Научная статья на тему 'Исследование современного информационного пространства: поиск эффективных моделей взаимодействия ученых и практиков'

Исследование современного информационного пространства: поиск эффективных моделей взаимодействия ученых и практиков Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникация / дискурс / медиадискурс / художественный дискурс / лингвопрагматика / медиалингвистика / жанрология / лингокультурология / лингводидактика / цифровизация / communication / discourse / media discourse / literary discourse / linguopragmatics / media linguistics / genre studies / linguoculturology / linguodidactics / digitalization

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Лариса Владимировна Ухован, Наталия Васильевна Аниськина

В статье представлена история конференции «Человек в информационном пространстве» (2004-2024 гг.): авторы рассказывают о зарождении идеи проведения междисциплинарного форума специалистов (как ученых, так и практиков), занимающихся проблемами коммуникации в различных аспектах, о том, как менялась проблематика конференции и формировался круг единомышленников. Значимую роль конференция сыграла и в истории кафедры теории коммуникации и рекламы (ныне кафедра журналистики и медиакоммуникаций ЯГПУ им. К.Д. Ушинского), созданной на базе Центра теории и практики речевой коммуникации «Диалог». Важными вехами в развитии конференции стали гранты, полученные оргкомитетом: гранты РОПРЯЛ в 2009 и 2012 гг., грант РФФИ в 2017 г., а также сотрудничество с Московский городским педагогическим университетом и группой исследователей под руководством профессора Елены Георгиевны Борисовой. Результатом этого сотрудничества стало совместное проведение двух международных научно-практических конференций: «Человек в информационном пространстве» и «Понимание в коммуникации» (2012 и 2017 гг.). Рассказывая о современном состоянии конференции, авторы подробно останавливаются на проведении юбилейного форума. Отдельное внимание уделено образовательной программе конференции, которая традиционно направлена не только на создание условий для диалога уже состоявшихся исследователей, но и на развитие интереса к современной коммуникации у молодых ученых: студентов, магистрантов, аспирантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research of modern information space: search for effective models of interaction between scientists and practitioners

The article is the history of the conference «Man in the Information Space» (2004-2024): the authors describe the origin of the idea of an interdisciplinary forum for specialists both in academia and practice, dealing with various aspects of communication, how the problematic of the conference have changed, and how the community of like-minded people has formed. The conference played a significant role in the history of the Department of Communication and Advertising Theory (now the Department of Journalism and Media Communications of K.D. Ushinsky YSPU), established on the basis of the Center for Theory and Practice of Speech Communication «Dialogue». Important milestones in the development of the conference were the grants received by the organizing committee: ROPRYAL grants in 2009 and 2012, RFBR grant in 2017, as well as cooperation with Moscow City Pedagogical University and a group of researchers supervised by Professor Elena Georgievna Borisova. The result of this cooperation was the joint organization of two international scientific-practical conferences: «Man in Information Space» and «Understanding in Communication» (2012 and 2017). Concerning the current state of the conference, the authors focus in detail on holding the anniversary forum. Special attention is paid to the educational program of the conference, which is traditionally aimed not only at creating conditions for dialogue between experienced researchers, but also at developing interest in modern communication among young scientists: students, undergraduates, postgraduates.

Текст научной работы на тему «Исследование современного информационного пространства: поиск эффективных моделей взаимодействия ученых и практиков»

Научная статья УДК 070

DOI: 10.20323/2499-9679-2024-2-37-68 EDN: KYBZZD

Исследование современного информационного пространства: поиск эффективных моделей

взаимодействия ученых и практиков

Лариса Владимировна Ухова1н, Наталия Васильевна Аниськина2

1 Доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры журналистики и медиакоммуникаций, Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского. 150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, д. 108/1

2Кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой журналистики и медиакоммуникаций, Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского. 150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, д. 108/1

1larissauchowa@mail.ruH, https://orcid.org/0000-0001-6502-2540 2nvaniskina@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-4642-1893

Аннотация. В статье представлена история конференции «Человек в информационном пространстве» (2004-2024 гг.): авторы рассказывают о зарождении идеи проведения междисциплинарного форума специалистов (как ученых, так и практиков), занимающихся проблемами коммуникации в различных аспектах, о том, как менялась проблематика конференции и формировался круг единомышленников. Значимую роль конференция сыграла и в истории кафедры теории коммуникации и рекламы (ныне - кафедра журналистики и медиакоммуникаций ЯГПУ им. К. Д. Ушинского), созданной на базе Центра теории и практики речевой коммуникации «Диалог».

