РАЗДЕЛ 2. ЭКОНОМИКА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
И. И. Афанасьева, Т. В. Третьяченко
ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ И ТЕНДЕНЦИЙ РОССИЙСКОГО РЫНКА МОЛОКА И МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ В УСЛОВИЯХ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ
Аннотация
Молочная отрасль является одним из наиболее важных звеньев агропромышленного комплекса и имеет стратегическое значение в экономике каждой страны, так как молочная продукция является необходимым продуктом питания, востребованным всеми слоями населения. Вместе с этим одной из ведущих социально-экономических задач является производство и обеспечение необходимого объема качественной молочной продукции для населения. В условиях необходимости импортозамещения проблемы стратегически важной молочной отрасли вышли на передний план. Стало очевидно, что Россия не может обеспечить себя молочными продуктами. Отрасль переживает сложные времена — это напрямую связано с состоянием молочного животноводства в стране.
Целью представленного в статье исследования является аналитическое представление ситуации на рынке молочной продукции в Российской Федерации в условиях реализации политики импортозамещения, выявления факторов, препятствующих развитию молочной отрасли, и идентификации перспективных направлений развития производства и обеспечения населения необходимым объемом качественной молочной продукции.
Ключевые слова
Молочная отрасль, молочная продукция, импортозамещение, российский рынок молока.
1.1. Afanasyeva, T. V. Tretyachenko
SURVEY OF RUSSIAN MILK AND MILK PRODUCTS MARKET'S TENDENCIES
IN CASE OF IMPORT SUBSTITUTION
Annotation
Dairy industry is one of the most important parts of agro-industrial complex and is of strategic importance in economy of each country, since dairy products are necessary food product that is in demand by all segments of population. At the same time, one of leading socio-economic tasks is the need to produce and provide the necessary volume of high-quality dairy products for population. In context of the need for import substitution, problems of strategically important dairy industry have come to the fore. It became obvious, that Russia cannot provide itself with dairy products. Industry is going through difficult times — this is directly related to state of dairy farming in country.
Purpose of article's study is to provide an analytical representation of situation on dairy market in Russian Federation in context of implementation of import substitution policy, identify factors that hinder the development of dairy industry, and identify promising areas for development of production and providing the population with necessary volume of high-quality dairy products.
Keywords
Dairy industry, dairy products, import substitution, Russian milk market.
Введение
Молочный сектор сегодня является одной из отраслей агропромышленного комплекса, где не восстановлено общее производство после кризисного развития национальной экономики и сельского хозяйства в 1990-е гг. Современная конъюнктура рынка молока и молочной продукции характеризуется снижением темпов роста основных производственных и экономических показателей. Одним их главных факторов, играющих важную роль в стагнации молочного производства, является низкая инвестиционная привлекательность и достаточно длительный срок окупае-
мости молочных проектов, которые превышают стандартный срок льготного кредитования в рамках реализации государственных программ поддержки развития отрасли.
Данные обстоятельства являются предпосылками снижения показателей численности поголовья молочного рогатого скота. Так, статистические данные показывают, что в период с 90-х гг. ХХ века по 2018 г. общая численность поголовья в данном сегменте животноводства сократилась в 2,5 раза, что стало причиной снижения показателей объемов производства молока и молочной продукции [1] (рис. 1).
Рисунок 1 — Динамика валовых надоев молока в Российской Федерации
в 1990-2018 гг. [1]
В настоящее время рынок молока и молочной продукции находится в достаточно неопределенной ситуации, поскольку, с одной стороны, производство молока растет, с другой, на фоне снижения платежеспособности населения наблюдается хотя и незначительное, но падение спроса на молоко и молочную продукцию, что может привести к росту запасов нереализованных товаров на складах, которые будут давить на рынок. В результате, отпускные цены на сырое молоко поползут вниз, а доходность производителей молочной продукции начнет снижаться.
Материалы и методы
Несмотря на то что молоко и молочные продукты являются неотъемлемым продуктом в меню большинства людей, играют значительную роль в целом в питании населения, в общей структуре производства и потребления продуктов питания доля молочных товаров снижается, при том что молоко в России традиционно считается продуктом первой необходимости, молоко и его производные (творог, сметана, кефир и недорогие виды сыра, включая плавленый) признаются наиболее полезными продуктами питания.
