Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ СОХРАННОСТИ РОДОПЛЕМЕННОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В КАРАНОГАЕ И СЕВЕРНОМ ПРИКАСПИИ'

ИССЛЕДОВАНИЕ СОХРАННОСТИ РОДОПЛЕМЕННОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В КАРАНОГАЕ И СЕВЕРНОМ ПРИКАСПИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
ногайцы / род / родоплеменной состав / идентичность / миграция населения / ногайская степь / Nogais / clan / preservation / identity / migration / Nogai steppe

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Отевалиев Э.С.

Автором данной статьи был проведен полевой опрос родоплеменного состава ногайцев (в период окт. 2022 – дек. 2023). С октября 2022 года автором данной статьи было начато исследование – опрос родоплеменного состава среди ногайцев. Задачи научного исследования были следующие: выявить родоплеменной состав и родовые знаки кланов на основе полученных данных. Попутно ставилась задача узнать уровень осведомленности опрашиваемых по знанию родо-племенного состава, выявить направления миграционных потоков, составить разбивку родов и опрашиваемых по аулам на основе данных опроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRESERVATION STUDY TRIBAL IDENTITY IN KARANOGAY AND NORTHERN CASPIAN REGION

The author of this article conducted a field survey of the tribal composition of the Nogais (during the period Oct. 2022 Dec. 2023). Since October 2022, the author of this article began a study a survey of the tribal composition among the Nogais. The objectives of the scientific research were the following: to identify the tribal composition and tribal signs of clans based on the data obtained. At the same time, the task was set to find out the level of awareness of the respondents in terms of knowledge of the tribal composition, to identify the directions of migration flows, to create a breakdown of clans and respondents by village based on the survey data.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ СОХРАННОСТИ РОДОПЛЕМЕННОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В КАРАНОГАЕ И СЕВЕРНОМ ПРИКАСПИИ»

УДК 070

Отевалиев Э.С.

журналист РГВК «Дагестан» (г. Махачкала, Россия)

ИССЛЕДОВАНИЕ СОХРАННОСТИ РОДОПЛЕМЕННОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В КАРАНОГАЕ И СЕВЕРНОМ ПРИКАСПИИ

Аннотация: автором данной статьи был проведен полевой опрос родоплеменного состава ногайцев (в период окт. 2022 - дек. 2023). С октября 2022 года автором данной статьи было начато исследование - опрос родоплеменного состава среди ногайцев. Задачи научного исследования были следующие: выявить родоплеменной состав и родовые знаки кланов на основе полученных данных. Попутно ставилась задача узнать уровень осведомленности опрашиваемых по знанию родо-племенного состава, выявить направления миграционных потоков, составить разбивку родов и опрашиваемых по аулам на основе данных опроса.

Ключевые слова: ногайцы, род, родоплеменной состав, идентичность, миграция населения, ногайская степь.

Сохранение этнической памяти народов на современном этапе развития общества, с учетом глобализации и миграционных процессов представляется сложной задачей. Поэтому исследование современного состояния сохранения родоплеменной идентичности можно считать актуальным.

Исследованием родоплеменного состава ногаев Северного Прикаспия занимался целый ряд авторов (П.И.Небольсин [3, с.81], И.Т. Мутенин [2, с.30], Ф. И. Капельгородский [5, с. 184], Н.А. Баскаков, Р.Х. Керейтов [1, с.99]).

Начиная с октября 2022 года до декабря 2023 года, было опрошено около тысячи человек, всего было составлено 1059 анкет. Опрашиваемые проживали в 30 аулах и в 13 городах страны. География опрашиваемых это в

основном Дагестан и отчасти Чечня, Ставропольский край, Астраханская область и т.д.

Возраст опрашиваемых был не ограничен, самой старшей из опрашиваемых была 90-летняя Энжибийке Эсенгельдиева Эдильбаевна, 1932 года рождения из аула Нариман (Республика Дагестан). В анкету опрашиваемого так же включались члены их семей и фамилий, при их согласии.

Опрос проводился на улицах, во время встреч и командировок, среди друзей, родных и знакомых, путем созвона по телефону, периодическими выездами по организациям, методом опроса местных трудовых коллективов. Организовывались экспедиции в аулы Ногайского района, такие как: Орта-Тюбе, Кумли, Карасу.

