Научная статья на тему 'Исследование социального и эмоционального интеллектов у старших подростков, обучающихся в школах-интернатах'

Исследование социального и эмоционального интеллектов у старших подростков, обучающихся в школах-интернатах Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1152
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ЭМПАТИЯ / ВОСПИТАННИКИ ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ / DEVELOPMENT / SOCIAL INTELLIGENCE / EMOTIONAL INTELLIGENCE / EMPATHY / PUPILS OF BOARDING SCHOOLS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Елшанский Сергей Петрович, Мешалевская Светлана Валерьевна

В статье представлены результаты исследования социального и эмоционального интеллекта, а также эмпатических способностей у подростков, обучающихся в школах-интернатах показано, что исследованные психологические качества у воспитанников интернатов развиты, в целом, хуже, чем у обычных школьников. Полученные результаты подтверждают необходимость разработки специализированных программ развития социального и эмоционального интеллекта у воспитанников школ-интернатов и детских домов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Results of research of social and emotional intelligence, and also of empathic abilities at the teenagers trained in boarding schools are presented it is shown that the investigated psychological qualities at pupils of boarding schools are developed, as a whole, worse, than at usual school pupils the results received confirm necessity of working out of specialized programs of development of social and emotional intelligence at pupils of boarding schools and children"s homes.

Текст научной работы на тему «Исследование социального и эмоционального интеллектов у старших подростков, обучающихся в школах-интернатах»

С.П. Елшанский С.В. Мешалевская

ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ШКОЛАХ-ИНТЕРНАТАХ

В статье представлены результаты исследования социального и эмоционального интеллекта, а также эмпатических способностей у подростков, обучающихся в школах-интернатах; показано, что исследованные психологические качества у воспитанников интернатов развиты, в целом, хуже, чем у обычных школьников. Полученные результаты подтверждают необходимость разработки специализированных программ развития социального и эмоционального интеллекта у воспитанников школ-интернатов и детских домов.

Ключевые слова: развитие, социальный интеллект, эмоциональныйинтеллект, эмпатия, воспитанники школ-интернатов.

В норме подросток владеет многими возможностями социального взаимодействия, которые осуществляются в соответствии с задачами возраста [7]. При отклонении развития, а также фруст-рировании потребностей ребенка могут наблюдаться различные нарушения процесса социализации [6, 9]. В школах-интернатах учатся дети как с нормальным развитием, так и с задержкой и аномалиями развития. Кроме специфичности социальных отношений образовательного учреждения на их развитие влияют осо-

бенности этих аномалий. Соответственно, этим детям крайне сложно адаптироваться к требованиям социума [2]. Стрессовые, фрустрирующие, конфликтные ситуации приводят к дестабилизации, девиантному поведению [1].

Большую роль в развитии личности ребенка играет образовательное пространство. Оно же выполняет функции своеобразного «стабилизатора» и регулятора отношений - внутри коллектива действуют сложившиеся и принятые отношения и правила. Образовательное пространство и стиль воспитания влияют на формирование социального и эмоционального интеллекта.

Отношения, складывающиеся в стенах школ-интернатов и детских домов, зачастую переносятся на все последующие - так называемые отношения широкого социума. Реальной группой членства подростков является лишь группа детского дома, система межличностных отношений, в которой самым непосредственным образом влияет на их личностное становление. Так, мир разделяется на «мы» и «они», на «своих» и «чужих». Структура власти носит диспозиционно-ранговый характер. Эмоциональные отношения должны рассматриваться в связи с внутригрупповыми структурами и, в первую очередь, с неформальной структурой власти. «Знак» эмоционального отношения к другому в подобных группах во многом зависит от того, как соотносятся позиции участников взаимодействия в интрагрупповой иерархии. Таким образом, развитие ребенка в стенах школ-интернатов изначально влияет на формирование психики и отношения с окружающим миром, Я-концепцию, формирование специфичных паттернов поведения, а также на формирование социального и эмоционального интеллекта.

