Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ШТУРМОВЫХ ФЛАГОВ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКОГО МУЗЕЯ АРТИЛЛЕРИИ, ИНЖЕНЕРНЫХ ВОЙСК И ВОЙСК СВЯЗИ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ШТУРМОВЫХ ФЛАГОВ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКОГО МУЗЕЯ АРТИЛЛЕРИИ, ИНЖЕНЕРНЫХ ВОЙСК И ВОЙСК СВЯЗИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
33
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗНАМЯ / ФЛАГ / ШТУРМОВОЙ ФЛАГ / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СИМВОЛ / АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ / СБОР ТРОФЕЕВ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Уварова Анжелика Вадимовна

В статье рассматриваются штурмовые флаги из коллекции Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи, водруженные над освобожденными Советской армией городами. Для проведения исследования сначала необходимо разобраться в значении основных понятий, так как в вексиллологии нет единой трактовки таких терминов, как «знамя» и «флаг». Поэтому было рассмотрено несколько определений российских исследователей. Исследуемая группа полотнищ является флагами, так как символизирует целое государство - Советский Союз. Традиция водружения штурмовых флагов над освобожденными городами появилась во время коренного перелома 1942-1943 гг., и в это же время флаги начали передавать в музеи на вечное хранение. В Артиллерийский исторический музей они начали поступать через его сотрудника В. Н. Грусланова с 1943 г. Государством их внешний вид не был регламентирован. В связи с этим в данной статье автор выявляет схожие и различные характеристики таких флагов, хранящихся в Артиллерийском музее. На семиотическом уровне все флаги несут единый код, являясь символом освобождения, победы Советского Союза и дружественных стран над немецкими захватчиками. На материальном уровне из-за отсутствия четкой регламентации внешнего вида каждый флаг имеет свои индивидуальные черты: размеры, форму, наличие или отсутствие изображений и надписей, способы крепления к древку, контекст появления. На основании исследования штурмовых флагов на материальном и духовном уровнях в статье оценивается их потенциал для отражения темы Великой Отечественной войны и памяти народа в экспозиционных и выставочных проектах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTIGATION OF ASSAULT FLAGS FROM THE COLLECTION OF THE MILITARY-HISTORICAL MUSEUM OF ARTILLERY, ENGINEER AND SIGNAL CORPS

In the article author conducts research of the assault flags from the collection of Military Historical Museum of Artillery, Engineer and Signal Corps. They were planted on the liberated by the Soviet Army cities. At the beginning of the article the reader is informed about the meaning of the basic concepts. There aren’t differences between знамя and флаг in vexillology. Therefore, several definitions of Russian researchers were considered. Then in the article are stated that this group are flags, as it symbolizes the whole state - the Soviet Union. The author emphasizes that the tradition of planting assault flags over liberated cities appeared during the radical turn of 1942-1943, and at the same time flags began to be transferred to museums for storage. In the Artillery Historical Museum they began to arrive from 1943. In addition, their appearance wasn’t regulated. Therefore, in the article the problem of similar and different characteristics is raised. At the semiotic level, all flags carry a single code, being a symbol of liberation, victory of the Soviet Union and friendly countries over the German invaders. At the material level, due to the lack of clear regulation of the appearance, each flag has its own individual features: size, shape, presence or absence of images and inscriptions, methods of attachment to the flagpole, the context of their appearance. In conclusion the potential for reflecting the theme of the Great Patriotic War and the memory of the people in exposition and exhibition projects is evaluated.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ШТУРМОВЫХ ФЛАГОВ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКОГО МУЗЕЯ АРТИЛЛЕРИИ, ИНЖЕНЕРНЫХ ВОЙСК И ВОЙСК СВЯЗИ»

УДК 069.4

Вопросы музеологии. 2022. Т. 13. Вып. 2

Исследование штурмовых флагов из коллекции Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи

А. В. Уварова

Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Российская Федерация, 197046, Санкт-Петербург, Александровский парк, 7

Для цитирования: Уварова А. В. 2022. Исследование штурмовых флагов из коллекции Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи. Вопросы музеологии 13 (2): 267-279. https://doi.org/10.21638/spbu27.2022.209

