Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ'

ИССЛЕДОВАНИЕ СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
45
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЕ / ПРОБЛЕМА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Усеинова Э.Т.

В статье рассказывается основные подходы к исследованию ценностно - смысловой сферы личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF SEMANTIC SPHERE OF PERSONALITY OF DEVIANT ADOLESCENTS

The article describes the main approaches to the study of value - semantic sphere of personality.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ»

6.Смирнов Т.Л. Психология сновидений (Осознанные сновидения) [Электронный ресурс] // FantasyRead - URL: http://fanread.ru/book/4828255/?page=41 (дата обращения: 01.04.2017).

УДК 159. 922. 7(045)

Усеинова Э.Т.

студент 5 курс, «Психологии и педагогический» ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно - педагогический

университет»

Научный руководитель: Ушакова В.Р., кпсихол.н.

г. Симферополь ИССЛЕДОВАНИЕ СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ

Аннотация. В статье рассказывается основные подходы к исследованию ценностно - смысловой сферы личности .

Ключевые слова: девиантного поведение, проблема.

Useinova E. T. student

5th course, "Psychology and pedagogic" "Crimean engineer - pedagogical University"

Simferopol

THE STUDY OF SEMANTIC SPHERE OF PERSONALITY OF DEVIANT ADOLESCENTS

Annotation: The article describes the main approaches to the study of value - semantic sphere of personality.

Keywords: deviant behavior, a problem

Актуальность исследования. Формирование гармоничной, всесторонне развитой личности является одной из главных задач современного общества. В подростковом возрасте происходит развитие познавательных способностей и становления характерологических свойств личности, формируется ценностно-смысловая сфера и ведущие потребности и, соответственно, глубинная мотивация поведения. Наряду с этим начинают проявлять себя различные негативные привычки и поведенческие стереотипы. Проявления девиантного поведения несовершеннолетних могут приобретать иногда опасные формы.

Проблема формирования девиантного поведения является актуальной как в научных исследованиях, так и в практической деятельности психологов, несмотря на то, что на современном этапе существует большое количество работ, посвященных данной проблеме. Исследования большинства отечественных и зарубежных ученных посвящены изучению факторов детерминирующих девиантное поведения. Психологами изучаются виды, причины отклоняющегося поведения у детей и подростков, разрабатываются программы психопрофилактики и коррекции девиантного поведения (С.А. Беличева, Н.В. Дмитриева, Е.В.

Змановская, Ю.А. Клейберг, А.Е. Личко, В.Т. Кондрашенко, Н.Ю. Максимова, И.А. Фурманов и многие другие).

Проблема исследования специфики ценностно-смысловой сферы у подростков с девиантным поведением, заключается в том, что личностные ценности и смыслы оказывают влияние на отношения подростков с окружающим миром, а также на их поведенческую стратегию в целом, а процесс новых подходов к исследованию данной проблемы является актуальной задачей в контексте возрастной и педагогической психологии.

Цель статьи является исследование проблем особенностей ценностных и смысловых составляющих образа мира подростков

Девиантное поведение - это поведение, которое откличаеся от общепринятых, наиболее социально-одобряемых и устоявшихся норм. Оно характеризуется искаженной системой взаимодействия человека с обществом. В следствии этого возникают трудности в общении и взаимодействии с окружающими. Социальная девиация характеризуется, ухудшение личных и деловых взаимоотношений личности, снижением качества выполнения им своей работы (с учетом предъявляемых требований), нарушение социально - ролевого или полоролевого взаимодействия с социальным окружением. С точки зрения различных психологических школ авторы различным образом подходят к решению проблем, связанных с девиантным поведением, и более того, по- разному определяют и трактуют само понятие «социальная девиация». В зарубежной психологии феномен девиации изучается в таких направлениях, как психоанализ, индивидуальная психология, бихевиоризм, поведенческое направление и гуманистическая теория.

Необходимо заметить, что девиантное поведение не обязательно требует наличия в поведении негативного мотивационного компонента. Индивид может считать, что придерживается нормативной линии поведения или стремится к ней. Это понимание предполагает включение в поле критериев нормы не только успешное приспособление к социальной среде, но и активное развитие творческих способностей, прежде всего, в контексте формирования личности [5]. К этому выводу приходят и некоторые зарубежные психологи. «Оценка нормативности и аномалии в сфере развития требует знакомства с общими принципами развития при особенном отношении к личности» (М. Герберт). Организующим «ядром» личности признается «Я-концепция», определенные способности которой рассматриваются как условие нормальной адаптации. Эта концепция включает как «положительную» интеграцию личности (Г. Оллпорт) — гармоничную «Я-концепцию» (при минимуме внутренних противоречий и едином взгляде на жизнь), так и относительную автономию (в смысле способности к независимому и самостоятельности). Автономия в свою очередь связана с формированием коммуникативных способностей и верой в собственные силы (положительной самооценкой). Неуверенность в своих возможностях и низкая самооценка рассматриваются как условия нарушения адаптации и аномалий развития [2].

