Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ В РАМКАХ НАУЧНЫХ ШКОЛ РОССИИ (НА МАТЕРИАЛЕ ЗАЩИТ ДИССЕРТАЦИЙ, МГПУ, 2016-2022)'

ИССЛЕДОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ В РАМКАХ НАУЧНЫХ ШКОЛ РОССИИ (НА МАТЕРИАЛЕ ЗАЩИТ ДИССЕРТАЦИЙ, МГПУ, 2016-2022) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
86
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИССЕРТАЦИОННЫЙ СОВЕТ Д 850.007.12 / ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ СТРАН ЗАРУБЕЖЬЯ / НАУЧНАЯ ШКОЛА / ЗАЩИЩЕННЫЕ ДИССЕРТАЦИИ / ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ЗАРУБЕЖНОГО ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Меркулова М.Г., Герасимова С.А.

В статье анализируются диссертационные исследования и научные публикации соискателей, защитившихся в диссертационном совете Д 850.007.12 на базе Московского городского педагогического университета. Обосновывается актуальность проведенных исследований, связанная с обновлением теоретического знания, методологических принципов и подходов к изучению литературы стран Западной Европы, Северной и Южной Америки. Показано, что тематика, концепции, достоверность выводов докторских и кандидатских диссертаций, защищенных в 2016-2022 годах, анализируются в контексте научных парадигм и с учетом актуальности проблематики этих работ для современного фундаментального литературоведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Меркулова М.Г., Герасимова С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF MODERN PROBLEMS OF LITERARY CRITICISM WITHIN THE FRAMEWORK OF SCIENTIFIC SCHOOLS OF RUSSIA (ON THE MATERIAL OF THESES DEFENSES, MCU, 2016-2022)

The article regards dissertations and scientific publications presented to the dissertation council D 850.007.12 on the basis of the Moscow City University. The relevance of the research conducted is related to the renewal of theoretical knowledge, methodological principles and approaches to studying the literature of Western Europe, North and South America. It is shown that the topics, concepts, reliability of the conclusions of Doctoral and PhD theses defended in 2016-2022 comply with the scientific paradigms while taking into account the relevance of the issues under study for modern fundamental literary criticism.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ В РАМКАХ НАУЧНЫХ ШКОЛ РОССИИ (НА МАТЕРИАЛЕ ЗАЩИТ ДИССЕРТАЦИЙ, МГПУ, 2016-2022)»

Обзорная статья

УДК 378.24:82

DOI: 10.25688/2076-913Х.2023.50.2.17

ИССЛЕДОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ В РАМКАХ НАУЧНЫХ ШКОЛ РОССИИ (НА МАТЕРИАЛЕ ЗАЩИТ ДИССЕРТАЦИЙ, МГПУ, 2016-2022)

Меркулова Майя Геннадиевна1, Герасимова Светлана Анатольевна2

1 2 Московский городской педагогический университет, Москва, Россия

1 merculovamaya@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-0054-5647

2 gerasvetlana@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-3960-8841

Аннотация. В статье анализируются диссертационные исследования и научные публикации соискателей, защитившихся в диссертационном совете Д 850.007.12 на базе Московского городского педагогического университета. Обосновывается актуальность проведенных исследований, связанная с обновлением теоретического знания, методологических принципов и подходов к изучению литературы стран Западной Европы, Северной и Южной Америки. Показано, что тематика, концепции, достоверность выводов докторских и кандидатских диссертаций, защищенных в 2016-2022 годах, анализируются в контексте научных парадигм и с учетом актуальности проблематики этих работ для современного фундаментального литературоведения.

Ключевые слова: диссертационный совет Д 850.007.12, литература народов стран зарубежья, научная школа, защищенные диссертации, проблемы современного зарубежного литературоведения.

Для цитирования: Меркулова, М. Г., Герасимова, С. А. (2023). Исследование современных проблем литературоведения в рамках научных школ России (на материале защит диссертаций, МГПУ, 2016-2022). Вестник МГПУ. Серия «Филология. Теория языка. Языковое образование», 2(50), 195-210. https://doi.org/10.25688/2076-913Х.2023.50.2.17

© Меркулова М. Г., Герасимова С. А., 2023

Review article

UDC 378.24:82

DOI: 10.25688/2076-913X.2023.50.2.17

RESEARCH OF MODERN PROBLEMS OF LITERARY CRITICISM WITHIN THE FRAMEWORK OF SCIENTIFIC SCHOOLS OF RUSSIA (ON THE MATERIAL OF THESES DEFENSES, MCU, 2016-2022)

Maya G. Merkulova1, Svetlana A. Gerasimova2

1 2 Moscow City University, Moscow, Russia

1 merculovamaya@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-0054-5647

2 gerasvetlana@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-3960-8841

Abstract. The article regards dissertations and scientific publications presented to the dissertation council D 850.007.12 on the basis of the Moscow City University. The relevance of the research conducted is related to the renewal of theoretical knowledge, methodological principles and approaches to studying the literature of Western Europe, North and South America. It is shown that the topics, concepts, reliability of the conclusions of Doctoral and PhD theses defended in 2016-2022 comply with the scientific paradigms while taking into account the relevance of the issues under study for modern fundamental literary criticism.

Keywords: dissertation council D 850.007.12, literature of foreign countries, scientific school, defended dissertations, issues of modern foreign literature criticism.

For citation: Merkulova, M. G., Gerasimova, S. A. (2023). Research of modern problems of literary criticism within the framework of scientific schools of Russia (on the material of theses

defenses, MCU, 2016-2022). MCU Journal of Philology. Theory of Linquistics. Linquistic Education, 2(50), 195-210. https://doi.org/10.25688/2076-913X.2023.50.2.17

Московский городской педагогический университет — один из динамично развивающихся вузов Российской Федерации. Здесь многие годы отмечается повышенный интерес к исследованию процессов развития научно-теоретического знания, ведется активная исследовательская работа. В немалой степени этому способствуют научные школы, которые получили известность в научном сообществе в силу высокого уровня исследований, их оригинальности, научной репутации, научных традиций, преемственности поколений. Стремление к сохранению и приумножению интеллектуального потенциала в Институте иностранных языков МГПУ основано на научных разработках исследовательских коллективов кафедр прежде всего английской и романской филологии, обращающихся к проблемам литературоведения. На кафедрах германистики и лингводидактики и китайского языка происходит формирование научного сообщества ученых-литературоведов.

