Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ СУБЪЕКТИВНОГО СЕМАНТИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА «ПОКОЛЕНИЯ Z»'

ИССЛЕДОВАНИЕ СУБЪЕКТИВНОГО СЕМАНТИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА «ПОКОЛЕНИЯ Z» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
42
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ ПЕДВУЗА «ПОКОЛЕНИЯ Z» / СУБЪЕКТИВНОЕ СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Туревская Е.И.

В статье представлен сравнительный анализ результатов исследования идентичности и субъективного семантического пространства профессионально-важных качеств педагога, проведенного среди студентов первого и четвертого курсов педагогического направления подготовки ТГПУ им. Л.Н. Толстого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF THE SUBJECTIVE SEMANTIC SPACE OF PROFESSIONALLY SIGNIFICANT PERSONALITIES OF STUDENTS OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY OF «GENERATION Z»

The article presents a comparative analysis of the results of the study of identity and the subjective semantic space of professionally important qualities of a teacher, carried out among students of the first and fourth years of the pedagogical direction of training at Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ СУБЪЕКТИВНОГО СЕМАНТИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА «ПОКОЛЕНИЯ Z»»

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

УДК 159.9.07 ТУРЕВСКАЯ Е.И.

кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии и педагогики, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого E-mail: turevskayaei@tsput.ru

UDC 159.9.07 TUREVSKAYA E.I.

PhD in Psychology, Associate Professor, Department of Psychology and Pedagogy, Tula State Lev Tolstoy

Pedagogical University E-mail: turevskayaei@tsput.ru

ИССЛЕДОВАНИЕ СУБЪЕКТИВНОГО СЕМАНТИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА «ПОКОЛЕНИЯ Z»

RESEARCH OF THE SUBJECTIVE SEMANTIC SPACE OF PROFESSIONALLY SIGNIFICANT PERSONALITIES OF STUDENTS OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY OF «GENERATION Z»

В статье представлен сравнительный анализ результатов исследования идентичности и субъективного семантического пространства профессионально-важных качеств педагога, проведенного среди студентов первого и четвертого курсов педагогического направления подготовки ТГПУ им. Л.Н.Толстого.

Ключевые слова: студенты педвуза «поколения Z», субъективное семантическое пространство, профессиональная идентичность, профессионально-значимые личностные качества современного педагога.

The article presents a comparative analysis of the results of the study of identity and the subjective semantic space of professionally important qualities of a teacher, carried out among students of the first and fourth years of the pedagogical direction of training at Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University.

Keywords: students of the pedagogical institute of "generation Z", subjective semantic space, professional identity, professionally significant personal qualities of a modern teacher.

Сегодня в университет приходит получать образование «цифровое поколение», которое больше зависит от цифровых технологий и привыкло необходимую информацию получать из Интернета. В современной науке достоверных доказательств положительного, либо отрицательного влияния интернета на профессиональное становление личности нет, поэтому одной из актуальных проблем педагогической психологии на сегодняшний день является проблема профессионального становления студентов педвуза «поколения 2». Для решения данной проблемы, по мнению многих исследователей, необходимо, чтобы у будущих учителей была сформирована во-первых, профессиональная идентичность и во-вторых, профессионально-важные личностные качества педагога.

Профессиональную идентичность (или «профессиональную Я-концепцию») ученые относят к важнейшим психическим новообразованиям студенческого возраста. Когнитивный компонент профессиональной идентичности включает в себя представления о профессионально-важных качествах [2].

Субъективное семантическое пространство профессионально-важных личностных качеств педагога - система категорий индивидуального сознания студента-будущего учителя, при помощи которых он оценивает и систематизирует профессионально-значимые личностные качества.

В данной статье представлены сравнительные результаты исследования идентичности и субъективного семантического пространства профессионально-важных

качеств педагога, проведенного среди студентов первого и четвертого курсов педагогического направления подготовки ТГПУ им. Л.Н.Толстого. В исследовании принимали участие 73 студента первого курса факультетов иностранных языков и русской филологии и 76 студентов четвертого курса факультета искусств, социальных и гуманитарных наук и факультета иностранных языков.

Личностная идентичность студентов исследовалась с помощью теста «Кто я?» М. Куна и Т. Макпартленда [3]. Испытуемым на чистом листе бумаги предлагалось не только составить список ответов на вопрос «Кто я?», но и выразить свое отношение к данным ответам. Наибольшее внимание, из множества возможных идентичностей, мы уделили профессиональной идентичности. Этот вид идентичности может быть выражен прямым определением (явная и принимаемая идентичность), косвенным образом (менее осознаваемая идентичность) или не выражен совсем (отсутствие прямых или косвенных характеристик, что свидетельствует о неразвитости соответствующей идентичности). По субъективной оценке ответов определялось положительное, отрицательное или нейтральное отношение самих испытуемых к их идентичности. Наряду с этим, для нас было важно количество характеристик, соответствующих профессиональной идентичности (чем больше ответов, соответствующих профессиональной идентичности написал испытуемый, тем больше он идентифицирует себя с будущей профессией) и порядок их написания (чем выше в списке находятся характеристики идентичности, тем больше этот вид идентич-

© Туревская Е.И. © Turevskaya E.I.