Расчетный объем потребления молока населением в 2018 г. составил 33,6 млн т с учетом нетоварного сектора, среднедушевое потребление — 229 кг. По сравнению с 2017 г. (230 кг) этот показатель снизился на 0,4 %. Необходимо отметить, что рекомендованная Минздравом норма потребления молока составляет 325 кг/чел. в год. Наметившаяся тенденция, связанная с остановкой роста потребления молока и молочных продуктов, стала одним из основных трендов 2019 г. в молочном секторе [2]. При этом спрос на сырое молоко в 2018 г. значительно увеличился, что связано со вступлением в силу в 2019 г. новой редакции Технического регламента «О безопасности молока и молочных продуктов», с одной стороны, а с другой, с внедрением системы ветеринарной электронной сертификации «Меркурий», введение которой повлекло сокращение доли фальсификата и, соответственно, рост цен на сырое молоко, которые в 2019 г., по сравнению с 2018 г., выросли в среднем на 15-18 %.
Не менее важной особенностью текущей конъюнктурной тенденции является снижение показателей объемов импорта молока и молочной продукции, что стало следствием введенных в 2014 г. запретительных мер на ввоз в Россию продукции сельского хозяйства из стран Европейского Союза, Норвегии, Австралии, США. В сложившихся условиях ведущими импортерами молочной продукции в Россию являются Белоруссия, Швейцария и Сербия.
Доля импорта молочной продукции в общей структуре российского импорта продовольствия остается довольно высокой: удельный вес сыра поставляется в страну из-за рубежа, составляет 31 % от общего потребления, сухого молока — 43 %, сливочного масла — 19 %, сухой сыворотки — 26 %. Основным поставщиком сыров является Бела-
русь (77 % всего объема импорта), сыр в страну поставляют также Сербия (7 %) и Аргентина (5 %) [3].
Сырое молоко, являющееся основным сырьем для производителей молочной продукции, поставляется в основном сельскохозяйственными объединениями и крестьянскими фермерскими хозяйствами. Объем поставок сырого молока вырос с 16,5 млн т в 2012 г. до 18,7 млн т в 2018 г., т. е. ежегодный темп прироста сложился на уровне 3-5 %. Ежегодный рост объемов товарного молока стал результатом модернизации отрасли и увеличения продуктивности молочного скота в рамках этого процесса.
Вместе с тем ежегодные темпы роста товарного молока на уровне 35 % не позволяют удовлетворить спрос на него со стороны российских товаропроизводителей, поскольку общий объем производства сырого молока во всех категориях хозяйств, включая личные подсобные хозяйства, в 2018 г. составил 30,6 млн т при необходимом уровне самообеспечения товарным молоком в объеме 49,7 млн т (те условия, когда государство может обойтись без импорта сырья, чтобы соблюсти установленные им самим нормы потребления молока и молочной продукции).
Объем сырого молока, произв еденный в стране в 2018 г., позволяет обеспечить указанную норму только на 40 % [3].
Результаты
Продукция молочной отрасли представлена такими видами, как цельномолочная продукция, в пересчете на молоко; сыры жирные, включая брынзу; масло животное. В данной структуре общего ассортимента производимой молочной продукции наибольшую долю занимает производство цельномолочной и нежирной молочной продукции (рис. 2).
Рисунок 2 — Структура российского рынка молока и молочной продукции
в 2018 г. [3, 5]
Показатели объема молока и молочной продукции, предложенных к продаже (сумма складских запасов молочных продуктов на начало года и произведенных отечественными произ-
водителями и поставленных в страну из-за рубежа) в 2018 г., составили 12 965,10 тыс. т, незначительно снизившись по сравнению с 2017 г. (табл. 1).
Таблица 1 — Объем молочных продуктов, предложенных к реализации на отечественном рынке молочной продукции в 2013-2018 гг. [6]
Параметр 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.
Предложение (тыс. т) 12 880,50 12 960,60 12 969,80 13 233,40 12 968,20 12 965,10
Динамика предложения (% к предыдущему году) - 0,62 0,07 2,03 -2,00 -0,02
На фоне снижения объемов молочных продуктов, предложенных к продаже за 2017-2018 гг., объем мороженого и замороженных десертов демонстрировал устойчивый рост, наблюдающийся в этом сегменте (поскольку доля импорта и экспорта на российском рынке незначительна, формально объем производства может быть принят равным объему рынка).