В период с 2016 по 2022 год в диссертационном совете Д 850.007.12 (председатель — проф. МГПУ М. Г. Меркулова) было защищено 25 диссертаций по специальности 10.01.03 «Литература народов стран зарубежья», в том числе три докторские и 22 кандидатские. Особое внимание уделялось разработкам, выполненным в Институте иностранных языков МГПУ в рамках развивающейся научной школы «Проблемы

современного зарубежного литературоведения», работающей в двух основных направлениях: исследование теоретических и прикладных проблем зарубежной литературы (руководитель — д-р филол. наук, доц. М. Г. Меркулова) и американской литературы (координатор — д-р филол. наук, проф. К. М. Баранова).

Диссертационные исследования на соискание ученой степени доктора наук были посвящены изучению: философского аспекта ранней драматургии Г. Гауптмана как яркого явления литературно-философского синкретизма (А. П. Склизкова. Философия мира и человека в ранней драматургии Г. Гауптмана. 2019); образного поля «корабль», имеющего в основе мифопоэтический образ, рассматриваемый в качестве топоса западноевропейской культуры (И. С. Макарова. Образное поле «корабль» в западноевропейской литературе. 2020); эпической традиции англосаксов, переосмысленной для выражения христианских представлений о мире и воплотившейся в поэмах Кодекса Юниуса («Бытие», «Исход», «Даниил», «Христос и Сатана») в форме христианского эпоса (М. В. Яценко. Древнеанглийский христианский эпос: проблемы жанра поэм Кодекса Юниуса. 2022).

Ранняя драматургия Г. Гауптмана (1862-1946) относится к тому историческому периоду, когда с наибольшей полнотой осуществлялась практическая, творческая реализация прошлого культурного наследия. Актуальность работы А. П. Склиз-ковой, выполненной в Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена (РГПУ им. А. И. Герцена) (Санкт-Петербург), определяется возросшим исследовательским и читательским интересом к диалогу литературы и философии, плодотворность которого была наиболее ощутима в Германии на рубеже прошлого столетия. Теоретическое обоснование широкого контекста связи раннего творчества Г. Гауптмана и культурно-эстетической мысли микроэпохи модерна конца XIX - начала XX века позволяет представить философию и литературу как единое общекультурное целое, показать переосмысление принципов миропорядка, принципов личности, коррегирующей миропорядок эпохи (Склизкова, 2016). В работе речь идет о том, что прошлое, осознанное с точки зрения современности, становится близким и понятным в той мере, в какой современность на определенном витке своего развития способна постичь его. Новый подход к изучению образного (поэтическое слово) и понятийного (философское мышление) синкретизма дает возможность воспринять драмы Г. Гауптмана в их нерушимом единстве. Автором диссертации разработана философско-филологическая концепция, основанная на принципах герменевтического анализа, что предполагает размышления о философской концепции Г. Гауптмана, осознаваемой как мировоззрение писателя, которое представлено в его драматургии посредством образных средств. Диссертант отмечает, что онтологичность сознания Г. Гауптмана как писателя-модерниста проявляется в творческом акте познания мира и осмысления своего бытия в нем. Так, одна из ведущих проблем литературы на рубеже XIX-XX веков — выстраивание определенных отношений с миром повседневности, принятие и познание такого мира субъектом, осознающим необходимость освоения и контакта с этим миром, — оказывается одной из самых значительных в ранней драматургии Г. Гауптмана.

Теоретическая значимость докторского исследования И. С. Макаровой связана с введением в понятийную базу литературоведения таких терминов, как «генеративное образное поле» и «топос-ген», с возможностью использования результатов работы для характеристики образной системы западноевропейской культуры в контексте ее соотнесенности с мировым культурным наследием. Автор рассматривает образное

поле «корабль», имеющее в основе мифопоэтический образ как топос западноевропейской культуры. Компонентами ядра образного поля «корабль» становятся Ноев ковчег, Корабль дураков и Летучий голландец (Макарова, 2019), которые можно представить в контексте соотнесения с тремя ключевыми этапами его развития на том или ином историческом отрезке: синкретизм, рефлективный традиционализм, индивидуальное творчество, — отражающими основные стадии развития топоса-гена «корабль» в соответствии с теорией исторической поэтики. В качестве материала исследования автор использует фольклорные и литературные произведения, начиная от мифов народов мира, «Одиссеи» Гомера и «Корабля дураков» С. Бранта до «Корабля дураков» К.-Э. Портера, «Океана» А. Васкеса-Фигероа и «Шлюпки» Ш. Рогана. К числу анализируемых автором произведений искусства относятся следующие живописные полотна: «Корабль дураков» И. Босха, «Борьба за выживание» Э. Делакруа, «Гибель корабля "Лефорт"» И. К. Айвазовского; образцы художественной фотографии: «Красная роза» Э. Хааса, «Роза и дерево» А. Адамса, «Раннее утро на реке. Лондонский мост. 1» и «Раннее утро на реке. Лондонский мост. 2» Б. Брандта; опера «Летучий голландец» Р. Вагнера; а также кинематографические работы: «И корабль плывет» Ф. Феллини и «2001: Космическая одиссея» С. Кубрика.

Основной целью диссертационного исследования М. В. Яценко служит выявление жанровых характеристик христианского эпоса англосаксов, описание его структуры и специфики в сравнении с другими жанровыми формами этой традиции. К своеобразию христианского эпоса как жанра автор относит его культурно-исторические и теоретические аспекты; связь христианского эпоса с фигурой автора-авторитета; использование приемов построения повествования, их семантику; функционирование малых жанров или актуальных текстов в эпическом контексте; осмысление исторического прошлого в христианском эпосе; специфику композиционной организации текстов христианского эпоса (Яценко, 2020). Автором впервые описан христианский эпос как самостоятельный жанр поэзии англосаксов; проведен комплексный анализ древнеанглийских поэм на библейские темы с учетом разных традиций осмысления эпоса; изучен свод древнеанглийских библейских парафраз Кодекса Юниуса как целостного эпического повествования на разных уровнях текста — от организации сюжета и композиции до приемов построения текста и особенностей создания образов; выявлены и проанализированы принципы влияния разных аспектов христианской традиции (экзегезы, гимнографии, литургической практики) на жанровую природу христианского эпоса; выделены малые жанры, входящие в состав древнеанглийского христианского эпоса, установлены принципы описания их актуального воздействия на ситуацию; христианский эпос описан как особый способ осмысления исторического прошлого, проведено его сравнение с христианской историографией; в научный оборот на русском языке введены тексты поэм «Даниил» и «Христос и Сатана», предпринят их развернутый анализ.

