Научная статья на тему 'Исследование социальной активности студентов'

Исследование социальной активности студентов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
5041
511
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ СТУДЕНТОВ / КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / САМОДЕТЕРМИНАЦИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПРОСОЦИАЛЬНОСТЬ / SOCIAL ACTIVITY OF STUDENTS / COMPETENCES / COMPETENCY / SELF-DETERMINATION / SOCIAL INTERACTION / PRO-SOCIAL

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Харланова Е. М.

В статье раскрывается авторская трактовка понятия «социальная активность студентов», определяются компетенции, обеспечивающие готовность и способность студента к реализации социальной активности, представлены данные исследования по самооценке студентами компетенций социальной активности и включенности в социально значимую деятельность по ее реализации. На этой основе выявлены особенности развития социальной активности студентов и пути педагогического влияния на данный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research of Social Activity of Students

The article presents the author's interpretation of the concept of "social activity of students"; competences are determined to ensure the readiness and ability of a student for the realization of social activity; the study provides the data on student self-assessment of competences of social activity and involvement in social meaningful activity for its implementation. The peculiarities of social activity of students and teachers' ways to influence the process have been pointed out on this basis.

Текст научной работы на тему «Исследование социальной активности студентов»

УДК 378 Харланова Елена Михайловна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы, педагогики и психологии Челябинского государственного педагогического университета harían ova_em@mai l. ru

ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ

В статье раскрывается авторская трактовка понятия «социальная активность студентов», определяются компетенции, обеспечивающие готовность и способность студента к реализации социальной активности, представлены данные исследования по самооценке студентами компетенций социальной активности и включенности в социально значимую деятельность по ее реализации. На этой основе выявлены особенности развития социальной активности студентов и пути педагогического влияния на данный процесс.

Ключевые слова: социальная активность студентов, компетенции, компетентность, самодетерминация, социальное взаимодействие, просоциальность.

Созидательная социальная активность молодежи сегодня является одним из приоритетов государственной молодежной политики, согласно Стратегии ГМП в РФ до 2016 [1] и приоритетов современного отечественного образования, согласно Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России [2, с. 14].

Для общества социальная активность студентов - важнейший ресурс прогресса, обеспечивающий социально значимые изменения. Для самого студента - внутреннее условие его самореализации, самоактуализации как субъекта, преобразующего окружающий мир.

Сущностными характеристиками социальной активности выступают: самодетерми-нированность (внутреннее, осознанное побуждение, обусловленное сформировавшимся образом «потребного будущего», значимого для личности), включенность в социальное взаимодействие (в особой форме - социальной продуктивной деятельности, общении, познании), просоциальность (направленность на преобразование носителя активности и социума во благо общества и личности, следуя социальным нормам, законам и нравственным идеалам).

Позитивная социальная активность студента - состояние и интегративное свойство личности, выражающееся в ее готовности и способности в процессе получения высшего образования быть субъектом социального взаимодействия, преобразовывать себя и окружающую среду во благо общества для дос-

Kharlanova Elena Mikhailovna

PhD in Pedagogy, Associate Professor of the Department of Social Work, Pedagogy and Psychology of Chelyabinsk State Pedagogical University [email protected]

RESEARCH OF SOCIAL ACTIVITY OF STUDENTS

The article presents the author's interpretation of the concept of "social activity of students"; competences are determined to ensure the readiness and ability of a student for the realization of social activity; the study provides the data on student self-assessment of competences of social activity and involvement in social meaningful activity for its implementation. The peculiarities of social activity of students and teachers’ ways to influence the process have been pointed out on this basis.

Key words: social activity of students, competences, competency, self-determination, social interaction, pro-social.

тижения личных и социально ориентированных целей.

Как состояние, социальная активность студента представляет качество его взаимодействия с социальной средой в конкретный временной отрезок (параметры: мера проявления социальной активности в деятельности, способ проявления активности, доминирующая форма). Как интегративное свойство, выражает целостность и своеобразие свойств конкретного субъекта социальной активности, обусловливающих ее проявление (направленность на благо общества, ценностная значимость для личности и общества, самоорга-низованность, социальная инициативность и ответственность, энергичность, настойчивость, коммуникабельность, продуктивность).