ности развит, тем в большей мере он актуализирован в сознании, является более осознаваемым и значимым для субъекта).

По результатам обработки полученных данных у студентов первого курса к профессиональной идентичности относятся как прямые характеристики («учитель», «филолог», «переводчик», «лингвист»), так и характеристики «перспективного Я»: «будущий учитель», «будущий филолог», «будущий лингвист», «будущий преподаватель». К косвенным характеристикам профессиональной идентификации можно отнести ответы «вожатая», «дочь учителя», «писатель», «искусствовед», «культуролог», «перспективный специалист», «профессор», «психолог», «человек, который хорошо справляется с менеджментом».

Только 28,8% студентов первого курса упомянули профессиональные характеристики в своих ответах и всего 5,4% поместили их в начало списка, т.е. показали важность этих качеств для их профессиональной идентичности. Интересно отметить, что 20,5% респондентов имеют эмоционально-положительное отношение к перечисленным характеристикам профессиональной идентификации, 5,4% - нейтральное и 4,1 - эмоционально-отрицательное.

У студентов четвертого курса к профессиональной идентичности можно отнести прямые характеристики «учитель», «преподаватель», «репетитор по английскому языку», «педагог», «начинающий педагог», «переводчик и учитель», «преподаватель английского», «учитель английского языка в начальной школе»; характеристики «перспективного Я»: «будущий педагог», «будущий учитель», «будущий преподаватель», «будущий специалист в области образования»; прямые отрицательные характеристики: «не очень хороший учитель», «никакой учитель», «человек, который не очень любит учиться в этой сфере». К косвенным характеристикам профессиональной идентификации студентов четвертого курса можно отнести ответы «артист», «художник», «библиограф», «тренер», «наставник», «книжный червь», «человек, не терпящий речевых ошибок», «изучающий языки», «читатель литературы».

Профессиональные характеристики в своих ответах упомянули 55,2% студентов четвертого курса, среди них только 16,4% показали важность этих качеств, поместив их в начало списка. Эмоционально-положительное отношение к перечисленным характеристикам профессиональной идентификации имеют 39,5% респондентов, 7,9% - нейтральное и 7,9 - эмоционально-отрицательное.

Для изучения субъективного семантического пространства профессионально-значимых личностных качеств педагога студентам было предложено перечислить наиболее важные, значимые, необходимые качества для профессии педагога.

Так как все личностные конструкты существуют в терминах схожести и контраста, они биполярны и ди-хотомичны по природе [1], то сразу после перечисления необходимых качеств для личности учителя студентам было предложено перечислить качества личности, несо-

вместимые с педагогической профессией.

После предварительной обработки полученных данных были выявлены существенные различия в количестве понятий и категорий индивидуального сознания, относящиеся к биполярным качествам. У студентов первого курса минимальные значения положительных качеств - 3, отрицательных - 1, максимальные значения

- 20 и 15 соответственно. В большинстве своем минимальные значения связаны с тем, что в исследовании принимали участие студенты-инофоны, для которых русский язык не является родным.

Придальнейшейобработкерезультатовбыливыявле-ны общиедлястудентов 1-го курсакатегории-обобщения. Эти категории были объединены в 6 конструктов: «моральность - аморальность», «профессионал - дилетант», «образованность - невежество», «гипертимность

- дистимность», «общительность - необщительность» и «привлекательность - непривлекательность».

Для студентов первого курса ведущим по субъективной значимости (95 %) выступил конструкт «моральность - аморальность». Содержанием этого конструкта стали как положительные, так и отрицательные качества учителя, относящиеся к его моральному облику. К моральным качествам педагога студенты отнесли справедливость, честность, неподкупность, порядочность, доброту, любовь к детям, толерантность, вежливость, совестливость, тактичность, дружелюбие, гуманность, доброжелательность, непредвзятость, альтруизм и т.п. К аморальным - злость, жестокость, грубость, злопамятность, лицемерие, предвзятое отношение, раздражительность, обидчивость, беспринципность, аморальное поведение, эгоизм, бестактность и т.п.

