Научная статья на тему 'Исследование семантической структуры навигационных интерфейсов типовых веб-ресурсов'

Исследование семантической структуры навигационных интерфейсов типовых веб-ресурсов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
309
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМАНТИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ / ВЕБ-РЕСУРС / НАВИГАЦИОННЫЙ ИНТЕРФЕЙС / SEMANTIC LINK / WEB-RESOURCE / REFERENCE INTERFACE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Коробейников Павел Александрович, Шишаев Максим Геннадьевич

В статье представлены результаты исследования семантической структуры навигационных интерфейсов типовых веб-ресурсов. Показано, что навигационный интерфейс ресурсов различных тематических категорий основан на семантических связях одного-двух доминирующих типов. Сделан вывод о перспективности разработки технологии автоматизированной генерации навигационных интерфейсов, адаптированных под ментальные модели пользователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Коробейников Павел Александрович, Шишаев Максим Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Study of semantic structure of reference interface for typical Web resources

The article presents the results of a study of the semantic structure of a reference interface for typical web resources. It is shown that the reference interface for resources of various thematic categories is based on semantic relations of one or two dominant types. It is concluded that development of technology for automated generation of reference interfaces adapted to the mental models of users has good prospects.

Текст научной работы на тему «Исследование семантической структуры навигационных интерфейсов типовых веб-ресурсов»

УДК 004.7, 004.45

П.А. Коробейников, М.Г. Шишаев

ФГБУН Институт информатики и математического моделирования технологических процессов КНЦРАН

ИССЛЕДОВАНИЕ СЕМАНТИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ НАВИГАЦИОННЫХ

W $

ИНТЕРФЕЙСОВ ТИПОВЫХ ВЕБ-РЕСУРСОВ Аннотация

В статье представлены результаты исследования семантической структуры навигационных интерфейсов типовых веб-ресурсов. Показано, что навигационный интерфейс ресурсов различных тематических категорий основан на семантических связях одного-двух доминирующих типов. Сделан вывод о перспективности разработки технологии автоматизированной генерации навигационных интерфейсов, адаптированных под ментальные модели пользователей.

Ключевые слова:

семантическая связь, веб-ресурс, навигационный интерфейс.

P.A. Korobeynikov, M.G. Shishaev

STUDY OF SEMANTIC STRUCTURE OF REFERENCE INTERFACE FOR TYPICAL WEB RESOURCES

Abstract

The article presents the results of a study of the semantic structure of a reference interface for typical web resources. It is shown that the reference interface for resources of various thematic categories is based on semantic relations of one or two dominant types. It is concluded that development of technology for automated generation of reference interfaces adapted to the mental models of users has good prospects.

Key words:

semantic link, web-resource, reference interface.

Введение

В настоящее время в Интернете существует огромное количество вебресурсов, которые, в зависимости от характера контента, могут быть разделены на различные типы - новостные ресурсы, сайты коммерческих организаций, сайты образовательных учреждений, и т.д. Эффективность доступа к информации в пределах данных ресурсов зависит от того, каким образом структурировано их информационное наполнение в рамках навигационного интерфейса. Привычным способом структуризации знаний для человека является построение разного рода классификаций, основанных на том или ином признаке, и организующих информацию в иерархическую или подобную структуру. Понимание

* Работа выполнена в рамках проекта №2.8 программы фундаментальных исследований ОНИТ РАН «Интеллектуальные информационные технологии, системный анализ и автоматизация», при поддержке РФФИ (грант № 13-07-01016 «Методы динамического синтеза когнитивных интерфейсов мультипредметных информационных систем»).

семантической структуры навигационных интерфейсов веб-ресурсов различных типов позволило бы сделать процесс формирования этих интерфейсов более осознанным, и, в перспективе, обеспечить автоматизированное формирование интерфейсов, в наибольшей степени простых для восприятия тем или иным пользователем.

Авторами статьи было сделано предположение о доминировании некоторых типов классификационных признаков в рамках навигационных структур интерфейсов веб-ресурсов. Для проверки этого предположения было проведено небольшое исследование, результаты которого представлены в данной работе. Были рассмотрены несколько категорий веб-ресурсов, различающихся тематикой, и для каждой категории выделены семантические связи, служащие основой для построения навигационной структуры соответствующих ресурсов.

Классифицирующие семантические связи

Существует огромное количество семантических отношений, определяющих взаимозависимость между двумя понятиями. В рамках данного исследования были выбраны лишь те из них, которые, по мнению авторов, наиболее часто используются как основа семантической структуры навигационных интерфейсов веб-ресурсов. Ниже перечислены семантические связи, используемые в рамках исследования:

- Active relation. Семантическое отношение между двумя понятиями, одно из которых выражает выполнение действия, затрагивающего другое понятие;

- Associative relation. Отношение, которое определяется психологически. Пример: понятие A ментально связано с понятием B. Часто, ассоциативные связи - это просто неклассифицированные отношения;

- “Instance of’ relation. Отношение определяет семантическую связь между общим понятием и отдельными случаями общего понятия. Пример: Москва - случай (instance) общего понятия “столица”;

- Locative relation. Семантическое отношение, в котором понятие указывает на местоположение объекта, определяемого другим понятием;

- “Part of’ relation. Является меронимией, то есть отношением между целым и его частями.

Следующие три семантические связи являются частными случаями отношения “гипоним - гипероним” (иерархическая зависимость):

- “Kind of” relation. Пример: А - вид B;

- “Narrower than” relation. Пример: понятие A более узкое, чем понятие B;

- “Broader than” relation. Пример: понятие A шире понятия B.

