Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ САМОАКТУАЛИЗАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА КАК КРИТЕРИЯ ГОТОВНОСТИ К УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ИССЛЕДОВАНИЕ САМОАКТУАЛИЗАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА КАК КРИТЕРИЯ ГОТОВНОСТИ К УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
13
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОТОВНОСТЬ / СИТУАТИВНАЯ / НЕСФОРМИРОВАННАЯ / СФОРМИРОВАННАЯ ГОТОВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Стоянов И.А., Стоянова Е.И.

Представлены результаты эмпирического исследования готовности к управленческой деятельности менеджеров ОАО «МРСК Сибири» - «Красэнерго». Готовность управленческой деятельности рассматривается как возможность успешной реализации предстоящей деятельности, определяемой ценностно-смысловыми ориентирами и степенью ответственности человека в единстве с условиями среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ САМОАКТУАЛИЗАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА КАК КРИТЕРИЯ ГОТОВНОСТИ К УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

3. Сорокин, А.П. Формирование проектной команды и экстремальное управление проектами / А.П. Сорокин // Философско-гуманитарные науки: сб. науч. ст. / Республиканский институт высшей школы; под науч. ред. д.э.н., проф. В.Ф. Беркова. - Минск, 2012. - С. 403-409.

4.Управление проектами: Основы профессиональных знаний, Национальные требования к компетентности специалистов (NCB - SOVNET National ^mpetence Baseline Version 3.0) / под научной ред. проф., д.э.н В.И. Воропаева. - М.:ЗАО «Проектная ПРАКТИКА», 2010 - 256 с.

Стоянов И.А., к. э. н. доцент, зав.кафедрой международного менеджмента

СибГАУ Стоянова Е.И., к.пс.н.

доцент

кафедра клинической психологии и психотерапии с курсом ПО

КрасГМУим. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого

Россия, г. Красноярск ИССЛЕДОВАНИЕ САМОАКТУАЛИЗАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА КАК КРИТЕРИЯ ГОТОВНОСТИ К УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Представлены результаты эмпирического исследования готовности к управленческой деятельности менеджеров ОАО «МРСК Сибири» -«Красэнерго». Готовность управленческой деятельности рассматривается как возможность успешной реализации предстоящей деятельности, определяемой ценностно-смысловыми ориентирами и степенью ответственности человека в единстве с условиями среды.

Ключевые слова: управленческая деятельность, готовность, ситуативная, несформированная, сформированная готовность

АКТУАЛЬНОСТЬ. В быстро меняющихся социально-экономических условиях возникает необходимость человеку быть готовым к ответу на вызовы окружающей среды.

Изменение условий социально-экономической ситуации влекут за собой изменения в различных сферах профессиональной деятельности, в том числе и в системе управления. Современная система управления нуждается в высококвалифицированных специалистах способных грамотно управлять кадровыми ресурсами, быть готовыми отвечать на вызовы окружающей среды. Готовность к деятельности рассматривается как первичное и основное условие успешного выполнения предстоящей деятельности любой степени сложности. В первую очередь перед нами стоит задача рассмотреть готовность, к осуществлению управленческой деятельности отталкиваясь от общетеоретических подходов, существующих в современной психологии

управления.

Рассмотрим существующую трактовку понятия «готовность». В словаре С.И.Ожегова в первом значении готовность - это «согласие сделать что-нибудь», во втором - «состояние, при котором все сделано, все готово для чего-нибудь » [7, с.122]. В первом значении, по нашему мнению, речь идет о принятии решения, а во втором значении - о ресурсах, наличие которых обеспечивает выполнение принятого решения. Научное понятие «готовность к деятельности», «к осуществлению выбора» включает в себя оба эти значения. В социально-экономических исследованиях готовность рассматривается в более широком толковании, как «готовность информационно-коммуникационной инфраструктуры страны, континента или всего земного шара к всеобщей электронизации экономики», в данном случае здесь рассматривается готовность общества жить в информационном пространстве [1]. С точки зрения естественнонаучного подхода рассматривается понятие «биологическая готовность - термин описывает тот факт, что организмы лучше приспособлены к ассоциированию определенных сочетаний стимулов и реакций» [2].