Разделяя позицию Н.А. Соколовой, рассматривающей компетенцию как заданное требование, образовательный результат, а компетентность - состоявшееся личностное качество, меру овладения компетенцией [3, с. 139], мы полагаем, что социальная активность студентов включает ряд компетенций: способность определять собственные приоритеты в жизни и профессиональной деятельности с учетом социальных норм и ценностей; способность ставить цели, обеспечивающие реализацию субъектно и социально значимых приоритетов; готовность к самоуправлению в реализации цели социально приемлемыми способами во взаимодействии с другими субъектами; готовность к рефлексии результатов проявления социальной активности с позиции ее соответствия цели и ценностям

личности и социума. Каждая из компетенций представляет интеграцию сущностных характеристик социальной активности (самодетерми-нированность, включенность в социальное взаимодействие, просоциальность) и состоит из трех компонентов - знаний, умений (в т.ч. опыта) и отношений.

С целью изучения состояния социальной активности студентов осуществлено сравнительное исследование в крупных городах четырех регионов Уральского Федерального округа регионов (Челябинск, Курган, Екатеринбург, Ханты-Мансийск). Объем выборочной совокупности составил 400 студентов с первого по пятый курс. Был проведен опрос на основе методики самооценки социальной активности студентов [4, с. 220-237]. Данные полученные по ряду вопросов представлены в

таблице.

Для изучения владения студентами компетенцией определять собственные приоритеты в учебно-профессиональной деятельности с учетом социальных норм и ценностей студентам были заданы вопросы о том, каковы их жизненные приоритеты, что может изменить молодой человек в окружающем мире, согласуют ли они свои приоритеты с общественными нормами и требованиями, и другие.

Приоритеты студентов, ориентированы на достижение обеспеченности у 27% опрошенных, спокойной жизни в свое удовольствие - 26%, на достижение профессионализма

- 40% и у 9 % студентов - на совершенствование окружающего мира.

Таблица 1.

Распределение ответов студентов по вопросам методики самооценки социальной активности (%)

Варианты ответов Город ИТОГО

Челябинск I и Р - (Л ^ ш ю Курган Хан- ты- Ман- сийск

Насколько ваши приоритеты соответствуют общественным нормам?

Не задумываюсь об этом 33 28 33 32 32

Ориентированы преимущественно на социальные нормы 12 17 6 10 11

Ориентированы на мои желания, но не противоречат социальным нормам 37 36 46 48 42

Соответствуют моим желаниям и социальным нормам 18 19 15 10 15

Реализация ваших целей повлияет на улучшение ...

Моей жизни 18 13 23 13 17

Моей жизни и жизни моих близких 26 25 20 66 34

Жизни определенного круга лиц 36 36 30 13 29

Жизни общества 20 26 27 8 20

Соблюдать социальные нормы и законы.

Не обязательно 3 7 3 5 4

Их нужно знать, чтобы уметь обходить при необходимости 26 38 27 35 32

Следует на них ориентироваться, но поступать по совести 55 36 52 50 48

Их нужно выполнять в любой ситуации 16 19 18 10 16

Имеете ли вы опыт реализации социальных инициатив?

Нет, не имею 35 34 33 55 39

Нет, но хотел бы 30 32 30 21 28

Да, реализовал ее сам 21 25 16 15 19

Да, для ее реализации привлек единомышленников 14 9 22 10 14

На какую оценку вы оцениваете свои достижения?

Неудовлетворительно 3 4 5 6 4,5

Удовлетворительно 19 53 36 38 36,5

Хорошо 64 39 51 45 50

Отлично 14 4 8 12 9

75 % опрошенных студентов полагает, что проявляемая ими социальная активность влияет на изменение окружающего мира и изменение самого себя; 15 % считают, что можно изменить только себя; 11 % отрицают возможность изменений, но из них большая часть полагает, что проявляемая активность позволяет устроиться в рамках существующих обстоятельств (см. табл. 1). О согласовании личных приоритетов с социальными нормами не задумываются 32 % студентов; 42 % - не согласуют их целенаправленно, но полагают, что они не противоречат общественным нормам и требованиям;только 15 % целенаправленно их согласуют и 11 % ориентированы на общественные нормы и требования в их определении.