Важными вехами в развитии конференции стали гранты, полученные оргкомитетом: гранты РОПРЯЛ в 2009 и 2012 гг., грант РФФИ в 2017 г., а также сотрудничество с Московский городским педагогическим университетом и группой исследователей под руководством профессора Елены Георгиевны Борисовой. Результатом этого сотрудничества стало совместное проведение двух международных научно-практических конференций: «Человек в информационном пространстве» и «Понимание в коммуникации» (2012 и 2017 гг.).

Рассказывая о современном состоянии конференции, авторы подробно останавливаются на проведении юбилейного форума. Отдельное внимание уделено образовательной программе конференции, которая традиционно направлена не только на создание условий для диалога уже состоявшихся исследователей, но и на развитие интереса к современной коммуникации у молодых ученых: студентов, магистрантов, аспирантов.

Ключевые слова: коммуникация; дискурс; медиадискурс; художественный дискурс; лингвопрагматика; медиалингвистика; жанрология; лингокультурология; лингводидактика; цифровизация

Для цитирования: Ухова Л. В., Аниськина Н. В. Исследование современного информационного пространства: поиск эффективных моделей взаимодействия ученых и практиков // Верхневолжский филологический вестник. 2024. № 2 (37). С. 68-74. http://dx.doi.org/10.20323/2499-9679-2024-2-37-68. https://elibrary.ru/KYBZZD

Original article

Research of modern information space: search for effective models of interaction between scientists and practitioners

Larisa V. Ukhova1H, Natalia V. Aniskina2

1Doctor of philological sciences, associate professor, professor at the department of journalism and media communications, Yaroslavl state pedagogical university named after K. D. Ushinsky. 150000, Yaroslavl, Respublikanskaya st., 108/1

2Candidate of philological sciences, associate professor, head of the department of journalism and media communications, Yaroslavl state pedagogical university named after K. D. Ushinsky. 150000, Yaroslavl, Respublikanskaya st., 108/1

1larissauchowa@mail.ruH, https://orcid.org/0000-0001-6502-2540 2nvaniskina@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-4642-1893

© Ухова Л. В., Аниськина Н. В., 2024

Abstract. The article is the history of the conference «Man in the Information Space» (2004-2024): the authors describe the origin of the idea of an interdisciplinary forum for specialists both in academia and practice, dealing with various aspects of communication, how the problematic of the conference have changed, and how the community of like-minded people has formed. The conference played a significant role in the history of the Department of Communication and Advertising Theory (now the Department of Journalism and Media Communications of K.D. Ushinsky YSPU), established on the basis of the Center for Theory and Practice of Speech Communication «Dialogue».

Important milestones in the development of the conference were the grants received by the organizing committee: ROPRYAL grants in 2009 and 2012, RFBR grant in 2017, as well as cooperation with Moscow City Pedagogical University and a group of researchers supervised by Professor Elena Georgievna Borisova. The result of this cooperation was the joint organization of two international scientific-practical conferences: «Man in Information Space» and «Understanding in Communication» (2012 and 2017).

Concerning the current state of the conference, the authors focus in detail on holding the anniversary forum. Special attention is paid to the educational program of the conference, which is traditionally aimed not only at creating conditions for dialogue between experienced researchers, but also at developing interest in modern communication among young scientists: students, undergraduates, postgraduates.

Key words: communication; discourse; media discourse; literary discourse; linguopragmatics; media linguistics; genre studies; linguoculturology; linguodidactics; digitalization

For citation: Ukhova L. V, Aniskina N. V Research of modern information space: search for effective models of interaction between scientists and practitioners. Verhnevolzhski philological bulletin. 2024;(2):68-74. (In Russ.). http://dx.doi.org/10.20323/2499-9679-2024-2-37-68. https://elibrary.ru/KYBZZD

Введение. 16-17 мая 2024 года Международная междисциплинарная научно-практическая конференция «Человек в информационном пространстве» уже в двадцатый раз прошла на факультете русской филологии и культуры Ярославского государственного педагогического университета имени К. Д. Ушинского. Конференция была организована по инициативе творческого коллектива Центра теории и практики речевой коммуникации «Диалог» (сегодня это преподаватели кафедры журналистики и медиа-коммуникаций) и впервые состоялась в 2004 году. Она задумывалась как открытый диалог соратников по информационному пространству в разных областях научного знания - филологии, психологии, истории, педагогики, рекламы, паб-лик рилейшнз, информационных технологий - и до сих пор сохраняет статус научного форума, объединяющего единомышленников.