Традициям научной школы «Проблемы современного зарубежного литературоведения» отвечают научные исследования аспирантов Института иностранных языков МГПУ. Ученики школы и их научные руководители обращаются к актуальным вопросам национальной идентичности, литературных жанров, творчеству зарубежных писателей и др. Остановимся на некоторых идейно-тематических аспектах защищенных диссертаций, отражающих реализацию основных направлений исследований.

Диссертационное исследование А. П. Журавлевой (Переосмысление мифа о земле обетованной в творчестве Джеймса Фенимора Купера, 2016, научный руководитель — д-р филол. наук, доц. М. Г. Меркулова) представляет собой системное рассмотрение творчества известного американского писателя с точки зрения функционирования мифов, лежащих в основе американского национального самосознания. Автором работы предпринята попытка проследить художественное воплощение мифа первых колонистов об Америке как о земле обетованной в творчестве писателей-романтиков и его переосмысление в произведениях Д. Ф. Купера. В контексте темы исследования представляют интерес характеристики образа Нового Адама, функционировавшего в колониальной литературе Америки (Баранова, Афанасьева, 2014, с. 9), что позволяет А. П. Журавлевой провести сравнение с аналогичным образом в литературе романтизма, в частности в романах Д. Ф. Купера.

В диссертационной работе Е. С. Ясько (Художественное осмысление проблемы зла в системе зрелого американского романтизма, 2016, научный руководитель — д-р филол. наук, проф. К. М. Баранова) анализируются произведения американских романтиков Натаниеля Готорна, Эдгара Алана По и Германа Мелвилла. Творчество представителей этого направления американского романтизма отличает идейно-художественное единство в изображении рассматриваемого автором диссертации феномена. Выбранная для научного изыскания проблема — одна из важнейших для романтического восприятия писателями действительности, автор делает особый акцент на гуманистической составляющей художественного наследия американских писателей анализируемого в диссертации периода, характеризуя зрелый этап в истории американского романтизма как романтический гуманизм (Ясько, 2015). То, каким образом зло трактуется на разных этапах развития литературы США, не только отражает нравственные идеалы создаваемого общества, но и способствует формированию национального самосознания.

Диссертационная работа О. Я. Федоренко (Архетипичность образов и мотивов в драматургии Т. Уильямса, 2018, научный руководитель — д-р филол. наук, проф. К. М. Баранова) являет собой пример комплексного изучения творчества американского драматурга середины XX века Теннесси Уильямса в архетипиче-ской парадигме «образ» и «мотив». Принципиальная отличительная черта научного исследования состоит в отступлении от привычного для западных школ восприятия архетипов исключительно сквозь призму психоанализа с тесным отождествлением литературного архетипа и его аналога в области психологии (Федоренко, 2017). Автору диссертации удается усовершенствовать методы исследования содержания и структуры архетипического компонента литературных образов и мотивов, в частности особенностей их функционирования в драматургическом тексте.

Научная новизна диссертационного исследования О. И. Нефедовой (Этапы художественного осмысления мифологемы «Святой Грааль» в американской литературе ХХ-ХХ1 веков, 2019, научный руководитель — д-р филол. наук, проф. К. М. Баранова) заключается в предпринятой впервые попытке разносторонне изучить художественное наследие трех американских писателей XX-XXI веков посредством анализа этапов реализации мифологемы «Святой Грааль» в текстах американских романов «Великий Гэтсби» Ф. С. Фицджеральда, «Зима тревоги нашей» Дж. Стейнбека и «Код да Винчи» Д. Брауна. Мифологические элементы и сюжеты оказываются важными

«персональными моделями» (В. А. Луков) для писателей США (Нефедова, 2018). Упомянутая мифологема изучается в качестве сложного эволюционирующего явления, обладающего многослойной структурой (архаичное (мифологическое) содержание и более современные смысловые наложения) и отражающего изменения в ценностных тенденциях американцев. Мифологема находится на пересечении взаимодействия мотива, архетипа и мифа, включая в себя вневременное содержание, мифологический материал и почву для создания новых смыслов.

Значительная часть защищенных исследований посвящена рассмотрению различных аспектов творчества английских писателей, романистов, драматургов, поэтов.

В исследовании К. Г. Шишкина (Переписка как свидетельство литературных интенций Грэма Грина, 2016, научный руководитель — д-р филол. наук, доц. О. В. Ти-машева) предпринята попытка обнаружить с помощью эпистолярия связь между рождающимся художественным замыслом и его творческой реализацией в произведениях английского писателя, поэта и журналиста. Переписка писателей, их эпистолярные диалоги всегда привлекают своей самобытностью, искренностью и уникальными фактами, необходимыми для познания эпохи. Работа вносит свою лепту в подтверждение теоретических идей о письмах как о предлитературе и автодокументальном повествовании. Определение авторской позиции в автобиографическом сочинении и романах, о которых известно, что они тесно связаны с биографией Г. Грина, выверяется с точки зрения самых первых его творческих набросков, а также писем, служащих свидетельством его интенций. Согласимся с мнением о том, что биография писателя, тесно переплетающаяся с теорией и историей литературы, важна для историко-литературной науки, поскольку объективно существующее единство художника и человека, личности и истории определяет методологическое содержание и структуру биографии писателя (Меркулова, Герасимова, 2022, с. 274).

Стратегии креативной рецепции мировой поэзии в произведениях английского писателя Дж. Фаулза «Аристос», «Женщина французского лейтенанта», «Башня из черного дерева» стали предметом рассмотрения в исследовании М. С. Дроздовой (Рецепция поэзии в творчестве Дж. Фаулза 60-70-х годов XX века, 2016, научный руководитель — д-р филол. наук, доц. М. Г. Меркулова). Актуальность данной работы обусловлена эффективностью использования метода рецептивной эстетики при исследовании постмодернистских текстов, приобретающего все большую популярность в отечественном литературоведении благодаря взаимосвязи психологии и литературы. Результатом исследования является общий вывод о значении категории рецепции в современном отечественном литературоведении при анализе постмодернистского текста (Дроздова, 2016).