В многочисленных социологических, педагогических, психологических исследованиях существует тенденция употреблять понятие готовности в широком диапазоне и в контексте достаточно разнообразного спектра психологических явлений: готовность к действию, к деятельности, к труду (Т.В.Кудрявцев, Н.И.Крылов, Л.А.Мойсенко), к педагогической деятельности, к педагогическому общению (Н.В.Кузьмина, Е.А.Орлова), к выбору профессии, профессиональному самоопределению, профессиональной деятельности (Э.А.Фарапонова, В.В.Чебышева, А.В.Массанов, В.И.Виноградов).

В научной психологической литературе рассматриваются различные аспекты понятия «готовность». По мнению М.И.Дьяченко и Л.А.Кандыбовича, готовность рассматривается в качестве настроя личности на определенное поведение и как установка на активные действия, приспособление личности для успешных действий в данный момент, обусловленных мотивами и психическими особенностями личности [цит.по.Бершедова:]. Многие исследователи отождествляют понятие готовность с такими понятиями как «установка», «социально-психологическая установка». Как известно, проблема установки была специальным предметом в школе Д.Н.Узнадзе, «установка является целостным динамическим состоянием субъекта, состоянием готовности к определенной активности, состоянием, которое обусловливается двумя факторами: потребностью субъекта и соответствующей объектной ситуации» [цит.по.: Гилева].

Исследования ученых М.И.Дьяченко и Л.А.Кандыбовича показали, что динамическую структуру готовности к сложным видам деятельности составляют следующие взаимосвязанные элементы: осознание своих

потребностей, требований общества, коллектива или поставленной другими людьми задачи; осознание целей, достижение которых приведет к удовлетворению потребностей или выполнению поставленной задачи; осмысливание условий, в которых будут протекать предстоящие действия, актуализация опыта, связанного в прошлом с решением задач и выполнением требований подобного рода; определение на основе опыта и оценки предстоящих условий деятельности как наиболее вероятных, так и вспомогательных способов решения задач или выполнения требований; прогнозирование проявления своих интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных и волевых процессов, оценка соотношения своих возможностей, уровня притязаний и необходимости достижения определенного результата; мобилизация сил в соответствии с условиями и задачей, самовнушение в достижении цели [цит.по.: Бершедова].

Изложенный материал показывает, что состояние готовности имеет сложную динамическую структуру, является выражением совокупности интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных и волевых сторон психики человека в их соотношении с внешними условиями и предстоящими задачами.

Как уже отмечалось выше, ряд авторов считают, что помимо готовности как психического состояния существует и проявляется готовность как устойчивая характеристика личности, обозначенная понятиями: подготовленность, длительная или устойчивая готовность.

Прежде всего, отметим, что готовность это всегда состояние, направленное на что-либо, так в исследовании О.М.Краснорядцевой, И.О.Гилевой был описан феномен «мотивационной готовности к творческой профессиональной деятельности», который рассматривался следующим образом «мотивационная готовность - это готовность действующей личности к трансформации деятельности, изменению мотивов как определяющих деятельность при встрече со значимой информацией, способной позволять такую трансформацию» [цит.по.:Гилева], также отмечается, что мотивационная готовность это «системная характеристика человека, представляющая интеграцию индивидуально-типологических, личностных и деятельностных свойств, которая позволяет реализовывать возможности, открывающиеся в мире, и тем самым открывать самого себя, выходя за пределы норм, проявлять нормотворчество, свободную инициацию» [цит.по.:Гилева].

Достаточно убедительно представлена трактовка «мотивационной готовности к творческой профессиональной деятельности» О.М.Краснорядцевой, И.О.Гилевой, которая в свою очередь органично вписывается в контекст данного работы, позволяющая охватить весь спектр индивидуально-типологических и личностных особенностей, которые могут быть включены в структуру готовности к осуществлению управленческой деятельности.

По мнению авторов М.И.Дьяченко и Л.А.Кандыбович, готовность к осуществлению выбора может быть определена как: длительная готовность (сформированная) и ситуативная готовность.

Длительная (сформированная) готовность действует постоянно, ее не надо каждый раз формировать. Эта готовность существенная предпосылка успешной деятельности. Длительная готовность - устойчивая система профессионально важных качеств личности, соответствующая структуре, содержанию и условиям профессиональной деятельности, обеспечивающая легкость актуализации и включения в выполнение задачи, пластичность, сочетание устойчивости и динамизма.

