Научная статья на тему 'Исследование сущности потребительской кооперации: методологический аспект'

Исследование сущности потребительской кооперации: методологический аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
257
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВО / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ПРОДУКЦИЯ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ / микро и мезоуровень / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / Production / Agricultural production / CONSUMER COOPERATION / mikro and mesolevel / a diversification / Integration

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ходжаева Раьно Хошимовна

В статье сделана попытка методического осмысления современного состояния потребительской кооперации и вероятные пути совершенствования ее деятельности в соответствии с требованиями экономики переходного периода. Автором в качестве предложения выдвинута идея внедрения системного подхода при организации деятельности структурных элементов потребительской кооперации в составе агропромышленного комплекса, что может явиться главным фактором достижения положительных результатов в функционировании как системы потребительской кооперации, так и агропромышленного комплекса республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In given article the attempt of methodical conceptualization of a current state of consumers' cooperation and the probable methods of perfection of its activity according to requirements to a transitional economy is made. The author as the offer puts forward idea of introduction of the system approach at the organization of activity of structural elements of consumers' cooperation as a part of agriculture that can be a primary factor of achievement of positive results in functioning as consumers' cooperation system, and republic agriculture complex.

Текст научной работы на тему «Исследование сущности потребительской кооперации: методологический аспект»

Kurbonov S.A.

Role and place of agriculture in economic development of Tajikistan

The article covers the current state, place and role of agriculture in the economic structure of the Republic. According to the analysis performed for the research purposes agriculture is turned out to be the important problem in national economy. The article gives analysis of the number of employees engaged in this branch, the level of crop yield, as well as quantitative aspects of agricultural machinery. Here you can find the measures proposed to ease the agricultural situation developed in the country, in particular: foundation of pedigree seed laboratories; development of leasing tools; improvement of agricultural infrastructure, etc.

Ходжаева Раъно Хошимовна -

старший преподаватель кафедры бухгалтерского учёта и аудита ХГУ им. акад. Б.Гафурова

ИССЛЕДОВАНИЕ СУЩНОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Одним их действенных направлений повышения эффективности национальной экономики и снижения уровня бедности населения в условиях переходного периода является формирование и развитие регионального потребительского комплекса. В свою очередь, степень обеспеченности населения услугами потребительской кооперации во многом предопределяет уровень жизни не только сельского населения, но и города.

В течение всей истории существования потребительской кооперации она имела непосредственное влияние на структуру потребления продовольственных товаров, на уровень цен производимой сельхозпродукции. Исследование показывает, что успешное функционирование потребительской кооперации главным образом зависело от правильного определения спроса населения на товары народного потребления (ТНП), от их территориального распределения, механизма своевременного реагирования на процессы изменения потребностей населения, особенно в сельской местности.

Потребительская кооперация (ПК) как производственно -заготовительная организация призвана прежде всего поддержать отечественного сельхозпроизводителя, насытить внутренний рынок дешевой продукцией сельхозназначения, содействовать снижению среднего уровня цен на эту продукцию в региональном аспекте, способствовать созданию условий для оптимального удовлетворения спроса населения и тем самым повышению уровня жизни людей. Кроме того, ПК как сфера человеческой деятельности обладает огромными возможностями заготовки, хранения, переработки и реализации сельхозпродукции, что создаёт предпосылки при минимальных затратах максимально обеспечить спрос населения на

качественные ТНП. Поэтому, когда речь идет об эффективности деятельности сферы ПК, прежде всего подразумевается степень обеспеченности населения ТНП. Для осуществления заготовительной, производственной и коммерческой деятельности в соответствии с требованиями современности ПК должна владеть соответствующей материально-технической базой.

Проведенный анализ деятельности первичных структур ПК в Согдийской области показывает, что в общем объеме функционирования системы основное место занимает заготовительная деятельность. Например, в 2008г. планируемые объемы заготовок были перевыполнены только по отдельным видам продукции (растительное масло, мука, лук и др.), а по некоторым позициям наблюдается невыполнение принятых обязательств. Причинами такого явления, на наш взгляд, являются:

- во-первых, план потребительской кооперации в количественном выражении составлен по принципу «из достигнутого уровня», а не по принципу «от потребности общества в продовольственной продукции», что не соответствует принципам функционирования ПК;

- во-вторых, тенденция уменьшения объёма заготовок привела к неконтролируемому росту цен на сельхозпродукцию на внутреннем рынке, к разрыву связей или недостаточному сотрудничеству ПК с непосредственными производителями сельхозпродуции, что, в свою очередь, привело к отрыву ПК от реального состояния дел в экономике страны.