Основным источником отклонений в психоанализтической концепции, обычно, считается актуальный конфликт между неосознанными влечениями, образующими в своей подавленной и вытесненной форме структуру «Оно», и социальными ограничениями естественной активности ребенка, образующими в интернализованной форме структуру «Я» и «сверх-Я». Нормативное развитие и становление личности предполагает функционирование оптимальных защитных механизмов, которые уравновешивают сферы сознательного и бессознательного. В противном случае формирование личности принимает деструктивный характер. Так, К. Хорни, Д. Боулби, Г. Салливан видят причины деструкций в отсутствии эмоционального контакта, ласкового и доверительного общения с матерью в первые годы жизни. Негативные последствия отсутствия чувства безопасности и доверия в первые годы жизни ребенка, отмечает в этиологии отклонений и Э. Эриксон[1]. Несколько иное представление об отклонениях можно найти в «индивидуальной психологии» А. Адлера. Согласно взглядамА.Адлера, младенец появляется на свет с двумя базовыми чувствами-стремлениями:

а) чувство неполноценности как компенсация стремление к совершенству;

б) социальное чувство общности и стремление к установлению значимых социальных отношений [3].

Весьма популярный в современной психологии развития и детской психологии является гуманистический подход. В рамках этого подхода критикуется понимание девиации как нарушения адаптации, а выдвигается положение об оптимальном взаимодействии личности и среды. Форма социальной девиации, в русле гуманистического подхода, такова: конфликт - фрустрация - активное приспособление. По К. Роджерсу девиация - это состояние несоответствия, внутреннего диссонанса, причем главным условием его формирования заключается в потенциальном конфликте между установками "Я" и непосредственным опытом человека

[4].

В отечественной психологической науке на сегодняшний день отсутствуют разработанные концепции, в которых проблема девиантного поведения личности была бы представлена целостно. В то же время существует достаточно много научных исследований, где акцентируется внимание преимущественно на каком-то одном аспекте изучаемой проблемы.

Вывод. Условно определена структура ценностно-смысловой сферы личности, которая включает в себя три компонента: когнитивный компонент - ценности, обладающие личностным смыслом для человека, становятся регуляторами и ориентирами его жизни и поступков; эмоциональный компонент - переживание ценностного состояния; поведенческий компонент, который представлен реализацией принятой человеком ценности в поведении и деятельности.

Использованные источники:

1.Анурина В. Ф. Ценности и воспитание. / В. Ф. Анурина .— М., 1999 - 43 с.

2.Дильтей В. Описательная психология. / В. Дильтей. — М., 1992. - 345 с.

3.Дюркгейм, Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение [Текст]: Пер. с франц. / Э. Дюркгейм. - М.: Канон, 1995. - 352 с.

4.Донцов А. И. О ценностных отношениях личности. / А. И. Донцов. —М., 1974. - 345 с.

5.Золотухина-Аболина Е. В. О специфике высших духовных ценностей. / Е. В. Золотухина-Аболина. — М., 2007. - 345 с.

УДК 330.1

Хазнатарова Н.И. магистрант 1 курс Кубанский государственный аграрный университет

Россия, г. Краснодар

Аннотация: В статье рассмотрены протекающие в АПК интеграционные процессы, определена необходимость взаимодействия между различными отраслями агропромышленного комплекса как необходимое условие для стабильного функционирования экономики России. Агропромышленную интеграцию автор предлагает рассматривать как процесс объединения экономических агентов, функционирующих в разных отраслях экономики, с помощью формирования и усиления существующих между ними хозяйственных взаимосвязей, позволяющих создавать благоприятные условия хозяйствования, совместно потреблять ограниченные ресурсы, использовать достижения НТР.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс,

сельхозпроизводители, интеграционные процессы

СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ИНТЕГРАЦИИ В РАЗВИТИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Haznatarova N.I. Undegraunduate of 1 course Kuban state agricultural university Russia, Krasnodar

In article the integration processes proceeding in agrarian and industrial complex are considered, need of interaction between various branches of agro-industrial complex as a necessary condition for stable functioning of economy of Russia is defined. The author suggests to consider agro-industrial integration as process of association of the economic agents functioning in the different branches of economy, by means of formation and strengthening existing between them economic interrelations, allowing to create favorable conditions for managing in common to consume limited resources, to use achievements of a scientific and technological revolution.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.