Структура длительной готовности: положительное отношение к тому или иному виду деятельности, профессии; адекватные требования

деятельности, профессии, черты характера; необходимые знания, умения, навыки; устойчивые, профессионально важные особенности восприятия, внимания, мышления, эмоциональных и волевых процессов [цит.по:Бершедова].

Ситуативная готовность это каждый раз создаваемое функциональное острие долговременной готовности, повышающее ее действительность. Рассматривая структуру ситуативной готовности к деятельности, авторы конкретизируют эти позиции, выделяя: познавательные компоненты (понимание разного рода профессиональных задач, оценка значимости); эмоциональные компоненты (чувство профессиональной чести и ответственности, уверенность в успехе, воодушевление); мотивационные компоненты (потребность успешно решать задачи, интерес к процессу их решения, стремление добиваться успеха и показать себя с лучшей стороны); волевые компоненты (мобилизация сил, преодоление сомнений).

Рассматривая понятие готовности необходимо рассмотреть специфику готовности непосредственно к управленческой деятельности. Управленческая деятельность рассматривается как совокупность действий руководителя или работников аппарата управления по отношению к человеку или коллективу, являющемуся объектом управления. Управленческая деятельность включает в себя постановку цели управления, сбор и переработку информации, подготовку, принятие и реализацию управленческого решения [6]. Готовность к управленческой деятельности рассматривается как возможность успешной реализации предстоящей деятельности, определяемой ценностно-смысловыми ориентирами и степенью ответственности человека в единстве с условиями среды. В данном случае успех деятельности складывается от направленности личности профессионала в частности, какие ориентиры для себя ставит руководитель предметной направленности определяют взаимодействие руководителя и подчиненных не как возможность увидеть в человеке профессионала, а возможность видеть в человеке носителя определенных функциональных обязанностей. Рассматривая ценностно-смысловые ориентиры руководителя

определяется отношение руководителя к подчиненным в возможности увидеть в работнике профессионала и выстраивать взаимоотношения «субъект-субъектного» характера. Немаловажной характеристикой готовности к управленческой деятельности является степень готовности человека взять на себя ответственность за происходящее. В.Франкл отмечал, что ответственность личности тождественная свободе личности, человек не является свободным, если он не признает за собой ответственности. Человек является ответственным за осуществление смысла и реализации ценностей. В ходе реализации в профессиональной деятельности, существует возможность только через ценностно-смысловые ориентиры и показатель ответственности человека оценивать его готовность к профессиональной реализации.

Эмпирическое исследование направлено на изучение личностных характеристик менеджеров «МРСК Сибири» - «Красэнерго», диагностирующих разную степень готовности к осуществлению управленческой деятельности. Выборку исследования составили мужчины в количестве 15 человек, в возрасте от 25 до 35 лет .

Гипотеза исследования состояла в том, что показателями готовности к осуществлению управленческой деятельности могут выступать личностные характеристики такие как: особенности самореализации, показатель жизнестойкости, особенности личностных проявлений согласно 16-факторному личностному опроснику Кеттела, показатели ригидности-флексибильности.

С целью предоставления информации об особенностях проявления личностных характеристик были использованы следующие психодиагностические методы: Самоактуализационный тест. Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, М.В. Латинская и М.В. Кроз предприняли попытку адаптировать тест Р01 Э. Шострома. Как было показано в теоретической главе, самоактуализация выступает в качестве потенциала для успешного самоосуществления, который проявляется в различных аспектах самосознания личности, ее поведения, деятельности, ценностных воззрениях и т.д., что отражается в шкалах данного теста.

В ходе проведенного эмпирического исследования определены три степени готовности к управленческой деятельности: несформированная, ситуативная, сформированная.

К группе управленцев, характеризующихся несформированной готовностью к осуществлению выбора, были отнесены управленцы от общей выборки респондентов (47,1%).

Критериями для определения управленцев к группе с несформированной готовностью к реализации управленческой деятельности выступили:

1. Личностные характеристики, определяющие несформированную готовность к осуществлению выбора:

- заниженные показатели по тесту САТ (базовые Шкалы: «Компетентность во времени» 4,5 до 7,7 баллов; заниженные показатели по дополнительным Шкалам, кроме Шкал «Самоуважение», «Самопринятие»).