Для того чтобы исправить положение дел в системе ПК, необходимо принять меры по возрождению в структуре агропромышленного комплекса потребительского кооператива как основного элемента системы потребительской кооперации. Новый закон «О потребительский кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Республике Таджикистан», принятый в 2007г., значительно расширил права и полномочия потребительского общества. Теперь потребительское общество получило право заниматься предпринимательской деятельностью, привлекать заёмные средства от пайщиков и других граждан, осуществлять кредитование и авансирование пайщиков, предоставлять им разного рода льготы, чего ранее законом не было предусмотрено.

В то же время имеется ряд функций, которые необходимы для успешной деятельности потребительских обществ (ПО), однако сами ПО выполнять их не могут. К примеру, это касается вопросов создания кооперативной производственной и социальной инфраструктуры, координации деятельности потребительских обществ, консалтинга по социальным, экономическим, юридическим, техническим, организационным вопросам, защиты интересов ПО в государственных организациях, решение вопросов НТП, маркетингового обслуживания, подготовки кадров, налаживания

международных контактов. Поэтому выполнение этих функций

потребительские общества делегируют своим союзам. То есть,

управленческая вертикаль в системе «потребительское общество - союз»

обеспечивается путем реализации контрольных и распорядительных функций союзов по отношению к потребительским обществам.

Претерпевая в условиях переходной экономики количественные и структурные изменения, система потребительской кооперации значительно отдалилась от агропромышленного комплекса, всё более специализируясь на торговле продовольственными товарами и оказании услуг. На смену существовавшим ранее межотраслевым отношениям в условиях трансформации экономики пришли цивилизованные методы экономического сотрудничества и взаимодействия. На стадии зарождения находится кредитная кооперация, осуществляющая в основном функции кредитования мелких пайщиков и сбережения средств, но не их приумножения через инвестирование.

При развитии интеграционных процессов в крупных и средних секторах экономики практически не развиваются кооперативные связи в системе малого предпринимательства (как производственные, так и потребительские), особенно на селе.

Переход к рыночной экономике вызывает необходимость разработки теоретических и методологических основ в сфере социально - экономических отношений, выработки экономического механизма реализации социальной концепции потребительской кооперации. В научных исследованиях последних лет нашли отражение проблемы сочетания социальной миссии и стабилизации цен на начальных уровнях хозяйственной деятельности. Они дают фундаментальную основу для дальнейших исследований в области разработки экономического механизма реализации социальной миссии потребительской кооперации.

Многолетний опыт развития кооперации свидетельствует о том, что, с одной стороны, потребительская кооперация - это органичный структурный элемент агропромышленного комплекса, который представляет интересы потребителей, а с другой стороны, представляющий собой одну из форм социальной защиты населения и экономической поддержки сельского населения. Функциональное содержание потребительской кооперации направлено в основном на удовлетворение потребностей сельского населения и определяет ее место в составе АПК. При этом целевая экономическая функция потребительской кооперации заключается не только в доведении материальных благ до потребителя без потерь, но и в содействии в их производстве.

В настоящее время можно выделить три основных направления во взаимодействии между отраслями АПК и системой потребительской кооперации:

а) с одной стороны, потребительская кооперация осуществляет торговлю товарами народного потребления на селе, а с другой, - способствует реализации продукции АПК;

б) осуществляя закупки, хранение и переработку сельхозпродукции, потребкооперация должна обеспечивать минимум потерь и возможно полный сбыт продукции АПК;

в) потребительская кооперация как элемент социально - экономической инфраструктуры агропромышленного комплекса должна на достаточно высоком уровне оказывать услуги производственного и бытового характера. Организационными формами кооперативов являются предприятия, организации системы АПК и потребительской кооперации. В этой связи главная цель потребительской кооперации в АПК состоит в оказании помощи сельхозпроизводителям в развитии их экономики и повышении эффективности производства.

Современная потребительская кооперация в Республике Таджикистан рассматривается как совокупность потребительских обществ и их союзов, созданных в целях удовлетворения материальных, социальных и иных потребностей их членов. Причем кооперация - это не просто потребительское или предпринимательское хозяйство, а значительно более сложное экономическое и социальное образование, поэтому ее сущность в аграрном секторе состоит в обеспечении условий для объединения людей, поставивших перед собой цель улучшить свое экономическое и социальное положение.

Теоретически в кооперативных образованиях на разных уровнях (от микроуровня - хозяйственный уровень, до мезоуровня - уровень региона), должен решаться целый ряд конкретных социально - экономических проблем сельских жителей, таких как: борьба с бедностью, занятость, повышение производительности труда, возрождение традиции

сельскохозяйственного производства и т. д. В этом плане потребительская кооперация, несмотря на имеющиеся трудности, содержит в себе значительный экономический потенциал. Она не только должна заниматься торговлей, закупками, хранением сельхозпродукции, но и развивать сферу бытового обслуживания, кооперативное производство и иные виды деятельности, то есть здесь речь идет о диверсификации деятельности системы ПК. Только в этом случае она может быть конкурентоспособной в рыночной среде и способствовать выполнению многих, не свойственных коммерческим организациям и государственным структурам, функций. Это, прежде всего, функции по социальному обустройству села. Например, потребительская кооперация отпускает товары населению в долг, содержит убыточные магазины в малонаселенных и отдаленных селах, оказывает материальную помощь больным и малоимущим жителям села и др. Более того, именно признание социальной миссии потребительской кооперации в качестве первоочередной стратегии обусловливает ее современное развитие в обществе, способствует поддержанию социальной миссии в качестве первоочередной стратегии и поддержанию социального равновесия в обществе.

