СОВРЕМЕННЫЕ ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
ЛИЧНОСТИ
DOI:10.23888/humJ20182390-403
ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ РЯЗАНЦЕВ О СТЕРЕОТИПАХ «УСПЕШНОСТИ» И КАРЬЕРНОГО РОСТА ЖЕНЩИНЫ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ГОРОДОВ-МИЛЛИОННИКОВ
Каращук Л.Н., Бекетова А.А., Филякина Д.А., Чекмарева И.О.
Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова
Аннотация. В статье представлены данные исследования социальных представлений рязанцев о стереотипах «успешности» и карьерного роста женщины за пределами городов-миллионников.
В российском обществе бытует мнение о том, что только в столице или других крупных городах есть возможность добиться карьерных высот. Многие люди, в том числе и женщины, из небольших городов переезжают в города-миллионники с целью построения карьеры.
Целью исследования явилось изучение социального представления рязанцев о стереотипах «успешности» и карьерного роста женщины за пределами городов-миллионников. Методы исследования: теоретические - сравнение и обобщение теоритического анализа по теме исследования; практические - вербально-коммуникативные, опросные - полустандартизированное интервью; математической статистики -H-критерий Краскала-Уоллиса.
Исследование показало, насколько различаются мнения людей юношеского, зрелого и пенсионного возрастов, а также мужчин и женщин по поводу следую-
§§
Электронный научный журнал
«ЛИЧНОСТЬ В МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ: ЗДОРОВЬЕ, АДАПТАЦИЯ, РАЗВИТИЕ» J
www.humjournal.rzgmu.ru / E-mail: humjournal@rzgmu.ru
щих вопросов: почему происходит увеличение числа женщин-карьеристок; ожидает ли общество разного поведения от мужчин и женщин в профессиональной сфере; может ли женщина быть руководителем; какие барьеры могут встать на пути женщины к высокой по статусу должности и существуют ли они вообще;что изменилось бы, если бы женщины имели больше власти и доступа к принятию решений, важных для общественного развития; происходит ли рост женщин-карьеристок в городах с численностью населения меньше 1 млн. человек; хочет ли рязанская женщина построить карьеру, и есть ли у нее для этого возможности; как женщина должна распределять свое время между работой и семьей; как должны делиться домашние обязанности между мужчиной и женщиной.
Ключевые слова: стереотипы «успешности», интервью, карьерный рост женщины.
INVESTIGATION OF NATIVES OF RYAZAN SOCIAL REPRESENTATIONS ON THE WOMAN S «SUCCESS» AND CAREER GROWTH STEREOTYPES OUTSIDE THE MILLION-PERSON CITIES
Karaschuk L.N., Beketova A.A., Filyakina D.A., Chekmareva I.O.
Ryazan State Medical University
Abstract. The article presents the research data of social representations of the Ryazan people about stereotypes of «success» and career growth of a woman outside the cities with a million population. In the Russian society there is an opinion that only in the capital or other large cities there is an opportunity to achieve career heights. Many people, including women, move from small towns to cities with a population of one million to build a career. The aim of the study was to study the social representation of the
Ryazan people about the stereotypes of «success» and the career growth of women outside the cities with a million population. Research methods: theoretical - comparison and generalization of the theoretical analysis on the research topic; practical - verbal and communicative, questioning - semi-standardized interview; mathematical statistics -Kruskal-Wallis H-criterion.
The study showed how different the opinions of people of adolescent, mature and retirement ages, as well as men and women, on the following questions: why there is an increase in the number of women careerists; Does the society expect different behavior from men and women in the professional sphere? whether a woman can be a leader; What barriers can women stand in the way of a high-status position and do they exist at all? what would have changed if women had had more power and access to decisionmaking important for social development;whether there is a growth of women-careerists in cities with a population of less than 1 million people; whether the Ryazan woman wants to build a career, and whether she has the opportunity to do so; how a woman should distribute her time between work and family; how should household responsibilities be shared between a man and a woman.
Key words: stereotypes of «success», interviews, a woman's career.
Актуальность
Термин «самоактуализация» относится к развитию такого направления в психологии, как гуманистическая психология, ориентированной на описание психологически здоровых, зрелых, творчески активных представителей человечества, которых отличает непрерывное развитие и активное отношение к миру. Именно такие люди способствуют прогрессу, превращая стремление к более совершенному состоянию общества главнейшей тенденцией его развития.
