Исследование свободной игры с полифункциональным материалом
Рябкова И.А.,
педагог-психолог Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек ГБОУ ВПО МГППУ
Игра дошкольников всегда разворачивается с опорой на какой-либо предметный материал. Игровой материал можно условно разделить на конкретный (игрушки, отражающие определенные образы или предметы) и полифункциональный (не имеющий фиксированного значения, так называемые «предметы-заместители»). В настоящей работе мы попытались исследовать особенности игры с полифункциональным материалом.
Трем дошкольникам 5-6 лет предлагалось поиграть с мало знакомыми предметами (кусочки ткани, бруски, коробки, камешки и пр.). Взрослый наблюдал за игрой, фиксировал ее, но не вмешивался в деятельность детей.
Исследуя свободную игру с полифункциональными материалами, мы обнаружили следующие ее особенности, связанные с созданием и развитием игрового замысла.1
1. Ассоциативный характер построения замысла. В отличие от игры, организованной взрослым или происходящей в структурированной среде (с игрушками), свободная игра с полифункциональными материалами характеризуется большим количеством разнообразных, не связанных какой-либо общей темой ассоциаций, часть из которых только озвучивается, часть -пробуется однократно, часть - оставляется на какое-то время, а затем может объединяться в общей игровой теме. Возможность широких ассоциаций обусловливает оригинальность идей, т.е. всегда отражает и поддерживает личные переживания ребенка.
2. Многочисленные повторы некоторых действий. Конкретная, жестко организованная среда также провоцирует повторяемость,
1 Под игровым замыслом мы понимаем идею и ее воплощение в игре. Наиболее близко нашему пониманию определение художественного замысла: «Замысел можно определить, как более или менее неясную и сильную поэтическую интуицию будущего еще несозданного ... произведения в целом. Своеобразие этой интуиции в том, что невоплощенное внутренне сознается, ... как «идея», принадлежащая именно «мне». Отсюда характерная для состояния замысла волевая направленность, непреодолимое влечение к теме, сознание ее необходимости и значения. .Замыслу предшествует более или менее длительная работа в своей огромной части бессознательная работа. часть этой работы - воплощение и конкретизация - уже принадлежит искусству»
Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. —
М.; Л.: Издательство Л. Д. Френкель. Под ред. Н. Бродского, А.Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. 1925.
стереотипизацию игры (однообразные наборы «парикмахерская», «чемоданчик доктора» и т.п.). Однако, в сравнении с «закрытой» средой, нам кажется важным немного сместить негативный акцент с повторяющихся действий на внешнюю мотивацию: в открытой среде дети совершают многочисленные повторы некоторых действий, однако, эти действия внутренне мотивированы в отличие от действий, обусловленных «назначением» игрушки. Сами же повторы никогда не бывают абсолютно идентичными и, на наш взгляд, имеют прямое отношение к становлению иерархии мотивов - это волевой процесс воплощения ценного, субъективно значимого. Из всего многообразия возникающих у ребенка идей удерживаются те, которые представляются ценными или более важными.
3. В свободной игре дети часто «выходят» за пределы игры, переключаясь на другие формы активности. Такие уходы могут приводить к потере игры, но чаще способствуют ее обогащению - дети привносят различные идеи из других форм активности. Кроме того, выход из игры позволяет отдохнуть ребенку (особенно, в случае эмоционально насыщенной темы) и вызреть идее, в том числе - другому переживанию.
Данные особенности свободной игры в открытой среде приводят к тому, что к концу дошкольного возраста становится возможным создание сложного связного игрового замысла еще до начала игры. В такой игре формируются некоторые главные новообразования возраста - иерархия мотивов, умственный план действий, в то время как игра, проходящая под руководством взрослого и в условиях структурированной среды, не является ведущей деятельностью и не обеспечивает необходимое развитие.
Поддержка ведущей деятельности дошкольника требует особых условий, среди которых можно выделить следующие:
1. Достаточное количество непрерывного времени для свободной
игры. В процессе исследования мы обнаружили, что уровень игры существенно возрастает по мере её продолжительности. Наблюдения показали, что более или менее определенная сюжетная канва начинает выстраиваться только через 20-25 минут от начала игры. До этого дети исследуют материал и совершают фрагментарные игровые действия, предлагают много идей, т.е. занимаются, скорее познавательно-исследовательской деятельностью. Продление времени наблюдения (от 45 до 85 минут в разных группах) позволило детям развивать, обогащать игру, что прямо повлияло на показатели уровня игровой деятельности (чем дольше наблюдение, тем выше уровень игры).
2. Открытая предметная среда, включающая наличие разнообразных предметов с неопределенными или непонятными детям функциями. Такая среда способствует возникновению большого числа идей, рождению ассоциаций, которые связаны с личными переживаниями ребенка. Полифункциональные материалы поддерживают не только предметное, но и другие виды замещений, а также в целом игру, как деятельность - ребенок сам порождает и воплощает замыслы (т.е. является субъектом деятельности в полном смысле слова), в то время как игрушки задают направление и даже мотивируют на определенную игру. Поэтому большую часть игровой среды ребенка должны составлять полифункциональные материалы.
3. Минимальное вмешательство взрослого в игру. В отличие от взрослого, играющие дети передают друг другу не структуру игры, как таковую, а способ ее построения, в том числе через непременные «выходы» и «уходы» из игры, многочисленные повторения одних и тех же тем, самых «нелепых» опробований в попытке понять, насколько они «встраиваются» в общий замысел игры.