В статье рассматриваются штурмовые флаги из коллекции Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи, водруженные над освобожденными Советской армией городами. Для проведения исследования сначала необходимо разобраться в значении основных понятий, так как в вексиллологии нет единой трактовки таких терминов, как «знамя» и «флаг». Поэтому было рассмотрено несколько определений российских исследователей. Исследуемая группа полотнищ является флагами, так как символизирует целое государство — Советский Союз. Традиция водружения штурмовых флагов над освобожденными городами появилась во время коренного перелома 1942-1943 гг., и в это же время флаги начали передавать в музеи на вечное хранение. В Артиллерийский исторический музей они начали поступать через его сотрудника В. Н. Грусланова с 1943 г. Государством их внешний вид не был регламентирован. В связи с этим в данной статье автор выявляет схожие и различные характеристики таких флагов, хранящихся в Артиллерийском музее. На семиотическом уровне все флаги несут единый код, являясь символом освобождения, победы Советского Союза и дружественных стран над немецкими захватчиками. На материальном уровне из-за отсутствия четкой регламентации внешнего вида каждый флаг имеет свои индивидуальные черты: размеры, форму, наличие или отсутствие изображений и надписей, способы крепления к древку, контекст появления. На основании исследования штурмовых флагов на материальном и духовном уровнях в статье оценивается их потенциал для отражения темы Великой Отечественной войны и памяти народа в экспозиционных и выставочных проектах.

Ключевые слова: знамя, флаг, штурмовой флаг, Великая Отечественная война, государственный символ, Артиллерийский исторический музей, сбор трофеев.

Согласно Конституции РФ, в нашей стране чтят и уважают подвиги предков, обеспечивается историческая правда1. Сохранение исторической памяти является приоритетным направлением политики государства. Однако на данный момент в России остро стоит проблема личного восприятия гражданами культурных

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). Ст. 67.1.

© Санкт-Петербургский государственный университет, 2023

кодов основных государственных символов2, в частности символики, связанной с победой советских войск в Великой Отечественной войне. Зачастую люди не знают истории ее появления, внешнего вида, содержания. Одним из таких символов, когда-то установленных законодательно с целью сохранения исторической памяти, является Знамя Победы.

В Федеральном законе от 07.05.2007 г. № 68-ФЗ «О Знамени Победы» говорится: «Знамя Победы — официальный символ победы советского народа и его Вооруженных Сил над фашистской Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Кроме того, согласно закону, оно является государственной реликвией России3. Под Знаменем Победы подразумевается штурмовой флаг 150-й ордена Кутузова II степени Идрицкой стрелковой дивизии, водруженный 1 мая 1945 г. на здании рейхстага в Берлине.

Знамя Победы не было уникальным явлением. В годы Великой Отечественной войны, точнее, во время перелома 1942-1943 гг., возникла традиция помещения флагов на самых высоких зданиях при освобождении советских городов от оккупации. На законодательном уровне такая практика не была закреплена, поэтому флаги не имели четко регламентированного внешнего вида. Также отсутствовало указание со стороны правительства о том, чтобы над городом в знак освобождения водружался лишь один флаг конкретного подразделения. Однако мало кто знает об этой традиции, так как исследователями данная тема практически не затронута. Как правило, информация о штурмовых флагах имеется в краеведческой литературе, посвященной освобождению города от немецких захватчиков. В ней данное событие может упоминаться максимально кратко.

Целью статьи является исследование феномена штурмового флага, водружаемого над освобожденным городом, путем изучения конкретных примеров. В качестве таковых были рассмотрены предметы из знаменной коллекции Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи (далее — ВИМАИВиВС). Все они поступили в музей непосредственно с фронта, некоторые из них уже ранее исследовались научными сотрудниками отдела фондов. Однако результат их работы не получил дальнейшего развития. В связи с этим данное исследование становится более ценным.