Обсуждение проблем взаимодействия в информационном пространстве на факультете русской филологии и культуры ЯГПУ им. К. Д. Ушинского ежегодно привлекает в стены старейшего вуза страны ведущих ученых и специалистов в разных сферах деятельности. Конференция, которая проводится уже в двадцатый раз, отражает самые важные проблемы общения, а ее участники пытаются найти ответы на многие вопросы, связанные с пониманием в коммуникации. Есть традиционные темы, которые обсуждаются каждый год, есть и остро актуальные, касающиеся реалий, которые возникают здесь и сейчас.

Проблематика конференции. Ежегодно на конференции освещаются проблемы медиадис-курса (Н. И. Клушина, Е. С. Кара-Мурза, Т. В. Жаркова, Н. Г. Шаповалова, О. С. Хряпчен-кова, Л. Г. Антонова, Л.Н. Синельникова, М. В. Петрова и др.), рекламной, политической и РЯ-коммуникации (А. Н. Баранов, П. Б. Паршин, В. Н. Базылев, Л. Г. Фещенко, Е. Н. Ежова, Т. П. Романова, Н. В. Федотова, М. Ю. Черненко, Л.В. Селезнева, А.Г. Жукова, Н. В. Аниськина, Л. Е. Бахвалова, Л. В. Плуженская, Л. В. Ухова и др.), межкультурной коммуникации (Л. Г. Вику-лова, Е. Г. Оршанская, Е. Ю. Колышева, О. И. Максименко, К. М. Шилихина, Ж.К. Гапо-нова и др.), культурологического дискурса (Т. С. Злотникова, Т. И. Ерохина, Н. Н. Летина, Т. В. Юрьева, А. М. Новоселов, А. А. Чернега), коммуникативной подготовки учащихся в школе и вузе (В. В. Кузнецова, Е. Л. Ерохина, Л. Н. Казакова, М. В. Ладилова и др.), понимания и интерпретации художественного произведения (З. Я. Карманова, Ю. М. Краснов, Н. Б. Критская, Л. А. Якушева, М. Я. Розенфельд, Г. Ю. Филип-повский, М. Г. Пономарева, Е. М. Болдырева, Е. В. Никкарева и др.). Эти вопросы не утрачивают своей значимости и с течением времени продолжают оставаться злободневными, а с приходом новых технологий лишь исследуются под новым углом зрения.

С 2008 года внимание исследователей начала привлекать интернет-коммуникация. Объектами изучения исследователей стали блоги, форумы, чаты и языковые и стилевые особенности их

контента. В своих выступлениях докладчики акцентировали внимание на жанровом своеобразии блогосферы, особенностях «олбанского» языка, функционально-стилевом анализе чат- и 8Ш8-общения (Е. В. Медведева, Л. Ю. Щипицина, А. Либшнер, С. В. Лесников, А. В. Бушев и др.). Эта тема и по сей день имеет обширный круг нерешенных проблем и вызывает большой интерес научного сообщества.

В 2009-м году конференцию впервые поддержало Российское общество преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ). Тогда в своем приветственном слове директор секретариата Л. В. Московкин определил одну из важнейших задач конференции - объединение ученых из различных городов нашей страны для общения и обмена опытом в области теории и практики речевой коммуникации. Он также говорил о важности создания подобных конференций и в других городах России. Сегодня общество преподавателей русского языка и литературы насчитывает более 300 членов, в числе которых индивидуальные ученые и научные сообщества, оно охватывает 63 субъекта Российской Федерации, а его главными задачами является объединение усилий русистов, распространение знания о русском языке среди широких масс, и конференция по-прежнему способствует решению этих задач.

С 2010 года в поле зрения исследователей все чаще стали попадать вопросы, связанные с экспертной оценкой текстов социальной и массовой коммуникации, которые поднимались в докладах экспертов Гильдии лингвистов-экспертов по до-кументационным и информационным спорам (ГЛЭДИС) - А. Н. Баранова, Е. С. Кара-Мурзы, И. А. Стернина.