Электронный научный журнал
«ЛИЧНОСТЬ В МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ: ЗДОРОВЬЕ, АДАПТАЦИЯ, РАЗВИТИЕ» )
www.humjournal.rzgmu.ru / E-mail: humjournal@rzgmu.ru
В обобщенном плане самоактуализация может быть определена как процесс реализации индивидуальности через различные виды активности, в системе которых ведущую роль играет субъектная активность, при этом личность выстраивает связи с миром в соответствии с логикой своего внутреннего мира, когда самодетерминация преобладает над внешней детерминацией [7].
Одной из форм самоактуализации является самоактуализация в профессии, которая может быть определена как процесс личностно-профессионального роста, профессионального самоосуществления и достижения социальной интегрирован-ности через реализацию в труде общественных и личностных смыслов. Профессионализация, помимо источника средств к существованию, есть средство развития личности и ее самоактуализации [6]. Практика и многочисленные исследования свидетельствуют, что пика своего профессионального развития человек достигает на стадии самостоятельной профессиональной деятельности, наступление которого зависит не только от особенностей деятельности и индивидуальных особенностей человека, но и от социальных представлений, сложившихся в обществе, в том числе гендерных стереотипов.
Хотя все стереотипы имеют как описательные компоненты (указывающие на то, что представляют собой члены группы), так и предписывающие компоненты (указывающие, какое поведение подходит для членов группы), гендерные стереотипы имеют более сильный предписывающий компонент, чем другие стереотипы. Во многих ситуациях существуют нормы и ожидания для поведения, соответствующего каждому полу, и есть давление, направленное на то, чтобы соответствовать этим требованиям гендерной роли, чтобы избежать реальных или предполагаемых социальных санкций. А.Мишель делает вывод о том, что данные социальные рамки способствуют потере уверенности в себе, формированию заниженной самооценки, женщины отстраняются от участия во многих сферах жизни общества, а само общество теряет существенный людской потенциал. Все перечисленное неизбежно приводит к сужению возможностей самоактуализации и поиску путей
ее оптимизации у женщин, в том числе к стремлению преодолеть те гендерные стереотипы, которые препятствуют самоактуализации личности [5].
Хотя женщины составляют почти 50 процентов рабочей силы в России, в среднем более вероятно, что именно женщины занимают места с менее оплачиваемой работой, нежели мужчины. По всему спектру рабочих мест мужчины чаще, чем женщины, занимают высокий статус, имеют сильные позиции (это называется «вертикальное гендерное разделение труда»). В организациях менеджеры -это, как правило, мужчины, их помощники и женщины-секретари. Даже в профессиях, в которых доминируют женщины с точки зрения огромных чисел, таких как преподавание и уход, мужчины, которые входят в эти профессии, имеют более высокий, чем средний шанс достижения высших должностей. Что касается видов рабочих мест, все равно существует работа женщин, в сфере заботы и обслуживания, а также работа мужчин, в промышленности и торговле (это называется «горизонтальным разделением труда полов») [4], [8].
Сохранение гендерных стереотипов в образовании, а затем и на рынке труда было широко исследовано в 90-е годы (например, McTeer 1986, Griffin 1985, Kelly 1989, Shemesh 1990, Taber 1992, Colleyetal., 1994; Lightbodyetal., 1996a). Многие исследования показали, что в школе мальчики предпочитают предметы науки и техники, в то время как девочки предпочитают изучение языков, общественные и гуманитарные науки (например, McTeer 1986, Shemesh 1990). Исследования показывают, что как школьники, так и студенты продолжают рассматривать некоторые предметы, в том числе инженерные, физические и математические, как мужские, а другие, включая английский, французский, биологию, психологию и социологию, как женские (Арчер и Фридман 1989, RadfordandHoldstock, 1995). Исследования также стремились выявить любые диспропорции между карьерными устремлениями учащихся мужского и женского пола и сравнить собственные устремления учеников с их схематическими представлениями о социальных и техни-
tgj
ческих ролях. (Полное описание этого исследования см. Lightbody and Durndell 1996a, 1996b.) [9]
Таким образом, актуальность исследования сводится к тому, что социальные рамки способствуют потере уверенности в себе, формированию заниженной самооценки, женщины отстраняются от участия во многих сферах жизни общества, а само общество теряет существенный людской потенциал. Все перечисленное неизбежно приводит к сужению возможностей самоактуализации и поиску путей ее оптимизации у женщин, в том числе к стремлению преодолеть те гендерные стереотипы, которые препятствуют самоактуализации личности, способной к саморазвитию и полноценной самореализации в современных условиях. Отсутствие в том или ином регионе, стране, сообществе условий для самоактуализации человека приводит к явлениям застоя, социального и экономического кризиса.