В конструкте «моральность - аморальность» можно выделить подкатегорию «эмпатия - равнодушие», куда включаются позитивные характеристики: понимающий, заботливый, внимательный, отзывчивый, чуткий, сопереживающий, сострадающий, сочувствующий, неравнодушный и др. К негативным характеристикам в этой категории относятся: равнодушие, непонимание, пренебрежение, невнимательность, черствость, отстраненность, безразличие, «нежелание понять», «неспособность помочь» и т.п.

Вторым по субъективной значимости (90%) стал конструкт «профессионал - дилетант», объединяющие позитивные и негативные характеристики в деятельности педагога. К позитивным качествам относятся: трудолюбие, организованность, ответственность, работоспособность, серьезность, аккуратность, самоконтроль, увлеченность работой, любовь к работе, креативность, знание своего предмета, профессионализм, компетентность, опытность, грамотность, требовательность, умение убеждать, умение объяснять, энтузиазм, заинтересованность, самоотдача, дисциплинированность, предприимчивость, новаторство, «способность завоевать интерес», «умение доносить информацию до детей», «умение доходчиво и интересно объяснять материал», «умение держать дисциплину в классе», «желание научить», «желание нести благо»,

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

«желание учиться чему-то новому».

К недопустимым качествам педагога студенты отнесли безответственность, неорганизованность, непунктуальность, некомпетентность, непрофессионализм, «безразличие к предмету и ученикам», «незнание своего предмета», высокомерность, надменность, «навязывание своих идей», «неумение заинтересовать детей», «нежелание развиваться и двигаться вперед», «неумение поставить себя как учителя», «погасший внутри», «унижающий детей», «зацикленный на своем предмете», «антипатия к детям и профессии», «употребление слов-паразитов», «употребление ненормативной лексики», «большое количество вредных привычек», алкоголизм.

Третьим по субъективной значимости (54 %) стал конструкт «образованность - невежество», объединяющий не только интеллектуальные качества педагога, но и способность быть современным. К шкале с положительными значениями относятся: ум, «гибкий ум», «пытливость ума», мудрость, интеллект, «образное мышление», «стратегическое мышление», дальновидность, эрудированность, «широкий кругозор», начитанность, рассудительность, находчивость, сообразительность, любознательность, любопытство, образованность, «умение найти выход из сложной/любой ситуации», современность, «открытость новым знаниям», «умение быть с детьми на одной волне», «умение обращаться с техникой». К шкале с отрицательными значениями данного конструкта можно причислить: глупый, необразованный, «отсутствие критического мышления», «низкий интеллектуальный уровень», консерватизм, «зашоренность», старомодность, несовременность, невежественность, безграмотность, «нехватка знаний», «отсутствие причинно-следственных связей».

Четвертый конструкт «гипертимность - дистим-ность» отмечен в 29% ответах студентов. К положительным значениям конструкта относятся: чувство юмора, оптимизм, жизнелюбие, активность, «веселость (в меру)», энергичность, хорошее настроение, «умение радоваться», «устойчивость к депрессии». К отрицательным значениям относятся: пессимизм, отсутствие чувства юмора, нервозность, «излишняя эмоциональность», «психическая неуравновешенность», грусть, отчаяние.

Пятый конструкт «общительность - необщительность» зафиксирован в 28% ответов. Среди положительных качеств личности, относящихся к данному конструкту студенты назвали: общительность, коммуникабельность, открытость общению, «навыки общения», «хорошие ораторские качества», неконфликтность, «умение пойти на контакт», «умение находить компромисс», «умение вести диалог». Среди отрицательных - необщительность, замкнутость, «отсутствие коммуникабельности», «неспособность поддержать разговор», «неумение общаться с детьми», конфликтность.

Наименьшим по субъективной значимости (6 %) стал конструкт «внешняя привлекательность - непри-

влекательность». К фактору привлекательность относятся качества: красивый, опрятный, аккуратный, «чистый внешний вид», «ухоженный вид», привлекательность, «официальная одежда», «вкус в одежде», обаятельная внешность, высокий рост, эстетичность. К фактору непривлекательность - неаккуратность и неопрятный внешний вид.

Выявленное содержание субъективного семантического пространства студентов 1 курса о профессионально-значимых личностных качествах, позволяет сделать вывод о том, что категории их индивидуального сознания пока являются житейскими, простыми и субъективными. Это связано с несформиро-ванной еще профессиональной идентичностью, нехваткой знаний в области профессиональной деятельности педагога, недостаточным жизненным опытом.

У студентов четвертого курса минимальные значения как положительных, так и отрицательных качеств - 0, максимальные значения - 14 и 11 соответственно.

Для студентов четвертого курса были выявлены категории-обобщения, которые мы объединены в 6 конструктов: «профессионал - дилетант», «моральность - аморальность», «нейротизм - эмоциональная устойчивость», «образованность - невежество», «общительность - необщительность» и «гипертимность - дистимность».