При проведении опросов приоритет отдавался именно собственным обозначениям клановой идентичности опрашиваемых. Поскольку многие из опрошенных сохранили в основном общие знания о своем роде, такие нюансы как принадлежность к группе родов (куб), рода и подрода (ног. тайпа, ырув) мы выделили отдельным пунктом, не включая их в общие списки на свое усмотрение. Например, некоторые опрошенные запомнили только принадлежность к кубу (группе родственных кланов) Кыпчак, а некоторые, например, отдельно отметили, что они именно из подразделения Тис Тамгалы Кыпчаков.

Так же некоторые опрошенные помнят свой подрод, но не знают к какому именно клану (тайпа) они относятся или, например, некоторые опрошенные помнят свой куб (группа родственных родов) но не помнят название своего клана. Чтобы избежать путаницы, мы их вынесли отдельным пунктом к тем кланам, с которыми они себя идентифицируют. Например, некоторые опрошенные помнят, что они из клана Эльгазы, а некоторые подчеркивают, что они из подрода Эльгазы из клана Тогыншы.

Некоторые опрошенные уточняют, что в одной местности они называют, например, свой клан Калемерден, но в другой местности местные называют их

синонимом (по их мнению) Шурша. В таких случаях мы записывали их так, как они себя идентифицируют в первую очередь.

Классификацию кланов по крупным родам оставим на потом, это тема для отдельного, кропотливого исследования. Здесь перед нами стоит основная задача выявить уровень национального самосознания на уровне знания своих кланов и родовых знаков.

Данное исследование будет включать в себя четыре пласта данных на основе 1059 анкет: статистика родов, география расселения родов по аулам, география проживания опрошенных, миграционные потоки опрошенных без привязки к конкретным датам и в завершение мы подведем итоги по знанию родовых знаков среди опрошенных.

Статистика родов из числа опрошенных

Кыпчак - 81 Отекайлы Кыпчак - 73 Шыйра Кыпшак - 5 Туркмен Кыпшак - 16 Тис тамгалы Кыпшак - 1 Кыпшак Аювшы - 1 Яллыбайлы Кыпшак - 1 Кыпшак Башым - 1 Кыпшак Тизгеншекли - 1 Айырма Кыпшак - 2 Тизинши Кыпшак - 1 Туркмен - 9 Шурша - 53 Шурша Кыпшак - 5 Шурша Калемерден - 2 Шурша Найман - 1 Шурша Уьскоьбе - 1

Калимерден - 28 Кобаншы - 43 Кобаншы Уьйсун - 3 Кобаншы Каратаяк - 14 Кобаншы Кыпшак - 1 Кобаншы Баята - 2 Кобаншы Шаьвжели - 5 Кобаншы Канглы - 4 Шыжыут Кобаншы - 1 Кобаншы Терк - 4 Ас - 50

Шоьмишли Ас - 31 Ас Кутлук - 3 Кобаншы Ас - 1 Доьрткил Ас - 1 Келаул - 48 Келаул Найман - 18 Костамгалы - 86 Костамгалы Бакай - 1 Тогыншы - 101 Тогыншы Эльгазы - 20 Отекайлы Тогыншы - 2 Эльгазы - 10 Мойнапа - 169 Карналык Мойнапа - 12 Мойнапа Ак суьек - 1 Карналык - 16 Буйрабас - 21 Буйрабас Эгинши - 2 Канглы - 15

Ыргаклы Канглы - 6 Каратаяк Канглы - 1 Найман - 1 Найман Тарак - 1 Уьскоьбе - 4 Уьйсун - 21 Кара Сыйрак - 1 Байтеги - 7 Отыншы - 1 Ягылбайлы - 1 Аргун - 1 Сиджеут - 2 Аювшы - 5 Бакай - 13 Боьке - 1 Мажар - 11 Кереит - 1 Етисан - 8 Сеит Алтаяк - 4 Тоьлеу - 2 Шаужели - 2 Баята - 1

Таблица 1. Рода, зафиксированные в Ногайской степи.

Из этих данных следует, что наиболее распространённые кланы в Ногайской степи это: Мойнапа (169), Тогыншы (101), Костамгалы (86), Кыпчак (80) и Отекайлы Кыпчак (73).

Результаты опроса так же выявили наиболее редкие кланы, где зарегистрировано только по одной анкете. Это тайпы Каратаяк Канглы,

Найман, Найман Тарак, Кара Сыйрак, Отыншы, Ягылбайлы, Аргун, Боьке, Кереит, Баята.

