ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА ИНТЕРНЕТ-МАРКЕТИНГА В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ, ВЫЗВАННЫХ ПАНДЕМИЕЙ
КОРОНАВИРУСА
В.Д. Солкина, магистрант
В.Е. Черникова, канд. экон. наук, доцент
Кубанский государственный технологический университет
(Россия, г. Краснодар)
DOI:10.24412/2411-0450-2021-2-2-107-110
Аннотация. В статье рассмотрены преимущества присутствия бизнеса в онлайн в современных условиях, вызванных пандемией коронавируса. Проведен анализ рынка интернет-маркетинга и использования электронных средств коммуникации в бизнесе. Сделан вывод о том, что факторы, влияющие на дополнительный рост онлайн-продаж, будут дополняться параллельно с ростом инвестиций бизнеса в интернет-маркетинг. Ключевые слова: интернет-маркетинг, онлайн, кризис, пандемия, бизнес.
В настоящее время использование инструментов интернет-маркетинга становится одним из самых актуальных направлений развития бизнеса. Организации имеют собственные интернет-ресурсы, реализуют свои маркетинговые стратегии в интернете, осуществляют интернет-коммуникации, привлекают потенциальных клиентов, проводят маркетинговые исследования, а также получают ценную маркетинговую информацию из интернет-источников, которую в дальнейшем используют для разработки стратегии продвижения.
К преимущества, из-за которых бизнес активно идет в онлайн, можно отнести:
- покупки в интернете в большинстве случаев относительно дешевле. Интернет-торговля является доступным и удобным сервисом для многих потребителей. В 2015-19 гг. российский рынок рос в среднем на 29% в год. По оценкам НИУ ВШЭ, в 2019 г. онлайн-продажи потребительских товаров достигли до 2,06 трлн руб., а этот сектор является одним из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики [1];
- высокая скорость претворения в жизнь маркетинговых инициатив коммерческой организации и получения достаточно быстрой обратной связи от потребителей по ним;
- широкий охват целевых потребителей, возможность точной нацеленности на конкретную аудитории;
- удобство. Покупки в интернет-магазине не подразумевают под собой поход в магазины, что сильно экономит время потребителей.
Одним из долгосрочных драйверов роста инвестиций в интернет-маркетинг является увеличение количества пользователей сети Интернет [2].
В России количество интернет-пользователей, по данным Digital 2020, составило 118 миллионов. Это значит, что интернетом пользуются 81% россиян [3].
Проникновение интернета в России среди более молодого населения (до 44 лет) в 2020 году превысило 90%, а среди самых молодых россиян (12-24 лет) приблизилось к 100%. В группе населения 4554 лет интернетом хотя бы раз в месяц пользовались 84,2% россиян, а среди самых старших жителей страны (55+ лет) в интернет выходит только половина -49,7%.
Мировое замедление экономического роста связано с множеством факторов, повлиявших на деятельность практически всех сфер бизнеса, такими как пандемия, государственные долги, замедление темпов роста мировой экономики в 2019-2020 году, резкое падение цен на нефть.
Все перечисленные факторы указывают на неизбежность наступления негативных
экономических последствий, бизнес уже столкнулся с объективными трудностями, такими как сокращение заказов, снижение выручки, вероятностью закрытия.
Несмотря на это, нынешний кризис дал понять, насколько важно использовать интернет-маркетинговые инструменты для сохранения уже имеющейся и завоевания новой аудитории. Современному бизнесу стало как никогда необходимо сохранить клиентскую базу, восстановить прежние уровни прибыли, для чего пришлось заново выстраивать взаимоотношения с потребителями.
После введения карантинных мер в Европе и США всего за один месяц количество активных пользователей в сети выросло в среднем на 8%. Рост просмотров новостного контента на YouTube к середине весны 2020 года вырос на 75%, а аудитория Facebook впервые превысила 2 млрд чел. Резкий рост популярности мы наблюдаем у интернет-приложений для удаленной работы, в том числе Zoom, Skype, Microsoft Teams, а также приложений для домашних кинотеатров и игр, спорта и фитнеса [4].
Особенно сложно приходится тем компаниям, которые до кризиса работали с клиентами офлайн. Личные встречи и физический контакт, концентрация людей в тесном пространстве - все это сейчас исключено.
Поэтому в первую очередь сейчас теряют прибыль:
- транспортные и туристические компании, гостиницы - все, что связано с внешним и внутренним туризмом или командировками;
- такси, общественный транспорт и каршеринговые сервисы;
- рестораны, кафе, фудкорты, кофейни;
- организаторы массовых мероприятий любого типа: концертов, форумов, конференций;
- сфера развлечений и семейного отдыха;
- спортивные клубы, бассейны, аква-парки;
- косметологические и стоматологические клиники, салоны красоты;
- розничные сети офлайн-магазинов, которые предлагают не продукты питания, а спортивные товары, одежду и т.д. [5].
В связи со сложившейся ситуацией существенно возросло использование электронных средств коммуникации, а как следствие - и интернет-маркетинга в бизнесе.
Ситуация довольно понятна - население вынужденно ограничивают свою офлайн активность, отсюда рост онлайн-потребления контента. Люди стали чаще читать новости, учиться онлайн, почти каждый четвертый заинтересовался онлайн-лекциями и экскурсиями. 21% пользователей начали пользоваться online заказами и доставкой продуктов.