В 2011-м году конференция впервые прошла в интернет-режиме, что позволило принять активное участие в ее работе ученым ближнего (Украина, Белоруссия) и дальнего (Болгария) зарубежья.

В 2012-м году конференция имела другой формат: она проводилась совместно с учеными ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет» при поддержке Министерства образования и науки РФ и (уже во второй раз) Российского общества преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ).

Следует отметить, что к этому времени интерес к проблематике конференции значительно вырос. Об этом свидетельствовало участие в научном форуме известных западных и отечественных исследователей, таких как А. Му-

стайоки (Финляндия), Ж. Вершуерен (Бельгия), Г. Кундротас (Литва), С. Корычанкова (Чехия), Е. Ю. Протасова (Финляндия), Н. Иванова (Болгария), В. А. Маслова (Белоруссия), А. Э. Левицкий (Украина), Е. Ф. Тарасов (Институт языкознания РАН), А. А. Кибрик (Институт языкознания РАН), А. Н. Баранов (Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН), Д.О. Добровольский (Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН), О. И. Северская (Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН), Г.Е. Крейдлин (РГГУ), Е. Г. Борисова (МГПУ), И. А. Стернин (ВГУ), Е. С. Кара-Мурза (МГУ), И. М. Кобозева (МГУ), Е. Н Геккина (Институт лингвистических исследований РАН). На конференции было уделено внимание широкому кругу проблем: от понимания в межличностном общении до восприятия журналистских текстов и интернет-контента, от понимания художественного текста до использования политических технологий в предвыборном дискурсе.

Особенно актуальным и заслуживающим пристального внимания со стороны как ученых, так и преподавателей вузов и учителей школ являлось увеличение количества мигрантов из дальнего и ближнего зарубежья, что неизбежно вело к необходимости решения вопросов, связанных с межкультурной коммуникацией, преподаванием русского языка как иностранного и как неродного. В связи с этим закономерным было активное участие в работе конференции школьных учителей и вузовских преподавателей, работающих в полиэтнических группах (О. И. Максименко, Е. Ю. Протасова, Н. М. Нестерова, Л. Г. Дмитриева, Е. Ю. Колышева, А. К. Доммазян, Е. Г. Та-рева, Г. В. Токарева, Ю. Ф. Маметова и др.).

В последующие годы в орбиту исследовательского интереса попадают вопросы лингвопрагма-тических особенностей дискурса, коммуникативных стратегий и тактик эффективной коммуникации, жанрового своеобразия интернет-коммуникации, дигитализации и конвергенции СМИ, продающих / продвигающих коммуникаций, семиотического ландшафта городского текста, цифровизации образования, лингвокульту-рологического подхода в обучении иностранным языкам, развития и совершенствования психолингвистического инструментария и др.

Современное состояние. В этом году конференция отпраздновала свой 20-летний юбилей. Открыли работу пленарного заседания, поздравили организаторов с солидным юбилеем и поприветствовали участников конференции первый

проректор ЯГПУ А. М. Ходырев и декан факультета русской филологии и культуры Ж. К. Гапо-нова. В своих выступлениях спикеры подчеркнули востребованность и перспективность такого рода научного общения, отметили широкую географию участников конференции, поддержали привлечение к изучению проблем современного информационного пространства молодых исследователей, а в заключение пожелали всем присутствующим продуктивной работы, дальнейшего плодотворного сотрудничества и новых встреч на ставшем уже традиционным весеннем ярославском научном форуме.

Эстафету подхватили заведующая кафедрой журналистики и медиакоммуникаций ЯГПУ Н. В. Аниськина и заведующая кафедрой теории и практики коммуникации ЯрГУ им. П. Г. Демидова Л. Г. Антонова. Последней принадлежит сама идея создания междисциплинарной конференции, которой в далеком 2004 году она давала старт вместе с большим другом факультета - известным воронежским ученым, профессором И. А. Стерниным. С большой теплотой и трепетом коллеги рассказали историю рождения, развития и становления любимого «детища», подчеркнув, что главным его достоянием всегда были люди - ученые-единомышленники, благодаря которым ЧИП прирастал смыслами, обрастал связями, обретал настоящих друзей, многие из которых не упустили возможности поздравить его с 20-летним юбилеем и поддержали яркими, крайне актуальными и перспективными выступлениями. Среди них - Е. Г. Борисова (МГПУ), Н. И. Клушина (МГУ), Е. С. Кара-Мурза (МГУ), М. Р. Желтухина (ПГУ), В. И. Коньков (СПбГУ), Е. В. Быкова (СПбГУ), Е. Н. Ильина и Ю. Н. Драчева (ВГУ), О.И. Северская (ИРЯ РАН), Л. Ю. Щипицина (САФУ) и др. С пленарными докладами выступили и сами инициаторы и организаторы конференции - профессора Л. Г. Антонова и Л. В. Ухова, которые стояли у истоков формирования ярославской научной школы исследования медиадискурса.