В 2018 г. объем мороженого и замороженных десертов, предложенных в
2018 г. к продаже, составил 439,05 тыс. т, увеличившись по отношению к 2017 г. на 11,9 % [1] (рис. 3). Представленная на графике тенденция на рынке молока и молочной продукции продолжалась в течение 2019 г. В целом, объем реализации мороженного и замороженных молочных десертов увеличился более чем на 20 % в
2019 г. по сравнению с 2018 г.
Рисунок 3 — Динамика объема мороженого и замороженных десертов, предложенных к продаже на российском рынке в 2010-2018 гг.
Обсуждение
Как показывают экспертные исследования, объем рынка мороженного и замороженных десертов увеличился в 2018 г. в денежном выражении не только за счет роста объемов потребления, но и вследствие увеличения уровня потребительских цен.
Средние цены производителей мороженого и замороженных десертов за 2016-2019 гг. выросли на 29,1 %, с 146 449,9 руб./т до 189 076,1 руб./т. Наибольшее увеличение средней цены
наблюдалось в 2017 г., когда темп ее роста составил 21,1%. В 2019 г. средняя цена производителей на мороженое выросла на 1,6 % к уровню 2018 г. и составила 189 076,1 руб./т [6]. Вместе с этим средний уровень розничных цен на мороженое сливочное вырос более, чем на 6 % в 2019 г. по сравнению с 2018 г. важно при этом отметить, что наиболее высокая цена на данный вид молочной продукции наблюдалась в 2016 г. (рис. 4).
Рисунок 4 — Динамика потребительских цен за 1 кг сливочного мороженого
в 2013-2019 гг. [1]
Производство мороженого и замороженных десертов росло во всех федеральных округах, рост совокупного российского производства в 2018 г. по отношению к 2017 г. составил 46,6 тыс. т (Южный федеральный округ по данным Росстата обеспечил 18,2 % его прирос-
Анализ средних потребительских цен на молоко и молочную продукцию показал, что в 2013-2019 гг. показатели темпов роста средних цен предприятий-производителей значительно выше темпов роста цен, установленных в розничной сети. Анализируя представленные данные, можно сделать следующее заключение: сдерживающая полочные цены на молочную продукцию политика ритейлеров оказывает отрицательное влияние на результаты деятельности (доходность) предприятий, занимающихся производством и переработкой молочной продукции.
та). Самые высокие потребительские цены на мороженое в 2019 г. сложились в Северо-Западном федеральном округе (+133,39 руб. к среднероссийской потребительской цене за 2018 г.), самые низкие — в Северо-Кавказском федеральном округе (-92,65 руб.) (табл. 2).
Выводы
Анализ современного состояния рынка молока и молочной продукции и одного из его сегментов — рынка мороженого и замороженных десертов, проведенный автором, позволяет выделить и сгруппировать те факторы и тенденции, которые способны повлиять на его развитие (рис. 5), а также определить те меры, которые сегодня необходимо предпринять для прорыва молочной отрасли в ближайшей перспективе.
Таблица 2 — Средние потребительские цены за 1 кг сливочного мороженого, сложившиеся в федеральных округах Российской Федерации в 2013-2019 гг.,
руб./кг [1]
Федеральный округ 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. Отклонение к среднероссийскому уровню (+; -)
В среднем по РФ 242,37 273,74 320,91 362,13 395,98 408,99 418,63 х
Центральный округ 280,71 306,60 367,41 399,29 433,25 439,63 439,70 21,07
СевероЗападный округ 251,74 298,22 367,38 426,66 490,03 511,81 552,12 133,49
Южный округ 228,60 262,06 301,75 361,07 393,13 389,80 412,85 -5,78
СевероКавказский округ 157,80 183,17 203,80 276,07 299,24 319,18 325,98 -92,65
Приволжский округ 207,47 242,91 279,14 304,67 330,29 339,88 343,85 -74,78
Уральский округ 239,60 281,59 338,37 357,59 397,77 411,29 421,26 2,63
Сибирский округ 241,97 264,14 326,73 369,67 404,46 414,73 н/д х
Дальневосточный округ 290,96 332,75 367,88 397,12 431,64 452,83 н/д х
ТЕНДЕНЦИИ
^Замедление темпов роста спроса на молоко и молочную со стороны конечного потребителя
*Увеличение себестоимости сырья удорожание конечного продукта *Сезонная изменчивость закупочных цен, что оказывает Елияние на стоимость конечного продукта *У сипение налоговой нагрузки
* Сокращение ассортимента сыров
*Успешное развитие цельномолочного сегмента в отсутствие конкуренции со стороны импорта
*ИзмененияЕ ассортименте за счет молочных коктейлей питьевых йогуртов и творожков с добавками *Развитие сетевого ригейла
* Активное развитие агроходдингов с вертикально-интегрированными бизнес-процессами
Рисунок 5 — Тенденции и факторы, способствующие и препятствующие развитию рынка молока и молочной продукции в Российской Федерации
Центральной проблемой молочной отрасли, оказывающей определяющее воздействие на конъюнктурные изменения рынка молока и молочной продукции, является недостаточность финансирования и инвестиционной поддержки соответствующего производства. Предлагаемые экспертами государственная поддержка, снижение процентных ставок по кредитам, предоставление товаропроизводителям кредитов на долгосрочной основе, усовершенствование системы страхования в случае неурожая
позволят лишь немного изменить ситуацию в молочной отрасли и, соответственно, рынке молока и молочной продукции, но не ранее, чем через 5-7 лет после реализации указанных мер.
