Научная статья на тему 'Исследование спроса на продукцию животноводства в пермском крае'

Исследование спроса на продукцию животноводства в пермском крае Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
226
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПРОС / DEMAND / КАЧЕСТВО ПОТРЕБЛЕНИЯ / CONSUMPTION QUALITY / ДОХОД / INCOME / НОРМА ПОТРЕБЛЕНИЯ / RATE OF CONSUMPTION / СРЕДНЕДУШЕВОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ / CONSUMPTION PER CAPITA / МЯСНАЯ ПРОДУКЦИЯ / MEAT PRODUCTS / МОЛОЧНАЯ ПРОДУКЦИЯ / DAIRY PRODUCTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мазеина Екатерина Александровна

Изучение спроса на продовольственные товары на сегодняшний день является достаточно актуальной проблемой для производителей продуктов питания. Спрос на продукцию животноводства в большей степени определяется уровнем доходов населения, а не медицинскими нормами. Поэтому проведение маркетинговых исследований позволит выявить зависимость спроса не только от уровня цен, но и от доходов и предпочтений потребителей, качества товаров, производителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Study of demand for livestock products in the Perm Region

Today study of demand for food products is quite an urgent problem for food producers. Demand for livestock products is mostly determined by income levels, rather than medical standards. Therefore, market research reveals that the demand depends not only on the price level but also on income, consumer preferences, product quality and producers.

Текст научной работы на тему «Исследование спроса на продукцию животноводства в пермском крае»

Мазеина Екатерина Александровна

соискатель, кафедра экономической теории,

Пермская государственной сельскохозяйственная академия

им. Д.Н. Прянишникова

ека1еппа-т^е1па@уапСех,ги

исследование спроса на продукцию животноводства

в пермском крае

_Аннотация

Изучение спроса на продовольственные товары на сегодняшний день является достаточно актуальной проблемой для производителей продуктов питания. Спрос на продукцию животноводства в большей степени определяется уровнем доходов населения, а не медицинскими нормами. Поэтому проведение маркетинговых исследований позволит выявить зависимость спроса не только от уровня цен, но и от доходов и предпочтений потребителей, качества товаров, производителей.

Ключевые слова: спрос, качество потребления, доход, норма потребления, среднедушевое потребление, мясная продукция, молочная продукция

Спрос на продовольственные товары зависит от различных факторов - цены, доходов населения, качества товаров, уровня цен на товары-субституты и комплементы и иных неценовых факторов, Одним из методов изучения и прогнозирования спроса на продовольственном рынке является проведение опроса, Опрос проводился в 2010 г методом случайного бесповторного отбора единиц наблюдения, отказы в предоставлении ответов на вопросы анкет не превышали 1% от численности респондентов, Место проведения - Мотовилихинский район г, Перми, численность населения - 179,1 тыс,

человек, Опрос проводился путем анкетирования жителей домов, расположенных в микрорайоне Садовый,

Условия опроса

Для определения среднего размера признака при бесповторном отборе можно воспользоваться формулой:

где

А - предельная ошибка выборки (возникает при распространении данных выборочного наблюдения на генеральную совокупность); А = I ^ = 0,95 (2),

йское предпринимательство, 2011, № 3 (2)

Среднее квадратическое отклонение признака в генеральной совокупности

0 = 0,5.

1 - двухсторонняя квартиль нормального распределения, которая находится по таблицам.

Доверительная вероятность Y =0,683. Поэтому 1=1. N = 179.1 тыс. человек, Поэтому п = 0,5 х 0,5 х 179,1/ (0,95 х 0,95 х 179,1 + 0,5 х 0,5) = 276 чел. То есть объем случайной бесповторной выборки должен составлять 276 человек при среднеквадратическом отклонении не более 0,5, предельной ошибке, не превышающей 95%, и вероятности 0,683.