Данные свидетельствуют о том, что компетенция определять собственные приоритеты в жизни и профессиональной деятельности с учетом социальных норм и ценностей у студентов является недостаточно сформированной, студенты проявляют самодетерминацию в определении приоритетов, но большинство целенаправленно не согласует их с потребностями общества.

Для изучения самооценки студентами владения компетенцией постановки цели, обеспечивающей реализацию субъектно и социально значимых приоритетов был задан ряд вопросов: ставят ли студенты цели, улучшение жизни какого круга лиц вызовет их достижение, от кого зависит достижение целей, и другие.

Результаты показали, что две трети студентов ставят перед собой цели, при этом долгосрочные цели более склонны ставить студенты Екатеринбурга (36 %), обучающиеся в регионе, наиболее динамично развивающемся в социально-экономическом аспекте, и в наименьшей студенты, обучающиеся в Кургане (16 %), центре дотационного региона. Студенты полагают, что реализация целей повлияет на улучшение только их жизни -около 17 %, на улучшение их жизни, жизни близких и определенного круга лиц - около 63 %, жизни общества - 20 %. Выделяется среди других групп распределение ответов студентов, обучающихся в Ханты-Мансийске; в этой группе в два с половиной раза больше студентов ориентировано на улучшение своей жизни и жизни близких (66 %) (см. табл. 1). Достижение цели, по мнению большинства студентов (83%), зависит преимущественно от самого человека.

Таким образом, студенты осознанно ставят цели, ориентированы на собственные силы в их достижении, однако в них преимущественно отражены их личностные приоритеты и недостаточно социальные.

Для изучения самооценки студентами владения компетенцией самоуправления

реализацией цели социально приемлемыми способами во взаимодействии с другими субъектами был задан ряд вопросов, среди них: как организованна деятельность по проявлению социальной активности, обязательно ли соблюдение социальных норм и законов студентом при ее реализации, какие формы взаимодействия преобладают, имеют ли студенты опыт реализации собственных инициатив, и другие.

Более 40 % студентов, характеризуя организацию своей деятельности, отметили, что нуждаются во внешнем руководстве и помощи, остальные - что умеют работать самостоятельно, при этом только 20 % опрошенных считают, что умеют организовать как свою работу, так и работу других людей. Соблюдать в своей деятельности социальные нормы и законы в любой ситуации готовы менее 16 % студентов, большинство (84%) допускает возможность их несоблюдения; 32 %

- в соответствии с необходимостью; 48 % -если это противоречит совести; 4 % считают, что их соблюдать не обязательно (см. табл. 1). Среди опрошенных студентов наиболее распространенной формой взаимодействия является конкурентное взаимодействие; готовность отстаивать прежде всего свои интересы отмечают 38 %; взаимодействие с целью саморазвития характерно для 37 % опрошенных; около 15 % предпочитают во взаимодействии конформность и только 10 % - сотрудничество. Опыт реализации своих инициатив имеет только 33 % студентов, из них 19 % реализовали ее сами, 14 % привлекли к ее реализации единомышленников, 67 % его не имеют, из них 28 % хотели бы его получить.

В целом, согласно данным опроса, только треть студентов вовлечена в реализацию инициатив. Осуществляя самоуправление собственной деятельностью, студенты предпочитают конкурентное взаимодействие сотрудничеству и допускают несоблюдение социальных норм и требований, что свидетельствует о недостаточном овладении ими компетенцией реализации социальной активности.

Для изучения самооценки владения студентами компетенцией рефлексии результатов проявления социальной активности, ее соответствия цели и ценностям личности и социума был задан вопрос о преобладающем способе его реализации и самооценке студентами собственных достижений.

