Научная статья на тему 'Исследование сущности коммуникаций в организационных системах'

Исследование сущности коммуникаций в организационных системах Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
930
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИИ / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / КОММУНИКАЦИОННЫЙ ПРО-ЦЕСС

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гаспаров Владимир Александрович

Статья посвящена рассмотрению сущности и содержания коммуника-ций в организационных системах. На основании проведенного анализа коммуникационных теорий автор выделяет различные подходы, дает различные трактовки понятия коммуни-кации, определяет элементы и составляющие данной категории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Гаспаров Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование сущности коммуникаций в организационных системах»

тельности организации, представляющий собой безусловную систему ценностей, которую необходимо сохранять. Однако, с другой стороны, если культура организации не развивается, не обогащается новыми более сильными элементами, то такую организацию ждет неясное будущее.

Библиографический список

1. Андрей Донских: «Мы купили время за деньги» // Ведомости. - 2011. - № 43.

2. Википедия (свободная энциклопедия) [Электронный ресурс]. - URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Sberbank_CIB (дата обращения: 08.10.2013).

3. Сервис выбора услуг банков и страховых компаний Сравни.ру [Электронный ресурс]. - URL: http://www.sravni.ru/novost/2011/3/11/sberbank-kupil-troyku-dialog/ (дата обращения: 08.10.2013).

В.А. Гаспаров

ИССЛЕДОВАНИЕ СУЩНОСТИ КОММУНИКАЦИЙ В ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ

Аннотация: статья посвящена рассмотрению сущности и содержания коммуникаций в организационных системах. На основании проведенного анализа коммуникационных теорий автор выделяет различные подходы, дает различные трактовки понятия коммуникации, определяет элементы и составляющие данной категории.

Ключевые слова: коммуникации, организационные системы, коммуникационный процесс.

Анализ коммуникационных теорий позволяет выделить два подхода в определении сущности коммуникаций в организационных системах, к которым по праву можно отнести и различного рода проекты. При одном основное внимание уделяется изучению коммуникаций внутри организации, исходя из позиций открытой системы (например: Э. Роджерс, Б. Карлоф и др.). При втором подходе коммуникации рассматриваются в основном с точки зрения продвижения товара или услуги на рынок, т.е. в системе маркетинга (Ф. Котлер, Дж. Эванс, Б. Берман, Р.Б. Ноздрева и др.). При этом под продвижением понимается любая форма сообщений, используемых организацией для информации, убеждения или напоминания людям о своих товарах, услугах, образах, идеях или влиянии на общество.

Большинство авторов рассматривают коммуникации как процесс, отражающий принципы и закономерности отношений между людьми. В работе Л. Крэгана и Д. Шилда коммуникация определяется как «обмен фактами, идеями, мнениями или эмоциями между двумя и более людьми» [9]. По мнению Э. Роджерса, коммуникация есть «процесс, посредством которого некоторая идея передается от источника к получателю с целью изменить поведение этого получателя» [4]. По мнению П. Шокли-Залабак, «организационные коммуникации -это процесс, посредством которого организации создают результаты» [10]. Р. Дафт подчеркивает значимость для коммуникации обратной связи: «управленческие коммуникации -улица с двусторонним движением, которая требует умения слушать и других форм обратной

© Гаспаров В. А., 2013

связи» [2]. С точки зрения А. Орлова, «организационные коммуникации - это коммуникации, протекающие в рамках задач и интересов конкретной организации», поэтому межличностные коммуникации разнообразнее организационных [7, с. 50]. В теории менеджмента организационные коммуникации трактуются как обмен информацией между двумя или более людьми для обеспечения взаимопонимания [5, с. 171] и как необходимый инструмент в координации деятельности подразделений организации, позволяющий получать необходимую информацию на всех уровнях управления [6].