Таким образом, критериями несформированной готовности к осуществлению выбора могут выступать:

- показатели самоактуализационного потенциала, характеризующиеся низкой степенью выраженности, что означает ориентацию человека лишь на один из отрезков временной шкалы (прошлое, настоящее или будущее) и/или дискретное восприятие своего жизненного пути;

К группе управленцев, характеризующихся ситуативной готовностью к осуществлению управленческой деятельности, были отнесены управленцы: (45,7%). Критериями для определения управленцев к группе с ситуативной готовностью к реализации управленческой деятельности выступили:

1. Личностные характеристики, определяющие ситуативную готовность к осуществлению выбора: умеренный уровень психической ригидности; показатели по тесту САТ находятся в пределах между двумя стратегиями: в стремлении к самоактуализации; не готовности к самоактуализации (в данном случае преобладают заниженные и средние показатели по тесту САТ).

Критериями ситуативной готовности к осуществлению выбора могут выступать:

- показатели самоактуализационного потенциала, характеризующие неопределенную выраженность, которая проявляется в средних значениях;

К группе управленцев, характеризующихся сформированной готовностью к осуществлению управленческой деятельности, были отнесены управленцы: (7,2%). Критериями для определения управленцев к группе с сформированной готовностью к реализации управленческой деятельности выступили:

1. Личностные характеристики, определяющие сформированную готовность к осуществлению управленческой деятельности: показатели по тесту САТ свидетельствуют о наличии тенденции в стремлении к самоактуализации, что подтверждается результатами по базовым и основным шкалам теста.

Критериями сформированной готовности к осуществлению управленческой деятельности могут выступать:

- показатели самоактуализационного потенциала, характеризующиеся высокой степенью выраженности жить настоящим, то есть переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте, ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, то есть видеть свою жизнь целостной;

Таким образом, у нас есть возможность говорить о том, что из общего числа участвовавших в исследовании менеджеров не готовы к управленческой деятельности согласно психологическому исследованию

управленческого потенциала.

Использованные источники:

1. Академик. Готовность. Толковый словарь Ушакова. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/21779

2. Академик. Готовность. Большая психологическая энциклопедия. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psychology.academic.ru/7498/Готовность

3. Бершедова, Л. И. Психологическая готовность к переходу на новый этап возрастного развития как личностное образование кризисных периодов[Текст]: автореф. дис. ...д-ра психол. наук: 19.00.13.- психология развития, акмеология / Бершедова Людмила Ивановна - М.,1999. -45 с.

4. Гилева, И. О. Психологическое сопровождение становления личности в процессе вузовской подготовки [Текст] /И. О. Гилева// Психологическое сопровождение становления личности в образовательном процессе: материалы региональной научно-практической конференции. - Барнаул, 2002. - С. 44-47.

5. Гилева, И. О. Психология профессиональной деятельности учителя [Текст]/И.О.Гилева. - Красноярск, 2003. - 108 с.

6. Мир словарей. Деятельность управленческая. Экономический словарь. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mirslovarei.com/content_eco/ dej atelnost-upravlencheskaj a-1327.html

7. Ожегов, С. И. Словарь русского языка [Текст]/С. И. Ожегов; под ред. Н.Ю. Швецовой.-М.:Рус.язык. 1984.-797с.

8. Шадриков, В. Д. Психология деятельности и способности человека [Текст]/В. Д. Шадриков.- М.: Логос, 1996.-320 с.

Страхов М.В. аспирант

кафедра социальных технологий

НИУ «БелГУ» Россия, г. Белгород КЛЮЧЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКА НАСТАВНИЧЕСТВА КАК СОЦИАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ В СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Аннотация: В данной статье говорится о ключевых характеристиках наставничества как социального компонента управления знаниями в современной организации. В условиях развития рыночной экономики надлежащее управление знаниями является ключом к эффективной и успешной организации. Внедрение системы наставничества создает среду для продуктивного обмена знаниями и идеями, адаптации к корпоративным ценностям, демонстрации признания мастерства и профессионализма, что в конечном счете, позволяет быстрее достичь высоких показателей, необходимых компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.