Конечно, тысяча анкет - это не основание для фундаментальных выводов, но эти данные впервые дают нам определенную картинку по клановому разнообразию ногайцев.

География расселения кланов по аулам.

Теперь перейдем к географии расселению кланов. Здесь мы рассмотрим три аула в разрезе на предмет родоплеменного состава. Это аулы Орта-Тюбе, Кумли и Карасу.

В ауле Орта-Тюбе приняло участие в опросе 159 человек. Родоплеменной состав опрошенных аула Орта-Тюбе выглядит следующим образом: Кыпчак - 31 Туркмен Кыпчак -7 Тис тамгалы Кыпчак - 1 Отекайлы Кыпчак - 10 Ас - 4

Мойнапа - 22 Кобаншы - 8 Шурша - 19 Костамгалы - 18 Келаул - 8 Буйрабас - 8 Канглы - 3 Уьйсун - 1 Кара Сыйрак - 1 Тогыншы - 5 Байтеги - 2 Отыншы - 1 Ягылбайлы - 1

Аргун - 1 Сиджеут - 2

Таблица 2. Рода, зафиксированные в ауле Орта-Тюбе.

Пять опрошенных, дети смешанных браков, указали свой род по матери, это следующие тайпы: Кыпчак - 1 Костамгалы - 1 Отекайлы Кыпчак - 1 Кара Сыйрак - 1 Калемерден - 1

Таблица 3. Рода опрошенных из смешанных браков, зафиксированные в ауле Орта-Тюбе.

И один опрошенный не смог указать свой род, по его словам, ни он, ни его фамилия не знают к какому тайпу они относятся.

Перейдем теперь к аулу Кумли, здесь приняло в опросе 151 человек. Родоплеменной состав опрошенных в ауле Кумли выглядит следующим образом:

Кыпчак - 20

Отекайлы Кыпчак - 25

Шурша - 8

Калимерден - 5

Ас - 12

Мойнапа - 30

Карналык Мойнапа - 7

Келаул - 5

Тогыншы - 10

Кобаншы Каратаяк - 14

Аювшы - 2 Костамгалы - 9 Бакай - 4

Таблица 4. Рода, зафиксированные в ауле Кумли.

Следующий аул, это Карасу. Здесь приняло участие в опросе 148 человек. Родоплеменная структура аула следующая:

Тогыншы - 15 Отекайлы Кыпчак - 12 Кыпчак - 9 Кобаншы - 1 Мойнапа - 61 Мойнапа Карналык - 4 Мойнапа Ак суьек - 1 Келаул Найман - 3 Келаул - 7 Боьке - 1

Ыргаклы (Канглы) - 6 Кыпчак Туркмен - 4 Калемерден - 7 Ас - 17

Таблица 5. Рода, зафиксированные в ауле Карасу.

Представители рода Ыргаклы отдельно отметили, что их род еще называется Канглы, приведены в таблице в скобках.

География расселения опрошенных.

Рассмотрим географию расселения опрошенных по родоплеменному составу.

Кумли - 61

Кунбатар - 12

Эдиге - 5

Карасу - 68

Ленинаул - 7

Терекли-Мектеб - 180

Нариман - 53

Карагас - 35

Червленные Буруны - 19 Ново-Дмитровка - 5 Геметюбе - 1 Ямангой - 2 Макараул - 6 Савхоз №6 - 2 Орта-Тюбе - 159 Сулак - 1 Растопуловка - 7 Эркен-Халк - 1 А-Невского - 6 Батыр-Мурза - 8 Кара Тоьбе - 2 Ново-Крестьяновка - 2 Боранчи - 3 Калининаул - 1 Три протока - 1 Воскресеновское - 1 Тукуй-Мектеб - 6 Адиль-Халк - 1

Бурумбай - 2 Ново-Владимировка - 1

Таблица 6. Разбивка опрошенных по аулам (селам).

Сургут - 16 Москва - 13 Санкт-Петербург - 2 Ногинск - 1 Кисловодск - 3 Балашиха - 1 Нефтекумск - 1 Пятигорск - 1 Норильск - 7 Махачкала - 3 Карачаевск - 1 Кизляр - 1 Краснодар - 1

Таблица 7. Разбивка опрошенных по городам

Наиболее полная картина у нас имеется по аулам, где больше всего людей приняло участие в опросе, это такие аулы как: Терекли-Мектеб (180), Орта-Тюбе (159), Карасу (68), Кумли (61) и Нариман (53).