Рассматривая содержание процесса коммуникации, многие авторы подчеркивают двойственность передаваемой информации и выделяют интеллектуальную и эмоциональную составляющие. Так, А. Орлов подчеркивает, что определение коммуникации не может быть сведено к информационному обмену. Автор рассматривает коммуникации как межличностные отношения между субъектами-контрагентами в ходе их взаимодействия (общения). При этом «отношения включают и обмен информацией, и эмоциональное, и семантическое взаимодействие, и вербальное, и невербальное общение» [7, с. 19]. С точки зрения Э. Короткова, коммуникация соединяет в себе три аспекта совместной деятельности людей: движение информации, процесс управления и отношение индивидуума к цели управления и управленческим решениям [4, с. 54]. Автор подчеркивает, что нельзя рассматривать коммуникацию только как информационный процесс: коммуникация - это «явление социально-экономического плана, проявление сущности человека и его отношений с другими людьми... Коммуникация отражает такие понятия неинформационного содержания, как долг, ответственность, ценности, интересы, установки, опыт, интуиция и др. Именно они лежат в основе коммуникации и определяют ее характер...» [4, с. 55].

В учебнике «Менеджмент», созданном на кафедре управления проектом ГУУ под редакцией М.Л. Разу [6] и в других работах [1], также выделяется три взаимосвязанных составляющих коммуникации: информационная, социальная перцепция и интерактивная. Информационная сторона коммуникации состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия. Перцептивная сторона означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установлению на этой основе взаимопонимания. Говоря об организационных коммуникациях в узком смысле слова, имеется в виду, что люди обмениваются между собой идеями, взглядами, установкам, при этом осуществляется анализ и систематизация информации как внутри предприятия, так и за его пределами. То есть сам процесс коммуникации может быть представлен как процесс передачи информации. Но поскольку коммуникация происходит в системе субъект-субъектные отношения, ее нельзя свести только к передаче информации. В условиях человеческого общения информация не только передается, но и формируется, уточняется и развивается. Это процесс двустороннего обмена информацией, ведущий к взаимному пониманию, процесс в котором используются как вербальные (выраженные словами) знаки, так и невербальные средства (жестикуляция, мимика, интонация). Для эффективной коммуникации необходимо, чтобы люди говорили на одном языке, имели общий социальный опыт, опыт понимания друг друга. Э. Хандамова, помимо традиционных элементов процесса коммуникаций (источник, получатель, их взаимодействие, содержание и направление коммуникации), выделяет такие элементы, как коммуникационное пространство, ресурс

коммуникаций, мотивационное поле [8, с. 63]. Она определяет коммуникационное пространство как «сферу взаимодействия многих участников рыночных обменов» и считает главным принципом его построения «сбалансированность интересов, мотивов участников обменов» [8, с. 82]. Мотивационное поле «характеризует содержательную основу взаимоотношений участников обмена... отражает вектор изменения мотиваций, динамику возможных последствий изменения мотивов, вскрывает глубину противоречий между партнерами и т.п.» [8, с. 63]. Автор подчеркивает, что коммуникации это социальные явления и не сводятся только к информационному обмену, а требуют учета отношений, мотивации, ценностных установок и поведенческих норм участников коммуникационного процесса.

Таким образом, многие авторы рассматривают коммуникации как взаимодействие, в основе которого лежат интересы, мотивы и ценности людей, и считают, что односторонний взгляд на коммуникации как исключительно информационный процесс не отражает социальную природу данного явления. Более того, информационный обмен эффективно протекает лишь в условиях общности ценностей и интересов его участников. Большинство авторов не выделяют конкретных участников коммуникационного процесса, ограничиваясь понятиями «отправитель» и «получатель». В некоторых работах в качестве субъектов коммуникации выделяются организации, группы, социальные институты, внешние и внутренние аудитории, тем самым подчеркивается, что организационные коммуникации не сводятся только к межличностным или только к внутриорганизационным взаимодействиям. В большинстве исследований целью организационных коммуникаций признается достижение взаимопонимания между взаимодействующими или изменение поведения и установок получателя сообщения. По мнению А. Зверинцева, «эффективность коммуникационных сетей организации, как формальных, так и неформальных, определяется тем, как быстро доходит управленческая информация до адресата и насколько она сохраняет свою адекватность, пройдя по коммуникационным каналам» [3, с. 37].