В ходе двух пленарных заседаний была дана оценка современной дискурсологии (Л. Н. Синельникова), заданы измерения (гуманитарное и технологическое) современного медийного пространства (Н. И. Клушина), рассмотрены эффективные дискурсивные практики медиавоздей-ствия (М. Р. Желтухина), специфика рекламной коммуникации в модели речевой деятельности (Е. Г. Борисова), медиатипологические категории в журналистике стиля жизни (Е. С. Кара-Мурза),

лингвостилистические средства создания образа врага (на материале публикаций телеграм-каналов военных корреспондентов) (Л. Е. Малыгина, С. В. Колобова), представлены «жанровый подиум» современной медиакоммуникации (Л. Г. Антонова) и межкультурный диалог в современном театральном пространстве (Т. И. Еро-хина). Кроме того, в поле исследовательского интереса докладчиков оказались специфика репрезентации смыслов региональной культуры в текстах массовой коммуникации (Е. Н. Ильина, Ю.Н. Драчева), возражение как поликодовый речевой акт (В. И. Коньков), маркетизация дискурса СМИ (Л. В. Ухова), составляющие имиджа города в социальных медиа (Л. Ю. Щипицина), сильные и слабые стороны использования искусственного интеллекта в образовательном процессе и новые требования к педагогическим работникам в условиях цифровизации образовательной сферы (Е. В. Быкова). Все выступления вызвали живой интерес участников и жаркую дискуссию, что свидетельствует о крайней актуальности поднятых докладчиками проблем.

Второй день работы научного форума был посвящен секционным заседаниям, в ходе которых обсуждались дискурсивные практики массовой коммуникации, коммуникативно-прагматические аспекты художественного текста, технологии и инструменты продающих и продвигающих коммуникаций, городское семиотическое пространство текста, цифровая образовательная среда вуза и школы, актуальные проблемы межкультурной коммуникации и преподавания русского языка как иностранного. Очень продуктивно прошло заседание студенческой секции. На итоговом круглом столе все выступающие отметили актуальность и глубину представленных докладов, высокий уровень научного диалога, качество научной дискуссии и благодарили за безупречную организацию конференции, которая прошла в смешанном формате. Плодотворно прошло и заседание проблемного семинара «Лингвопрагматические аспекты анализа медиа-дискурса», в ходе которого были рассмотрены возможные алгоритмы корпусного исследования, позволяющего выявлять тематические группы в трендовых темах медиадискурса и выделять на этой основе транслируемые аудитории смыслы (О. И. Северская, Е. В. Туркина).

В рамках работы конференции на факультете русской филологии и культуры были организованы публичные лекции для студентов и магистрантов на самые актуальные темы исследова-

ния современного медиадискурса:

• Елена Георгиевна Борисова «Почему копирайтеру, переводчику и преподавателю языка нужны знания по лингвистике?»;

• Наталия Ивановна Клушина «Стилистика цифровой эпохи»;

• Лариса Юрьевна Щипицина «Социальные сети в составе социальных медиа: понятие и функции»:

• Мария Александровна Васильченко «Локусные и коммерческие бренды: айдентика, стилистика, взаимовлияние».

Украшением научного форума стала прошедшая в рамках конференции медиапроектная студенческая сессия, посвященная 105-летнему юбилею факультета русской филологии и культуры. Студенты представили на суд зрителей портреты известных ученых, благодаря которым факультет снискал славу флагмана филологического и культурологического образования в регионе и стране: В. И. Жельвиса, Т. С. Злотнико-вой, Н. Н. Пайкова, Е. В. Карсаловой, А. Ю. Ма-зиловой.