Современные виды организационных форм потребительской кооперации в Республике Таджикистан предопределяются характером экономики в целом. Так, Президентом Республики Таджикистан Эмомали Рахмоном было отмечено, что 82 % населения связано с сельским хозяйством и его влияние нельзя недооценивать, иными словами, от эффективной деятельности потребительской кооперации напрямую зависит

благосостояние населения и развитие агропромышленного комплекса Республики Таджикистан.

Анализ состояния агропромышленного комплекса Республики Таджикистан показывает, что резкий спад производства

сельскохозяйственной продукции в значительной мере произошел в результате разрыва межхозяйственных связей на региональном, отраслевом и внутрипроизводственном уровнях. В этих условиях возникла объективная необходимость в качественно новом подходе к развитию организационных форм потребительской кооперации как в самой системе, так и в составе АПК. В пользу этого положения говорят следующие факты:

- во-первых, именно интегральная природа АПК обусловливает свойственный современному сельскому хозяйству агропромышленный тип производства, в котором все основные стадии связаны между собой так, что каждая стадия является продолжением предыдущей и исходной для последующей;

- во-вторых, социально-экономическое положение потребительской кооперации в значительной мере определяется факторами внешней среды, -это развитие отраслей специализации АПК, внутреннего рынка сельскохозяйственного сырья и продовольствия, а также финансовоэкономическими возможностями пайщиков и остального населения, предприятий аграрной сферы, совокупным платежеспособным спросом на продукцию и услуги потребительской кооперации в сельской местности, экономическим потенциалом региона.

Таким образом, потребительская кооперация - это открытая система, и её практическое функционирование может осуществляться путём создания разнообразных организационных форм и моделей кооперативных формирований и разработки соответствующих мер поддержки на разных уровнях власти. При этом определяющее значение имеет утверждение статуса первичного звена потребительской кооперации как добровольно созданной гражданами общественно-хозяйственной организации для совместной деятельности. В целом, речь идет о возрождении потребительского кооператива как основного элемента системы потребительской кооперации в структуре агропромышленного комплекса, что, в конечном итоге, обеспечит увеличение экспортного потенциала страны и снижение уровня бедности населения Республики Таджикистан.

Ключевые слова: производство, сельскохозяйственная продукция, потребительская

кооперация, микро и мезоуровень, диверсификация, интеграция.

Key words: production, agricultural production, consumer cooperation, mikro and mesolevel, a diversification, integration.

Список использованной литературы:

1. Закон Республики Таджикистан «О потребительской кооперации».-Душанбе, 2004.

2. Абдукаримов И.Т. Анализ хозяйственной деятельности потребительской кооперации. - М., 2003.- 232 с.

3. Аллахвердиев А. Развитие кооперации в хозяйствах населения. // АПК: Экономика, управление. - 2004. - №6.- С.51-55.

4. Арефьев В. О некоторых вопросах развития потребительской кооперации на селе. // Аграрная Россия. 2004.

Ходжаева Р.Х. Исследование сущности потребительской кооперации: методологический аспект

В статье сделана попытка методического осмысления современного состояния потребительской кооперации и вероятные пути совершенствования ее деятельности в соответствии с требованиями экономики переходного периода. Автором в качестве предложения выдвинута идея внедрения системного подхода при организации деятельности структурных элементов потребительской кооперации в составе агропромышленного комплекса, что может явиться главным фактором достижения положительных результатов в функционировании как системы потребительской кооперации, так и агропромышленного комплекса республики.

Khojaeva R.H.

The Research of Consumers’ccoperation essence

In given article the attempt of methodical conceptualization of a current state of consumers' cooperation and the probable methods of perfection of its activity according to requirements to a transitional economy is made. The author as the offer puts forward idea of introduction of the system approach at the organization of activity of structural elements of consumers' cooperation as a part of agriculture that can be a primary factor of achievement of positive results in functioning as consumers' cooperation system, and republic agriculture complex.

Ахмедова Малика Масаидовна-

старший преподаватель кафедры экономической кибернетики

ХГУ им. акад. Б.Гафурова

МОДЕЛИРОВАНИЕ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА ПРИМЕРЕ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

Инфляция представляет собой до конца не исследованное многофакторное явление, которое является одной из сложных проблем современной экономической науки. Последствия инфляционных процессов особенно болезненно отражаются на социально-экономическом положении

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.