Объектом исследования О. В. Шишкиной (Пространственно-аудиальный код английского романа-антиутопии, 2019, научный руководитель — д-р филол. наук, доц. М. Г. Меркулова) выступают классические английские романы-антиутопии «Повелитель мух» У. Голдинга, «1984» Дж. Оруэлла, «Дивный новый мир» О. Хаксли. Автор формулирует проблемы онтологической значимости пространственного и аудиального кодов и их взаимодействия в антиутопии и выделяет как жанрово-образующий термин «пространственно-аудиальный код». В романе Дж. Оруэлла «1984» изучена семантизация центрального конфликта пространственно-аудиальным кодом, проанализировано аудиальное наполнение пространства, выявлены функции

звукообразов колокольного звона и боя часов, установлен их изоморфизм в сюжетной и смысловой структуре текста. В романе О. Хаксли «Дивный новый мир» исследованы синтагматические отношения пространств и установлено несовпадение между эксплицитной и имплицитной моделями оппозиции «ад - рай», а также неклассический характер оппозиции «антиутопическое пространство — альтернативное пространство». В романе У. Голдинга «Повелитель мух» определен статус острова как топоперсонажа и исследовано формирование образа острова пространственно-аудиальным кодом, проанализированы оппозиция «свет - тьма», семантическая структура топоса берега и поэтика финального эпизода, а также установлена пространст-венно-аудиальная актуализация концептов «слово», «молчание», «смерть», «жизнь» (Шишкина, 2018).

Английская «новая драма» как модификация жанра драмы на рубеже XIX-XX веков служит объектом диссертационного исследования М. А. Григорьевой (Драматургия Генри Артура Джонса в становлении английской «новой драмы» конца XIX- начала XX века, научный руководитель — д-р филол. наук, доц. М. Г. Меркулова). Актуальность исследования связана с неугасающим интересом литературоведов к формированию новых жанров, определению их границ, вопросам выражения национальной самоидентичности. Научная новизна работы состоит в применении системного подхода к изучению драматургии Г. А. Джонса в контексте становления английской «новой драмы» конца XIX - начала XX века, переводе на русский язык и включении в научный оборот пятнадцати пьес драматурга. Диссертант отмечает, что «новая драма» как жанр драмы имеет определенные отличительные черты в национальных литературах: интеллектуальное наполнение пьес, взаимопроникновение трагического и комического, жанровую диффузию, наличие символов и подтекста, переход от внешнего конфликта к внутреннему (Григорьева, 2019).

Большая значимость и острота вопроса, затронутого в диссертации С. В. Любее-вой (Проблема поколений в творчестве К. Исигуро, 2022, научный руководитель — д-р филол. наук, доц. М. Г. Меркулова), подтверждается постоянным обращением к нему в мировой литературе. Несмотря на то что вручение в 2017 году К. Исигуро Нобелевской премии по литературе вызывает значительный интерес к творчеству писателя в современной отечественной и зарубежной англистике, осмысление проблемы поколений в его произведениях остается на периферии исследовательского внимания и требует детального рассмотрения. Научная новизна диссертации заключается в том, что в отечественном литературоведении впервые предпринята попытка всестороннего анализа внутрипоколенческих и межпоколенческих проблем пяти поколений (от й I. — величайшего (1901-1924) до Z — цифрового (2000 — по наст. вр.)) на материале творчества К. Исигуро. Подробно анализируя все на момент написания работы произведения автора (в том числе его ранние рассказы), диссертант систематизирует универсальные и специфические внутрипоколенческие и межпоколенческие проблемы (Любеева, 2021).

Исследованию возвышенного прекрасного и земного жизненного посвящена диссертация О. И. Кирдяевой (Эстетические мифологемы романа О. Уайльда «Портрет Дориана Грея», 2022, научный руководитель — д-р филол. наук, доц. М. Г. Меркулова). Эстетизм как культ красоты и преобладания прекрасного над действительностью, как комплекс идей о преобразовании жизни посредством искусства становится для О. Уайльда программой творчества в плане создания литературных произведений.

Ярким примером художественного воплощения авторской концепции эстетизма служит единственный роман писателя «Портрет Дориана Грея» (Кирдяева, 2022). Проблемность анализируемых романистом с точки зрения эстетизма явлений: феномена красоты, соотношения внешней красоты и внутренней, этики и искусства, взаимосвязи жизни, красоты и искусства, роли искусства и его влияния на человека, а также необходимости выявления в произведениях писателя значимых мифологем, отражающих сквозь призму авторского видения его собственную индивидуальность и лицо эпохи, — определяют актуальность диссертации О. И. Кирдяевой. Новизна работы состоит в выявлении ряда центральных мифологем исследуемого романа (сад, портрет и творец) и их соотнесенности с эстетической концепцией автора. Диссертант выдвигает идею триады, которую образуют искомые мифологемы: локус (место появления, сад) — создатель (творец) — предмет творения (портрет), каждая из которых построена в романе О. Уайльда на бинарной оппозиции «искусство - жизнь» (возвышенное, прекрасное и приземленное, жизненное), также лежащей в основе эстетической теории автора.

Интересными представляются исследования, посвященные французской литературе (2020-2022 годы, научный руководитель — д-р филол. наук, доц. О. В. Тимашева). А. В. Карпова в диссертации Формы презентации фантастического во французском романе XX века (на примере романов Ж. Грака и Р. Баржавеля, 2020) обращается к двум наименее изученным направлениям французской фантастической литературы: так называемому магическому реализму и фэнтези. Актуальность научного изыскания обусловлена распространением фантастики, ставшей одним из самых значимых социокультурных феноменов современности. Автор выявляет существенную особенность репрезентации фантастического: дихотомию реального и сверхреального (сверхъестественного), нашедшую свое отражение в поэтике магического реализма. В работе рассматриваются произведения классика современной литературы, известного французского писателя Ж. Грака и одного из крупнейших представителей французской научной фантастики XX века, популярного сегодня Р. Баржавеля. Ж. Грак принадлежит к числу самобытных французских писателей, чье творчество отражает характерные для второй половины XX века художественные искания и открытия (Тимашева, Карпова, 2020). В диссертации А. В. Карповой впервые в отечественном литературоведении романы французского писателя Жюльена Грака рассмотрены с позиций магического реализма. Роман Р. Баржавеля «Чародей», определяемый как историческое фэнтези, также впервые становится материалом научного исследования в отечественном литературоведении и переводится автором диссертации на русский язык.