В ходе исследования осуществлялась сегментация всей совокупности респондентов-потребителей по наиболее существенному признаку - уровню доходов на одного члена семьи. Было выделено 5 сегментов:

- первый - потребители с доходами менее 3000 руб. в месяц на 1 члена семьи (8,9% опрошенных);

- второй - от 3001 до 4500 руб. (18,2% опрошенных);

- третий - от 4501 до 6000 руб. (31,1%);

- четвертый - потребители с доходами от 6000 до 8500 руб. в месяц (26,7%);

- пятый - потребители с доходами свыше 8501 тыс. руб. (15,1%). Сегментация проводилась только на основании опроса, однако в целом она соответствует официальным статистическим данным.

Цены на продукты, их ассортимент и уровень доходов населения

Наиболее важным показателем при покупке продуктов 93,1% опрошенных отметили качество и только 6,9% - цену При этом 72,4% респондентов в настоящее время не удовлетворены качест-

вом покупаемых продуктов, а удовлетворены - 27,6% опрошенных, На вопрос «Продукцию каких регионов Вы считаете наиболее качественной?» - 69,0% респондентов ответили, что предпочитают продукты Пермского края, 27,6% - республики Удмуртия, 13,8% - Уфы, 3,4% - производителей других регионов. Это означает, что мясные и молочные продукты, произведенные из местного сырья, несмотря на высокую стоимость, востребованы населением края.

При ответе на вопрос «Каково Ваше отношение к ценам на продукты?» 71,1% опрошенных заявили, что цены на продукты в настоящее время завышены, 17,8% - что затрудняются ответить, 11,1% - что они близки к оптимальным, То, что цены достаточно низкие, не указал ни один респондент, На основе полученной информации была оценена зависимость ассортимента потребляемой продукции от уровня доходов на 1 члена семьи, а также произведена оценка степени удовлетворения потребностей населения края в животноводческой продукции (см. табл. на с.182).

в ходе исследования осуществлялась сегментация всей совокупности респондентов-потребителей по наиболее существенному признаку -уровню доходов на одного члена семьи

ЛНУЛ

региональная экономика

Таблица

Зависимость потребления мясной продукции от уровня доходов, грамм в месяц на 1 человека

уровень доходов на 1 члена семьи, руб.

до 3000 от 3001 от 4501 от 6001 свыше

вид продукта до 4500 до 6000 до 8500 8501

мяса и мясных продуктов

мясо:

свинина 626 551 1067 1187 1210

говядина 536 572 804 816 851

птица 671 956 1174 1309 1521

прочие виды 90 167 24 49 52

Колбасные изделия:

варено-копченые 135 236 384 416 421

полукопченые 276 429 461 525 529

копченые 268 362 319 396 415

вареные, ветчина и др. 1442 1106 1026 769 521

Мясные полуфабрикаты 178 384 508 465 412

мясные консервы 90 156 199 152 132

деликатесы 90 101 124 315 352

всего мясопродуктов 4402 5020 6090 6399 6416

Норма потребления 6500 6500 6500 6500 6500

Степень соответствия норме потребления, % 67,72 77,23 93,69 98,45 98,71

молока и молочных продуктов

молоко 5214 5412 6214 6612 6751

кефир 3214 3511 3651 3954 4050

сметана 1452 1578 1687 2035 2151

творог 1412 1573 2680 1802 1858

масло 1321 1358 1421 1620 1654

сыр 1562 3667 4268 4851 5331

всего молочных продуктов 12 854 15 741 18 500 19 254 20 141

Норма потребления 32 500 32 500 32 500 32 500 32 500

Степень соответствия норме потребления, % 39,55 48,43 56,92 59,24 61,97

средний доход по группе 1383,3 3573,3 5014,3 7858,3 9874,3

Полученные данные позволяют сделать вывод, что у потребителей в зависимости от уровня доходов формируются различные потребительские предпочтения, С ростом доходов

роса

наблюдается увеличение потребления более качественной и дорогостоящей продукции(мяса, варе но-копченых, полукопче ных и копче ных колбас, деликатесов) и снижение потребления

российское предпринимательство, 2011, № 3 (2)

менее качественной и, как правило, более дешевой (вареных колбас и ветчин, мясных полуфабрикатов и консервов).