Сначала важно обратить внимание на терминологическую составляющую изучаемого явления. Рассматриваемая группа полотнищ считается флагами. Говоря о различии между понятиями «флаг» и «знамя», исследователи выделяют ряд черт, присущих тому или иному виду. Так, например, заведующий сектором военной геральдики отдела «Арсенал» Государственного Эрмитажа В. Г. Данченко под знаменем предлагает понимать «совокупность предметов, являющихся символами власти или объединения»4. В этом его определение схоже с позицией главного герольдмейстера Российской Федерации, заместителя директора Государственного Эрмитажа по научной работе Г. В. Вилинбахова, который также трактовал термин «знамя» как нечто обобщающее, несущее в себе какое-то «знамение»5. По мнению Георгия Вадимовича, само полотнище является ценнейшим источником, который

2 Ерохина, Соболева, 2019. С. 48.

3 Федеральный закон от 07.05.2007 № 68-ФЗ «О Знамени Победы». Ст. 2.

4 Данченко, 2021. С. 180.

5 Вилинбахов, 2005. С. 16.

может рассказать о зарождении геральдической системы, изменении политической идеологии государства и других аспектах бытования государства. В отличие от него В. Г. Данченко рассматривает знамя как комплекс постоянных атрибутов: полотнища, древка, навершия, скобы, кисти, подтока. Флаг же он определяет как символ объединения общего характера, главной составляющей которого является полотнище, не имеющее четко установленной формы. В отличие от знамени, у него нет специальных принадлежностей. Наличие древка для крепления флага также необязательно6.

Доктор исторических наук В. С. Черепенчук разделяет знамена на воинские и гражданские. Под первыми понимаются единичные изделия, созданные для конкретной воинской части и служащие ее символом. Гражданские знамена изготавливаются как символ предприятий, например заводов, играют роль награды за трудовые свершения. «Знамя — в первую очередь символ заслуг и побед»7, — говорит она об обеих группах, тем самым выделяя их основную характеристику. Флаг же — это в первую очередь символ целого государства. Его В. С. Черепенчук относит к массовому явлению, подразумевая, что он размещается в тех местах, где находятся представители страны: на крышах правительственных организаций, школ, университетов, банков и т. д. Это вызывает потребность в массовом воспроизведении данного символа.

Таким образом, объяснение тому, что полотнища, размещенные над освобожденными красноармейцами городами, принято считать флагами, кроется в их обобщающем значении. Они символизировали целое государство — Советский Союз — и означали, что именно под защитой его военнослужащих находятся города, в которых они размещены. Кроме того, при всей разноплановости рассматриваемые флаги изготавливались, как правило, из ткани красного цвета, тем самым вызывая ассоциацию с Красным Знаменем — государственным флагом СССР, чей семиотический код символа великих побед и свободного народа, как отмечают исследователи, силен и в наши дни после утраты им своего статуса в связи с распадом Советского Союза и установлением новых государственных символов в 1990-х годах8.

Идея сохранения флагов, водруженных над освобожденными городами, для потомков с целью передачи через них памяти о событиях Великой Отечественной войны возникла практически одновременно с появлением этих флагов. Они передавались на постоянное хранение в музеи. Значительная часть таких флагов была передана в Артиллерийский исторический музей (далее — АИМ) через сотрудников «Ленинградской команды»9, часть которых с зимы 1941 г. начала сбор трофеев Великой Отечественной войны на местах сражений. Благодаря их работе, в частности В. Н. Грусланова, в коллекции ВИМАИВиВС хранится 14 флагов, водруженных над городами в знак их освобождения от немецких захватчиков. Все они были преданы в музей в 1943-1945 гг.

6 Данченко, 2021. С. 180.

7 Черепенчук, 2020. С. 299.

8 Ерохина, Соболева, 2019. С. 51.

9 Речь идет о той части сотрудников АИМ, которая осталась в Ленинграде. В начале войны ее возглавлял военинженер 1-го ранга П. Д. Львовский. В течение войны руководство этой частью АИМ менялось несколько раз.