Цель исследования
Целью исследования являетсяизучениесоциальных представленийрязанцев о стереотипах «успешности» и карьерного роста женщины за пределами городов-миллионников.
Методика
В рамках нашего исследования было составлено полустандартизированное интервью « Женщина и карьера: точки пересечения». Использование полустандартизированного интервью позволило нам получить сравнимые и надежные данные, а также создать более естественную обстановку в процессе интервью, что важно для хорошего контакта с респондентами и получения более глубокой информации. В интервью принимали участие 30 человек (15 мужчин и 15 женщин) представляющие три возрастные категории граждан: 1) 17-35 лет (10 человек); 2) 36-55 лет (10 человек); 3) более 55 (10 человек). На каждую возрастную катего-
рию приходится одинаковое число мужчин и женщин. Все опрошенные являются жителями городов с численностью населения менее 1 млн. человек.
Данные эмпирического исследования в формализованном виде были обработаны и проанализированы с использованием ^критерия Краскала-Уоллиса.
Результаты исследования
Не выявлено значимых различий во мнении женщин трех возрастных категорий о том, почему происходит увеличение числа женщин-карьеристок (И=2,625). Многие женщины считают, что количество женщин-карьеристок растет, так как происходит женская эмансипация (53%).
Также женщины трех возрастных категорий, в основном, считают, что от мужчин и женщин ожидают разного поведения в профессиональной сфере (И=1,785; 60%).
Все женщины считают, что женщина может быть руководителем.
Не выявлено значимых различий во мнении женщин трех возрастных категорий о том, какие барьеры существуют для женщин на пути к высоким по статусу должностям (И=1,5). Самый частый ответ: барьером к высокой по статусу должности для женщины являются гендерные стереотипы (33%).
Не выявлено значимых различий в мнении женщин трех возрастных категорий о том, что изменилось, если бы женщины имели больше власти и доступа к принятию решений, важных для общественного развития (И=1,125). Многие женщины считают, что мир стал бы лучше (60%).
Почти все женщины считают, что происходит рост женщин-карьеристок в городах с численностью населения < 1 млн (И=0,375; 73%).
Все женщины считают, что рязанские женщины хотят построить карьеру.
Почти все женщины считают, что женщина в Рязани может построить карьеру Ш=0,375; 73%)
Не выявлено значимых различий в мнении женщин трех возрастных категорий о том, сколько женщина времени должна уделять работе, а сколько - семье (Н=1,125). Самый частый ответ: женщина должна больше времени уделять семье (40%).
Многие женщины считают, чтобы обязанности в семье между мужчиной и женщиной должны делиться поровну (Н=1,5; 67%).
Не выявлено значимых различий во мнении мужчин трех возрастных категорий о том, почему происходит рост женщин-карьеристок (Н=1,125). Многие мужчины считают, что количество женщин-карьеристок растет, так как происходит женская эмансипация (60%).
Многие мужчины, независимо от возрастной категории, считают, что от женщин и мужчин ожидают разного поведения в профессиональной сфере (Н=0,375; 73%).
Многие мужчины, независимо от возрастной категории, считают, что женщина может быть руководителем (Н=1,125; 80%).
Самый частый ответ среди мужчин трех возрастов о наличии барьеров на пути женщины к высокой по статусу должности: перед женщиной нет барьеров на пути к высоким по статусам должностям (Н=1,125; 40%).
Не выявлено значимых различий во мнении мужчин трех возрастных категорий о том, что изменилось, если бы женщины имели больше власти и доступа к принятию решений, важных для общественного развития (Н=2,625). В основном, мужчины считают, что в мире ничего бы не изменилось (47%).
Все мужчины считают, что происходит рост женщин-карьеристок в городах с численностью населения < 1 млн.
Почти все мужчины считают, что Рязанские женщины хотят (87%) и могут (93%) построить карьеру.
