молодежи / Ф. Войцех, Е.В. Гальцев // Социальная и клиническая психиатрия. - 2009. - Т. XIX. - №2. - С. 17-25

3. Забара, Л.И. Социально-психологическая адаптация к вузу студентов-психологов / Л.И. Забара, Ю.В. Лебедева, Н.А. Шабанова // Педагогическое образование в России. - 2021. - №6. - С. 185-194

4. Змановская, Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. / Е.В. Змановская. - Москва: Академия, 2004. - 288 с.

5. Петровский, A.B. Проблемы развития личности с позиций социальной психологии / A.B. Петровский // Вопросы психологии. - 1984. - № 4. - С. 15-30

6. Предэкзаменационный стресс и эмоциональная дезадаптация у студентов младших курсов / Н.Г. Гаранян, А.Б. Холмогорова, Я.Г. Евдокимова, М.В. Москова, В.Ф. Войцех, Г.И. Семикин // Социальная и клиническая психиатрия. -2007. -№2. -С.38-42

7. Психологические факторы эмоциональной дезадаптации у студентов / А.Б. Холмогорова, Н.Г. Гаранян, Я.Г. Евдокимова, М.В. Москова // Вопросы психологии. - 2009. - №3. - С. 16-27

8. Связь риска суицидального поведения иличностных ресурсов, обучающихся / H.H. Васягина, Е.С. Баринова, E.H. Григорян, H.H. Шемпелева // Национальный психологический журнал. - 2023. - № 1 (49). - С. 114-125

9. Суицидальное поведение в студенческой популяции / А.Б. Холмогорова, Н.Г. Гаранян, Д.А. Горшкова, A.M. Мельник // Культурно-историческая психология. - 2009. - Том 5. - № 3. - С. 101-110

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Дворцова Елена Валерьевна

Кузбасский гуманитарно-педагогический институт федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк); менеджер по подбору персонала Киселева Евгения Сергеевна ЗКИ ООО Универсал (г. Новосибирск)

КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ, ОСОБЕННОСТИ ТЕМПЕРАМЕНТА И ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ

У ПОДРОСТКОВ

Аннотация. В статье обозначена проблема взаимосвязи коммуникативных способностей и темперамента с интернет-зависимостью у подростков, заключающаяся в резком росте влияния интернет-сети на многие сферы человеческой жизни, что также может находить свое выражение в негативных аспектах воздействия на психику молодых людей. Активное использование интернета может обуславливать относительно новый вид аддиктивного поведения - интрнет-зависимости, по причине которого подростки могут избегать от объективной реальности, живого общения и заменой способов получения эмоций. Данные факторы, в совокупности, могут негативно отразиться на будущей жизни молодых людей, что и обуславливает актуальность нашего исследования. Названы объект и предмет исследования, рассмотрены исследуемые явления интернет-зависимости, темперамента и коммуникативных способностей в психологической науке. Представлены результаты психодиагностического исследования применяемых методик. А также описаны результаты использования корреляционного анализа с применением коэффициента К. Пирсона. В результате описаны полученные прямые связи между флегматическим и меланхолическим типом темперамента, обратные связи сангвинистического и холерического типов темперамента и коммуникативных способностей с интернет-зависимостью.

Ключевые слова: интернет-зависимость, технологическая аддикция, психология подростков, темперамент, коммуникативные способности.

Annotation. The article outlines the problem of the relationship of communication skills and temperament with Internet addiction in adolescents, which consists in a sharp increase in the influence of the Internet on many areas of human life, which can also be expressed in the negative aspects of the impact on the psyche of young people. Active use of the Internet can cause a relatively new type of addictive behavior - Internet addiction, due to which adolescents can avoid objective reality, live communication and substitute ways to get emotions. These factors, taken together, can negatively affect the future life of young people, which determines the relevance of our study. The object and subject of the study are named, the studied phenomena of Internet addiction, temperament and communication skills in psychological science are considered. The results of a psychodiagnostic study of the methods used are presented. It also describes the results of using correlation analysis using the K. Pearson coefficient. As a result, the obtained direct links between the phlegmatic and melancholic types of temperament, feedbacks of the sanguine and choleric types of temperament and communication skills with Internet addiction are described.

Key words: Internet addiction, technology addiction, adolescent psychology, temperament, communication skills.

Введение. Интернет играет значительную роль в жизни каждого человека, но особенная его роль очевидна в жизни подростков. В настоящее время интернет - неотъемлемая часть жизни молодых людей и одним из основных источников информации, развлечений и коммуникаций: позволяет подросткам поддерживать связь с друзьями и знакомыми, общаться и делиться новостями и впечатлениями. Благодаря интернет-сети у подростков появилась возможность для взаимодействия с людьми, которых они вряд ли бы встретили в реальной жизни. Однако, необходимо помнить, что интернет может иметь негативные последствия для здоровья и психики подростков. Так, особе место среди негативных сторон сети интернет называется интернет-зависимость.

Большое количество времени, проведенного в виртуальном мире, может обуславливать снижение активности подростков в реальном мире, вследствие чего у молодых людей можно наблюдать развитие таких особенностей личности, приводящим к дезадаптации в социальном пространстве. Может наблюдаться замедление процессов личностного роста, не уделяется достаточного времени учебе и работе по дому, снижается интенсивность реального общения со сверстниками и значимыми взрослыми. Зависимость от сети интернет может являться причиной серьезных психологических и физических проблем молодых людей, включая депрессию, тревожность, нарушения сна, проблемы со зрением и здоровьем спины. Вместе с этим могут называться изоляция от группы, конфликты в семье, сужение сферы интересов и многое другое. Реальное общение со сверстниками и взрослыми также может подвергаться негативным изменениям. Личностные особенности темперамента молодых людей, также отражающихся на межличностных взаимодействиях, находят свое выражение в виде замкнутости, отгороженности, медлительности нервных процессов. Таким образом, проблема связи коммуникативных способностей, особенностей темперамента и интернет-зависимости среди молодого населения страны является актуальной.

Объектом работы является интернет-зависимость подростков. Предметом выступила взаимосвязь темперамента и коммуникативных способностей с интернет-зависимостью у школьников. Нами было предположено, что существует взаимосвязь между темпераментом и коммуникативными способностями с интернет-зависимостью у школьников, а именно: 1) темперамент флегматика положительно коррелирует с интернет-зависимостью у школьников; 2) чем выше интернет-зависимость, тем ниже коммуникативные способности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.