Первые по времени поступления флаги были собраны сотрудниками АИМ в 1943 г. во время боев на Орловско-Курской дуге летом 1943 г. В это время в музей поступило два флага, водруженных над Карачевом и Орлом (рис. 1, 2). Стоит отметить, что оба флага в актах поступления именуются В. Н. Груслановым «первый советский флаг»10. Скорее всего, в таком наименовании отражен тот факт, что флаги были помещены на здание непосредственно в момент перехода города под контроль Советской армии. Впоследствии они могли водружаться при освобождении отдельных районов города, о чем будет сказано далее. При этом на данном направлении сотрудниками АИМ был принят в коллекцию первый флаг, водруженный советскими войсками при освобождении Брянска 17 сентября 1943 г. (рис. 3). Стоит отметить, что внешний вид рассматриваемых флагов прост: все они представляют собой полотнища прямоугольной формы из кумача — хлопчатобумажной ткани красного цвета. Флаги из Карачева и Брянска однотонные, из Орла имеет машинную аппликацию-лозунг: «За Родину! За Сталина!»

Интереснее с точки зрения внешнего вида три флага, снятые с различных точек в Выборге в 1944 г. Факт наличия нескольких полотнищ с одинаковым символическим значением объясняется тем, что освобождение города происходило поэтапно. Флаг, помещенный первыми частями, занявшими город, представлял собой детское платье красного цвета (рис. 4). Платье не имеет рукавов и воротника; в учетной документации и архивных источниках нет информации о том, отсутствовали ли эти детали изначально или были отрезаны военнослужащими, взявшими его в качестве флага. Однако факт использования платья говорит о спонтанности решения о применении его в качестве флага. Ведь, как правило, военнослужащие создавали их непосредственно перед боями за город при помощи подручных материалов. Полотнища, доставленные в музей из Выборга, являются тому примером. Так, например, флаг, поступивший в АИМ по акту от 2 июля 1944 г. был сшит вручную из транспаранта с надписью белой краской: «Под знаменем Ленина, под водительством Сталина — вперед к победе!» (рис. 5) Еще одной интересной деталью является написанная на нем цифра 4. Ее происхождение точно неизвестно, но можно предположить, что это порядковый номер флага. Данная версия возможна, так как, согласно истории изготовления Знамени Победы, в Берлине перед штурмом был закуплен кусок красной материи именно с целью создания из него девяти штурмовых флагов для водружения на здании рейхстага: по количеству дивизий, входивших в 3-ю ударную армию. В описании Знамени указано, что ближе к древку на полотнище нанесена цифра 511, аналогичная той, что на выборгском флаге.

Третий флаг интересен материалами, из которых он изготовлен. В ВИМАИВиВС сохранился лишь его фрагмент — кусок гофрированной бумаги красного цвета. Закреплено полотнище было на древке, сделанном из деревянного плинтуса, окрашенного белой краской (рис. 6). В этом флаге также интересна нанесенная на древко надпись, в которой запечатлена дата снятия флага со здания для передачи его в фонды музея (рис. 7). Подобные надписи сохранились еще на пяти флагах, хранящихся в Артиллерийском музее. Однако, в отличие от выборгского, памятная надпись сде-

10 Архив Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи (АВИМАИВиВС). Ф. 3р. Оп. 9. Д. 366. Л. 2, 5.

11 Знамя Победы. Большая российская энциклопедия. URL: https://bigenc.ru/military_science/ text/1994618 (дата обращения: 15.09.2022).

Рис. 1. Флаг, водруженный советскими войсками при освобождении г. Карачева. Из коллекции ВИМАИВиВС. Фото И. А. Садовой

Рис. 2. Флаг, водруженный советским войсками при освобождении г. Орла. Из коллекции ВИМАИВиВС. Фото И. А. Садовой

Рис. 3. Флаг, водруженный советскими войсками при освобождении г. Брянска. Из коллекции ВИМАИВиВС. Фото И. А. Садовой

Рис. 4. Флаг из детского платья, водруженный советскими войсками при освобождении г. Выборга. Из коллекции ВИМАИВиВС. Фото И. А. Садовой

Рис. 5. Флаг, изготовленный из транспаранта. Водружен советскими войсками при освобождении г. Выборга. Из коллекции ВИМАИВиВС. Фото И. А. Садовой