Не выявлено значимых различий во мнении мужчин трех возрастных категорий о том, как должны делиться домашние обязанности между мужчиной и жен-
Электронный научный журнал г |
«ЛИЧНОСТЬ В МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ: ЗДОРОВЬЕ, АДАПТАЦИЯ, РАЗВИТИЕ» j
www.humjournal.rzgmu.ru / E-mail: humjournal@rzgmu.ru
щиной (Н=1,5). Большинство мужчин считают, что обязанности должны делиться поровну (53%).
Выводы
Цель исследования достигнута. Мы изучили социальные представления ря-занцев о стереотипах «успешности» и карьерного роста женщины за пределами городов-миллионников, получив следующие данные:
1. Все женщины считают, что женщина может быть руководителем и строить карьеру в малых городах.
2. И женщины и мужчины одинаково считают, что количество женщин-карьеристок растет, так как происходит женская эмансипация (53%).
3. Женщины считают, что барьером к высокой по статусу должности для женщины являются гендерные стереотипы.
4. Мужчины считают, что перед женщиной нет барьеров на пути к высоким по статусам должностям.
5. Женщины и мужчины одинаково считают, что происходит рост женщин-карьеристок в городах с численностью населения менее миллиона.
6. Женщины и мужчины одинаково считают, что рязанские женщины хотят и могут построить карьеру за рамками мегаполиса. При этом женщины считают, что большая часть жизни женщины, должна быть отдана семье, а мужчины считают, что домашние обязанности должны делиться поровну.
Таким образом, социальные представления рязанцев не мешают выстраивать карьерный рост женщины за рамками мегаполиса. Рязанцы считают, что даже в маленьких городах женщина способна построить карьеру, быть успешной в своей профессии и успешно самоактуализироваться в профессиональном плане.
Конфликт интересов отсутствует.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бем С. Л. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов / С. Л. Бем. — Москва : РОССПЭН, 2004. — 336 с.
2. Бендас Т. В. Гендерная психология : учеб.пособие / Т. В. Бендас. — Санкт-Петербург : Питер, 2006. — 431 с.
3. Гендерная психология / под ред. И.С. Клециной — 2-е изд. — Санкт-Петербург : Питер, 2009. — 496 с.
4. Женщины и мужчины России. 2016 :стат.сб. — Москва : Росстат, 2016. — 208 с.
5. Ильин Е. П. Пол и гендер / Е. П. Ильин. — Санкт-Петербург : Питер, 2010. — 688 с.
6. Поваренков Ю. П. Профессиональное становление личности :автореф. дис. ... д-р наук / Поваренков Юрий Павлович. — Ярославль, 1999.
7. Расторгуева Е.Н. Самоактуализация как субъектный феномен // Консультативная психология и психотерапия. 2014. Том 22. № 3. С. 105-118.
8. Gender and Choice in Education and Occupation / ed. by John Radford, Taylor and Francis. — 1st Edition. — London :Routledge, 1998. — 208 р.
9. Stoller R. J. Sex and gender: On the Development of Masculinity and Femininity. — New York : Science House, 1968. — 226 p.
10. Мирходжаева М.И. Гендерный подход в современной лингвистике. [Электронный ресурс] / М.И. Мирходжаева // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2015. № 1 (8). Режим доступа: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=130 (дата обращения: 22.06.18).
REFERENCES:
1. Bem S. L. Lenses of gender: Transformation of views on the problem of gender inequality / SL Bem. - Moscow: ROSSPEN, 2004. - 336 p.
2. Bendas T. V. Gender Psychology: Textbook. manual / T. V. Bendas. - St. Petersburg: Peter, 2006. - 431 p.
3. Gender psychology / ed. I.S. Kleczina - 2 nd ed. - St. Petersburg: Peter, 2009. -496 with.
4. Women and men of Russia. 2016: stat. - Moscow: Rosstat, 2016. - 208 p.
5. Ilyin, EP P. and gender / EP Il'in. - St. Petersburg: Peter, 2010. - 688 p.
6. Povarenkov Yu. P. Professional development of personality: author's abstract. dis. ... Doctor of Science / Povarenkov Yuri Pavlovich. - Yaroslavl, 1999.
7. Rastorgueva E.N. Self-actualization as a subject phenomenon // Consultative psychology and psychotherapy. 2014. Volume 22. No. 3. P. 105-118.