Целью диссертационной работы М. В. Тищенко (Эссеистика во Франции конца XIX - начала XXI вв. (Шарль Пеги, Жан-Поль Сартр, Мишель Уэльбек), 2022) является анализ общественно значимого потенциала эссеистики (ангажированной, публицистической, философско-моралистической, художественной, дневниковой или мемуарной), в которой выступают известные писатели Франции конца XIX -начала XXI века: Шарль Пеги, Жан-Поль Сартр, Мишель Уэльбек. Диссертант стремится продемонстрировать роль эссеистики в формировании мировоззренческой позиции человека, к которому всегда обращены рассуждения автора; обозначить художественные приемы и лингвистические средства выразительности эссеистики (Тищенко, 2020). Эссеистическое творчество Пеги, Сартра и Уэльбека исследуется им с историко-политической точки зрения (непрерывность обращения во Франции к вольной форме); в свете истории и теории литературы (проблемы жанра); эстетики

(литературный герой и святой — у Пеги; отказ от литературы в пользу нагого слова — у Сартра; дискурс благополучного мира Уэльбека); лингвистики и риторики (стилевые приемы и грамматика текста эссеистического трактата). Диссертант делает общий вывод о том, что эссе популярных писателей Франции — Шарля Пеги, Жан-Поль Сартра и Мишеля Уэльбека, — вышедших к широкой аудитории с промежутком в полвека, отличаются похожей силой воздействия на французского и даже мирового читателя.

Тема войны — одна из вечных в литературе. Будучи онтологичной, она по воле автора, и даже независимо от него, запечатлевает духовные константы бытия — отчужденность и причастность; греховность и праведность; сферу инстинктов, связанных с душевно-телесными устремлениями, а также специфическую эстетическую реальность, т. е. художественную модель войны и мира, по-своему преломляющую действительность (Морозов, 2018). Актуальность диссертации И. В. Морозова (Тема Второй мировой войны в творчестве Ж.-П. Сартра, 2022) определяется непреходящим интересом к романам писателя благодаря его приближению к важной для России и Европы военно-исторической проблематике. Научная новизна диссертационного исследования заключается в произведенной попытке с новой, историко-философской и одновременно психологической, опирающейся на проблемы сознания точки зрения проанализировать известные произведения Ж.-П. Сартра о войне: трилогию «Дороги свободы» («Возраст зрелости»; «Отсрочка»; «Смерть в душе», 1945-1949); а также пьесы: «Мухи» (1943); «Мертвые без погребения» (1946); «Затворники Альто-ны» (1959). Диссертант отмечает, что романы Ж.-П. Сартра, воплощающие его философию, продолжают быть интересными для нового читателя за счет наглядного представления философии «о бытии и ничто». Бегство от «ничто», т. е. пробуждение сознания, появление структуры индивидуального сознания много значат для достижения свободы, независимого выбора. Истина в философии Ж.-П. Сартра конкретна и подтверждается реальными событиями в жизни человека, попавшего на войну. Прозрение этой истины сопровождается трансформацией настоящего мира в одном, отдельно взятом сознании.

Диссертационный совет ведет плодотворный научный диалог с представителями других научных школ Москвы (Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ), Институт мировой литературы им. А. М. Горького РАН (ИМЛИ им. А. М. Горького РАН)), а также Санкт-Петербурга, Красноярска, Ростова-на-Дону, Крыма.

В диссертационной работе Ю. В. Красовицкой («Der Neue Mensch» в немецкой экспрессионистской драме, 2018, РГГУ, научный руководитель — д-р филол. наук, проф. Н. С. Павлова) на широком материале немецкоязычной драматургии представлен комплексный анализ экспрессионистской идеи обновления и образа нового человека в аспекте оказывавших влияние на его формирование трех ведущих факторов: христианских, ницшеанских и социалистических воззрений (Красовицкая, 2012). Предпринята попытка подробного рассмотрения этого образа и выделения его ключевых характеристик на основе детального изучения экспрессионистских драматических произведений со свойственной для них внутренней устремленностью к изменению и преображению мира, прорыву в новые сферы жизни, абсолютным нравственным ценностям.

Во второй половине XX века в литературе трансформируется одна из основных жанровых форм романа — роман воспитания, приобретающий событийную интенсивность, связанную с новыми отношениями писателя и читателя: экономией читательского

времени и шокирующими реалиями, наличием развлекательного элемента. В исследовании Н. С. Шалимовой («Жанровая динамика англоязычного романа воспитания второй половины XX века», 2018, Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, научный руководитель — канд. филол. наук, доц. С. Г. Липнягова), рассматривающей романы «Над пропастью во ржи» (Дж. Д. Сэлинджер, 1951), «Повелитель мух» (У. Голдинг, 1954), «Осиная фабрика» (И. Бэнкс, 1984), «Заводной апельсин» (Э. Берджесс, 1962), «Хорошо быть тихоней» (Ст. Чбоски, 1999), «Детство Иисуса» (Дж. Кутзее, 2013), «Щегол» (Д. Тартт, 2013), представлена поэтическая реконструкция некоторых архетипических моделей взаимодействия личности и общества, попытки экзистенциального осмысления человеком своего места в мире (Шалимова, 2014). Диссертант приходит к выводу о том, что появление новой жанровой модификации — обряда посвящения как одного из древнейших архаических обрядов, с которым связана сюжетная схема обновленного романа воспитания, — обусловлено освоением новой концепции времени, ослаблением социально-исторического контекста, пониманием сакрального в ХХ веке, а также мифичностью сознания.

Целью исследования В. С. Любеева (Шпионский роман-экшен в американской литературе середины XX- началаXXI веков, 2018, Крымский университет культуры, искусств и туризма, научный руководитель — д-р филол. наук, доц. М. В. Норец) является жанровая природа и функционирование американского шпионского рома-на-экшена и его место в мировом литературно-культурологическом процессе (Любеев, Норец, 2017). Детальному анализу в работе подвергается механизм формирования жанровой модификации, выстроенный по модели клеточного деления. При этом автор работы выделяет ее в качестве самостоятельного субжанра. Анализ поэтики таких произведений позволят диссертанту выявить элементы героического эпоса как базового идентификатора исследуемого жанра.

Сложность понимания специфики художественной прозы Ч. Паланика отмечена многими литературоведами и критиками. Однако в отечественном литературоведении проза писателя еще не получила должного всестороннего освещения. Актуальность работы Р. А. Семченко (Специфика художественного метода Ч. Паланика, 2020, Крымский федеральный университет им. В. В. Вернадского, научный руководитель — д-р филол. наук, доц. М. В. Норец) обусловлена интересом ученых к рассмотрению специфики художественной практики Ч. Паланика в корреляции с эстетическими принципами, приемами и средствами американской литературы первой половины XXI века. Исследование посвящено комплексному изучению художественного метода Ч. Паланика, становление которого неразрывно связано с биографическими, историческими и литературными реалиями в жизни писателя (Семченко, 2020). Модель художественной картины мира Ч. Паланика состоит из тематического комплекса актуальных общечеловеческих, социокультурных, философских, правовых проблем современности. Диссертант выделяет следующие ключевые составляющие прозы Ч. Паланика: минимализм; сарказм; иронию; черный юмор; единство высокой и низкой культуры, литературной традиции и новаторства; принцип открытого финала.