Рис. 6. Фрагмент полотнища и древко. Флаг был водружен при освобождении г. Выборга. Из коллекции ВИМАИВиВС. Фото И. А. Садовой

... * ...... _ "

Рис. 7. Надпись, выполненная на древке флага из г. Выборга. Фото И. А. Садовой

Рис. 8. Флаг, водруженный советскими войсками при освобождении г. Шлиссельбурга. Из коллекции ВИМАИВиВС. Фото И. А. Садовой

лана на их полотнищах. Примером этому могут служить флаги, водруженные при освобождении Шлиссельбурга и городов Эстонии: Нарвы и Таллина.

Флаг, водруженный советскими войсками при освобождении Шлиссельбурга, ценен сохранностью надписи, в которой зафиксирован факт его снятия для дальнейшей передачи в музей (рис. 8). Полотнище за те несколько дней, что флаг висел

на колокольне местной церкви, использовавшейся в качестве парашютной вышки, а также за время хранения в неудовлетворительных температурно-влажностных условиях сильно обветшало. В результате реставрационной комиссией Артиллерийского музея было принято решение о его дублировании на сетку. Что же касается надписи на флаге из Шлиссельбурга, то она имеет прекрасную сохранность, хотя и была нанесена карандашом. Стоит отметить, что в научно-инвентарной карточке нет отметки о ее восстановлении. У записи стандартное содержание: «Знамя, взятое с вышки Шлиссельбургской церкви 8/6-43 в 15-05 мин. Водруженное в день освобождения города 17/1-43 г. Присутствовали: представ. Арт. музея ст. лейтен. Грусланов В. Н., ст. лейт. Михальченко А. М., красноарм. Савельев Мих. М., ефрейтор Щербенев Н. В. ». Таким образом, можно установить, что при снятии флагов для передачи в музей фиксировалось место водружения, дата освобождения города и дата снятия, а также перечислялись лица, присутствовавшие при этом событии.

Подводя итог исследованию флага, водруженного при освобождении Шлиссельбурга, стоит также обратить внимание на способ его крепления. Для фиксации на древке или самостоятельного подвешивания в запас12 была продета широкая веревка. Еще один флаг с нестандартным креплением был водружен над мысом Херсонским при освобождении Крыма: для его фиксации в полотнище были проделаны отверстия в каждом из четырех его углов, укрепленные металлическими люверсами (рис. 9).

В двух флагах, доставленных В. Н. Груслановым из Таллина, сочетаются сразу несколько особенностей. Оба флага были водружены при освобождении города 22 сентября 1944 г. В документах на передачу в АИМ они обозначаются следующим образом: «Флаг, водруженный на самое высокое здание»13 и «Флаг, водруженный над г. Таллин после полного его освобождения»14. На первом флаге, изготовленном из хлопчатобумажной ткани, имеется надпись, фиксирующая снятие флага 13 ноября 1944 г.: «Знамя это было водружено над городом 22 сентября лейт. Лумисте 354 сп. 7 с. д. 8 ск. Эстонии. Снято 13 ноября 1944 г. капитаном Поопере В. К. и передано АИМ КА капитану Грусланову» (рис. 10). Второй флаг, изготовленный из коленкора, имеет необычный способ крепления: с одной стороны в полотнище продернут шнур с двумя карабинами на нем для крепления к древку (рис. 11). Интересен и тот факт, что, согласно документам из архива музея, один из флагов передан Советом народных комиссаров Эстонской ССР в знак признательности советским солдатам за освобождение от фашистов15.

Еще одним флагом, переданным в АИМ на вечное хранение, был флаг, водруженный при освобождении Варшавы. Он сшит из двух кусков ткани красного и белого цветов (рис. 12), то есть представляет собой флаг Польши. Таким образом, это единственный из исследуемой группы флагов, не являющийся советским. Вверху на флаге имеется надпись на польском языке, которая говорит о том, что это первый водруженный над Варшавой флаг, переданный в АИМ первым комендантом

12 Запас — часть полотнища, которая обматывалась вокруг древка для крепежа (Данченко, 2021. С. 180).