8. Gender and Choice in Education and Occupation / ed. by John Radford, Taylor and Francis. - 1st Edition. - London: Routledge, 1998. - 208 p.
9. Stoller, R. J. Sex and Gender: On the Development of Masculinity and Femininity. - New York: Science House, 1968. - 226 p.
10. Mirkhodzhayeva M.I. Gendernyy podkhod v sovremennoy lingvistike [Gender approach in modern linguistics] [Electronic resource] / M.I. Mirkhodzhaeva // Lichnost' v menyayushchemsya mire: zdorov'ye, adaptatsiya, razvitiye: setevoy zhurnal [Personality in a changing world: health, adaptation, development: network journal] 2015. No. 1 (8). Access mode: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=130 (reference date: June 22, 18).
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Каращук Любовь Николаевна - старший преподаватель кафедры общей и специальной психологии с курсом педагогики Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Рязанский го-
ш
сударственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9, e-mail: karaschuklyubov@gmail.com
Бекетова Александра Андреевна — студентка 2 курса факультета клинической психологии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9, e-mail: a.beketova@icloud.com
Филякина Дарья Андреевна — студентка 2 курса факультета клинической психологии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9, e-mail: 79209575505@ya.ru
Чекмарева Ирина Олеговна — студентка 2 курса факультета клинической психологии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9, e-mail: irina. ch.595@gmail.com
INFORMATION ABOUT AUTHORS:
Karashchuk Lyubov Nikolaevna - Senior Lecturer of the Department of General and Special Psychology with a course in Pedagogy of the Federal State Budget Educational Educational Institution of Higher Education «Ryazan Acad. I.P.Pavlov Medical University» of the Ministry of Health of the Russian Federation, Ryazan, Vysokovolt-naya street, 9, e-mail: karaschuklyubov@gmail.com
Beketova Alexandra Andreevna — 2-year student of the Faculty of Clinical Psychology of the Federal State Budget Educational Educational Institution of Higher Education «Ryazan Acad. I.P.Pavlov Medical University» of the Ministry of Health of the Russian Federation, Ryazan, Vysokovoltnaya street, 9, e-mail: a.beketova@icloud.com
Filyakina Darya Andreevna — 2-year student of the Faculty of Clinical Psychology of the Federal State Budget Educational Educational Institution of Higher Education «Ryazan Acad. I.P.Pavlov Medical University» of the Ministry of Health of the Russian Federation, Ryazan, Vysokovoltnaya street, 9, e-mail: 79209575505@ya.ru
Chekmareva Irina Olegovna — 2-year student of the Faculty of Clinical Psychology of the Federal State Budget Educational Educational Institution of Higher Education «Ryazan Acad. I.P.Pavlov Medical University» of the Ministry of Health of the Russian Federation, Ryazan, Vysokovoltnaya street, 9, e-mail: irina.ch.595@gmail.com
Дата поступления: 21.06.2018г.
Дата принятия в печать: 21.06.2018г.
ССЫЛКА ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Каращук Л.Н., Бекетова А.А., Филякина Д.А., Чекмарева И.О. Исследование социальных представлений рязанцев о стереотипах «успешности» и карьерного роста женщины за пределами городов-миллионников [Электронный ресурс] /Л.Н. Каращук, А.А.Бекетова, Д.А.Филякина, И.О. Чекмарева // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2018 т.6 №2 (21). Режим доступа: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=329 (дата обращения: чч.мм.гггг).
REFERENCE FOR CITING:
Karashchuk L.N., Beketova A.A., Filyakina D.A., Chekmareva I.O. Issledovaniye sotsial'nykh predstavleniy ryazantsev o stereotipakh «uspeshnosti» i kar'yernogo rosta zhenshchiny za predelami gorodov-millionnikov [Investigation of natives" of Ryazan
m
social representations on the woman's "success" and career growth stereotypes outside the million-person cities] [Electronic resource] / L.N.Karashchuk, A.A.Beketova, D.A.Filyakina, I.O.Chekmareva // Lichnost' v menyayushchemsya mire: zdorov'ye, adaptatsiya, razvitiye: setevoy zhurnal [Personality in a changing world: health, adaptation, development: network journal] 2018 v.6 №2 (21). Access mode: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=329 (date of reference: hh.mm.yyyy).