Рациональной нормой потребления молочной продукции является 390 кг на человека в год, соответственно 32,5 кг в месяц (3). Даже в самой высокодоходной группе опрошенных потребление молочных продуктов соответствует норме лишь на 61,97%. В группе опрошенных с уровнем дохода менее 3000 руб. на человека в месяц степень соответствия норме потребления составила 39,55%.

Качество продуктов питания

Норма потребления мяса и мясных продуктов 78 кг на человека в год (6,5 кг в месяц). Фактическое потребление мясопродуктов соответствует физиологической норме на 67,72-98,71%. Важно отметить, что в семьях с уровнем дохода свыше 4500 руб. на члена семьи потребности в мясопродуктах удовлетворены более чем на 90%. На основе проведенного исследования можно подтвердить взаимосвязь структуры потребления с уровнем доходов потребителей. Широкий ассортимент продукции и при этом ее невысокое качество требуют использования инновационных технологий производства. Значительная часть населения не имеет возможности приобретать продукты в необходимом

наиболее важным показателем при покупке продуктов 93,1% опрошенных отметили качество и только 6,9% - цену

при ответе на вопрос «Каково Ваше отношение к

ценам на продукты?» 71,1% опрошенных заявили, что цены на продукты в настоящее время завышены

количестве, поэтому предприятия обязаны учитывать этот факт при ценообразовании, а государство - при разработке экономической политики. Можно предложить два направления повышения объемов и качества потребления продукции животноводства. Первое направление связано со стимулированием совокупного спроса путем повышения реальных доходов населения, формирования таких цен, при которых гарантировалась бы доступность и достаточность продовольствия. Не менее важно решение вопроса о развитии потребительской кооперации.

Второе направление касается обеспечения населения качественными продуктами питания в необходимом количестве. На сегодняшний день примерно 60% перерабатываемого мясного сырья в Пермском крае завозится из-за рубежа, так как его закупки считаются более выгодными с точки зрения соотношения цены и качества. Молочное скотоводство на территории края обеспечено поддержкой государства в большей степени, чем мясное, что объясняется его более высокой эффективностью. В силу вышеприведенных фактов в рамках государственного регулирования

ЛО1

региональная экономика

важным будет предоставление дотаций для предприятий животноводства, чтобы они были рентабельными и конкурентоспособными. Необходимо снижение рисков потери доходов при производстве животноводческой продукции за счет государственного софинансирования страхования (1).

Выводы

Анализ динамики уровня структуры потребления населением края продовольственных товаров позволяет сделать следующие основные выводы: уровень потребления населением продуктов питания представляет собой производную доходов и цен на продовольственные товары, которые предопределяются социально-экономическим развитием края. Обеспечение населения края продукций животноводства необходимо осуществлять на основе системного

подхода к развитию отрасли, то есть основываться не только на стимулировании собственного производства, но и на интеграции с другими регионами.

Литература

1. Закон Пермского края «О краевой целевой программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2009-2012 годы» от 10.12.2008 № 351-ПК. (в ред. Закона от 07.07.2009 № 472-ПК).

2. Теория статистики / Под ред. Р. А. Шмойловой. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 464 с.

3. НИИ питания РАМН (Электронный ресурс). - Режим доступа:

ion.ru.

Ekaterina A. Mazeina

Applicant, Chair of Economic Theory,

Perm State Agricultural Academy named after D.N. Pryanishnikov Study of Demand for Livestock Products in the Perm Region

_Abstract

Today study of demand for food products is quite an urgent problem for food producers. Demand for livestock products is mostly determined by income levels, rather than medical standards. Therefore, market research reveals that the demand depends not only on the price level but also on income, consumer preferences, product quality and producers.

Keywords: demand, consumption quality, income, rate of consumption, consumption per capita, meat products, dairy products

российское предпринимательство, 2011, № 3 (2)

Отпечатано в типографии ЗАО «Корпорация Знак». Тираж 4000 экз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.