13 АВИМАИВиВС. Ф. 3р. Оп. 9. Д. 65. Л. 222.

14 Там же. Д. 63. Л. 30.

15 Там же.

Рис. 9. Флаг, водруженный над мысом Херсонский при освобождении Крыма советскими войсками. Из коллекции ВМАИВиВС. Фото И. А. Садовой

Рис. 10. Флаг, водруженный на самое высокое здание, при освобождении советскими войсками г. Таллина. Из коллекции ВИМАИВиВС. Фото И. А. Садовой

Рис. 11. Флаг, водруженный советскими войсками при полном освобождении г. Таллина. Из коллекции ВИМАИВиВС. Фото И. А. Садовой

Рис. 12. Польский флаг, водруженный при освобождении г. Варшавы. Из коллекции ВИМАИВиВС. Фото И. А. Садовой

города Яновским. В архиве ВИМАИВиВС сохранился акт о его передаче «братскому советскому народу как символ[а] борьбы и победы»16.

В процессе исследования были изучены все имеющиеся в коллекции флаги, водруженные над освобожденными городами. Однако в статье приводятся данные лишь о наиболее интересных с целью иллюстрации черт, схожих для всей рассматриваемой группы, а также характеристики, доказывающие уникальность каждого

16 АВИМАИВиВС. Ф. 3р. Оп. 9. Д. 63. Л. 2.

из них. На семиотическом уровне все флаги несут единый код, являясь символом освобождения, победы Советского Союза и дружественных стран над немецкими захватчиками.

Историк Стивен А. Ноултон определяет флаги как один из основных способов обозначения политической идентичности. Следовательно, они могут выступать «как визуальные репрезентации групп людей — от наций, этнических групп и международных организаций до университетов и подразделений бойскаутов»17. Красный цвет, ассоциировавшийся в то время с коммунистическими странами и СССР в частности, способствовал пониманию сути происходящего (освобождения города и перехода его в советское ведение) у смотрящего на чувственном уровне. Как отмечают Ю. В. Ерохина и А. К. Соболева, согласно советской идеологии, красный цвет флагов и знамен означал единство и борьбу международного пролетариата, а также символ великих побед свободного народа, строящего коммунизм. В СССР он стал синонимом к таким словам, как «социалистический», «коммунистический», «революционный». После распада Советского Союза красный цвет в официальной символике стал символизировать кровь, пролитую гражданами страны в борьбе с врагами18. При взгляде на Знамя Победы и флаги из коллекции ВИМАИВиВС возникают ассоциации, схожие с теми, что приведены ранее.

На материальном уровне из-за отсутствия четкой регламентации внешнего вида каждый флаг имеет свои индивидуальные черты: размеры, форму, наличие или отсутствие изображений и надписей, способы крепления к древку, контекст появления. При исследовании флагов как материальных источников были выявлены некоторые схожие черты их изготовления. Главная из них — спонтанный характер создания, о чем говорит разнообразие материала изготовления. В коллекции ВИМАИВиВС большинство флагов данной группы изготовлены из отрезов кумача, однако присутствуют экземпляры из коленкора, бумаги и шерстяного платья. Края тканевых полотнищ практически не обработаны или подшиты вручную, хотя на флагах из прибалтийских республик можно выявить машинный стежок. Вторая черта связана с регионом изготовления. Она заключается в фиксации на флагах данных, связанных с их снятием и передачей в АИМ. Это рукописная надпись в верхнем углу, информирующая о дате и времени снятия, участвовавших лицах и факте передачи в музей. Это также делает рассматриваемые предметы ценным историческим источником, помогающим детальнее изучить эпизод Великой Отечественной войны, связанный с освобождением того или иного города.