И, конечно, как и в предыдущие годы, участники конференции изучали информационное пространство города. Каждый год организаторы стараются привлечь внимание гостей не только к научному, но и к культурологическому дискурсу, готовя интересные экскурсионные программы. Так, за время проведения конференции, кроме знакомства с историческим и культурным «ландшафтом» столицы Золотого кольца, ее участники посетили Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник Н. А. Некрасова «Карабиха», Толгский монастырь, побывали в Ростове Великом, Угличе, Мышкине.

География участников конференции ширится с каждым годом. К обсуждению проблем общения подключаются известные ученые не только Москвы и Санкт-Петербурга, но и Сибири, Урала, Дальнего Востока, Поволжья, а также известные ученые дальнего и ближнего зарубежья из Финляндии, Бельгии, Польши, Франции, Болгарии, Украины и Белоруссии. В этом году в конференции приняли участие известные ученые и молодые исследователи из ЛНР, ДНР, Китая и Южной Кореи.

Заключение. Однако, несмотря на свой солидный возраст, конференция «Человек в информационном пространстве» подводит промежуточные итоги, поскольку изучение современных коммуникативных процессов не имеет воз-

раста, не подвластно времени. Пока жив язык, жив интерес исследователя к изучению этого языка. А значит, встретимся вновь на волжских просторах и в очередной раз представим разные грани современного пространства информации!

Библиографический список

1. Активные процессы в социальной и массовой коммуникации : коллективная монография / отв. ред. и сост. Н. В. Аниськина, Л. В. Ухова. Ярославль : РИО ЯГПУ 2016. 207 с.

2. Аниськина Н. В. Профессиональное развитие педагога в условиях цифровизации // Менеджмент XXI века: образование в эпоху цифровой экономики. Сборник научных статей по материалам XVII Международной научно-практической конференции. 2019. С. 143-147.

3. Аниськина Н. В., Ухова Л. В. Хроника XIV Всероссийской конференции «Человек в информационном пространстве: понимание в коммуникации» // Коммуникативные исследования. 2018. № 3 (17). С. 266-275.

4. Антонова Л. Г. Конференция «Человек в информационном обществе» // Ярославский педагогический вестник. 2003. № 2 (35). С. 166-167.

5. Антонова Л. Г. О новых жанровых формах в интернет-дискурсе // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2018. № 4. С. 11-14.

6. Борисова Е. Г. Маркетинговая лингвистика в эпоху цифровизации общества // Маркетинговая лингвистика в цифровую эпоху. Сборник научных статей / сост. Е. Г. Борисова; под общ. ред. Л. Г. Викуловой. Москва, 2021. С. 5-6.

7. Борисова Е. Г. Международная конференция «Понимание в коммуникации. Человек в информационном пространстве» // Вопросы языкознания. 2013. № 5. С. 150-153.

8. Борисова Е. Г. Пятнадцать лет усилий в области понимания // Человек в информационном пространстве: понимание в коммуникации. Сборник научных трудов: в 2 томах / под общ. ред. Н. В. Аниськиной, Л. В. Уховой. Ярославль : РИО ЯГПУ, 2017. С. 7-12.

9. Быкова Е. В. Речевые стратегии демедиатизации в цифровой среде // Медиалингвистика. Материалы VI международной научной конференции / науч. ред. Л. Р. Дускаева, отв. ред. А. А. Малышев. Санкт-Петербург, 2022. С. 465-468.

10. Желтухина М. Р. Языковое сознание в цифровую эпоху: формирование через медиавоздействие // Традиции инновации в изучении и преподавании языков. Материалы Международной научно-практической конференции. Министерство высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан, Педагогический институт Термезского Государственного университета, Факультет языков. 2022. С. 587-592.

11. Клушина Н. И. Нарративные практики в современном российском медиадискурсе // Мир лингвистики и коммуникации: электронный научный журнал. 2021. № 63. С. 24-35.

12. Коньков В. И. Социальная оценка в медийном дискурсе: лингвистический аспект // Медиалингви-стика. Материалы докладов участников VII Международной конференции. Санкт-Петербург, 2023. С. 430434.

13. Маркетинговая лингвистика. Закономерности продвигающего текста : коллективная монография / под ред. Е. Г. Борисовой, Л. Г. Викуловой. 2-е изд., стер. Москва : Флинта, 2020. 164 с.

14. Медиалингвистика в терминах и понятиях : словарь / под ред. Л. Р. Дускаевой. Москва : ФЛИНТА, 2018. 438 с.