Всего 708 опрошенных указали в анкетах место проживания. Касаемо городов, все опрошенные живут в городе в первом поколении, это говорит об уровне миграции из ногайских аулов в города. Первые в списке городов - это Сургут и Москва, что подтверждает в очередной раз места основной миграции ногайцев.

Направления переселения ногайского населения.

Переходим к следующему разделу. Миграционные потоки опрошенных внутри семьи, без привязки к конкретным датам. Здесь списки аулов будут приводиться в двух локациях. Сначала идет родовой аул или последнее предыдущее место жительства опрошенного, далее место, куда опрошенный переехал на постоянное место жительства.

Калининаул - Эдиге - 1 Калининаул - Нариман - 1 Калининаул - Кумли - 1 Калининаул - Терекли-Мектеб - 3 Сулутюбе - Карасу - 1 Сулутюбе - Терекли-Мектеб - 1 Ленинаул - Карасу - 1 Ленинаул - Терекли-Мектеб - 2 Ст.Червленная - Кумли - 1 Ст.Червленная- Ленинаул - 1 Кунбатар - Терекли-Мектеб - 9 Кунбатар - Карасу - 2 Ново-Владимировка - Терекли-Мектеб - 2 Боранчи - Терекли-Мектеб - 1 Боранчи - Карагас - 1 Терекли-Мектеб - Червленные Буруны - 2 Терекли-Мектеб - Кумли - 2 Терекли-Мектеб - Кисловодск - 1 Терекли-Мектеб - Кизляр - 1 Терекли-Мектеб - Нариман - 2 Терекли-Мектеб - Балашиха - 1 Терекли-Мектеб - Сургут - 1 Терекли-Мектеб - Норильск - 4

Терекли-Мектеб - Москва - 2

Терекли-Мектеб - Тукуй-Мектеб - 1

Терекли-Мектеб - Краснодар - 1

Кумли - Терекли-Мектеб - 13

Кумли - Санкт Петербург - 1

Кумли - Ногинск - 1

Кумли - Карасу - 3

Кумли - Нариман - 3

Кумли - Махачкала - 1

Кумли - Сургут - 3

Кумли - Москва - 1

Кумли - Норильск - 1

Кумли - Карачаевск - 1

Кумли - Червленные Буруны - 1

Эдиге (Янъы аул) - Кумли - 1

Эдиге - Нариман - 1

Эдиге - Кунбатар - 1

Батыр-Мурза - Кумли - 1

Батыр-Мурза - Карасу - 1

Батыр-Мурза - Терекли-Мектеб - 1

Батыр-Мурза - Терекли-Мектеб - 2

Батыр-Мурза - Кара Тоьбе - 2

Коьг Уьй - Кумли - 2

Коьг Уьй - Ново-Дмитровка - 1

Ст.Бурунское - Кумли - 1

Ст.Бурунское - Карасу - 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сары су - Карасу - 1

Сары Су - Терекли-Мектеб - 1

Сары Су - Червленные Буруны - 1

Сары Су - Карагас - 1

Нариман - Карасу - 3 Нариман - Терекли-Мектеб - 4 Нариман - Москва - 1 Нариман - Кумли - 1 Ст.Щелковская - Карасу - 1 Ст.Щелковская - Ямангой - 1 Кыстырылган - Карасу - 1 Кыстырылган - Терекли-Мектеб - 1 Кыстырылган - Кумли - 1 Уй-Салган - Ленинаул - 1 Уй-Салган - Терекли-Мектеб - 3 Макараул - Сургут - 2 Макараул - Нариман - 1 Орта-Тюбе - Кунбатар - 1 Орта-Тюбе - Терекли-Мектеб - 2 Карагас - Терекли-Мектеб - 2 Карагас - Москва - 2 Карагас - Нефтекумск - 1 Карагас - Сургут - 2 Карагас - Пятигорск - 1 Карагас - Ново-Крестьяновка - 1 Червленные Буруны - Терекли-Мектеб 2 Червленные Буруны - Нариман - 1 Червленные Буруны - Батыр-Мурза - 1 Червленные Буруны - Москва - 1 Червленные Буруны - Сургут - 4 Червленные Буруны - Макараул - 1 Ст. А.Невская - Карагас - 2 Ст. А.Невского - Терекли-Мектеб - 1 Ферма №3 - Кумли - 1