Ведущим по субъективной значимости (96,7 %) для студентов четвертого курса выступил конструкт «профессионал - дилетант», отражающий положительные (ответственность, организованность, профессионализм, компетентность, трудолюбие, самоконтроль, целеустремленность, «умение поставить цель», увлеченность работой, любовь к профессии, «желание научить», креативность, толерантность, требовательность, дисциплинированность) и отрицательные (неорганизованность, безответственность, равнодушие, неуверенность в себе и своем деле, «нудность», халатность, безалаберность, лень, категоричность, непрофессионализм, некомпетентность) качества учителя как профессионала.

Вторым по субъективной значимости (90%) стал конструкт «моральность - аморальность». К моральным качествам педагога студенты отнесли честность, порядочность, доброту, гуманность, любовь к детям, справедливость, доброжелательность, отзывчивость, самопожертвование, сочувствие, понимание, готовность помочь каждому ученику, внимательность, учтивость.

К аморальным - несправедливость, грубость, злопамятность, жестокость, ненависть к детям, эгоизм, зависть, черствость, алчность.

Третьим по субъективной значимости (62,2 %) стал конструкт «нейротизм - эмоциональная устойчивость», объединяющий особенности протекания нервных процессов и способность справляться со стрессом на работе. Среди положительных качеств этого конструкта студенты выделили стрессоустойчивость, спокойствие, стойкость, психологическая устойчивость, умеренная эмоциональность, «железные нервы», выдержка,

контроль над собой, хладнокровность, внутренняя гармония, уравновешенность; среди отрицательных -раздражительность, озлобленность, слабая воля, нервозность, вспыльчивость, расторможенность, агрессивность, неуравновешенность, неустойчивая психика, «неумение держать себя в руках».

Четвертым (59% субъективной значимости) стал конструкт «образованность - невежество», в котором отразились позитивные (знание своего предмета, любознательность, грамотность, ум, широкий кругозор, «готовый к нововведениям», современный, мудрый) и негативные (скудные, примитивные знания, недостаток знаний, безграмотность, глупость, невежество, «личностная стагнация», «узкомыслящий», необразованный, консервативный) качества.

Пятым по субъективной значимости для четвертого курса (31 %) стал конструкт «общительность - необщительность», с положительными качествами: открытость, общительность, ораторские навыки, коммуникабельность и т.п. и отрицательными: замкнутость, застенчивость, некоммуникабельность и чрезмерная болтливость соответственно.

Шестым конструктом (29,5% субъективной значимости) явился конструкт «гипертимность - дис-тимность». Среди положительных качеств в этом конструкте выделяются оптимизм, чувство юмора, активность, активная жизненная позиция, жизнелюбие, а среди отрицательных - пассивность, депрессивность и пессимизм.

Содержание субъективного семантического пространства студентов «поколения 2», которые учатся уже на 4 курсе показывает, что категории их индивидуального сознания о профессионально-значимых личностных качествах учителя являются более сложными, научными, дифференцированными. Это связано с уже изученными дисциплинами психолого-педагогического цикла, более сформированной, по сравнению со студентами 1-го курса профессиональной идентичностью, полученными знаниями в области профессиональной деятельности педагога.

В дальнейшем мы планируем изучить динамику содержания субъективного семантического пространства студентов «цифрового поколения» в процессе их профессионального становления, предложить возможные пути его целенаправленного изменения.

Библиографический список

1. Келли Дж. Теория личности. Психология личностных конструктов. / Дж. Л. Келли. СПб.: Речь. 2000.

2. Рикель А.М. Профессиональная Я-концепция и профессиональная идентичность в структуре самосознания личности. Часть 2 [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. N 3(17). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 24.09.2021). 0421100116/0034.

3. Тест Куна. Тест «Кто Я?» (М.Кун, Т.Макпартленд; модификация Т.В.Румянцевой) / Румянцева Т.В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре. СПб., 2006. С. 82-103.

References

1. Kelly J. The theory of personality. Psychology of personality constructs. / J.L. Kelly. SPb .: Speech. 2000.

2. Rykiel A.M. Professional I-concept and professional identity in the structure of personality self-awareness. Part 2 [Electronic resource] // Psychological research: electron. scientific. zhurn. 2011. N 3 (17). URL: http://psystudy.ru (date of access: 24.09.2021). 0421100116/0034.

3. Kuhn's test. Test «Who am I?» (M. Kuhn, T. McPartland; modification T. V. Rumyantseva) / Rumyantseva T. V. Psychological counseling: diagnostics of relationships in a couple. SPb., 2006. Pp.82-103.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.