15. Медиаобраз региона в современной массовой коммуникации : монография / науч. редактор Е. Н. Ильина. Вологда : ВоГУ 2022. 329 с.

16. Основы маркетинговой лингвистики : учебник / под общ. ред. Л. Г. Викуловой. Москва : Языки Народов Мира, 2023. 217 с.

17. Синельникова Л. Н. О дискурсологии в модульном измерении: размышления о проблемах, рассмотренных в рамках юбилейного заседания Ялтинского дискурсологического кружка (25-27 сентября 2019 года) // Научный журнал «Дискурс-Пи». 2019. № 4 (37). С. 131-148.

18. Ухова Л. В. «Продвигающий текст»: понятие, особенности, функции // Верхневолжский филологический вестник. 2018. № 3. С. 71-82.

19. Ухова Л. В. Юбилейная конференция на факультете русской филологии и культуры: промежуточные итоги // Ярославский педагогический вестник. 2013. Т. 1. № 4. С. 355-358.

20. Ухова Л. В., Аниськина Н. В. Традиции сохраняются и развиваются // Верхневолжский филологический вестник. 2018. № 1. С. 222-224.

21. Человек и его дискурс - 6: дигитализация коммуникативных практик : коллективная монография / отв. ред. М. Р. Желтухина. Москва - Волгоград : ПринТерра-Дизайн, 2020. 770 с.

22. Щипицина Л. Ю. Лингвистические средства создания имиджа города в социальных медиа: инфраструктурная составляющая // Изучение иностранного языка и медиаурбанистика в цифровую эпоху: пути, форматы, перспективы. Архангельск, 2024. С. 92-103.

Reference list

1. Aktivnye processy v social'noj i massovoj kommu-nikacii = Active processes in social and mass communication : kollektivnaja monografija / otv. red. i sost. N. V Anis'kina, L. V Uhova. Jaroslavl' : RIO JaGPU, 2016. 207 s.

2. Anis'kina N. V. Professional'noe razvitie pedagoga v uslovijah cifrovizacii = Professional development of the teacher in the context of digitalization // Menedzhment XXI veka: obrazovanie v jepohu cifrovoj jekonomiki. Sbornik nauchnyh statej po materialam XVII Mezhdu-

narodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2019. S. 143-147.

3. Anis'kina N. V., Uhova L. V. Hronika XIV Vse-rossijskoj konferencii «Chelovek v informacionnom pros-transtve: ponimanie v kommunikacii» = Materials of the XIV Russian national conference Man in the Information Space: Understanding in Communication // Kommu-nikativnye issledovanija. 2018. № 3 (17). S. 266-275.

4. Antonova L. G. Konferencija «Chelovek v informacionnom obshhestve» = The conference Man in the Information Space // Jaroslavskij pedagogicheskij vest-nik. 2003. № 2 (35). S. 166-167.

5. Antonova L. G. O novyh zhanrovyh formah v internet-diskurse = On new genre forms in Internet discourse // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Filologija. Zhurnalistika. 2018. № 4. S. 11-14.

6. Borisova E. G. Marketingovaja lingvistika v jepohu cifrovizacii obshhestva = Marketing linguistics in the context of social digitalization // Marketingovaja lingvistika v cifrovuju jepohu. Sbornik nauchnyh statej / sost. E. G. Borisova; pod obshh. red. L. G. Vikulovoj. Moskva, 2021. S. 5-6.

7. Borisova E. G. Mezhdunarodnaja konferencija «Ponimanie v kommunikacii. Chelovek v informacion-nom prostranstve» = The International conference Understanding in Communication. Man in the Information Space // Voprosy jazykoznanija. 2013. № 5. S. 150-153.

8. Borisova E. G. Pjatnadcat' let usilij v oblasti poni-manija = Fifteen years of working in the field of understanding // Chelovek v informacionnom prostranstve: ponimanie v kommunikacii. Sbornik nauchnyh trudov: v 2 tomah / pod obshh. red. N. V. Anis'kinoj, L. V. Uhovoj. Jaroslavl' : RIO JaGPU, 2017. S. 7-12.

9. Bykova E. V. Rechevye strategii demediatizacii v cifrovoj srede = Speech strategies of demediatization in digital sphere // Medialingvistika. Materialy VI mezhdu-narodnoj nauchnoj konferencii / nauch. red. L. R. Duskaeva, otv. red. A. A. Malyshev. Sankt-Peterburg, 2022. S. 465-468.