Социальный интеллект рассматривают как способность к пониманию других и социальных ситуаций. Понятие эмоционального интеллекта используется для оценки индивидуальных различий в переработке эмоциональной информации. В самом широком смысле под эмоциональным интеллектом подразумевается способность к опознанию, пониманию эмоций и управлению

ими [3]. Эмоциональный интеллект - сложный конструкт, состоящий из ряда когнитивных способностей: восприятие эмоций; повышение эффективности мышления с помощью эмоций; понимание эмоций; управление эмоциями. Каждый тип способностей включает два компонента - первый связан с собственными эмоциями, второй - с эмоциями других людей. Люди различаются в том, насколько успешно они перерабатывают информацию об эмоциях и, соответственно, имеют разные значения эмоционального интеллекта [5].

Были проведены исследования социального и эмоционального интеллекта, а также эмпатии, среди учеников 9-11 классов. В исследовании участвовало 60 человек. Первую группу составили подростки, обучающиеся в общеобразовательных школах и проживающие в семьях, - 30 человек (15 мальчиков и 15 девочек). Вторую группу составили также учащиеся общеобразовательных школ, но проживающие в школе-интернате, - 30 человек. Также 15 мальчиков и 15 девочек. Был использован тест на эмоциональный интеллект MSCEIT [10] - русскоязычная адаптация Е.А. Сергиенко и И.И. Ветровой. Для изучения социального интеллекта - тест СОИНТ1, автор Н.Ф. Калина. Исследования эмпатии проводились с помощью теста Мехрабиана-Эпштейна [8].

В результате исследования были обнаружены статистически значимые различия между группами для показателей социального интеллекта, эмоционального интеллекта и эмпатии (критерий Манна-Уитни, р<0,05). При этом у воспитанников школы-интерната - выше уровень эмпатии, а у школьников, проживающих в семьях, значимо выше уровни социального и эмоционального интеллекта, а также таких параметров эмоционального интеллекта, как идентификация эмоций, повышение эффективности мышления, понимание эмоций, управление эмоциями. То, что учащиеся из школы-интерната обладают значимо более высокой способностью к эмпатии, может являться компенсаторной психологической особенностью при низком социальном и эмоциональ-

ном интеллекте - склонностью в межличностных отношениях и оценке событий больше доверять своим чувствам, интуиции, личным впечатлениям, нежели поступкам либо аналитическим выводам. Высокие показатели социального и эмоционального интеллекта в группе подростков, воспитывающихся в условиях семьи, соответствуют возможности опираться на понимание поступков людей, понимать язык невербального общения, извлекать максимум информации о поведении людей, успешно прогнозировать их реакции в заданных обстоятельствах, проявлять дальновидность в отношениях, успешно адаптироваться. Они способны лучше управлять своими эмоциями, понимать эмоции других.

Полученные результаты показали необходимость разработки специализированных программ развития социального и эмоционального интеллекта у воспитанников школ-интернатов и детских домов. Коррекционный аспект функций социального и эмоционального интеллекта выражается в обеспечении устойчивости внутреннего мира личности, в регулировании ее взаимоотношений с социальной средой, затрагивает смысловые образовательные процессы. Необходимость формирования социального и эмоционального интеллекта обуславливается возможностями лучшей социальной адаптации и в процессе получения школьного образования, и после окончания школы. При этом при составлении программ коррекции важно учитывать индивидуальные особенности детей [4]. Актуальны также разработка рекомендаций создания образовательных условий для формирования социального и эмоционального интеллекта, соответствующая работа со специалистами специальных учебных заведений.

1. Агавенян О.К. Социально-перцептивные особенности детей с нарушениями развития. Челябинск, 1999.

2. Кондратьев М.Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений. СПб., 2005.

3. Кудинова И.Б., Кудинов С.И., Вотчин И.С. Социальный интеллект: психологические аспекты становления: Монография (Естественнонаучное исследование). Новосибирск, 2007.

4. Кулаков С.А. На приеме у психолога - подросток: Пособие для прак-тич. психологов. СПб., 2001.

5. Люсин Д. В., Марютина О.О., Степанова А.С. Структура эмоционального интеллекта и связь его компонентов с индивидуальными особенностями: эмпирический анализ //Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина и Д.В. Ушакова. М., 2004.

6. Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия: В 2 т. /Под редакцией В.В. Лебединского и М. К. Бардышевской. М., 200б.

7. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. /Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. М., 200б.

S. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социальнопсихологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002.

9. Шаповалова О.Е. Особенности эмоционального развития умственно отсталых школьников. М., 2005.

10. Mayer J. D., Caruso D. R., Salovey P. Emotional intelligence meets traditional standards for an intelligence// Intelligence. 1999. №. 27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.