В современной культуре жанр рассказа продолжает оставаться популярным как у широкого читателя, так и в академических кругах. Исследование М. С. Бережной (Образ «своей комнаты» в современном женском рассказе, 2020, Южный федеральный университет, научный руководитель — д-р филол. наук, доц. О. А. Джумайло), посвященное английскому женскому рассказу 1960-2000 годов, обращено к нему

как к художественному феномену, интересному в плане реализации в нем устойчивого эмблематического образа «своей комнаты», восходящего к эссе В. Вулф. Автор диссертации также изучает связь этого образа с другими культурными метафорами пространственного типа («ангел дома», «разделение сфер», «сумасшедшая на чердаке»); разнообразные реляции образа «своей комнаты» с другими вариантами локусов (комнаты как пространства узничества; как пространства эскапизма; как аналога кабинета; как пространства трансфера и т. д.) и функции таких конфигураций в поэтике текста и его концепции (Berezhnaya, 2018). В работе впервые на материале современного английского женского рассказа проводится многоаспектный анализ образа «своей комнаты» как основы для концептуального осмысления и специфики репрезентации женского вопроса и женского опыта. Обращение к женскому рассказу как продуктивному жанру современной литературы в его эстетически значимых образцах, созданных Д. Лессинг, Ф. Уэлдон и Т. Хэдли — представительницами разных поколений писательниц, осмысляющих итоги решения женского вопроса в художественной форме, обусловливает актуальность диссертационного исследования для отечественной и зарубежной англистики. Обращаясь к вопросу о жанровом и тематическом своеобразии женского рассказа, диссертант вносит существенный вклад в актуальную научную дискуссию о феномене женской прозы.

Фигура Сэмюэла Беккета занимает особое место в истории развития современной европейской литературы. Разносторонний талант писателя позволил ему работать в нескольких жанрах. Попробовав свои силы в поэзии и критике, он перешел к написанию новелл и романов, однако оставался неизвестным широкому кругу читателей до тех пор, пока не принял решение обратиться к драматургии. Наличие общих мотивов в текстах, созданных в разное время, дает право говорить о концептуальном единстве всего творчества писателя, которому посвящены два исследования, защищенные в диссертационном совете в 2021 году соискателями Южного федерального университета И. Н. Чернышевым (Феноменология движения в раннем творчестве С. Беккета) и Ю. И. Семенченко (Жанровый эксперимент в малой франкоязычной прозе С. Беккета). Научным руководителем диссертаций является д-р филол. наук, доц. О. А. Джумайло.

И. Н. Чернышев в своей диссертационной работе анализирует образы, связанные с движением в рамках целостной системы текста Беккета, благодаря чему удается пролить свет на сложную художественную и философскую концепцию раннего творчества писателя, единство его художественной онтологии (Чернышев, 2020). Систематическое исследование включает в себя крупные прозаические произведения, созданные Бекке-том в 1930-е годы. Диссертант успешно использует комплексную методологию с опорой на феноменологический подход, который не применялся при анализе раннего творчества писателя. Образы, связанные с движением, дают возможность продемонстрировать наблюдаемое на протяжении всего творческого пути Беккета единство авторской фило-софско-экзистенциальной концепции героя, находящегося в постоянно возобновляемых, но тщетных поисках своего истинного положения в мире.

Размытость жанровых очертаний поэтики малой формы вкупе с ее экспериментальным характером, а также углубление философско-эстетической и лингвофило-софской рефлексии во многом определяют специфику художественного мира малой формы Беккета. Дуалистический характер бытия человека и различного рода противоречия — онтологические, эпистемологические, экзистенциальные — выступают

ведущими темами Беккета на протяжении всего его творческого пути, но именно в рамках малой франкоязычной прозы автора они выкристаллизовываются в их радикальном воплощении. Диссертант Ю. И. Семенченко изучает франкоязычную малую прозу зрелого (1940-1950) и позднего (1960-1970) периодов творчества С. Беккета как специфическое явление, характеризующее новый мировоззренческий и формально-эстетический модус в творческой эволюции автора и отображающее преодоление литературных традиций. Впервые целый ряд франкоязычных рассказов, созданных в период с середины 1940-х по 1970-е годы, рассматривается диссертантом с точки зрения анализа концептуальных и структурно-тематических стратегий, обозначающих радикализацию эксперимента в малой прозе, с опорой на принципы жанровой поэтики модернистского рассказа, что предполагает возможность связной интерпретации исследуемых текстов (Семенченко, 2021).

Творчество английского писателя Чарльза Диккенса (Charles Dickens, 1812-1870), получившее мировую известность в XIX веке, продолжает волновать читателей нашей эпохи, а его изучение остается актуальным. Эстетика фантастического впервые рассматривается как доминанта литературного стиля Ч. Диккенса в исследовании М. И. Крупениной (Эстетика фантастического в романах воспитания Ч. Диккенса, 1921, ИМЛИ им. А. М. Горького РАН, научный руководитель — д-р филол. наук, ведущий научный сотрудник Е. В. Халтрин-Халтурина). В позднеромантический, а также в постромантический период, во времена правления королевы Виктории, английские поэты и писатели начали отдавать предпочтение фантазии (fancy) как иной способности ума, подпитывающей всевозможные иллюзии. Увлеченность викторианцев фантазией отражается в биографических текстах куда интенсивнее, чем в раннеро-мантическую эпоху проникают элементы фантастического, нереального, сказочного, паранормального (Крупенина, 2021). Не избежали такой судьбы и романы воспитания, созданные Диккенсом. Основным предметом исследования диссертанта является литературный стиль Ч. Диккенса, отмеченный интересом к эстетике фантастического, но в то же время воплощающийся в художественных текстах, предполагающих наличие документально-реалистического повествования.