10. Zheltuhina M. R. Jazykovoe soznanie v cifrovuju jepohu: formirovanie cherez mediavozdejstvie = Linguistic mind in the digital age: forming through media exposure // Tradicii innovacii v izuchenii i prepodavanii jazykov. Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ministerstvo vysshego i sred-nego special'nogo obrazovanija Respubliki Uzbekistan, Pedagogicheskij institut Termezskogo Gosudarstvennogo universiteta, Fakul'tet jazykov. 2022. S. 587-592.

11. Klushina N. I. Narrativnye praktiki v sovremen-nom rossijskom mediadiskurse = Narrative practices in modern Russian media discourse // Mir lingvistiki i kommunikacii: jelektronnyj nauchnyj zhurnal. 2021. № 63. S. 24-35.

12. Kon'kov V. I. Social'naja ocenka v medijnom diskurse: lingvisticheskij aspekt = Social assessment in media discourse: linguistic aspect // Medialingvistika. Materialy dokladov uchastnikov VII Mezhdunarodnoj konferencii. Sankt-Peterburg, 2023. S. 430-434.

13. Marketingovaja lingvistika. Zakonomernosti prodvigajushhego teksta = Marketing linguistics. Patterns of promotional text : kollektivnaja monografija / pod red. E. G. Borisovoj, L. G. Vikulovoj. 2-e izd., ster. Moskva : Flinta, 2020. 164 s.

14. Medialingvistika v terminah i ponj atij ah = Media linguistics in terms and concepts : slovar' / pod red. L. R. Duskaevoj. Moskva : FLINTA, 2018. 438 s.

15. Mediaobraz regiona v sovremennoj massovoj kommunikacii = Media image of a region in modern mass communication : monografija / nauch. redaktor E. N. Il'ina. Vologda : VoGU, 2022. 329 s.

16. Osnovy marketingovoj lingvistiki = Basic marketing linguistics : uchebnik / pod obshh. red. L. G. Vikulovoj. Moskva : Jazyki Narodov Mira, 2023. 217 s.

17. Sinel'nikova L. N. O diskursologii v modul'nom izmerenii: razmyshlenija o problemah, rassmotrennyh v ramkah jubilejnogo zasedanija Jaltinskogo diskurso-logicheskogo kruzhka (25-27 sentjabrja 2019 goda) = On discourse studies in a modular dimension: reflections on the problems addressed at the anniversary meeting of the Yalta Discourse Circle (September 25-27, 2019) // Nauchnyj zhurnal «Diskurs-Pi». 2019. № 4 (37). S. 131148.

18. Uhova L. V. «Prodvigajushhij tekst»: ponjatie, osobennosti, funkcii = Promotional text: concept, specifics, functions // Verhnevolzhskij filologicheskij vestnik. 2018. № 3. S. 71-82.

19. Uhova L. V. Jubilejnaja konferencija na fakul'tete russkoj filologii i kul'tury: promezhutochnye itogi = Anniversary conference at the Faculty of Russian philology and culture: interim results // Jaroslavskij pedagog-icheskij vestnik. 2013. T. 1. № 4. S. 355-358.

20. Uhova L. V, Anis'kina N. V. Tradicii sohranja-jutsja i razvivajutsja = Traditions are preserved and developed // Verhnevolzhskij filologicheskij vestnik. 2018. № 1. S. 222-224.

21. Chelovek i ego diskurs - 6: digitalizacija kom-munikativnyh praktik = Man and his discourse - 6: digi-talization of communicative practices : kollektivnaja monografija / otv. red. M. R. Zheltuhina. Moskva - Volgograd : PrinTerra-Dizajn, 2020. 770 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Shhipicina L. Ju. Lingvisticheskie sredstva soz-danija imidzha goroda v social'nyh media: infrastrukturnaja sostavljajushhaja = Linguistic means of creating a city image in social media: infrastructural component // Izuchenie inostrannogo jazyka i mediaurbanistika v cifrovuju jepohu: puti, formaty, perspektivy. Arhangel'sk, 2024. S. 92-103.

Статья поступила в редакцию 25.04.2024; одобрена после рецензирования 05.05.2024; принята к публикации 15.05.2024.

The article was submitted on 25.04.2024; approved after reviewing 05.05.2024; accepted for publication on 15.05.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.