Интернет-провайдеры Британии сообщают, что трафик вырос на 30%. Американские СМИ предупреждают, что национальные сети «испытывают огромное давление», и что текущая ситуация станет стресс-тестом для инфраструктуры звездно-полосатого сегмента интернета. Российские операторы связи рапортуют, что готовы к серьезному росту трафика [6].
Многие бренды начали экстренно адаптироваться к новым условиям жизни населения, пересматривать стратегии продвижения, перераспределять бюджеты из оффлайн в онлайн.
Появились тысячи рекламных плакатов, баннеров и видеороликов, обыгравших ситуацию с ковидом. Так, Lamoda временно поменяла свой бренд на Ladoma.
Банк Уралсиб анонсировал возможность оформления кредитной карты онлайн с доставкой курьером. До пандемии такую услугу предоставлял только банк «Тинькофф».
Delivery Club запустил доставку лекарств, образовательные платформы моментально открывают бесплатный доступ к библиотекам, фитнес-клубы переходят на Zoom-тренировки, части аппаратов ИВЛ печатают на 3D-принтерах.
С ослаблением карантинных мер обозначился тренд на поддержку бизнеса в интернете. В этом направлении работали Avito, Яндекс, различные банки, CRM-системы и т.д.
Например, Яндекс Директ стал возвра- - изоляция дома: потребители, вынуж-
щать часть потраченных средств на рекла- денные сократить свои походы в магазины му, «Авито» совместно с креативным делали в течение трех месяцев онлайн агентством SLAVA запустили видеоролик больше покупок чем обычно, тратя каж-в поддержку малого и среднего бизнеса о дый раз больше денег; предпринимателях, которые продолжают - переход части людей на удаленную
функционировать в условиях карантина. работу: в результате коронакризиса 2020 и
Все вышеизложенное свидетельствует пересмотра многими компаниями полити-об активном развитии интернет- ки работы в офисе [7], 5-7 миллионов че-маркетинга в ближайшей перспективе и ловек в России перейдут на удаленную ра-востребованности данных технологий у боту, некоторые переедут из больших го-предпринимателей. родов, что даст дополнительный рост ин-
По данным исследования Data Insight тернет-торговле [8]. рассмотрим главные, по нашему мнению, Таким образом, кризис - это возмож-
факторы, влияющие на дополнительный ность менять свою тактику и коммуника-рост онлайн-продаж в 2020-2024 годах, цию для продвижения бизнеса и привле-который параллельно растет с инвести- чения потенциальных клиентов. Что каса-циями бизнеса в интернет-маркетинг: ется бюджетов, то их нужно не просто со-
- новые онлайн-покупатели: по оценкам кратить, а оптимизировать за счет неакту-Data Insight три месяца карантина привели альных каналов, например, наружной рек-в онлайн-покупки не менее 10 миллионов ламы. Вся аудитория сейчас сконцентри-человек; рована в интернете, что доказывают при-
веденные статистические данные.
Библиографический список
1. Исследование: российский рынок интернет-торговли взял планку в 2 триллиона рублей // Новости экспертизы в НИУ ВШЭ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.hse.ru/news/expertise/373090086.html. (дата обращения: 28.01.2021).
2. Коломыц О.Н., Черникова В.Е., Фарамазян Л.Г. Создание региональных предпринимательских экосистем на базе ресурсного потенциала сферы малого и среднего бизнеса // Экономика и менеджмент систем управления. - 2017. - № 4-1 (26). - С. 120-126.
3. Отчет о состоянии цифровой сферы Digital 2020 // Интернет издание WebCanape. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.web-canape.ru/business/internet-2020-globalnaya-statistika-i-trendy (дата обращения: 28.01.2021).
4. Логунцова И.В. Актуальные тренды рынка маркетинговых коммуникаций в условиях пандемии covid-19 // Государственное управление. Электронный вестник. - 2020. - №82. -С. 54-68.
5. Кризис 2020: как перестроиться бизнесу и что делать с маркетингом // Cossa [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.cossa.ru/aevrika/263600/ (дата обращения: 28.01.2021).
6. Разум против рынка: почему в кризис выиграют те, кто инвестирует в онлайн -рекламу // TexTerra. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://texterra.ru/blog/razum-protiv-rynka-pochemu-v-krizis-vyigrayut-te-kto-investiruet-v-onlayn-reklamu.html (дата обращения: 28.01.2021).
7. Черникова В.Е. Бизнес-экосистема как эффективный механизм взаимодействия организаций в рамках цифровой экономики // В книге: Управление бизнесом в цифровой экономике: сборник тезисов выступлений. Санкт-Петербургский государственный университет. - 2018. - С. 75-77.
8. Прогноз развития рынка e-commerce в России в 2020-2024 гг. / Интернет-издания SEOnews. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://yandex.ru/turbo/seonews.ru/s/events/data-insight-prognoz-razvitiya-rynka-e-commerce-v-п^п^-2020-2024^.(дата обращения: 28.01.2021).
RESEARCH OF THE INTERNET MARKETING MARKET IN MODERN ECONOMIC CONDITIONS CAUSED BY THE CORONAVIRUS PANDEMIC
V.D. Solkina, Graduate Student
V.E. Chernikova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kuban State Technological University (Russia, Krasnodar)
Abstract. The article considers the advantages of online business presence in modern conditions caused by the coronavirus pandemic. The analysis of the Internet marketing market and the use of electronic means of communication in business is carried out. It is concluded that the factors influencing the additional growth of online sales will be supplemented in parallel with the growth of business investment in Internet marketing.
Keywords: internet marketing, online, crisis, pandemic, business.