Коренные изменения в производстве молока и молочной продукции, а это полный отказ от импорта сырого молока и молочной продукции, могут наступить только в случае принятия системных мер по реформированию и поддержанию отрасли, но не ранее, чем через 10-12 лет после их начала. Выход
на мировой молочный рынок российских производителей как полноправных игроков возможен в этих условиях не ранее, чем через 15-20 лет.
Библиографический список
1. О ситуации на рынке молока и молокопродуктов [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://mcx.ru.
2. Оценка самообеспеченности России молоком пересчитана в сторону снижения [Электронный ресурс] // Аг-роинвестор. — 2019. — № 9. — Режим доступа : https://www.agroinvestor.ru.
3. Койнова, А. Н. Основные тренды развития рынка молочной продукции [Электронный ресурс] // Пищевая индустрия. — 2019. — № 3. — Режим доступа : http://www.consultant.ru.
4. Разумникова, И. С., Голубцо-ва, Ю. В., Глебова, С. Ю. Основные тенденции развития производства продуктов функционального питания // Достижение науки и техники АПК. — 2008. — № 4. — С. 46-47.
5. Николаева, М. А. Рынок молочных товаров: состояние и перспективы развития // Индустрия питания. — 2018. — № 3. — Т. 3. — С. 78-85.
6. Молоко: потребление не растет, но цены на сырье высокие [Электронный ресурс] // Агроинвестор. — 2020. —
№ 1. — Режим доступа : https://www. agroinvestor.ru.
Bibliographic list
1. About the situation on market of milk and dairy products [Electronic resource]. — Mode of access : http://mcx.ru.
2. Assessment of Russia's self-sufficiency in milk is recalculated in downward direction [Electronic resource] // Agroinvestor. — 2019. — № 9. — Mode of access : https://www.agroinvestor.ru.
3. Koynova, A. N. Main trends in development of dairy product market [Electronic resource] // Food industry. —
2019. — № 3. — Mode of access : http ://www.consultant.ru.
4. Razumnikova, I. S., Golubtso-va, Yu. V., Glebova, S. Yu. Main trends in development of production of functional food products // Achievement of science and technology of agriculture. — 2008. — № 4. — P. 46-47.
5. Nikolaeva, M. A. Market of dairy products: state and prospects of development // Food Industry. — 2018. — № 3. — Vol. 3. — P. 78-85.
6. Milk: consumption is not growing, but prices for raw materials are high [Electronic resource] // Agroinvestor. —
2020. — № 1. — Mode of access : https ://www.agroinvestor. ru.
В. А. Бондаренко, А. А. Максаев, И. А. Шумакова
АКТУАЛИЗАЦИЯ РАСШИРЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СФЕР МАРКЕТИНГА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЭКОНОМИКИ
Аннотация
В статье доказательно рассматривается необходимость расширения представительности маркетинговых компетенций при подготовке кадров в рамках различных направлений в условиях инновационно ориентированной экономики. Демонстрируется значение маркетинговых знаний и компетенций у лиц, задействованных в продуцировании инноваций в различных сферах народного хозяйства, что актуализирует необходимость единой государственной политики в поддержке данного процесса и постановке новых задач для системы подготовки кадров.