Ферма №3 - Терекли-Мектеб - 1 Ферма №3 - Червленные Буруны - 3 Ферма №3 - Нариман - 1 Ст.Первомайское - Терекли-Мектеб - 1 Сеитовка - Растопуловка- 7 Адиль Халк - Эркен Халк - 1 Савхоз №6 - Нариман - 1 Кутлы-Тоьбе - Терекли-Мектеб -1 Ст.Калиновская - Терекли-Мектеб - 1 Огузер -Терекли-Мектеб - 1 Тукуй-Мектеб - Терекли-Мектеб - 1 Геметюбе - Карасу - 1 Бестерек - Червленные Буруны - 1 Ново-Крестьяновка - Кумли - 1 Каршыга аул - Терекли-Мектеб - 1

Таблица 8. Направления переселения ногайского населения.

По этим данным наибольший отток зафиксирован из а.Кумли (переехало 29 жителей), далее идет а.Терекли-Мектеб (18 жителей). При этом Терекли-Мектеб лидирует по притоку новых жителей (переехало 56 жителей). При этом из списка четырех сел больше не существует, это аулы Коьг Уьй, Кыстырылган, Кутлы-Тоьбе и Бестерек. Все эти села были расположены в Ногайской степи. Отрадно, что опрошенные сохранили в памяти свои родовые села. Теперь перейдем к теме по родовым знакам.

Знание родовых знаков опрошенными.

Из выборки почти в тысячу опрошенных, свои родовые знаки смогли указать только 61 опрошенный. Если по знанию своего куба/тайпа у опрошенных проблем не было, то здесь ситуация более сложная. Связано это видимо с тем, что степные ногайцы уже почти как сто лет перешли к оседлому

образу жизни и уже в разы меньше занимаются животноводством по сравнению с тем что было. Родовые знаки часто использовали для обозначения территории своего кочевья, на надгробных камнях клана и ставили метки животным. Сейчас тамги в качестве опозновательных знаков используют уже в меньшей степени. Более того люди часто путают определения и под словом «тамга» (родовой знак»), многие понимают «тайпа» (название клана) и людям приходится объяснять разницу между ними.

Заключение.

В заключение отметим, что ногайцы еще не растеряли свою этническую память, память о родоплеменных связях еще жива. До сих пор в среде народа соплеменник считается дальним родственником и обозначается специальным термином «кардаш». Все еще не приветствуются браки между соплеменниками, хотя не так категорично как в советский период и ранее. Запрет должен был нивелировать риски кровосмешения, дабы пара имело здоровое потомство. Во время опроса, если кто-либо не помнил свою клановую принадлежность, близкие непременно подсказывали. Особенно это касается молодежи, которая в большинстве своем не задумываются об этом. Старшее поколение в этом плане контролируют молодежь и при случае напоминают им их клановую принадлежность. За все время опроса только одна семья не смогла вспомнить из какого они тайпа.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Керейтов Р.Х. Ногайцы. Особенности этнической истории и бытовой культуры, Ставрополь, 2009;

2. Мутенин И.Т. Ачикулакские ногайцы. Махачкала, 2023;

3. Небольсин П.И. Очерки Волжского Низовья. СПб., 1852;

4. ПМА - полевые материалы автора, хранятся в его личном архиве;

5. Ярлыкапов А.А. Филипп Иосифович Капельгородский и его рукопись "Караногай, страна кочевников и патриархального быта". // Кавказский сборник. Т. 12 (44) М., 2020. С.164-214;

Otevaliev E.S.

Republican State Broadcasting Company «Dagestan» (Makhachkala, Russia)

PRESERVATION STUDY TRIBAL IDENTITY IN KARANOGAY AND NORTHERN CASPIAN REGION

Abstract: the author of this article conducted a field survey of the tribal composition of the Nogais (during the period Oct. 2022 - Dec. 2023). Since October 2022, the author of this article began a study - a survey of the tribal composition among the Nogais. The objectives of the scientific research were the following: to identify the tribal composition and tribal signs of clans based on the data obtained. At the same time, the task was set to find out the level of awareness of the respondents in terms of knowledge of the tribal composition, to identify the directions of migration flows, to create a breakdown of clans and respondents by village based on the survey data.

Keywords: Nogais, clan, preservation, identity, migration, Nogai steppe.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.