Репрезентации ренессансной модели гуманизма в европейской драматургии последней трети XX века посвящена работа М. С. Щукиной (Рецепция трагедии У. Шекспира «Гамлет, принц датский» в пьесах европейских драматургов последней трети XX века, 2022, Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, научный руководитель — канд. филол. наук, доц. С. Г. Липняго-ва). В основе Ренессанса как культурно-исторического периода лежит особое понимание человека как подлинной меры вещей, как эталона совершенства мироустройства, что позволяет определить ренессансный гуманизм как гуманизм антропоцентричный (Липнягова, Щукина, 2019). Одним из репрезентативных произведений ренессансной эпохи является трагедия У. Шекспира «Гамлет, принц датский», традиционно воспринимаемая в качестве художественного воплощения кризиса ренессансного гуманизма и лежавшей в его основе концепции человека. Автор диссертации разрешает противоречие между общеевропейской культурной традицией осмысления образа Гамлета как ключевого героя трагедии, борющегося за справедливое и гуманное мироустройство, и новой рецепцией шекспировских образов, сложившейся в европейской драматургии последней трети XX века, открывая самостоятельную значимость второстепенных персонажей У. Шекспира, ставя под сомнение ренессансную модель гуманизма и соответствующий ей образ человека. Актуальность исследования определяется

проблематичностью современного положения гуманистических принципов в европейской культуре; нечеткостью, вариативностью понятия «гуманизм» в гуманитарных науках; интересом компаративистики к феномену диалога в литературе и культуре, а также пристальным вниманием современного литературоведения к прецедентным текстам, аккумулирующим сверхтекстовые образования.

Подводя итог, отметим многообразие подходов и методов к исследованию различных литературных жанров (романы, драмы, рассказы, эссэ, поэтические произведения и др.) и определению степени литературоведческого вклада западноевропейских и североамериканских писателей в их создание и развитие. Такая вариативность позволяет расширить область филологических исследований, которую заполнили и продолжают заполнять последователи, ученики и аспиранты, развивая основополагающие идеи и постулаты теории научных школ Института иностранных языков МГПУ (Москва), ИМЛИ им. А. М. Горького РАН (Москва), Южного федерального университета (Ростов-на-Дону), Крымского федерального университета им. В. В. Вернадского (Симферополь), Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева (Красноярск). Все вышеперечисленные диссертации основываются на антрополингвистическом подходе с учетом национальной специфики литературного материала.

Список источников

1. Склизкова, А. П. (2016). Метаморфоза примирения в драме Г. Гауптмана «Праздник примирения». Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия, 2(38), 166-173.

2. Макарова, И. С. (2019). Образное поле «корабль»: культурологический феномен западноевропейской литературы. Полилингвиальность и транскультурные практики, 16(4), 528-537.

3. Яценко, М. В. (2020). Поэтика древнеанглийского христианского эпоса: приемы передачи аллегорических смыслов библейского сюжета в поэме «Исход». Индоевропейское языкознание и классическая филология, 24-1, 325-338.

4. Баранова, К. М., & Афанасьева, О. В. (2014). Образ Нового Адама в американской колониальной литературе XVII века. Вестник МГПУ. Серия «Филология. Теория языка. Языковое образование», 3(15), 8-17.

5. Ясько, Е. С. (2015). Мотив преодоления зла в творчестве американских романтиков позднего периода. Вестник Тверского государственного университета. Серия «Филология», 3, 343-348.

6. Федоренко, О. Я. (2017). Авторская техника воплощения мотивов «невинность» и «чистота» в пьесе Т. Уильямса «И вдруг минувшим летом». Филологические науки. Вопросы теории и практики, 3-3(69), 42-45.

7. Нефедова, О. И. (2018). Взаимодействие света и тьмы в романе «Зима тревоги нашей» Дж. Стейнбека. Филологические науки. Вопросы теории и практики, 8-2(86), 247-251.

8. Меркулова, М. Г., & Герасимова, С. А. (2022). Литературные опыты энциклопедиста XVIП века: Жан-Франсуа Мармонтель. Научный диалог, 8(11), 273-293.

9. Дроздова, М. С. (2016). Философская категория рецепции на примере анализа повести Дж. Фаулза «Башня из черного дерева». Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология», 26(2), 71-75.

10. Шишкина, О. В. (2018). Жанрообразующая функция пространственно-аудиального кода в романе-антиутопии У Голдинга «Повелитель мух». Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 2. Искусствоведение. Филологические науки, 2, 129-133.

11. Григорьева, М. А. (2019). Ретроспекция в драме Генри Артура Джонса. Филологические науки. Вопросы теории и практики, 12(3), 442-445.

12. Любеева, С. В. (2021). Портрет поколения «The Silent» в романах К. Исигуро «Там, где в дымке холмы» и «Художник зыбкого мира». Филологические науки. Вопросы теории и практики, 14(11), 3349-3352.

13. Кирдяева, О. И. (2022). О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»: картина, портрет или ... ?

Litera, 1, 114-122.

14. Тимашева, О. В., & Карпова, А. В. (2020). Грак и Вагнер: пути и мотивы схождения и расподоблений. Новый филологический вестник, 1(52), 288-298.

15. Тищенко, М. В. (2020). Философская проблематика и выразительность художественной речи в публицистике М. Уэльбека. Современное педагогическое образование, 10, 196-198.

16. Морозов, И. В. (2018). Художественное воплощение своеобразия идей экзистенциализма в драме Ж.-П. Сартра «Мухи». Мир науки, культуры, образования, 4(71), 496-498.

17. Красовицкая, Ю. В. (2012). Изменение библейского образа «нового человека» в драматургии экспрессионизма (на примере драм Георга Кайзера). Вестник РГГУ. Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение», 18(98), 193-201.

18. Шалимова, Н. С. (2014). Роман инициации как инвариантная форма романа воспитания. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева, 4(30), 265-268.

19. Любеев, В. С., & Норец, М. В. (2017). Жанровая идентификация шпионского романа Хелен Макиннес «Связь через Зальцбург». Общественные науки, 2—1, 270-278.

20. Семченко, Р. А. (2020). Творческий процесс Ч. Паланика: от абстрактного представления к материальному воплощению. Филологические науки. Вопросы теории и практики, 13(1), 104-110.

21. Berezhnaya, M. S. (2018). New Placement of a Woman in Tessa Hadley's Short Stories.

The New Past, 4, 200-207.

22. Чернышев, И. Н. (2020). Образы движения в концепции сюжета романа Сэмюэла Беккета «Мерфи». (1938). Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология, 12(1), 120-126.

23. Семенченко, Ю. И. (2021). Жанровый эксперимент «Никчемных текстов» С. Беккета.

Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Филология. Журналистика», 21(1), 85-89.

24. Крупенина, М. И. (2021). Портрет в роли «свидетеля» (на материале романов «Холодный дом» Ч. Диккенса и «Портрет Дориана Грея» О. Уайльда). Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки, 9(851), 214-227.

25. Липнягова, С. Г., & Щукина, М. С. (2019). Репрезентация ренессансной гуманистической концепции человека в пьесах «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» Т. Стоппарда, «Убийство Гонзаго» Н. Йорданова, «Офелия» Т. Ахтман, «Гамлет в остром соусе» А. Николаи, «Фортинбрас спился» Я. Гловацкого. Филологические науки. Вопросы теории и практики, 12(12), 100-103.