Студенты при оценке собственной деятельности и осуществлении рефлексии преимущественно ориентируются на мнение окружающих, что отметили 82 % опрошенных, и лишь 18 % - на собственное мнение. Самооценка студентами собственных достижений, согласно полученным данным, существенно отличается между представителями разных

регионов. Наиболее критичны к себе студенты, обучающиеся в Екатеринбурге, из этой группы 53 % опрошенных оценивают свои достижения на «удовлетворительно», а наиболее высокая самооценка у студентов Челябинска: оценки «хорошо» и «отлично» в этой группе себе поставили 78 %. В целом только 4,5 % опрошенных оценивают свои достижения на «неудовлетворительно», преобладают оценки «удовлетворительно» - 36,5 % и «хорошо» - 50 %, и 9 % оценивают свои достижения на «отлично» (см. табл. 1). В целом студенты вовлечены в анализ и рефлексию своей деятельности по проявлению социальной активности, но преимущественно ориентируются на внешнюю оценку.

Анализируя результаты сравнительного исследования самооценки студентами социальной активности, можно сделать вывод о том, что в освоении компетенций социальной активности трудности связаны с тем, что преобладает индивидуалистическая, прагматическая направленность студентов в ее проявлении при тревожно низкой готовности к включению в решение общественных задач, обязательному выполнению законов и социальных норм. Студенты преимущественно проявляют социальную активность в рамках реализации актуальных для них целей, отдают предпочтение конкурентным способам взаимодействия перед сотрудничеством. Они проявляют самодетермини-рованность в осознании приоритетов и постановке целей социальной активности. В то же время ориентированы на мнение окружающих

при оценке ее результатов, что свидетельствует об их сензитивности к общественному мнению.

Для определения основных видов социально значимой деятельности, в которой современные студенты проявляют активность, участникам опроса было предложено оценить (по десятибалльной шкале) меру проявления активности в 25 разных видах деятельности. Для анализа результатов был использован статистический метод факторного анализа, позволивший выявить пять основных групп факторов:

1) профессионально-продуктивный (профессиональная, проектная, трудовая, научноисследовательская деятельность и др.);

2) учебно-профессиональный (учебная, учебно-профессиональная интеллектуальная, общение деловое и др.);

3) художественно-творческий (художественная, творческая, культурно-досуговая, прикладная, реализация своего хобби);

4) общественный (общественная, организаторская, волонтерская, добровольческая деятельность, межличностное общение);

5) оздоровительно-бытовой (забота о сохранении здоровья, семейно-бытовой труд, игровая, спортивная деятельность).

Данные средних арифметических оценок студентами из разных регионов включенности в проявление социальной активности в разных видах социально значимой деятельности, сгруппированных по факторам (в соответствии с их нумерацией в тексте), представлены на диаграмме (рис. 1).

фактор

Челябинск Курган — ^Екатеринбург —■ —Ханты-Мансийск

Рис. 1. Диаграмма проявления студентами активности в социально значимой деятельности

В целом наиболее высока включенность студентов в проявление активности в учебнопрофессиональном факторе, наиболее низкая

- в профессионально-продуктивном. Данный результат закономерен, так как учебнопрофессиональная деятельность является

ведущей для студентов, а профессиональнопродуктивная займет ведущее место после завершения ими обучения, с началом их трудовой деятельности.

Оценка потенциала среды образовательного процесса во влиянии на развитие социальной активности студентов осуществлялась на основе анкеты, включающей 33 возможности, которые оценивались студентами по 10-балльной системе по выделенным критериям (доступность, востребованость). Предлагаемая шкала позволяет оценить, насколько доступны и востребованы возможности трех групп: воспроизведения (участвовать в спортивных, творческих, научных, культурно-досуговых и иных мероприятия, владеть информацией о событиях и возможностях вуза, делиться эмоциями, вдоховляться интересным примеров, ярким лидером и др.), поиска и самопроявления (обсуждать социальные проблемы на учебных и внеучебных занятиях, обучаться посредством активных методов, осуществлять пробы сил в разных видах осваиваемой деятельности, трудоустроиться, завести полезные знакомства и связи и др.), созидания (решать социальные проблемы в учебном и внеучебном процессе, разрабатывать проекты, инновации и внедрять новшества, помогать людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и др.).