Также стоит отметить хорошую сохранность рассматриваемой группы флагов. Несмотря на то что часть из них обветшала и была дублирована на сетку, данные знамена не требуют применения сложных консервационных мер для будущего экспонирования в залах музея и на выставках. Показ рассматриваемой группы флагов необходим, так как установить диалог между ними и посетителем не представляет особой трудности. Они сами по себе обладают четкой символикой, а при наличии пояснительных текстов их значение становится понятным даже более молодому поколению посетителей. Однако подготовка материалов требует более детального исследования данной группы предметов.

17 Ерохина, Соболева, 2019. С. 30.

18 Там же. С. 40.

Литература

Вилинбахов Г. В. 2005. Русские знамена. Очерки. СПб.: Филологический ф-т СПбГУ Данченко В. Г. (ред.). 2021. Шведские знамена и флаги: каталог коллекции. СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа.

Ерохина Ю. В., Соболева А. К. 2019. Семиотико-правовой анализ визуальной репрезентации государственных флагов в России. Труды Института государства и права Российской академии наук 6: 26-57. https://doi.org/10.35427/2073-4522-2019-14-6-erokhina-soboleva Черепенчук В. С. 2020. История флагов: от рыцарских знамён до государственных штандартов. М.: Эксмо.

Статья поступила в редакцию 25 августа 2022 г.; рекомендована к печати 15 октября 2022 г.

Контактная информация:

Уварова Анжелика Вадимовна — мл. науч. сотр.; angela0305@yandex.ru

Investigation of assault flags from the collection of the Military-Historical Museum of Artillery, Engineer and Signal Corps

A. V. Uvarova

Military-Historical Museum of Artillery, Engineer and Signal Corps, 7, Aleksandrovskiy Park, St Petersburg, 197046, Russian Federation

For citation: Uvarova A. V. 2022. Investigation of assault flags from the collection of the Military-Historical Museum of Artillery, Engineer and Signal Corps. The Issues of Museology 13 (2): 267-279. https://doi.org/10.21638/spbu27.2022.209 (In Russian)

In the article author conducts research of the assault flags from the collection of Military Historical Museum of Artillery, Engineer and Signal Corps. They were planted on the liberated by the Soviet Army cities. At the beginning of the article the reader is informed about the meaning of the basic concepts. There aren't differences between знамя and флаг in vexillology. Therefore, several definitions of Russian researchers were considered. Then in the article are stated that this group are flags, as it symbolizes the whole state — the Soviet Union. The author emphasizes that the tradition of planting assault flags over liberated cities appeared during the radical turn of 1942-1943, and at the same time flags began to be transferred to museums for storage. In the Artillery Historical Museum they began to arrive from 1943. In addition, their appearance wasn't regulated. Therefore, in the article the problem of similar and different characteristics is raised. At the semiotic level, all flags carry a single code, being a symbol of liberation, victory of the Soviet Union and friendly countries over the German invaders. At the material level, due to the lack of clear regulation of the appearance, each flag has its own individual features: size, shape, presence or absence of images and inscriptions, methods of attachment to the flagpole, the context of their appearance. In conclusion the potential for reflecting the theme of the Great Patriotic War and the memory of the people in exposition and exhibition projects is evaluated.

Keywords: flag, assault flag, the Great Patriotic war, state symbol, Artillery Historical Museum, collecting trophies.

References

Cherepenchuk V. S. 2020. The history of flags: From knightly banners to state standards. Moscow: Eksmo Publ. (In Russian)

Danchenko V. G. (ed.). 2021. Swedish banners and flags: Collection's catalogue. St Petersburg: Izdatel'stvo

Gosudarstvennogo Ermitazha Publ. (In Russian) Erokhina Iu. V, Soboleva A. K. 2019. Semiotic-legal analysis of the visual representation of state flags in Russia. Trudy Instituta gosudarstva i prava Rossiiskoi Akademii Nauk 6: 26-57. https://doi. org/10.35427/2073-4522-2019-14-6-erokhina-soboleva (In Russian) Vilinbakhov G. V. 2005. Russian banners. Essays. St Petersburg: Filologicheskii fakul'tet SPbGU Publ. (In Russian)

Received: August 25, 2022 Accepted: October 15, 2022

Author's information:

Anzhelika V. Uvarova — Junior Research Assistant; angela0305@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.