Результаты исследования

Главная страница - наиболее важная страница на большинстве вебресурсов, ее просматривают намного чаще, чем какие-либо другие страницы ресурса. Поэтому исследованию подлежали гиперссылки первого уровня, то есть гиперссылки главной страницы. Для данного исследования были выбраны по четыре ресурса в каждой из пяти тематических категорий: «автомобильные»,

«новостные», «спортивные», «корпоративные», «образовательные учреждения». Каждой гиперссылке и начальной веб-странице ставилось в соответствие наиболее близкое по смыслу понятие. Далее между двумя понятиями устанавливалась одна из выше приведенных семантических связей. Подлежащие исследованию ресурсы и количество классифицированных связей в каждом из них представлены в таблице.

Количества семантических связей в навигационной структуре веб-ресурсов

Ресурс/ Тип связи рай of kind of instance of narrower than broader than active locative associative

Новостные

Яндекс.Новости: http://news.yandex.ru/ 39 i8 G G G 2 1 9

NEWSru.com: http://newsru.com/ i84 iG2 G 4б 1 2 G 11

Infox.ru: http://www.infox.ru/ 2б G G G 3 1 28

Новости@Mail.Ru: http://news.mail.ru/ 74 28 G 1 2 3 G 12

Авто

AUTO.RU: http://auto.ru/ 2i б5 G 22 3 2 1 27

Авто@Mail.Ru: http://auto.mail.ru/ 2 45 13 G 2 1 1 Зб

Drom.ru: http://www.drom.ru/ 3 i4 1б G 1 2 G б5

Авторамблер: http://autorambler.ru/ G 43 55 G G 4 G 29

Спортивные

СПОРТ-ЭКСПРЕСС: http://www.sport-express.ru/ 84 i8 1б G G 3 1 23

Советский Спорт: http://www.sovsport.ru/ 79 8 G G G 3 1 34

Чемпионат.сот: http://www. championat. com/ 4i iG 12 G G 4 G 21

Sports.ru:http://www.sports. ru/ 7i і6 1G G G 2 1 32

Образовательные учреждения

Мурманский ГТУ: http ://www. mstu.edu.ru/ i5 4 G G 1 G 1 37

СПбГУ: http://www.spbu.ru/ i9 1 G G 1 2 1 4G

Окончание таблицы

КубГУ: http://www.kubsu.ru/ 4 1 0 0 0 1 0 27

КФ ПетрГУ: http://www.arcticsu.ru/ 12 4 0 0 1 0 1 11

Корпоративные

Сбербанк России: http://sberbank.ru/ 11 0 0 12 1 0 1 18

РОСНЕФТЬ: http://www.rosneft.ru/ 16 0 0 3 4 0 2 73

ОАО НОВАТЭК: http ://www. novatek.ru/ 3 0 0 2 1 1 1 22

ОАО "Ростелеком": http://www.rostelecom.ru/ 3 0 0 4 1 1 1 16

Процентное распределение количества связей по типам в каждой из пяти тематических категорий веб-ресурсов изображено на рис. 1.

Рис. 1. Диаграмма распределения типов семантических связей в тематических категориях веб-ресурсов

Доля каждой семантической связи в навигационной структуре веб-ресурсов различных тематических категорий представлена на рис. 2.

В результате исследования подтвердилось предположение о том, что в навигационной структуре ресурсов разных категорий имеет место доминирование семантических связей одного-двух типов. Причем для разных категорий веб-ресурсов доминирующие связи различны. Так, для новостных ресурсов доминируют связи типа “is part of’ и “is kind of’, для ресурсов автомобильной тематики преобладают “is kind of’ и ассоциативные связи, для спортивных ресурсов доминирующими оказались связи “is part of’ и ассоциативные. В структуре корпоративных ресурсов и ресурсов образовательных учреждений преобладают ассоциативные связи.

Также можно выделить ограниченный набор понятий, наиболее часто встречающихся на ресурсах одной и той же категории в качестве наименования (суть - семантической метки) раздела.

Рис. 2. Доля каждого типа связей в веб-ресурсах исследуемых тематических категорий

Для новостных ресурсов это концепты соответствующие связям “is kind of’, которые обозначают новостные разделы ресурса, например, «политика», «экономика», «технологии» и т.д. На ресурсах автомобильной тематики разделы определяются понятиями соответствующими наименованию производителя автомобилей, например, «BMW», «Ford», «ВАЗ», и т.д. Разделам спортивной тематики соответствуют концепты определяющие виды спорта, такие как «футбол», «хоккей», «баскетбол» и т.д. Ресурсы образо-вательных учреждений имеют следующие типичные разделы: «Новости», «Информация о ВУЗе», «Абитуриенту», «Сотруднику», «Учебная деятельность», «Факультеты (Структура)», «Наука», «Контактная информация». На корпоративных ресурсах наблюдается существенно меньшее количество типо-вых разделов: «О

компании», «Инвесторам и акционерам», «Пресс-центр», «Работа в компании».

Заключение

Приведенные результаты исследования семантической структуры навигационных интерфейсов веб-ресурсов не претендуют на репрезентативность. Однако полученные экспериментальные данные, по меньшей мере, не опровергают выдвинутое вначале предположение о доминировании некоторых типов семантических связей в рамках навигационных структур интерфейсов вебресурсов. Это позволяет ожидать положительной результативности даль-нейших работ по созданию технологии генерации навигационных структур веб-ресурсов в наибольшей степени адекватных особенностям восприятия и структуризации информации пользователем.

Сведения об авторах

Шишаев Максим Геннадьевич - д.т.н., заведующий лабораторией,

е-mail: shishaev@iimm.kolasc.net.ru

Maksim G. Shishaev - Dr. of Sci (Tech), Head of laboratory

Коробейников Павел Александрович - аспирант е-mail: korobeynikov@iimm.kolasc.net.ru Pavel A. Korobeynikov - Post-graduate

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.