Коммуникации в организациях отличаются развитой сетью каналов, предназначенных для сбора, обработки и анализа информации о внешней и внутренней среде, а также для передачи переработанных сообщений обратно в среду. Система коммуникаций служит средством интеграции организации с внешней средой. Применительно к предмету исследования наиболее удачным представляется употребление термина «организационные коммуникации» вне определения вида системы. Однако наиболее острый интерес вызывают управленческие аспекты коммуникации. При этом речь идет исключительно о процессах передачи и получения информации от человека к человеку вне зависимости от способа и средств ее передачи и получения. Множество проведенных социологических исследований подчеркивает тот факт, что люди, повседневно занимающиеся управленческой деятельностью, от 50 до 90 % всего своего времени затрачивают на коммуникации. Обмен информацией встроен во все основные виды управленческой деятельности, поскольку информация является предметом управленческого труда, поэтому коммуникации называют связующим процессом в организации. Неудовлетворительное состояние коммуникаций в системе управления чревато серьезными последствиями, в частности психологического характера и для руководителей, и для рядовых работников. Опыт ведущих менеджеров, практика хозяйствования передовых всемирно известных компаний свидетельствует о том, что эффективное управление невозможно без от-

лаженной системы коммуникаций. Принятие управленческих решений, развитие компании и внедрение инноваций, создание поддерживающей организационной культуры, мотивация и стимулирование персонала - все это требует детальной и системной информации. Когда нет отлаженной системы коммуникаций, основанной на достоверной, необходимой и достаточной информации воцаряется информационный хаос, организации грозит крах. Все это доказывает необходимость создания в любой организации или проекте системы коммуникаций, которая включает подсистему внутренних и внешних коммуникаций.

Таким образом, под организационными коммуникациями будем понимать процессы информационного и неинформационного (межличностного, эмоционального) взаимодействия внутри организационной системы, а также взаимодействие системы с внешним окружением, направленные на достижение ее целей. В соответствии со сказанным выше в сущности организационных коммуникаций выделяются три составляющие: информационная, интерактивная, перцептивная. При этом

- информационное взаимодействие включает процесс информационного обмена и удовлетворения внутренних и внешних информационных потребностей;

- неинформационное взаимодействие включает такие категории, как доверие, лояльность, приверженность, отношения, мотивационные и ценностные характеристики участников коммуникационного процесса, и определяет соответствующий коммуникационный климат.

Определение целей коммуникаций посредством достижения целей организации является проявлением именно организационного подхода, согласно которому общим критерием эффективности коммуникационного процесса является степень достижения поставленных целей, обеспечивающих устойчивое организационное развитие и высокий уровень прибыльности.

Библиографический список

1. Выходцева Е.А. Команда проекта: построение системы коммуникаций // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2010. - № 29. - C. 24-32.

2. Дафт Р.Л. Менеджмент / Р.Л. Дафт. - СПб: Питер, 2002. - 829 с.

3. Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент / А.Б. Зверинцев. - СПб.: Изд-во «Союз», 1997. - 288 с.

4. Коротков Э.М. Концепция менеджмента / Э.М. Коротков. - М.: Инжиниринга -консалтинговая компания «Дека», 1996. - 304 с.

5. Мескон М. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М.: Дело, 2000. -701 с.

6. Менеджмент: учеб. для вузов / М.Л. Разу [и др.]. - М.: Кнорус, 2008. - 650 с.

7. Орлов А.С. Введение в коммуникационный менеджмент / А.С. Орлов. - М.: Гардарики, 2005.368 с.

8. Щепакин М.Б. Маркетинговое управление и формирование эффективных коммуникаций в условиях развивающегося рынка / М.Б. Щепакин, Э.Ф. Хандамова, М.С. Фицурина. - Краснодар: КубГТУ, 2008. - 241 с.

9. Cragan J. F., Shields D. С Understanding communication theory: The communicative forces for human action. - Boston: Allyn and Bacon, 1998. - 475 c.

10. Shockley-Zalabak J. Fundamentals of organizational communication: knowledge, sensitivity, skills, values. - New York: Longman, 1999. - 405 c.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.