Результаты исследования показали следующее:

студенты выше оценивают доступность возможностей развития социальной активности и ниже свою включенность в их реализацию, при этом разница средних арифметических оценок по данным показателям составляет у студентов Челябинска 0,3 балла, Екатеринбурга - 1,4 балла, Кургана - 2,2 балла, Ханты-Мансийска - 1,2 балла, т.е., осознавая доступность возможности развития социальной активности в вузе, студенты не всегда реализуют их;

общим в оценке доступности возможностей студентов всех регионов являются высокие оценки возможностей: интересно, ярко, насыщенно жить в студенческие годы; заводить полезные знакомства, связи; организовывать и участвовать в праздничных мероприятиях, конкурсах, фестивалях;

по оценке студентов, ими наиболее востребованы: у студентов Челябинска - делиться эмоциями и выражать их в вузе (8); вдохновляться интересным примером, ярким лидером, важностью дела; определять цель и путь профессионального становления (7,4); предлагать значимые для студента социальные и профессиональные проблемы для обсуждения на занятии (7,1); делиться знаниями, умениями, идеями с другими (7,0); студентов Екатеринбурга - заводить полезные связи

и знакомства (7,2); владеть информацией о событиях и возможностях вуза (6,9); студентов Кургана - обсуждать и решать на учебных занятиях значимые социальные и профессиональные проблемы (7,6), использовать диалогический стиль (беседы, дискуссии, дебаты) в образовательном взаимодействии (7,2); студентами Ханты-Мансийска - владеть информацией о событиях и возможностях вуза (7,6), разобраться в себе, самоопределиться (7,2);

наименее востребованы респондентами всех регионов возможности разрабатывать инновации и апробировать новшества в социально-профессиональной деятельности (от 4,2 до 4,8).

Таким образом, наиболее доступны и востребованы студентами возможности, ориентированные на воспроизводящую деятельность, чуть менее - возможности поиска и са-мопроявления. Группа возможностей, оказывающая наибольшее влияние на развитие социальной активности студентов, возможности созидания наименее доступны и востребованы, что свидетельствует о недостаточной реализации студентами потенциала образовательного процесса в развитии социальной активности и о необходимости педагогического влияния для его повышения.

Анализируя результаты сравнительного исследования самооценки студентами социальной активности, можно сделать выводы о том, что преобладает индивидуалистическая, прагматическая направленность студентов в ее проявлении при недостаточной готовности к обязательному выполнению социальных норм и включению в решение общественных задач, предпочтение конкурентных способов взаимодействия сотрудничеству. Это приводит студента к кризису социальной субъектно-сти (разрушению социальных связей, отчужденности от общества), так как, ориентируясь исключительно на собственные приоритеты, он теряет основу для сотрудничества с другими, базирующегося на наличии и следовании социальным нормам, моральным ценностям, готовности преодолевать внутренний эгоизм, самосовершенствоваться в преобразовании себя и окружающей среды во благо общества и личности.

Студенты проявляют активность в рамках реализации актуальных для них целей в тех видах социально значимой деятельности, которая позволяет их реализовать, преимущественно в видах деятельности учебнопрофессионального фактора. Полагаем, что именно в учебно-профессиональной деятельности целесообразно обеспечить возможности проявления и развития социальной активности студентов с учетом специфики осваиваемой профессиональной деятельности.

Опираясь на полученные данные ис-

следования, полагаем,что в образовательном процессе вуза целесообразна организация педагогического обеспечения развития социальной активности студентов. В его реализации следует опираться на самодетерминиро-ванность студентов и на этой основе, через содействие осознанию студентами взаимосвязи и взаимозависимости с социумом, пре-

имуществ целей, согласованных как с приоритетами личности, так и с социальными требованиями и нормами, имеющихся возможностей проявления и развития социальной активности в вузе, способствовать их включенности в социальное взаимодействие на основе сотрудничества с субъектами вуза и социальными партнерами.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации. URL: http://www.admhmao.ru/socium/ то^/Ургау/1760.1"Лт (дата обращения 12. 12. 2011).

2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., 2009.

3. Соколова Н.А. Теоретико-методологические основы социально-педагогической поддержки ребенка в дополнительном образовании: монография. Челябинск, 2006.

4. Харланова Е.М. Развитие социальной активности будущих специалистов: психолого-педагогический аспект: учеб. пособие. Челябинск, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.