References

1. Sklizkova, A. P. (2016). Metamorphosis of reconciliation in G. Hauptmann's play «The reconciliation». Bulletin of the Research Institute for the Humanities under the Government of the Republic of Mordovia, 2(38), 166-173. (In Russ.).

2. Makarova, I. S. (2019). Image field of ship: a cultural phenomenon of western-european literature. Multilinguality and transculturalpractices, 16(4), 528-537. (In Russ.).

3. Yatsenko, M. V. (2020). Poetics of the old English Christian epic: means of conveying the allegorical senses of the biblical plot in the poem «Exodus». Indo-European Linguistics and Classical Philology, 24-1, 325-338. (In Russ.).

4. Baranova, K. M., & Afanasyeva, O. V (2014). The new Adam figure in American colonial literature of the XVII th century. MCU Journal of Philology. Theory of Linguistics. Linguistic Education, 3(15), 8-17. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Yasko, E. S. (2015). The motif of overcoming evil in the works of later american romantics. Bulletin of the Tver State University. Series «Philology», 3, 343-348. (In Russ.).

6. Fedorenko, O. Y. (2017). Autor's technique to implement the motives «Innocence» and «Purity» in the play by T. Williams «Suddenly, last summer». Philological sciences questions of theory and practice, 3-3(69), 42-45. (In Russ.).

7. Nefedova, O. I. (2018). Interrelation of light and darkness in J. Steinbeck's novel «The winter of our discontent». Philological Sciences Questions of Theory and Practice, 8-2(86), 247-251. (In Russ.).

8. Merkulova, M. G., & Gerasimova, S. A. (2022). Literary Experiences of Encyclopedist of 18th Century: Jean-Francois Marmontel. Scientific Dialogue, 8(11), 273-293. (In Russ.).

9. Drozdova, M. S. (2016). The philosophical category of reception as applied to analyzing the ebonytower by J. Fowles. Bulletin of the Udmurt University. Series «History and Philology», 26(2), 71-75. (In Russ.).

10. Shishkina, O. V. (2018). The genreforming function of spatio-audial code in W. Golding's anti-utopia «Lord of the flies». Bulletin of St. Petersburg State University of Technology and Design. Series 2. Art history. Philological Sciences, 2, 129-133. (In Russ.).

11. Grigor'eva, M. A. (2019). Retrospection in Henry Arthur Jones's drama. Philological Sciences Questions of Theory and Practice, 12(3), 442-445. (In Russ.).

12. Lyubeeva, S. V (2021). «Silent generation» portrait in the novels by K. Ishiguro «A pale view of hills» and «An artist of the floating world». Philological Sciences Questions of Theory and Practice, 14(11), 3349-3352. (In Russ.).

13. Kirdyaeva, O. I. (2022). Oscar Wilde's «Picture of Dorian Gray»: painting, portrait or something else? Litera, 1, 114-122. (In Russ.).

14. Timacheva, O. V., & Karpova, A. V. (2020). Gracq and Wagner: means and motives of semblances and dissimilations. New Philological Bulletin, 1(52), 288-298. (In Russ.).

15. Tishchenko, M. V. (2020). Pholosophical problems and expressiveness of artistic speech in M. Houellebecq's journalism. Modern Teacher Education, 10, 196-198. (In Russ.).

16. Morozov, I. V. (2018). Artistic embodiment of the specifics of existential features of JeanPaul Sartre's philosophy in his play «The flies». The World of Science, Culture, Education, 4(71), 496-498. (In Russ.).

17. Krasovitskaya, Y. V (2012). The change in the biblical image of «New man» in expressionist drama (Georg Kaiser's dramas). Bulletin of the Russian State University for the Humanities. Series «History. Philology. Culturology. Oriental studies», 18(98), 193-201. (In Russ.).

18. Shalimova, N. S. (2014). Initiation novel as an invariant form of educational novel. Bulletin of V. P. Astafyev Krasnoyarsk State Pedagogical University, 4(30), 265-268. (In Russ.).

19. Lubeev, V S., & Norets, M. V. (2017). Genre identification of Helen Mcinnis's spy novel «The Salzburg connection». Social Sciences, 2-1, 270-278. (In Russ.).

20. Semchenko, R. A. (2020). Ch. Palahniuk's creative process: from abstract representation to material implementation. Philological Sciences Questions of Theory and Practice, 13(1), 104-110. (In Russ.).

21. Berezhnaya, M. S. (2018). New Placement of a Woman in Tessa Hadley's Short Stories. The New Past, 4, 200-207.

22. Chernyshev, I. N. (2020). Images of motion in Samuel Beckett's novel «Murphy». (1938). Bulletin of the Perm University. Russian and Foreign Philology, 12(1), 120-126. (In Russ.).

23. Semenchenko, Y I. (2021). Genre experiment of Samuel Beckett's nouvelles et textes pour rien. News of the Saratov University. New series. Series «Philology. Journalism», 21(1), 85-89. (In Russ.).

24. Krupenina, M. I. (2021). Portrait as a «Witness» (based on the novels «Bleak house» by Ch. Dickens and «The picture of Dorian Gray» by O. Wilde). Bulletin of the Moscow State Linguistic University. Humanitarian Sciences, 9(851), 214-227. (In Russ.).

25. Lipnyagova, S. G., & Shchukina, M. S. (2019). Representation of Renaissance humanism in the plays «Rosencrantz and Guildenstern are dead» by T. Stoppard, «The murder of Gonzago»

by N. Yordanov, «Ophelia» by T. Akhtman, «Amleto in salsa picante» by A. Nicolaj, «Fortinbras gets drunks) by J. Glowacki. Philological Sciences Questions of Theory and Practice, 12(12), 100-103. (In Russ.).

Информация об авторах

Майя Геннадиевна Меркулова — доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры английской филологии Института иностранных языков МГПУ

Светлана Анатольевна Герасимова — кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры французского языка и лингводидактики Института иностранных языков МГПУ

Information about the authors

Maya G. Merkulova — Doctor of Philology, Associate Professor, Department of English Philology, Institute of Foreign Languages, MCU.

Svetlana A. Gerasimova — PhD in Philology, Associate Professor, Department of French Language and Linguistics Institute of Foreign Languages, MCU.

Вклад авторов:

М. Г. Меркулова — концепция исследования; развитие методологии; доработка текста; итоговые выводы.

С. А. Герасимова — написание исходного текста; концепция исследования; развитие методологии; итоговые выводы.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare no conflict of interest.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.